Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Дзюбан Валерий Валериевич

Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.)
<
Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.) Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзюбан Валерий Валериевич. Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.): диссертация ... доктора исторических наук: 24.00.01 / Дзюбан Валерий Валериевич;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курский государственный университет", www.kursksu.ru].- Курск, 2015.- 587 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методология, источники, историография исследования 23

1.1. Понятие субкультуры казачества и методология ее изучения.. 23

1.2. Историография субкультуры регионального казачества 44

1.3. Источниковая база исследования 75

Глава 2. Генезис и динамика развития субкультуры казачества в исторических условиях XVI -XVII веков 87

2.1. Генезис субкультуры казачества в XVI в 87

2.2. Субкультура казачества региона на рубеже XVI - в первой половине XVII вв 105

2.3. Стародубский территориальный полк как социо-культурное явление 133

Глава 3. Субкультура в условиях усиливающегося расказачивания региона к концу XVIII века 172

3.1. Обыденный аспект в субкультуре казачьей жизни и формы его трансформации 172

3.2. Казачья элита в системе субкультуры, ее функции и формы трансформации 190

3.3. Рядовое казачество и его роль в развитии казачьей субкультуры 197

3.4. Субкультура казачества в исторических условиях XVIII в. к его концу: проблема самоидентификации 220

Глава 4. Формы сохранения элементов субкультуры казачества и их ретрансляция в культуре России XIX - советского периода XX вв 241

4.1. Становление субкультуры у потомков казачества в досоветский период 241

4.2. Сохранение традиций казачества в реестровом Стародубеком полку 262

4.3 Фрагменты субкультуры в СССР и проблема их изучения 284

Глава 5. Возрождение казачьей субкультуры в регионе 288

5.1. Ментальные характеристики субкультуры казачества, их социокультурная роль в современной жизни региона 288

5.2. Социокультурные формы в субкультуре современного казачества: кадетское движение, традиционные казачьи семьи, общественные организации 315

5.3. Инновационная политика как культурно-историческая стратегия казачьей субкультуры 345

Заключение 365

Список литературы 379

Историография субкультуры регионального казачества

Э. Обершалл (теория «мобилизации») рассматривал условия, причины и характер мобилизации субкультурных групп в общественное движение. Мобилизационный характер субкультуры казачества, как известно, особенно ярок.

Р. Айерман и Э. Джениссон интерпретировали социальные движения как субкультурное коллективное поведение, которое дополняется спонтанным индивидуальным поведением, что в определенной степени также характерно для казачества32.

Отечественные исследования (А. Громова Е. Здравомыслова, Д. Ольшанского, М. Соколова, А. Щегорцева и др.), посвященные проблемам современных субкультурных движений 80 - 90-х годов, характеризуют их как неформальные и их сущность связывают со спецификой российской общественной системы, что характерно и для современного казачества, возрождающегося в регионе33.

Автор исходит из того, что субкультура (лат. sub - под и cultura -культура; подкультура) - понятие (термин) в культурологии, социологии, антропологии - обозначающее часть культуры общества, отличающееся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры своеобразием и даже дополнением к системе ценностей, языку, манере поведения, одежды и другими аспектами, что характерно, как будет показано, для казачества региона.

Как уже было указано выше, субкультуры возникают на националь 31 Чувашова Н.И. Структура и динамика социально-политических конфликтов в современном российском обществе: дисс. ... доктора политических наук. М., 2007. 437 с. ной, демографической, географической, профессиональной и других основаниях., в том числе образуются общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы, что свойственно и казачеству региона.

Когда отличия возводятся в абсолютное явление, то это становится основанием того, что часть казачества считает себя, например, этнической общностью. И это пытаются доказывать, как будет показано ниже, ряд исследователей. Однако это не подтверждается нашим исследованием.

Таким образом, субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, понятие, характеризующее культуру группы, которая отличается от основной культуры или даже является в определенном смысле враждебной этой культуре и ее тогда можно назвать контркультурой, то в субкультуре казачества уживаются обе эти тенденции.

Под субкультурой понимают:

1) совокупность определенно негативно интерпретированных норм традиционной культуры, функционирующих у, например, преступного слоя общества (делинквентная подкультура), то, забегая вперед, отметим, что в истории северского казачества будет существовать понятие «воровские каза ки»; 2) особую форму организации людей как целостное сообщество, автономно существующее внутри основной культуры, определяющее свой стиль жизни, мышления, отличающееся своими нормами, обычаями, ценностями, институтами самоуправления. Казаки имели, как будет показано, такую особую форму самоорганизации, отличающуюся своими нормами, обычаями, ценностями, институтами самоуправления и т. д.;

3) своеобразное мышление, опирающееся на также своеобразную систему ценностей, создавало мировоззренческую составляющую, когда воєнно-мобилизационное мышление казачества, почти профессиональное или близкое к такому состоянию, определяло субкультуру.

«Современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в ко 27 торых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней», - полагает, например, современная исследовательница проблемы Л.И. Духова34.

С таким утверждением часть исследователей казачества не согласны, что будет исследовано далее в историографии проблемы. Из теории субкультур следует, что, с одной стороны, есть точки зрения, что субкультуры «характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных»35 мировоззрениям других социальных групп или поколений. В этом случае предполагается, что некоторая группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. Но с точки зрения культурологи, субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И то, и другое, как будет далее показано, есть в истории субкультуры казачества региона.

Теория субкультур описывает культурную дифференциацию современного общества. Понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания обществом неоднородности культурного пространства.

Термин «субкультура» в научной литературе, считается, относят к 30-м гг. XX в., но большое распространение он получил в 1960 - 70-х гг. в связи с научными исследованиями молодежных движений, получившими тогда распространение. Приставка «sub» (т.е. «под») обозначала неофициальные культурные пласты под «дневной поверхностью» господствующей культуры. Вместе с появлением понятий «subterranean culture» (подземная культура) и «underground» (подполье) возникло восприятие этих явлений как неинституциональных, «неправовых», «низовых», в противоположность «высокой» официальной «правовой» культуре.

Субкультура казачества региона на рубеже XVI - в первой половине XVII вв

По данным В.А. Мякотина, общая картина по составу Нежинского полка, в который в это время входит Стародубский территориальный казачий полк, такова: «Всего нежинского полку в городех и в местечках и в селах к вере приведены по сем переписным книгам: 1 ч. наказной полковник, 35 ч. сотников, 27 чел. писарей, 40 ч. ясаулов, 30 ч. хорунжих, 402 ч. атаманов, 1 ч. судья, 1 ч. шлятич, 11 412 ч. Козаков, 61 ч. земских старост, 7 ч. сотцких, 5 ч. бурмистров, 8 544 ч. мещан. Всего Нежинского полку начальных людей и ко 145 заков и мещан и всяких чинов людей к вере приведено 20 567 человек» . Таким образом, более половины населения региона можно отнести к казачьему сословию.

Власть полковая и городская передавалась достаточно спокойно. Например, «въ Стародубскомъ полку Тимофей Алексеевъ изъ стародубскаго городового атамана въ 1676 г. сталъ полковникомъ и оставался имъ до 1678 г., когда вновь занялъ должность городового атамана, а въ 1678 - 90 г. опять былъ полковникомъ», - анализирует В.А. Мякотин . Он исследует отношения казачества и других социальных слоев населения, в том числе и на территории исследуемого региона. Здесь сохранялось несколько старых родов, владевших крупными имениями, которые, несмотря на переход территории из одного государства в состав другого, продолжали ими владеть. «Въ старинной Северской земле, позднее вошедшей въ составь территории Староду-бовскаго и Черниговскаго полковъ, сохранялось несколько старыхъ тузем-ныхъ родовъ, владевшихъ здесь крупными имениями еще въ то время, когда эта область принадлежала Московскому государству, и съ той поры кое-какъ отстаивавшихъ свое положение среди наплыва новыхъ польскихъ владель-цевъ. Было въ Северщине немало и мелкихъ помещиковъ-шляхтичей поль-скаго и малорусскаго происхождения, а местами встречались целыя гнезда старинныхъ «земянъ», мелкихъ землевладельцевъ, пользовавшихся шляхетскими правами, но по условиямъ своего хозяйственнаго быта мало чемъ отличавшихся отъ зажиточныхъ козаковъ»

На территории Стародубского полка одним из старых землевладельческих родов был, упомянутый ранее, род Борозди, который владел большими имениями еще в то время, когда Северщина принадлежала Московскому государству, а «вследъ за переходомъ ея въ начале XVII века къ Польше правительство последней въ свою очередь подтвердило въ 1620 году четыремъ братьямъ Борозднамъ ихъ имения - м. Горскъ съ разными селищами. Но въ марте 1648 года Осипъ Бороздна за неявку къ суду подвергся банниции (изгнанию изъ пределовъ страны). Вследъ за темъ онъ перешелъ къ Хмельницкому, а последний универсаломъ, выданнымъ 2 сентября 1656 г., утвердилъ за сыномъ Осипа, Лаврентиемъ Бороздной, наследственныя Борозднинския имения» . «Мы, маючи взглядъ на пана Лаврентия Бороздну, - говорилось в универсале, - подали ему въ поссесию села: Горскъ, Клюси, Куршоновичи, Жолведь, островъ Тарасовский... также въ Мглинской волости селище Тро-стянское и селище Рощининское, селище Роевское надъ рекою Белогощею, село Карцево зъ млиномъ, д. Хоромное, пустошь Бороздина... маетность его власную...». Гетман под страхом неминуемой кары при малейшей жалобе запретил «у вышъ речоныхъ селахъ и маетностяхъ кривду якую ему самому и людемъ чинити» .

Перешел к Хмельницкому и другой старый богатый землевладельческий род Северщины, также упомянутый ранее, Рубцов, известный с половины XVI века, благодаря чему сохранил свои имения. «Мы, - говорилось в универсале 4 сентября 1656 г., - маючи взглядъ на пп. Рубцовъ, Михайла и Илью, и на прислугу ихъ у войску нашомъ запорожскомъ, подалисьмо имъ въ посессию села: Курозново, Раженичи и зъ млиномъ, с.Бобки, Чернооковъ, Брахловъ зъ отчинами, до тыхъ селъ здавна належачими... зъ селищами Пол-ховымъ и Стобки, зо всеми до ныхъ принадлежностями, маетности ихъ власные, въ повете Стародубовскомъ будучи» .

Наряду с крупными имениями сохранилось и много мелких шляхетских владений, собственники которых сумели снискать себе расположение гетмана. «Маючи взглядъ, - писал Хмельницкий в универсале 2 сентября 1656 г. шляхтичам Воронам, - «на пановъ Мартина и Федора Вороновъ шляхту, взявши въ протекцию нашу и наклонивши ухо до прозьбы ихъ, по-далисьмо онымъ въ посессию села по отцу... въ повете старо дубов-скомъ...» . Даже в 1742 г. Павел и Иван Добродеи, жители д. Добродеевки Стародубовского полка, жаловались войсковому генеральному суду, что предки их во время принадлежности Малороссии Польше были шляхтичами, а после отделения от Польши «стародубовскимъ полковникамъ наслуговали дворянство», самих же их «въ свое подданство повернулъ», завладев их землями, войсковой канцелярист Роман Коншиц. Произведенное следствие выяснило, что Добродеи действительно шляхетского происхождения, но дед их убил деда Романа Коншица и за это убийство уступил сыну убитого половину своих земель, а позднее Коншицы завладели остальными землями и самими Добродеями.

Таким образом, сохранялось еще прежнее имя шляхты, но этим именем обозначалось теперь лишь происхождение отдельных семей и лиц, не обладавших уже никакими правами и не составлявших обособленную сословную группу. Шляхта же, как особое привилегированное сословие, как высший класс общества, исчезла.

Одновременно с крупными изменениями в элите общества не менее существенные перемены произошли и на нижних его ступенях. Крестьянство освободилось от панской власти и получило личную свободу и гражданские права. Одновременно исчезли резкие грани, ранее установленные законом между отдельными классами общества. Возникла возможность свободного перехода из одной социальной группы в другую. Исследователь проблемы В.А. Мякотин делает вывод, что эта возможность не была приурочена только к моменту восстания, явившемуся вместе с тем «моментомъ окозачения зна-чительныхъ массъ населения, но сохранилась и позже».

Рядовое казачество и его роль в развитии казачьей субкультуры

«Особенный ужас поводили наши казаки на неприятеля при вылазках, Стародубовцам же иногда вылазки и не удавались, и это было поводом насмешек Михельсона над генералом Воиновым, который был его племянником; вот как описывает в своих записках С.Г. Волконский.

Воинов «хотел сделать перелом в нравственном отношении своего полка и, заметив, что донские казаки удачно всегда прогоняли турок, попросил казачьего полковника ссудить его на несколько часов казачьими мундирами и вооружением. И в этом маскараде пустил Стародубовцев на отражение турецкой кавалерии, которые отлично отбили неприятеля, и от, тех пор Стародубовцы уже в казачьих мундирах всегда отлично прогоняли турок. Это происшествие доказывает, как случайные казусы имеют влияние на удачу в военном действии».541

Автор называет казусом явление, когда казачьи традиции помогали решать боевые задачи, и воины начали вспоминать боевые действия своих предков-казаков. Стародубовский полк переименован в кирасирский полк. Во время Отечественной войны 1812 г. стародубцы находились в составе 3-й армии Тормасова, где наиболее отличились в Кобринской баталии, сражениях у г. Городечно, у реки Березины. После изгнания армии Наполеона из России полк был в заграничном походе, где участвовал в «битве народов» под Лейпцигом и взятии Парижа.

В конце 1815 г. Стародубовский полк был уже на постоянных квартирах в городе Львове. Почти полгода полк приводился в порядок, так как «материальная часть была слишком расстроена»542. Ротмистр Мартынов. История 12-го Драгунского Стародубовского полка. С-ПБ.: Тип. «Бережливость», 1908. Гл.3. С. 83-85. 542 Там же. Гл. IV. С. 148-150. «Император Александр I особое внимание обратил на езду и выездку лошадей. Уже с 1817 года, когда были учреждены берейторские школы и особые учебные эскадроны в кавалерии, мало по малу мы ознакомились с употреблением развязки, корды, бича и приемам манежной выездки. Не прошло и двух лет, как полк сделал большие успехи: заметно улучшилась выездка, явилось хорошее управление, однообразная посадка и точность движений в строю. Эскадронные командиры должны были заниматься учением каждое утро, но после обеденные занятия были воспрещены; что касается пешего строя, то говорилось так: «излишних ружейных приемов сколь можно избегать, а приучать людей с точными правилами скоро и верно заряжать, прикладываться, стрелять в цель; развязной маршировке и разным ломкам фронта эскадронном». Производить учение предписывалось «без изнурения людей».

«Появилось и новое зло - чрезмерное увлечение манежной ездой. Забывая боевые требования, сокращали аллюры до того, что на рыси и курц-галопе кавалерия отставала от пехоты; мало ездили в поле и потому, не смотря на красивую, при нынешних сроках службы даже едва ли достижимую посадку (плечо, колено и носок на одной отвесной линии), всадники нередко падали в строю на маломальской неровной местности. Приблизительно в это время вышли и новые строевые уставы.

Каждый офицер получал от казны в собственность молодую ремонтную лошадь, срок службы которой был 8 лет, после чего ему заменяли лошадь» . В конце 1825 г. на престол вступил Николай Павлович. «Во все тридцатилетнее царствование Императора Николая I -го, военное звание стояло высоко; много было сделано к улучшению быта солдата и офицера. Дисциплина была поднята на высокую степень, строевое образование, как только его цев, присутствовавших па царских смотрах войск. В это царствование выработался особый тип солдата, который на долго сохранил военный термин «Николаевский», - точно определявший внешний вид бравого молодца-солдата, отлично сложенного, ловкого, смелого, способного переносить безропотно все лишения солдатской жизни»544.

В полку был шеф полка генерал или полковник (до 1831 г.). Два эскадрона в полку назывались дивизионом, и майор был дивизионным командиром одного из этих эскадронов. Эскадроны назывались не по номерам, а по имени своих эскадронных командиров. Когда же утвержденный командир эскадрона выбывал из полка, то эскадрон его до утверждения нового командира принимал название «вакантного», а если бы их было несколько в полку, то они назывались: «1-й вакантный, 2-й вакантный» и т. д. Об офицерах, которые не прибывали в срок из отпуска, командир части «делал объявление в инвалиде. Такое объявление было сделано в Русском Инвалиде за 1827 год № 230»545. В 1831 - 1832 гг. стародубцам пришлось выполнять неприятную миссию подавления польского восстания.

Среди реформ императора Николая Павловича ротмистр отмечает особо, как ни странно, эту: «Гораздо более значения для жизни имело повеление от 1 Октября 1838 г., коим даровалось весьма большое облегчение для офицеров при отдании начальникам воинской чести. До сего времени офицеры, когда они имели надетыми фуражки, то должны были их снимать при встрече с начальником, а теперь разрешено лишь прикладывать руку к козырьку. 18 Марта 1844 г. повелено штаб и обер-офицерам при встрече со старшими отдавать честь, не сбрасывая шинели с плеча, как было до сих пор».546

За всю историю своего существования полк много раз менял свои наименования, был: карабинерным, кирасирским, драгунским полками.

Советы с 20-х годов стремились выражать интересы и казачьей массы, называясь Советами рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов в казачьих регионах.

Юридическая сторона дела определялась принятием государственных актов, например, декретом СНК о строительстве Советов в казачьих областях (25 марта 1920 г.). Постановление Президиума ВЦИК об образовании казачьих секций в областных и губернских исполкомах детализировало этот декрет.

В нем говорилось: "Принимая во внимание ряд бытовых особенностей и условий казачьей жизни и для усиленной работы среди казачества, которое идейно еще не сжилось со строительством Советской власти, образуются казачьи секции из членов областных (губернских) исполкомов".

Новое правительство с одной стороны, усиливало контакты с казачеством, а с другой - вело репрессии против казачьей элиты.

Вплоть «до гражданской войны 1918 - 1921 гг. в Стародубском крае во многих селах встречалось упоминание о деятельности двух самоуправляющихся обществ: крестьянского и казачьего». В каждом имелись свой староста, полиция, суд и управление. Наибольшее в. проживало в следующих населенных пунктах Стародубского района: с. Чубковичи, с. Азаровка, с. Курковичи, с. Левенка, с. Мохоновка, д. Камень.

Даже не имея своей территориальности и зачастую находясь в небольшом количестве, они, теряя свою субкультуру, сохраняли отдельные традиции. На некоторых домах казаков сохранялись эмалированные таблички с надписью, что это дом казака547.

Сохранилась, например, эта казачья песня: «Эх, ореховое седелечко. Конь ты мой вороненький. Как поехал на Украину Казак молоденький» . В 1924 г. государство признало, что политика по отношению к казачеству, проводимая до сих пор, была ошибочной. Апрельский (1925 г.) Пленум ЦК ВКП(б) восстановил казаков в гражданских правах и утвердил мероприятия по вовлечению рядового казачества в социалистическое строительство. Возрождение казачества как советского произошло в годы предвоенного времени и Великой отечественной войны (1941 - 1945 гг.).

Сохранение традиций казачества в реестровом Стародубеком полку

В конце XX - начале XXI веков страна оказалась в сложной ситуации. Многие вызовы внешнего и внутреннего планов: технологический, демографический, миграционный, экологический и др. ставят под угрозу само ее существование. Одна из основных причин, затрудняющих устойчивое и эффективное развитие России, лежит в сфере духовных и жизненных приоритетов, ценностей и тесно связанных с ними общественных отношений. В общественном сознании не актуализированы нормы трудовой этики, идеалы трудового служения, надиндивидуальные смыслы жизни и деятельности, активной и конструктивной гражданской деятельности; недостаточна степень духовной консолидации россиян, доверия людей друг к другу, к обществу, государству, к будущему страны и заботы о нем.

Политические, социально-экономические изменения, произошедшие в стране, привели к формированию иных духовных ценностей и критериев оценок происходящих явлений. Иная ценностная ориентация молодежи размыла понятия «долг» и «честь», разрушила морально-психологическое состояние.

Представляется, что основные причины, обусловившие появление данной проблемы, следующие551: - ослабление в школах духовно-нравственной, патриотической, гражданской составляющей воспитания; - дезорганизация семейной жизни из-за социального расслоения, безработицы, нарушения нравственных, этических норм, традиционного уклада семьи, ослабление функций семьи, в том числе - воспитательной;

Задорожный П.Ф. О воспитании достойного подрастающего поколения казаков в современных условиях // Доклад Совету Атаманов Общероссийской общественной организации «Союз казаков», г. Воро-нежД8.08.2012 года/http://klin-demianovo.ru/10.09.2013. - безнадзорность и беспризорность детей, рост детской преступности, связь ее с организованной преступностью; - распространение среди молодежи социально обусловленных заболеваний; - запрет цензуры в средствах массовой информации, доступность низкопробной информации через прессу, телевидение, радио, интернет и др., пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию; - новая религиозная ситуация; - разрушение единой системы воспитания, когда молодежные объединения часто действуют вне учреждений образования; - усиление недоступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений для молодежи, коммерциализация молодежного досу-га .

Духовное и душевное состояние, мировоззрение, ценностное отношение к собственной жизни, труду, семье, другим людям, народу, своей стране, государству, к прошлому, настоящему и будущему определяют образ жизни человека. Из многих жизней складывается уклад жизни народа, который в целом определяет качество экономики, характер деятельности гражданского общества, обороноспособность страны и другие значимые формы национальной жизни. Реальность, создаваемая человеком, отражает, продолжает и развивает его внутренний мир. Качество человека, гражданина, личности -основной ресурс развития России. Казачество традиционно было одним из столпов российской державно-сти. Сегодня оно возрождается, формируется как социальное движение, вновь доказывает свою способность решать важные для страны задачи.. Казачество исторически формировалось как носитель наиболее значимых традиционных народных ценностей: воли, веры, справедливости, товарище естства, доблести, служения . Национальный характер, российская менталь-ность выражена в казачестве с особой силой.

Современное российское общество нуждается в позитивных, реальных моделях успешной социальной жизни, основанных на производительном труде, доверии людей друг к другу, взаимной поддержке, взаимопомощи, гражданской ответственности, нравственности, защищенности, духовной и физической безопасности, экономической эффективности. В этой связи, казачество, и прежде, и теперь осознающее свою судьбу в единстве с судьбой России, способно стать социально-духовной, гражданской и экономической силой, объединяющей усилия государства и общества в модернизации страны и являющей для других социальных групп пример достойной и успешной жизни.

Казаки - общность, в традициях, идеологии, образе жизни которой, могут совмещаться производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная на личном и коллективном производительном труде; защита Отечества и правопорядка; активное и ответственное гражданское поведение; сохранение и воспроизводство духовного и культурного наследия; общественное самоуправление; укрепление традиционной семьи. Эти качества общественной жизни в современных условиях могли бы стать, на наш взгляд, значимыми моделями социального поведения, успешной и свободной деятельности, конструктивного жизнеустроения для общества.

Похожие диссертации на Субкультура Брянского (Северского) казачества в историческом и социокультурном аспектах (XVI–XXI вв.)