Содержание к диссертации
Введение
1 Типология и ценностные основания российской воинской культуры 13
1.1 Воинская культура: традиции, опыт, классификация 13
1.2. Генезис патриотизма в контексте российской воинской культуры 41
2 Роль и место российской воинской культуры в контексте формирования гражданина 64
2.1. Источники и механизмы военно-патриотического воспитания в России 64
2.2. Структурно-содержательная модель направлений многоуровневой подготовки граждан к служению Отечеству 97
Заключение 122
Список использованных источников 129
- Воинская культура: традиции, опыт, классификация
- Генезис патриотизма в контексте российской воинской культуры
- Источники и механизмы военно-патриотического воспитания в России
Введение к работе
Актуальность исследования. Актуальность диссертационной работы обусловлена объективно существующей потребностью поиска научно обоснованной концепции эффективного воспитания гражданина, основанной на традициях российской воинской культуры. Сегодня в России имеет место противоречие между интересами и требованиями военной службы (как одного из видов государственной службы) к личности, и существующим уровнем подготовки граждан к служению Отечеству. Однако, в современной исследовательской литературе вопросам изучения воинской культуры, вопросам использования огромного потенциала воинской культуры на службе развития личности не уделяется достаточного внимания. Чаще в историческом контексте рассматриваются становление традиций воинского порядка, военного дела, военного искусства, военно-экономического потенциала, а анализ современного состояния проблемы практически отсутствует.
Боевая мощь армии не может ограничиваться лишь техническим развитием вооружений. В сражениях и битвах, боях и специальных операциях победу завоевывают люди. Они управляют техникой, от их боевого духа и отношения к долгу, патриотизма и самоотверженности, профессионализма и самоотдачи зависит решение поставленных задач. Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих формируются в течение долгого времени и связаны со многими сегментами социокультурной жизни страны. Они представляют собой результат сознательного целенаправленного воздействия социальных и культурных институтов на мировоззрение, интеллект, мораль и психику человека. Результаты призывных кампаний последних лет и проводимых мероприятий по переходу к комплектованию должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, показывают на изменение ценностных ориентации призывников и военнослужащих. Размываются понятия «патриот», «воинский
долг», «воинская честь». Недостаточно эффективно работает система патриотического воспитания в целом и военно-патриотического воспитания в частности. Это можно объяснить функциональной некомпетентностью многих современных общественных институтов, чья деятельность связана с осуществлением патриотического воспитания. Но самым главным препятствием на пути развития стратегий патриотического и военно-патриотического воспитания, по мнению диссертанта, является отсутствие фундаментальной основы, которая объединила бы различные процессы усвоения, сохранения, развития и воспроизводства компонентов, составляющих российскую воинскую культуру. Несомненно, такой фундаментальной основой может выступать система многоуровневой подготовки граждан к служению Отечеству.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 2005 г. № 422, подчеркивается актуальность и отмечается необходимость продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.
Исследования, посвященные возможностям воспитания человека-патриота, практически не учитывают влияния российского социокультурного процесса на интериоризацию ценностей патриотизма. Определенность и конкретность иерархии ценностей в сознании человека зависят от духовной атмосферы общества, его традиций, коллективных представлений и особенностей включённости различных групп населения в культурно-исторический процесс. Если в советское время патриотизм реализовы-вался в качестве идеи безальтернативного принятия идеала советской Родины и ненависти к ее врагам, то вряд ли возможно сегодня конституировать безальтернативное принятие современной России как идеала, и патриотизма как любви к России на этой основе.
Актуализирует проблему и тот факт, что современное отечественное гуманитарное знание, располагая обширным эмпирическим материалом по проблемам формирования общественного сознания, пока оставляет вне сферы своего внимания ценностные модификации патриотизма, в частности, ограничиваясь лишь выводами относительно смещения ценностного сознания современных людей, особенно молодежи, в сторону ценностей группового плана, игнорируя индивидуальные.
Поэтому комплексное рассмотрение российской воинской культуры и формирование структурно-содержательных моделей многоуровневой подготовки граждан к служению Отечеству, бесспорно, актуально. Культурологический характер проблемы в науке выступает дополнительным фактором интереса к ней.
Степень разработанности проблемы. Анализ культурного, социального и морального контекстов военных действий содержится в работах многих авторов, начиная с древнейших времен. Проблемам войны и мира уделяли внимание Аристотель, Макиавелли, Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, мыслители эпохи Просвещения — Гольбах, И. Кант, Ф. Ницше, Ж.Ж. Руссо.
Особый интерес для раскрытия темы представляют работы русских религиозных философов, т.к. в своих текстах они отстаивали точку зрения, что военные действия без определенного нравственного контекста - это абсолютное зло, основой которого становятся антипатриотические чувства. Патриотизм, как духовно-нравственная основа народа, рассматривается в работах философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, Ф.А. Степуна, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка. В понимании нравственного смысла военных действий отечественные религиозные философы полемизировали со взглядами на нравственное содержание войны Л.Н. Толстого и его последователей. В целом можно заметить,
что размышления русских религиозных философов о войне и воинской культуре являются частью христианской этики, ищущей нравственное равновесие между универсальными христианскими ценностями и государственным патриотизмом.
Исторический контекст воинской культуры разрабатывается такими авторами, как О.А. Митько, А.Е. Мусин. В литературе широко представлен анализ составляющих частей воинской культуры: воинских ритуалов (К.Б. Раш, В.Д. Серых, В.Н. Ягодинский) и военного костюма (В.М. Глинка, Л.Е. Шепелев). В работах В.Н. Гребенькова и А.Б. Григорьева предпринимается попытка дать определение и выявить специфику современного состояния российской воинской культуры.
В отечественной литературе сложилась традиция рассмотрения военных действий в рамках философии и социологии войны. Сложная морально-нравственная перспектива, возникающая в ходе военных действий, т.е. проблемы насилия, формирования образа врага, вопросы войны и мира, является объектом исследования философии войны (А.Г. Дугин, B.C. Заболотный, А.Е. Снесарев). Социология войны уделяет большое внимание объяснению места и роли войны в системе социальных отношений, ее специфики как особого рода отношений между людьми, различными социальными общностями, государствами (В.В. Серебрянников). Вопросам взаимодействия различных социальных групп в армии, проблемам насилия и дискриминации в армии посвящены работы представителей саратовской социологической школы (И.Ю. Суркова, В.Н. Ярская).
Важным теоретическим направлением для диссертационного исследования являются анализ и разработка моделей военно-патриотического воспитания. Проблема формирования ценностных ориентации и социальных установок военно-патриотической направленности у молодежи призывного возраста носит комплексный и междисциплинарный характер. Основы в разработке проблемы подготовки молодежи к защите Отечества
были заложены А.В. Барабанщиковым, А.Н. Вырщиковым,
В.Ю. Микрюковым, Е.Г. Радионовым, Н.С. Рейнгардт, М.И. Рожковым, Н.А. Савотиной. Специфику военно-патриотического воспитания раскрывают П.Ф. Агинов, В.Н. Гребеньков, М.Б. Кусмарцев, Т.С. Колябина, В.И. Лутовинов, В.К. Новик, А.И. Пятикоп. Однако необходимо отметить, что в работах данных авторов военно-патриотическое воспитание лишь номинально связано с общим культурным развитием. Необходимость ориентации военно-патриотического воспитания на культурные традиции в целом лишь констатируется, но не получает должной теоретической разработки.
Для преодоления статичного и узкопрофессионального взгляда на военно-патриотическое воспитание в диссертации использовались данные социологических исследований ценностных, в том числе патриотических, предпочтений молодежи и других групп населения (В.Э. Бойков, А.Н. Демин, В.Т. Лисовский, Ф.Э. Шереги).
Научная гипотеза исследования состоит в предположении о многоуровневом, эффективном формировании граждан к служению Отечеству путем реализации современных программ патриотического воспитания в целом и военно-патриотического воспитания в частности на основе ценностей воинской культуры в российском обществе.
Объектом исследования является феномен современной отечественной воинской культуры, чем и обусловлен выбор предмета исследования - интерпретация ценностного потенциала российской воинской культуры как фактора формирования многоуровневой системы подготовки граждан к служению Отечеству.
Целью диссертационного исследования является концептуализация влияния отечественной воинской культуры на многоуровневую подготовку граждан к служению Отечеству. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
Разработать авторское определение воинской культуры.
Провести типологизацию воинской культуры и анализ ценностных оснований современной российской воинской культуры.
Исследовать взаимозависимость развития патриотических идей и трансформаций материального и духовного компонентов воинства в отечественной культуре.
Провести культурологический анализ действующих программ патриотического воспитания на предмет соответствия их современным социальным и культурным процессам и традициям отечественной воинской культуры.
Проанализировать функционирование современных социальных и культурных институтов в целях выявления источников и механизмов военно-патриотического воспитания в современной России.
Культурологически обосновать основы концепции многоуровневой подготовки граждан к служению Отечеству.
Теоретические и методологические основы исследования. В диссертационном исследовании соискатель опирался на работы классиков гуманитарных наук, труды отечественных авторов в области культурно-исторического анализа механизмов культуры, функций культурного освоения действительности. Методологическим источником интерпретации в диссертации выступают структурно-функциональный, интерпретативный и ценностный подходы анализа механизмов культуры и культурно-исторических процессов.
Автор обращается к следующим концепциям и идеям, позволяющим выявить специфику влияния воинской культуры на формирование принципов военно-патриотического воспитания:
- концепциям иерархической структуры культуры (П.С. Гуревич, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский);
теориям патриотизма, сформированным в рамках русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин);
разработкам методологии исследования мировоззренческих установок молодежи (В.Э. Бойков, В.Т. Лисовский);
моделям военно-патриотического воспитания и готовности личности призывника к военной службе (П.Ф. Агинов, В.И. Лутовинов).
Источниковой базой исследования являются: нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обороны, патриотического и военно-патриотического воспитания граждан; научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, диссертационных исследований и материалов научных конференций; учетные и отчетные документы, директивы и указания Министерства обороны Российской Федерации и Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации; материалы, размещенные в сети Интернет; материалы проведенных интервью.
Научная новизна диссертационного исследования и личный вклад диссертанта определяются разработкой целостной авторской концепции отечественной воинской культуры, ее ценностного потенциала, заложенного в основу предлагаемой концепции многоуровневой подготовки граждан к служению Отечеству.
На основе структурно-функционального, интерпретативного и ценностного подходов, примененных к анализу отечественной воинской культуры: на качественно новом уровне исследован феномен воинской культуры с позиций типологизации и ценностных оснований; разработано авторское определение воинской культуры как системы отношений и одновременно процесса производства и воспроизводства составляющих ее компонентов в ряде сменяющих друг друга поколений; в рамках авторского подхода проведено исследование взаимозависимости развития патриотических идей и трансформаций материальных и духовных компонентов воин-
ства в отечественной культуре; осуществлен авторский культурологический анализ действующих программ патриотического воспитания на предмет соответствия их современным социальным и культурным процессам и традициям воинской культуры; на основе анализа функционирования современных социальных и культурных институтов выявлены источники и механизмы военно-патриотического воспитания в современной России; культурологически обоснован системный набор рекомендаций по усилению эффективности подготовки граждан к служению Отечеству.
Основные результаты и итоги диссертационного исследования формулируются в научных положениях, выносимых на защиту:
Воинская культура социума как система складывалась исторически. Она выработала относительно устойчивые отношения между деятельными объектами в армии, которые призваны поддерживать в обществе такие важнейшие символические конструкции, как патриотизм, честь, служение, долг, подвижничество, преданность. Воинская культура предстаёт человеческим творением, поскольку воплощает опыт предшествующих поколений, включает в себя процессы усвоения, сохранения, развития и воспроизводства составляющих ее компонентов.
Одним из важных компонентов российской воинской культуры является базовое понятие — патриотизм. Без определенного уровня патриотизма не возможна и профессиональная мотивация военнослужащего.
Генезис патриотизма в России связан с представлением о служении народу и, прежде всего, служении воинском, при этом содержание понятия патриотизма в историко-культурологическом контексте неоднородно и неоднозначно. В рамках отечественной религиозной философии существует традиция осмысления войны и военной службы в морально-нравственном контексте; война в ее интерпретации — не столько способ изменения политической реальности, сколько способ утверждения моральных и общекультурных ценностей. Воспитание патриотизма и воин-
ских доблестей в мирное время есть условие сохранения нации и государства.
Эффективное военно-патриотическое воспитание невозможно без уважительного и бережного отношения к воинской культуре в обществе. В повседневной жизни военно-патриотическое воспитание и воинская культура не всегда взаимосвязаны, не носят социальной и культурной значимости, воспринимаются, скорее, как сегменты специфической военной профессиональной деятельности. Гуманистический пафос идеи служения Отечеству, лежит в основе и воинской культуры, и военно-патриотического воспитания. Воинская культура и военно-патриотическое воспитание — это два взаимозависимых и взаимоопределяемых элемента социокультурной среды
Фундаментом концепции многоуровневой подготовки граждан к служению Отечеству предлагаем считать создание единой системы, объединяющей все элементы подготовки граждан к военной службе, идеологической основой которой является патриотизм и социокультурный компонент отечественной воинской культуры.
Достоверность и обоснованность результатов работы определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических исследований и эмпирических данных, корректным применением известных достижений современного гуманитарного знания относительно механизмов формирования и функционирования военно-патриотического воспитания. Выводы диссертации соотнесены с результатами других исследований, посвященных вопросам патриотизма и военно-патриотического воспитания.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы, теоретические модели, практические рекомендации диссертационного исследования могут быть положены в основу программы военно-патриотического воспитания, как на региональном, так и на федеральном
уровнях. Материалы исследования и рекомендации, предложенные автором, используются профессорско-преподавательским составом Военного института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Саратов) в научной, методической и учебной работе. Материалы исследования реализованы в научно-исследовательской работе: «Разработка научно обоснованных предложений и методических рекомендаций по комплектованию ВС РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами при сокращении срока военной службы по призыву до одного года», шифр «Призыв», № 10711. Собранный и систематизированный диссертантом материал может использоваться при разработке учебных курсов истории культуры, социологии культуры, философии культуры.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры.
Результаты исследования нашли свое отражение в 7 научных публикациях общим объемом 2,65 п.л., из них 2 статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях по перечню ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, обсуждались на научно-практических конференциях (Саратов, 2005-2008).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 205 источников, и 9 приложений. Общий объем работы составляет 141 страницу.
Воинская культура: традиции, опыт, классификация
Война и ее влияние на различные сферы жизни общества достаточно часто обсуждаются в современной исследовательской литературе. Исследователи отмечают, что из последних 5000 лет существования различных цивилизаций лишь около 300 были мирными, а все остальное время происходили те или иные вооруженные столкновения и конфликты. Только в прошедшем тысячелетии историки насчитывают примерно 220 - 230 крупных войн и военных конфликтов [148, с. 8]. В такой ситуации война практически всегда была неотъемлемой частью повседневной жизни, что, казалось бы, должно в конечном итоге привести к ее всестороннему осмыслению. Однако война, и как политический факт, и как социокультурная практика, продолжает оставаться сложным явлением, которое не легко поддается нравственной оценке и научной классификации. В разнообразной исследовательской литературе отсутствует общепринятое толкование не только значения военных действий, но и роли армии в мирное время, т.е. влияния воинской культуры с ее определенными принципами, нормами поведения и приоритетами на всю социальную систему. Цель данного параграфа заключается в типологизации российской воинской культуры и анализе ценностных оснований современной российской воинской культуры, а так же в разработке авторского определения воинской культуры.
В настоящее время кроме собственно «военного» изучения войны в рамках военного дела существуют «философия войны», «социология войны», «психология войны», «антропология войны», «военная педагогика». Так, Снесарев определяет «философию войны» как научно переработанное (или обнаученное) военное миросозерцание. По его мнению, содержание философии войны на первых ступенях ее развития позволяло выяснить существо войны, а затем взаимовлияние войны на общество и государст-во[154, с. 108, 109]. Некоторые исследователи полагают, что «философия войны» в первую очередь анализирует сложную морально-нравственную перспективу, возникающую в ходе военных действий, т.е. проблемы насилия, формирования образа врага, вопросы войны и мира, военной этики [5, с. 90; 52, с. 86-89].
Под предметом «социологии войны» Серебрянников понимает объяснение места и роли войны в системе социальных отношений, ее специфику как особого рода отношений между людьми, различными социальными общностями, государствами. Он отмечает важность понимания позиции разных социальных систем, институтов и организаций, классов и социальных групп по отношению к войне, выявления ее так называемых «социальных родителей» [149, с. 4]. По мнению многих авторов до сих пор остается, по сути, неисследованным влияние войны на: эволюцию социальной сферы и политическую систему общества, формы собственности, характер социальной структуры и отношения между ее компонентами, устройство власти, методы и формы управления обществом и государством [122, с. 67-69]. Помимо общих социологических вопросов, современных авторов все больше интересуют конкретные эмпирические исследования, связанные с проблемами насилия и дискриминации в армии. Вопросы дискриминации получили разнообразные интерпретации в исследовательской литературе, от антропологического анализа истоков насилия до тендерной критики механизмов социализации в армии [11; 142, с. 10-15; 188].
Востребованность в современном мире социально-психологических исследований определила появление и развитие такого направления в изучении военных действий, как «психология войны». Е.С. Сенявская определяет предмет «психологии войны» как изучение особенностей поведения и места человека на войне, ее влияния на психику людей (находящихся внутри войны, то есть военнослужащих, и вне ее - гражданского населения) [146, с. 17, 18]. Достаточно широко представлена в литературе политико-идеологическая основа войны как социальной деятельности. Снесарев отмечает, что «...война цепкими клещами впилась в государственное начало... ведет государство властным определенным руслом. Выяснение войны было бы слишком куцым и односторонним, если бы было упущено ее государственное толкование и значение» [154, с. 87]. Современные авторы, анализируя последствия военных действий в Афганистане и военных операций в Чечне, пишут о том, что эти вооруженные конфликты поставили фундаментальные политические, правовые, этические проблемы граждан-ско-военных отношений, к решению которых силовые структуры, государство и общество в целом оказались совершенно не готовы [9, с. 46-48; 101, с. 116].
На тему взаимовлияния политики и войны, государства и войны написано немало научных трудов (работы К. Клаузевица, А.А. Кокошина, Н. Макиавелли, Г. Мольтке, В.В. Серебрянникова) [73; 77; 100; 116; 148].
Несмотря на наличие достаточно широкого спектра научных дисциплин, изучающих войну и сопутствующие ей феномены, продолжают появляться новые направления, изучающие военные действия и подготовку к ним. Основное отличие этих подходов - междисциплинарность. Исследователи, объединяя достижения социологических, философских, культурологических, психологических методологий, пытаются выяснить специфику столь сложного и многоаспектного феномена, как война. Одним из самых перспективных направлений в этом отношении являются антропологические исследования [26], а так же исследования, направленные на изучение последствий военных действий на культуру в целом [64].
Генезис патриотизма в контексте российской воинской культуры
В судьбе большинства народов наступают моменты, когда требуется напряжение всех сил каждого человека (войны, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, стихийные бедствия и техногенные катастрофы). В эти периоды меняются ценностные ориентации личности. Однако, каким бы не был в это время духовный и нравственный климат в обществе, основные ценности нации, народа остаются тем источником жизни, вбирая который нация и народ поднимаются с колен. Среди этих ценностей выделяется патриотизм - сложное и неординарное, неоднородное и неоднозначное явление.
Целью данного параграфа является исследование взаимозависимости развития патриотических идей и трансформаций материального и духовного компонентов воинства в отечественной культуре.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчиз-ник» [44, с. 58]. У современных исследователей, например у Лутовинова, патриотизм - «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине» [98, с. 37].
В военном служении, военной службе для военнослужащего чувство любви к Отечеству должно быть доминирующим. Патриотизм должен быть заложен в основу системы воспитания призывников и военнослужащих, так как сама природа воинской деятельности подразумевает служение Отечеству. При этом патриотизм, будучи общей ценностью национальной культуры, является основополагающей ценностью воинской культуры. Во все времена смысловое поле патриотических ценностей пересекались со смысловыми полями религии, морали войны и мировоззренческими идеями современников. Война - сложное социально-политическое и непростое нравственное явление, затрагивающее фундаментальные ценности и принципы развития культуры. Является ли война абсолютным злом? Как, убивая на войне, не стать убийцей? Является ли единственной функцией армии поддержание боевой готовности государства или же эта функция намного шире и включает в себя формирование и передачу из поколения к поколению определенных нравственных и моральных принципов, представлений о доблести, мужественности, милосердии? И если современная армия в своих действиях должна воплощать все эти принципы, то с помощью каких научных дисциплин формулируются подобные базовые принципы? Каким образом должно осуществляться военно-патриотическое воспитание в мирное время или во время локальных конфликтов, спровоцированных национальными, религиозными противоречиями? Все эти проблемы и должна решать теория военных исследований, включающая в себя и философские, и культурологические, и антропологические аспекты.
Решению нравственных вопросов войны посвящены многие работы Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.А. Керсновского, Ф.А. Степуна, Вл.С.Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, В.Ф. Эрна и других мыслителей [15; 59; 60; 69; 72; 156; 155; 164; 173;174]. Отечественные теоретизирования о войне возникли не на пустом месте. Они опирались на западную традицию. Первые опыты осмысления войны, деления войн на справедливые и несправедливые, разрешения проблемы нравственного облика воина принадлежат Платону и изложены в «Государстве» [126]. Аристотель определил социально-политическую природу войны [8]. Стройная система военной этики сложилась в Древнем Риме [104]. В те времена не возникало особой проблемы в понимании сущности «справедливой войны» — защита госу дарства от нападения и «справедливости на войне»- запрещение насилия над ранеными и пленными, мародерства. Как правило, сущность этих понятий не вызывает затруднений в понимании и сегодня, и лежит в основе международного военного права.
Наиболее сложные нравственные проблемы войны находят свое отражение в христианском учении. Религия Христа запрещает насилие, тем более вооруженное, однако война, невозможна без насилия. Основное нравственное противоречие войны, согласно Ильину, - убивать на войне. «Может ли человек разрешить себе по совести убиение другого человека?»,- задает вопрос Ильин [60, с. 58]. «Любите врагов ваших», «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую» - это слова Спасителя (Мф. 5, 39). Однако, русские философы разъясняют, что Он обращается к отдельному человеку и имеет в виду личные обиды. Он же говорит: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Керсновский пишет: «Мы не должны противиться злобствованиям ближнего, если эти злобствования относятся лично к нам, но, если этот ближний посягает на высшие ценности, наш долг воспротивиться ему» [72]. По мнению Ильина: «Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека» [59, с. 142]. Франк писал, что оправдание войны требует доказательств ее справедливости, необходимости защиты объективных ценностей [175, с. 126].
Источники и механизмы военно-патриотического воспитания в России
Происходящие в России процессы преобразований, в том числе, и придание Вооруженным Силам нового облика, выдвинули ряд качественно новых задач по подготовке граждан к военной службе, отбору граждан на военную службу по контракту, оптимизации численного состава Армии и Флота и реформирования системы военного образования. Это обуславливает формирования у граждан, прежде всего, у молодежи нравственных, моральных, политических, социальных и эстетических ценностных ориентации, регулирующих деятельность граждан как патриотов ответственных за судьбу Отечества.
Названные задачи не могут рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими не только в нашем обществе, но и в мире в целом, без учета важнейших факторов — социально-политических, духовных, военно-технических, оказывающих воздействие на современную молодежь. В конце прошлого - начале нынешнего века в России, вследствие обострения кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и др. сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Для преодоления негативных явлений в различных научных центрах России были разработаны и внедрены программы патриотического воспитания различных групп населения и непосредственно программы военно-патриотического воспитания молодежи.
Целями данного параграфа являются культурологический анализ действующих программ патриотического воспитания на предмет соответствия их современным социальным и культурным процессам и традициям воинской культуры, а также анализ функционирования современных социальных и культурных институтов в целях выявления источников и механизмов военно-патриотического воспитания в современной России.
При воспитании патриотизма как важнейшего явления нашей жизни необходимо учитывать большие и необратимые изменения, происходящие в российском обществе, которые не могут не влиять на сознание и чувства населения и, прежде всего, молодежи. К сожалению, с началом социально-политических и экономических преобразований в Российской Федерации резко проявилась негативная сторона этих изменений, выразившаяся в эрозии духовно-нравственных основ социокультурной жизни. В общественном сознании был во многом утрачен смысл основополагающей ценности воинской культуры — идеи патриотизма, идеи служения Отечеству и своему народу. Сами понятия «Отечество» и «народ» оказались дискредитированы в массовом сознании и заменены такими спекулятивными конструкциями как «тоталитарное государство», «совок» и пр [110, с. 25, 26]. Все эти проблемы не могли не отразиться и на состоянии Вооруженных Сил.
В подобной ситуации осложнилось решение задач по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, возникли проблемы с молодыми офицерами выпускниками военных вузов по причине их увольнения практически по окончании высших военно-учебных заведений.
Одной из причин создавшегося положения является снижение роли и значения военно-патриотического воспитания молодежи, организация которого далеко не в полной мере удовлетворяет потребностям и интересам вооруженной защиты государства. К сожалению, эта проблема не вызывает тревоги ни у широкой общественности, ни у тех, кто осуществляет руководство этой деятельностью. В аналогичном состоянии находится и вся система допризывной подготовки молодежи к военной службе, функцио нирование которой в нынешнем содержании не обеспечивает качественную подготовку молодежи к военной службе.
Военно-патриотическое воспитание представляет собой сложное, многофункциональное явление, затрагивающее и мировоззренческие установки, и повседневную культуру, и профессиональные приоритеты. Различные социальные условия требуют и разных способов распространения патриотических идей и идеалов. Поэтому военно-патриотическое воспитание подразумевает наличие сложной шкалы оценки его эффективности. Условно в определении критериев эффективности военно-патриотического воспитания можно выделить два направления: формальное и содержательное. При формальном подходе в анализе критериев акцент делается на количественных показателях, отражающих процесс реализации той или иной воспитательной программы. Сторонники данного подхода определяют критерий эффективности как «числовую характеристику, которая позволяет оценить степень достижения поставленной цели» [113, с. 21]. Таким образом, главными критериями эффективности здесь оказываются затраты на организацию и проведение мероприятий военно-патриотической работы, количество задействованных в них материальных и человеческих ресурсов и т.д. Подобная оценка эффективности военно-патриотического воспитания может быть уместна при анализе конкретного мероприятия, деятельности конкретной общественной организации или образовательного учреждения. Однако увидеть полную картину востребованности военно-патриотического воспитания в обществе, используя лишь количественные показатели, мы не сможем.