Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис культуры экстерриториальности личности "Allein-Dasein" Сергеев Андрей Васильевич

Генезис культуры экстерриториальности личности
<
Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности Генезис культуры экстерриториальности личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергеев Андрей Васильевич. Генезис культуры экстерриториальности личности "Allein-Dasein" : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Саратов, 2000.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-24/10-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ЗАПАДА.

1. Истоки возникновения феномена экстерриториальности личности в культуре Запада. 17

2. Экзистенциальный поворот в самосознании культуры XIX - XX столетий . 59

ГЛАВА II. КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ALLEIN DASEIN В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ.

1. Dasein - аналитика бытия культуры экстерриториальности личности экзистенции и роман Г.Э. Носсака "Не позднее ноября". 82

2. Полилог поэта - мыслителя и прозаиков XX века. 118

3. Экстерьер культуры личности Allein - Dasein 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 167

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Как справедливо отмечал Освальд Шпенглер в своей книге "Закат Европы", "культура - это первофеномен вся кой прошлой и будущей мировой истории"1. Данные слова были донесе ны до читателя в мае 1918 года, когда вышла в свет его книга и, по замеча нию К.А. Свасьяна, на фоне "полнейшего краха и передела"2 тогдашней Ев ропы. "Цивилизация - неизбежная судьба культуры"3 . "Гибель Запада" оз начала тогда "не больше и не меньше как проблему цивилизации"4 и его культуры. Спасение России теперь, на пороге третьего тысячелетия обозна чает не больше и не меньше как проблему ее цивилизации и ее культуры. В основании всякой цивилизации находится человек с его личной, индивиду альной судьбой, с его личной, индивидуальной культурой. В связи с измене нием политической ситуации в стране социальным силам России был со общен импульс, в результате которого началось их ускоренное движение в направлении более интенсивного усвоения ими западных ценностей. Однако первое, с чем нашей культуре придется столкнуться, и с чем она уже столкнулась в связи с этим - это болезни и те глубокие, серьезные и нераз решенные проблемы, перед которыми стоит сама западная культура, кото рыми она в первую очередь с нами начала делиться и о существовании ко торых так настойчиво предупреждали нас лучшие представители культуры Запада. Одним из таких представителей является писатель ФРГ Г.Э. Носсак. На фоне возрастания репрессивности и задетерминированности в запад ном стиле культуры возникает особая потребность в проведении куль турологического анализа причин возникновения феномена экс- 1 Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993.-Т. 1.-С. 262. 2 Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер Освальд Закат Европы. М. 1993. - Т. 1.-С.8. 3 Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993.-Т. 1.-С. 262. 4 Там же. территориальности в поэтике его монологического искусства, по-новому оценить его вклад в возможность дальнейшего развития этой, как мы теперь ее определяем, новой культуры. Проблема существования и возникновения носсаковской "экстерриториальности" в жизни его литературных героев как культурологического феномена, осознание ее в данном диссертационном исследовании как культуры, способа бытия не только его литературных героев, но и творческой личности самого писателя, связана непосредственно с одним из самых животрепещущих вопросов современной культурологии, с вопросом о соотношении и взаимоотношениях в культуре личности различных свобод и несвобод, о формах их взаимодействия друг с другом.

Особенную болезненную остроту в нынешней общей кризисной ситуации с точки зрения культуры для человека приобретают его индивидуально-психологические и индивидуально-личностные проблемы. Под напором мира объективации начинают размываться границы нравственности, человеческий индивид постоянно рискует утратить способность к самоидентификации своей собственной специфической человеческой сущности и культуры, теряется чувство постоянной опоры, ощущения устойчивости внутреннего мира, индивидуальной самоценности и ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ. Его собственный голос глохнет и тонет в нескончаемом шуме и хаосе реклам, кричащих тем громче, чем больше плата за пропагандистские, заляпывающие основную сущность настоящего исторического момента голоса. Человек не только испытывает страх перед непрекращающимся постоянно продолжающимся разрушением традиционных норм общественной жизни, культуры, привычных социальных структур, потерей своей свободы, своей независимости и ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ, человек испытывает постоянный страх перед реальной угрозой потери всего того, чем он только может дорожить, самого святого, близкого, сокровенного, земного и неземного. В настоящий момент можно с полной уверенностью сказать, что чело- век заброшен не только в ставшем уже традиционным экзистенциальном понимании, он брошен, а может даже и предан в прямом житейском, политическом, социальном и культурном смысле. Как никогда ранее, стоя на пороге третьего тысячелетия, человек снова и снова начинает ощущать и болезненно переживать свое одиночество, Allein-Dasein, все яснее и отчетливее понимать, что к конечной своей грани и за конечную, предельную свою черту он будет делать последний свой шаг один, перед лицом своей собственной, единственной правды, с личной ответственностью перед своей собственной индивидуальной судьбой.

Степень разработанности проблемы. Как в истории философии, так и в современной культурологии в настоящее время проблема культуры экстерриториальности личности, причины и истоки возникновения данного культурологического феномена в повседневной, общественной и культурной жизни человека пока в полной мере не разрабатывались и освещены соответственно недостаточно. Факт самого существования данного культурологического феномена и формы его проявления в общественной, культурной и частной жизни человека были верно схвачены, ярко, талантливо и достоверно высвечены в творчестве немецкого писателя Г. Э. Носсака, которого большинство западных литературных критиков характеризует как экзистенциалиста. Генетически корни возникновения и начал разработки данной культурологической проблемы в носсаковской ипостаси возводятся, как это следует из признаний самого писателя1, наряду с прочими, к некоторым художественным образам литературных героев Федора Михайловича Достоевского, а также к ряду художественных образов из романов Оноре де' Бальзака. Проблема культуры экстерриториальности личности тесно переплетается с темой и проблемой существования одинокой души человека, вытекает из сложной структурности переживания им своего одиночества. Эта 1 Млечина И. Литература и общество потребления. тема по-разному звучала в трудах многих культурологов, но особенно остро она переживалась и получила наиболее яркое свое выражение в трудах Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Ф. Достоевского, 3. Фрейда, Э. Фромма, философов-экзистенциалистов: Л. Шестова, Н. Бердяева, Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса, М. Хайдеггера, писателей Ф. Кафки, Р. Рильке2 и ряда других мыслителей.

В творчестве Ганса Эриха Носсака тема существования человеческой души, которая сама себя помещает и заключает как бы внутрь своего собственного одиночества, получила дальнейшее свое укрепление и развитие. Герои Носсака в его произведениях не только не стремятся избавиться, уйти от своего одиночества, а напротив, они свято оберегают свою экстерриториальность. Как для героев Носсака, так и для самого писателя одиночество явилось не только естественным свойством их экзистенциального бытия, самым достоверным, правдивым и единственно возможным способом продолжать быть в этом мире собой, для себя, в себе, для других и для своих потомков, но и проблемой, стало частью их особой экстерриториальной культуры. Более глубокое осмысление природы возникновения данного культурологического и антропологического феномена связано с осознанием проблем, связанных вообще с личностью, с пониманием сущности ее культуры и структуры.

Существенных результатов в плане попыток достичь какого-то общего культурологического осмысления и охвата всей целостности проблематики, 2 См.: Ницше Ф. В. Антихристианин // Сумерки богов /Сост. А. А. Яковлев. М. 1989; Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993; Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Достоевский Ф. М. Сборник сочинений в пятнадцати томах. Т. 4. Ленинград. 1989; Достоевский Ф. М. Сон смешного человека // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах.Т. 25. Ленинград. 1983; Фрейд 3. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов / Сост. А. А. Яковлев. М. 198 9; Фромм Э. Психоанализ и религия // Там же; Шестов Л. Сочинения в двух томах. М. 1993; Бердяев Н. А. О назначении человека. М. 1993; Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов / Сост. А. А. Яковлев. М. 1989; Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М. 1990; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991; Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М. 1993; Kafka F. In der Strafkolonie II Weltende: 33 Er-zahlungen von der Jahrhundertwende bis zum Beginn der faschistischen Dik-tatur. Berlin. 1979; Rilke R. M. Das Familienfest II Ebd. связанной с постижением сложной внутренней структуры личности, культурологическая мысль достигла также благодаря некоторым интерсубъективным и рефлексивным версиям М. Бубера, С. Л. Франка, М. М. Бахтина, Л. П. Карсавина, Б. П. Вышеславцева, некоторым исследованиям отечественных философов-материалистов: В. Ф. Сержантова, А. Т. Москаленко, И. И. Резвицкого, Е. К. Быстрицкого, П. П. Лямцева, И. С. Кона, Б.Г. Ананьева и др. Труды наших отечественных ученых А. А. Ухтомского, Н. Я. Данилевского, Л. С. Выготского, Ю. М. Лотмана, А. Д. Сахарова, А. Меня2 и др. имеют фундаментальное значение как для развития отечественной, так и мировой культурологии. Значительный вклад в развитие отечественной культурологической традиции внесли В. М. Розин, С. Н. Иконникова, П. С. Гуревич, Г. А. Клименкова, В. П. Загороднюк, М. С. Каган, Ю. А. Шрейдер3, и др. Свой вклад в исследование вопросов, возникающих в круге отношений "человек-знание-культура" продолжают вносить В.А. Фриауф, Н.В. Шугу-ров, И.Д. Невважай, М.С. Уваров, А.С. Борщов, В.Б. Устьянцев, А.В. Зведе-нюк," Л.М. Косырева, В.Н. Гасилин и др. В эпистемологическом поле вопро- 1 См.:БуберМ. Л и Ты. М. 1993; Франк С. Л. Сочинения. М. 1990; Бахтин М М. Эстетика словесного творчества. M. 1979; Карсавин Л. П. Малые сочинения. С-Петербург. 1994; Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л. 1990; Москаленко А. Т. Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск. 1989; Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. M. 1984; Быстрицкий Е. К. Феномен лично сти: мировоззрение, культура, бытие. Киев. 1991; Лямцев П. П. Формирование человека как личности. Со- циальнофилософский аспект. Ленинград. 1984; Кон И. С. Открытие "Я". М. 1978; Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977. 2 См.: Ухтомский А. А. Доминанта. М.-Л., 1966; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991; Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры// Выготский Л. С. Избранные психологические труды/ Сост. М. Г. Ярошевский. Воронеж, 1996; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера- история. М., 1999; Мень А. Парадоксы Альберта Швейцера// Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. M., 1993. 3 См.: Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994; Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987; Гу ревич П. С. Культурология. М, 1999; Клименкова Т. А. От феномена к структуре.М., 1991;Загороднюк В. П. Целеполагание в практике, культуре, познании. Киев, 1991; Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991; Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного вы бора. М., 1999. 2 См.: Фриауф В. А. Как возможна содержательная логика? Саратов, 1992; Шугуров М. В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики. Саратов, 1999; Невважай И. Д. Свобода и знание. Саратов, 1995; Уваров M. С. Язык и текст: Антиномические инверсии одной классической пробле-мы//Философия. Метафизика. Язык. Сб. науч. тр. Саратов, 1998.С. 54-61; Борщов А. С. Взаимообусловленность материального и идеального // Человек в социокультурной системе. Тецисы докладов по выступлениям на Республиканской конференции (октябрь 1996). Саратов. 1996; Борщов А. С. Отношения в универсуме// Человек в социокультурном мире. Материалы Всероссийской научной конференции. (13-15 ноября 1997). 4. 1. Саратов. 1997. С. 3 - 5; Устьянцев В. Б. Жизненное пространство цивилизации// Пространство цивилиза- сов культура-общество-цивилизация представляют интерес работы Ю.Н. Казакова, Е.Р. Ярской-Смирновой, В.И. Ковалева, Н.А. Козловой, В.Г. Вишневского, Н.М. Ососковой, Ю. М. Дуплинской, Т.П. Фокиной, СП. Турина, Д.И. Зарова, Р.Б. Яковлева, Л.С. Яковлева, И.В. Шугайло, А.В. Волошинова, С. П. Поздневой, Г. И. Петрова3.

Значительный теоретический и эмпирический материал в антропологической теории культуры был накоплен такими исследователями-культурологами как Л. Уайт (эволюционист), А. Кребер (целостная теория культуры), М. Херсковиц (релятивист), Г. Рохейм (психоаналитическая концепция культуры); А. Маслоу и Э. Фромм (положительный психоанализ); Дж. Хонигман (культуролог-психолог), Л. Демоз (психогенная теория культуры); М. Мид, Р. П. Рохнер, Э. Дюркгейм (направление культура и личность); Е. Фреска и С. Кюльсар (нейрохимическая основа культуры), Дж. Г. Мид (символический интеракционизм), И. Эйбл-Эйбесфельдт (культуролог-этолог) и др. Заметное влияние на развитие различных концепций культур ций и культур на рубеже XXI века. Ч. 1. Материалы Всерос. науч. конф. (Саратов, 29 января 1998 г.). Саратов, 1999. С. 3 - 12; Зведенюк А. В. Становление научного знания. Гносеологические аспекты. Ташкент, 1989; Косырева Л. Н. Рождение науки нового времени из духа культуры. М., 1997; Гасилин В. Н. Принципы в структуре философского знания. Логико-методологические аспекты/ Под ред. В. Н. Ярской. Саратов, 1987. 3 См.: Казаков Ю. Н., Ярская - Смирнова Е. Р. Социальные условия преодоления ограниченных возможностей человека. Межвузовский научный сборник. Саратов, 2000. С. 24-27; Ковалев В. И. Оправдание культуры в информационно - вакуумной модели вселенной // Россия и Запад: Взаимовлияние идей и исторических судеб. Тезисы Второго международного симпозиума (ноябрь, 1996). Саратов, 1997. С. 83-86; Козлова Н.А. Целостность и локальность в культуре // Человек в социокультурной системе. Тезисы доклады и выступления на республиканской научной конференции (октябрь, 1996). Саратов, 1996. С. 59; Вишневский В. Г. Онтология интерсубъетивного // Там же. С. 13-14; Ососкова Н.М. Эйдос и Логос культуры в системе социума // Там же. С. 57-58; Дуплинская Ю. М. От метафизики к сравнительной топологии культур// Философия. Метафизика. Язык. Сб. науч. тр. Саратов, 1998. С. 30 - 34;Фокина Т. П. Исихазм в хронотопе постмодерна //Там же. С. 37-43; Турин С. П. Бытие текста: Онтологические уровни // Там же. С. 61-65; Заров Д. И. Идеальные формы цивилизации и культуры // Человек в социокультурном мире. Материалы Всероссийской научной конференции. (13-15 ноября 1997). Ч. 1. Саратов, 1997. С. 60-62; Яковлев Р. Б. Отношения "Человек-Техника-Природа" в универсуме// Там же. С. 5 - 7; Яковлев Л. С. Структурация жизненего пространства в механизме самоидентификации личности и процесс социализации // Там же. С. 57-60; Шугайло И. В. Творчество и жизнь // "Акмэ". Психология и онтология творчества // Альманах. Вып. 2. Саратов, 2001. С. 125-130; Волошинов А.В. Математика и искусство. M., 2000; Позднева С. П. Наука и культура// Наука и культура/ Под ред. С. П. Поздневой. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. С. 3 - 11; Петров Г. И. Личное и безличное в развитии культуры. // Человек в социокультурном мире. Материалы Всероссийской научной конференции. (13-15 ноября 1997). Ч. 1. Саратов, С. 78 - 80. 1 См.:Уайт Л. А. Понятие культуры// Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997; Уайт Л. А. Наука о культуре// Там же; Уайт Л. А. Энергия и эволюция// Там же;Кребер А. Л. Стиль и цивилизация// Там же; Кребер А. Л. Конфигурации развития культуры// Там же; Herskovits М. Cultural Antropology. N. Y., 1995; Roheim G. The Origin and Function of Culture. N. Y., 1943; оказали труды таких известных западных авторов как Г. Зиммель, А. Швейцер, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер и др2. В целом же, что касается общего постижения всех вопросов, связанных с указанной проблематикой, которые вытекают и которые концентрируются вокруг такого глобального культурологического понятия как личность, ее культура и всего того, что с нею связано в культурологической традиции, то, несмотря на постоянно происходящее бурное, стремительное, поступательное развитие научного знания, вокруг этой проблемы остается все же больше вопросов и белых пятен, чем ответов. В настоящее время даже выдвигается на утверждение тезис о принципиальной невозможности дать какой-либо универсальный, однозначный и окончательный ответ по данному вопросу. В принципе такой ответ постоянно должен будет изменяться в зависимости от бесконечного множества рождающих эту проблему причин и детерминирующих признаков. Мало того, как справедливо заметил Э. Кассирер, в результате формирования эмпирического способа исследования мира "современная теория человека потеряла свой идейный стержень, а взамен мы получили полную анархию мыслей"1. По данному вопросу все еще нельзя не согласиться с немецким культурологом-антропологом и феноменологом М. Шелером, который говорил о естественнонаучной, философской и теологической ан-тропологиях, образующих в настоящее время три несовместимых круга идей, о нарастании в своем количестве числа специальных наук, занимающихся человеком, не интерисующихся друг другом и, скорее, скрывающих

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. M., 1999; Honigman J.J. Culture and Personality. N. Y.,1954; Мид M. Культура и мир детства II Мид М. Избранные произведения. М., 1988; Rohner R. P. Wolrdwide Tests of Parental Acceptance - Rejection Theories: An Overview II Behavioral Science Research. 1980. N1; Дюргейм Э. О. Разделении общественного труда. М., 1990; Freska Е. Kulcsar Z. Social Bouding in the Modulation of the Psyhology of Ritual Trance II Ethos. 1989. N1; Trenacus Eibl-Eibesferldt. Grundriss der vergleichenden Verhaltens-forschung. Ethologie. Muenchen - Zucrich, 1987. 2 Зиммель Г. О сущности культуры // Зимель Г. Избранное М., 1996; Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993; Щпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1; Тойнби Дж. А. Постижение истории. М., 1991; Вебер M. Избранные произведения. М., 1990. 1 Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов с английского, немецкого, французского. М. 1988. С. 25. сущность человека, чем раскрывающих ее, об отсутствии единой идеи человека. "... еще никогда в истории человек не становился настолько пробле-матичным для себя, как в настоящее время" . Все сказанное М. Шелером свидетельствует о наличии в единстве представлений человеке о себе и о своей культуре значительного числа разрывов и фрагментарностей, это несмотря на то, что сам М. Шелер попытался в своих работах реализовать идеал синтеза конкретного знания о человеке с культурологическим и ан-тропофеноменологическим постижением всей полноты бытия и сущности его культуры.

В целом вся указанная выше совокупность проблем объясняет причины присутствия гетерогенности и дискретности в поле представлений человека о своей внутренней духовной структурности и культуре. Однако попытка Шелера связать христианско-догматическое толкование духа или духовность человека, способность мыслить, созерцать первофеномены, включать через свою эмоциональность в класс своих переживаний и волевых актов доброту, любовь, раскаяние и т. д. с понятием личности как куль-турообразующего его центра, с экзистенциальной его свободой, отвлеченностью от принуждения, независимостью от органического, с бытийственным его центром, стала значительным вкладом его антропологии в успех культурологического осмысления сущности природы человека и дальнейшего постижения сложности морфологии его культуры. Таким образом, в понятие "человек" Шелер вкладывал не столько биологическое, сколько духовное, культурологическое содержание. Нельзя не упомянуть о точке зрения X. Плеснера по данному вопросу, который в качестве основных свойств человека выделил его эксцентричность, через которую он утратил свою самость, вследствие чего он вынужден строить свою культуру вокруг ситуации непрерывного поиска и позициональную тройственность, заключенную в его 2 Шелер М. Положение человека в космосе //Там же. С. 31,32. живом теле, во внутренней его жизни или душе и внетелесной точке зрения, то есть культуре . Здесь примечательна и позиция А. Гелена, тоже культуролога-антрополога, который в качестве стимула и движущего фактора в неустанной активности культуросозидающего творчества человека выделил роль его биологической недостаточности, побуждающей и вынуждающей его постоянно трудиться над своим самосовершенствованием2.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование генезиса феномена культуры экстерриториальности личности, выраженного в Allein-Dasein экзистировании и отображенного в творчестве Г.Э. Носсака. В связи с этой целью предполагается на основе творчества Г.Э. Носсака и других мыслителей выявить и рассмотреть наличие детерминирующих внешних культурологических и внутренних, имманентных экзистенции факторов, обусловливающих возникновение данного феномена. Путем выявления структуры взаимных связей и оппозиций между Allein-Dasein экзистированием и феноменом культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции на основе творчества Г.Э. Носсака и других мыслителей разработать и определить методологическую, культурологическую и антропофеноменологическую основу для возможности дальнейшего аналитического и концентрированного осмысления имеющего место как в творчестве Г.Э. Носсака, так и в нашей жизни данного культурного и антропологического явления.

Для этого предполагается решение следующих задач: 1. Определить и исследовать истоки возникновения феномена культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции в культурной традиции Запада. 1 См.: Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов с английского, немецкого, французского. М. 1988. С. 127. 2 См.: Гелен А. О систематике антропологии//Там же. С. 152-201.

2. Рассмотреть культурологические основания Allein-Dasein в европейской культурной традиции, творчестве Г.Э. Носсака и других мысли телей.

Определить состав и внутреннюю структуру культурологического экзистенциала Allein-Dasein как эйдетический, идеальный, культурологический источник феномена присутствия человеческой индивидуальности и экстерриториальности в объективном и культурном мире.

Определить морфологию культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции как культурологическую структуру жизнеобеспечения связи Allein-Dasein с экстерьером культуры.

Выявить структуру, способы экстериоризации и обеспечения укорененности культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции в экологическом контексте экстерьера культуры.

Объектом исследования является культурологический феномен экстерриториальности личности в эмпирике писателя ФРГ Г. Э. Носсака и других мыслителей.

Предмет исследования - антропологические и другие концепции культуры, генезис культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции.

Теоретической и методологической основой исследования являются отечественная и мировая культурологическая традиция, гносеологические принципы немецкой классической и постклассической философии, принципы интегративного, структурного, системного, культурно-исторического подходов к изучению проблемы генезиса феномена культуры экстерриториальности личности "Allein-Dasein", интегративный метод, метод структурного (системного) и функционального анализа, категориальный, а также диалектический методы. Фундаментальным базисом исследования данной проблемы послужили труды древних, современных философов и культурологов, среди которых можно назвать произведения Аристотеля,

Платона, 3. Фрейда, Э. Фромма, И. Канта, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Ф. Достоевского, Л. Шестова, А. Камю, Ж.- П. Сартра, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Б. П. Вышеславцева, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, А. А. Ухтомского, Л. С. Выготского, Ю. М. Лотмана, Й. Хейзинги, П. Рикера, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, Д. Тойнби, А. Швейцера, М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Ж. Делеза, Ж. Деррида, М. Фуко, М.-Ф.-Х. Биша, М. Бланшо, Л. Уайта, А. Кребера, М. Херсковица, Дж. Мида, А. Маслоу, И. Эйбл-Эйбесфельдта а также труды других мыслителей.

В качестве основного объекта культурологического анализа, прямого эмпирического наблюдения, сопереживания и касания исследуемого феномена послужила поэтика "монологического" искусства Г. Э. Носсака, а также произведения Ф. Кафки и Р. М. Рильке.

Научная новизна исследования состоит в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Принципиальному литературному авторскому термину Г.Э. Носсака "Exterritorial", который служил у него для обозначения состояния жизни и деятельности творческой личности, находящейся в постоянной и принципи альной оппозиции к официозной, фальшивой, стандартизованной бюргер ской морали современного, технократизированного, процветающего ныне на Западе капиталистического свободного постиндустриального общества "всеобщего благоденствия", придается в настоящей работе новое осмысле ние и значение основополагающей, культурологической категории ценности. Теперь этот термин служит для категориального определения феномена культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции и ее ме тодологической структуры.

2. В данной работе вводится ряд новых культурологических опреде лений и дефиниций, таких как: культурологический экзистенциал Allein- Dasein, для обозначения фундаментальной одинокости присутствия чело века в экстерьере культуры; "исторический ствол экзистенции"; культуроло- гический центр, ядро Allein-Dasein экзистенции; "нексусы" интерактивности интерперсональных структур.

Предложена оригинальная внутренняя методологическая структура культурологического экзистенциала "Allein-Dasein", а также структура внешних его связей с экологическим контекстом экстерьера культуры.

В связи с этим новое культурологическое и философское осмысление получает экзистенциальная "заброшенность", структура ее укорененности в "историчности", "вечности" и бесконечности.

В работе делается очередной шаг на пути дальнейшего исследования творчества Г. Э. Носсака, других писателей, прояснения сущности состояния и процесса незавершенности бытия культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции. Устанавливается, что носсаковская "экс-, территориальность" является одним из критериалов ценности культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции, мерой соотношения действующих в ней имманентной экзистенциальной свободы и ин-териоризированных в ней акциденциальных несвобод. Показано, что в онтогенезе культура экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции проходит пять ступеней развития, три из которых разработаны С. Кьерке-гором.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе проведенного диссертационного исследования имеют теоретическое и методологическое значение для развития культурологии, истории культуры, антропологической теории культуры, философии культуры, гносеологии, социальной философии и педагогики. Основные материалы и выводы могут быть применены при подготовке лекций по теории и истории культуры, философии культуры и педагогике. Полученные результаты диссертационного исследования могут служить культурологическим и методологическим фундаментом для выработки различных педагогических технологий с учетом объективных и субъективных факторов, определяющих различные особенности субъективных культур экстерриториальностей личностей Allein-Dasein экзистенций. Результаты данной работы могут быть использованы также при решении проблем, связанных с теоретическими и практическими вопросами формирования структур и культур управления различными коллективами или социальными группами.

Апробация работы. Научные сообщения по материалам исследования были сделаны автором на Республиканской научной конференции "Человек в социокультурной системе" (Саратов, октябрь 1996 г.), на Втором международном симпозиуме "Россия и Запад: взаимовлияние идей и исторических судеб" (Саратов, ноябрь, 1996 г.), на Всероссийской научной конференции "Человек в социокультурном мире" (Саратов, 13-15 ноября 1997 года ), на Всероссийской научной конференции "Современная парадигма человека" (Саратов, 12-13 ноября 1999 ), на Третьем международном симпозиуме "Россия и Запад" (Саратов, 4-5 октября 2000 г.).

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Проблема человека в творчестве писателя Г. Э. Носсака // Человек в социокультурной системе. Тезисы докладов ивыступлений на Республикан ской научной конференции (октябрь 1996 г.). - Саратов, 1996. - С. 18.

Политика и культура в творчестве Г. Э. Носсака //Россия и Запад: взаимовлияние идей и исторических судеб. Тезисы Второго международного симпозиума (ноябрь, 1996 г.). -Саратов, 1997. - С. 35-38.

Проблемы заброшенного человека в поле социально-политических клише, отраженные в творчестве Г. Э. Носсака // Человек в социокультурном мире. Материалы Всероссийской научной конференции (13-15 ноября 1997 г.). Часть 1. - Саратов, 1997. - С. 88-91.

О некоторых вопросах философии и метафизики на сгибе 2000 года // Философия. Метафизика. Язык. Сборник научных трудов. - Саратов, 1998.-С. 24-27.

Новый экстерьер культуры личности: переход, который мы не заметили? // Социокультурные измерения существования человека. Межвузовский научный сборник. - Саратов, 2000. - С. 93-95.

Экзистенциал Allein-Dasein и творческий иррационализм в традиции Запада // Акме. Альманах. Вып. 2.: Межвузовский сборник. Саратов, 2001. С. 95-98.

Истоки возникновения феномена экстерриториальности личности в культуре Запада.

«Слово «культура», как оно всеми употребляется, вряд ли может быть чревато каким-либо недоразумением. Всем приблизительно известно, что хотят этим словом сказать. Однако выясняется, что очень трудно определить его значение в точности» . Согласно сложившейся в отечественной науке традиции считается целесообразным в культурологическом исследовании начинать с обсуждения предмета и метода культурологии, идти от предмета и метода к объекту . Появление дисциплины о культуре датируется серединой девятнадцатого столетия, связано было с открытиями к тому времени европейцами ряда новых земель и продолжением ими колониальной экспансии3. Термин «культурология» впервые использовал немецкий химик В. Оствальд, однако вошел этот термин в науку в начале тридцатых годов двадцатого столетия благодаря трудам американского ученого-культуролога Л. Уайта, возродившего эволюционный подход в изучении культуры4. Слово культура произошло от латинского cultura, что в переводе означает возделывание, обработка; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание. Раскрытию содержания этого термина Л. А. Уайт посвящает труд «Понятие культуры». Генеалогию развития этого понятия Л. А. Уайт начинает рассматривать с первого определения, которое культуре дал Э. Тайлор, классик эволюционистского. направления. По Э. Тайлору, культура является совокупностью ее элементов. "Культура...слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Тайлор, - продолжает Л. Уайт, - не делает здесь акцента на том, что культура присуща только человеку, хотя это и подразумевается; в других его работах данная мысль выражена более четко... Следовательно, - делает вывод Л. Уайт, - к культуре Э. Тайлор относит всю совокупность явлений и предметов, свойственных человеку как виду»1. По Л. А. Уайту, «культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте»2.

В течение XX в. в науке о культуре сложилось несколько школ. Л. А. Мостова отмечает, что культурантропологи США понятие «культура» считают более широким, чем «общество». Социум они рассматривают как подсистему культуры. Эта точка зрения разделяется и в данном исследовании. Социалантропологи Великобритании и Франции, к примеру, за всеобъемлющее понятие принимают «общество», в котором культура выполняет одну из его функций. В результате как в мировой, так и в отечественной науке традиционно стало принято использовать данные обеих школ3. Предлагаемая в данном исследовании концепция культуры исходит из сложившейся в отечественной науке культурологической традиции. С. Н. Иконникова в книге «Диалог о культуре» отмечает: «Культура включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека.

Экзистенциальный поворот в самосознании культуры XIX - XX столетий

Герберт Маркузе, американский культуролог, немецкого происхождения писал: "Ich nehme die von Webster gegebene Definition der Kultur zum Ausgangspunkt, wonach Kultur als der Komplex spezifischer Glaubensanschauungen, Errungenschaften, Traditionen usw. zu verstehen ist, die den "Hintergrund" einer Gesellschaft bilden ( В качестве исходного пункта [для своих рассуждений] я принимаю определение данное Вебером, по которому культура может пониматься как комплекс специфических точек зрений и верований, достижений, традиций и т. д., которые образуют основания для общества)"1. Главным религиозным репликатором в культуре Запада является Символ Веры в Спасителя Иисуса Христа. Возникновение символического субъекта, как пишет И. Д. Невважай, является "условием возможно-сти возникновения нового знания о мире..." . Здесь важно то, что мем знания об Иисусе стал необходимой причиной возникновения той культуры, в которой мы живем. В генеалогии точек зрения на свободу, знание и бессмертие находит отражение филогенезис культуры экстерриториальности личности Allein-Dasein экзистенции.

На фоне общих достижений культуры, бурного развития в девятнадцатом веке нашей эры естественных наук, великих открытий Линнея, Шванна, Дарвина, подтверждения исторической практикой ставшей казаться в то время "полной справедливости" диалектических и логических законов Гегеля, начавшегося исследовательского вторжения ученых физиологов и анатомов в строение совершеннейшего творения природы, человеческого тела, научного разобезбожествления в различных материалистических и нематериалистических культурных, философских и нефилософских учениях души человека, датским ученым, религиозным философом, Сереном Кьеркегором был заново открыт для людей Страх , страх перед Ничто, всесильный, ужасный и всесокрушающий, рушащий и сметающий все на своем пути, изящнейшие логические построения тончайшего человеческого ума, самые красивые , умные и рациональные объяснения разумности и целесообразности устроения всего нашего мира и нас самих в нем. С. Кьеркегор не принял всезнающую диалектику и всеобъясняющую логику Г. Гегеля, отверг как ложный холодный метафизический рационализм. В качестве новых средств для анализа диалектики "несчастного сознания" и культуры человека С. Кьеркегор предложил наряду с другими такие категории, как "страх", "отчаяние", "решимость"2. "Рыцарь веры, - пишет С. Кьеркегор, - предоставлен самому себе в одиночестве, он ощущает боль оттого, что не может стать понят-ным для других..." . Страх, отчаяние, решимость образуют в разрабатываемой концепции модусы состояния бытия культуры экстерриториальности Allein -Dasein экзистенции, внутри концептов переживаний которых происходит рождение культуры чувств и выражение религиозного сознания Allein-Dasein.

Поль Рикер отмечал, что образ «отца» вовсе не является достаточно изученным»4. В библейском сюжете "о том, как Бог испытывал Авраама, и о том, как тот выдержал испытание, сохранил свою веру и во второй раз, вопреки всем ожиданиям, обрел сына"5, С. Кьеркегором выражен модус испытания отцовского Allein-Dasein Авраама на твердость веры в ее парадоксе. Источник твердости веры Allein-Dasein оказывается в самой твердости его веры. С. Кьеркегор ясно говорит о том, что человеку не следует надеяться на легкую победу, что в парадоксе тяжких испытаний его ждет бездна.

Dasein - аналитика бытия культуры экстерриториальности личности экзистенции и роман Г.Э. Носсака "Не позднее ноября".

Карл Раймунд Поппер, автор современного "критического реализма" и концепции "открытого общества" объясняет своеобразие развития европейской цивилизации столкновениями двух культур, восточной и западной, в условиях которых она зарождалась и развивалась. В результате первого такого столкновения и возникла греческая цивилизация, которая послужила основанием, как отмечает Р. Поппер, для рождения всей западной цивилизации1. После поражения Германии в первой мировой войне страны-победительницы: США, Великобритания, Франция - пожинали плоды военной победы. Страны бывшей Антанты во многом определяли мировую политику, могли влиять на внутреннюю экономическую жизнь, дальнейшее государственное развитие Германии. Россия со статусом потерпевшей поражение не участвовала в этом процессе. Галопирующая гиперинфляция, падение производства, политическая и экономическая нестабильность, значительное ухудшение жизни трудящихся масс способствовали приходу к власти фашистов, милитаризации Германии. Вторая мировая война стала живой реальностью. Почти весь двадцатый век характеризовался противостоянием двух политических систем, которое после Второй мировой войны вылилось в мировое господство двух сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. После поражения во Второй мировой войне Германии центр соприкосновения Востока и Запада переместился на ее территорию. Четыре армии-победительницы стран союзников по антигитлеровской коалиции (России [СССР], США, Великобритании и Франции) разместились на территории поверженного агрессора. Великобритания, Франция и США объединили свои зоны оккупации.

Феномен экстерриориальности личности в творчестве Г. Э. Носсака с точки зрения неприятия им фашизма является типично немецким явлением, ибо именно немцы, на земле которых фашизм обрел статус мирового зла, также одними из первых стали оказывать ему сопротивление. Стоит только вспомнить длинную вериницу имен обличителей и борцов против фашизма, среди которых и Карл Ясперс, и Герберт Маркузе, и Генрих и Томас Манны, Герман Гессе, Вернер Зеленбиндер и другие, судьбы многих из которых часто имели трагический исход. С точки зрения новой реальности, когда Г. Э. Носсак оказался среди тех интеллигентов, которые не могли безоговорочно согласиться с тем направлением, в котором пошло развитие культуры ФРГ после окончания второй мировой войны, феномен экстерриториальности личности в творчестве Г. Э. Носсака тоже явился типично немецким явлением. Достаточно вспомнить имена таких выдающихся и известных во всем мире интеллектуалов, как Мартин Хаидеггер, Карл Ясперс, Генрих Белль, Франц Фюман, Бертолт Брехт, Герд Гейзер, Анна Зегерс и многие другие представители немецкой культуры. Ан-сельм Зальцер и Эдуард фон Тунк, например, отмечают, что Герд Гейзер, также как и Г. Э. Носсак в своем творчестве выражает антибуржуазный настрой, протест против "диктата нормы", зловещего антиквариата известных догм и идеологий, глобальной логики извлечения из всего полезности, измерение ценностей исходя из универсального буржуазного всеобщего критерия выгодности, всеобщего нигилизма и тотального бюрократизма . Вольфганг Кеппен и Арно Шмидт также не преуменьшают серьезности положения. Они, как отмечают Барбара Бауман и Биргитта Оберле, также как и Г. Э. Носсак зачастую темати 1 См.: Anselm Salzer, Eduard von Tunk. Illustrierte Geschichte der deutschen Literatur. B. 6., von 1933 bis zur Gegen-wart. Koeln, 1997. S. 254 зируют ситуацию на границе между жизнью и смертью1. В произведениях

Альфреда Андерша, также как и в романах Г. Э . Носсака содержаться интеррефлексивные объяснения с экзистенциально-философской концепцией свобо-ды . Как обличителя пороков и целителя болезней своего времени характеризуют западногерманские литературные критики признанного мастера немец-кой прозы Генриха Белля . Проводятся также и исторические параллели.В произведениях Г. Э. Носсака обнаруживается, например, тесное духовное родство с творчеством Франца Кафки. Особенно, как отмечают Фридрих Мюллер и Герольд Валентин, явно это порой ощущается в его произведениях "Не позднее ноября", "Спираль", "Младший брат". Также ими отмечается, что Г. Э. Носсак является в истории культуры автором одной из наиболее точных и выразительных глав, в которой он сумел описать весь бесконечный трагизм абсолютного и полного человеческого одиночества4. Яркое своеобразие и неповторимость феномена экстерриториальности личности в творчестве Г. Э. Носсака исходит из его неизменной, верной, твердой и надежной оппозиции по отношению к фальшивой бюргергской морали капиталистического общества. "Он разрешал свое противоречие по отношению к общественно-политическому развитию Федеративной Республики не в традиционных формах тенденциозной литературы того времени, а "поражая всех своей позицией интеллектуального "партизана"5, упорно продолжающего в одиночку вести борьбу за свои убеждения в тесном кольце вражеского духовного окружения.

Похожие диссертации на Генезис культуры экстерриториальности личности "Allein-Dasein"