Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена современной культурной ситуацией, значимость которой несомненна как для сферы гуманитарной науки, так и для социальной жизни общества. Речь идет о необходимости выявить и предельно четко обозначить комплекс качеств, выступающих своего рода матрицей, посредством которой формируется «национальный менталитет». Особую остроту обозначенная проблема приобретает с учетом того факта, согласно которому ничто другое, как национальный менталитет оказывает непосредственное влияние на интеллектуально-духовное развитие россиян.
Анализируя трагический пафос современных кризисных явлений в обществе, президент Дмитрий Медведев на встрече с лидерами парламентских фракций заметил, что: «Агрессивность, нетерпимость, замкнутость - все это проявления низкого уровня культуры. Все нацисты, независимо от места их происхождения, по своей природе антинациональны, они подрывают культурные основы своего государства, фактически разрушая его»1. При этом одним из возможных ответов на их действия, по мнению президента, должно стать проявление властями внимания к русскому фольклору. Несомненно, что в данной ситуации основная задача культурной политики страны, незамедлительного решения которой требует сложившееся положение дел, связана, по мысли Д. Медведева, с необходимостью «...развивать самые лучшие черты русского характера»2, что позволит заложить фундамент современной российской культуры.
Поскольку испокон веков русские богатыри являлись образцом, примером для подражания, обращение к богатырским образам, воплощённым в культурном наследии России, видится не только актуальным, но и своевременным. Героический эпос изначально выполнял важную культурно-воспитательную функцию - формировать нравственно-интеллектуальные основания сознания, представления о долге перед отечеством, воинской чести, напоминать новым поко-
1 Медведев в качестве ответа «нацистам» предлагает «поддерживать рус
ский фольклор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
2 Медведев в качестве ответа «нацистам» предлагает «поддерживать рус
ский фольклор». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
лениям о подвигах предков3. Не случайно воспитание гражданина, воина, глубоко преданного своему Отечеству, должно опираться на достижения отечественной культуры. Необходимо такое целостное представление о культурном прошлом России, которое способно выявить и сплотить духовное единство между поколениями, оживить «инстинкт героизма», воспитать патриота. Не случайно актуальность диссертационного исследования связывается нами с обращением к отечественной анимации, которая изначально стремилась к народным истокам, устойчивым представлениям о мире. Подчеркнем, что адекватная оценка замысла анимационного фильма невозможна без глубокого проникновения в породившую его культуру. Значимость ани-матографа4 обусловлена также его местом в системе аудиовизуальных искусств. Анимация применяется в самых разнообразных областях: в науке, искусстве, педагогической сфере, в том числе в области досуга (компьютерные игры, лазерные шоу) и повседневном быту (анимация на дисплеях мобильных телефонов и бытовых приборах). В данном контексте на первый план выступают такие свойства анимации, как доступность, яркость, зрелищность. Таким образом, в XX-XXI веке анимация оказывается в числе искусств, способных серьезно воздействовать на интеллектуально-духовную составляющую сознания, являясь одним из мощнейших средств коммуникации. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность избранной темы, обеспечивая достаточную степень продуктивности научных поисков в данном направлении.
Степень разработанности проблемы.
Проблема происхождения русского героического эпоса, русской народной сказки, а также взаимодействия эпоса и мифа рассматри-
3 «В грезах народной фантазии оказываются идеалы народа, которые
могут служить мерою его духа и достоинства, - писал по этому поводу Бе
линский. - Русская народная поэзия кипит богатырями, и если в этих бо
гатырях не заметно особенного избытка каких-либо нравственных начал, их
сила все-таки не может назваться лишь материальною: она соединялась с
отвагою, удальством и молодечеством, которым море по колено, а это уже
начало духовности, ибо принадлежит не к комплекции, не к мышцам и телу,
а к характеру и вообще нравственной стороне человека». См.: Белинский -
В. Г. Статьи о народной поэзии. - Поли. собр. соч. В 13 томах. - М., 1954.
- Т. 5. - С. 327.
4 «В современном понимании анимация состоит в создании иллюзии дви
жения путем последовательной съёмки изображений - кадр за кадром - с
использованием любых материалов и технических средств». См.: Хитрук Ф.
Записи разных лет // Киноведческие записки. 2005. - № 73. - С. 75-76.
валась в работах В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, Т.А. Нович-ковой, В.Я. Проппа. Изучение образов богатырей, представленных в эпической традиции, оказалось в центре внимания таких исследователей, как А.Н. Афанасьев, A.M. Астахова, А.Н. Веселовский, Л.Н. Майков, В.Ф. Миллер5, Л.Р. Прозоров, и др. Философское осмысление мифологического, эпического, сказочного, исторического, культурологического материала строилось на основе исследований СВ. Ковалевой6. Автор предлагает модель, с помощью которой возможно осуществить анализ любого произведения искусства, рассматриваемого в качестве «текста культуры». Кроме того в исследованиях мифотворчества имеют значение работы представителей структурно-семиотической философской традиции таких отечественных мыслителей, как В.В. Иванов, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров. На основе структурно-семиотического подхода А.И. Баландин, и А.Л. Топорков предлагают осмыслять эпическое наследие как диалектическое единство индивидуального и всеобщего, субъективного и объективного, актуального и традиционного. Воинский идеал Древней Руси с позиции этико-философского анализа рассматривался Р.В. Аристовым7, Т.Ю. Языниной8. Библиография по истории и теории анимации представлена работами С. Эйзенштейна, Н. Ходатаева, А. Птушко, М. Це-хановского, Д. Бабиченко, X. Херсонского, Л. Атаманова, П. Сазонова и др. При этом одним из фундаментальных исследований анимации в отечественном киноведении является работа Гинзбурга «Рисованный и кукольный фильм. Очерки развития советской мультипликационной кинематографии», посвященная природе анимационного фильма, жанрово-тематическим направлениям и формам развития анимации советского периода первой половины XX века. Кроме того в ходе работы над диссертацией были критически проанализированы труды режиссеров и художников. В их числе Ю. Норштейн9,
5 Миллер В. Ф. Лекции по русской народной словесности Былины. - М.,
1897.
6 Ковалева СВ. Онтологическая структура сознания как предмет фило-
софско-культурологического сознания: дис. ...д-ра философских наук. - Крас
нодар. 2009.
7 Аристов Р. В. Воинский идеал Древней Руси: Этико-философский
анализ. Дис. ... канд. философских и. - Тула, 2004.
8 Язынина Т.Ю. Православные традиции офицерского состава российс
кой армии: культурологический анализ. Дис. канд. культурологи. - Красно
дар, 2010.
s Норштейн 10. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации. - М., 2005.
А. Орлов10, Ф. Хитрук" и др. Такие авторы, как Н.Г. Кривуля12, Ю.Е. Букатина13 в своих исследованиях решают проблему становления анимации как искусства; изучая и осмысляя проблему интерпретации былины, выявляют принципы наиболее адекватного смыслового выражения эпических сюжетов в постмодернистских произведениях культуры XX века. Рассматривая поэтику как форму изложения былинного материала на примере работ Рябининых-Андреевых, О.В. Захарова14 в контексте изучения эпической памяти в современной фольклористике обосновывает проблему выражения сюжета былин «Вольга и Микула», «Добрыня и змей», «Королевичи из Крякова». Рассматривая анимацию как искусственно-кинематографический способ оживления, одушевления куклы, возникла необходимость определения ее природы и функций, которые были выявлены в исследовании Т.Е. Карповой, определяющей куклу как модель человека. Анализ взаимодействия музыки и изображения в смысло-образной структуре мультипликационного фильма представлен в диссертационных работах И.С. Бегизовой15, П.С. Волковой16 и Т.П. Рыльской17. Авторы утверждают, что особенности взаимодействия музыки с изображением способствовали специфическому преломлению в мультипликации многих традиционных для игрового кино функций киномузыки и возникновению новых, присущих исключительно анимации. Специально заметим, что, несмотря на отмеченные ракурсы исследования интересующей нас проблемы, процесс трансформации былинных образов в культурной динамике на
10 Орлов А. Апрактивность киноэстетики авангарда в её классическом из
мерении (Мультипликация Норманна Мак-Ларена) // Мультипликация, ани-
матограф, фангоматика... - Киев, 1989. - С. 60-106.
11 Хитрук Ф. Мастера советской мультипликации. - М. 1972.
12 Кривуля Н.Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития
мировых аниматографий. Дис. ... доктора искусствоведения. - М„ 2009.
13 Букатина Ю.Е. Русская былина в культурно-историческом контексте:
проблемы интерпретации в XX веке. Дис Канд. исторических наук. - М.,
2005.
14 Захарова О.В. Поэтика сюжета в эпической традиции Рябининых-Ан
дреевых. Дис. ... канд. филологических наук. - Петрозаводск, 2005.
13 Бегизова КС. Взаимодействие музыки и изображения в образной структуре мультипликационного фильма. Дис. ... канд. искусствоведения. - Тбилиси, 1985.
16 Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале
искусства XX века). Дис. ... доктора искусствоведения. - Саратов, 2010.
17 Рылъская Т.П. Мифологема смерти в проблемном поле визуальной куль
туры. Дис. ...канд. культурологии. - Краснодар, 2010.
примере отечественной анимации ни в одной из работ не рассматривался.
Объект диссертационного исследования - герои былин в отечественной культуре.
Предмет исследования - трансформация смыслообраза героев русского эпоса в современной отечественной анимации.
Цель исследования состоит в выявлении тенденций культурной динамики, которыми отмечены разные формы искусства, воплощавшие смыслообразы русских богатырей и их противников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
-
продемонстрировать влияние эпоса на творчество представителей отечественной художественной культуры;
-
осуществить сравнительный анализ воплощения смыслообраза эпических героев в различных видах искусства (музыка, живопись, литература, анимация);
-
выявить взаимосвязь былинного эпоса с мифологическими архетипами (культурный герой, трикстер, верховное божество);
-
раскрыть преемственность, существующую между: а) русской лубочной картинкой и отечественной анимацией, через посредство советского агитационного плаката; б) современным агитплакатом и демотиватором;
-
изучить связь современных кукол - героев кукольной анимации - с обрядовой куклой в традиционной культуре славян;
-
определить интенцию трансформации смыслообраза эпических героев в различных видах искусства (музыка, живопись, литература, анимация).
Теоретико-методологическая основа исследования складывалась с учетом междисциплинарного характера диссертационной работы. В числе базовых для настоящего исследования произведений стали монографические исследования и отдельные публикации корифеев отечественной гуманитарной науки. Таковыми по разным позициям выступают труды С.С. Аверинцева, А.Н. Афанасьева, К.Г. Исупо-ва, М.С. Кагана, И.Ф. Кефели, Ю.М. Лотмана, Л.М. Мосоловой, В.А. Подороги, В.Я. Проппа, Й. Хёйзинги. Философское осмысление темы, основанное на методе диалога, в котором участвует речь автора, зафиксированная на уровне знаков, символов, и речь реципиента, в данном случае текст соискателя, рассмотрено сквозь призму творчества М.М. Бахтина, Н.М. Бахтина, А.А. Брудного, Я.Э. Голо-совкера. Точкой соприкосновения двух разных текстов выступает не только и не столько сам материал, содержание произведения, сколь-
ко смыслообраз, который в форме феномена понимания актуализируется в процессе диалогической ситуации, осуществленной на основе нравственного чувства сопереживания, соучастия. Помимо этого, в фокусе научных интересов диссертанта оказались труды представителей как мифологической, так и исторической школ бы-линоведения. Это работы Н. Веселовского (в первую очередь, его статья «Мелкие заметки к былинам» и монографическому исследованию «Историческая поэтика»), представителя советской исторической школы Б.А. Рыбакова - имеется в виду монография автора «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи», и его статьи, посвященные интерпретации былин («Исторический взгляд на русские былины»; «Русский эпос и исторический нигилизм»). В числе наиболее заметных работ последователей Б.А. Рыбакова назовем статью Ю.И. Юдина «Историческая реальность и былинная фантазия» (1997). Следует также отметить работу «Русские богатыри» Л.Р. Прозорова, современного исследователя, работающего на стыке мифологической и исторической школ. Принципиальное значение в данном контексте имеют работы В.П. Аникина, касающиеся методологии исторического изучения русской былины в свете теории фольклорной традиции. Кроме того, с точки зрения типологического подхода весьма полезным оказалось исследование Т.Г. Ивановой, в котором рассматриваются вопросы сопоставления типических мест (повторяющиеся, однотипные эпизоды) как приема исследования устных текстов.
Материалом для культурологического анализа послужили былины, записанные А. Марковым, собранные Киршею Даниловым и П.Н. Рыбниковым. В контексте отечественной музыкальной культуры знаковыми в аспекте диссертационного исследования стали: «Богатырские ворота в стольном граде Киеве» (из цикла «Картинки с выставки») М.П. Мусоргского, Симфония № 2 «Богатырская» А.П. Бородина; хоровая симфония-действо «Перезвоны» и оратория-действо «Скоморохи» В.А. Гаврилина. В области изобразительного творчества соискатель сфокусировал свой научный интерес на картинах «Богатыри», «Витязь на распутье», «Илья Муромец», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» В.М. Васнецова; «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» И.Я. Билибина; «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец на пути в Киев», «Три поездки Ильи Муромца» М.П. Чевалкова; «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец освобождает узников», «Алеша Попович и красна девица» К.А. Васильева; «Добрыня Никитич» С. Москвитина; «Алеша Попович и Елена Краса» Б. Ольшанского;
«Алеша Попович и голова чудовища» А. Клименко; «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Г. Юдина. Образ богатыря, созданный представителями русской поэтической школы, рассматривается на примере творчества А. Пушкина, А. Толстого и К. Бальмонта. Среди анимационных работ особое место занимает творчество режиссеров, работающих на базе студии «Мельница» (создана в 1999 году. Учредителями выступили звукозаписывающая студия «Миди-Сине-ма» и кинокомпания СТВ). В числе работ «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Ильи Максимова; «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Владимира Торопчина; «Алёша Попович и Тугарин-Змей» и «Три богатыря и Шамаханская царица» Сергея Глезина.
Научная новизна диссертационной работы представлена следующими положениями:
-
установлено, что в течение истории развития культуры тема, посвященная эпическим героям, была востребована наиболее остро: в IX — XI вв. - создание и исполнение былин; в XIX в. - в академической музыке и классической литературе; в XIX - XX вв. - в изобразительном искусстве и литературе «фэнтези»; в XX -XXI вв. - в рок-, фолк-музыке и анимации;
-
в результате культурологического анализа смыслообразов трёх богатырей выявлены как типические, так и особенные черты, воплощенные в рамках основных видов искусств (музыка, живопись, литература, кинематограф, анимация);
-
обосновано, что смыслообразы трёх богатырей можно исследовать с позиций мифологических архетипов;
-
проанализирована связь между созданием лубочных картинок и советским агитационным плакатом. В свою очередь, отечественную мультипликацию можно по праву назвать преемницей советского агитплаката;
-
аргументирована логическая связь, существующая между анимационными и обрядовыми куклами, смысл которой обусловлен феноменом арттерапии;
6)определено, что в музыке, литературе, изобразительном искусстве происходит трансформация формы воплощения без изменения смыслообраза эпических героев; в анимации же смыслообраз низводится до концепта.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Смыслообразы трёх богатырей и других героев, созданных в эпических произведениях, остаются неизменными в таких видах искусства как музыка, живопись, литература. В анимационных текстах культуры трансформируется смыслообраз героев, становясь концептом. В результате былинные герои средствами анимации пре-
вращаются в сказочные персонажи, утрачивая духовно-нравственный потенциал, изначально заложенный в былинах.
-
Наибольшей смысловой трансформации подверглись образы героев, которые изначально не были отмечены целостностью подобно Илье Муромцу или Добрыне. Имеются в виду Алёша Попович и князь Владимир. Гиперболизация, заметная ещё в эпосе, достигает в серии работ студии «Мельница» своего апогея.
-
В анимационных фильмах изменяются смыслообразы персонажей, сопутствующих героям былин: богатырского коня, Соловья-Разбойника, Змея Горыныча.
3.1. Если былинный образ богатырского коня, выступающего в
качестве верного друга и соратника своего хозяина, отвечает смыс
ловой характеристике мифического существа (скакуна, запряжённо
го в колесницу Перуна, крылатого Пегаса и т.д.), то в фильмах сту
дии «Мельница» лишь конь Ильи Муромца соответствует своему
прототипу. Что же касается других богатырей, то у Добрыни Ники
тича вместо коня мы видим верблюда, а у Алёши Поповича — осли
ка Моисея, персонажа не только сказочного, но и откровенно ко
мичного.
-
Образ Соловья-Разбойника демонстрирует собой некий переходный этап от одного типа отрицательных персонажей к другому, поскольку на его примере мы можем наблюдать как древние, зооморфные чудовища в эпосе постепенно наделялись человеческими характеристиками и чертами реальных врагов государства. Образ Соловья, весьма размытый и неопределённый в эпосе, в XX-XXI веке наполнился конкретным смыслом, содержащим характерные, неизменные детали.
-
Образ Змея-Горыныча также претерпел значительные изменения. Если в эпосе сталкиваются два противоположных начала -темное, выраженное в образе Змея Горыныча, и светлое, олицетворяемое русским богатырем Добрыней, то в анимации наблюдается обратная ситуация. Змей рассматривается здесь как персонаж во многом комический, мало того, он представлен старым боевым товарищем Добрыни. Подобная трансформация образа врага отвечает ситуации, согласно которой Змей выступает в качестве предка, родственника, покровителя семьи и ее прямого помощника.
4. Тяга к подражанию западным образцам, что заметно не толь
ко в оценке художественного продукта (серия работ студии «Мель
ница» позиционируется авторами как «героический блокбастер»), но
и в выборе персонажей. Подобные примеры свидетельствуют о том,
что ориентация на западные стандарты приводит к размыванию
культурных границ, вследствие чего самобытный, оригинальный
материал воспринимается как ремейк, отмеченный неизбежной вто-ричностью.
5. В отличие от советской анимации, в которой приоритет отводился просветительству и воспитанию молодого поколения, что способствовало бережному отношению к традиции, современная российская анимация, делая ставку на развлекательность как один из главных атрибутов общества потребления, с неизбежностью деформирует смыслообразы традиционной культуры.
Теоретическая значимость исследования обусловлена комплексным культурологическим анализом образа трёх богатырей на примере разных видов искусства. Помимо этого, значимым с точки зрения гуманитарной науки представляется рассмотрение богатырских образов с позиции мифологических архетипов. Теоретическая значимость результатов диссертации заключается также и в обращении к специфическим чертам национального героя (от глубокой древности, до наших дней), что оказывается важным при осмыслении примет социокультурной динамики. Наконец, существенным в развитии теории культуры представляется расширение сферы применения продуктов отечественного и западного аниматографа.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в рамках учебных дисциплин, посвященных этнографии и фольклору («Областные певческие стили», «Народное творчество» и др.), анализу визуальных видов искусства («История кино»), традиционной культуре («Культурология»). Выводы, сделанные в диссертации, могут быть полезными при изучении русского эпоса и мифов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы, теоретические подходы и выводы нашли отражение как в научных публикациях и устных докладах и сообщениях, представленных на региональных, всероссийских и международных конференциях, так и в концертной деятельности соискателя. В качестве солиста фолк-группы «АЛАТЫРЬ» соискатель провел более 15 лекций-концертов, выступая перед молодежной аудиторией Краснодара, Москвы и Выборга.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа, заключения, списка источников и видео- и аудиоприложения. Последнее содержит не только записи
образцов отечественной анимации, которые подвергаются культурологическому анализу, музыкальных произведений, посвященных богатырским образам, но и репродукций картин, рассматриваемых в первой главе диссертационного исследования, а также примеры демотиваторов, которые создаются в опоре на архетипические образы, и работы художников-карикатуристов.