Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепт лада как методологический принцип социокультурной интеграции Миклина Наталья Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миклина Наталья Николаевна. Концепт лада как методологический принцип социокультурной интеграции : автореферат дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Миклина Наталья Николаевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2007.- 48 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность работы обусловлена сложной современной социокультурной ситуациией, требующей для своего разрешения всеобщих усилий на основе взаимосотрудничества Эффективность такого сотрудничества затруднена различием культур, мировоззрений, ценностных ориентации Однако унификация этих различий, присущая процессам глобализации, губительна как для локальных культур, так и для мировой культуры в целом Наихудший вариант такой унификации - насильственный, когда наиболее развитые в экономическом отношении государства, опираясь на самые передовые информационные, коммуникационные и военные технологии, пытаются диктовать другим свою волю, навязывать свой образ жизни. Желание уберечь собственную культуру от чужеродного влияния, наталкиваясь на стремление «сильной стороны» подчинить себе культурное пространство с позиции «разделяй и властвуй», усугубляет дезинтеграционные процессы, сопровождаемые войнами и конфликтами

Аналогичные явления во внутригосударственных и межличностных отно
шениях, выражаемые в разных формах тирании и агрессии, девиантного поведе
ния, неврозов, депрессий, страхе и неуверенности в будущем, росте самоубийств,
усугубляются варварско-потребительским отношением к природе, вызывающим
катастрофическую для людей ее ответную реакцию В этой ситуации жизни чело
века начала третьего тысячелетия, его подлинному благополучию угрожает не
столько отсутствие необходимых материальных средств к существованию, сколь
ко нехватка свойств душевно-духовного характера, и прежде всего, - стремления к
пониманию и взаимопониманию. 1

Отмеченные процессы остро переживает современная Россия, пытающаяся отстаивать свои права, достоинство, свой культурный потенциал на постсоветском и мировом пространстве Обращение к ценностям Запада и пропаганда в качестве высших целей российского общества идей либерализма, утилитарного прагматизма и адаптационизма не снимает проблематичности этих актуальных идей в контексте русской культурной традиции, в рамках которой (и с учетом раз-

4 вивающихся черт «русского характера») индивидуалистические устремления «умножадной» личности, нередко приобретая самую уродливую окраску, не способствуют интеграции общества Рост отчужденности между людьми, между человеком, его культурой и природой, между бывшими «братскими народами», сложности в межгосударственных отношениях, а также обвальное падение вкусов и нравов на фоне улучшения материального благосостояния граждан выдвигают на первый план проблемы интеграции в аспекте актуализации неутилитарных (нравственных и эстетических) ценностей русской и иных культур.

Проблемы экологии, мира и благополучия, потеря самоконгроля и «/тувства другого», размежевание по региональным, этническим, конфессиональным, межпоколенным, политическим, экономическим и иным социокультурным признакам могут быть преодолены не путем устранения различий между людьми, а в результате обнаружения некоего высокого нравственно-смыслового стержня миропорядка, который аккумулировал бы в себе вечные и неуничтожимые духовные ценности всех народов и каждого человека в отдельности, не лишая никого из них «собственного лица», и мог бы реально объединять людей в их миросозидательной, природоохранной, культуротворческой деятельности В выносимом на защиту исследовании такая синтез-идея представлена в виде концепта лада, нравственно-эстетический смысл которого близок уму и сердцу каждого. Эта важнейшая духовная составляющая культуры, вытекающая из природы самого человека, может эффективно содействовать процессам интеграции Выведенная в качестве представления личного опыта и подкрепленная сравнительно-историческим анализом культур, культуры и природы, различных философских и научных истин, идея лада рассматривается нами как ключевая для понимания русской культурной традиции, как основа «русской идеи» и интегральной культурологии, нацеленной на освоение любой обоснованной точки зрения и ставящей превыше всего нравственную ее составляющую

Степень изученности темы. Тема диссертации до сих пор не была предметом специального исследования Единственная работа, представляющая концепт

5 лада в «ключе» народной эстетики, носит художественно-эссеистский характер' Характерно, что заглавный термин В Белов трактует чрезвычайно широко и применительно ко всем сторонам народной жизни от рефлексии над основами мироздания до восприятия конкретного предмета, явления, человека

Вместе с тем, для разработки концепта лада имеется неисчерпаемый материал Данная работа, ограниченная рамками диссертационного исследования, опирается на весьма незначительную часть этого богатейшего материала, и мы можем лишь в самых общих чертах обозначить основные направления и назвать имена лишь некоторых авторов, обеспечивших представляемую к защите концепцию необходимыми знаниями

Научное понятие лада стало центральным в отечественной теории музыки XX века (Б Асафьев, ТБершадская, С.Григорьев, ЛМазель, ИСпособин, Ю.Тюлин, Ю.Холопов, Б Яворский и др.). Анализ его развития, показательного для общих проблем эпистемологии, показал, что различные стороны концепта лада выступают сквозь призму развертывания научного, философского и вненауч-ного знания, направленного на понимание позитивных основ миропорядка. Изучение достигнутого в этой сфере стало необходимым не только для более полного и глубокого истолкования лада, но и для применения разрабатываемой концепции в теории и практике культуры.

Проблема миропорядка была в центре внимания древней мифологии, античной философии, религий Востока и Запада. Знакомство с праславянскими и славянскими верованиями, отраженными в работах Б Рыбакова, В Иванова, В.Топорова, Н .Гусевой, Д Дудко, В Чивилихина, М Забылина и многих других исследователей, с древневосточными мифами, легендами, концепциями античных и средневековых мыслителей (Пифагора, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Блаженного, Дионисия Ареапагита, Фомы Аквин-ского) дало возможность обосновать изначальный синкретизм в концепте лада природного и человеческого, сакрального и утилитарного, рационального и ирра-

1 Белов В Лад. Очерки о народной эстетике - Архангельск; Вологда Вологодское отделение, 1985

ционального при ведущей роли интуиции, веры, эмоций и постепенной кристаллизации бинарности и троичности, соответствующих интерсубъективных символов и знаков, в том числе, языково-речевых, а также дальнейшей дифференциации и рационализации мира и познавательных процессов.

Классические научные основания ладовой теории обнаруживаются в универсальном законе тяготения (И Ньютон), а также в поисках абстрактного образа, идеи («закона»), отраженной в понятии, наглядной формуле, схеме Однако эта позиция классической рациональности, до сих пор не теряющая своей актуальности, подвергается сомнению из-за пошатнувшейся веры в нахождение «единственно правильной» логики, «точки зрения», «единственно верной» дефиниции и соответствующей ей модели Поэтому мы следуем одновременно и принципам неклассической науки признаем относительную истинность приводимых положений, их зависимость от природы и культуры автора, а отсюда и возможность множества интерпретаций лада как сложного, целостного объекта, охватывающего все уровни реальности и ее познания.

Трактовка лада как «закона», проявляемого на уровне конкретного предмета в его развитии, нашла опору в ставшем уже привычным рассмотрении объекта как «тела» и вместе с тем как «живого» процесса, отражающего важные этапы и закономерности эволюции культуры, а также в иных идеях постнеклассической науки теории неравновесных структур и их самоорганизации (синергетике), концепциях информационной и голографической Вселенной, признании определяющей роли смысла в различных структурах, организованных по принципу фрак-тальности, объединении объекта и субъекта, мира природы и мира культуры, включении человека в природную систему в качестве важнейшего ее компонента Важным подспорьем для теории лада стал интерес современной науки к ценностным ориентациям, культуре повседневности, эмоциональной и интуитивной сферам, нравственным категориям, искусству, религии и мифологии, что не могло не привести к постановке проблемы интеграции знаний и социума на гуманной основе с целью преодоления глобального кризиса как в науке, так и в существовании человечества.

Наиболее важными и существенными для формирования концепции лада стали взгляды выдающихся русских философов конца XIX - первой половины XX вв. (В.Соловьева, Е Трубецкого, А.Алексеева-Аскольдова, Н.Арсеньева, В Розанова, В Эрна, ПФлоренского, В Войно-Ясенецкого, Г Шпета, Л Шестова, СБулгакова, Н Бердяева, Л Карсавина, Г Федотова, С Франка, В Вернадского, И.Ильина), развивавшие идеи всеединства, миролюбия, софийности, смысла Любви как универсальных ценностей и внесшие немалый вклад в осмысление процессов идентификации и самоидентификации русского этноса Близкие им взгляды, но с психологическим уклоном и приближением к идеям буддизма и индуизма изложены в концепциях Г.Фехнера, АМаслоу, Э.Фромма, КУилбера, Р.Редфилда

Идею интеграции в аспекте единства природы и человека, теологического, природно-космологического, антропологически-этического и эстетического детерминизма, начиная с Нового времени, отстаивали Г.Лейбниц, Ш.Монтескье, Ж.-Ж Руссо, И Кант, ИГердер, И Гете, Ф.Шиллер, Ф.Шлегель, Ф.Шеллинг, Л Фейербах, марксисты, Ф Ратцель, Л Гумилев Эти взгляды развиты приверженцами антропного принципа и антропософии (Б Картер, А Зельманов, Г Идлис, ИРозенталь, Р.Штайнер), представителями естественных наук в рамках теорий гравитации, нелинейной динамики, квантовой механики, единого ментально-физического поля (А Эйнштейн, АЛюбищев, В.Беклемишев, АГурвич, И Пригожий, ИСтенгерс, Бор, К.Прибрам, Д.Бом, В Налимов, ФВарела, У.Матурана, Д.Пит, МЛалбот, А.Сахаров, П Гаряев, П. Дубров).

Существенное для концепта лада повышение роли трансцендентных начал бытия, эстетической и нравственной составляющей в жизни и когнитивных процессах находит подтверждение в позициях сенсуалистов (Ф Бэкон, Р.Декарт, Б Спиноза, Дж.Локк), тех, кто отстаивает приоритет разума и логики (И.Кант, Г Гегель, В.Виндельбанд, К Леви-Стросс, Б.Малиновский, А.Уайтхед, П Сорокин, АТойнби ЮЛотман, КПоппер, РБарт,), интуитивистов (А.Шопенгауэр, Ф Ницше, Э Гартман, 3 Фрейд, А Бергсон, К Юнг, К.Ясперс), а также тех, кто синтезирует рациональное и эмоциональное в русле феноменологии, герменевти-

8 ки, постмодернизма и постструктурализма (Ж.Бодрийар, Э Гуссерль, В.Беньямин, Х.Ортега-и-Гассет, Т.Адорно, М.Хайдеггер, Ф.Гваттари, Ж.Делез, ГХадамер, Э Левинас, Ж.-Ф.Лиотар, Ж Деррида)

Более глубокому освоению предмета способствовала редукция к концепту лада смыслового, символического, языкового и «игрового» подходов, представленных в трудах И.Гете, Ф Шлейермахера, В Гумбольдта, В.Дильтея, Ф.де Сос-сюра, М.Вебера, О.Шпенглера, Э.Гуссерля, ЭКассирера, ЙХейзинги, Л.Вштенштейна, Г.Гессе, РКарнапа, Б Рассела, М Бахтина, Ч Морриса, Ж.Лакана, МФуко, А.Лосева, Ш.Балли, ЭБенвениста, К.Гирца, Э Сепира, БУорфа. Фундирование авторской концепции идеями А.Шюца, МБубера, Э Левинаса, Э.Бенвениста, Ю.Хабермаса, М Херсковица, В Библера расширило ее возможности в аспекте моделирования процессов социокультурной коммуникации. Экзистенциальный ракурс межличностного взаимодействия в моделируемом пространстве лада нашел поддержку в признании ведущей роли искусства в познании и созидании «жизни души и сердца», и прежде всего, невербального и неизобразительного языка музыки, имплицитно содержащего в себе особый пози-тивно-креационный потенциал (Г Гегель, А Шопенгауэр, Ф Ницше. ИФлоренский, СБулгаков, А Выготский, БТеплов, М. де Унамуно, А Белый, А Луначарский, А Блок, К Мангейм, Г Гурджиев, Н Гартман, К.Юнг, Э Нойман, К Ясперс, М.Хайдеггер, М Бахтин, А.Лосев, Г Гадамер, А.Сохор, А Фарбштейн, В.Медушевский, ШЛинмой, А Зись, М.Марков, В Мартынов, Л Столович, М Каган, С Раппопорт и др)

Мощный толчок развитию концепта лада дало ознакомление с трудами
российских культурологов по проблемам философии, морфологии, социологии,
семиотики, истории культуры, системного и структурно-функционального анали
за, репрезентируемым в творчестве С.Аверинцева, К.Акопяна, САртановского,
В.Библера, АГуревича, П.Гуревича, Г Драча, БЕрасова, Вяч Иванова,
С.Иконниковой, ЛИонина, М Кагана, А.Кармина, Л Когана, И Кондакова,
Т Кузнецовой, Д Лихачева, А.Лосева, ЮЛотмана, М Мамардашвили,

Э Маркаряна, В.Межуева, Б.Мелетинского, С Неретиной, ПОгурцова, Э.Орловой,

9 К Разлогова, В Розина, С.Токарева, В Топорова, Б Успенского, В.Файбышенко, А Флиэра, С.Чебанова, А.Шеманова и др.), что позволило лучше осознать культурологическую проблематику лада, его возможности в разрешении актуальных вопросов сегодняшней культуры и науки о ней

Теоретико-методологические основания представленной в данной работе концепции во многом обусловлены особенностями авторского пути. Разработка темы «Понятие лада в теоретическом музыкознании» (кафедра теории музыки Московской консерватории) потребовала обоснования необходимости включения в формулировку «закона лада» («логического универсума» музыки) субъективного и эмоционального факторов, предопределив выход на философский уровень его осмысления (кандидатская диссертация «Феномен лада* Философский анализ» - 2000 г.) В результате подтвердилась мысль К Э Разлогова о возможности создания «вторичной моделирующей системы», которая, преодолев узкие рамки теоретического музыкознания, может быть применимой к пониманию и описанию самых разных явлений культуры Построение такой модели предполагает осуществление интефального подхода к исследуемой проблеме, который опирается на уважительное отношение к традициям, любым точкам зрения, а также на конструктивную логику развиваемых положений и в соответствии с которым смысл верховенствует над формой, метатеоретическое рассмотрение - над частнонауч-ными изысканиями, гуманистические, нравственно-эстетические ценности - над технологическими и утилитарно-прагматическими, творческое начало - над нормативным.

Заявленные методологические принципы в наибольшей степени соответствуют культурологии как метанаучной дисциплине, интегрирующей в своем предмете все основные сферы человеческого существования, все его «спектры» и уровни, от повседневных взаимодействий человека с природой, вещами, с самим собой и себе подобными до поисков трансцендентных оснований бытия Чрезвычайно объемное понятие лада, берущее начало в древнейшей истории (слово «лад» имеется в словаре санскрита) и закрепившееся в русской лексике, как нельзя лучше отражает идею интефации, способствуя обнаружению духовных смы-

10 слов в любых культурных формах. Отсюда и наша убежденность в том, что концепт лада может выполнять системообразующую функцию в культурологии.

Идея интеграции на основе лада как основополагающий принцип, реализуемый в настоящем исследовании, вбирает в себя не только дифференциацию и последующий синтез, но и целый комплекс философских и общенаучных методологических подходов- антропного, системного, структурного, функционального, синергетического, компаративного, типологического, феноменологического, герменевтического, лингвистического

Объект исследования - социокультурная интеграция как гипотетическая модель миропорядка в его целостном состоянии, развитии и в частных проявлениях (в современной российской действительности)

Предмет исследования - эвристический потенциал концепта лада, трактованный в качестве основания интеграционных процессов в современной культуре.

Цель исследования - обосновать целесообразность, возможность и необходимость разработки идеи лада как универсальной категории в культурологическом познании Достижение этой цели сопряжено с решением следующих основных задач*

осмыслить состояние мировой и отечественной культуры и культурологии с учетом гипотетической интеграции и концептуализации накопленных их усилиями знаний,

концептуализировать концепт лада, опираясь в этом на идею единства исторически развивающихся философских и научных положений, с одной стороны, и художественных представлений и мудрости древних - с другой,

определить смысло-и-формообразующий потенциал концепта лада в решении насущных проблем культурологии, современной отечественной и мировой культуры;

обосновать и сформулировать понятие лада как эвристически значимой категории интегральной культурологии;

проанализировать возможности языка музыки в процессах интеграции;

исследовать тендерный аспект культуры сквозь призму стратификации и взаимодействия мужского и женского начал с использованием ладового принципа,

углубить понимание специфики русской национальной культуры с позиций концепта лада путем сравнения артефактов русской, западноевропейской и восточной культур.

Новизна диссертационного исследования определяется разработкой и обоснованием концепта лада как созидательного принципа миропорядка и как специфической категории культурологии, отличающейся универсальным характером, обладающей значительным эвристическим потенциалом и способствующей решению актуальных задач социокультурной интеграции Создание на этой основе интеграционной модели социокультурных процессов, применимой в различных сферах культурологического анализа, стало возможным благодаря нова-ционному осмыслению понятия лада, выявлению и обоснованию его органической и содержательной связи с культурологической проблематикой, осуществляемому на метатеоретическом уровне разностороннему соотнесению концепта лада с народной речью, мифологией, религией, искусством, данными естественных и гуманитарных наук, разработке на основе авторской интерпретации концепта лада исследовательского метода, подтверждением эффективности применения которого в рамках наук о культуре служит настоящая работа

Основные положения, выносимые на защиту'

1 В качестве эвристически перспективного культурологического понятия предлагается понятие «лад», представление о котором глубоко укоренено в сознании человека, который рассматривается автором как явление, имеющее архети-пический характер, и интерпретируется как содержательно насыщенный, символически многозначный и широко востребованный на уровне обыденного сознания феномен; понятие лада используется для обозначения интерактивно-созидательного начала, потенциально содержащегося в смыслах, относящихся к мифологическому, религиозному, философскому, научному, художественному и бытовому уровням, в природных и культурных формах, а также способного ин-

12 тегрировать эти смыслы и формы, сообщая им новые значения в рамках современного теоретико-мировоззренческого дискурса

  1. Лад трактуется как порождающий, структурирующий и организующий принцип тяготения, действующий в природе и культуре, и вместе с тем как «живой» процесс созидания смыслов и форм в единстве их логической, эмоциональной и «телесной» природы

  2. Поскольку многие образцы этнической и современной музыки по разным причинам оказались отнесенными к явлениям внеладовым, постольку лишь объединение, «примирение» различных позиций позволяет преодолеть противоречия ладовой теории, обосновать понятие лада как выражение универсального «закона музыки», согласующегося и со смысловыми (управляющими), и со структурными (управляемыми) подходами к его осмыслению, а также экстраполировать данное понятие на область философии культуры

  3. Понятие лада, интерпретируемое в качестве категории метатеоретическо-го уровня, позволяет выдвинуть на первый план скрепленную силой тяготения (любви) иерархически-смысловую структуру миропорядка, устойчивость которой постоянно нарушается силами природы и человека. Как основной механизм этих нарушений и причина известных форм жизни, лад представляет собой принцип неустойчивого равновесия между характером, «самосознанием» вещи (предмета, явления, человека), ее тяготением («любовью») к себе и притяжением к другому В метафизическом плане каждая вещь характеризуется преобладанием одной из составляющих. Лад как процесс есть протяженный во времени «перевес» той или иной «чаши весов». Закон лада гласит, усиление тяготения к «другому» ослаб-ляяет акцент, делаемый на «самости», и наоборот Своеобразие каждого элемента мира и его способность к притяжению любого другого обеспечивают богатство мироздания как самосозидающейся коммуникативно-информационной среды, где каждый ответственен за процессы созидания или разрушения, за соблюдение главного условия лада («игры») - меры творческого нарушения «правил»

  4. Трактовка лада как проявления неустойчивого равновесия между сакрализацией собственной природы и культуры (включая процессы самоидентифика-

13 ции, социализации, национального, культурного, государственного самоопределения) и освящением тяготения к «другому» (природе, человеку, обществу, предметам и явлениям, иным культурным образованиям, Идее, Универсуму, Богу) выводит исследователя на новый уровень рассмотрения проблем этнической идентификации и стратификации, анализа особенностей своей и «чужой» культуры.

6. Лад несет на себе мистически-теургическую печать идеи всеединства и выступает в качестве символа космического порядка, «которым вершит Любовь». Лингвистически-культурологический анализ выявил значимость в слове «лад» «дающей» любви как сущностного свойства «Души Мира» и плодородного материнского начала, издревле почитаемого народами в образе Великой, Многоликой и Многострадальной Матери

7 Любовь и Дух, соединяясь в ладе, обусловливают характерную для него структурно-смысловую дифференциацию - диалектическое соотношение мужского и женского начал составляющих природы и культуры, освящаемое Творческим Началом - «третьим лицом» лада как символического выражения триады В связи с этим предусмотренный «законом лада» переход России от андрократизма к идее женственности, материнства, всепримиряющей, ответственной и деятельной «родительской» любви, подкрепленной рационально-прагматической составляющей культуры, естественен, обусловлен культурными традициями и подчинен Универсуму или Божественной Воле, доверенной человеку, творящему себя, собственное бытие, окружающую среду.

Научно-практическая значимость работы состоит в актуальности, новизне, широкой и глубокой обоснованности положений представленной концепции и возможности их развития в философии, культурологии и других отраслях знания, включая естественные науки, в демонстрации интегративного подхода с позиций универсальной идеи лада к анализу культурных и природных явлений Данная концепция может быть использована в базовых курсах философских, культурологических и иных дисциплин, изучаемых в высших и средних учебных заведениях, при разработке курсов для магистратуры, специальных дисциплин и курсов по выбору, нацеленных на активизацию нравственно-эстетической составляющей

14 творческих процессов в науке и образовании. Философско-культурологическая концепция лада может быть положена в основу русской национальной идеи, развития всех сфер российской культуры в целях совершенствования и самосовершенствования человека и общества.

Апробация и практическое внедрение результатов работы. Основные положения диссертации изложены в 2-х монографиях и 20 статьях общим объемом 50,6 п.л. Результаты и выводы исследования докладывались автором на заседаниях кафедры теории музыки Московской государственной консерватории (1991 г), кафедры социальной философии Ставропольского государственного университета (1999г.), на расширенном заседании кафедры искусств Ставропольского государственного университета с приглашением специалистов с кафедр философии, социальной философии и этнологии, истории и философии науки, культурологии и библиотековедения СГУ (2007г.), на заседании кафедры культурологии и социологии Московского педагогического государственного университета (2007г.), на Международных, Всероссийских, региональных, межвузовских и внутривузовских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Ставрополе, на заседаниях научно-методологических семинаров Ставропольского государственного технологического университета (философия), Ставропольского государственного университета (философия, культурология, филология, лингвистика, теория музыки)

Результаты работы внедрены в учебный процесс: лекции и семинары по философской и культурологической проблематике (24 дисциплины), разработка, публикация программы и чтение курса «История науки», пяти авторских курсов по выбору цикла «Язык и речь музыки» С мая 2007г. автор является научным руководителем экспериментальной площадки в г.Ставрополе по внедрению результатов диссертационного исследования в практику воспитательно-образовательной работы общеобразовательных школ.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список Общий объем работы - 398 страниц.

Похожие диссертации на Концепт лада как методологический принцип социокультурной интеграции