Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Скородумова Ольга Борисовна

Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России
<
Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скородумова Ольга Борисовна. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России : Дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 : Москва, 2004 435 c. РГБ ОД, 71:04-9/111

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Техника в контексте культурного развития человечества: основные тенденции и проблемы 24

1.1. Осмысление феномена техники в западноевропейской философии 24

1.2. Осмысление феномена техники в отечественной философской мысли 50

1.3. Интерпретация места и роли техники в восточной культурной традиции 67

1.4. Осмысление феномена ЭВМ, персонального компьютера и Интернета в современной «философии техники» 77

ГЛАВА II. Феномен Интернета в контексте культуры информационного общества 93

2.1. Социокультурные предпосылки возникновения Интернета 93

2.2. Интернет в условиях российской социокультурной действительности 103

2.3. Интернет и глобализация 125

2.4. Система социокультурных функций Интернета 141

ГЛАВА III. Социокультурные функции Интернета 161

3.1. Интегрирующая функция Интернета 161

3.1.1. Интернет и основные способы его функционирования 161

3.1.2.Интернет и новая «цифровая» экономика 165

3.1.3.Издержки интеграции и социокультурные трансформации «хакерского движения» 167

3.1.4.Этические аспекты международной информационной интеграции в условиях глобализации 184

3.2 .Коммуникативная функция Интернета 190

3.2.1. Коммуникативные процессы в цифровой экономике и проблема взаимодействия человека и компьютера 190

3.2.2. Особенности коммуникации в образовании: историческая ретроспектива и современность 199

3.2.3. «Виртуальная личность» и особенности коммуникации в виртуальном пространстве 207

3.3.Трансляционная функция Интернета и ее особенности 224

3.3.1. Культурное наследие и его использование в условиях киберпространства: электронные библиотеки и виртуальные музеи 225

3.3.2.Потребности информационного общества и система образования 242

3.3.3. Особенности трансляции знания и система образовании 249

3.4. Креативная функция Интернета 268

3.4.1.Условия активизации творческой деятельности и возможности новых информационных технологий 268

3.4.2.Сетевое искусство и его особенности 271

3.4.3.Сетевая литература 282

3.5 .Регулятивная функция Интернета 290

3.5.1 .Электронное правительство 290

3.5.2.Электронная демократия и тоталитарный контроль 310

ГЛАВА VI. Модели информационного общества и их социокультурная обусловленность 322

4.1. Новые тенденции в исследовании информационного общества 322

4.2. Американская модель глобализации и ее социокультурные истоки 324

4.3. Традиционализм восточных культур и его влияние на формирование азиатского типа информационного общества 341

4.4. Финская модель информационного общества 350

4.5. Российская модель информационного общества и

особенности ее становления 359

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 370

БИБЛИОГРАФИЯ 376

ПРИЛОЖЕНИЕ 418

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие новых информационных технологий и распространение Интернета идет возрастающими темпами. По данным РОЦИТ, к 2005 г. число пользователей Интернета в мире достигнет 830 млн., против 560 млн. в 2002 г. При этом лидировать будет Юго-Восточная Азия - 270 млн., Северная Америка и Европа с учетом стран бывшего СССР будут занимать второе и третье место — 244 млн. и 240 млн. пользователей. По данным фонда «Общественное мнение», в 2003 г. число совершеннолетних пользователей Интернета по России в целом составило 14,6 млн. человек. Учитывая рост активности пользователей, их число к 2005-2006 г. может увеличиться в 2,3 раза. В соответствии с принятыми правительственными программами в 2006 г. в каждой городской школе должны быть 1-2 компьютерных класса, в каждой сельской школе - не менее 5 компьютеров.

Известно, что Интернет возник как результат применения для гражданских целей системы коммуникаций, основанной на идее распределенной сети, созданной американскими военными в период «холодной» войны. Это наложило неизгладимый отпечаток на качественные характеристики Интернета, обусловило выбор английского языка, как основного языка общения во Всемирной Сети, определило стратегию дальнейшего развития Интернета. Те, кто стоял у истоков Интернета, исходили из того, что информация в Сети должна быть общедоступной, что ничто не должно препятствовать ее распространению, что поставщики и потребители информации обладают равными правами, что отбор информации пользователями, должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными потребностями и ценностными ориентациями. Подобные представления отражали настроения определенных кругов западных интеллектуалов, ко

торые рассматривали себя как хранителей подлинных демократических ценностей, оказавшихся под угрозой в связи с торжеством идей неолиберализма и возникновением «общества потребления».

Первоначально услугами Интернета пользовался весьма ограниченный круг преподавателей и профессоров американских университетов, представителей деловых кругов, государственных чиновников, но вскоре он превратился в феномен глобального масштаба, оказывающий воздействия на все стороны жизни человека как рода. Практика и многочисленные исследования показывают, что сегодня Интернет определяет не только темпы экономического развития как отдельных стран, так и целых регионов, но и самым непосредственным образом влияет на те процессы, которые протекают в сферах политики, морали, права, искусств, науки и т.д. Превращение Интернета в атрибут повседневности коренным образом меняет « конфигурацию информационного поля», окружающего современного человека, ведет к кардинальным переменам в системе функций, которые традиционно возлагались на такие институты культуры как библиотеки, музеи, картинные галереи, вузы, средние и специальные образовательные учреждения.

Широкое распространение Интернета, превращение его в один из важнейших факторов общественного развития поставило перед исследователями целый ряд вопросов принципиального плана, в том числе такие: «Какую роль играет Интернет в современном глобализирующемся мире, способствует ли он сохранению разнообразия культурных миров или ведет к гомогенизации культурного пространства, является ли Интернет орудием экспансии американского масскульта или выполняет ряд позитивных функций, какой социальный тип личности рождается в среде пользователей Интернета, применяющих его в качестве основного средства коммуникации, какие трансформации происходят в культуре современного об

щества в процессе создания, распространения и потребления культурных ценностей с помощью новых информационных технологий?» Наконец, способствует или нет Интернет решению главных проблем человеческого бытия: преодолению отчуждения человека от самого себя и социума, прекращению дегуманизации всех сфер человеческой жизни, обретению подлинного смысла человеческого существования, поиску выхода из того кризисного состояния, в котором пребывает западноевропейская культура уже ряд десятилетий, которые были обозначены выдающимися представителями европейской философской и культурологической мысли (Ф. Ницше, А. Шопенгауэром, К. Марксом, X. Оргегой-и-Гассетом, А. Камю, Ж. П. Сартром и др.) еще в середине XIX- начале XX вв.

В той или иной степени эти проблемы рассматриваются в трудах как зарубежных, так и отечественных авторов, однако трудно назвать хотя бы одну работу, где бы исследовались основные аспекты, связанные с социокультурными последствиями превращения Интернета в основное средство коммуникаций в постиндустриальном обществе. В подавляющем большинстве публикаций Интернет исследуется преимущественно в экономической, политической, социологической и частично психологической плоскости. В то же время огромное количество проблем, связанных с возникновением Интернета как новой реальности, остается за рамками рассмотрения. Практически не раскрыта система социокультурных функций Интернета, не проанализировано, как изменяется данная система в зависимости от тех социально-политических и экономических условий, моральных и художественно-эстетических императивов, доминирующих в конкретном обществе. Несмотря на то, что в сети Интернет сегодня происходит быстрая институализация виртуальных музеев, библиотек, университетов, дискуссионных клубов и т.д., отсутствуют широкомасштабные исследования, позволяющие судить о специфике этих образований, о

принципах отбора культурных ценностей, об их влиянии на формирование духовного мира представителей так называемого «Интернет-сообщества». Таким образом, существует острая необходимость восполнения пробела, имеющегося сегодня в философской, культурологической и социологической литературе, в котором бы осмысливались трансформации в культуре общества, совершающего переход от постиндустриальной стадии развития к информационной.

Значимость темы исследования определяется также и тем, что Интернет обеспечивает поддержание и развитие сетевых структур. Как подчеркивают ведущие западные исследователи (М. Кастельс, Э. Тоффлер, Дж. Стиглиц и др.), отличительной чертой информационного общества является отсутствие жестко выраженной иерархической соподчиненности элементов социальной системы, широкое развитие горизонтальных связей, «размытые» социальные структуры. Интернет выступает, как показывает практика, тем средством, которое стимулирует образование сетей разного уровня, решающих огромную совокупность экономических, политических и социальных проблем нетрадиционными способами.

Говоря об актуальности темы диссертационного исследования, нельзя не упомянуть о том, что Интернет выступает главным орудием глобализации. Подавляющее большинство исследователей этого феномена подчеркивает, что возникновение «мир-экономики» (И. Валлерстайн) было бы невозможно, если бы не существовал Интернет, обусловливающий возможность мгновенного перемещения капиталов, технологий, идей из одной точки земного шара в другую, беспрерывного функционирования различного рода бирж (ценных бумаг, товаров и т.д.). Они же указывают на то, что Интернет создает возможности для массированной культурной экспансии, инкорпорации инокультурных ценностей в систему ценностей национальных культур, создает предпосылки для становления монокуль

турного мира. В условиях нарастания антиглобалистского движения выяснение реальной степени воздействия Интернета на процесс глобализации представляется чрезвычайно важным.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что возникновение Интернета связано с возникновением принципиально нового типа неравенства -«цифрового», которого не знало классово разделенное человечество в предыдущие исторические эпохи. «Цифровое неравенство», как свидетельствует социальная практика и данные социологических исследований, выполненных в различных странах за последнее десятилетие, рождает антагонизмы, не менее глубокие и не менее острые, чем другие виды социального неравенства, в том числе экономическое, политическое, национальное.

Таковы основные моменты, свидетельствующие о значимости данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы

Феномен Интернета с момента своего возникновения привлек внимание ученых. На первом этапе теоретического осмысления Интернет исследовался в аспекте тех возможностей, которые он предоставляет для реализации принципов свободы и демократии. Западными исследователями (Барлоу Дж., Барбук Р., Камерон Э.) Интернет рассматривался как средство, рождающее принципиально новую среду - «новый дом Сознания», на базе которой предполагалось создание «постгуманистического» общества1. Эта идея стала базисной для представителей так называемой «калифорнийской идеологии», рекрутировавшихся из круга американской технической элиты, связывавшей с появлением Интернета большие соци

альные ожидания. Несколько позже появились исследования Леви С, Кас-перски К., которые проблему Интернета анализировали в тесной связи с появлением новой социальной общности «хакеров», их мировоззрения, идеологии и этических принципов.2

В начале 90-х гг. XX века, когда информационное пространство Интернета началось интенсивно осваиваться коммерческими структурами, возникла потребность в изучении проблемы интерактивного взаимодействия потребителя и автоматизированной системы. В ходе осмысления вопроса о «дружественном интерфейсе», «виртуальных менеджерах» и т.п. была осознана необходимость «гуманизации» взаимодействия человека и компьютера (Нильсен Я., Норманн Д., Дертузос М., Мандел Т.) . В комплексных исследованиях по «электронной коммерции» большое внимание уделялось социокультурным аспектам осуществления коммерческой и потребительской деятельности в глобальной сети Интернета. Исследователи отмечали тенденции индивидуализации общения с клиентами, повышения внимания к личности и ее запросам, и, как следствие, возможность индивидуализированного производства и потребления (Козье Д., Грейди М., Шнайдер Д., Эймор Д., Соколова А.Н., Геращенко Н.И.)4.

В середине 90-х гг. начались интенсивные исследования влияния Интернета на процессы, протекающие в политической сфере жизни общества. Наиболее обсуждаемыми темами стали: возможность возникновения

так называемой «электронной демократии», предполагающей прямое волеизъявление избирателей (Вершинин М. С, Grossman L. К., Browning G.)5, создание «электронного правительства» (Дрожжинов В. И., Кристальный Б. В., Травкин Ю. В., Василенко Л. A. , Corrado A., Firestone С. М.)6.

С начала теоретического осмысления Интернета внимание исследователей привлекали также проблемы: а) использование Интернета для контроля над личностью, манипулирования сознанием масс (Расторгуев С, Почепцов Г., Лисичкин В., Шелепин Л., Грачев Г., Мельник И., Кара-Мурза С.) ; б) «цифрового неравенства»; в) формирования восприимчивости к преимуществам новых информационных технологий у широких ело о

ев населения (Химанен П., Кастельс М. и др.) . Значительный интерес наблюдается у исследователей к сетевой литературе и искусству (Эко У.,

Беньямин В., Визель М., Горный Е., Кузьмин Д., Эпштейн М., Корнеев С, Курицын В., Шмидт Э., Могилевская Т., Реван К.)9.

Сегодня изучение специфики художественных процессов в Рунете осуществляется в двух направлениях. В рамках первого из них Интернет интерпретируется как средство, позволяющее создавать мировидение и мироощущение, полностью соответствующее постмодернистским установкам. Эта идея получила наиболее полное раскрытие в работах Е. Горного, Э. Шмидт, В. Курицына и др. В рамках второго Интернет рассматривается в контексте сохранения ценностей традиционной русской культуры. Эти аспекты исследуются в трудах Л. М. Тераспольского, В. В. Новикова и др.

В исследованиях Рунета начала XXI века акцент делается на развитии образовательных и информационно-просветительских ресурсов на базе новых информационных технологий (Смольникова И. А., Нежурина М. И.,

Тихонов М. Ю) . Особенно интенсивно развиваются прикладные исследования в области социальной структуры и динамики развития Интернета.

В последние годы появился целый ряд работ, в которых исследуется проблема воздействия Интернета на личность. Они в основном выполнялись представителями психологической науки, среди которых прежде всего необходимо назвать: Е. П. Белинскую, А. Е. Жичкину, Н. А. Носова, Д. И. Шапиро, А. Е. Войскунского и др.11

В конце 90-х гг. XX в. появились работы обобщающего плана, в которых проблема Интернета рассматривалась в тесной связи с проблемой становления информационного общества (Кастельс М., Мелюхин И. С, Фукуяма Ф. и др.). Этот же круг вопросов исследовался в трудах В. Л. Иноземцева, Д. Белла, И. Масуды, Э. Тоффлера, С. Хантингтона и других исследователей, создавших ряд концепций постиндустриального общества.

Как особый феномен, возникший в условиях перехода от постиндустриального к информационному обществу, Интернет анализируется также в работах: С. Жижека, П. Вирилио, Л. Г. Ионина, В. М. Розина, В. А.

Емелина и др. , находящихся под определенным влиянием постмодернистских идей, а также в трудах П. Дж. Бьюкенена, Н. С. Автономовой, В. А. Кутырева и др.) , выступающих с позиций критики постмодернизма как течения философской мысли новейшего времени.

В той или иной мере проблема Интернета затрагивается в ряде работ обобщающего плана, которые готовились под эгидой ЮНЕСКО и других структур ООН. Большинство из них представляют исследовательские доклады, предназначенные для ознакомления со сложившейся ситуацией глав государств и правительств. Проблемы воздействия новых информационных технологий на развитие культуры затрагиваются также в ряде исследований, выполненных широко известной исследовательской корпорацией RAND.14

В трудах российских исследователей последнего времени проблема Интернета осмысливается в свете идей, содержащихся в: «Концепции формирования информационного общества в России», «Доктрине инфор

мационной безопасности РФ», государственных программах «Электронная Россия» и «Электронная Москва».15

Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе рассмотрен целый ряд аспектов, связанных с феноменом Интернета.

В то же время за рамками исследовательского внимания остался ряд чрезвычайно важных вопросов. В научной литературе практически отсутствуют труды, всецело посвященные исследованию Интернета как феномену культуры информационного общества. Нет монографий обобщающего плана, где бы описывалась система социокультурных функций Интернета. Недостаточно исследованы особенности формирования информационной среды Интернета в условиях различных культурных миров. Отсутствует философский анализ иных, чем американская, моделей информационного общества.

Целью диссертационной работы является выявление системы социокультурных функций Интернета и раскрытие особенностей их реализации в условиях современной России.

Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач;

1. Раскрытие специфики осмысления феномена техники в западноевропейской, отечественной и восточной философской традициях;

2. Критический анализ вариантов решения проблемы «человек-компьютер», содержащихся в работах современных зарубежных и отечественных исследователей;

3. Выявление предпосылок возникновения Интернета как особого социокультурного феномена XX века;

4. Раскрытие специфики Интернета как уникального технического изобретения, базирующегося на современных информационных технологиях и массовом использовании персональных компьютеров;

5. Выделение системы основных социокультурных функций Интернета и описание тех изменений, которые происходят в ней на различных этапах развития социальной системы;

6. Критическое осмысление исторически сложившейся модели Всемирной Сети, выявление ее позитивных и негативных сторон;

7. Теоретический анализ моделей информационного общества, формирующегося сегодня в ряде стран Европы, Азии и Тихоокеанского региона;

8. Раскрытие зависимости системы социокультурных функций Интернета от особенностей национальных культур;

9. Выявление противоречий, рождаемых практикой функционирования Интернета, раскрытие двойственного характера его воздействия на процесс формирования личности, на структуры гражданского общества, на систему базовых ценностей национальной культуры;

10. Выяснение роли Интернета в решении задач сохранения культурного наследия, в ускорении темпов обмена ценностями между различными культурными мирами, в формировании новых — виртуальных— институтов, целью которых является производство, распространение и потребление культурных ценностей, в том числе виртуальных музеев, библиотек, образовательных порталов, форумов;

11. Анализ перемен, происходящих в культуре российского общества под влиянием широкого внедрения новых информационных технологий (на примере Интернета).

Объектом исследования является Интернет в аспекте его социокультурных воздействий на современное общество.

Предмет исследования — социокультурные функции Интернета.

Методологическая и теоретическая основа исследования

В своем исследовании диссертант опирается на принципы диалектико-материалистического метода познания, установки системного подхода, использует приемы историко-генетического и компаративистского анализа.

Базовой для диссертанта является та совокупность выводов и положений, которая содержится в работах: К. Маркса, Э. Фромма, Л. Мэмфорда, Г. Маркузе, М. Кастельса, И. Валлерстайна, П. С. Гуревича, Б. Г. Юдина, B.C. Степина, А.С. Панарина, А. И. Уткина, В. Л. Иноземцева.

Для прояснения ряда моментов, связанных с природой, закономерностями развития культуры и техники, спецификой индустриального, постиндустриального и информационного общества, автор также обращался к идеям, содержащимся в трудах представителей иных философских школ и направлений, в том числе: Н. Бердяева, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, X. Оргеги-и-Гассета, Ж. П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, Н. Винера, X. Ленка, А. Хунинга, С. Лэма, Дж. Стиглица, Ф. Фукуямы, Э. Тоффлера, Ж. Бодрийара, П. Вирилио в тех случаях, когда совокупность идей, высказанных данными авторами, коррелировала с положениями, имеющими для автора принципиальное значение.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу работы составляют результаты исследований, проводившихся автором в последние годы, в которых ставилась задача всестороннего анализа Интернета как особого феномена, изменившего в известной степени жизнь современного человека. Автором были проанализированы сайты федеральных, республиканских и местных органов власти России («Президент России» (http://www.kremlin.ru), «Министерство образования и науки Российской Федерации» (http://www.ed.gov.ru), «Министерство культуры Российской Федерации» (http://www.mincultrf.ru), «Государственный комитет Российской Федерации по статистике» (http://www.gks.ru), «Информационный портал Инфроград Москва» (http://www.pmj.ru), «Чувашская республика» (http://www.cap.ru) и др.), международные правительственные порталы («Информационный сайт правительства США» (http://usinfo.state.gov), «Правительственный портал Сингапура» (http://www.gov.sg), «Виртуальная Финляндия» (http://virtual. finland.fi), «Хельсинки» (http://www.hel.fi) и др.); информационно- аналитические и учебно-просветительские порталы («Российская информационная сеть» (http://rin.ru), «Российское образование» (http:// www.edu.ru), «Мультипортал Кирилла и Мефодия» (http:// www. km.ru), «Центр исследований постиндустриального общества» (http://

www.postindustrial.net) и др.); культурно-просветильские порталы и сайты («Культура России» http://www.culture.mincult.ru), «Российская сеть культурного наследия» (http://rchn.org.ru), «Гуманитарный портал EARTHBURG» (http://www. earthburg.ru) «Институт философии РАН (http://www.philosophy.ru), «Россия православная» (http://www. orthodoxy, ш), «Музеи России» (http:// www. museuum. ш), «Русский архипелаг» (http://www. archipelag. ru), «Гео-культурная навигация» (http://www.gif.ru), «Библиотека Мошкова» (http:// www. lib.ru), «Современное искусство в се

ти» (http://www.guelman.ru), «Литература» (http://www.litera.ru), «Сти-хи.ру» (http://www.stihi.ru) и др.).

В исследовании широко используются также данные официальной статистики (http://www.monitoring.ru, http://www.rocit.ru, http://www.e-commex.ru, http://www.cert.org, http://www.gocsi.com, http://www.rambler.ru), материалы аналитических отчетов таких исследовательских организаций, как: Институт развития информационного общества (http://www.iis. ш), Российский общественный центр Интернет-технологий (http://www.rocit. ru), Институт социально-политических исследований РАН (http://www. ispr.ru), Фонд «Общественное мнение» (http://www.fom.ru), Институт социального развития ЮНЕСКО (http://portal.unesco.org, http:// portal, unes-doc.unesco.org), корпорация RAND (http://www. rand, org), Институт транснациональных корпораций (http://www. itnc. ru/info/aboutus.htm), Кенненовский институт социальных исследований (http://wwics.si.edu /index.cfm?fuseaction=topics. Home&topic_id=1424), Институт «Открытое общество» (http: //www.osi.ru /web/homepage.nsf), Фонд Маккартуров (http://www.macfound.org/), Информкультура (http://infoculture.rsl.ru/), Госкомстат РФ (http://www.gks.ru).

Анализу были подвергнуты ряд важнейших документов, в том числе такие, как: Окинавская «Хартия глобального информационного общества», «The global course of the information revolution: recurring themes and regional variation», «Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999-2000 гг.», «Benchmarking E-government: A Global Perspective - Assessing the UN Member States», «Концепции формирования информационного общества в России», «Доктрина информационной безопасности РФ», «Электронная Россия», «Электронная Москва» и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

• впервые с позиций культурофилософского подхода осуществлен анализ Интернета как особого феномена, оказывающего существенное воздействие на процессы, протекающие во всех сферах жизни как постиндустриального, так и информационного общества;

• выявлена совокупность функций, осуществляемых Интернетом, которая включает в себя не только информационную, развлекательно-гедонистическую, образовательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, креативную, но и идеологическую, а также функцию социального контроля;

• проанализированы изменения, произошедшие в системе функций Интернета за последние годы;

• показано наличие прямой зависимости между типом культуры, сложившимся в конкретной социально-экономической системе, моделью информационного общества, реализуемой на практике и функциями, которые выполняются Интернетом в конкретном обществе на определенной стадии его развития;

• вскрыты основные противоречия функционирования Интернета и проанализированы возможные пути их снятия;

• на конкретном эмпирическом материале показана неоднозначность воздействия, оказываемого Интернетом на процесс развития личности, социальных институтов и общества в целом, обосновано, что интенсивное использование Интернета в качестве основного средства коммуникации и накопления информации не только способствует расширению кругозора пользователя, но и усиливает отчуждение индивида от социума, деформирует систему его личностных связей и отношений, негативно сказывается на его эмоциональной сфе

ре, на состоянии нравственных и эстетических ориентации, снижает потребность и способность индивида к культурной идентификации; вскрыта неразрывная связь между темпами развития Интернета и процессом глобализации, обосновано, что Интернет выступает одним из главных орудий формирования мира, где существует деление на бедный Юг и богатый Север, где резко сужается сфера властных полномочий национальных государств и возрастает значение транснациональных корпораций, претендующих на роль основных субъектов исторического действия;

обоснована возможность создания альтернативных моделей информационного общества, базирующихся на иных принципах, чем та модель информационного общества, которая была реализована в ряде западных стран, прежде всего в США и которая, как показала практика, весьма далека от совершенства;

дан критический анализ финской, сингапурской и американской моделей информационного общества, из которых правительства и ведущие политические партии данных стран исходят сегодня при разработке стратегии экономического и социального развития. Показано, что в основе американской модели лежит идея о паритетности коммерческих и государственных структур в создании «информационного поля» и регуляции информационных потоков; в финской же и сингапурской моделях подчеркивается определяющая роль государства в распространении информации, в экономическом росте, повышении благосостояния граждан, поднятии образовательного уровня населения, духовном возрождении нации; раскрыты особенности становления и функционирования Рунета, показано, что в российском сегменте Всемирной Паутины наряду с

государством, от которого исходит большинство инициатив, большую роль играют и молодые представители технической и гуманитарной интеллигенции, студенчества, силами которых в инициативном порядке на общественных началах создается большое количество культурно-просветительских сайтов, порталов, электронных библиотек;

• сделаны прогностические оценки относительно дальнейших перспектив развития Рунета;

• показано, что переход России на новую стадию экономического, политического и социокультурного развития - стадию информационного общества, будет сопровождаться коренными изменениями в сложившейся на сегодняшний день системе взаимоотношений общества и личности, личности и государства, государства и общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть использованы для разработки российской модели информационного общества, а также для решения ряда прикладных задач, в том числе: определения направления развития «электронной коммерции», формирования «дружественного пользовательского интерфейса» и др.

Они также могут найти применение в учебном процессе при чтении базовых вузовских курсов: «Теория культуры», «Социология культуры», «Философия культуры», «Сравнительная культурология», а также спецкурсов «Культура XX века», «Философия техники», «Прикладная культурология», овладение которыми студентами философских, культурологических и социологических факультетов предусмотрено Государственными образовательными стандартами.

Апробация и внедрение результатов

Результаты исследования излагались на 12 международных и региональных научных и научно-практических конференциях, «круглых столах», в том числе: международных конференциях («Человек. Природа. Общество». Санкт-Петербург, декабрь 1999г.; Бишкекско-московская конференция по информационному обществу, Москва, октябрь 2002 г.); «Становление информационного общества в России: философские, политические и социокультурные проблемы», Москва, ноябрь, 2003 г.); российских философских конгрессах ( июнь 1997г. и сентябрь 2002г.), всероссийских и межрегиональных конференциях «Технологии информационного общества. Интернет и современное общество», Санкт-Петербург, октябрь 2000 г.; «Русская цивилизация между Востоком и Западом», Москва, ноября 2000 г.; «Становление информационного общества в России: философские, политические и социокультурные проблемы», Москва, ноябрь 2002г.; «Электронная цифровая подпись», Валдай, ноябрь 2001 г., на «круглых столах», которые проводились журналом «Че-ловек»по проблемам информационного общества, Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ, Министерства культуры РФ, Института философии РАН, Института культурологии РАН, МГУ, РГГУ, МосГУ по проблемам глобализации, развитию системы высшего образования, выработке стратегии культурной политики в РФ, разработке концептуальных основ программ развития культуры на 1998-2000 и 2001-2005 гг.

Материалы диссертации использовались при чтении лекционных курсов по философии в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (техническом университете), по культурологии, теории культуры, социологии культуры, сравнительной культурологии в Московском гуманитарном университете.

Осмысление феномена техники в западноевропейской философии

Рассмотрение техники как самостоятельной философской проблемы возникает в период Нового времени, когда западно-европейскими философами начинает осознаваться противоречивость развития европейской культуры. Являясь неотъемлемым компонентом цивилизационного прогресса, техника рассматривается в контексте исследования проблем: «отчуждения человеческой сущности», «природного и культурного», «чувственного и рационального», «культуры и цивилизации». Предпосылки постановки данных проблем имеют глубокие исторические корни и связаны с особенностями формирования западноевропейского культурно-исторического типа. Так, например, истоки проблемы отчуждения связаны с традициями рационализма античности и трактовкой сущности человека христианством. Почему же именно рационализм становится доминантой античного мировоззрения?

Уже на ранних стадиях формирования мифологического видения мира в культурах Средиземноморья был заложен принципиальный дуализм, связанный с противоречивым взаимодействием эгейской и греческой культурных традиций. Опираясь на археологические и антропологические сведения, один из крупнейших исследователей древнегреческой мифологии Р. Грейвс обосновал идею изначального противостояния между матриархальным (древнеевропейским) и патриархальным (греческим) началами. По мнению Р. Грейвса, в древней Европе не было богов в тради ционном мужском обличий. Их место занимала Великая богиня, считавшаяся бессмертной, неизменной и всемогущей. Земным ее воплощением являлась царица-жрица—хранительница очага. Отголоски поклонения ей можно найти в греческом обычае принесения первой публичной жертвы Гестии — покровительнице очага.

Царица-жрица выбирала себе на год возлюбленного из наиболее сильных и красивых юношей и по окончании года он приносился в жертву: его кровью обрызгивались поля, что гарантировало богатый урожай, а тело торжественно поедалось женским окружением царицы.

Исследования крито-минойской цивилизации, подкрепляемые археологическими находками, говорят о ярко выраженном доминировании в ней матриархального начала. Наследование осуществлялось по материнской линии, в искусстве нет батальных сцен, во фресках преобладают изображения детей и женщин.

Эллинское нашествие в начале второго тысячелетия до н.э., (ионийские племена, ахейцы и дорийцы) не могло оказать значительного влияния на уже сложившуюся культуру эгейцев. Эллинские племена представляли собой достаточно примитивные в культурном плане образования скотоводов-кочевников. Как считает Р. Грейвс, "они были приняты как дети местной богини и давали ей из своей среды царей-жрецов. Так мужская военная аристократия оказалась примиренной с женской теократией, причем не только в Греции, но и на Крите, где также возникли эллинские поселения, через которые впоследствии критская цивилизация была экспортирована в Афины и на Пелопоннес".

Значительная часть греческой мифологии посвящена борьбе за доминирование мужского начала. Практически все чудовища имеют ярко выраженные женские признаки, а герои, их побеждающие, — мужские. Беллерофонт, например, садится на Пегаса и убивает Химеру. Персей летит по воздуху и обезглавливает мать Пегаса — Медузу Горгону. Уничтожение Пифона (женская ипостась змея) Аполлоном в Дельфах, преследование Дафны свидетельствуют об активной борьбе с критским матриархальным началом. Как замечает Р. Грейвс, имя Дафна от Daphoine, т.е. "Кровавая", "обагренная" была тесно связано с древними культами царицы-богини. Служительницы Дафны — жрицы-менады жевали лавровые листья, содержащие цианистый калий, и, впав в состояние транса, нападали на прохожих, разрывали на куски детей или молодых животных. Ликвидировав институт менад, греки вплоть до римской эпохи сохранили табу на жевание лаврового листа. Такое право давалось пифии — жрице-предсказательнице, которой могла быть только женщина. Но пифия находилась уже в подчиненном положении, практически состоя "на службе" у Аполлона.

Заговор против Зевса, описанный в "Илиаде", и его разоблачение привели к тому, что Гера оказалась в подчиненном положении, Афина полностью признала над собой отцовскую волю, и, наконец, Дионис обеспечил мужское большинство в совете, заменив там Гестию. Все женщины царской крови держались вместе под контролем царя, чтобы тем самым не дать возможности чужаку овладеть матрилинейным троном. Такая же система была принята и в Древнем Риме с возникновением института весталок. Установление патриархата завершило период становления античной мифологии.

В своих попытках противостоять естественному матрилинейному праву, охранявшему статус и положение женщины, греки должны были найти возможность опереться на некий внешний регламентирующий элемент, трансцендентный относительно чуждого им мира. Таким элементом могло быть только рациональное начало: божественное слово, логос, трансформирующееся в некоторую надличностную и надисторическую судьбу - Рок. Не случайно символическая победа, одержанная царем Эдипом над Сфинксом—олицетворением агрессивно-разрушающего женского начала, была одержана посредством Слова (Эдип находит решение загадки Сфинкса). Но, победив женское начало, дистанцировавшись от него, греки продолжали искать опору в Космосе, упорядочивая его таким образом, чтобы нивелировать стихийность, чувственность, связанную с архетипом "скрытой женственности".

Социокультурные предпосылки возникновения Интернета

Начнем с определения Интернета как главного интегрирующего звена современных информационных технологий (ИТ) в мире. В качестве рабочего принимается следующее определение: Интернет (Internet) - глобальная информационная сеть, обладающая единым адресным пространством. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей, в рамках которых осуществляется обмен цифровой информацией.

Возникновение Интернета было обусловлено рядом объективных потребностей, связанных с необходимостью в качественном хранении и быстрой передаче информации в военной, научной, позже экономической и политической сферах жизнедеятельности.

В 1969 г. в рамках Министерства обороны США (Defense Department) было создано Бюро Передовых Исследований (Advanced Research Projects Agency - ARPA). Перед ним была поставлена задача разработать коммуникационную сеть, которая оставалась бы действующей в условиях военных действий. Главная цель, которая ставилась при создании данной сети, - сохранение сообщений даже в случае разрушения части сети. Так возникла первая компьютерная сеть - ARPANET.

К началу семидесятых годов ARPANET разрослась до 23 «хостов» (сетевых компьютеров), возникла острая потребность в быстром обмене данными между узлами сети. Инженер Раймонд Томлинсон решает эту проблему, написав первую в мире программу для электронной почты (SNDMSG - READMAIL). Уже через год три четверти данных, пересылаемых по ARPANET, составляли электронные письма. Благодаря электронной почте, сеть стала привлекательной не только для компьютерщиков и ученых, но и для людей, работавших вне рамок университетских программ. ARPANET превратилась в самое скоростное средство коммуникации данных.

В это же время помимо ARPANET возникли компьютерные сети в других странах, но так как они использовали разные стандарты, программные языки и компьютеры, особенно острой стала проблема их со вместимости. Объединить разрозненные сети в единое целое удалось американцам Роберту Кану и Винтону Серфу. Они предложили подключить к имеющимся сетям общий компьютер, который служил бы отправителем, получателем и интерпретатором данных. Стандартом программного обеспечения для межсетевой связи стал протокол TCP, а позже TCP/IP ransmissior Control ProtocoHnternet Protocol (Протокол управления передачей/Межсетевой протокол). Создание данного протокола фактически и привело к рождению Интернета как сети сетей.

Проблема объединения всех имеющихся в сети источников информации была решена с созданием новой системы, названной «World Wide Web» («Всемирная паутина»). Ее разработал Бернерс-Ли. Так называемое «лицо Интернета» - «браузер» или программа, с помощью которой любой пользователь, не обладающий специальными знаниями, мог бы легко переходить с сайта на сайт, была создана Андрессеном в феврале 1993 г.

С этого периода начинается развитие Интернета как всемирного средства массовой коммуникации. Эта подтверждает и динамика его роста в последующие годы, приведенная на диаграмме (см. приложение рис.2) по данным компании NUA Internet Surveys.

Важное значение для развития возможностей Интернета имело создание специализированных программных языков разметки документов. Первым из них был язык SGML (Standard Generalized Markup Language)-стандартизованный обобщенный язык разметки, созданный в 60-х годах группой разработчиков компании IBM. Целью проекта был перенос документов между различными компьютерными системами. Модификация SGML - язык GML, предназначенный для документов на базе IBM, распространился и на другие вычислительные платформы. В 1986 г. он под именем SGML стал официальным международным стандартом (ISO 8879). Язык гипертекстовой разметки HTML, являющийся модификацией SGML, значительно упростил использование последнего. HTML предназначался специально для Web и позволял вставлять в документ различные типы информации: текст, ссылки, картинки, звуки, видеоизображения и многое другое. HTML имел ограниченное число структурных элементов, и создатели информационного наполнения Web столкнулись с необходимостью расширения возможностей HTML. Чтобы преодолеть эти ограничения, консорциум W3C (Консорциум World Wide Web Consortium) разработал более гибкий язык разметки электронных документов, который назвали расширяемым языком разметки XML (extensible Markup Language) и представил XML в 1996 г. как претендента на новый международный стандарт. Достоинства этого стандарта — сочетание гибкой, расширяемой и приспособляемой структуры, а также простота и независимость от платформы. Разработка XML началась в середине 1996 г. и достигла кульминации в 1998 г. Создание XML и утверждение его как международного стандарта явилось одним из стимулов развития электронной коммерции в мире.

Интернет и основные способы его функционирования

Интернет утвердил новые принципы организации человеческой деятельности: сетевой, виртуальный, интерактивный и распространил их практически всюду.

Сетевой (network) принцип организации опирается на теорию распределенной сети, т.е. сети, не имеющей центрального узлового пункта. Виртуальный (Virtual) - основан на моделировании с помощью новых информационных технологий возможной реальности бытия. Интерактивный (Interactiv) - основан на диалоговом (интерактивном) взаимодействии пользователя с ЭВМ.

Реализации этих принципов привели к возникновению таких явлений, как «новая цифровая экономика», «электронное правительство», «дистанционное обучение». Новые изменения коснулись и сущностных аспектов самоидентификации человека. Идентификация личности во многих странах осуществляется теперь на основе электронной цифровой подписи, в некоторых регионах выборы политических лидеров проводятся путем электронного голосования.

Сетевой принцип прочно утвердился в экономике, породив многонациональные (МНК), транснациональные (ТНК) компании, промышленно-финансовые группы, основные принципы организации которых базируются на сетевых структурах. Особенно наглядно это проявляется в рамках финансово-кредитных отношений, где сетевая организация привела к созданию электронных бирж с мощным «виртуальным капиталом», во многом связанным с интенсивным развитием фьючерских рынков. Экономика вступает в качественно новый этап. Электронные биржи, Интернет-магазины, маркетинговые и консалтинговые фирмы в Интернете начинают оказывать значительное воздействие на движение товаров и капиталов.

Примером реализации сетевого принципа в политической сфере может служить электронное правительство в Сингапуре, где все этапы взаимодействия структур власти с гражданами: получение лицензий, виз, сдача налоговых деклараций и т.д. осуществляются виртуальным путем. Популярность сетевого принципа привела к тому, что преступники во всем мире взяли его на вооружение. Фискальным структурам, в частности американской полиции, пришлось срочно перестраивать свою работу и искать террористов с помощью виртуального моделирования криминальных сетей.

Виртуальный принцип наиболее полно проявил себя в различных игровых ситуациях, начиная от детских и подростковых игр и заканчивая стратегическими (деловыми) играми. Главным при создании виртуального мира является достижение эффекта присутствия. Эффект присутствия был осуществлен на основе метода раздельной подачи синтезированного телевизионного изображения на каждый глаз человека. Американский предприниматель Джарон Ланье создал фирму в 1984 г. в Силиконовой долине «Visual Programming Language Research, Inc.» и организовал разработку технических компонентов данного метода: "перчатка", "шлем виртуальной реальности" и необходимое программное обеспечение. Он же первым ввел само понятие "виртуальная реальность". В виртуальном мире человек сталкивается с принципиально новой реальностью, противоречащей привычным смыслообразующим компонентам мира: детерминизму, времени, трехмерному пространству. Объекты, события возникают из пустоты и исчезают в ней; эффект присутствия создает иллюзию «беско нечного настоящего» - прошлое и будущее в виртуальных мирах отсутствуют. Многомерность пространства реализована через построение многоуровневой карты и телепортацию (мгновенный переход с одного уровня на другой). Совершенствование новых информационных технологий, по мнению аналитиков, позволит в ближайшем будущем создать Многопользовательские Интерактивные Виртуальные Среды, которые дадут возможность вести целенаправленную виртуальную деятельность с сохранением ее результатов.

Принцип интерактивности становится определяющим принципом развития не только экономической сферы, где широко внедряются так называемые «клиентские системы» с хорошо отработанным «дружественным интерфейсом», но и культурной жизни (интерактивное телевидение), образования и науки (учебные чаты, распределенные лекции и видеоконференции).

Первенство в реализации интерактивных программ в новой цифровой экономике принадлежит компании NativeMinds, которая создала «виртуальных представителей» (Virtual Representative или vRep). Наиболее ярким воплощением «виртуального представителя» в Интернете является «тетя Этель» (Aunt Ethel), которая может вести диалог с клиентами на естественном языке. В современной экономике возникло целое направление, ориентированное на осуществление общения с потребителями средствами Интернета. Системы управления взаимоотношениями с клиентами — CRM (Customer Relationship Management) имеют тенденцию к бурному росту. По оценке исследовательской компании IDC прогноз роста объема мирового рынка CRM по сравнению с 1998 г. (1,9 млрд. долларов), 1999 (2,9 млрд. долларов) составит в 2003 г. (11 млрд. долларов).

Похожие диссертации на Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России