Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Методологические проблемы культурологических исследований еномена права
1.1 Культура и право (семантико-морфологическое определение взаимосвязи) 17
1.2 Концепт и концептологический метод 34
1.3. Концептуализация права в модусе блага (аксиологический смысл права) 58
1.4 Концептуально-аксиологическое поле концепта права 91
ГЛАВА.2. Структура концепта права
2.1 Концепт и право в контексте культуры 113
2.2. Этимологический слой концепта права 162
2.3. Исторический слой концепта права 168
2.4 Активный слой концепта права 194
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 222
- Культура и право (семантико-морфологическое определение взаимосвязи)
- Концепт и концептологический метод
- Концепт и право в контексте культуры
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современный момент российской истории - в условиях значительных изменений в государственной политике, нестабильности и переосмысления ценностей общества, расширения взглядов на государство и право, их социальное значение, вопрос о месте и роли права в культуре общества, его смысловом наполнении видится закономерно актуальным. Наряду с позитивными переменами в общественной жизни, правовой и судебной реформами, вместе с закреплением в конституции страны статуса правового государства, имеют место политические просчеты и ошибки, непродуманность реформаторских преобразований, сложность и непредсказуемость социальных процессов, ведущих к утрате действенности ценностных ориентации в правовой сфере как на уровне принятия государственных решений, так на уровне правового поведения граждан и, как следствие, неоправданным материальным, духовным и людским потерям. Следует признать, что «право не стало безусловной составляющей культуры»1 и это определяет острую необходимость укрепления идеи права в обществе, потребность нового правопонимания в широком спектре подходов, убедительности в обосновании его ценности, реальности и эффективности практических шагов в реализации передовых правовых идей, развитии ценностного сознания, общей и правовой культуры, укреплении правоохранительной системы. Господствовавшее ранее позитивистское определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм, отождествление его с законом уже не может удовлетворять российское общество2, препятствует его развитию. Необходимо установление качественного (аксиологического) содержания закона на основе идеи права, определения чему и как он служит, то есть рассмотрение права как явление культуры.
Возрастание роли права как регулятора разнородных отношений определено не только диалектикой общественного развития, субъективно-объективным
1 См.Марача В.К. Социокультурный анализ институциональных аспектов политико-правового пространства
Методологические проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2004.
2 См. подробнее. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.,1999; Нерсесянц B.C. Философия права.
М., 1997.
противоборством между интересами личности, общества, государства под влиянием западной культуры, но и объективной потребностью общества в эффективном средстве разрешения конфликтов, как факторе обеспечения его культурного развития. Однако новая прогрессивная парадигма права в условиях плюрализма мнений испытывает в настоящее время серьезные трудности в формировании и утверждении, учитывая стереотипы «советского» псевдосоциалистического периода истории страны с гиперфункцией государства, материалистическим, классово-патерналистским подходом и октроированными правами и свободами, догматизированной идеологией, не способствовавшими развитию аксиологического содержания права.
Однако и существующая в настоящее время система управления обществом, могущая быть охарактеризованная как псевдокапиталистическая, сохранившая пороки старой системы, с гипертрофированной степенью свободы, с явно недостаточным уважением и непониманием права и правового закона, запутанностью и противоречивостью законодательства, более дискредитирует и девальвирует право, чем к нему приближает. Подлинные ценности правовой культуры размываются и порой исчезают. Существующие представления о бытующих ценностях аморфны, эклектичны, безосновательны и противоречивы, иерархия их субъективна и эгоистична. Существующие аксиологические концепции не в полной мере обеспечивают практическую деятельность по наполнению правовых явлений ценностным смыслом и значимостью. Представления о праве как о ценности и явлении культуры не получают достаточной позитивной подпитки ни на практическом, ни на теоретическом уровнях, что служит серьезным препятствием развитию правового сознания и выхода страны из кризиса. Данное обстоятельство может быть объяснено мировоззренческим хаосом, противоречивостью реализации новых идей, отсутствием надлежащей государственной идеологии и правовой политики, допускающей ущемление национальных и индивидуальных интересов большинства населения страны. Поэтому обращение к философскому, метафизическому, культурологическому осмыслению важнейших социальных феноменов, расширяющему мировоззрение,
закономерно и оправдано. Как отмечает В.А.Бачинин, «философии свойственно рассматривать правовые феномены в контексте многообразных социокультурных реалий и выявлять их сверхъюридические смыслы. Ее не страшит то обстоятельство, что множественность этих смыслов и скрывающихся за ними причин бесконечна. Философию интересуют предпосылочные знания не столько о самом праве, сколько о том, без чего оно не может быть самим собой»1, то есть сопредельные с ним области. В этом контексте находятся цивилизация, культура в ее мифологических, религиозных, нравственных формах, с которыми право связано генетически, государственность, нормы, ценности и смыслы, определяющие содержание права, сознание и мотивация поведения человека. Теперь на повестке дня утверждение, что иррациональное отнюдь не противоречит рациональному, что они дополняют друг друга и нужен синтез двух способов ведения мира. Такое взаимодействие становится особенно необходимым в кризисный период развития общества, при смене культурных парадигм. Современные знания психологии и философии о природе человека, природе его смыслов в которые он погружен незначительны. Поэтому, «основная задача культуры снабдить человека системой смыслов для ориентирования в окружающем мире. Это осмысление действительности происходит одновременно в двух пересекающихся направлениях: наделением смысла окружающего мира и поиск собственного смысла» .
Как отмечал Н.М.Коркунов, право всегда являлось предметом философского, то есть сверхчувственного познания, а философия права рассматривалась как метафизическое учение об абсолютных основаниях права3. Свою задачу метафизика видит в том, чтобы получить представления о сверхчувственной реальности путем логического оформления интуитивных предположений и посредством размышлений и рассуждений обосновать эти предположения, убедить себя в их истинности. «Метафизика ориентирует исследователей на то, чтобы рассматривать право в контексте трансцендентных первоначал бытия и
1 Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001. С.24
2 См. Бородавкин СВ. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. СПб., 2004.С.62-63
3 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.С.16.
6 трансцендентно-априорных структур духовного опыта» и в отличие от позитивизма только и способна воспринимать высшие ориентиры. При этом, как считает С.С.Алексеев, «сейчас становится все более очевидным, что научная правовая мысль по «основным запросам эпохи» не сможет сколько-нибудь существенно продвинутся вперед, если по прежнему так и останутся пребывать на далекой инстанции друг от друга, с одной стороны, практическая юриспруденция (юридический позитивизм) - отрасль знаний по принятым меркам невысокого науковедческого уровня, а с другой - философия права, оперирующая категориями высшего смыслового порядка» .
В эпоху постмодерна попытка соединить многочисленные подходы гностизации права предпринимаются в идеях интегративного-системно-интеллектуального-холистического права. Но и они являются недостаточными в виду не возможности охватить всю необъятность, многогранность и полисемантичность права. Поэтому для его постижения необходимы наиболее прагматико-реальные методики, максимально стремящиеся к целому, подлинному смыслу. Как отмечал Е.Трубецкой «если мы разобьем картину на куски, она лишается смысла; если мы разобьем статью на куски, она лишается смысла. Только целостный организм имеет смысл. Если мы отрежем от организма часть, то он умирает, потому, что он бессмыслен, поскольку таково органическое единство мира»3. В праве особенно важен смысл, но не сиюминутный и временный, а смысл как сгусток смыслов, цель, включающий не только норму, но правовые, нравственные, абсолютные смыслы-идеалы, справедливость, добродетельность, гуманность, мудрость. Это обусловлено последствиями принятых правовых решений для культуры общества, так как от него зависят судьбы и благополучие людей, благо общества и государства. Такой цельный смысл дает такой подход к праву, где оно рассматривается, в первую очередь, как явление культуры, как, например, его концепт - первообраз в смысловом сгущении, сформированный под влияниями исторического прогресса и культурного творчества и обязанный,
1 Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001. С.ЗО
2 Алексеев С.С. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.С.408-409
3 См. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов - на - Дону, 1998.
поэтому, находиться в рамках культуры. «Культурное творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизни идеальных ценностей и, в качестве такового, есть само по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности» .
Подлинная взаимосвязь культуры и права изучена явно недостаточно. Культура же определяет уровень духовности народа-общества, является целью его развития и существования , источником формирования его идеалов и целей. Как утверждал Ф.М.Достоевский, человечество не может без идеалов. Согласно Н.Н.Алексееву, «идеал справедливого права всегда должен считаться нами, как достижимый. Справедливый правопорядок есть единственно возможное, нормальное и здоровое состояние права. Всякий правовой организм нормально должен быть справедливым, и в нем должен, следовательно, присутствовать правовой идеал. Обусловливающее его здоровое правосознание и лежащее в его основе правильное сознание ценностей не суть какие-то запредельные свойства, о которых можно только мечтать. Духовная жизнь, как условие здорового права, есть не потусторонняя человечеству задача, но, в сущности, единственно правильный способ его существования» .
Главная цель культуры - формирование духовного мира человека, его мировоззрения и мироощущения (логическо-эмоциональной картины мира). И поэтому «понятен процесс, когда на смену периоду эмансипации права от других форм культуры приходит время воссоединения права с целостной культурой человечества, выдвигается концепция «живого права», в которой оно предстает мерой культурного развития общества»4.
Крайностями во взглядах можно считать точки зрения, что «русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне»5, а русских
1 Франк С.Л. Сочинения. Этика нигилизма. Минск-Москва, 2000. С.113
2 Культура первична по отношению к экономике, политики, права и морали. См. Выжлецов Т.П. Аксиология
культуры. СПб., 1996 С.65
3 Алексеев Н.Н.Основы философии права. СПб., 1999. С.224
4 См. Бородина М.И. Ментальные компоненты правовой культуры.(социально-философский аспект). Автореферат
диссертации на звание к.ф.н.Волгоград, 2004. С.7
5 Кистяковский Б.А. В защиту права, (интеллигенция и правосознание). Вехи из глубины. М., 1991. С. 123
народ подвержен природно-правовому нигилизму. Элементы данных тенденций обусловлены, на взгляд автора, историческими особенностями развития права в России, отсутствием достаточного должного экзистенциального, репрезентативно-экземплицитного опыта, философского обоснования в правоприменении в ходе российского государственного строительства, в котором право было бы не только запретительно-карательным инструментом, но проявляло бы свои достоинства, свой действительный потенциал в подлинном, высоком понимании и возможностях эффективного, убедительного и безусловного регулятора общественных отношений, несущим людям ощущение культуры. Этому способствовали так же и исторические особенности политического, экономического и культурного развития страны, приступившей к настоящим правовым реформам лишь в конце XIX века, но не получившей должного развития правовой мысли в течение более 70 летнего социалистического периода. Государство, именующее себя, согласно Конституции, правовым, что подразумевает верховенство права, обязано иметь четкое представление о нем как ценности и явлении культуры, иметь правовой идеал. По мысли Ф.М.Достоевского, русский народ обладает громадным культурным потенциалом-ресурсом: «...судите наш народ не потому, чем он есть, а потому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы...»1, а так же: «наш народ всегда хочет быть одушевлен высшею мыслью» . С другой стороны, под акцентом на освоение западных норм и ценностей в современной российской действительности создается угроза утраты самобытности русской культуры, ее высоких образцов. Поэтому борьба за «новое право» и «право» в точном смысле слова, его положительный образ с учетом национальных особенностей продолжает оставаться злободневной задачей и таковой будет еще длительное время.
При этом ключевое место в формировании подлинного права и правой культуры в государстве, связанном правом, занимает суд. Становление судебной системы, ее авторитет невозможен без укоренения нового понимания права, изменения правосознания судейского корпуса, что в значительной степени зависит по прежнему от факторов правового контекста: ситуации в стране, развития
1 Достоевский Ф.М. «Дневник писателя». По книге Собрание мыслей Достоевского/ Сост. М.Фырнин М., 2003.С. 193.
2 Достоевский Ф.М.Запись к «Дневнику писателя» 1876-1877. Там же. С.227.
политико-правовой и философской мысли и убедительной теории, эффективности работы правоохранительной системы, от реализации задачи придания высокого значения не только закону, но в первую очередь праву, точно очерченных его ориентации и идеалов, как составляющих национальной идеи и интересов, правовой политики и идеологии, учет национальных культурных особенностей, современной социокультурной динамики, возвышения роли правосудия.
Как утверждал Б.Кистяковский, «суд не может занимать того высокого положения, которое ему предназначено, если в обществе нет вполне ясного сознания его настоящих задач , и, продолжая мысль, нет адекватной современным экзистенциалиям парадигмы концепции права. Как справедливо считает А.И. Лукьянов, «философия права должна выработать адекватную нынешним вызовам государственно-правовую идеологию, определить ценности, вокруг которых можно было бы объединить нацию, Россию» . Но главной ценностью должно стать само право и для этого нужно его понимание как объективной, жизненно необходимой и обязательной части культуры, как ее средство и цель. Для этого следует наполнить понятие права не только правовым, но и культурологическим содержанием, его адекватно концепировать. «Философия права должна показать те общие пути, те принципы, при помощи которых абсолютная идея права как часть общемирового этического порядка реализуется в окружающей нас среде и в истории культуры»3. Такая задача достижима в продолжение и развитие лучших русских традиций и достижений философской мысли, высоких идей, актуализации русских святынь, как ядра национальной культуры, замысла права.
С этой целью необходимо обратится к трудам русских мыслителей -юристов рубежа XIX-XX веков Н.Н.Алексеева, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, Б.А.Кистяковского, С.А.Муромцева, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка и др., поскольку идея своеобразия русского образа права представлениях способствовала развитию оригинальной модели правовой культуры. «Русская
' Кистяковский Б.А. В защиту права. Вехи из глубины. М., 1991.С. 148
2 Лукьянов В.Г. Философия права. Почему именно сейчас оказалось востребована эта наука // Криминал. №19.
Октябрь.2000. С.7
3 Михайловский И.В. Очерки философии права / по книге История философии права. СПб.,1998.С521
философия права сформулировала принципы живого права, в котором оно есть не только «проявление культуры, выраженное в законах», но подчеркивала религиозный и ценностной его характер, тесную связь с нравственностью. И это понимание во многом совпадает с современным пониманием интегрированного права, в котором политика и мораль синтезированы на основе истории и религиозных ценностей . Характерный для русской религиозной философии права целостный подход в наши дни может быть реализован на стыке философии, социологии, психологии, когнитологии, лингвистики и других гуманитарных наук, на основе тех средств, которые представляет комплексный культурологический подход.
Степень разработанности проблемы. Категории концепта в рамках культурологических исследований феномена права следует предоставить особое место. Многообразные теоретические и практические проблемы, связанные с изучением концептов, привлекают внимание многих исследователей в области философии, логики, психологии, лингвистики, культурологи, как за рубежом (Р.П.Абельсон, А.Вежбицкая, Ф.Гваттари, Ж.Делез, Р.Джакендофф, Дж. Лакофф, Р.И.Павиленис, и др.), так и в нашей стране (Ю.Д.Апресян, Н.Д.Арутюнов, С.А.Аскольдов, А.П.Бабушин, Е.Н.Демидова, В.А.Звегинцев, А.А.Залевская, В.И.Карасик, Ю.Н.Караулов, Е.С.Кубрякова, Д.С.Лихачев, С.Х.Ляпин Ю.С.Степанов, Е.Ф.Тарасов, В.Н.Телия, Л.О.Чернейко и другие).
В лингвокультурологическом контексте концепт рассматривался рядом современных исследователей в рамках работ, посвященных анализу отдельных концептов или их отдельных признаков2. Рассматривая концепты в качестве факта культуры, Ю.С.Степанов, например, характеризует их как «сгустки культурной среды», как «основные ячейки культуры в ментальном мире человека», Л.О.Чернейко как «культурные гены, входящие в генотип культуры».
1 Осипов В.Д. Философия права. СПб., 2000.С.7
2 См., например, Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.,1997; Тарасов Е.Ф. Язык как средство
трансляции культуры. М.,1999; Ильин М.В. Слова и смыслы. М., 2002; Леонтьева Э.О. Философские основания
концептуализации социальной реальности М.,2002; Токарев Г,В. Концепт как объект лингвокультурологии (на
материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке). Волгоград., 2003; Попов С.Н. Правовая эммотивность;
от феномена к философскому концепту. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М., 2002;
Карасик В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002; Григорьев А.А. Культурологический
смысл концепта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2003 и др.
В рамках общего культурологического подхода специфика права анализировалась Ю.Н.Власовым, А.С.Панариным, Л.С.Сюкияйнен, И.Л.Честновым, и др. Как явление культуры (правовой) и (или) цивилизации право рассматривалось С.С.Алексеевым, В.Г.Графским, В.Н.Кудрявцевым, М.С.Супотаевым и другими.
В ряде исследований, особенно в русской философии права (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, Б.А.Кистяковский и др.), а также в современном правоведении (И.Е.Лабоцкая, В.В.Лазарев, Э.А.Поздняков) раскрываются духовные факторы феномена права.
Ввиду того, что концепт имеет иерархическую структуру, концептологический
анализ предполагает исследование, как минимум, трех ее слоев: этимологического,
исторического и активного. Этимологический анализ концепта права проводился
в работах Т.А.Бобровой, В.В.Виноградова, А.Г.Преображенского,
И.И.Срезневского, М.Фасмера, Г.П.Цыганенко, Н.М. Шанского.
Исторический аспект концепта права служил предметом исследований в
дореволюционной философско-правовой мысли в трудах И.В.Михайловского,
П.И.Новгородцева, Л.И.Петражицкого, П.Г.Редкина, Е.Н.Трубецкого,
Г.Ф.Шершеневича, историков М.Ф.Владимирского-Буданова, В.О.Ключевского, а также у современных культурологов и правоведов (В.А.Бачинина, Э.В.Кузнецова, В.П.Малахова, В.С.Нерсесянца, В.Д.Осипова, В.П.Сальникова и других.
Особое значение для изучения ценности права, его аксиологической
структуры и аксиосферы, связанных с правом представлений о благе,
справедливости имеют работы С.С.Алексеева, А.П.Альбова, А.И.Бабенко,
В.Г.Графского, А.Ф.Знакомлистова, В.В.Знакова, В.В.Лазарева, Е.А.Лукашовой,
В.Г.Лукьянова, Г.В. Мальцева, Л.С.Мамута, О.В.Мартышина, Д.В. Масленникова,
С.П.Моисеева, И.Д.Неваззжай, И.Д.Осипова, М.Ф.Орзиха, А.В.Полякова,
Н.С.Розова, Э.Ю.Соловьева, Ю.В.Тихонравова и др.
Проблема концепта права рассматривается в диссертации с точки зрения культурологи и философии культуры, поэтому в ней учтены соответствующие культурфилософские аспекты работ Н.Н.Алексеева, Н.А.Бердяева, С.М.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, Ф.М.Достоевского, Н.О.Лосского, Г.Шпета, В.С.Соловьева.
ПСорокина. Современных авторов Л.М.Баткина, Н.А.Бенедиктова, В.П.Большакова, Г.П.Выжлецова, П.С.Гуревича, М.Мамардашвили, В.М.Пивоева, М.В. Черникова.
Особо следует отметить появившиеся в последние годы исследования, целью которых является создание концептуальных образов и концепирования отдельных правовых ценностей в контексте правовой культуры (Ю.В.Александров, И.В. Дергачев, И.В. Ковалева, А.Г.Лисицын.) , так и их взаимосвязей - корреляций (А.И. Бабенко, И.Д.Мишина)2.
Признаки концепта права рассматривались в связи с концептом закона Д.А.Галлиевои3 в рамках языкознания, социолингвистики и психолингвистики, в компаративном лингвокультурном анализе И.В.Палышевской4, в рамках социальной философии А..В. Павловым5.
Таким образом, утвердившийся, с одной стороны, культурологический подход к анализу феномена права, а, с другой стороны, значительный опыт в применении концептологического метода позволяют объединить эти два направления в рамках данного диссертационного исследования. Такое объединение не только открывает новые ракурсы и перспективы в культурологии и правоведении, но и в полной мере соответствует традициям и задачам русской философии права.
1 См. Ковалева И.В.Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX начала XX
веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Великий Новгород,
2001; Александров Ю.В. Справедливость в системе ценностей Российской культуры. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени к. ф.н. Великий Новгород, 2003; Лисицын А.Г. Анализ концепта свобода-воля-вольность в
русском языке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М.,1995; Черников М.В. Философия
правды в русской культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. ф.н. Воронеж, 2002;
Понятковская Т.Г. Концептуальные основы уголовного права России. История и современность. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени д. ф.н. Казань, 1996; Смазнова О.Ф. Темпоральность правовых норм. (На
материале социально-философского анализа русского правосознания XIX- XX веков.. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени к. ф.н. Великий Новгород, 2003; Дергачев И.В. Философские аспекты проблемы прав и
свобод человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М., 2004
2 См. Концептуальные основы правового регулирования.// Сборник научных трудов. Стерлитомак, 2001; Бабенко А.И
Правовые ценности и освоение их личностью. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М.,
2002; Мишина И.Д. Нравственные ценности в праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н.
Екатеринбург, 1999;
3 См. Галиева Д.А. Концептуальное поле «право и закон» как основа учебного идеографического профессионально
ориентированного словаря. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Уфа, 2000
4 См.Палышевская И.В Концепт «закон» в английской и русской лингвокультурах.Автореферат диссертации на
соискание ученой степени к.ф.н. M., 2001
5 Павлов A.B. Закон и право: два образа «общего блага» в аспекте социального времени. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата философских наук. Великий Новгород, 2005
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование социокультурных аспектов концепта права, раскрытие и обоснование важнейших положений концептологическои теории права. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
показать достоинства и методологические возможности концептологического метода исследования права как феномена культуры;
описать в системе релевантных характеристик и признаков концепт права в русском правовом сознании;
обосновать ценностной статус и структуру права, его аксиологическую сущность;
раскрыть культурологическую характеристику концепта права;
показать возможности эмпирико-практического применения концепта права.
Объектом исследования является культурологические смысловые характеристики права как феномена культуры. Предметом исследования выступает право, представленное как концепт в модусе блага с акцентом на судебное право.
Методологическую и теоретическая основу работы составляет концептологический метод исследования, понимаемый как анализ смысловых составляющих феномена права, привязанных к лингвистическим и историко-культурным реалиям конкретной культурной формации (в исследовании русской культуры) при взаимодействии вспомогательных аксиологического, феноменологического, этимологического подходов вместе с методами структурного и сравнительно-исторического анализа. Работа выполнена на материалах правоведения и философии права, судебной практики. Кроме этого в работе использованы исследования в области философии культуры, лингвистики, психологии, истории, филологии.
Научная новизна исследования определяется характером ее объекта и предмета, а также целью и решаемыми задачами. Работа направлена на углубление современных философских знаний и представлений о праве. Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту, являются следующими:
впервые право рассмотрено как культурный концепт, взятый в единстве его смысловых, философско-культурологических характеристик в контексте российской правовой реальности и в судебном дискурсе;
- выдвинута и обоснована гипотеза, что необходимой формой существования
права в культуре является концепт как многомерная, ментальная и лингвистическая
смысловая конструкция, обладающая эвристическим и культурологическим
потенциалом;
раскрыты возможности концептологического метода применительно к праву, позволяющие в полной мере учитывать его полисемантическую природу, выявлена и очерчена многослойная структура концепта права, выраженная в его этимологических, исторических и активных слоях;
установлено, что концепт права в культуре функционирует главным образом благодаря его аксиологическому содержанию и творчеству и в том числе в его связи с духовностью, категориями абсолютного и сакрального;
- концепт права раскрыт во внутренней (этимологической) форме, показаны
его аксиологические коннотации, его связь с концептами блага, правды,
справедливости, правосудия;
показаны особенности исторического слоя концепта права, выражающиеся в возникновении и историческом развитии его аксиологического смысла в российской ментальности;
описан активный слой концепта права, как формирующий и определяющий его содержание в связи с культурологическими категориями творчества, искусства, атональными формами и особенностями восприятия этого концепта в эмпирике российской судебной культуры.
Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы концепта права, категориально-понятийного аппарата юридической аксиологии, судебной культуры и правовой культуры в целом, теории и философии права, философии культуры и культурологи в процессе преподавания соответствующих учебных дисциплин. Философско-теоретические положения и выводы исследования
могут применяться в практической юриспруденции при разработке правовых норм и законодательных актов, в пропагандистской-воспитательной работе государственных органов, общественных организаций и политических партий, в правоприменительной деятельности правоохранительных органов и суда, дальнейшей разработки проблем развития правосознания и правовой культуры личности и общества.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в опубликованных автором научных статьях. Отдельные положения диссертации легли в основу докладов, сделанных автором на научно-практических конференциях по философии, культурологи, философско-правовой проблематике, использованы в лекционном материале в преподавании курса «философия права» в колледже «экономики и права» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, в судебной практике.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень ее научной разработанности, ставятся цель и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, метод исследования, выявляются моменты научной новизны, формулируются положения, выносимые на защиту, излагается теоретическая и практическая значимость работы. ГлаваІ, под общим названием «Методологические проблемы культурологических исследований феномена права», посвящена обоснованию и решению методологических задач, раскрытию понятия концепта и концептологического метода, взаимосвязи концепта и права, особенностей концептуализации права в модусе блага. Состоит из четырех параграфов. В первом параграфе рассматриваются понятие культуры, взаимосвязи права и культуры; Во втором параграфе возникновение и сущность концепта; различие понятия и концепта, концепт в культурологическом аспекте, особенности концептологического метода познания. В третьем параграфе описывается концептуализация права в модусе блага. При этом даются признаки категории блага, его особенности в правовой сфере; предоставляется обоснование права как
16
ценности и элемента общего блага; проводится компаративный анализ зла как
антипода блага. В четвертом параграфе обозначается концептуально-
аксиологическое поле концепта права и «судебного права».
В главе II представляется дескрипция структуры концепта права в его культурологических характеристиках, раскрываются взаимосвязь концепта и культурологических смыслов права, особенности понимания феномена права как культурного концепта и сгустка смыслов, духовная сущность права и его религиозные смыслы. Дается описание этимологического слоя концепта права, исторического слоя в акцентуации аксиологического аспекта и ментальной составляющей русской культуры. В активном слое концепт «право» характеризуется с точки зрения факторов влияющих на его формирование, как творчество и искусство, эстетической и игровой формы. Показываются актуальные эмпирико-практические проблемы реализации концепта «право» применительно к современной судебной деятельности.
В Заключении подводятся итоги исследования, делаются основные выводы, подчеркивается важность и перспективность дальнейшей разработки концепта права (судебного права) как феномена культуры, его теоретическая и эмпирическая значимость.
Культура и право (семантико-морфологическое определение взаимосвязи)
Многогранность и сложность права, его полифункциональность и полифоничность, многообразность востребует разнообразие методологических подходов к его постижению, каждый из которых по своему освещает и раскрывает его природу. Между тем традиционная методология в области юриспруденции носит характер, основывающийся на собственно-юридической почве, анализе юридического смысла, что явно недостаточно, чтобы объяснить сущность и природу права, процессуального права, правосудия. За скобками остается в частности, вопрос о языковом носителе правового смысла1 и порождающих его ценностях2 и антиценностях, духовной3 и коммуникативной4 природе правового, других факторах существенно влияющих на данную смысловую структуру.
По мнению B.C. Нерсесянца, метод юриспруденции - правовое видение действительности; юридическая действительность - это искомая истина юридического познания; эта истина - правило и принцип должного порядка действительности; этим принципом порядка действительности является понятие права иначе понятие права и есть форма организации юридического познания. А поскольку понятийный аппарат юридической теории выстраивается на формальнологической основе (и поэтому представляет собой лишь конкретизацию исходного понятия права), постольку весь познавательный процесс сводится к рациональной процедуре образования понятий, а стало быть - к обнаружению в действительности лишь того, что в нее же предварительно и привносим5.
Данный метод оправдан и уместен для юридического подхода к предмету. Однако он не отвечает на вопрос происхождения исходного понятия права и его
формирования. Эвристический потенциал теории построенной на этом методе и познавательная ценность ее результатов недостаточны, если поставить вопрос о праве в его предельной раскрытости. «Поиск такого метода, который бы позволил раскрыть механизм образования понятия права, - чрезвычайно актуальная методологическая задача...» , которую можно решить только с помощью философского подхода.
По мнению В.П.Сальникова, философско-правовая истина должна базироваться на соответствии теоретических положений аксиологически осмысленной правовой реальности. Такой подход предполагает тесную интеграцию и взаимное комбинированное обоснование онтологического, аксиологического и телеологического аспектов философского понимания права в рамках единой гносеологической процедуры, что полностью совпадает с общей направленностью познавательного процесса в данной сфере . При этом указанные аспекты правопонимания должны быть дополнены и другими аспектами, в частности деонтологическими, идеологическими и праксеологическими.
Философское обоснование и понимание права призвано разработать общенаучный методологический инструментарий, обобщающий и концептуализировано оформляющий такие элементы системы познания права как общетеоретический, политологический, социологический, этический, антропологический, психологический и теологический в едином интеграционном процессе.
Идея многоаспектности права как явления реальной действительности, как единства субъективных и объективных, духовных и практических (поведенческих) аспектов имеет много сторонников. Сложность нахождения полностью адекватного метода, с помощью которого возможно постигнуть право до его универсального вербального определения эксплицируется именно его безграничностью в значениях, что приводит к отсутствию за многовековую историю существования права его общепризнанной дефиниции. Как отмечал Л.Фридмен, «право - слово ежедневного употребления, часть разговорных слов, но оно имеет большое количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых как враг: невозможно говорить о точном значении слова «право», так как, если бы право было бы конкретным объектом в окружающем нас мире, чем то, что мы могли бы потрогать...» .
Представляется, что феномен концепта, учитывая данные ему общие характеристики в параграфе втором настоящей работы, способен решить поставленную методологическую задачу.
По мнению В.П. Малахова, концепт вместе с концептуальными идеями как элемент методологии связан с организацией конкретного познавательного процесса, в то время как логика связана с определением горизонтов познавания, а принципы и методы познания обеспечивают раскрытие и теоретическое отражение содержания выделенной предметной области. При этом концептам, исходным понятиям и концептуальным идеям отводится первичный уровень в иерархии структуры любой методологии.
Концепт и концептологический метод
История развития «концепта» начинается в средневековой философии (XI-XII века). Ее возникновение обусловил спор об универсалиях в рамках традиций концептуализма, занявшего промежуточное положение между номинализмом и реализмом, конституируемого в контексте схоластики.
Прообразом концепта явилась обнаруженная еще древнегреческими стоиками странная природа смысла, располагающегося в зазоре "между" объективностью "внешнего" мира и субъективностью "внутреннего" сознания, приведшего их к обозначению этого квазибытийного образования термином "лектон", а также учение Платона об идеях-эйдосах.
Идея расщепление языка и речи привела к принципу "схватывания" связанного с идеей непреодолимости вещи, превосходящей рамки понятия и модальности знания, прежде всего знания диалектического. Высказывание становится единицей речевого общения, речь - как сущность, обладающая субъектностью, смыслоразделительной функцией и смысловым единством, в тесной связи с идеями творения, воплощения слова и интенции, как синхронический процесс выявления смыслов.
В работах Петра Абеляра и Иоанна Солсберийского концепт использовался исходя из задачи удержать в едином акте смысловую и языковую природу, оказался своеобразным образованием, позволяющим ухватить, "концепировать" ускользающую реальность смысла в едином акте понимания, возникающего при обращенности речи к другому субъекту (слушателю, как имманентному плану бытия), а в пределе - к трансцендентному источнику слова - Богу. Высказанная речь, по Абеляру, воспринимается как "концепт в душе слушателя"1. При этом сам акт говорения воспринимался неискоренимо субъектным действием в своей принадлежности говорящему. Двуосмысленность, эквивокативность концепта обнаружила двойственную природу вещи, как наделенную сокровенным словом-смыслом, что позволило средневековым мыслителям ввести такой термин как субъект-субстанция, повлекший за собой открытие двойственной природы истолковывающего слова. Слово оказалось одновременно равным и неравным себе в своей интонациональности на выражение смысла очень разнородных явлений. В концепте сливаются воедино, оставаясь суверенными, метафизический язык абсолютного смысла и словесный язык обыденной речи. В силу обращенности к другому.
У Фомы Аквинского концепт есть внутреннее постижение вещи в уме, выраженное через знак, через единство идеального и материального-феноменального. Согласно Дж.Локку концепт является основанием понятия.
С возникновением предположения об однозначности бытия в период начиная с XIV века идея концепта перестала быть актуальной, а в Новое время концепт полностью был замещен понятием. И.Кант, а затем Шеллинг обратил внимание на разнообразные формы «схватывания», определяя их как фигуры творчества. По Канту рассудок делает возможным троякий синтез «схватывания представлений как модификаций души в созерцании, воспроизведения их в воображении и узнавания их в понятии»1.
Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию. Однако в начале XIX века в английском эмпиризме (В.Гамильтон, Ш.Х.Ходжсон) концепт был понят как форма, восстанавливающая целостность перцептивного опыта, отличающейся от перцепции концентрацией внимания.
В XX веке концепт связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С.Лэнгер), через метафору (Х.Блюменберг) или систему тропов (Х.Уайт). Карнап поместить концепт между языковыми высказываниями и соответствующими им денотатами.
В современном постмодернизме концепт есть поле распространенных в пространстве суггестивных знаков, а философия понимается как «творчество концептов»1, противопоставляемых понятиям науки. При таком понимании философия не может редуцироваться ни к созерцанию, ни к рефлексии, ни к коммуникации, так как это отражает суть механизма, образующего универсалии.
Концепты рассматриваются у Ж.Делеза и Ф.Гваттари как «нечто внутреннее присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» , как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как края их не сходятся», как «архипелаг островов смысла», научающие нас пониманию, а не познанию. Цель - придать хаосу консистенцию, ничего не потеряв из его бесконечности. То есть концепт представляет собой «неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых некоторой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью»3.
В отечественной науке в термин концепт появился сравнительно недавно. По мнению Д.С.Лихачева проблема концепта в лингвистике, в частности его заместительная функция, стала рассматриваться, начиная с работы С.Аскольдова в 1928 году, который отмечал, что «концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода», в результате чего и происходит понимание слов.
Концепт и право в контексте культуры
Идею многомерности права в дореволюционной русской философско-правовой мысли развивал представитель феноменологической аксиологии Н.Н.Алексеев. В «Основах философии права» в описании правового феномена он близко подошел к понятию концепта. . Стремление понять право как многоаспектное явление и отличительная черта правового учения Б.А.Кистяковского, пытавшегося соединить абстрактный нормативно-ценностный подход к праву с идеей общественного развития. Понятие многоединства права как совокупности его признаков, раскрывающих его бытийственную структуру, многосмысленность, но в то же время при всей своей многообразности и темпоральной изменчивости представляющее собой внутренне (эйдетически) интегральное (целостное) единство, обладающее единой структурой и едиными признаками и как особая категория специально разрабатывалась в русской философии, в частности, В.С.Соловьевым, С.Л.Франком, Л.П.Карсавиным и др.
Как отмечалось, концепт - это мысль или идея, которая включает все, что характерным образом ассоциируется или предполагается классом логических разновидностей, выражение смысла разнородных явлений, образ, форма, восстанавливающая целостность перцептивного опыта, рационализация основополагающих идей, смысловой каркас познания и его интенция, конкретный замысел понятия, его сущность, способная творчески воспроизводить, собирать (концепировать) разносубстратные единицы оперативного сознания, схватывать смысл в высказываниях (действиях и ситуациях), при этом будучи всегда незавершеннным и динамичным. То есть концепт - это неразделимость конечного числа разнородных составляющих, которыми являются его компоненты, пробегаемых некоторой точкой мыслью - интеллектом человека в состоянии абсолютного парения свободного выбора с бесконечной скоростью. Этими составляющими и являются аспекты и грани права, выявление и установление которых ведет к формированию идеи права, его смысла и образа.
В наиболее общем виде к праву следует отнести все идеальные и реальные значимые правовые смыслы - правовые проявления, конструкции из правовых понятий, признаки и образы права, концептуальные идеи, получившие наиболее общее признание и применение в правовой реальности. «Все что содержит априорную норму права или идею права, есть право».
Как утверждал Г.Радбрух, «право— это творение человеческого разума и как любое творение человека может быть понято только из собственной идеи»2. При этом, как пишет А.ВЛоляков, право имеет собственную структуру, в которой выражается ее эйдетический смысл. «Право можно описать как сложную, многомерную психосоциокультурную коммуникативную систему, тотальную социальную реальность, в которой все элементы связаны между собой, и отсутствие хотя бы одного из них разрушает сам феномен права» .
По Гегелю, идея права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления понятия права. Понятие Гегель связывал с душой, а его существование, наличное бытие - с телом; их единство есть идея. Для понимания идеи права важен как момент саморазвивающегося понятия права, так и система тех наличных определений права, которая получается в ходе осуществления понятия. «Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления, есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятие» . Мысль о праве, по Гегелю, есть понятие самого предмета. (Но скорее это образ предмета, его концепт). Совокупность идей может образовать единый замысел, ведущую мысль -концепцию, выражающую определенный способ понимания, трактовки явлений и процессов и презентирующая и развертывающая имеющееся знание.
Из многочисленных существующих на сегодняшний день концепций правопонимания выделяются три наиболее характерные и доминирующие: позитивистская, социологическая и естественно - правовая взаимно дополняющие друг друга, так как выражают реальную сторону права и служат его осуществлению, но не исчерпывающие понятие права, к тому же имеющие недостатки и противоречия при использовании автономно. Приверженность субъекта к той или иной концепции зависит в основном от его субъективных склонностей, его методологических и мировоззренческих установок.
Согласно позитивистской концепции право содержится в текстах законов и подзаконных актов, оно выражено как система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. Согласно естественно-правовой школе, ссылающейся на неписаные законы человеческого разума и природы, право не только тексты, но и форма общественного сознания (правосознание) -содержащееся в нем система понятий об общеобязательных нормах, запретах, правах и обязанностях, условиях их возникновения и реализации, порядке и форме защиты. Отсюда различение (противопоставление) «духа» и «буквы» закона. Согласно социологической концепции право - система правоотношений, в которых выражены и согласованы (упорядочены) многочисленные интересы членов общества, складывающиеся на основе практики их права и обязанности, которые выражают наиболее целесообразные способы социальных связей, решения споров и конфликтов. Как утверждает О.Э.Лейст «между крайними точками зрения трех концепций находится не истина, а сложнейшее общественное явление -право»1.