Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Общие вопросы истории культурно религиозной деятельности русского зарубежья в послереволюционный период 21
1.1. Культурно-религиозные проблемы духовного становления русской эмиграции 21
1.2. Взаимоотношение религии и культуры в писаниях деятелей Русского студенческого христианского движения 30
Глава 2. История Русского студенческого христианского движения 52
2.1. Предыстория РСХД: YMCA и Христианский союз молодых людей 52
Истоки Русского студенческого христианского движения 52
Деятельность Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) в России 58
Деятельность русского Христианского союза молодых людей в Китае 63
2.2. РСХД до второй мировой войны 67
Период образования и становления (1923-1926 гг.) 74
Период расцвета (1926-1933 гг.) 80
Период нарастания внутренних конфликтов (1933-1939 гг.) 85
2.3. РСХД в послевоенное время 94
Период послевоенного восстановления (1945-1953 г.) 95
Период стагнации (1953-1961 гг.)
Период оживления деятельности и возобновления связей с Россией (1961-1974 гг.) 101
Период кризиса и выживания (1974 г.-настоящее время) 104
2.4. Взаимоотношения РСХД с различными церковными юрисдикциями 119
Глава 3. Принципы жизни и культурно-религиозное мировоззрение РСХД 129
3.1. Принципы жизни и мировоззрение РСХД 129
3.2. Основы организации и уставные документы PCX Движения 142
3.3. РСХД и развитие русской культуры за рубежом 157
3.4. Основные факторы, влияющие на
деятельность РСХД 165
Заключение 173
Список источников и литературы
- Взаимоотношение религии и культуры в писаниях деятелей Русского студенческого христианского движения
- Деятельность Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) в России
- Период нарастания внутренних конфликтов (1933-1939 гг.)
- Основы организации и уставные документы PCX Движения
Введение к работе
Русское студенческое христианское движение было знаменательным явлением не только в жизни русской эмиграции XX века, но и в истории Православной Российской Церкви.
История русской эмиграции XX века была и остается одной из наиболее важных тем отечественной исторической науки. Ее значение определяется не столько масштабностью происходящих в этот период процессов, сколько высоким уровнем и насыщенностью интеллектуальной, культурной, богословской и философской жизни, связанной с участием в этих процессах выдающихся личностей - мыслителей и «делателей», вытесненных революцией и коммунистической властью из нашей страны. В области историософии -гениальные попытки осмысления «путей России», причин и неизбежности революционных преобразований; в области религии - поиск новых форм осуществления религиозной деятельности в условиях свободы, без опеки государства; в сфере культуры - оценка всемирно-исторического значения русской культуры, ознакомление с ней западного общества, воспроизводство и развитие русской культурной жизни вне России и др. Относительный динамизм в развитии этих процессов и вовлеченность в них широких слоев русской эмиграции первой волны, в первую очередь в религиозно-культурной сфере, которую мы подробно рассматриваем в настоящей работе, породили такие явления как «церковный раскол» 20 - 30-х годов XX в., с одной стороны, и развитие миссионерской деятельности, с другой. Эти обстоятельства во многом предопределили направление и темпы религиозно-культурного развития эмиграции и оказали определенное влияние на развитие религиозной и культурной жизни в СССР и в послеперестроечной России.
Актуальность темы определяется важностью изучения религиозных и культурных общественных процессов для понимания закономерностей и особенностей развития России в XX - XXI вв. в целом. Особенно это справедливо в отношении современного, постперестроечного периода
российской истории, связанного с зарождением новых форм общественной жизни (в том числе в религиозной и культурной сферах), ускоренными темпами динамики указанных процессов, формированием новых культурно-религиозных социальных взаимосвязей.
Предметом исследования выступает одно из важнейших религиозно-культурных направлений русской эмиграции, связанное с формированием и развитием Русского студенческого христианского движения, имевшего большое значение как для духовной и культурной жизни самой эмиграции и западного общества, так и для исследования перспектив религиозной и культурной жизни в нашей стране.
Объектом изучения являются религиозные и культурные процессы, имевшие место в процессе становления и развития этого Движения. При этом обращалось особое внимание на рассмотрение культурологического аспекта религиозной деятельности РСХД. Культурологический подход позволяет расширить источниковую базу исследования, что способствует проведению многостороннего анализа и исторического осмысления процессов и закономерностей религиозной деятельности русского зарубежья.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 20-х гг. XX в. по начало XXI вв. Затрагивается также предыстория Движения в России, относящаяся к началу XX в.
Особый акцент делается на изучении довоенного периода деятельности Движения, который по праву считается «классическим». С этим периодом в деятельности РСХД связан расцвет духовной культуры русского зарубежья, связанный с именами таких его представителей, как Н. А. Бердяев, протоиерей Сергий Булгаков, Б. П. Вышеславцев, Н. М. Зернов, мать Мария (Скобцова), протоиерей Георгий Флоровский и многие другие. Сделана попытка как можно более подробно описать деятельность Русского студенческого христианского движения в целом и в отдельных странах русского рассеяния - Франции, Югославии, Чехословакии, Болгарии, США, Латвии, Эстонии, Великобритании, Польше и др.
Цель исследования. В работе предпринята попытка рассмотреть культурно-историческое и духовное развитие русской эмиграции на примере одной из наиболее массовых и социально активных культурно-религиозных организаций - Русского студенческого христианского движения, что выражается в постановке следующих исследовательских задач:
выявить основные культурно-религиозные проблемы духовного становления русской эмиграции с учетом особенностей отдельных ее волн, проследить динамику и внутренние взаимосвязи этого процесса;
проследить процесс становления и развития Движения, его распространение в среде русской эмиграции по странам рассеяния, оценить основные количественные и качественные характеристики деятельности Движения в разные периоды его существования и его структуру;
дать описание различных духовных направлений, характерных для русского православия в целом и отчетливо проявившихся в религиозной и культурной деятельности русской эмиграции;
разработать концептуальные подходы к исследованию современных социальных тенденций, оказывающих существенное влияние на развитие духовности членов общества (в частности такого социального феномена, как виртуальная культура);
исследовать процесс становления и развития мирянских религиозно-культурных объединений и проблемы, связанные с их функционированием, мировоззренческие основы такого объединения, особенности его структуры и состава его членов;
рассмотреть динамику и эволюцию Движения от группы местных организаций и кружков до единого мощного международного культурно-религиозного объединения, имевшего значительное влияние на духовное и культурное становление многих представителей русской эмиграции второго и третьего поколений;
рассмотреть конкретные направления, формы, методы и особенности деятельности Движения, значение и влияние социальных тенденций западного
общества на характер, уровень и перспективы духовного развития русской эмиграции и связанных с ней последующих поколений;
- исследовать причины духовного спада в деятельности Движения в послевоенное время.
Историография проблемы и источниковая база.
Историография культурной и религиозной истории русского зарубежья обширна и многогранна. Она, тематически и территориально, охватывает весь спектр сюжетов и проблем, начиная от фундаментальных работ, в которых накоплен огромный уровень теоретических и исторических обобщений и заканчивая не менее значимыми конкретно-историческими исследованиями отдельных регионов и стран русского рассеяния. В этих условиях, учитывая значительный объем научного наследия, представляется целесообразным остановиться на работах, которые, на наш взгляд, имеют принципиально важное теоретическое и практическое значение для решения поставленных в исследовании задач, т.е. для изучения истории Русского студенческого христианского движения. Все многообразие историографического наследия по истории Русского студенческого христианского движения традиционно делится на источники и литературу, которые можно объединить вокруг нескольких важных направлений.
Рассмотрим вначале категорию исторических источников.
К первой группе источников относятся воспоминания активных деятелей Русского студенческого христианского движения и лиц, близких к нему. Среди наиболее существенных источников этой группы необходимо перечислить воспоминания митр. Евлогия (Георгиевского), прот. Василия Зеньковского, П. Андерсона, Н. М. и М. В. Зерновых, В. А. Зандер, П. Е. Ковалевского, К. А. Ельчанинова и др.1
1 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - Париж: YMCA-Press, 1947. - 677 с; Зеньковский Василий, прот. Мое участие в РСХД // Вестник Русского христианского движения. - 1993. - N 168. - С. 5-40; 1998. - N 177. - С. 83-121; 1998. - N 178. - С. 109-139; 2001. - N 182. - С. 315-325 (далее журнал именуется для краткости «Вестник РХД»);
Особое значение имеет составленная Н. М. Зерновым и его супругой М. В. Зерновой «Хроника семьи Зерновых», второй том которой описывает, в частности, различные стороны жизни и деятельности Движения2. «Хроника» включает в себя воспоминания членов семьи Зерновых и их друзей, в ней были опубликованы уникальные исторические документы и фотографии, значительная часть которых имеет отношение к РСХД.
Вторую группу источников составляют творения участников РСХД и близких к ним лиц по проблемам, связанным с вопросом взаимоотношения религии и культуры и значением культуры в современном обществе. Здесь можно перечислить работы Н. А. Бердяева, прот. Сергия Булгакова, В. В. Зеньковского, Г. П. Федотова и др. Значительная часть указанных источников собрана нами в антологии «Православие и культура в религиозной мысли русского зарубежья»4.
Еще одну, третью группу источников по истории составляют периодические издания, отражавшие деятельность Русского студенческого христианского движения и публиковавшие творения идеологов РСХД. В первую очередь, это журнал «Вестник Русского студенческого христианского движения» (с 1974 г. - «Вестник Русского христианского движения»), другие
Anderson Р. В. No East or West. - Paris: YMCA-Press, 1985. - 175 p.; За рубежом: Белград -Париж - Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972) / Под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. -Париж: YMCA-Press, 1973. - 561 с; Зандер В. А. Путь моей жизни // Вестник РХД. - 1984. -N 142. - С. 271-287; Ковалевский П. Е. Начало пути (К 10-летию РСХД во Франции) // Вестник Русского студенческого христианского движения. - 1932. - N 12. - С. 22-26 (далее журнал именуется для краткости «Вестник РСХД»); Ельчанинов К. А. Русское студенческое христианское движение // Вестник РСХД. - 1960. - N 56. - С. 34-38; Куломзина С. С. Миры за мирами: Воспоминания русской эмигрантки. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. - 318 с. и др.
2 За рубежом: Белград - Париж - Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972) / Под ред.
Н.М. иМ.В. Зерновых. -Париж: YMCA-Press, 1973.-561 с.
3 См., например: Бердяев Н. А. Кризис христианства и кризис культуры // Вестник РСХД. -
1931. - N 8-9. - С. 12-19; Он же. Социальный кризис культуры // Новый град. - 1932. - N 3. -
С. 46-53; Булгаков Сергий, прот. Догматическое обоснование культуры // Вестник РСХД. -
1930. - N 7. - С. 8-12; Он же. Православие и культура // Вестник РСХД. - 1931. - N 10. - С.
11-18; Зеньковский Василий, прот. Проблема церковной культуры // Вестник РСХД. - 1933.
- N I. - С. 8-11; Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Русские записки. - Париж, 1938.
-N3.-C. 139-260 и др.
4 Православие и культура в религиозной мысли русского зарубежья / Сост. А. Л. Гуревич. -
М.: Спутник+, 2003. - 150 с.
периодические издания, публиковавшиеся Движением (Информационный бюллетень РСХД в Америке, журналы «Ключ», «Журнал православного лицеиста» («Revue du lyceen orthodoxe»), «Jeunesse orthodoxe», «Молодая смена», «Встреча», «Omnibus: Journal de la jeunesse orthodoxe», «Информационный бюллетень РСХД», «ACER-Tribune» и др.), а также журналы «Путь», «Церковный вестники Западно-Европейской епархии», «Новый град», газета «Русская мысль» и др. издания.
Четвертая группа источников - это разнообразные архивные материалы, хранящиеся в ГА РФ5, архивах Иллинойского университета (США)6, Русского студенческого христианского движения (Париж), Христианского союза молодых людей YMCA (Женева), Архиепископии церквей русской традиции в Западной Европе (под омофором Константинопольского Патриархата) (Париж), Свято-Сергиевского института (Париж), Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» (Москва), Международной молодежной православной организации SYNDESMOS (г. Холаргос, Греция), монастыря Шевтонь (Бельгия) и др.
В процессе подготовки настоящей работы был использован определенный круг исследовательской литературы, посвященной истории Русского студенческого христианского движения.
Это, во-первых, исследования общего характера по истории Движения в целом. Эта тема возникла в историографии русского зарубежья в послевоенное время, а в отечественной историографии - после 1985 г. В указанный период появился ряд работ, в которых были рассмотрены различные аспекты организации и истории Движения (прот. Василий Зеньковский, Н. М. Зернов, М.
5 Фонд митрополита Евлогия (Георгиевского) (ГА РФ. Ф. Р-5919. Оп. 1. 157 ед. хр.).
6 Фонды П. Б. Андерсона, Д. А. Лаури и У. Ф. Льюиса (см. приложение 1 к настоящей
работе, а также: Гуревич А. Л. История деятельности Русского студенческого христианского
движения: 1923-1939 гг. - М: Спутник+, 2003. - С. 122-153; Он же. Материалы по истории
Христианского союза молодых людей (YMCA) и Русского студенческого христианского
движения из архива Иллинойского университета (США) // Аспирант и соискатель. - М,
2003.-N6(19).-С. 149-150).
В. Зернова, В. С. Варшавский, П. Е. Ковалевский, Н. А. Струве, А. И. Кырлежев, А. Аржаковский, Л. А. Можаева, Г. Б. Ефимов, С. И. Зайденберг, В. К. Котт).
Большое значение в изучении истории Русского студенческого христианского движения имеют работы почетного председателя РСХД прот. Василия Зеньковского . В центре исследования - Движение как фактор культурной и религиозной жизни русского зарубежья, значение Движения, основные проблемы, стоявшие перед Движением и способы их разрешения, организационные и «идеологические» вопросы жизни РСХД и др. Прот. Василий Зеньковский ввел в научный оборот значительный фактический материал, связанные с деятельностью Русского студенческого христианского движения, который был использован при написании настоящей работы.
Крупнейшими исследователями истории и мировоззрения русского зарубежья были П. Е. Ковалевский и Н. М. Зернов, проводившие значительную работу по собиранию материалов о русской эмиграции. На основании этих материалов был написан ряд исследований, описывающих широкий круг процессов, протекавших в среде русской эмиграции. В частности, особенный интерес представляют два выпуска книги П. Е. Ковалевского «Зарубежная Россия»8 и ставшее классическим фундаментальное исследование Н. М. Зернова «Русское религиозное возрождение XX века»9 и подготовленный им биобиблиографический словарь «Русские писатели эмиграции»10.
В указанной выше работе П. Е. Ковалевский дал подробный очерк различных сторон жизни русского зарубежья, дал исторический обзор деятельности различных культурных и религиозных организаций русской
7 Зеньковский Василий, прот. Русское студенческое христианское движение: История,
деятельность, задачи // Вестник РСХД. - 1949. -N 7-8. - С. 3-19; N 9-Ю. - С. 21-33.
8 Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа
русского зарубежья за полвека (1920-1970). -Париж: Librairie des Sinq Continents, 1971. - 347
с. - (Etudes russes; Vol. 3); Он же. Зарубежная Россия: Дополнительный выпуск. - Париж:
Librairie des Sinq Continents, 1973. - 147 с. - (Etudes russes; Vol. 5).
9 Зернов H. M. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж: YMCA-Press, 1991. -
382 с.
10 Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по
богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-
1972 / Составитель Н. М. Зернов. - Boston: G. К. Hall & Co., 1973. - 181 с.
эмиграции и основных ее деятелей, уделив значительное внимание Русскому студенческому христианскому движению.
Не меньший интерес для исследователя истории Русского студенческого христианского движения представляют работы долголетнего секретаря Движения Н. М. Зернова. Он дал взвешенную оценку исторического значения деятельности Движения11, подготовил описания жизненного пути многих видных членов РСХД.
В. С. Варшавский посвятил свою работу оценке влияния условий жизни русской эмиграции на второе поколение эмигрантов первой волны. Отдельный раздел этого исследования посвящен влиянию Движения на это поколение и причинам упадка деятельности РСХД в послевоенный период12.
Фундаментальным трудом для изучения истории Русского студенческого христианского движения является монография А. И. Кырлежева «Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом: 1923-1998», выполненная по заказу РСХД к 75-летнему юбилею Движения, но оставшаяся не опубликованной13. В этой работе автор не только излагает историю Движения, но также проводит историософский анализ его деятельности и его значения для русского и мирового православия.
Значительный вклад в изучение истории Русского студенческого христианского движения был внесен книгой «ACER-MJO: 1923-1998: Regard sur 75 ans d'activites», подготовленной членами РСХД и изданной в Париже к 75-летию Движения14. Большой интерес, в частности, представляет описание современного состояния Движения его непосредственными участниками и обзор периодических изданий, издававшихся Движением в послевоенное время.
11 См. также: Зернов Н. М., Зернова М. В. Значение РСХД для православной культуры //
Вестник РСХД.-1974.-N111.-С. 255-259.
12 Варшавский В. С. Незамеченное поколение. -Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1956. -
387 с.
13 Кырлежев А. И. Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом: 1923-1998
(рукопись). - Архив РСХД (Париж). Результаты исследований А. И. Кырлежева в области
истории РСХД были частично опубликованы в сборнике его статей «Власть Церкви:
Публицистические статьи: 1994-2000» (М.: Медиасоюз, 2003. - С. 97-116).
14 ACER-MJO: 1923-1998: Regard sur 75 ans d'activites. - Paris, 1998. - 52 p.
В своей диссертации «Журнал «Путь» (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции»15, переведенной на русский язык и опубликованной в Киеве, А. Аржаковский неизбежно затрагивает деятельность РСХД, на которое существенное влияние оказывал основатель и долголетний редактор журнала «Путь» Н. А. Бердяев. Работа основана на использовании целого ряда неизвестных ранее архивных документов. Автор делает интересные выводы о тенденциях развития движения в довоенное время.
Видный деятель Движения Н. А. Струве неоднократно возвращался к анализу тенденций и закономерностей жизни и деятельности Движения. Он обращает, в частности, особое внимание на то, что РСХД было наиболее массовым мирянским христианским движением в русском зарубежье. Н. А. Струве определил его, как «движение внутри Церкви, участники которого стремились сочетать верность традициям со свободой и творчеством», как «своего рода подвижную общину»16 и, одновременно, пророческое явление в Церкви17.
Российские исследователи С. И. Зайденберг и В. К. Котт в своей работе «Духовные движения в истории русского православия» уделили особое внимание анализу РСХД с точки зрения так называемого «общинно-братского
1 й
богословия» . Особое значение указанной работы заключается в исследовании организационных основ деятельности Движения и в сопоставлении этой формы религиозной деятельности с более традиционными в православии формами братства и общины.
Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции / Пер. с франц. - Киев: Феникс, 2000. - 655 с.
16 YMCA-Press в Архангельске: Встречи с Н. А. Струве: Лекции, интервью, беседы. -
Архангельск, 2002. - С. 57, 60.
17 Струве Н. С. РСХД как пророческое явление в Церкви // Вестник РХД. - 2003. - N 185. —
С. 326-334.
18 Зайденберг С. И., Котт В. К. Духовные движения в истории русского православия. - М.:
Свято-Сергиевское братство, 2004. - 68 с.
Большой вклад в изучение истории Русского студенческого христианского движения был внесен Л. А. Можаевой, подготовившей содержательный обзор истории Движения19.
Ряд общих положений, лежащих в основе деятельности Движения, был проанализирован российским историком Г. Б. Ефимовым в его статье «Русская Прага» . Он подчеркнул, в частности, значение для мировоззрения Движения таких принципов, как вселенское понимание православия, открытость христианскому опыту инославных, уважение к свободе личности и др.
Ко второй группе относятся исследования религиозно-философского творчества и культурной деятельности русского зарубежья. Остановимся на наиболее показательных и комплексных работах, приближенных к тематике нашего исследования и к исследованию деятельности круга лиц, связанных с Русским студенческим христианским движением.
В книге американского исследователя М. Раева «Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939 гг.» , которая является одним из наиболее фундаментальных исследований проблем культурной деятельности русского зарубежья, специальная глава «Царство Божие внутри нас есть: Церковь и религия в диаспоре»22. В этой главе автор анализирует особое значение Церкви в русском зарубежье, в тех условиях, когда многие российские эмигранты потеряли стабильные социальные ориентиры и смысл жизни и переживали утрату политических и общественных идеалов.
Е. Г. Осовский обращает особое внимание на то, что русская культура во всем ее многообразии и православие, которое автор рассматривает, как ее
Можаева Л. А. Русское студенческое христианское движение (1920-е - 1930-е гг.) // Новый исторический вестник. -2001. - N 1. - С. 273-278.
20 Ефимов Г. Б. Русская Прага // Записки Семинара по истории Церкви памяти св. Стефана
просветителя Пермского. Вып. 6. - М., 2000. - С. 29-39.
21 Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919-1939 гг. / Пер. с
англ. - М: Прогресс-Академия, 1994. - 296 с.
22 Значительная часть данной главы посвящена деятельности РСХД (Раев М. Указ. соч. - С.
172-177).
духовно-бытовой компонент, стали основным связующим звеном России и ее
диаспоры23.
А. А. Пронин24 подробно рассматривает историографический аспект
проблемы религиозно-культурной деятельности русской эмиграции. Он
подчеркивает, в частности, что вслед за русскими эмигрантами по миру
распространяется и православие. Это характерно, по его мнению, для всех
времен и территорий. Автор акцентирует внимание на консолидирующую роль
Православной Церкви в жизни русской эмиграции. Во многом, именно
благодаря религиозной деятельности русской эмиграции, православие стало
рассматриваться на Западе не как национальная вера, а как полноправная
христианская традиция.
Е. В. Ольховская в своей диссертационной работе «Специфика духовности культуры русского зарубежья» , выполненной преимущественно на материале Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), рассматривает два типа православной духовности в русской эмиграции. При этом лишь один из них - «консервативный» - автор считает аутентичным православию, тогда как второй, названный Ольховской «трансформированным», формировался, по ее мнению, под влиянием Запада и отражает «православную духовность» в измененном (если не сказать искаженном виде).
В диссертации А. В. Прохоренко «Социально-культурные парадигмы общественной мысли русского зарубежья»26 на основе культурологической концепции П. А. Сорокина выделен ряд социально-культурных парадигм. В числе этих парадигм автор рассматривает русское национальное мировоззрение,
23 Осовский Е. Г. Образование и педагогическая мысль российского зарубежья: Состояние и
проблемы исследований // Образование и педагогическая мысль российского зарубежья:
Тезисы Всероссийской научной конференции (Саранск, 1-2 ноября 1994 г.). - Саранск, 1995.
-С. 5.
24 Пронин А. А. Православие как поле цивилизационно-культурного диалога России и Запада
// Русь, Россия и мировая цивилизация: Материалы 13-й Всероссийской заочной научной
конференции. - СПб.: Нестор, 1999. - С. 93-96.
25 Ольховская Е. В. Специфика духовности культуры русского зарубежья: Философско-
социологический анализ: Дис.... кандидата философских наук. - Томск, 1995. - 130 с.
26 Прохоренко А. В. Социально-культурные парадигмы общественной мысли русского
зарубежья: Дис.... кандидата философских наук. - СПб., 2001. - 152 с.
национальную психологию, взаимоотношение личности общества и государства и др.
В работах Л. И. Василенко, Н. В. Мотрошиловой, Н. П. Полторацкого, Е. Б. Рашковского, К. В. Фараджева и др. дается общий обзор и анализ деятельности и трудов русских религиозных философов-эмигрантов .
В научной литературе нередко исследуются отдельные проблемы, характерные для религиозных философов, близких к кругу РСХД. Например, В. В. Аверьянов рассматривает проблемы преемственности культурных традиций в трудах религиозных философов русского зарубежья (в том числе прот. Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, П. Б. Струве, С. Л. Франка, В. В. Зеньковского, Г. П. Федотова и др.), А. В. Коханова выделяет чрезвычайно значимую и актуальную проблему отношения философов к свободе, А. М. Кумыков30 останавливает свое внимание на проблема национальной идентификации и т. д.
В ряде работ рассматриваются общекультурные вопросы русского зарубежья (а также отдельные аспекты культуры - педагогические, социально-политические, исторические и др.), лишь в самых общих чертах связанные с религиозной проблематикой. Среди указанных работ хотелось бы выделить исследование А. А. Аронова , посвященное анализу проблемы воспроизводства русской культуры в условиях эмиграции. Особое внимание автор уделяет
27 Русская религиозно-философская мысль XX века / Под ред. Н. П. Полторацкого. -
Питгсбург, 1975. -413 с; Василенко Л. И. Введение в русскую религиозную философию. -
М: Свято-Тихоновский богословский институт, 1999. - 271 с; Рашковский Е. Б. На оси
времен: Очерки по философии истории. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 208 с; История
философии: Запад - Восток - Россия. Кн. 3 / Под ред. Н. В. Мотрошиловой и А. М.
Руткевича. - М: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. - С. 324-411; Фараджев К.
В. Русская религиозная философия. - М: Весь мир, 2002. - 206 с. и др.
28 Аверьянов В. В. Проблема традиции в русской философии XX века: Русское Зарубежье:
Дис.... кандидата философских наук. -М., 2000. -208 с.
29 Коханова А. В. Нравственный опыт русской эмиграции первой волны: Аспект свободы:
Дис.... кандидата философских наук. - СПб., 2003. - 157 с.
30 Кумыков А. М. Проблема нации и национальной идентификации в социально-
политической мысли русского зарубежья: Диссертация ... кандидата философских наук. -
Ставрополь, 1999. - 156 с.
31 Аронов А. А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции: 1917-1939 гг.:
Культурологические аспекты: Дис.... доктора культурологии. -М., 1999. -232 с.
феномену целеполагания указанного воспроизводства. В числе наиболее важных аспектов проблемы автор, в частности, выделяет и подробно рассматривает воспроизводство русской православной культуры, воспроизводство русской культуры через систему образования, через изучение истории России и русского языка и др. Он сопоставляет процесс воспроизводства русской культуры в российской эмиграции с аналогичными процессами в дореволюционной и в советской России и выделяет сходство и различия указанного процесса в различных условиях.
Важное методологическое значение имеют работы, отнесенные нами ко третьей группе и посвященные изучению предыстории и отдельных сторон деятельности Движения. Остановимся коротко на основных работах этой группы.
В вопросе о предыстории Движения - деятельности Международного христианского союза молодых людей YMCA в России - нельзя не упомянуть труды трех исследователей: прот. Сергия Щукина, М. Д. Гуськова и Р. Берда.
Обширная работа прот. Сергия Щукина о деятельности YMCA в России основана на личных воспоминаниях автора и значительном количестве собранных им материалов и документов.
Российский исследователь М. Д. Гуськов опубликовал краткий, но очень содержательный очерк деятельности YMCA в России в начале XX века33. Им, в частности, были привлечены неизвестные ранее документы из архива ассоциации YMCA в Швейцарии. Среди прочего, автор приводит малоизвестные ранее сведения о поддержке русскими правящими (в том числе близкими к императорскому двору) и церковными кругами деятельности YMCA в Санкт-Петербурге.
32 Щукин Сергий, прот. Материалы к истории Русского студенческого христианского
движения в России // Русское возрождение. - 1985. - N 30. - С. 67-119.
33 Гуськов М. Д. «YMCA» в России: история и настоящее // Религия и право. - 1999. - N 3. -
С. 25-27.
Большой вклад в изучение указанной проблемы имеет публикация Р. Берда «YMCA и судьбы русской религиозной мысли»34. Особое значение имеют опубликованные в статье письма американских секретарей YMCA в России и новые сведения об участии С. Н. Булгакова в деятельности YMCA до революции.
В настоящее время в этой области плодотворно работает Д. М. Гуськова в Центре исследования мировых религий РГТУ.
К этой же группе относятся работы, исследующие отдельные аспекты деятельности Движения.
Здесь, в первую очередь, необходимо упомянуть книгу об издательской деятельности Движения , составленную из статьи А. В. Карташева, подготовленной в 1950 г. к 30-летию издательства YMCA-Press и опубликованной через пять лет к 35-летию издательства , и продолжения, написанного директором издательства YMCA-Press Н. А. Струве к 70-летию издательства. Образовательная деятельность Движения описывается в работах В. А. Сухачевой, Т. В. Скляровой и др. . Ряд иследований посвящены проблемам активизма в религиозной деятельности русского зарубежья38. Имеются также работы, в которых РСХД рассматривается в ряду других молодежных организаций и движений русской эмиграции39.
Берд P. YMCA и судьбы русской религиозной мысли (1906-1947) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 год / Под ред. М. А. Колерова. - М.: ОГИ, 2000. -С. 165-223.
35 Карташев А. В., Струве Н. А. 70 лет издательства «YMCA-Press»: 1920-1990. - Париж:
YMCA-Press, 1990. - 40 с.
36 Вестник РСХД. - 1955. - N 37. - С. 9-20.
37 Сухачева В. А. Общественно-педагогические движения российской эмиграции в странах
Европы: 1919-1939 гг.: Дис. ... кандидата педагогических наук. - Саранск, 1995. - 250 с;
Склярова Т. В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русских
эмигрантов первой половине XX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского
богословского института. - 2004. - Вып. 1. - С. 194-212.
38 Чистяков К. А. «Активизм» в среде российской эмиграции: Дис. ... кандидата
исторических наук. - М., 2000. - 200 с; Можаева Л. А. Проблема политического активизма в
идеологии Русского студенческого христианского движения во Франции (20 - 30-е гг.) //
Российское зарубежье: Итоги и перспективы изучения: Тезисы докладов и сообщений
научной конференции, 17 ноября 1997 г. - М.: РГТУ, 1997. - С. 35-37.
39 См., например: Сурайкин М. А. Молодежные движения и организации Российского
Зарубежья в 1920-е - 1930-е гг.: Дис. ... кандидата исторических наук. - М., 2003. - 196 с;
Четвертую группу составляют работы о деятельности РСХД в отдельных странах мира.
Наиболее подробно исследована деятельность Движения в Прибалтике (Латвии и Эстонии) благодаря подробной монографии Б. В. Плюханова «РСХД в Латвии и Эстонии: Материалы к истории Русского студенческого христианского движения»40 и интересным работам А. Иванена по истории Движения в Эстонии41.
Значение работы Б. В. Плюханова состоит, в частности, в том, что он, будучи участником Движения и очевидцем описываемых событий, ввел в научный оборот многочисленные документы и историческую информацию, хранящуюся в собранном им архиве, и рассмотрел деятельность Движения в Прибалтике в историческом контексте общей деятельности РСХД.
В свою очередь А. Иванен обращает особое внимание на деятельность в РСХД в Эстонии Алексея Ридигера (будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) и его родителей.
Заслуживает особого внимания статья Н. К. Фелдман-Кравченок «Русское Православное Единение в Латвии»42, также написанная очевидцем -членом РСХД в Латвии.
Историю деятельности Движения в США исследовал прот. Виктор Соколов в своей работе «Три попытки: Краткий очерк истории Русского студенческого христианского движения в Соединенных Штатах Америки»43. Автор уделяет особое внимание анализу причин неудачных попыток применить
Александров-Деркаченко П. П. Русское молодёжное движение и советский комсомол: 1905-
1937 гг. // Русский мир. - 2002. - N 6. - С. 30-64.
40 Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Материалы к истории Русского студенческого
христианского движения. - 1993. - 311 с.
4 Иванен А. РСХД в Эстонии // Невская ассамблея. - 2002. - 20 мая; Он же. Российское
студенческое христианское движение в Эстонии в 1930-х годах // Церковный вестник. -
2004.-N 11(264).-С. 6, 11.
42 Фелдман-Кравченок Н. К. "Русское Православное Единение" в Латвии // Православие в
Латвии: Сб. статей / Ред. А. В. Гаврилин. - Т. 2. - Рига: Благовест, 1997. - С. 105-126.
43 Соколов В. Три попытки: Краткий очерк истории Русского студенческого христианского
движения в Соединенных Штатах Америки//Вестник РХД. - 1984. -N 141. -С. 233-251.
среди молодого поколения русских эмигрантов в США и их потомков опыт Русского студенческого христианского движения в Европе.
Многочисленные работы посвящены деятельности Международного союза молодых людей YMCA среди русских эмигрантов в Китае44. Эта деятельность формально не была связана с Русским студенческим христианским движением, но имела с ним много общего (в частности, - общие корни в лице ассоциации YMCA). Сопоставление деятельности YMCA среди русских эмигрантов в Китае и Русского студенческого христианского движения в Европе позволяет выявить особенности и специфические характеристики последнего, выделяющие РСХД из многочисленных национальных организаций и отделений YMCA.
К пятой группе можно отнести материалы, посвященные отдельным деятелям русского зарубежья, жизнь которых в той или иной мере была связана с Русским студенческим христианским движением. В связи с недостатком места в настоящей работе ограничимся лишь перечислением основных публикаций, относящихся к этой группе.
Здесь необходимо, в первую очередь, упомянуть работы, связанные с описанием жизни и деятельности Н. А. Бердяева , прот. Сергия Булгакова4 , прот. Василия Зеньковского47, преподобномученицы матери Марии (Скобцовой)
44 Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. - Владивосток: ДВГУ,
1998. - 276 е.; Прозорова Г. В. Русская Православная Церковь и Христианский Союз
Молодых Людей в Харбине// Китайский благовестник. - М., 2000. - N 2. - С. 29-35; Бовкало
А. А. Деятельность Христианского Союза Молодых Людей на Дальнем Востоке //
Православие на Дальнем Востоке: Сб. статей. Вып. 3. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 125-
134 и др.
45 Андерсон П. Ф. "Бердяевские годы" (1922-1939) // Вестник РХД. - 1985. - N 144. - С. 244-
291; Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940): Поколение русских религиозных
мыслителей в эмиграции / Пер. с франц. - Киев: Феникс, 2000. - 655 с. и др.
46 Кырлежев А. И. Отец Сергий Булгаков и РСХД за рубежом // Богослов, философ,
мыслитель (Юбилейные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения отца Сергия
Булгакова (сентябрь 1996 г., Москва)). - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. - С. 82-86;
Берд P. YMCA и судьбы русской религиозной мысли (1906-1947) // Исследования по истории
русской мысли: Ежегодник за 2000 год / Под ред. М. А. Колерова. - М.: ОГИ, 2000. - С. 165-
223; Елена (Казимирчак-Полонская), монахиня. Профессор протоиерей Сергий Булгаков:
1871-1944. - М.: Открытый православный университет, основанный прот. Александром
Менем, 2003. - 307 с. и др.
47 Памяти отца Василия Зеньковского. - Париж: РСХД, 1984. - 124 с.
и ее сотрудников , прот. Георгия Флоровского , протопресв. Александра Киселева50, прот. Александра Осипова51 и др. Имеется также ряд работ о религиозных деятелях русского зарубежья, связанных с РСХД, на иностранных языках, значительная часть которых приведена в прилагаемом к диссертации списке литературы.-
Отдельную группу материалов составляют использованные нами работы по культурологии (в частности, по проблемам соотношения религии и культуры53), историософии54, виртуалистике и проблемам виртуализации общества55.
Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что в ней впервые всесторонне представлен весь процесс историко-культурной эволюции одного из крупнейших и наиболее представительных религиозных движений русского зарубежья - Русское студенческое христианское движение, что позволит заполнить существующие пробелы в изучении истории русского
Гаккель Сергий, прот. Мать Мария. - Париж: YMCA-Press, 1992. - 279 с; Arjakovsky-Klepinine Н. La joie du don II Marie Skobtsov, mere. Le sacrement du frere. - Paris; Pully: Cerf; Le Sel de la Terre, 2001. - P. 15-69; Мать Мария (Скобцова): Красота спасающая. - СПб.: Искусство-СПб., 2004. - 204 с. и др.
49 См., например: Георгий Флоровский: Священнослужитель, богослов, философ / Под ред.
Э. Блейна; пер. с англ. -М.: Прогресс-Культура, 1995. -416 с.
50 Русское возрождение. - 2002. -N81. Памяти протопресвитера Александра Киселева. - 237 с.
51 Фирсов С. Л. Апостасия: "Атеист Александр Осипов" и эпоха хрущевских гонений на
Русскую Православную Церковь. - СПб.: Сатисъ, 2004. - 286 с.
52 Зверева Г. И. Историческое знание в контексте культуры конца XX века: Проблема
преодоления власти модернистской парадигмы // Гуманитарные науки и новые
информационные технологии: Сб. науч. трудов. Вып. 2. - М.: РГГУ, 1994. - С. 127-142;
Волкова Э. Н. Культурология. - М.: РГГУ, 2003. - 279 с.
53 Тиллих П. Избранное: Теология культуры. - М.: Юристь, 1995. - 480 с; Мень М. А.
Религия и культура. - М.: Истина и Жизнь, 2001. - 173 с; Религия в истории и культуре /
Под ред. М. Г. Письманика. - М.: Юнити, 2000. - 591 с; Религия и культура / Под ред. Л. В.
Скворцова. - М.: ИНИОН, 2000. - 225 с; Аверинцев С. С. Христианство в истории
европейской культуры // Знание-сила. - 2004. - N 3. - С. 24-34 и др.
54 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Пер. с англ. - М.: Издательство
политической литературы, 1992. - 542 с; Сорокин П. О концепциях основоположников
цивилизационных теорий: Общие принципы цивилизационной теории и ее критика //
Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1998. - С. 38-60.
55 Носов Н. А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000. - 430 с; Иванов Д. В.
Виртуализация общества: Version 2.0. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 213 с;
Асадуллин Э. Ф. Виртуальный подход в истории. - М.: Путь; Центр виртуалистики РАН,
2003.-116 с.
православия в изгнании. При этом особое внимание уделялось исследованию религиозно-культурных аспектов деятельности этого движения. Был привлечен ряд редких (в том числе архивных) документов, систематизирована русская и иностранная библиография, посвященная указанному вопросу. В такой постановке данная проблема в исторической науке практически не рассматривалась. Это первое исследование, в котором история Русского студенческого христианского движения рассматривается комплексно.
Научно-практическая значимость. Результаты исследования могут в дальнейшем применяться в изучении религиозной и культурной деятельности русского зарубежья, ее истории и современного состояния, конкретных проблем, связанных с религиозным воспитанием молодежи и др. Собранные и систематизированные автором материалы могут быть использованы при подготовке курсов и учебных пособий по специальностям «Теория и история культуры», «Религиоведение», «История Русской Православной Церкви», «История русской эмиграции».
Взаимоотношение религии и культуры в писаниях деятелей Русского студенческого христианского движения
Ко второй половине 1920-х годов постепенно произошло географическое расслоение религиозной части русской эмиграции. Сторонники «традиционалистского» духовного направления, преимущественно, собрались в Югославии вокруг митрополита Антония (Храповицкого) и Карловацкого Синода, а приверженцы «гуманистического» духовного направления - в Париже, где находилась кафедра митрополита Евлогия (Георгиевского).
Деятельность и «идеология» РСХД была тесно связана со вторым духовным направлением, хотя в его состав входили и сторонники иного духовного направления. Недаром центр Движения, находившийся первоначально в Праге и в Берлине, к 1925 г. переместился в Париж.
Преимущественно «гуманистическое» духовное направление Движения определило и характер отношения его «идеологов» и членов к русской культуре.
В своем меморандуме от 16 апреля 1923 г. по поводу проекта издательской деятельности в русской эмиграции, составленном для американской ассоциации YMCA и хранящемся в архиве Иллинойского университета в США в фонде П. Андерсона, Б. П. Вышеславцев писал : «Общий принцип отдела: Возрождение русской духовной культуры на основах христианской этики.
В понятии культуры видна связь религии, философии, науки, нравственности: культура есть культивирование жизненных ценностей, культ ценности, т.е. признание ценности святыми, священными. Культура угасает при угасании религиозного чувства, т.е. там, где ничто не признается священным. Эта опасность существует в России и с нею необходимо бороться. В сущности всякая культура духовна, ибо материя не творит, а есть лишь материал для Paul В. Anderson Papers, 1909-1988. - Box 3. YMCA Press. Prague. 1921-1923. Correspondence, reports, notes, minutes and list of publications. - University of Illinois Archive. В связи с отсутствием в указанном фонде архива сквозной нумерации листов в пределах ящика, ссылки даются на номер ящика и название файла. Сведения приводятся по готовящейся сотрудником ИМЛИ РАН Е. В. Ивановой публикации о деятельности издательства «YMCA-Press» в Берлине. творчества. Дух творит, изобретает, вносит инициативу. Поэтому атеистический материализм насильственно распространяемый в России, убивает дух, творчество, инициативу и делает человека рабом низших стремлений...».
Революция прервала естественную культурную преемственность в российском обществе. Не только в Советском Союзе, но и в эмиграции стали раздаваться голоса о том, что «потоп революции покарал и уничтожил старую грешную культуру» . Отвечая сторонникам этой точки зрения, А. В. Карташев подчеркивал внутреннюю неотделимость культуры от истории Церкви. Он, в частности, писал, что «нарастание культурного развития, которое, хотя и отравлено грехом, но немедленно вливается в историю Церкви и тем опытно доказывает, что оно нужно для строительства Царства Божия в мире»77.
Идея церковной культуры, по выражению В. В. Зеньковского, есть исконная христианская идея. «Новый смысл понятия церковной культуры заключается в том, что она мыслится как свободное устремление верующих людей к построению жизни на началах христианства» . Руководители РСХД признавали неизбежность сосуществования двух типов культуры - религиозной и безрелигиозной.
Соответственно, они настаивали на реализации принципа «оцерковления культуры», а не хилиастического поглощения ее Церковью.
Они видели существенное различие между церковной культурой и Церковью. «Церковная культура есть путь преображения всего человечества в свете и духе Церкви. Церковь же, как Богочеловеческий организм, как мистическое тело Христово, пребывая в плане истории, в то же время входит и в план вечности»79.
В 1917 г. Н. А. Бердяев вместе с М. В. Родзянко, П. Б. Струве, В. В. Шульгиным попытались осуществить давнюю мечту русской эмиграции о создании «Лиги русской культуры», чтобы «среди великого разброда и распада, в единении с пробужденным и отрезвленным народом начать созидательную работу укрепления русской культуры и государственности в их неподдельной ЯП благородно-национальной форме» . Однако в условиях диктатуры пролетариата «Лига» смогла просуществовать недолго и вскоре прекратила свое существование в России. «Волею судеб» после революции большинство из этих выдающихся русских мыслителей оказалась в эмиграции, где они снова попытались воплотить в жизнь свою мечту.
Уже в 1923 г. в Берлине, в издательстве «Русская книга» под редакцией проф. В. В. Зеньковского публикуется концептуальный сборник религиозно-философских статей «Православие и культура». В сборнике кроме статей В. В. Зеньковского были напечатаны работы П. И. Новгородцев, С. В. Троицкого, М. А. Георгиевского, А. Л. Бема и др. Особое значение для развития теории культуры имеют, на наш взгляд, статья из этого сборника В. В. Зеньковского (впоследствии многолетнего председателя РСХД) «Идея православной культуры»81. В ней автор делает попытку проанализировать культурные причины русской революции и значение русской православной культуры для Запада. «Мир должен внутренно обновиться через приобщение к духу Православия, - пишет Зеньковский, - должен быть явлен тип православной культуры, должно вновь открыть для исторического творчества путь ко
Автор подчеркивает возможность сочетания православия и культуры и демонстрирует важнейшие направления этого сочетания. Большое значение для развития теории и практики православной культуры имел принцип «оцерковления жизни», принятый на 1-м съезде РСХД в 1923 г. в г. Пшеров (Чехословакия).
Поскольку культура является средой существования человека в окружающем мире и характеризует его способность вступать в отношения с этим миром , «оцерковление жизни» становится важнейшим фактором реализации православной культуры. Как отмечает А. И. Кырлежев, «это установка на сознательное противление принципам секулярной культуры, которая означает «связывание всех тем жизни с благодатными силами Церкви» .
По определению архиепископа Иоанна (Шаховского), православная культура есть «любовь к человеку», стремление к Христовой правде, связь человека с Творцом. Она есть дочь любви и свободы85.
Деятельность Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) в России
К середине 1970-х гг. связь РСХД с издательством YMCA-Press и с журналом «Вестник РСХД» значительно ослабла. Движение уже не могло финансово поддерживать издательство и журнал. Издательство YMCA-Press под руководством Н. А. Струве смогло найти новые силы в сотрудничестве с А. И. Солженицыным. Издательство получило от Солженицына эксклюзивное право на издание его произведений, из которых особую известность приобрела эпопея «Архипелаг ГУЛАГ».
Все более существенное место в деятельности РСХД продолжала занимать Россия и ее духовная жизнь. С другой стороны, средний возраст членов движения существенно увеличился. Все чаще наблюдалась такая ситуация, когда членами Русского студенческого христианского движения были «отцы» (второе поколение первой волны эмиграции), тогда как «дети» (третье поколение), для которых русский язык в большинстве случаев перестал быть родным, были далеки от деятельности и проблем Движения. Такое изменение возрастной структуры Движения стало одной из причин того, что, по предложению И. И. Солженицына, начиная с номера 112-113 (1974 г.) «Вестник» стал выходить под названием «Вестник Русского Христианского
Движения», с указанием мест издания «Париж—Нью-Йорк—Москва». Редактор «Вестника» Н. А. Струве так объяснил это изменение: «За последние годы, в частности начиная с 97-го номера, ВЕСТНИК перестал был органом Русского Студенческого Христианского Движения в прямом и узком смысле, если понимать под Движением не направление, не идею, не духовную семью, а организацию. В юбилейном сотом номере 9/10 статей еще были написаны на Западе старыми эмигрантами или их отпрысками; в 111-ом номере пропорция ровно обратная: 9/10 статей написаны в России или совсем недавними выходцами их нее... Опущение слова «студенческий» отнюдь не означает, что ВЕСТНИК в какой бы то мере отходит от РСХД и его идеалов: по-прежнему РСХД будет его издавать, направлять, вдохновлять. Однако в буквальном смысле журнал является вестником чего-то большего, чем заслуженной религиозной организации, вестником неоформленного «русского христианского движения», с особой силой развивающегося в России»125.
Нельзя сказать, что описанная выше перестройка внутренних приоритетов Движения прошла для него безболезненно. Переориентирование издательства YMCA-Press и переименование журнала вызвали острые конфликты в среде руководства Движения. Часть членов РСХД (и в их числе вице-председатель Движения протопресв. Александр Шмеман ) поддержали изменения, осуществляемые Н. А. Струве и А. И. Солженицыным, другие же (директор издательства И. В. Морозов, духовник Движения прот. Георгий Сериков и др.) категорически отвергли эти изменения. В результате впавший в состояние депрессии И. А. Морозов покончил жизнь самоубийством, а прот. Георгий Сериков больше ни разу не публиковался в «Вестнике», и после своей смерти не удостоился в этом журнале не только некролога, но даже малейшего упоминания.
Вспоминая об этом периоде своей жизни, А. И. Солженицын писал: «Я ... серьезно обдумывал создать свое издательство. Это должно было быть дочернее учреждение от Русского Общественного Фонда, издавать книги, нужные в России, и бесплатно посылать туда. Уже первая такая серия и звала меня - Исследования Новейшей Русской Истории (ИНРИ)... «Имка» по-прежнему ощущалась мной как разлохмаченное, плохо управляемое издательство, в нем проявлялись книги самых неожиданных уровней и направлений, - не знаешь, какого курбета ждать еще завтра. Безнадежность устойчивой работы с издательством неряшливого стиля становилась уже такова, что о своем русском собрании сочинений я вступал, через того же Н. Струве, в переговоры с французским издательством «Сей». Затем стало казаться, что Струве все же возьмется руководить «Имкой» фактически и открыто, и я обещал ему содействие. В конце 1977 отставку Морозова предложил его близкий друг Б. Ю. Физ, член РСХД, поддержал и о. Александр Шмеман... Морозов согласился уйти на условиях, что тощее издательство еще более шести лет будет платить ему полное жалование до пенсии и с сохранением чина «литературного советника» (Кроме своей полной обеспеченности от «Имки», Морозов сохранял и преподавание в Богословском институте - так что потеря руководства «Имкой» не была для него потерей всякого живого дела; но сказалась, видимо, его многолетняя болезнь - в ноябре того же года он покончил с собой. Это вызвало затяжные волнения в РСХД, ссоры близких, травлю Струве (ограничить его редакторские права), отрицание душевной болезни Морозова, раньше всем известной, РСХД арестовывало тираж очередного «Вестника» с некрологами, словом, душная щемящая эмигрантская история, когда потеряно ощущение родины, и перспективы, и смысл работы. Получил и я возмущенное письмо от группы членов РСХД. И хотя они совершенно не понимали, что Морозов уже только сбивал издательство, а не направлял его, - но сам я очень раскаиваюсь, что вмешался в эту внутреннюю перетасовку в «Имке» - угрозой больше не печататься в ней при Морозове (Примеч. 1979 г.)). Однако и тут заменил Морозова не Струве, который все не решался на администрирование («меня тяготит собственная раздробленность», перед ним немало начатых и недойденных путей творчества), а пост этот, как и добивался, занял третьеэмигрант Аллой. Я никогда его не встречал. Но издали глядя - от деятельности его в «Имке» осталось ощущение возбужденной лихорадочности, темпа как цели» .
Описанный выше конфликт вызвал острую реакцию не только в рядах Движения. Так, известный деятель русского зарубежья, редактор журнала «Континент» В. Максимов писал: «Стоит лишь вспомнить печальную историю самоубийства директора издательства «ИМКА-Пресс» Ивана Васильевича Морозова. По причинам, известным лишь непосредственным участникам трагедии, писатель (А. И. Солженицын. - А. Г.). потребовал его увольнения с этого поста, угрожая в случае отказа лишить публикаторов издательских прав на свои сочинения. Потеря такого автора для "ИМКА-Пресс" означала потерю не только лица, но и значительные материальные убытки. Скрепя сердце правление издательства удовлетворило предъявленный ультиматум. Жертвенный священнослужитель, член Совета РСХД, теперь уже покойный о. Алексей Князев в своем пространном письме к писателю, затрагивая сюжет происшедшего несчастья, свидетельствует об этом так: «Одно из моих последних воспоминаний об И. В. Морозове связано с тем заседанием Совета РСХД, на котором от Вашего имени было предъявлено требование: либо Ив. Вас. уходит с поста, либо Вы требуете от издательства немедленную плату долга, после чего издательство, лишенное средств, прекратит свою деятельность. Иван Васильевич, чтобы спасти издательство, повиновался, пошел на жертву, хотя ему было только без трех месяцев - 59 лет, а во Франции пенсия выдается в 65 лет.
Период нарастания внутренних конфликтов (1933-1939 гг.)
Согласно «Основным положениям» 1927 г. центральные и местные секретари избирались сроком от 1 до 2 лет из кандидатов, предложенных советом Движения. Центральный секретариат состоял из председателя Движения, один или несколько товарищей председателя, священника Движения, казначея и центральных секретарей (позднее генеральный секретарь и его помощники). Центральному секретариату Движения, которым первоначально руководил председатель Движения (а с 1930-х гг. - генеральный секретарь), вменялось в обязанность вести текущую работу Движения в промежутках между его съездами (и между сессиями совета Движения) и выполнять предначертания съездов (и решения советов). Были определены также следующие виды задач центрального секретариата: 1) руководить работой центральных и местных секретарей; 2) поддерживать связь между отдельными центрами Движения; 3) намечать пути новой работы; 4) подготавливать и устраивать общие съезды Движения и заседания совета; 5) представлять Движение перед церковной властью и перед иностранными и русскими общественными организациями; 6) ведать финансами Движения; 7) намечать кандидатов в секретари (с 1928 г.); 8) руководить издательской и религиозно-педагогической деятельностью Движения; 9) содействовать всей местной работе Движения (с 1929 г.).
Согласно Уставу 1953 г. секретариат Движения созывает не менее двух раз в год заседание совета Движения.
В помощь центральному секретариату для обсуждения его основных вопросов в 1927 г. созывалось специальное совещание, а в 1929 г. - деловой комитет. Позднее эти формы руководства Движением были отменены.
В 1980 г. Движение приняло решение вместо центрального секретариата возобновить практику созыва бюро РСХД, которая существовала первоначально в начале 1920-х гг. Члены Бюро, проживавшие во Франции, где находился «социальный центр» РСХД, представляли собой также юридический орган, предусмотренный французским законодательством. Бюро Движения, согласно положениям Устава 1980 г., бюро Движения состоит из председателя, товарища председателя, секретаря и казначея. Бюро унаследовало практически те же функции, которые исполнял ранее центральный секретариат.
С 1953 г. Уставом определено формирование ревизионной комиссии, избираемой общим съездом в составе трех лиц. Ревизионная комиссия производила ежегодную ревизию финансового отчета руководящих органов РСХД.
В «Положениях Устава» 1980 г. было специально подробно оговорено регулирование издательской деятельности Движения. Появление специального раздела в Уставе РСХД, посвященного издательской деятельности, было связано, в первую очередь, с фактическим отделением издательства «YMCA-Press» и «Вестника РСХД» (с 1974 г. - «Вестника РХД») от Движения в целом46. В указанных «Положениях», в частности, говорится о том, что совет Движения назначает ответственного редактора «Вестника» и «Messager orthodoxe», который должен быть членом Движения, сроком на 5 лет. Не менее 2/3 членов редакционной коллегии должны быть членами Движения. В редакционную коллегию входит ex officio один из членов Бюро.
В свою очередь, согласно тексту упомянутого Устава, административным органом, управляющим деятельностью издательства «YMCA-Press» и книжного магазина «Les Editeurs Reunis», является управляющий комитет, состоящий из пяти пайщиков, не менее трех членов которого должны быть членами РСХД, назначенными советом Движения47. Управляющий комитет издательства ежегодно должен был представлять совету РСХД доклад о своей деятельности.
Далее Устав 1980 г. указывает, что в случае возникновения принципиальных расхождений между членами управляющего комитета или
Подробнее см. параграф 2.3. 47 Указанные трое пайщиков - членов РСХД, согласно Уставу 1980 г., являются лишь номинальными носителями паев, а паи, таким образом, не являются наследственными. между советом РСХД и комитетом созывается объединенное заседание совета РСХД и управляющего комитета, которое принимает решения по спорным вопросам голосованием. Финансовый отчет издательства и книготорговой организации (книжного магазина) включается в общий доклад ревизионной комиссии совету Движения.
Руководство Движения так и не смогло примириться с потерей своего издательства и информационного органа. В тексте Устава 1995 г. по-прежнему говорится об издательстве «YMCA-Press», книготорговой организации «Les Editeurs Reunis» и о «Вестнике РСХД», как о подразделениях Движения , хотя, на практике, это уже давно не соответствовало действительности.
В «Уставе» 1995 г. подробно описаны и другие виды деятельности Движения: юношеский, студенческий отделы, отдел взрослых членов Движения, отдел социальной работы, фонд «Помощь христианам России», секретариат деятельности в России, отдел общеправославных и экуменических сношений и др.
Юношеский отдел ставит себе целью познакомить молодежь от 7 до 18 лет с православной верой, развить у нее чувство служения Богу и своим ближним. Его задачей также является подготовка будущих кадров Движения. Для этого предпринимается целый ряд мероприятий, из которых основным является подготовка и проведение летних юношеских лагерей и собраний в течение всего года с целью изучения Закона Божия и богослужения, ознакомления с христианской культурой.
Студенческий отдел объединяет молодых свыше 18 лет, желающих служить Церкви, и приглашает всех тех, кто вообще интересуется вопросами веры с готовностью принять участие в предлагаемых мероприятиях. Отдел задается целью помогать студентам вступить в профессиональную жизнь с христианским и церковным сознанием.
Основы организации и уставные документы PCX Движения
Для успешной религиозной деятельности очень важным, на наш взгляд, является наличие в церковной общине одного или нескольких «харизматических личностей». Как правило, такими личностями в истории русской эмиграции были крупные богословы, церковные и общественные
Одним из ярких проявлений подобного отношения к религиозно-философскому наследию русского зарубежья стало, по благословению местного архиерея, сожжение книг отцов Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа в Екатеринбурге в мае 1998 г. деятели (такие, например, как протоиерей Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, мать Мария (Скобцова), архимандрит Софроний (Сахаров) и мн. др.). Причем необходимо отметить, что работа часто держалась именно на этих личностях, и после их переезда или смерти она значительно сокращалась или прекращалась совершенно. К сожалению, история российской эмиграции показала, что в последние десятилетия уровень «харизматичности» духовных руководителей русского зарубежья неуклонно снижался. Сейчас уже нет такого обилия «блестящих» богословов и церковных деятелей, какое можно было наблюдать в первой половине XX века (в настоящее время их можно «посчитать по пальцам», а богословский уровень «детей» заметно ниже уровня «отцов»).
- Еще одним важным условием успешной религиозной деятельности в среде русского зарубежья является наличие духовной свободы, в значительной мере предоставленной митрополитом Евлогием (Георгиевским). При отсутствии этой свободы большая часть сил расходуется на внутренний конфликт со священноначалием, что в некоторых случаях приводит к расколу или к разочарованию в церковной деятельности.
Однако наличие одной только свободы недостаточно. Как писал Н. М. Зернов, «эта задача выполнима только в атмосфере полной свободы и при условии, что все творческие силы человека будут использованы им с помощью благодати Святого Духа, во имя славы Царства Божьего»4. Свобода дает лишь пространство для деятельности, которое должно быть заполнено духовным содержанием. Необходимы духовная глубина и просветленность, талант проповедника и подвижничество миссионерского служения, чтобы заполнить образовавшееся пространство культурно-религиозным содержанием. В противном случае свобода приводит к выхолащиванию духовной жизни и ее подмене различными «суррогатами».
Одним из важных противоречий современной духовной жизни, особенно ярко проявившихся в религиозной деятельности русской эмиграции, явился, как это сформулировал Е. Б. Рашковский, «разрыв между церковностью и интеллигентностью»5. Этот разрыв проявляется в различных «причудливых комбинациях безрассудной традиционности и бездуховного рационализма»6, и для устранения этого противоречия требуется достижение некоей «золотой середины» сочетания указанных выше тенденций.
В целом, необходимо подчеркнуть, что исследование опыта религиозной деятельности русского зарубежья, на наш взгляд, может оказать содействие в решении многочисленных духовных проблем, возникающих в современном российском обществе.
Проделанная работа по исследованию специфики духовной культуры русского зарубежья не исчерпывает проблемы, а лишь раскрывает ряд ее важных аспектов. Автор полагает, что многие проблемы религиозной деятельности русского зарубежья, не нашедшие своего отражения в настоящей работе, требуют дальнейшего исследования. В частности, по нашему мнению, предстоит обратиться к изучению религиозной деятельности русского зарубежья в отдельных странах и регионах - Югославии (Королевство СХС), США и Канаде, Южной Америке, Франции, Великобритании, Польше, Болгарии и др. Большое значение имеет рассмотрение проблем, связанных со взаимоотношениями различных юрисдикции и духовных направлений в среде русского зарубежья, в частности, взаимоотношение религиозных организаций и деятелей русского зарубежья с Московской Патриархией и др.
Предстоит также исследовать процессы самоорганизации и самоидентификации религиозных организаций русского зарубежья и соотношение их мировоззрения с русскими православными традициями, влияние социальной адаптации и культурно-языковой ассимиляции русских эмигрантов и их потомков на их религиозную деятельность и на их участие в
Рашковский Е. Б. Профессия - историограф: Материалы к истории российской мысли и культуры XX столетия. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - С. 93. 6 Там же. - С. 94. религиозной жизни диаспоры, взаимодействие религиозной и нерелигиозной (светской) деятельности русской эмиграции и пр.
Позволим себе закончить нашу работу словами директора издательства «YMCA-Press» и главного редактора журнала «Вестник РСХД» Н. А. Струве: «Движение выполнило свою миссию - возвело нерукотворный храм русской культуры. Сейчас мы, как эстафету, передаем это достояние России» .
В настоящее время мысли и идеи, порожденные русской эмиграцией, возвращаются на родину, о чем представители первой волны эмиграции постоянно мечтали и чему они посвятили без остатка свою жизнь и свое служение.
Изучение проблем духовности русского зарубежья призвано способствовать развитию социального диалогического взаимодействия между Россией и русским зарубежьем, а также между нашей страной и странами русского рассеяния, что будет способствовать взаимному обогащению культур и приобретению нового духовного опыта. Церковная культура, в развитие которой внесли существенный вклад многие деятели Русского студенческого христианского движения, способствует такому взаимодействию.