Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символ как социокультурный феномен Саранчёва Наталья Владимировна

Символ как социокультурный феномен
<
Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен Символ как социокультурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саранчёва Наталья Владимировна. Символ как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Волгоград, 2007.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/302

Содержание к диссертации

Введение

I глава. Символы в культуре, теория вопроса 14

1.1. Основные понятия и методология исследования 14

1.2. Логические аспекты символа 39

1 3 Символ вещи как принцип ее конструирования 52

II глава. Роль символов в комплексе диалога культур 75

2 1. Символика мифов, сказок и преданий 75

2 2 Культура древних цивилизаций и ее символы 86

2 3. Символ в межкультурном взаимодействии 115

Заключение .152

Список используемых источников 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня представляется бесспорным переходный характер современный культуры. Процессы глобализации ведут к интернационализации не только экономики, но и культур разных народов, к эклектизму культуры. Данные процессы вызывают противодействие многих людей, видящих в них угрозу национальной самобытности и идентичности.

Противоречия в межличностной и межкультурной коммуникации привели к тому, что возник вопрос: каким образом представители разных этносов и культур могут понять друг друга. Одним из таких факторов, направленных на поддержание и обеспечение прогресса общестпа и способных регулировать процессы взаимодействия культур является символ, способный вскрыть на разных уровнях скрытые, глубинные особенности видения и понимания мира, присущего разным носителям культур. Следовательно, интенсивное развитие интернациональной коммуникации в современном мире выявляет необходимость более глубокого изучения той важнейшей роли, которую играют символы в разнотипных культурах, с тем, чтобы выработать общий, если не единый язык символов.

Актуальным является анализ взаимосвязи символических элементов и познавательных образов на первых этапах человеческого мышления и общения, который показывает, что символические средства и элементы знаковое (в мифологии, ритуалах, поведении, языке) способствовали историческому развитию сознания, «усвоению реальности и открытию объективного мира». Многие из них и сегодня являются важным базовым компонентом мировой культуры. Символы играют важную роль в межкультурном взаимодействии, отражая национальные приоритеты, включаются в формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, социокультурной коммуникации между людьми, восприятии и интерпретации культурных явлений.

Поставленный в определенный смысловой контекст, символ может наделяться конкретным значением или даже несколькими значениями, воплощаемый в череде культурно-исторических событий. Следовательно, проблема символа как феномена культуры актуальна до тех нор, пока существует сама культура.

В современной науке, таким образом, совершенно четко просматривается необходимость изучения символа как социокультурного феномена, которая не может вестись без обращения к культуре народов, определяющей символическую природу человека.

Степень разработанности проблемы. В гуманитарной науке по проблеме символического выражения представлений о символах в культуре накоплен разнообразный литературный материал.

У самых истоков разработки проблемы символа в отечественной науке стояли такие известные русские мыслители, как А. Белый, Е.Н. Трубецкой, П. Флоренский, которым мы обязаны самой постановкой проблемы.

Авторами серьезных теоретико-методологических работ по проблеме символа являются В.И. Антонов, С.С. Аверинцев, Е.Н. Рубцов. Особое место здесь принадлежит представителям московско-тартуской семиотической школы - Ю.М. Лотману, И.Л. Мусхелишвили, В.Н. Топорову и др., в научных трудах которых символ выступает одним из главных знаковых средств культуры. Не потеряли своей значимости в этой связи и работы советских авторов, В.К. Волошинова, А.А. Ветрова, Л.В. Уварова, посвященные философским проблемам семиотики. Анализ национальной символики, скрытых смыслов символа наиболее полно представлен в многочисленных трудах Т.Д. Гачева. Особый интерес представляют работы - Я.В. Чеснова, рассматривающего культурные императивы - как архетипы культуры

Согласно взглядам Я.Э. Голосовкера, Н.Д. Арутюновой, Б.А. Успенского и др., символ играет роль демаркационной линии между мирами

- земным и трансцендентным, рациональным и мистическим. Эта точка зрения широко распространена и среди зарубежных исследователей: в трудах Я. Варденбурга, Г. Мусурилло, 3. Колдсмич, Д.Фонтаны и др. символ выступает в качестве посредника между различными мирами, позволяющего воспринимающему его человеку преодолеть границы чувственного опыта повседневности и проникнуть в иные сферы реальности. 3. Фрейд, Э. Фромм, Ю. Кристев и др. рассматривают символ в качестве единственной опосредованной возможности проявления бессознательных начал в индивидуальной психике и культуре. Немалый интерес вызывают идеи К. Юнга о существовании универсальных образов-символов (архетипов) коллективного бессознательного. Большое влияние на развитие западных концепций символа оказали труды Э. Кассирера, Ц. Тодорова, А. Уайтхеда, Ж. Бодрийяра и др.

Важное значение в решении проблемы символа имеют пруды представителей социологического знания. П. Бергер, Т. Лукман определяют символы как матрицы коллективных представлений, источник которых коренится в социальных действиях и коммуникации.

Представители символического интеракционизма Дж. Мид, Г.

Блумер рассматривают язык, жесты, собственно действия как символы

какой-либо ситуации или объекта. При этом символы одновременно

являются частью того механизма, в котором данная ситуация или объект

только и создаются. В работах В.И. Копалова, И.В. Мостовой,

М.И. Пантыкиной, Л.А. Степановой вскрывается социальная природа

символа, исследуется его роль В процессе межличностной коммуникации.

Проблематикой роли знаков и символов в межкультурном взаимодействии

занимались Й. Дегенар, В.Ю. Борев, А. Моль, И.Е. Ширшов и др. Над

созданием международного словаря символов трудились Г. Дрейфус,

М.М. Маковский, В. В. Похлебкин, Д. Фоли.

Проблема соотношения понятий «символ» и «миф» заслуживает

особого внимания. Мифы, устные или письменные, сами по себе являются

обширными символическими системами и включают в себя религиозные, философские и психологические установки. Изучением мифологии как древнейшего уровня развития человеческого мышления занимались П. С. Гуревич, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, О.М. Фрейденберг. Эти ученые внесли весомый вклад в изучение содержательных и структурных характеристик мифа.

Приведенные работы в совокупности явились той литературной основой, на которую опирается настоящее исследование, систематически и комплексно анализирующее символ как социокультурный феномен.

Целью диссертационного исследования является анализ символа как социокультурного феномена (на примере древних цивилизаций), его сущности, выявление основных структурных элементов и их характеристик, роли в контексте культуры.

Цель диссертационного исследования определила круг исследовательских задач:

- проанализировать основные подходы к исследованию символа в рамках
различных научных школ и направлений и выявить специфику
культурологических подходов;

- обобщить результаты разработки основных теоретических аспектов
(основные понятия, методологию исследования, логические аспекты
символа, сущность, структуру, генезис символа), сформулировать
обобщенное определение символа как социокультурного феномена;

- дать анализ современного состояния проблемы символа вещи и принципа
ее конструирования;

- исследовать на культурологическом научно - концептуальном уровне
основные процессы в становлении и развитии символики мифов, сказок и
преданий;

- выявить и проанализировать роль символов в контексте диалога культур
древних цивилизаций.

Объект исследования - символ как универсальная категория культуры.

Предмет исследования - социокультурное измерение символа в диалоге древних цивилизаций.

Методологической основой диссертационного исследования являются философско-культурологические и исторические теории, философские концепции. Работа носит междисциплинарный характер. В диссертации использованы методы структурно-функционального анализа, логического, исторического и историко-психологического анализа, системный и компаративный подходы. Принцип системности обусловил комплексное рассмотрение различных уровней, структур, конкретных проявлений и форм символа. Аксиологический и культурологический подходы позволили выявить ценностные доминанты символа и его роль в культуре разных типов цивилизаций.

Научная новизна работы состоит в том, что автором проанализировано понятие и обобщенное определение символа в культурологическом аспекте межкультурного взаимодействия; проведен теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей феномена символа; выявлены сущностные, логические характеристики символа; осуществлен анализ символа вещи как принципа ее конструирования; в культурологическом контексте исследована символика мифов, сказок, преданий как социокультурных феноменов; проведен анализ роли символа в диалоге культур древних цивилизаций.

Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

  1. Символ - способ передачи информации, превосходящий возможности языка; символ лишь внешняя сторона культуры, в котором социальный субъект фиксирует, осознает, оценивает и переживает различным образом свое прошлое, движение во времени и настоящее.

  2. Культура выражает себя через мир символических форм, передаваемых от поколения к поколению, через творческую активность

человека мир символов наполняется содержанием, в то же время мир символов и культура не являются тождественными.

3. Символ включает в свой объем, в свою логическую структуру
рациональную, нравственную, эстетическую, эмоциональную, духовную,
культурную компоненту. Символ может иметь явный, латентный, скрытый
смысл. В символе выделяются следующие параметры: 1) экзогенетический
параметр как истолкование, которое способны дать исполнители символа
культуры; 2) операционный параметр как смысл символа, который
рассматривается в практике его применения; 3) позиционный параметр как
смысл символа, который вытекает из соотношения этого символа с другими
символами и с общим контекстом культуры.

  1. Символ выступает как опредмеченный коммуникативный аналог, он связан со смыслом (значением) реального предмета, вещи, события, явления, информацией о котором он является; со знаком, фиксирующим символ в рамках; с пользователем, который в процессе коммуникации осуществляет означение и понимание данного символа - эти отношения рассматриваются на культурном материале.

  2. Символы являются элементом «коллективной» памяти общества, через который передаются определенные культурные образцы, институты, ?тормы, ценности, обряды, стили и т.д.

6. Символы, выражающие ценности, делятся на несколько типов
межкультурного взаимодействия: - древнекитайский, требующий
соответствия определенному стандарту, саморастворениию во вселенском
целом; - индийский, в котором символ самореализации человека достигается
через восхождение к духу, растворение в универсальной духовной
субстанции; - европейский, символы которого ориентированы на

- максимальную самореализацию, активное преобразование мира, динамизм, индивидуализм, прогресс, инновацию, свободу личности, гуманизм.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенного комплексного исследования, описывающие,

анализирующие и обеспечивающие культурологические предпосылки формирования символа в условиях взаимодействия культур способствуют приращению научного знания и имеют большое практическое значение.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курсов философии, культурологии, социальной философии, истории. Материалы исследования представляют интерес для специалистов социально-гуманитарного профиля.

Апробация основных положений работы проводилась в студенческом
научном гуманитарном институте на факультете социальной работы и
профессионального обучения Новочеркасской государственной

мелиоративной академии, на факультете клинической психологии и социальной работы ВолГМУ. Материалы диссертации обсуждались на научных конференциях различных уровней (Новочеркасск, 2003, 2004, 2005; Ростов-на-Дону, 2006; Москва 2007). Основное содержание и выводы диссертации изложены в 7 статьях общим объемом 1,5 п.л.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников, который включает 234 наименования, из них 38 - на иностранном языке. Объем диссертации - 169 стр.

Основные понятия и методология исследования

Кулыура в процессе общественного развития вьісіупает как мнотфунк-циона іьное социальное явление, охваїьіваюіцее все сюроны жизни общества. О ю сисіема специфически человеческих способов деятельности, направляющая и формирующая поведение людей в сооївеїсівии с социальными по гребное І я-ми и идеалами Лишь в процессе овладения культурой человек дейсівиїельно сіановится человеком. Еще Геге устами Фауста утверждал, что лишь "в деянии начало бытия". Так и кулыура свое повседневное быте обеспечиваеі юлько затратой определенной энергии. Эта энергия идеї на удовлеіворение поіребно-стей человека - творца кулыуры. Кулыура - ж) не юлько продукі предшесі-вующей деяіельносіи, она, в известном смысле, проект человеческого существования, содержащий многогранный мир идей, образов поведения, ценное і ей Эго выражение сущносшых сил человека в духовной и материальной сфере, зто сіепень человеческою в человеке. Его духовные поіребносіи - зю самовыражение или же символы.

Кучьтура выступает как смысювои мир чеювека В обыденном сознании «культура» представляет собираіельньїи образ, обьединяющий искусство, религию, науку и і д Культурология же используеі ионяіие кулыуры, коюрое раскрывает сущность человеческою бытия как реализацию творчесіва и свободы [15 С 395, 120] Именно культура отличаеі человека о і всех остальных существ Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы Без первого кулыура просто не может появиїься, а вюрое достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развиїия Да іее, коїда мы творим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный іворческий акі человека, но творчество как универсальное отношение человека к мир) Понятие кулыуры обозначает универсальное отношение человека к миру, мере І которое человек создает мир и самою себя. Каждая кулыура — это непо-вюримая Вселенная, созданная определенным ошошением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные кулыуры, мы изучаем не просто книіи, соборы или археолоїические находки, — мы оікрьіваем дія себя иные человеческие миры, в которых люди жили и чувствовали иначе, чем мы Каждая кулыура есть способ іворческой самореализации человека Поэтому по-сіижение иных культур обоїаіцаеі нас не только новым знанием, но и новым іворческим опытом.

Однако пока сделан лишь первый шаі к пониманию и определению культуры. В процессе своею функционирования кулыура предстает в качестве сложной сисіемьі, в которой взаимодейсівуюі іри основных фактора, деяіель-ность обіцесівенною человека в конкретно-исторических условиях; возникающая и обогащающаяся в процессе з і ой деяіельности совокупное і ь дос жжений общества, процесс самопроизводства и саморазвития общее і ва и человека.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл сооїносиі любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать дія человека Смысл, на наш взгляд, это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бьпия), взяюе в особой роли, быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Логические аспекты символа

С древнейших времен человека сопровождаю і символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Эрнсг Касси-рер назвал человека "animal symbolicum" - "животное символическое" [76. С. 163]

Однако функции и значения символов час і о разрастаются до чего-то большого и перестают быть только художесівенно выполненными ука за і елями В течение тысяче іеіий они позволяли скульпюрам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе. Как японские "хайку" в трех строчках заключают иногда целые миры, іак и симвоты могут несги огромное количество информации и при зтом осіаваїься простыми и легко запоминающимися Всякий, кто серьезно занимался истрией философии или зстетики, може і призма і ься, что в процессе исследования он час і о встречался с такими терминами, котрые обычно счиїаюіся общепонятными и которые без всяких усилий обычно переводяіся на любой другой язык, оставаясь повсюду одним и гем же словом До поры до времени эти термины осіаюіся без всякого ана їй за и если они встречаются в ашичной философии, то зачасіую даже при доном их употреблении в новых языках так и остаюіся в іреческом или лаіинском виде. Га-ковы, например, термины «структура», «элемент», «идея», «форма», «текст» и «коніексі» Однако такого рода иллюзия общепонятности при исследовании античных іексюв начинает мало-помалу разрушаїься, іак чю исследователю приходиться бывает расе і а і ься с ней и подвергнуть мноіие термины или поняіия специальному историческому исследованию. К числу таких терминов и относится символ. Чю же являєіся символом? Всякий понимаеі, чю юсударственный флаг, например, есть указание на определенную государственную принадлежность, что гусіая іуча есть указание на дождь, коюрый воі-вот пойдет, что хороший оюрод есть знак ют, чю за ним КТО-ТО усердно ухаживал Однако, иетрия іермина «символ» разочаровывает этой своей общепоняїноегью. При бтижайшем рассмоірении оказывается, что символ (брать ли его именно в лои терминологической оболочке как «символ», браіь ли ею как поняіие, выраженное другими словами или совокупностью слов) есть одно из цешраіьньїх понятий философии и эстетики и требуеі чрезвычайно кропоыивого исследования В насюятцее время, правда, в философии и гносеологии редко употребляется такой термин, как «символ» Однако все іерминьї и идеи современной философии трудно понять, не принимая во внимание их историческое происхождение Что же касается истории философии, то там это і іермин чрезвычайно насыщен, разнообразен, гибок и попадается в системах фитософии, совершенно не похожих друг на друга

В советской лиіераіуре исследование ною термина и понятия почти целиком отсутствует Для этого были свои важные причины, о коюрых мы сейчас не будем подробно говорить Скажем только, чю в последние полвека у бошинства исследователей и криіиков не возникало никакой поіребносіи зани-маїься поняіием символа Правда, одно из довольно значительных іечении в европейском и русском искусстве конца XIX— начала XX в именовано себя символизмом, а его предсіавиїели называли себя симвочистами Это направление было сосредоточено преимущееівенно на художественном выражении ио-средсівом символа «вещей в себе» и идей, находящихся id пределами чувств, восприятия Оремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрьпым реальное і ям», сверхъестественной идеальной сущности мира, ею «не і ленной» Красо 1С, символисіьі выразили неприятие буржуазное і и, тоску по духовной свободе, доверие к вековым кулыурным ценностям как единящему нача іу. Это обсюяіельсгво не способствовало юму, ніобі і понятие «символ» было исследовано по существу и не обязаіельно в субъективистском или мисіическом смысле слова Однако, у К. Бальмонта и Л. Ьлока музыка стиха была сущее і венным методом символизации.

Нам представляєіся, чю без исследования понятия «символ» мноіие зете-тические теории и даже целые философские сисіемьі исторического прошлого не мої у і бьпь досіаючно ілубоко поняты и достаточно прави іьно изюжены Чтобы понять его во всей глубине, ею необходимо перевесіи на язык современною философскою и эстетического сознания. Поскольку символ всеїда относился и к области теории познания, и к облаем и искусствознания, необходимо испоіьзоваїь іу кратчайшую и очевиднейшую схему, предчоженную Лениным для понимания тою, чю іакое процесс познания. По Ленину, процесс познания начинается от живого чувственного созерцания действительности, идеї к абстрактному мышлению и заканчивается практикой. Именно зі и ступени мы и находим в символе, когда он трактуется в своей связи с объективной действительностью.

Символика мифов, сказок и преданий

Сказка возникла и получила широкое распрос і ранение в іех мес і ах, іде сказочные события составляли еще значительную часть человеческой дейсгви-іельности. ІІуіешественник-анпичанин рассказывает о священных бирманских садах «Они населены поразительной жизнью, масса животных ищетукрьпия в их тени, и никто не смееі нарушать покой животных. Жители деревни не собирают здесь хворое і а, маленькие девочки не срывают орхидеи, охотники не смеют ступать на зачарованную почву. Мне рассказывали, чю никто не знає і, что там происходит, но ни один человек о) іуда не возвраіился» [215]

Любопытно понаблюдаїь, как связанные с определенным жизненным укладом представления в народной культуре европейских народов в результате развития юродской цивилизации в конце средневековья иосіепенно оказались вытесненными в отдаленные пршраничные районы в Англии - на кельтский (шотландский, уэльский, ирландский) север и запад, во Франции - в Пиренеи, Альпы, Ьрегань Но и в эпоху последоваїельного подавления местных ірадиции живая вера в сказочное обновляется мигрирующими іруппами и целыми племенами из евразийскою пространства Упрощенно всех этих кочующих людей можно назвать «цыганами». Эти мигранты принесли в Европу своих божков, 01 дельные сказочные сюжсмы, и способствовали таким образом реанимации прежних народных верований Эти племена, постепенно ишегрировавшиеся в европейскую среду, создали новое, живое поле притяжения и в рамках юродской цивилизации. В русских сказках о і разился путь трансформации, который прошли іерои сказок, от прежних кулыов до исюрий, в коюрые уже никто не верит, то есіь собственно «сказок».

Сказочный іерой, движимый неясным чувством своего высшего предназначения, отправляемся в дальний опасный пуіь через бурные потки, высоченные горы и іемньїе леса. Целями ею являются большая любовь, великолепная свадьба, царская корона.

Героиня занята на низких работах, как «золушка». Мужской герой іакже пребьіваеі в бедности и одет в лохмогья, даже если допускаются намеки, что он - царский или коротевский ошрыск Нередко он, немьпый и ірязньїй, валяє і ся в золе, лежит на печи или находится рядом с нею в доме. Из всею имущее і ва ему принадлежит юлько кот (правда, потом он оборачиваемся всемоіущим кобольдом, который помогает ему спасти царе і во от злою людоеда)

В индийской символике зола означает бренность, прошлое Іаким образом, сказка становится символом развития іероя или героини из неблаюприяг-ных исходных обстоя і ел ьств, в коюрых он (она) оказались из-за поражения (низложения) роди і елей или более отдаленных предков, іерои овтадеваюі новыми знаниями и тем самым могут бо іее полно развиїь собственные скрытые возможности

В сказках, как и в средневековой рыцарской поэзии, герой или героиня растут в лесу Часто они вначале попадаю і в лес, где находя і чудесные іравьі и зверей, либо каких-ю неведомых существ, коюрые владею і іайной развития магических способностей

В индийских религиях местом обиіания бога-созидателя счиїаеіся лес-Брахмы 1ут вся Вселенная понимается как священный лес, сознание оїдетьною живого существа бродит в этом іесу, пытаясь найти выход на полян) «к свеі » He исключено, чю и асірологические представления о знаках зодиака восходят к этому і иіантскому первородному лесу космоса как священному лесу, полному таинсівенньїх уі рожающих и помогающих человеку сил. r3ioi лес, и і ем самым самое существование емері ною сущее і ва, если взгляну і ь на нею глазами меланхолика и пессимисіа, видиіся страшной преисподней, населенной хищными животными и разбойниками.

Для приверженцев различных іечений вишнаизма и кришнаизма, которые, подобно европейским миннезишерам, созда ш целый мир любовных сказок и рыцарских романов, мир - ло «лес вечных радосіей», поиска божес і венного, мисіического любовного переживания (вриндавана), давая такое пояснение «Исчезнет Луна, исчезнет Солнце с исчезновением больших миров (согласно индийской мифологии - но так же неизбежно, как смена времен і ода), но люди божес і венного рода твердо знают, чю нескончаема иіра Радхи и Кришны в их саду упоения» [212].

Лес, который еще в нашем ближайшем прошлом покрывал большую часть территории страны, в сказках - отображение мира, куда іерой пускается в поисках тайн и их раскрытия Герой или героиня сказки часто встречают в лесу существа, сходные со стихийными духами элементов, которые описываются в трудах древних магов, іаких, как Парацельс. Час і о они назьшаюіся по лементам, в которых они обитают, как, например, і ном, то есть земной обитаїель Это могут быть іакже мудрые говорящие живогные, которые, опять же, часто вы-сіупают как символы различных элементов: например, рыба, медведь, орел Ьез их сове і а и помощи немыслим счасьчивый конец сказки Они мої у і принести «живую воду», знают, как омолодить героя, как продлить ею существование Они владеют искусством врачевания, перенося і героя в друїие царства, в морские і лубины или к звездам