Введение к работе
I. Актуальность проблемы. К концу XX века стало понятно, что фотография незаметно сформировала свою собственную альтернативную реальность. Человек, погруженный в мир фотографических образов, начал действовать и идентифицировать себя как образ. Процесс становления «цивилизации образа» происходил на протяжении XIX-XX веков, и важно определить, какими именно средствами и путями он осуществлялся.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что влияние фотографии на человека и культуру в целом никогда не оспаривалось, но механизмы и пути этого влияния остаются неизученными. Следует отметить, что если воздействию фотографии на психологию поведения человека уделялось достаточно внимания в научных работах, то способность фотографии создавать концепты и в тоже время быть концептом, является ранее не исследуемой проблемой. Это связано с тем, что только в современную эпоху социально-ориентированного информационного пространства фотография приобрела особую значимость, и ее влияние на культуру стало настолько заметным, что позволило говорить о ее собственных путях концептуализации реальности.
Фотография по своей природе является техническим искусством, следовательно, пути концептуализации реальности фотографией во многом зависят от технического уровня аппаратов. Поэтому важно проанализировать влияние развития техники аппаратов на способность фотографии концептуализировать реальность. Данная проблема представляется мало изученной. Кроме того, этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что в XXI веке, благодаря введению абсолютно новой техники, возникает альтернативное развитие фотографии.
Определенная трудность в изучении фотографии состоит еще и в том, что при современном состоянии культуры мы не можем четко определить роль и раскрыть механизмы воздействия фотографии. Это объясняется тем, что фотография по своей природе полиморфична, и каждый вид фотографии воздействует на человека и культуру своими собственными путями, что приводит к неоднородности формирующейся реальности. В данном исследовании приводятся классификация и определения ключевых видов фотографии XX века, а также осуществляется подробный анализ способностей и путей концептуализации реальности каждого жанра.
Конец XX-начало XXI века характеризуются тем, что фотография перешла на новый этап. Многие исследователи называют этот феномен переходом к пост-фотографии. С одной стороны, это связано с техническими особенностями, с другой - с потерей фотографией связи с непосредственной реальностью. Так как такое положение фотографии стало характерным только в последние годы, представляет особый интерес обозначить ключевые характеристики и определить дальнейшие тенденции развития фотографии.
Настоящее исследование, наряду с решением основных задач, призвано дополнить общую картину истории развития фотографии и ее возможности влиять на реальность.
Степень разработанности проблемы. Способность фотографии быть средством концептуализации рассматривается в различных аспектах ее бытования многими авторами. Наиболее близкими к интересующей проблематике являются работы Бодрийяр Ж., Флюссер В., Кемп В., Вирильо П. Особое место в активных дискуссиях занимает работа Сьюзан Зонтаг «О фотографии».
Историко-культурологический подход, определяющий не столько техническую, сколько культурную значимость фотографии, представлен в работах Бажака К. «История фотографии. Возникновение изображения», «Новой Истории Фотографии» под редакцией Фризо М. и Поллака П. «Из истории фотографии». Огромный вклад в понимание становления фотографии как средства контроля сделал Фуко М. Также эти идеи отражались в работах Дебора Ги-Э. и Тэгга Дж. Фотография как технический образ явилась предметом философского анализа Беньямина В. и Флюссера В., и в этом качестве Флюссер связал с ней начало «аппаратного универсума» - нового типа взаимоотношений и нового способа коммуникации, в которых пересекается направленность оператора, аппарата и зрителя.
Психофизиологический подход к рассмотрению влияния фотографии представлен в работах Нурковой В.В., Бергера Дж. и Фридберга Д. Исследование онтологического статуса фотообраза было предпринято Бартом Р., Базеном А., Делёзом Ж., Зонтаг С., Вирилио П., Краусс Р., Кэйвлом С. и нашло широкое отражение в философских работах Савчука В., Подороги В., Петровской Е. Медиальный аспект фотографии исследован в работах МакЛюэна М., Гройса Б., Киттлера Ф.
Осмысление фотографии как художественной практики нашло отражение во многих работах, но наиболее ценными для данного исследования являются исследования Жарковского Дж., Брайт С., Пондопуло Г.П., Ростоцкой М.А., Фрида М. Эротизация и эстетизация фотографического образа нашла отражение в работах: Савчука В., Батая Ж., Петровской Е., Зонтаг С., Жарковского Дж. Субъективное восприятие автором своего произведения и основные характеристики, применяемые в создании изображения, были исследованы Картье-Брессоном А., Китаевым А., Кокс Дж., Олсеном С.В., Раппапортом А., Ньютоном Х.
Специфика рекламного образа в фотографии с философской точки зрения рассматривалась Бодрийяром Ж., Бартом Р., Фридбергом Д.
Дигитальность пост-фотографической эпохи нашла отражение в работе Ритчена Фреда «После фотографии» (Ritchin F. After Photography). Это исследование открыло возможность говорить о новой эре фотографии, характеризующейся постоянными манипуляциями с изображением. Он поставил ряд вопросов, представляющих особый интерес для дальнейшего изучения пост-фотографической практики. Так, например, он ставит под сомнение роль фотографа как автора, задается вопросом об определении границ искусства и т.д.
Необходимо также отметить, что некоторые явления (мобилография, айфонография) еще не рассмотрены в научной литературе, поэтому материалом для исследования служили анонимные статьи в сети Интернет.
Объектом исследования выступает фотография как неотъемлемый компонент действительности.
Предмет исследования - способность фотографии концептуализировать реальность.
Цель исследования: проанализировать фотографию как средство концептуализации реальности.
Для достижения поставленной цели, является необходимым решить следующие задачи:
определить границы фотографической реальности в историческом, идентификационном, структурном аспектах;
классифицировать порядки фотографического дискурса;
произвести анализ использования телесного образа в художественной фотографии;
определить границы эстетизации реальности в художественной фотографии;
классифицировать образы и обозначить специфику коммерческой рекламной и нерекламной фотографии;
рассмотреть любительскую и бытовую фотографию как особые жанры, концептуализирующие повседневную жизнь;
выявить дигитальные основания современного фотографического процесса;
определить новые тенденции в развитии пост-фотографической практики.
Методологическая основа диссертации базируется на принципах междисциплинарного исследования, которое осуществляется благодаря культурфилософскому подходу. Культурфилософский анализ, обобщающий данные различных дисциплин и учитывающий все многообразие подходов к предложенной теме, позволяет проанализировать фотографическую концептуализацию реальности. В ходе работы по данной проблеме по отношению к исследованию положения фотографии в культуре (I глава) применялся исторический метод, также как во II и III главах он применялся по отношению к развитию техники и технологии фотопроизводства. По отношению к исследованию идентификационных проблем, проблем памяти и самосознания, в рассмотрении проблем общественных реакций в различные исторические периоды и значимости фотографического принципа в сетевой реальности и т.д. применялись теоретические методы психологии и социологии.
Положения, выносимые на защиту:
-
-
Формирование фотографического дискурса существенно влияет на изменения в культуре, привнося в нее новые тенденции (технической воспроизводимости), что расширяет границы представимого.
-
Формирование фотографического дискурса меняет структуру восприятия индивида по идентификационным, психологическим, структурным аспектам.
-
В связи с развитием фотографического дискурса в различных направлениях, необходимым является типологизация фотографической реальности и выделение профессиональной художественной, коммерческой, любительской и бытовой фотографии.
-
В современной фотографии появляются новые принципы, практики и технологии, что снижает ценность фотографии как самостоятельного произведения.
5. Концептуализация фотографического дискурса производит на свет пост-фотографическую реальность, для которой характерна потеря осмысленности самого акта фотографирования с выделением значимости пост-фотографической интерпретации.
Научная новизна результатов исследования.
Проведен комплексный анализ зависимости развития фотографии как технологического средства от ее способности деформировать культуру. Так же выделены основные направления влияния фотографии как на психофизиологическом уровне человека (новая мозаичность сознания, альтернативная модель самоидентификации), так и на пространственно- временном уровне (новое представление о времени (доли секунд), движении и т.д.).
Осуществлен комплексный анализ фотографии XX века, результатом которого является актуальная типологизация фотографической деятельности, включающая фотографии: профессиональную художественную, коммерческую профессиональную (рекламную), нерекламную коммерческую (фотографии с «торжеств», «школьных», «выпускных» альбомов), любительскую и бытовую фотографии.
Осуществлен анализ художественной профессиональной фотографии. Особое внимание уделено фотографии в стиле «ню» (эротической), а также обозначены границы, определяющее ее различие с порнографической. Аргументирована способность эротической фотографии создавать концепты «эталонного» тела и транслировать их в культуру. Также проведен подробный анализ фотографий, выполненных в стиле «эстетика безобразного» и рассмотрены варианты применения данных образов в социальной и коммерческой рекламе.
Особое внимание было уделено рассмотрению роли в культуре
любительской и бытовой фотографии. Обнаружено, что эти виды
фотографии оказывают сильное влияние на положение фотографической
деятельности в социокультурной среде. Анализируя содержание данных
видов фотографии, было сделано предположение, что именно фотографии данного жанра могут являться «зеркалом реальности».
Концептуализированы основные направления развития фотографии в XXI веке и выявлено, что основная характеристика фотографии этого периода - ее дигитальная основа. Вследствие этого, были выделены и изучены новые тенденции, условно называемые «айфонография» и «фотография светового поля». Также произведен анализ популярных в первом десятилетии XXI века направлений - ломографии, мобилографии, светографии.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего философско-культурологического изучения роли фотографии в пространстве культуры. Выводы исследования могут служить для более целостного понимания изменений в культуре и вызывающих их факторов.
Диссертация может быть использована при подготовке общих и специальных лекционных курсов по философии культуры, культурологии, некоторые положения работы могут быть отражены в курсах о современной культуре и постмодерне, философии техники, истории и философии искусства, философии медиа, философии фотографии.
Работа может представлять интерес в качестве теоретической базы для понимания механизмов воздействия изображения, например, для специалистов в области рекламы и связи с общественностью, а также может послужить источником для понимания и более целостного восприятия философии фотографии для обучающихся фотомастерству и кинооператоров.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в ходе выступлений на научных и научно-практических конференциях и семинарах. По теме исследования были сделаны доклады на научной конференции «Новые традиции» Центра изучения культуры факультета философии и политологии СПбГУ - доклад «Глубина резкости в трансформации традиции фотографирования» (декабрь 2008); на научной конференции «Культурное наследие в ситуации постмодерн» при участии Философского факультета СПбГУ, ГУК ГМП «Исаакиевский собор» и «НИИ Стандартизации музейной деятельности» - доклад «Фотография в ситуации постмодерн: выработка моментальной памяти» (ноябрь 2009); на международной конференции «Игровые практики культуры», проходившей в рамках Дней Петербургской Философии - доклад «Спорт и фотография: перспективы взаимодействия» (ноябрь 2009); на Всероссийской научной конференции «Медиафилософия. Принципы и способы анализа медиареальности» - доклад «Отношения фотографии» (ноябрь 2009). По теме диссертации было опубликовано 11 работ.
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 25 января 2013 года и рекомендована к защите.
Структура исследования обусловлена целями и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Похожие диссертации на Фотография: концептуализация реальности
-