Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек и текст в семиотике авторской песни Конова Ирина Генриховна

Человек и текст в семиотике авторской песни
<
Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни Человек и текст в семиотике авторской песни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конова Ирина Генриховна. Человек и текст в семиотике авторской песни: диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Конова Ирина Генриховна;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2014.- 162 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феноменология текста культуры и практика современного искусства 12

1. Текст как феномен культуры. Понятие «текст культуры». Интегрированный текст культуры .14

2. Текст авторской (бардовской) как особый текст культуры 36

3. Способы понимания песенного текста с интегрированным кодом .57

Выводы по 1 главе 66

Глава 2. Модели анализа текста песни как системы культурных миров .68

1. От понятия «картина мира к понятию «культурно-символические миры» 71

2. Аксиологическая модель культурных миров текста песни 93

3. Социально-коммуникационные модели культурного мира песни. Клуб авторской песни как форма реализации социально-коммуникационной модели 120

Выводы по 2 главе .130

Заключение .131

Библиография .1

Введение к работе

Реферируемое диссертационное исследование представляет собой опыт

исследования соотношения смысл-текст-человек в литературно-музыкальных текстах авторской песни второй половины XX века. Тексты авторской песни (далее - АП) здесь рассматриваются как особые тексты современной культуры, концентрирующие и порождающие смыслы, семиотической особенностью которых является ситуация включения участников в интегрированную позицию смыслового и ценностного взаимодействия, со-творчества, глубинного понимания. Когнитивно-семиотической и аксиологической стороне текста АП как целостного символического явления в работе уделяется основное внимание. Соответственно речь идет также о системе ценностных смыслов культурного мира авторской песни, которые актуализируются в пространстве социально-культурной коммуникации. Культурологический анализ текстов песни предполагает создание моделей в семиотической плоскости Личность - Картина мира – Текст.

Актуальность исследования.

XX век – век расширяющегося диалога, включающего различные социально-культурные и тезаурусные контексты и каналы общения, изменения роли и сущности символической коммуникации. Речь идет о повышении роли символических информационных каналов и кодов, главным образом, в связи с тем, что традиционные способы коммуникации не срабатывают, существенно изменяется сам процесс коммуникации (У. Эко, Н.А.Хренов, М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчинский, Ю.Е. Прохоров, В.А.Сулимов, И.Е. Фадеева), а также развивается процесс трансформации индивидуального сознания, происходящий на основании изменений в семиотической платформе современности (И.Е. Фадеева и В.А. Сулимов). В переходной культуре конца XX – начала XXI века складывается новая картина мира, обусловленная трансформацией ценностной национальной картины мира, бурным развитием новых систем коммуникации и другими факторами. Раздробленность знаний, взглядов приводит к активному поиску или созданию целостных систем взглядов на бытие. В.В. Налимов утверждал, что «в век утраты фундаментальных смыслов и всеобщей разбросанности знаний по отдельным закромам многоликой культуры – все же возможно построение единых, по-прежнему целостно звучащих метафизических систем».

Новое понимание личности не как «маски», а как интеллектуальной и культурной сущности человека в современную эпоху, акцент на субъективно-личностном аспекте культуры актуализировало обращение к вопросам человеческого бытия и роли культурных текстов в поиске ответов на смысложизненные вопросы. Одна из важнейших особенностей человека – жизнь в мире текстов и символов, где человек понимается как «субъект, центр которого смещен, и … причиной тому вовлеченность человека в игру символов, включенность его в мир символического».

Изменение характера взаимодействия человека с обществом, способов самовыражения приводит к появлению новых форм культуротворчества, отражающим процессы идентификации ценностей новыми поколениями, способов понимания Другого.

В середине XX века в России одной из наиболее востребованных форм песенной культуры стала авторская (бардовская) песня. Тексты авторской песни воспринимаются как социокультурный феномен, специфическая форма внутрикультурной и межкультурной коммуникации, в рамках которой реализуются интеллектуальные творческие интенции нашего времени. В то же время проблема авторской песни как многократно возобновляемого и транслируемого культурного текста (в своей главной – семиотической ипостаси) еще не стала объектом пристального внимания и изучения специалистов, исследующих общие закономерности развития современной культуры.

Актуальность нашего исследования обусловлена

- развитием культурологической теории текста, понимания всего мира культуры как текста, развития идеи Ю.М. Лотмана о семиосфере и новой семиотико-антропологической теории текста как смыслопорождающего устройства;

- возрастающим интересом к тексту АП как к особому когнитивно-семиотическому феномену с его многомерными, многоуровневыми и пограничными особенностями, которые способствуют порождению личности, направлены на неё, формируют и передают смыслодеятельные элементы личностной картины мира – создают особое личностное пространство песни;

- непрерывным изменением принципов осуществления смыслов и социальной динамики русской авторской песни, созданием текстов авторской песни в культурах других стран;

- необходимостью культурологического осмысления организации социокультурной деятельности в клубах авторской песни с их особым смыслопевческим укладом, коллективным и индивидуальным восприятием транслируемых ценностей.

Степень изученности проблемы.

Тексты АП являются сложной многогранной знаковой системой, требующей комплексного изучения. Изучению особенностей текстов АП посвящено большое количество научно-исследовательских работ (Ю.А. Андреев, Вл.И. Новиков, Л.А. Аннинский, Б.Б. Жуков, А.З. Мирзаян, В.А. Фрумкин, Г.А. Белая, Л.А. Левина, Ю.Л. Лорес, И.Б. Ничипоров, Н.А. Богомолов, В.А.Гавриков, В.Ланцберг, А.В. Кулагин, Р.Ш. Абельская, Л.П. Беленький, О.Ю. Шилина, И.А. Соколова, С.П. Орловский, С.В. Свиридов, А.Г.Михайловская и др.), в том числе диссертационных исследований (М.В. Каманкина, С.П. Распутина, И.И. Клявина, Е.А. Абросимова, Е.Н. Хомутова, В.В. Лелеко, И.С. Кузьмина и др.), обращающихся к текстам песен разных авторов-исполнителей. С 2003 года углубляется междисциплинарный аспект в исследованиях.

В диссертационной работе предпринимается попытка создания моделей когнитивных и семиотических подходов к анализу культурного мира текста АП в единстве поэтического, музыкального, исполнительского аспектов на основе особенностей функционирования текста как основной семиотической единицы (единицы смысла) в культурном пространстве. Обращение к автореференции авторов-исполнителей, критиков, данным самоинтерпретации позволяет определить принципы организации текста АП, выделить пространственную доминанту текста как пространство личности.

Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили идеи, изложенные в работах русских и зарубежных философов, культурологов, искусствоведов, посвященных анализу проблем текста, ценностей, личности, культуры, междисциплинарного взгляда.

Разноракурсность подходов к понятию «текст» вызвана сложностью и многомерностью данного феномена. Исследованием текста как многосмысловым образованием занимались Р. Барт, Г.Г. Гадамер, М.М.Бахтин, Ю.М. Лотман, М. Хайдеггер, С.А. Васильев, Г.П. Щедровицкий, Е.Е. Бразговская, И.Е. Фадеева, В.А. Сулимов и др. К проблемам сопоставительного анализа вербального и музыкального текстов обращались М.Ш. Бонфельд, В.А. Васина-Гроссман, Б.В. Асафьев и другие.

Ценностный характер песни как текста культуры требует обращения к аксиологическим исследованиям. Философско-культурологическую теорию ценности разрабатывали Г. Риккерт, М. Шелер, Г. Мюнстерберг, Н. Гартман, М. Хайдеггер, В.П. Тугаринов, М. С. Каган, Л. Н. Столович, Д.А. Леонтьев, А.Г. Здравомыслов, П.С. Гуревич, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и другие. Социальные трансформации ценностей в условиях изменений когнитивных и семиотических свойств социально-культурного мира с учётом их интенсификации и нелинейности представлены в трудах М.П. Эпштейна, Т. Парсонса, Ж. Бодрийяра, Г.Л. Тульчинского, П.А. Сорокина, И.Е. Фадеевой, В.А. Сулимова.

Человек в мире, его экзистенциальные состояния и их социокультурные следствия описывались А. Адлером, Ж. Лаканом, В. Франклом, Б.Г. Ананьевым, А.Ю. Шемановым. Важным элементом философии музыки является изучение восприятия музыкального текста, анализ особенностей речевой интонации (работы А. Адорно, А.Ф. Лосева, В.А. Апрелевой, М.Г. Арановского, С.Н. Беляевой-Экземплярской, А.С. Клюева, С. Лангер, Е.В. Назайкинского, Г. Орлова), реализующейся в условиях культурной переходности (разрывности) (А.С. Ахиезер, С. Жижек, Н.А. Хренов).

Песня как сложный тип знака по своему сенсорному воздействию, сочетающий и аудио, и визуальное обращение, обращает нас теориям целостного синергетического взгляда на мир, когда «свойства возникают благодаря коллективному взаимодействию, упорядоченности (без внешнего организующего начала), то есть благодаря самоорганизации». Актуальными в этом смысле для данного исследования являются работы А.Ф. Лосева, В.В. Налимова.

Текст авторской песни «живет» не в области песни, а занимает нишу современного общения, становится формой повседневного диалога, звучащим языком эпохи. Поэтому значимыми в контексте диссертации являются труды создателей культурологической концепции диалога: М.М. Бахтина, В.С. Библера (школа «диалога культур»), Ю.М. Лотмана (семиотическая концепция культурного диалога), Л.С. Выготского (диалог как механизм мышления). Осмыслению роли песни как способа коммуникации способствовали также работы Г. Ласуэлла, А.Н. Леонтьева, М.С. Кагана и других.

Принятое в настоящей работе понимание АП как выделившейся в современной художественной культуре области особого множества культурно-символических миров потребовало обращения к работам, осмысляющим мировоззренческие картины мира как совокупность знаний о мире: работы М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорского, А.Я. Флиера, А.А. Грякалова, В.А. Лукова и др.

Особую роль для осмысления песни в виде «точки соединения» чувственного и интеллектуального постижения мира с учетом интеллектуальной энергетики текста играют идеи Ю.М. Лотмана о трансформации текста в особый генератор смыслов и интегративная теория П.А. Сорокина.

Объектом настоящего исследования являются тексты авторской песни (АП) как тексты культуры, их семиотические и когнитивные особенности, а также способы их коммуникативной и смысловой трансляции.

Предмет исследования - формы, способы и механизмы презентации культурного мира текста авторской песни (вербальные, музыкальные, ситуативно-коммуникативные) в их качественной взаимообусловленности характером ценностного пространства текста АП и областью вырабатываемых при этом личностных смыслов.

Цель работы – выявление когнитивно-семиотических особенностей процесса смыслопорождения авторской песни, построение культурологической модели текста авторской песни, основанной на аксиологических и семиотико-герменевтических аспектах текстовой деятельности.

Данная цель предполагает решение ряда задач:

семиотический анализ феномена текста культуры как универсального знака понимания результатов человеческой деятельности;

определение особенностей текста АП как текста культуры, существующих подходов в их изучении как текста интегрального типа;

изучение социально-культурных и коммуникативных факторов, сопровождающих процесс песенного смыслопорождения;

рассмотрение способов презентации культурного мира текста авторской песни;

построение когнитивно-семиотических моделей авторской песни;

описание клубно-песенной деятельности как способа коллективного и индивидуального смыслопорождения, имеющего социальную и компенсаторную функции.

Материалом исследования служат тексты песен как классической авторской песни (М. Анчаров, А. Якушева, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий, А. Городницкий, С. Никитин, В. Берковский и др.), так и тексты современной АП (В. Луферов, А. Иващенко, М. Щербаков, Н.Дорофеев, Г.Данской, О.Чикина и др.). Выбор песен определялся актуальностью, жизнеспособностью, активностью существования текста в современном культурном пространстве (например, списки «поющихся» текстов И.Каримова, сборников песенных антологий и списки песен существующих клубов АП по опыту собственной деятельности).

Методы и принципы исследования.

Основой диссертационного исследования является комплексный культурологический (когнитивно-семиотический) подход к явлениям культуры, опирающийся на результаты филологических, искусствоведческих, лингво-культурологических, социологических исследований. Также к изучению понятия текста применены социолого-культурологический, семиотико-герменевтический, феноменологический подходы.

Для решения поставленных задач использованы:

аксиологический анализ текста, который способствует осознанию влияния песни на формирование ценностей и интересов людей;

когнитивный анализ, позволяющий определить факторы и способы смыслопорождения;

семиотико-культурологический анализ как «поиск знаковых элементов культуры через декодирование знаков конкретного текста»;

интертекстуальный анализ как «мозаичная состыковка описания данного текста на фоне различных контекстов его существования или состыковкой описания текста в различных семантических системах координат»;

персонологический анализ, направленный на выявление социально-культурных и когнитивных признаков личности как универсального субъекта песенного творчества;

структурно-семиотический анализ текста песни, состоящего из нескольких субтекстов.

Научная новизна работы обусловлена

- культурологическим пониманием текста АП в контексте взаимосвязанных понятий личность, картина мира, текст песни;

- предложены аксиологическая и социально-коммуникационная модель анализа текста песни;

- рассмотрен феномен клуба авторской песни как способа включения философского текста в повседневность, с помощью которого проживается реальность.

Положения, выносимые на защиту:

1. Текст авторской песни как способ передачи ценностей культурной эпохи представляет собой многомерное пространство личностного, созданного в результате глубинного осмысления и транслирующего индивидуальные и социально значимые ценностные смыслы.

2. Культурный мир авторской песни является формой диалога, нацелен на взаимодействие Я и Другого, что отражается в принятии ценности Другого как одной из высших ценностей текста. Вертикальная иерархия ценностей текста авторской песни создает условия для презентации такой ценностной картины мира, в которой переосмысление представлений о Другом ведет к переосмыслению представлений о себе.

3. Целью песенной коммуникации как способа прояснения смыслов особых синтетических текстов является не достижение консенсуса, соглашения. Это особый вид духовной деятельности, где диалогизм имеет несимметричное распределение внешней реализации речевых актов: одна сторона - реализация текстовой деятельности, другая – создание собственного текста о мире.

4. Предлагаемый нами интегрированный культурологический подход к феномену авторской (бардовской) песни может быть представлен в нескольких когнитивно-семиотических вариантах анализа текста песни: ценностно-смысловой, диалогово-коммуникативной и индентификационно-деятельностной моделях культурных, символических песенных миров.

5. Клуб авторской песни является коммуникативным пространством смыслопорождения. Можно утверждать, что авторская песня в ее социальном смысле является формой проявления ответственности личности.

Теоретическая значимость работы заключается в новом осмыслении феномена текста авторской песни как целостной системы, разработке когнитивно-семиотических оснований текстоориентированной теории авторской песни как особого интегрального образования. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки целого комплекса проблем, связанным с анализом текстов песен. Исследование может выступать теоретической основой организации различных мастер-классов по анализу текста, дискуссий, фестивалей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в новое осмысление практик современного искусства, вводит в научный оборот и даёт культурологический анализ малоисследованного феномена текста авторской песни, а также предлагает комплексную методику анализа музыкально-поэтического текста авторской песни. Результаты и методы исследования могут быть использованы в школьном и вузовском преподавании таких предметов, как «Семиотика текста культуры», «Текстовая деятельность», «Современные практики искусства».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах, прочитанных на следующих конференциях: Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 27-29 октября 2010 года); Дни философии в Санкт-Петербурге на круглом столе «Ценностные горизонты Российской культуры» (Философский факультет СПбГУ, 17 - 19 ноября 2011 г.); Международный форум искусств «Романтизм: истоки и горизонты» (Москва, Московская государственная консерватории имени П. И. Чайковского и Российская академия музыки имени Гнесиных, 24-26 февраля 2011 года); X Международная научная конференция «Семиозис и культура: интеллектуальные практики» (г. Сыктывкар, Коми государственный педагогический институт, 30-31 мая 2013 года). Также они были отражены в 10 научных публикациях, три из которых – в рецензируемых изданиях.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающего 353 наименования. Общий объём работы составляет 170 страниц.

Текст авторской (бардовской) как особый текст культуры

Понятие «текст культуры», «культурный текст» как ключевая категория теории культуры появилось по отношению к «явленному» результату культурной деятельности. Ученые различных дисциплин XIX и XX века использовали лингвистическое понятие «текст», который, по мнению М.М. Бахтина, является «первичной данностью (реальностью) и исходной точкой всякой гуманитарной дисциплины»1, «непосредственной действительностью (действительностью мысли и переживаний)»2. В энциклопедическом словаре культуры XX века понятие «текст» определяется как «последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности»3. Понятие «текст» как нелингвистическая категория становится базовым в эстетике Бахтина, где текст понимается в качестве формы общения людей, «высказывание», имеющее «замысел» («интенцию») и «осуществление этого замысла»4. Во второй половине XX века «на границах… дисциплин», на «стыках и пересечениях»5 в структурной лингвистике, филологии, семиотике, поэтике, философии текста, культурологии была поставлена так называемая «проблема текста», тесно связанная с философскими проблемами понимания, восприятия текста, проблемами перевода с одного языка на другой.

Многомерность понятия «текст» вызвана различными подходами к его объяснению. Об отличии понятия текста при изучении культуры от соответствующего ему в лингвистике понятия «текст» писал Ю.М.Лотман, выделяя важность выраженности, «записанности», графической фиксации: «Исходным для культурного понятия текста является именно тот момент, когда сам факт лингвистической выраженности перестает восприниматься как достаточный для того, чтобы высказывание превратилось в текст»1, где «дотекстовая стадия есть стадия докультурная»2. То есть само наличие определённых культурных текстов может становиться признаком появления или изменения самой культуры.

Кроме того, гипотеза об осмыслении всего человеческого опыта с помощью различных культурных кодов, знаков и символов привела к всеохватности понятия текста: «повсюду действительный или возможный текст и его понимание»3. А.Я. Флиер отмечает, что «в широком смысле к культурным текстам можно отнести все явления культуры», потому что «любое из них подготовленный специалист может «читать» как связанный и осмысленный текст»4, который является одновременно и основным «строительным» материалом культуры, ее организующим началом, и необходимой частью изучения культуры вообще. Однако понятие «текст» отделяется от понятия «реальность», которое понимается В. Рудневым так: «Реальность – это текст, написанный Богом, а Текст - это реальность, созданная человеком»5.

Текст как культурный феномен изучается с конца XX века, большую роль в этом сыграло развитие науки семиотики, так как обращение к тексту как совокупности знаков раскрыло его новые возможности. Изучением культуры как системы культурных текстов, высказываний занимается семиотика культуры, которую в XX веке развивали лингвисты и литературоведы. Само понятие «текст культуры» введено Ю.М. Лотманом, который сформулировал понятие «презумпция текстуальности», разработал концепцию семиосферы как «присущее данной культуре семиотическое пространство», являющееся, подобно биосфере В.И. Вернадского, «и результатом, и условием развития культуры»6, где сама культура «есть совокупность текстов или сложно построенный текст»1. Культуросферу множества текстов с общими свойствами определяют также понятием мегатекста: «Все культурное пространство можно представить как единый мегатекст культуры, знаки которого входят в конкретные тексты и осуществляют межтекстовое общение»2. Семиотическое пространство («семиосфера») как множественность созданных текстов культуры, постоянное их создание, обновление, воспроизведение имеет свои механизмы трансляции и порождения новых текстов, и чем большую активность развивают тексты культуры, тем более жизнеспособной является и сама культура.

Многочисленность определений культуры предполагает такую же вариативность определений «текста культуры». А.Я.Флиер определяет понятие «культурный текст» как «совокупность культурных смыслов, выраженных в знаковой форме»3. Возможность восприятия культурного текста личностями или социальными группами приводит к одному из важнейших свойств текста - быть носителем устойчивых и стабильных значимых идей, умонастроений, смыслов. Свойство являться носителями определенной информации или комплексов информации придает культурным текстам «семиотическую сущность»4. По Флиеру, культурный текст может нести информацию 1) о свойствах и явлениях самого носителя; 2) об обществе, времени и месте появления культурного текста. Эти свойства определяют его коммуникативную направленность, где текст «выступает в качестве средства коммуникации, своего рода передачи социального опыта»

Способы понимания песенного текста с интегрированным кодом

К многосмысловому и по сути своей метафорическому термину-понятию «картина мира» обращаются исследователи разных наук: лингвисты и философы, фольклористы и этнографы, семиотики и культурологи. Не случайно, что необходимость постепенного осмысления в процессе духовной, эмоциональной и интеллектуальной деятельности безграничного и неохватного мира, формирования общих и частных представлений, смыслов, структурирование и соотношение накапливаемых многообразных знаний -миропониманий как отдельным человеком, так и человеческим сообществом потребовало именно визуализированного понятия «картина мира», или «модель мира».

Из многообразных значений термина «картина мира» актуализировалось сначала понимание языковой картины мира, в которой сознание человека определялось словесным означиванием (наименованием) или метафоризацией. Само понятие «картина мира» впервые появилось в трудах В. Гумбольдта. Л. Витгенштейн в «Логико-философском трактате» утверждал: «Границы моего языка – это и границы моего мира». Одно из универсальных понятий в науке -понятие научной картины мира (или «специальная картина мира», «картина исследуемой реальности»), которая понимается как «образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности»1. В культурологии термин стал употребляться благодаря трудам немецкого учёного Лео Вайсгербера.

Особенно значимым является понятие «картина мира» в культурологии. В.В. Руднев определяет его как «систему интуитивных представлений о реальности»2. Понятие «картина мира» имеет отношение как ко всему человечеству (универсальная картина мира), определенному веку, культуре (например, Серебряный век), отдельному течению (символизм, акмеизм, постмодернизм), так и к отдельной личности (например, картина мира человека, погруженного в виртуальную реальность), при этом каждая из которых по отдельности не является полной, исчерпывающей. Изучение особенностей формирования картины мира отдельной личности, или индивидуальной картины мира, может вестись с применением тезаурусного подхода В.А. и В.В.Луковых, где тезаурус понимается как «структурированное представление и общий образ той части мировой культуры, которую может освоить субъект»1. С точки зрения субъективно-ориентированного подхода условием вхождения в реальность становится мировоззрение человека, когда общее постигается через понимание своего-чужого-чуждого.

Идея картины мира формировалась в ходе эволюции индивидуального сознания. В работе М.Хайдеггера «Время картины мира» отмечается, что первоначально человек не отделял себя от мира, и способность воспринимать мир как картину, как отделенную от субъекта систему представлений начинается с 16-18 века: «Картина мира, сущностно понятая, означает таким образом не картину, изображающую мир, а мир, понятый в смысле таковой картины»2. Важно, что появление возможности оценивать мир как результат понимания связано с особым отношением к человеку, «когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку»3.

Отражение картины мира в различных текстах культуры позволяет сохранить целостность информационных потоков. Понятие «картина мира» играет важную роль, поскольку в нем отражены доминирующие представления, характерные для той или иной исторической эпохи: основные явления времени, деятельность личности, социальные типы современников, понятия пространства и времени. Важно также, что картина мира фиксируется в языке, закрепляется в определениях личности. В многочисленных трактовках понимания личности часто происходит подмена понятия «личность» понятием «человек», «индивид»

или «субъект социальных отношений». М.С.Каган относит личность к сверхсложной системе, атрибутами которой являются «неповторимая комбинация духовных качеств и принципов»1, свободная самоорганизация, процессы нелинейного становления, выработка системы ценностных позиций. Становление личности, по Кагану, дающее возможность обозначить переход ко второму этапу истории мировой культуры – личностно-креативному, формирует иной тип человеческого сознания, когда бытие определяет не прошлое, а мечта об идеале2. Таким образом, пространство личности не только создается картиной мира, но и развивает ее. Как следствие тесной взаимосвязи, каждая эпоха формирует свое представление человека о мире как некий итоговый коррелят.

Одним из способов презентации картины мира, на наш взгляд, является текст песни, обладающий синтетическими возможностями, создающий ситуацию создания общего культурного кода, формирующий слушателей, общающихся с помощью данного текста. Ницше, размышляя об отношении музыки и слова, слова и звука, отмечает, что народная песня «имеет для нас значение музыкального зеркала мира»3. Особую роль играет в современном, меняющемся мире, времени переосмысления ценностей, появление в 50-60-е годы литературно-музыкальных текстов авторской (бардовской) песни, быстро принятых народом, воплотивших в себе признаки коллективного и индивидуального. Необходимость их появления объясняют острой потребностью «в душевной песне, в центре которой находился человек с его переживаниями и чувствами»4. С другой стороны, интересны исследования, которые предполагают, что появление текстов АП имело особый характер творческого, сознательного акта. Например, первый «классик» жанра М.Анчаров, познакомившись с понятием синкретизма, сначала «придумал» авторскую песню, а уж потом стал ею заниматься («сознательно писать песни»). Пространство текстов авторской песни рождено при особом сочетании текста и звука, создавая специфический текст с «двухэлементной образной структурой», где условием синтеза является «появление некоего специфического объединяющего начала, некоей особой художественной энергии, которая была бы способна организовать возникающую сложную систему, связать ее грани воедино, в одно живое целое»1, - и эту организующую роль играет в песне личность исполнителя, чаще автора текста, создающего философский текст на основе личностной рефлексии, главная задача которой – желание быть услышанным и понятым. Конструирование песенной жизненной модели личности является частью процесса самоиндентификации, где личность выражает в песенной форме свой внутренний мир.

Аксиологическая модель культурных миров текста песни

Индентификационно-деятельностный аспект социально-коммуникативной модели определяется философско-культурологической формулой М.М. Бахтина «Быть – значит общаться». Цель диалога - не средство постижения истины, не достижение соглашения, а духовная деятельность, постоянные поиски ответа на неозвученные вопросы: «смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла»1. Песенная поэзия рассматривается нами как модель создания субъективных условий самоидентификации (В.С. Библер, В. Тэрнер, А.Ю. Шеманов) посредством песни, позитивных (пусковых) механизмов смыслопорождения, раскрытия потенциалов человека, «к которому со стороны другого адресуется задача самоотличения, причем это обращение реализуется в формах культуры»2.

Выраженность в текстах АП аксиологических формул является формой осмысления, вызванной необходимостью установления семантической определенности. Сформулированность, постулирование является, по М.С. Кагану, признаком коллективных ценностей так как «нравственные ценности не обсуждаются, они постулируются, ибо претендуют на общечеловеческую значимость»3. Коллективные ценности как понимание тесной взаимосвязи, мерцания Я-Другой (иной), легкости замены МЫ на Я, сравнение себя с другими. Знаком общности были первые песни, часто написанные на известные мелодии, узнаваемость музыкального ряда, интонационная близость к разговорной речи. Поэтому авторы объявляли часто, что они исполняют стихи, осознавая особую природу исполнения-интонирования, не соотнося это с привычным термином «музыка». Песни создаются для «своих», близких людей и при ценности исполнении становятся формой диалога, поиска личностные цРННПг,и единомышленников. Юрий Визбор отмечал главную цепний IИ своего круга ценности черту авторских песен - «свойственность»: «Прежде эпохи, времени. всего5 эти песни имеют одну общую черту: они написаны среди своих, спеты среди своих и часто адресованы только своим»1. Булат Окуджава говорил о невозможности создавать тексты на аудиторию, т.е. без учета конкретных людей: «Я пишу для себя. Но тогда, когда материал, волнующий меня, моя личный, становится интересным для определенного круга слушателей, тогда я считаю, что я добился какого-то успеха»2. Так создается система расширяющихся кругов, в которой коллективные ценности воспринимаются как личностные, нечто близкое, осмысленное, необходимое: ценности личные - ценности своего круга: круга друзей, семейного круга - ценности круга своих современников-единомышленников и своего времени.

Коллективное, выступая «цементирующим, укрепляющим механизмом совместного существования людей в обществе» на основе «должествования по отношению друг к другу»3, играет особую роль, особенно в ситуации социального кризиса. П. А. Сорокин4 определяет тесную взаимосвязь изменений ценностей, «качающийся характер» выбора, когда выделение в доминантные ценностей экзистенциальных и индивидуальных приводит - соответственно - к «понижению» понимания коллективных.

Общение с текстом, включающее в себя выбор, осмысление, исполнение и повторение, позволяет выстраивать диалог Я-Другой через текст: «Сила художественного общения-воспитания зиждется на том, что великие мастера искусства и их герои достигают такой глубины и полноты самораскрытия, какая, видимо, недостижима в реальном общении людей – и потому, что человеку бывает крайне трудно осуществить беспощадный самоанализ, и потому что ему не менее трудно выразить, сформулировать, изложить самое сокровенное в своей духовной жизни, и потому, что человеку свойственно в какой-то степени скрывать от себя самого, а тем самым и от другого, некоторые свои мысли, чувства, импульсы, установки»1. Слушатели (настоящие слушатели) текстов авторской песни готовы к трудному чтению-пониманию, это интеллектуальные «читатели-слушатели», которые видят мир через тексты и с помощью текста.

Процесс понимания текстов, осознания ценностей может происходить, по Кагану, в двух направлениях: 1) Приобщение к ценностям Другого (Других), когда «стремление приобщиться к ценностям другого есть самовоспитание»2. 2) Приобщение Другого к своим ценностям (педагогический аспект), где особую роль играет выбора текстов песен руководителем как для коллектива, так и для каждого растущего исполнителя.

Песня как форма и вид человеческой деятельности становится одной из социальных практик, осуществляющих взаимодействие и взаимопонимание между людьми. Социокультурной формой объединения («встречи») людей, общающихся через текст, стал клуб авторской песни. Теории изучения социальных групп, создания микрогрупп общения, отличающихся образом жизни, обращают к концепциям Н.Лумана, П.Бурдье, Т.Парсонса.

Социально-коммуникационные модели культурного мира песни. Клуб авторской песни как форма реализации социально-коммуникационной модели

Главное в текстах АП – человек и его мир, мир ценностей, представлений, оппозиции свои/ чужие, жизнь – смерть, свобода – несвобода, поэтому разговор о песне имеет форму сужающегося круга – от контекста через детали – к мыслям и чувствам человека. Песни становятся формой передачи ощущений того, кто не видел, тем, кто тоже не видел, что вызвано необходимостью поделиться экзистеницальным опытом, этическим ощущением, ожиданием обратного слова. Высоцкий называл свои военные песни «песни-ассоциации» («Моё ощущение о тех временах для вас, большинство из которых точно так же, как я, через это не прошли»1).

Культурный текст АП, в котором именно на содержание текста приходится большая нагрузка, постигается не только в процессе слушания, но и с помощью разработок интерпретационных герменевтических практик осмысления текста для определения поля существования смысла, который передается непосредственно. Важно, что в самом направлении с момента возникновения существует форма авторефлексирования текста АП - форма мастер-класса. Мастер-класс – интерактивная форма создания словесной интерпретации интегрированного текста, где «мастер» создает свое восприятие услышанного текста, формулирует свои смыслы в режиме «здесь и сейчас».

Переведение результата исследования в вербальный план требует учитывать многоплановое восприятие как каждого вида искусства (некоторые из которых проходят вербализацию с трудом – искусство музыки, интонации, мимики), а также учитывать временной характер звукового (аудиально-визуального искусства), выстроенность восприятия во времени. Кроме названного, нужно учитывать контекст, настроение воспринимающего.

Появление нового феномена сопровождалось одновременным появлением и его теоретическим осмыслением. Уже в 1966 году на страницах газеты "Неделя" прошла дискуссия, связанная с вопросами понимания терминологии явления (АП), главных составных частей, поисков подходов к пониманию нового направления в социальном общении, определения доминантной части нового текста. И до сегодняшнего дня форма мастер-класса существует в различных формах в пространстве авторской песни. Значительную роль играет личностный характер ведущего мастер-класса – интерпретатора. Например, Евгения Ланцберг (мастерские 2009 года в Сыктывкаре) определяет главным личностный подход автора или исполнителя: «главное в бардовской песне – это личность автора. Лично кто-то лично мне о чем-то личном рассказал». Собственно вербализованность слова в песне делает возможным обращение прежде всего к слову при анализе, однако, как показывает особенность восприятия синтетических жанров, преобладающее влияние на непосредственное впечатление – как эмоциональное, чувственное – является музыка, становясь своеобразным камертоном, установкой восприятия других видов текста. «Слушая песню в первый раз, мы запоминаем мелодию, именно она помогает нам услышать: слова, смысл, настроение, атмосферу песни»2.

Социокультурное явление клуба создает условия для смыслодеятельности, а также включает его участников в социокультурную реальность, постигающую с помощью многосмыслового текста парадоксальную бесконечность жизни. Ценность текста АП как пространства воспитания и образования выделяют многие исследователи жанра, когда песня становится «платформой» для развития личности ребенка, его умения слушать, создавать свой текст о мире. Так, осмысляя роль песни участники, занимающиеся 2-3 года в школьном клубе, в ответах 2013 года на вопрос «В чем песня может помочь человеку?» отвечали: «Выразить свои чувства», «помочь найти единомышленников и друзей», «общаться не прямо, а через песню», «песня помогает лучше понять реальность», «не отчаиваться, радоваться жизни, надеяться на лучшее», «раскрыться перед зрителями», «подсказать мысль, направить на верный путь», «подумать о чем-то важном, найти ответ», «открыть талант», «песня – зеркало чувств и мыслей человека», «через песню можно понять то, что нельзя понять через слова», «песня помогает человеку найти себя, а еще не потерять себя», «песня может помочь человеку в судьбе». Обучение находить личностные смыслы в тексте лежит в основе работы детско-юношеской студии С.И. Цывкиной, которая отмечает развитие таких качеств студийцев, как «возникновение острого «Чувства Я», повышение значимости проблем, связанных с самооценкой, усиление интереса к собственному внутреннему миру, развитие рефлексии»1. В самообщении, «автокоммуникации» (Ю.М.Лотман) с помощью текста авторской песни адресант не равен адресату, так как происходит развитие Я в результате кодирования и раскодирования текста: «Цель коммуникации – не перемещение информации, а ее «возрастание, трансформация»2, что приводит к переформированию самой личности. Поэтому нужно говорить не о передаче информации, а об «аксиологической трансляции»3 с помощью текста культуры, когда клуб является формой взаимодействия в рамках особого социального института понимания, направленного на осмысление, усвоение текстов культуры, восприятия ценностных установок.

Похожие диссертации на Человек и текст в семиотике авторской песни