Содержание к диссертации
Введение
1. "Советская культура" как категория культурологического знания
1.1. Основные предпосылки формирования концепта "советская культура" как категории культурологического знания .
1.2. Философско-культурологическое содержания концепта "культура" в трудах ученых России и деятелей государства советского периода.
2. Трансформация социокультурной среды и её влияние на формирование советской культуры в эпоху тоталитаризма
2.1. Истоки культурной политики советского государства
2.2. Сложность и противоречивость развития культуры советской России
2.3. Тоталитаризм и тоталитарная культура в истории советской России.
Заключение
Список источников и литературы
- Основные предпосылки формирования концепта "советская культура" как категории культурологического знания
- Истоки культурной политики советского государства
- Сложность и противоречивость развития культуры советской России
Введение к работе
Актуальность проблемы. На современном этапе социально-экономической, политической и духовной трансформации российского (,< общества происходит пересмотр накопленного опыта в советский период и осмысление его в современных условиях глобализирующего мира.
Посредством культуры в советском обществе транслировались общечеловеческие ценности и придавалось экзистенциальное значение самопознанию человека, поэтому как часть его духовного потенциала она представляет собой интересный аспект для изучения.
Не случайно её изучение в контексте истории российской культуры все чаще становится объектом исследовательских интересов и многочисленных дискуссий среди ученых.
Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им действительности и смысла бытия.
Глобализация современного мира трансформирует концепт "советская культура", изменяя его влияние на традиционные и нетрадиционные компоненты культуры общества. Это актуализирует * необходимость исследования его в рамках и культурологического знания и в целом теории культуры.
Выявление специфических особенностей концепта "советская культура" по отношению к современному российскому и мировому сообществу позволит определить общие черты и точки соприкосновения в нем особенностей менталитета и образа жизни российского народа. Исследование тенденций эволюционных изменений в его структуре поможет дать основные характеристики социокультурной ситуации в современном обществе, выделить прогностические модели развития, создаст
4 общетеоретическую, концептуальную основу для рекомендаций по вопросам межкультурной коммуникации, научно-методических разработок для государственных структур, осуществляющих реализацию культурной политики России.
В связи с этим актуализируется необходимость научного анализа причин и способов взаимодействия между концептами "культура советского і периода", "советская культура", "культура современного российского общества". Это поможет создать теоретико-методологическую базу для совершенствования механизмов устранения возможного деструктивного влияния их друг на друга.
Систематизация научного знания о вышеуказанных концептах позволит описать процесс становления новых культурных систем, их эволюцию, закономерности, последующее развитие и трансформацию, выявить механизмы их социально-позитивных и социально-негативных тенденций, определить допустимые границы взаимодействия с различными формами культуры современного общества.
В целом, можно сказать, что пока в культурологической литературе нет развернутых и обоснованных определений концептов "советская культура", "культура советского периода", "культура современного российского общества", хотя предлагаются их отдельные характеристики. Это тоже актуализирует данную проблему, обуславливает конкретную формулировку темы, постановку цели, выделение объекта, предмета, а также определение задач исследования. В рамках культурологического , знания такое исследование проводится впервые.
Степень изученности проблемы. В контексте изучения советской культуры как социокультурного феномена особое значение с методологической точки зрения имеют исследования ученых - пассажиров "философского парохода", в т.ч. Н.Бердяева, С.Булгакова, И.Ильина, Л. Карсавина, Н.Лосского, П.Сорокина, С. Трубецкого, Г.Флоровского и других.
5 Вслед за ними появились работы Э. Баталова, Ю. Давыдова, Ю. Карякина, А. Меня, 3. Файнбурга, В. Чаликова.
Большой вклад в изучение советской культуры внес историк-культуролог М.Ким, который выделил её как социокультурное явление. Непосредственное отношение к изучению данной проблемы имеют работы А.Арнольдова, В. Давидовича, Ю.Жданова, Э Маркаряна. В них рассматривается концепт "советская культура", формирование предпосылок его взаимоотношения с другими сферами общества, , анализируются культурно-исторические истоки, специфика функционирования в советском обществе и тенденции развития в ситуации его кризиса.
Для исследования культурно-исторических форм, в которых трансформируется содержание советской культуры, немаловажное значение имеют труды Н Богданова, В. Ленина, А. Луначарского, Г Плеханова и других марксистов, в которых анализируется взаимоотношение государства и культуры, идеологии и культуры.
Анализируя имеющийся арсенал источников, следует сказать, что среди тех, кто стоял у истоков советской культурологии, нужно назвать Э. Баллера, Е. Боголюбову, Г. Волкова, В. Давидовича, Ю. Жданова, В. Журавлева, М. Иовчука, Н. Злобина, С. Иконникову, Г. Кнабе, М. Кагана, Л. Когана, В. Межуева, О. Лармина, С. Плотникова, А. Семашко, Э. Соколова, В. Селиверстова, В. Тугаринова, А. Флиера, Ю. Фохт-Бабушкина, А. Шендрик и многих других ученых.
Исследование феномена тоталитаризма как типа цивилизации, оказавшего влияние на советскую культуру, началось в конце 30-х гг. в трудах X. Арендт, Р. Арон, З.Бжезинского, В. Гуриан, и других. Проблемами тоталитаризма и тоталитарной культуры занимались: Т. и Г* Манн, Б.Брехт, К.Ясперс, Э.Фромм, В.Гроссман, В.Шаламов, А. Сахаров, А.Солженицын и другие.
В источниковую базу вошли документы ЦК ВКП (б), ЦК КПСС, выступления деятелей партии и правительства СССР.
Объект исследования - концепт "советская культура" в контексте современного культурологического знания.
Предмет исследования - процесс формирования и развития советской культуры в разные периоды существования социалистического общества.
Цель исследования - выявление сущности, особенностей концепта
"советская культура". і
Задачи:
1 .Исследовать концепт "советская культура" как специфическую форму отражения действительности советского периода, как категорию культурологического знания.
Уточнить содержание концепта "советская культура" и дать ему характеристику в соответствии с его философско-культурологическим содержанием в трудах ученых России и деятелей государства советского периода.
Выявить истоки культурной политики России в советский период и её трансформацию в связи со сложностью и противоречивостью процессов, происходящих в её культуре.
Дать оценку тоталитаризма и тоталитарной культуры и определить его роль в истории формирования культуры российского общества.
Проанализировать достижения советской культуры и их место в современном российском обществе.
Методологическая база исследования основана на принципах познания общества: историзма, системности, комплексности, единства исторического и логического, противоречивости развития и других. Методологической и теоретической базой исследования стали работы советских и современных российских ученых о деятельностном подходе к определению концепта "культура", разработанного В.Давидовичем, Ю.Ждановым, М.Коганом, Э Маркаряном и др.
Работа выполнена на основе концептуальных обобщений. Сохранению структуры раскрываемой темы, ее содержательной целостности и
7 системности сопутствовало мысленное, проведенное через всю работу удержание диалектической связи основных, критически артикулированных различий в исследуемом предмете. Всестороннее обозрение проблематики разворачивалось через уяснение значений ее основных концептов в контексте рассматриваемых предметов и их анализа. Смыслы концептов прояснялись через процесс их анализа. Методология исследования основывалась на концепциях культурной политики и культурологического синкретизма, предложенных профессором И.И.Горловой.
Для реализации поставленных задач и проверки исходных положений
использованы структурно-системный и функциональный подходы как
общенаучные методы теоретического и практического исследования в
различных областях гуманитарного знания, в том числе и
культурологического. Выделены общетеоретические методы (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация), сравнительно-исторические
(исторический, историко-логический, историко-педагогический, анализ
документов и литературных источников, контент-анализ), а также методы
включенного наблюдения, опрос и другие. f
Научная новизна диссертации.
^5, Исследован концепт "советская культура" как специфическая
форма отражения действительности советского периода, как
категория культурологического знания.
2. Выделены культурологические аспекты в содержании концепта
"советская культура", определена его роль как фактора развития советской
культуры в контексте его философско-культурологического содержания в
трудах ученых России и деятелей государства советского периода.
Выявлены истоки культурной политики России в советский период и её трансформация в связи со сложностью и противоречивостью процессов, происходящих в её культуре.
Проанализированы достижения советской культуры и определено их место в современном российском обществе.
8
5. Дана оценка тоталитаризма и тоталитарной культуры в истории
формирования культуры российского общества. '
Положения, выносимые на защиту:
Развитие культуры любого общества осуществляется на основе взаимодействия традиций и новаций, соотношения статичного и динамичного её элементов. Ориентируясь на авторитет, t традиции, она развивает действие культурных инноваций, взаимодействие её традиционных и нетрадиционных $еґ компонентов. Концепт "советская культура" как специфическая форма отражения действительности советского периода, как категория культурологического знания представляет собой тип культуры, сформированный на идеологии марксизма-ленинизма, принципе социалистического реализма, тоталитарных постулатов, социальных функциях, сформированных на основе целей и задач, которые выполняла эта культура в социалистическом обществе.
В результате анализа источников и литературы философско-культурологического содержания, заложенного в трудах ученых России и деятелей государства советского периода, выделены культурологические аспекты и определена их роль в формировании концепта "советская культура".
3. Советская культура - культурологический концепт,
сформировавшийся в недрах тоталитарной культуры, имеющий свою
сущность, специфику, особенности трансформации в культуры других
народов и государств. Это - идеологическая структура социалистического
общества, развивавшаяся на основе приоритета массового над
индивидуальным, воспитанием враждебности к буржуазной массовой
культуре, консерватизма, оппозиционности и в совокупности
сформировавшая новый тип личности - советского человека.
4. Культурологический анализ содержания концепта «советская
культура» позволил определить его как феномен, как категорию, обосновав
при этом востребованность достижений культуры советского общества в
9 современных условиях. Элементы советской культуры присутствуют в структурах постсоветской культуры и помогают её эволюции. В силу преемственности определенных её принципов, генетически унаследованных от традиционной культуры российского народа и соединившихся в процессе культурного синкретизма с инновационным компонентом формируют содержания новой структуры культуры современного российского постсоветского общества.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в научной, преподавательской и лекционной работе, а также при разработке программ, учебных курсов и спецкурсов по культурологии, «культурной политики» и других. Выводы и результаты исследования позволят глубже, всесторонне и объективно оценить процессы эволюции советской культуры и могут быть привлечены для разработки научно-обоснованных рекомендаций административным органам, обеспечивающим деятельность культурно-просветительных организаций, практику их взаимоотношений с государством в современном социокультурном пространстве.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены на научно-практических конференциях разных уровней. Материалы работы используются при чтении спецкурса «Культурная политика», а также в отдельных лекциях по «Культурологии». Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Основные предпосылки формирования концепта "советская культура" как категории культурологического знания
XX век - период, насыщенный событиями, изменившими практически все сферы бытия, базисные структуры России: две мировые войны, социалистическая революция, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России.
Коренным образом изменился процесс создания, распространения и потребления духовных ценностей. Массовая культура постепенно вытеснила "высокую культуру" с позиций, которые она занимала несколько столетий. Сформировался социальный тип человека с так называемым одномерным сознанием и запрограммированным поведением". Это - время появления многочисленных философских школ и направлений, критики "просвещенческого проекта", усиления субъективно идеалистических и иррационалистических тенденций во всех сферах духовной жизни. В это время сформировались многие направления философской мысли, в том числе, марксизм-ленинизм, "философия жизни", экзистенциализм, философская антропология, феноменология, структурализм, герменевтика, постмодернизм, к которому в настоящее время тяготеет большинство как западных, так и отечественных ученых-обществоведов. Как отмечал И.С. Нарский, характерными чертами философии XX века были: ярко выраженный агностицизм, неприятие существования объективных законов общественного развития, отрицание социального прогресса, ценностный нигилизм и теоретико-методологический плюрализм, мифологизация теоретического мышления.
Рассматриваемый период - время, когда произошел поворот в работах философов различных школ к изучению культуры, о чем свидетельствуют их исследования, большинство из которых с полным основанием можно отнести к культурологическим. Стало модным называть XX век веком культурологии.
Подтверждением этого служит утверждение профессора И. Кондакова о том, что в культуре России того времени сложились две взаимоисключающие тенденции: одна - демократическая, развивающаяся "вширь", и стремящаяся распространить некий культурный минимум среди широких масс, тиражируя тщательно отобранные культурные ценности, навыки, знания, безусловно, необходимые каждому и всем; другая -"высокая", выражалась в развитии самой культуры, в создании новых ценностей, выработке новых знаний, в совершенствовании и углублении накопленного предшествующим периодом культурно-исторического процесса. Последняя ориентировалась не на массы, а на отдельных творческих личностей, уже причастных к высшим достижениям культуры. "Её отличала направленность "ввысь" и "вглубь". ...Искания, характерные для элитарной тенденции развития культуры диктовались не внешними соображениями, а исключительно имманентными причинами - внутренними стимулами культурного роста, рожденными самой культурой и соответствующими её собственным потребностям саморазвития. Эта последняя тенденция культурного развития формировалась в глубоко выношенной и выстраданной полемике с демократической, социально-детерминистической тенденцией, особенно ярко проявившей себя в 60-70-е годы XIX века. Эти две тенденции в русской культуре И. Кондаков назвал "горизонталью" и "вертикалью" её развития. Не всегда эти тенденции имели между собой точки соприкосновения, не всегда они были взаимоприницаемы и независимы друг от друга. Но они двигали русскую культуру - каждая в своем направлении, что и привело, в конце концов, к драматическому разрыву, расколу культуры на две.
Эти особенности характеризовали русскую культуру "серебряного века". Данный период профессор И.Кондаков назвал "русским культурным ренессансом". Именно тогда в русской культуре проявились свои "ренессансные" особенности, которые, к сожалению, не развернулись до конца. Это - расцвет гуманизма, вольномыслия, яркой чувственности, интеллектуальных озарений, философских исканий, высокой творческой религиозности, стремление дойти до оснований, истоков мировой культуры. Все это роднило "русский культурный ренессанс" с классической эпохой, к примеру, итальянского Возрождения. Кроме того, эта эпоха характеризовалась противоречивостью. К примеру, в ней были космисты Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, неоплатоник А. Лосев, расцветало "дионисийство" и "аполлонизм", "сладкоголосый" символизм и акмеизм, русский футуризм, различные течения авангарда, расцветал терроризм, нечто похожее на русский макиавеллизм, большевизм-ленинизм, советская инквизиция, в лице ЧК, ГПУ, НКВД, уже появились на горизонте. Таким образом, сам того не желая "русский культурный ренессанс" подготовил почву для эпохи тоталитаризма.1
Итак, на рубеже XIX - XX веков И.Кондаков выделил две линии русской культуры. Первая - радикально-демократическая - представляла собой "ход развития русской культуры с такой точки зрения, которая постепенно сближала её с народом и действительностью".2 Согласно этой линии, ярче всего заявленной Н. Добролюбовым, культура должна была стать "важной и существенной принадлежностью жизни". Такое принципиальное новое понимание культуры - по сравнению с большинством западноевропейских и отечественных эстетических теорий XVIII века и первой половины XIX века - означало, что вся культура призвана "возвыситься над мелкими интересами кружков, стать выше угождения своекорыстным требованиям меньшинства", кардинально пересмотреть свое назначение и содержание.3
1 См. Кондаков И. Введение в историю русской культуры. - М., 1999. - С. 171-172.
2 Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9-ти т. - М., Л., 1961-1964. - T.2. - С. 271.
3 См. указ. соч.-С. 174. В связи с этим интересна мысль Н. Добролюбова о том, что, как скоро общество или народ очнется и почувствует, хотя бы смутно, свои естественные нужды, станет искать средства для удовлетворения своих потребностей, литература тотчас же станет служительницей его интересов. И голос её обыкновенно бывает тем резче, тем тверже, тем более силыно приобретает в обществе дело, ею защищаемое. Резкости и твердости голосу, поэтизировавшему насилие и террор как идеальные средства переустройства общества, было не занимать, и литература, став неотъемлемой частью политической жизни общества, раздираемого не разрешаемыми противоречиями, естественно стала "орудием" планов партии, средством "служения" их социальным интересам, инструментом "восстания" против определенных общественных реалий, политических институтов, событий, отдельных лиц и их поступков. Такое "плоскостное даже, пожалуй, линейное понимание культуры более всего укладывалось в добролюбовское определение: "литература представляет собой силу служебную, которой значение состоит в пропаганде, а достоинство определяется тем, что и как она пропагандирует".5
Истоки культурной политики советского государства
Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, новому типу культуры. Последствия этого перехода были необычайно сложны: разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то, что составляло ее стержень -дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX веков.
В начале XX века В. И. Ленин сформулировал принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе "Партийная организация и партийная литература" (1905 год) он подверг критике стремление некоторых творческих людей быть "вне" и "над" классовой борьбой, поскольку "... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Поэтому основной целью культуры было служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляли цвет страны, ее силу, ее будущность. Таким образом, культура и, в частности такая ее сфера, как искусство, должны стать "частью общепролетарского дела", выражать интересы пролетариата и общества в целом.
Классовое начало в любых проявлениях советской культуры стало исходным при её теоретической разработке. Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи - формированию всесторонне развитой личности. Октябрьская революция должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Предполагалось, что у культуры появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов.
Основы новой советской культуры закладывались в первое послеоктябрьское десятилетие. Начало этого периода (1918-1921 гг.) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития (мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство).
На основе анализа имеющихся источников и литературы, мы выделили особенности советской культуры, которые отражали идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности.
Во-первых, утверждение в качестве первоосновы формирование новых социокультурных ценностей и учения марксизма-ленинизма, которое стало духовным стержнем советской цивилизационнои системы и служило теоретическим инструментом для формулирования доктрины, отражавшей проблемы российской действительности.
Во-вторых, активное использование культуры в уничтожении социального неравенства, что зафиксировано в Программном положении большевиков, утвержденном на VIII съезде РКП (б) - "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после октября 1917 года.
В-третьих, уже в 1917 году началась национализация культуры: перешли в собственность государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи; а также частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, и других. В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Однако, создавались и новые музеи (изящных искусств при МГУ, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х годов XIX века, Морозовского фарфора, живописи, антирелигиозные).
В-четвертых, с победой октябрьской революции советская власть сразу приступила к формированию культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский. В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. На местах под контролем местных Советов были образованы отделы народного образования. Были упразднены, функционировавшие до революции, различные общественные, профессиональные и творческие организации: Всероссийский учительский союз, союз деятелей художественной культуры, союз деятелей искусств и др. Создавались новые организации: "Долой неграмотность", "Союз безбожников", общество друзей радио и т.п. Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов Пролеткульта - культурно-просветительской организации пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, которая возникла осенью 1917 г., так как распространяемые Пролеткультом "буржуазные" взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно. С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпросса РСФСР начали отходить органы управления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса. В-пятых, политика советского государства в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами стали: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи. Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры Е. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд и др.
Первоочередной задачей культурной революции была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1920 г. при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество "Долой неграмотность" возглавил М.И. Калинин. Создавалась сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети и взрослые. За 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. человек, в том числе 4 млн. женщин. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь с введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы образования.
Сложность и противоречивость развития культуры советской России
Характеризуя культуру советского периода, вспомним о том, что она образует особую реальность, несводима ни к обычной жизнедеятельности, ни к её картине в сознании людей. Это - благодатное поле для реализации творчества, полётов воображения, различных экспериментов, поисков, радостей и наслаждений и т.п.101 Известно, что культура всегда допускает плюрализм мнений. Она никогда не должна навязывать определённую точку зрения, но всегда должна создавать пространство для художественного творчества. Она лишена агрессии и насилия и созидательна по своей природе. Через культуру человек творит мир. Культура - это обретение мира впервые. Она позволяет нам как бы заново порождать мир, бытие предметов, своё собственное бытие, - писал Библер . Человек, обладающий культурой, сам творит мир. По мысли Н. Бердяева, он подобен и равен Богу, свободен и способен жить независимо.
Человек, обладающий культурой, защищен от опасности внешнего мира, от которого он может «скрываться» в своём искусственно созданном бытии, где обретает свободу и безопасность в культуре. Причем, человек культуры - это не человек государства. Он не способен служить идее тоталитарного режима. У него есть своя идея, для которой он живёт. Тоталитаризм унифицирует мышление, создает одно единственно правильное мышление, одно для всех бытие. Можно лишить человека культуры. Но лишённый её, он делается зависимым и слабым. А общество, лишённое культуры, превращается, по В. И.Ленину, в "человеческое стадо". Культурность - это человечность, культурность и рабство несовместимы.
Особенности советской культуры особенно обострились в эпоху тоталитаризма. Известно, что идея тоталитаризма состоит не в том, чтобы уничтожить всякого рода мысль, подавить индивидуальность, подчинив её власти идеологии, а в том, чтобы изменить принцип мышления человека, не ограничивая его возможности. Дать человеку свободу самореализации, уничтожив само понятие «ценность», убив культуру, открыть перед личностью огромные перспективы развития: самосовершенствования, новых исканий, создания новой культуры, формирования человека будущего. Если нет морали, то никакие преступления не могут быть осуждены. Основной принцип тоталитаризма - заставить человека повиноваться. Для этого необходимо отобрать у него культуру и мораль и дать ему свободу развития.
Философия тоталитаризма заключается в том, чтобы отдать человеку свободу, которой у него якобы не было, а потом узурпировать его волю, снять одежду культуры, и, оставив его «голым» и беззащитным, предложить один единственный выход - жить в стаде и подчиняться общим законам, либо не жить вовсе.
Культура - это то, что связывает человека с прошлым, даёт ему память. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных -прошлых, настоящих и будущих - культур 03. Тоталитаризм лишает человека связи с прошлым, отрывает от своих корней, делать одиноким и беззащитным. Уничтожение культуры есть одновременное уничтожение памяти.
Культура, писал Библер, - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма свободного разрешения и предрешения своей судьбы в сознании её исторической и всеобщей ответственности104. Лишить человека культуры - значит лишить его свободы, индивидуальности.
В этом случае на смену культуре приходит антикультура, которая даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая исходит от человека и рождается в обществе, она навязывается обществу через систему пропаганды с целью
Там же. С.288. Там же. С.290. трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, тоталитаризм меняет систему ценностей, строит новую антинравственность, новую антикультуру, тем самым влияя на образ мышления человека.
Библер назвал культуру особым "прибором , некой "пирамидальной линзой" самодетерминации, способной отражать, рефлексировать, преобразовывать все самые мощные детерминации извне и изнутри. Вживлённый в наше сознание своей вершиной, этот прибор позволяет человеку быть полностью ответственным за свою судьбу и поступки. При помощи этой "линзы" человек обретает действительную внутреннюю свободу совести, мысли, действия1 5.
Антикультура - агрессивна и деструктивна, абстрактна и античеловечна, склонна к объективации, замещении индивидуального общественным. Она служит политически ангажированным идеям, интересам отдельной группы людей, либо государства, стирает уникальные особенности, унифицирует и создаёт нечто обобщённое и усреднённое, убивает прекрасное. Человек антикультуры общается с наличной, действительной реальностью.
Нужно отметить, что советскую культуру называют "моностилистической" моделью, так как в ней исключена возможность возникновения идеологического и политического плюрализма. Она лишь описывала внешние параметры функционирования советской культуры. Однако всякая культура способна развиваться, создавать новые смыслы, содержание только в процессе диалога. Значит можно предположить, что в содержании "монополистической" культуры были элементы, способствующие развитию, вопреки монолистике. Это изменяло взгляды на советскую культуру. Появились исследования П. Вайля, А.Гениса, В. Паперного, где авторы, проанализировав советскую культуру в период с 20
Библер B.C. Культура// 50/50: опыт словаря нового мышления. М., 1989. - С. 236-237. по 60-е годы XX века, указали на её неустойчивость и постоянную трансформацию. А. Зудин пишет, что классическая версия советской культуры основывалась на сакрализации секулярных (общественно-политических) ценностей и вытеснении сакральных ("смысложизненных") ценностей на периферию. А несоответствие внутреннего содержания ценностей их официальному положению образует базовое противоречие советской культуры. Постепенное изживание этого противоречия, растянувшееся почти на четыре десятилетия, образовало ось динамики советской культуры и, в конечном счете, привело её к краху .
Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:
1. общее в культуре СССР заключается в том, что она -закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;
2. особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение