Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ГРЕКО-РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ В КУЛЬТУРЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
1.1. Единство греческой и римской мифологий в эпоху Возрождения. 11
1. 1. 1. Смысловые универсалии декоративно-прикладного искусства, скульптуры и живописи 15
1.1.2. Специфика ритуальных и народных праздников ...32
1.1.3. «Мифологическая» эрудиция гуманистов и католическая церковь 35
1.2.0собенности формирования «мифологической» эрудиции гуманистов 40
1. 2.1. Культурологический дискурс греко-римской мифологии: итальянская изящная словесность 46
1.2.2. Греко-римская мифология в европейской изящной словесности и драматургии 63
ГЛАВА II. ГРЕКО-РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОРЕНЦО ВАЛЛЫ: РЕЧЕМЫШЛЕНИЕ
2.1 . Лоренцо Валла - органическое целое итальянского гуманизма ...69
2.2. Мифологическая тематика в топосах «изобретения» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЯ 151
- Смысловые универсалии декоративно-прикладного искусства, скульптуры и живописи
- Специфика ритуальных и народных праздников
- Лоренцо Валла - органическое целое итальянского гуманизма
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется общим исследовательским интересом к многоликому творчеству Лоренцо Баллы (1407 -1457) - великого итальянского гуманиста, ритора, теолога и философа. Рассмотрение его философско-теоретического наследия обусловлено, прежде всего, огромным эстетическим и культурно-историческим значением его деятельности в контексте итальянского Возрождения и влиянием его творчества на последующие поколения мыслителей.
Эпоха Возрождения являет собой смену парадигмы мышления. С развитием
гуманистической мысли и формированием нового мировосприятия в
общественном сознании утверждается мысль о том, что постсредневековый
период - это один из исторических этапов, выделяющий греко-римскую
мифологию в качестве первоосновы, обращение к которой помогало решать
гуманистам вопросы настолько новые и нетрадиционные, что ставило ученых-
теологов старой средневековой традиции в тупик. Переосмысление наследия
предшествующих веков, обращение гуманистов к греко-римской мифологии,
№ бытование ее образов начинает восприниматься как идеал. Историко-
культурологический анализ сложных процессов, характерных для итальянской
культуры ХШ - XVI вв., изучение места и роли греко-римской мифологии в
речемышлении являются актуальными, несмотря на обилие работ
искусствоведов, литературоведов, историков и философов, показавших
отражение образов греко-римской мифологии в живописи, скульптуре,
архитектуре и декоративно-орнаментальном искусстве эпохи Возрождения.
Лишь культурология как область знания, формирующаяся на границе
гуманитарных наук с этикой, эстетикой и философией, дает возможность
комплексно изучать влияние греко-римской мифологии на речемышление
итальянских гуманистов XIII - XVI вв. и определить его как
основополагающее. Обширный материал и разноплановость исследований в
этой области в значительной мере осложняют выяснение влияния греко-римской мифологии на формирование речемышления рассматриваемой эпохи.
Применение историко-культурологического метода позволяет рассмотреть
греко-римскую мифологию вне времени ее исторического бытования как
элемент мышления, проанализировать использование греко-римских
мифологических образов и сюжетов в различных сферах итальянской культуры XIII - XVI вв., таких, как скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, художественная литература, философская мысль, образование.
Изложенные обстоятельства определили актуальность исследования греко-римских мифологических категорий в их развитии на материале оригинальных источников для воссоздания истории итальянской культуры, в частности культуры речемышления, а также для освещения путей развития культуры и культурологической мысли в целом.
Состояние научной разработанности темы можно охарактеризовать как противоречивое. С одной стороны, накоплен имеющий бесспорную научную ценность значительный материал по вопросам истории греко-римской мифологии и ее связей с итальянской культурой рассматриваемого периода как в нашей стране, так и за рубежом. С другой - до сих пор не достигнуто единство в понимании роли рассматриваемых процессов и реалий в формировании и развитии европейской культуры.
Разработка историко-культурологического анализа восприятия греко-
римской мифологии обусловила рассмотрение трудов ряда философов в
историко-культурологическом контексте. Среди них работы М.М. Бахтина,
П.М. Бицилли, О.Л. Вайштейна, П.П. Гайденко, А.Х. Горфункеля, П.С. Гуревича,
В.А. Гуторова, М.С. Кагана, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, М.Т. Петрова,
В.В. Соколова, И.Х. Черняка, В.Ф. Шаповалова и К. Брука, Я. Буркхардта, В.Виндельбанда, В. Гумбольта, Л. Дойеля, П. Карри, Ф.Х.Кессиди, А.Р. Лурия, М. Рихтера, С.Л. Франка, К.Хюбнера, Р. Эйкена.
Особенно ярко традиция изучения культуры итальянского Возрождения
представлена в науке такими историками - культурологами, как
С.С. Аверинцев, Л.М. Баткин, Л.М. Брагина, А.Н. Веселовский, Ю.К. Воробьев, М.О. Гершензон, И.М. Гревс, М.А. Гуковский, А.Я. Гуревич, М.С. Корелин, Л.Д. Коробков, Б.Г. Кузнецов, А.П. Лободанов, П.П. Муратов, Н.А. Ревякина, Г.С. Савельев, Д.А. Силичев, С.Д. Сказкин, И.М. Тройский, Б.А.Успенский, И.Т. Фролов, В.П.Шестаков, Е.М. Штаерман и Б. Кроче, Ф. Монье, Г. Фойгт, Г.М. Хартман, Э. Шюре.
Эта традиция была развита и историками - искусствоведами:
Д.И. Айналовым, М.В.Алпатовым, С.О.Андросовым, К. Бруком, В.В. Бычковым,
В.Н. Гращенковым, И.Е. Даниловой, А.К. Дживеллеговым, В.Н. Лазаревым,
Н.И. Романовым, Е.И. Ротенбергом, И.Д. Садовской, Е.Ч. Скржинской,
И.А. Смирновой, Р.И. Хлодовским, А.И. Хоментовской, Ю.А. Шичалиным и В.Вельфлином, Б.Р. Виппером, Э. Гомбрихом, О.М. Фрейденбергом.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли филологи -
языковеды В.И.Аннушкин, Р. А. Будагов, СИ. Виноградов,
Л.С, Выготский, В.М.Живов, Н.Ф.Кошанский, А.М.Мелероянч,
А.К. Михальская, И.В. Пешков, А.А. Потебня, Ю.В. Рождественский,
(# Б.А. Серебренников, Э.Г. Туманян, А.И. Узойкин, P.O. Якобсон.
Теоретический и практический материал, непосредственно касающийся
восприятия творчества Лоренцо Валлы, более обстоятельно представлен и
проанализирован в исследованиях зарубежных авторов: П. Бурке,
М. Гилмор, Е. Гомбрих, Л. Джаник, Д. Джинокоплос, Д. Зигель, К. Колеман и
Др.
В исследованиях итальянского Возрождения особая роль принадлежит
В. И. Рутенбургу и И. Н. Голенищеву-Кутузову, чьи работы являются
основополагающими в изучении вопросов истории литературоведения и культуры. Именно они одними из первых внимательно проследили влияние ^ греко-римской мифологической древности на итальянское Возрождение и всю европейскую культуру в целом.
Названные исследователи, давая глубокий теоретический и исторический анализ различных аспектов культуры Возрождения, не ставили перед собой задачу выявления связей греко-римской мифологии с самобытной культурой итальянского общества XIII - XVI вв. и с формированием культуры словесного творчества. Все вышесказанное определило выбор темы данного диссертационного исследования.
Целью исследования является изучение греко-римских мифологических категорий в различных видах искусства, в частности словесном, на примере одного из выдающихся деятелей эпохи итальянского Возрождения Лоренцо Валлы.
Для достижения поставленной цели было необходимо:
Установить единство греческой и римской мифологий и их роль в сфере быта (празднества, ритуалы, обычаи) в период итальянского Возрождения XIII-XVI вв.
Рассмотреть значение греко-римской мифологии в знаках чистых и прикладных искусств итальянского Возрождения.
Показать, почему греко-римская мифология стала основой смены парадигмы мышления, вызвавшей неоднозначную реакцию католической
і церкви.
Описать культурно-исторический контекст эпохи, в рамках которого формировалось речемышление итальянских гуманистов, и определить типичные приемы использования греко-римской мифологии в их речемыслительной деятельности как источника мысли и выразительного средства.
Осмыслить творчество выдающегося итальянского гуманиста Лоренцо Валлы, а также выявить и систематизировать основную совокупность греко-римских мифологических образов в использованных моделях-топосах «изобретения» в его главном произведении «Об истинном и ложном благе». Поставленные цели и задачи предопределили объект исследования, которым
-ф является смыслополагание греко-римской мифологии в итальянской культуре эпохи Возрождения.
Предметом исследования стала греко-римская мифология в речемышлении Лоренцо Баллы.
Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлено на основе литературных источников различных типов: сочинений, книг, статей, писем, дневников и воспоминаний итальянских гуманистов XIII - XVI вв., позволяющих воссоздать картину итальянской культуры в исследуемую эпоху. Таковыми являются Леон Баггиста Альберта, Лудовико Ариосто, Леонардо Бруни Аретино, Донато Аччайуоли, Эрмалао Барбаро, Джордано Бруно, Лоренцо Валла, Данте Алигьери, Кристофо Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Пикколо Макиавелли, Франческо Петрарка, Анджело Полициано, Коллючо Салютати, Марсилио Фичино, Франческо Филельфо. Работы других западно-европейских авторов эпохи Возрождения также послужили осмыслению места и роли греко-римской мифологии.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы.
Историко-культуррлогический метод, примененный к анализу итальянской
культуры XIII-XVI вв., предполагает установление хронологического
воспроизведения явлений культуры как определенных фрагментов
исторического процесса, а также определение соотношения конкретных фактов
культурной жизни Италии эпохи Возрождения со сложившейся периодизацией в
истории культуры. Историко-культурологический подход, выполняющий
интегрирующую роль в объединении путей и способов исследования данной
проблемы, недостаточно разработан, а влияние греко-римской мифологии на
речемышление деятелей эпохи Возрождения остается малоизученным
предметом знания. Описательный метод (сбор и систематизация фактов),
функциональный (раскрытие коммуникативно-экспрессивной роли
исследуемых явлений), квантитативный (количественный учет выявленных фактов) и сравнительный (соотношение анализируемых явлений в разных текстах) методы использованы в данном исследовании для обоснования и утверждения отдельных положений диссертации.
Научная новизна исследования заключается в установлении связей греко-римской мифологии во всем многообразии ее элементов с формированием профессиональной культуры словесного творчества и оценке влияния греко-римской мифологии на речемышление гуманистов итальянского Возрождения.
Работа представляет собой первое монографическое исследование места и роли греко-римской мифологии в речемышлении гуманистов итальянского Возрождения. В работе определены типичные приемы использования греко-римской мифологии; выявлена и систематизирована по логическим общим местам (топосам) основная совокупность греко-римских мифологических образов; раскрыты коммуникативные причины их использования.
В результате исследования сформулированы выносимые на защиту положения:
Греческая и римская мифология составляли единую, неразрывную основу культуры итальянского Возрождения XIII - XVI вв. Их использование не сводилось к частным проявлениям в отдельных видах искусства, а представляло собой особый «язык» всей культуры эпохи.
Если до Возрождения высшей истиной, санкционировавшей любую деятельность, было христианское вероучение, то гуманисты поставили в один ряд с ним в качестве идеологической альтернативы греко-римскую историю с ее идеологической частью - мифологией.
Греко-римская мифология являлась смысловой основой речемышления итальянских гуманистов эпохи Возрождения и, таким образом, обеспечивала «мгновенное» понимание любого текста, где мифологические образы (греческие: Зевс, Гера, Геракл, Афина, Арес, Посейдон, Афродита, Апполон, Артемида и др.; римские: Юпитер, Юнона, Геркулес, Минерва, Марс, Нептун, Венера, Феб, Диана и др.) так или иначе использовались.
Речемыслительные действия, заложенные Лоренцо Валлой, сформировали новую их форму, наполнили модели-топосы новым содержанием (свойства материальные: форма, цвет - «вид», «часть», «целое», «свойства неодушевленного предмета», «принадлежности», «качество» и т. д.; свойства
жизненные: страсти, пороки, приобретение дарования - «действие и страдание», «следствие», «свойства одушевленного предмета», «признак», «причина», «свидетельство», «подобие» и т. д.), которое было усвоено последующими поколениями образованных европейцев.
Греко-римская мифология явилась для Лоренцо Баллы не только предметом, но и «инструментом мысли»; глубокая философская мысль насыщена гуманистической эрудицией и грубоватой простонародной аргументацией; переплетаются ученая важность, веселая увлеченность и влюбленность Лоренцо Баллы в греко-римскую мифологию.
«Мифологическая» риторика Лоренцо Баллы и других деятелей итальянского Возрождения закрепила норму широкого использования греко-римских мифологических образов в последующие культурно-исторические периоды.
Сформулированные выше положения важны для осмысления культурно-исторического процесса и углубления исторической культурологии, раскрывающей общие тенденции культурного развития народов в различные эпохи.
Практическая значимость результатов данного исследования состоит в
№ возможности их использования в разработке курсов лекций и семинаров по культурологии, в научной и учебной работе по истории итальянской культуры, в частности истории искусств, словесного и изобразительного творчества, в развитии музейного дела.
Апробация работы. Работа обсуждена на кафедре теории речи и перевода факультета иностранных языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и рекомендована к защите 19 ноября 2004 г. Основные положения и результаты данного исследования изложены диссертантом на научно-практической конференции молодых ученых Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Саранск, 2001), Огаревских
^ чтениях (Саранск, 2001 - 2003).
Структура работы предопределена логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Работа выполнена на 180 страницах.
Смысловые универсалии декоративно-прикладного искусства, скульптуры и живописи
Эпоха Возрождения была временем расцвета итальянского декоративно-прикладного искусства. Наряду с традиционными видами художественного ремесла возникли и получили распространение новые виды, утвердились новые художественные принципы. Их развитие было связано с тяготением к праздничной декоративности, богатству и разнообразию убранства, насыщенности цветом и орнаментальными мотивами, что в целом отличало искусство Возрождения. Отсюда новые и очень разнообразные виды архитектурной декорации, заимствованные из античной архитектурной орнаментики. Декоративно-прикладному искусству, в силу его специфических функций, была присуща определенная многогранность. Как и все искусство эпохи Возрождения, декоративно-прикладное искусство сохраняло религиозно-мифологическую основу. Главными источниками бытовавших в ней сюжетов и образов были античная история, греко-римская мифология, ренессансная поэзия, а также священное писание и житие святых. При этом, хотя эпоха Возрождения была отмечена широким проникновением в искусство светской тематики, в декоративно-прикладном искусстве преобладала тематика религиозная, так как украшались прежде всего здания культового характера [356, с. 39]. Но несмотря на это, светский характер ренессансной культуры полностью отчуждал такое искусство от этико-философских религиозных представлений, а тем более исключал проявление искреннего религиозного чувства. Мотивы произведений были самыми различными, но очень часто предпочтение отдавалось мифологической тематике. Именно в этот период возник новый вид декоративно-прикладного искусства: интарсии или инкрустация. Начиная с,XIV века, утвердилась практика украшать мебель инкрустацией из различных пород дерева. Именно техника интарсии, дававшая возможность использовать четкость очертаний и контрастность тонов различно окрашенных плоскостей дерева для достижения иллюзионистических эффектов, привлекала особое внимание мастеров, что стало одним из излюбленных видов декоративно-прикладного искусства, наглядной демонстрацией могущества перспективы и светотеневых контрастов. Не составляло особого труда заметить иллюзорность, сочетавшуюся с мифологической аллегорией, утонченным артистизмом, верностью натуре с возвышенной интеллектуальностью восприятия, и стремлением придать всем формам законченность и гармоничную цельность, подчеркивая величие человеческой сущности. Возникновение ренессансного типа интарсии с архитектурными перспективами из предметов сложной формы, многогранников и других стереометрических фигур связывали с кругом Брунеллески. К числу
наиболее видных мастеров интарсии Новые веяния эпохи Возрождения обозначились в скульптуре раньше, чем в живописи и архитектуре. Скульптура играла ведущую роль в искусстве Италии и являлась одним из главных идейных центров формирования новых устремлений городской жизни. Именно скульптуре принадлежало важное место в композиции городской площади, церковного интерьера или фасада дворца. Скульптура получила самостоятельное существование в отдельных монументальных ансамблях - городских площадей, дворцовых фонтанов и церковных кафедр. Скульптуры объединились сложной композиционной программой, неся большую смысловую и образную нагрузку. Возрождение явилось своеобразным синтезом искусств, который вобрал в себя духовные ценности, единство мысли и чувства, воплощения и идеи.
Одним из первых основоположников нового течения в скульптуре эпохи итальянского Возрождения был Никколо Пизано (ок. 1205 - ок. 1278). Именно он внес огромный вклад в формирование новых традиций в скульптуре, пробудив интерес к античному наследию. Пизано не ограничился имитацией отдельных греко-римских мифологических образов, а нашел принципиально новые решения, органично вписав античное наследие в устоявшиеся религиозные постулаты: «мадонна напоминала величавую античную богиню, а обнаженный Геркулес стал воплощением средневековой аллегории Силы» [216, с. 20]. Никколо Пизано глубоко проник в строй античного искусства, угадывая в античных образах высокое человеческое достоинство и истолковывал их в духе героической простоты, присущей многим образам греко-римской мифологии [346, С. 23 - 37]. Таковы скульптуры: статуя кафедры Баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260; Статуи кафедры собора в Сиене. Мрамор. 1265 - 1268; Аллегория Силы. Статуя кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.
В Бельведерском саду, в Ватикане, находится дворец, украшенный мифологическими композициями. Скульпторы изображали богов: Гигиейю. Венеру; и героев: Персея с головой медузы, Персея и Андромеду. Беллерофонта на Пегасе. Геракла и Омфалу. Геракла и кентавра [324, с. 52]. Абстрактная мифологизация событий представляла возвышенную героизацию в античном стиле. Мастера вводили в мифологические композиции систему понятий древней языческой натурфилософии, структура мифа продолжала представать в виде поверхностно схваченной схемы действия. Действие же наполнялось содержанием, вызывающим ассоциации с современностью. Иными словами, новое содержание жизни укладывалось в классические формы античности.
Изображение античных богов и греко-римских мифологических героев зачастую являлось аллегорическим приёмом, показывающим, как мифология преодолевала традиционно средневековый барьер символизации. Миф ожил благодаря тому, что несводимость двух типов мировосприятия (ренессансно-античная форма и средневеково-христианское содержание) затушевывалась декоративно-аллегорической функцией мифологической картины.
Благодаря греко-римской мифологии скульпторы и мастера-декораторы выделили идейно-смысловое звучание пространства через образы мифологических богов и героев. Как отмечает Ю. К. Воробьёв, «боги и мифологические персонажи, как нельзя лучше, символизировали и обожествляли созидательную деятельность людей нового времени. Более лёгкому восприятию аллегорий способствовал антропоморфический характер бытования античной мифологии» [84, с. 7].
Мифологические образы создавали иллюзию мгновенного понимания любого сюжета, стирая несочетаемость одного культурно-исторического пласта с другим. Отсюда и целенаправленно-поступательное проникновение греко-римской мифологии в скульптуру. Содержательная сторона мифа помогала создать компромиссную форму, составляя органическое единство различных культурно-исторических контекстов.
Специфика ритуальных и народных праздников
Отношение католической церкви к греко-римской мифологии в течение веков было неоднозначным. В эпоху Римской империи греко-римская мифология пользовалась популярностью среди аристократов, правителей, служителей храмов и государственных деятелей и свободных граждан Рима. Так, к примеру, многие императоры стремились отождествлять себя с греко-римскими богами или мифологическими героями. Император Калигула сначала отождествлял себя то с Кастором, то с Поллуксом. Калигула возвел себя в ранг высшего божества и стал носить поочередно костюмы всех богов, даже Юноны и Венеры, при этом придворные должны были оказывать ему соответствующие почести, петь то гимны Аполлоновы, то песни, посвященные Дионису [159, с. 27].
В период империи даже в портретах предпочтение отдавалось греко-римским мифологическим персонажам. Образы на портретах так или иначе
напоминали греко-римских мифологических героев. Позднее католическая церковь и высшие политические деятели решительно порицали любое позитивное упоминание греко-римской мифологии. Любое использование греко-римских образов считалось признаком неверия, заблуждения и ереси. Ситуация начинает меняться с началом эпохи Возрождения, когда «стал складываться новый образ человека, ясно мыслящего и божественно хорошо говорящего, в условиях сильного воздействия христианской древности на гуманистическое движение» [364, с. 199]. Однако, нельзя говорить о полном отказе гуманистов от существующих религиозных догм и понятий. П. О. Кристеллер подчёркивал, что «отойдя от средневековья, ренессансная мысль не переставала быть во многом христианской» [346, с. 11]. Подтверждая эту мысль, И. X. Черняк, утверждает, что, Возрождение давало особое толкование религиозных проблем и веротерпимости [298, с. 3]. Отсюда вывод: гуманисты не оспаривали религиозную идеологию, не разрушали церковь и христианские ритуалы. Не отрицая веры, они отошли от её догматов, не отрицая бога они отрицали средневековый характер религиозности. Гуманисты явились прародителями новых моральных ценностей, жизненных идеалов, чуждых отцам церкви. Гуманисты сформировали новую концепцию понимания человека, занимающего ведущее место в обществе. Они разработали «новую специфическую систему деятельности, новый стиль мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни и, наконец, новую систему социально-культурных механизмов» [365, с. 36]. В подтверждении этому можно привести в пример высказывание Л. М. Баткина, утверждающего, что Возрождение в Италии «представляло собой особый, ценностный культурный период» [40, с. 95].
В гуманистической мысли происходила борьба духа и плоти, столкновение двух культур в одной личности, драма выбора пути, борьба актуальных, земных потребностей и столь же необходимых религиозных ценностей. Отсюда возникал вопрос о важности жизни простого человека, ее значимости. Гуманисты искореняли в себе не христианство, не церковно-ортодоксальное мировоззрение, а религиозные догматы. По мнению М. Гершензона, «необходимость выбора при борьбе чувств с разумом и была ярким осознанием того, следовало ли повиноваться своим законам, идти своим путём или подчиняться нормам христианской морали» [90, с. 15]. В связи с этим, А. X. Горфункель говорил о том, что выбор существовал, но при ослушании и неповиновении церкви, «отказе от официально господствующей системы ценностей, многих гуманистов ждала жестокая участь, трагический финал и нелёгкая судьба» [105, с. 121].
Благодаря своему умению ясно и убедительно излагать мысли гуманисты пользовались огромной популярностью у католической церкви. Римский двор часто приглашал на службу "гуманистов, отлично владевших латинским языком и риторикой, в папскую курию" [50, с. 8] в качестве секретарей, для того, чтобы "поддержать свою репутацию рассадника и школы хорошего церковного языка", и даже наделял гуманистов "церковными пребендами" [50, с. 8]. Находясь на службе у церкви, гуманисты получали от нее содержание, "но сердце их не лежало к ней" [286, с. 1]. Состоя на церковной службе, гуманисты не опасались духовных властей, хотя во многих было заметно "сильное пристрастие к еретику" [286, с. 423], и с легкостью избегали инквизиции. Католическая церковь закрывала глаза на привязанность гуманистов к греко-римской мифологии. Все это происходило благодаря изящному слогу их письма, эрудиции и орнаментальному красноречию. Для церкви гуманисты, "люди равнодушные к религии, казались менее опасными, чем дерзкие еретики" [286, с. 423]. Многие гуманисты клялись в своей глубокой преданности матери церкви, а в тайне смеялись над ней. Обладая острым умом, гуманисты всегда могли "с восторженной напыщенностью прославлять и веру и церковь; петь дифирамбы папам, кардиналам и государям" [286, с. 422]. В одном из своих стихотворений Филельфо обращался к папе Николаю как к человеку, охраняющему "трон Юпитера Олимпийского" [286, с. 423], зная, что оно будет оценено папой по достоинству. Церковник Арнольд Брешанский призывал к возврату к былому величию античного Рима - "священного города, владычицы мира, матери всех императоров" [153, с. 72]. Вскоре отцы католической веры привыкли смотреть на увлечение гуманистов греко-римской мифологией, как "на наивное пристрастие, которое не стоило карать, чтобы не подвергнуться осмеянию" [286, с. 422]. Мало кому приходило в голову поднять шум из-за того, что какой-нибудь восторженный оратор употреблял римскую форму клятвы. Ватикан не мог обвинить гуманиста в многобожии, если он восклицал: «О, Боги, клянусь Юпитером» или олицетворял плотское вожделение в форме Амура или Венеры, а вместо Божьей благодати просил милости у Аполлона или муз.
Лоренцо Валла - органическое целое итальянского гуманизма
Лоренцо Валла (1407 - 1457 гг.) родился в семье юриста, служившего в папской курии. Он получил блестящее по тем временам образование: в совершенстве знал греческий и латинский языки, обладал необходимой риторической эрудицией. С 1429 г. Валла преподавал риторику сначала в частной школе, ас 1431 г. в университете Павии, куда был принят по рекомендации известного гуманиста Антонио Беккаделли [294, С. 11 - 26]. В эти годы Валла работал над этико-философским сочинением «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoque bono), название первой его редакции - «О наслаждении» (De voluptate), которое стало одним из главных трудов его жизни. Выступление Баллы в университете с критикой латинского стиля правоведов навлекло на него гнев преподавателей юридического факультета, что вынудило гуманиста в 1433 г. оставить кафедру и покинуть Павию. В 1435 г. в Неаполе Валла стал секретарем короля Альфонса Арагонского, у которого служил до 1448 г.
Творческая деятельность в неаполитанский период была чрезвычайно плодотворной. В этот период Валла создал наиболее значительные свои произведения: «О свободе воли» (De libera arbitrio 1439 г.), «Диалектика» (Dialecticae libri tres, 1439 г.), завершает начатые еще в Павии «Элеганции» («Красоты латинского языка») (Elegantiae linguae latinae, 1440 г.), пишет также два остро критических антицерковных сочинения - «О монашеском обете» (De professione religiosorum, 1442 г.), в которых он осуждает монашество как институт, т.к. христианская аскеза противна природе человека [67, 3-36]. Здесь Валла по-новому решил волновавшую гуманистов проблему соотношения светской культуры и христианской веры: он различает сферу разума, сферу эмоций и веру. Прерогативы католической церкви и папства Валла ограничивал рамками веры, решительно отвергая доктрину о праве церкви на руководство всей духовной жизнью, и, тем более, на вмешательство в дела светской власти в христианском мире [327, С. 63 - 68].
Валла последовательно развивил идею гармонии человека и природы, приобщения его к разлитому в мире божественному благу. В сочинении «О монашеском обете» он поставил под сомнение правомерность самого существования монашества как церковного института. Подлинное благочестие, утверждал он, «не в том, чтобы сдерживать естественные порывы плоти монашеским обетом, а в том, чтобы достойно переносить мирские радости и невзгоды» [361, с. 24]. Валла показывал бессмысленность и противоестественность христианского аскетизма. Вторым произведением явилось «Рассуждение о продолжительности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falso credita et ementita Constantini Donatione declamanito, 1440 г.). Смелая критика монашества и папства вызвала гнев римского духовенства: в 1444 г. Л. Валла был привлечен к инквизиционному суду; от сурового приговора его спасло не только заступничество неаполитанского короля, но и блестящая гуманистическая эрудиция. Но уже в следующем году Л. Валла опубликовал «Апологию» (Apologia) и ряд других сочинений, в которых отстаивал свои взгляды, высказанные ранее в произведениях «О монашеском обете», «Рассуждение о продолжительности...», «Об истинном и ложном благе». В 1445 - 1446 гг. он написал «Историю короля Фердинанда Арагонского» (Historiae Ferdinandi у regis Aragoniae), в которой развил традиции гуманистической историографии.
При папе Николае V, проявлявшем повышенный интерес к ренессансной культуре, Валла возвратился в Рим и в 1448 г. получил должность апостолического секретаря. В последующие годы он много переводил с греческого (Эзопа, Фукидида и др.), преподавал риторику, превознося авторитет Квинтилиана и решительно противопоставляя его Цицерону [345, С. 4 - 57], наконец, создал значительный филологический труд -критический текстологический комментарий к Новому завету (In novum Testamentum ex diversorum in utriusque linguae codicum collatione adnotationes), опубликовал «Элеганции», которые быстро получили широкое признание. В шести книгах «Элеганции» Валла рассматривал важные грамматические вопросы, разбирал части речи, пояснял значение специальных терминов. Он призывал изучать слово в контексте и историческом развитии, учитывая живые вариации его значений у разных авторов. «Элеганции» стали важным программным сочинением, оказавшим глубокое воздействие на развитие гуманистической филологии.
В сочинениях «Диалектические диспуты» и «Элеганции» Валла утверждал принципиальное отношение к слову как к проводнику мысли, призывая сделать филологию инструментом подлинного постижения античной литературы и философии, считая ее носителем исторического и культурного опыта человечества. Важнейшим принципом его филологической деятельности было постоянное стремление совершенствовать свои знания в латинском языке. Тщательное, глубокое изучение латинского языка, столь ярко запечатлевшего высокие достижения римской культуры, преемницей которой должна была стать культура современной Италии, явилось для Баллы его жизненным принципом [349, С. 74 - 76].