Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию 13
1.1. Историко-теоретическое обоснование сущности и понятия «творческое воображение» как процесса, преобразующего отражение действительности 13
1.2. Художественно-конструкторская деятельность как средство развития творческого воображения старшеклассников 44
1.3. Анализ учебно-методической литературы и изучение опыта обучения художественному конструированию 62
Выводы по 1 главе 81
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование эффективности предлагаемой методики развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию 84
2.1. Содержание и структура методической системы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием 84
2.2. Экспериментальное исследование разработанной методики развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием (пробно-поисковый, констатирующий и обучающий эксперименты) 107
2.3. Результаты экспериментальной работы по проверке эффективности методики развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием 157
Выводы по 2 главе 163
Заключение 168
Литература 173
Приложение 185
- Историко-теоретическое обоснование сущности и понятия «творческое воображение» как процесса, преобразующего отражение действительности
- Художественно-конструкторская деятельность как средство развития творческого воображения старшеклассников
- Содержание и структура методической системы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Обучение художественному конструированию старших школьников находится в русле актуальных проблем современной школы. Это обусловлено целым рядом диалектически взаимосвязанных между собой причин социокультурного характера. Новое время, определившее перемены во всех областях жизни, настоятельно требует, чтобы молодое поколение стало поколением квалифицированных профессионалов, способных к творческому самосовершенствованию в любой области деятельности
Проблема формирования творческой активности выпускников школ, способных активно и созидательно участвовать во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни России, требует от педагогов поиска новых путей ее решения. В связи с этим, современные тенденции развития общества нацеливают школу на переход от принципа всеобщего образования к обучению, ориентированному на личностные способности.
Наиболее важной гранью в структуре школьной подготовки является развитие творческих способностей личности, и в частности, творческого воображения учащихся, так как оно сообщает созидательный характер всякой практической деятельности в области науки и искусства, техники и общественного труда. Любая деятельность немыслима без фантазии, необходимой для раскрытия творческого потенциала человека, позволяющей представить результат своей работы в новом, оригинальном аспекте. На сегодняшний день в научных исследованиях ряда ученых (Анисимова Н.Н., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., Крутецкого В.А., Кузина B.C., Титовой М.Н., Шорохова Е.В., Якиманской И.С.и других) указывается на недостаточный уровень сформированности творческого воображения учащихся и на необходимость его развития. Школьники слабо определяют связь между свойствами объектов, предметов и явлений, оперируют образами, используя узкий круг представлений. Поэтому и в наше время проблема развития творческого воображения продолжает оставаться актуальной.
На наш взгляд, одним из наиболее важных направлений в развитии творческого воображения старшеклассников может стать целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса на занятиях художественным конструированием, где успешно может быть решена также проблема формирования ценностных ориентиров личности. Базируясь на традициях российских школ прикладного и промышленного искусства, художественно-конструкторская деятельность позволяет раскрыть индивидуальность школьников, обогатить их духовно, способствует восприятию и преобразованию действительности "по законам красоты".
Рассматривая возможность развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием в общеобразовательных учреждениях, мы изучили психолого-педагогические исследования, посвященные различным аспектам теории и практики обучения и творческому развитию школьников. Наибольший интерес представляют труды психологов и педагогов, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания (Ананьева Б.Г., Андреева В.И, Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Выготского Л.С., Дружинина В.Н., Игнатьева Е.И., Кабановой-Меллер Е.Н., Калошиной И.П., Коршуновой Л.С., Кузина B.C., Матюшина A.M., Пономарева Я.А., Рубинштейна С.Л., Якиманской И.С.).
Особенностям возрастной и педагогической психологии старшего школьного возраста посвящены работы Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Давыдова В.В., Зан-кова Л.В., Конна B.C., Крутецкого В.А., Леонтьева А.Н. и других.
Теоретические основы решения проблемы деятельностного подхода в обучении и развитии личности составили работы Давьщова В.В., Игнатьева Е.И., Крутецкого В А., Талызиной Н.Ф., Эльконина Д.Б. и других.
Научные основы моделирования учебного предмета раскрыты в работах видных ученых: Бабанского Ю.К., Зориной Л.Я., Лернера И.Я., Скаткина М.Н. и других.
Вопросам создания новых педагогических технологий в обучении уделено внимание в работах Третьякова П.И, Унта ИЗ. и другие.
Принципиальное значение для решения проблематики нашего исследования имели работы, направленные на построение дидактических систем развития творческих способностей в ходе учебных занятий (Артемьева Т.И., Андреев В.И., Моляко В.А., Скаткин М.Н., Шадриков В.Д. и других авторов).
Особое место в изучении фундаментальных научно-методических исследований занимают труды, в которых рассматриваются вопросы формирования и преемственности развития творческого воображения и способностей школьников и студентов в процессе художественно-графической деятельности (Алехин А.Д., Анисимов Н.Н., Анисимова Л.Н., Боголюбов Н.С., Гервер В.А., Игнатьев Е.И., Игнатьев СЕ,, Кузин B.C., Лебедко В.К., Ростовцев Н.Н., Шорохов Е.В. и другие); обучения художественному конструированию и элементам конструирования на занятиях черчением (Ванду-ристый Ф.Ф., Гервер В.А., Дроздецкий А.Г., Катханова Ю.Ф., Корешков В.В., Корзинова Е.И., Ковешников А.И., Миначева P.M., Рязанцева И.М., Стратонова Л.М. и другие).
Несмотря на значительное число рассмотренных и изученных нами научных исследований и положительный опыт работы в области методики обучения учащихся художественному конструированию в общеобразовательных учреждениях проблема развития творческого воображения старшеклассников на занятиях является малоисследованной проблемой. Ряд важнейших вопросов этой сложной задачи еще не получил должного раскрытия и обоснования.
Анализ практики обучения учащихся художественному конструированию в общеобразовательных школах показал, что вопросу развития творческого воображения старшеклассников уделяется недостаточно внимания. Нерешенность проблемы развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию в дидактическом и методическом аспектах указывает на ее актуальность.
Данные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в разработке и экспериментальной проверке, научном обосновании методической системы развития творческого воображения старшеклассников на за-
6 нятиях художественным конструированием. В проблему исследования также входит определение форм и методов организации занятий художественным конструированием в профильных классах общеобразовательной школы, направленных на полную реализацию творческого потенциала и развитие способностей учащихся.
Цель исследования - разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методической системы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
Объект исследования - педагогический процесс обучения старшеклассников художественному конструированию в профильных классах общеобразовательных школ.
Предметом исследования является методика, содержание, формы, методы и приемы развития творческого воображения учащихся старших классов на занятиях художественным конструированием.
Для успешного решения проблемы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: если разработать эффективную методическую систему развития творческого воображения школьников старших классов на занятиях художественным конструированием, которая будет включать в себя:
а) цели и задачи обучения, отвечающие требованиям стандарта образования и
перспективы развития общеобразовательной школы;
б) содержание обучения, включающее в себя специальные упражнения и зада
ния по художественному конструированию на развитие творческого воображения и
индивидуально-психологических особенностей учащихся старших классов и опи
рающееся на основы и достижения психолого-педагогической науки и художествен
но-конструкторской деятельности;
в) принципы, формы, методы и методические приемы обучения, опирающиеся
на современные теоретические и методологические основы личностно-развивающего
обучения как одного из наиболее перспективных направлений современной педаго
гики;
г) новейшие средства обучения, обеспечивающие развитие творческого воображения и способностей учащихся,
то мы получим наиболее высокие результаты развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить современное состояние проблемы развития творческого воображе
ния старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию.
2. Разработать методическую систему развития творческого воображения
школьников старших классов при обучении художественному конструированию в
профильных классах общеобразовательной школы.
Определить и обосновать педагогические условия развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
Разработать специальные задания по художественному конструированию, обеспечивающие оптимальное развитие творческого воображения с учетом индивидуально-личностных особенностей создания образов старшеклассниками.
Разработать критерии оценки творческого воображения старшеклассников, которые позволят выявить динамику развития этого психического процесса.
Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методической системы развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
труды в области педагогики, психологии, методики специализированного образования в общеобразовательных заведениях России и некоторых зарубежных стран;
теория деятельности;
теория художественного образования;
теория личностно-ориентированного образования.
8 При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;
моделирование методики развития творческого воображения старшеклассников при обучении художественному конструированию, учитывающей индивидуально-психологические особенности учащихся и уровень сформированности творческого воображения;
педагогический эксперимент;
анализ работ учащихся, выполненных ими в процессе учебно-творческой деятельности на занятиях художественным конструированием;
- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой стали общеобразовательные школы и
гимназии г. Владимира. В общей сложности опытно-экспериментальным исследованием было охвачено более 500 учащихся.
Периоды исследования:
Первый период (1996-1998г.г.) носил пробно-поисковый характер. На этом этапе осуществлялись первичные наблюдения, изучалась специальная литература по вопросу обучения художественному конструированию учащихся старших классов.
На данном этапе также определялась и уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались психолого-педагогические и методические труды отечественных и зарубежных ученых, был проведен анализ современного состояния обучения учащихся художественному конструированию. Была сформулирована гипотеза, намечены цели и задачи и определены методы исследования. Был осуществлен поисковый эксперимент с целью выявления результативности (действенности) разработанных нами учебных заданий, уточнялись условия обучения старшеклассников художественному конструированию.
Второй период (конец 1997-1998г.г.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня сформированности
творческого воображения старшеклассников, а также для выявления вліадния индивидуально-возрастных особенностей учащихся на процесс развития данного психологического процесса.
Третий период (1998-2001г.г.). Проводились обучающий и сравнительный этапы эксперимента, включающие поиск содержания, методов, форм и методических приемов обучения, способствующих развитию творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием. На этом этапе анализировались работы учащихся, обобщались полученные результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается втом, что:
Систематизированы исследования по развитию творческого воображения учащихся старших классов на занятиях художественным конструированием, и на их основе разработана теоретическая модель данного психического процесса.
Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием, которая определена нами как система, выполняющая следующие функции: содержательного порядка; функционального порядка; исследовательского порядка.
Она позволяет реализовать преемственность, последовательность и непрерывность художественно-графического образования и обеспечить допрофессиональную подготовку выпускников общеобразовательных учреждений.
3. Определены наиболее благоприятные педагогические условия, стимули
рующие процесс развития творческого воображения старшеклассников на занятиях
художественным конструированием, которые предполагают синтез различных видов
деятельности и внедрение личностного подхода к обучению:
необходимость изложения теоретических положений курса на основе интеграции внутрипредметньгх связей понятий художественного конструирования и системности получаемых знаний;
необходимость закрепления теоретических основ курса в ходе выполнения заданий, последовательное введение которых в процесс обучения обеспечивает раз-
10 витие творческого воображения, на основе коррекции индивидуально-психологических особенностей системообразующих компонентов творческого воображения;
учет индивидуально-возрастных особенностей развития творческого воображения старшеклассников, которые позволяют корректировать поисково-творческую деятельность учащихся при выполнении заданий, включающих эстетические, функциональные, экологические и технологические требования;
учет на начальном этапе исходного уровня развития творческого воображения учащихся обеспечивает активизацию указанного процесса посредством использования эффективных методов, основанных на личностном подходе;
оказание на начальном этапе» необходимой помощи учащимся с низким и среднем уровнем развития творческого воображения.
Разработаны специальные упражнения и задания, способствующие развитию творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием и повышению их творческой активности.
Предложены критерии оценки творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в разработку допрофессиональной подготовки старшеклассников путем выявления условий, позволяющих индивидуализировать процесс развития творческого воображения, обеспечивая его эффективность.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики развития творческого воображения, основанной на учете индивидуально-возрастных особенностей старшеклассников; подборе творческих заданий и упражнений с элементами проблемного обучения, обеспечивающих коррекцию недостатков исходного уровня, сформированное творческого воображения и его развития в процессе обучения художественному конструированию; в разработке дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение учащихся художественному конструированию и способствующих эффективному развитию у них творческого потенциала.
Результаты исследования могут быть использованы в разработке новых учебных программ, учебных пособий, учебников по художественному конструированию. Материалы работы могут найти применение при совершенствовании содержания и методики обучения старшеклассников изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях и в дальнейшей разработке проблемы развития творческого воображения учащихся, а также могут быть внедрены в учебную практику при подготовке учителей в педагогических училищах и вузах.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов, научной методологией, четкой организацией экспериментальной работы, подтверждена объективным анализом полученньгх результатов.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях ученого совета ХГФ Ml 11 У, кафедры методики преподавания ИЗО и черчения Ml К У (1998 - 2001 гг.), на конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ВГПУ (1998-2001 тт.).
Результаты исследования внедрены в практику в виде публикаций:
1. Региональная программа общеобразовательной школы "Художественное
конструирование" (Владимир, 1999 г.).
2. Научно-методические статьи в сборниках научных трудов МПГУ.
Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие по
ложения:
Теоретическая модель процесса творческого воображения как сложной многофункциональной психологической системы, состоящей из взаимодействующих между собой компонентов (интеллектуального, сенсорного, эмоционального, интуитивного), интеграция которых обеспечивает создание новых образов.
Педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием.
Методическую систему развития творческого воображения старшеклассников в процессе обучения художественному конструированию, разработанную с
12 учетом индивидуально-психологических особенностей данного психического процесса обучающихся.
4. Критерии оценки творческого воображения, позволяющие выявить динами-
^ ку развития данного психического процесса учащихся старших классов.
Структура и объем диссертации. Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Диссертационная работа изложена на страницах основного текста. Список литературы насчитывает 231 наименование научных трудов, из них на иностранных языках (английский) -1.
Историко-теоретическое обоснование сущности и понятия «творческое воображение» как процесса, преобразующего отражение действительности
Для полноценного педагогического исследования необходимо взаимодействие психологического познания и практической педагогической работы. Это взаимодействие мы используем как ценнейшее средство для познания такого психологического процесса сознания старших школьников как творческое воображение. Выявляя эту взаимосвязь, необходимо, однако, учитывать, что предметом нашего исследования является процесс обучения художественному конструированию в его специфических закономерностях, развитие творческого воображения выступает лишь как условие, которое должно быть учтено.
Мы выделяем особенно значимую задачу нашего исследования - раскрытие внутреннего содержания творческого воображения. Чем в более широком, углубленном плане это будет нами сделано, тем больше необходимого материала для своего исследования мы получим. И начать мы хотим с рассмотрения природы этого психического процесса - творческого воображения.
Существуют различные способы рассмотрения проблемы воображения в рамках различных научных дисциплин: философии, истории, психологии, педагогики и других. В своем исследовании из множества исследовательских подходов мы выделили для нас значимый аспект: творческая способность воображения.
Учитывая, что проблема творческого воображения стала предметом активных исследований сравнительно недавно, то можно сказать, что в этой области получены значительные результаты. В работах философов, психологов, педагогов (3, 34,48, 50, 53, 99, 109, 143, 162,175, 223 и др.) убедительно обосновывается характер творческого воображения, интенсивность его проявлений в творчестве.
Всё возрастающий интерес к этой области вполне закономерен. В широком смысле познание действительности посредством воображения понимается одна из форм отношения человека к окружающему миру, другим людям, миру культуры. В более узком смысле моделью познания действительности через воображение выступает «работа», «деятельность». Именно она, как отмечают психологи «.. .тесно связана с идеальными представлениями (или образами) человека, позволяющими предвидеть его продукт» (67, с. 143-144). Вся человеческая деятельность в той или иной степени связана с творчеством (если не учитывать то большое количество людей, занятых трудом, в котором полностью элиминируется их личные способности и возможности самовыражения - идёт процесс за выживание).
Активность воображения в творческой деятельности проявляется через соотнесение явного и тайного, факта и его исследования. Таким образом, диалектика познания через воображение вскрывается как деятельность и как созерцание. Воображение выступает как разумная творческая сила, которая направлена на осмысление и познание действительности.
Подвластно ли нам воображение? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть природу воображения.
Возникновение первых гипотез о природе воображения относятся к античности. Однако значительный вклад в развитие научных представлений о воображении был внесён философами, физиологами, деятелями искусства гораздо позже; во второй половине XIX в. представления о воображении становятся одной из составных частей системы психологических знаний. Но то, что до сих пор отсутствует однозначная формулировка, раскрывающая это понятие, говорит о сложности теоретического осмысления сущности воображения. Существуют около сорока дефиниций воображения, только в отечественной аналитической проблематике, связанной с воображением, насчитывается восемнадцать несложных определений этого процесса (75).
Художественно-конструкторская деятельность как средство развития творческого воображения старшеклассников
Человек постигает действительность через созидания. Это постижение нельзя расценивать как данность, готовую форму. Да, все способности и в частности специальные, к которым относится способность к творческому воображению — природная способность субъекта к освоению объективной действительности и к дальнейшему ее преобразованию.
Осознание действительности человеком - есть процесс развития своих индивидуальных способностей, а в итоге и личности. Однако, деятельность творческого воображения зависит от богатства и разнообразия накопленного опыта, а качество творческой деятельности - от качества усвоенного опыта. Личный опыт, в свою очередь, включает в себя опыт, накопленный человечеством во все времена. Выготский Л.С. подчеркивает: «Как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент» (51, с. 26). Различные формы социального опыта (специальные и неспециальные) обуславливают развитие творческого воображения.
Чем глубже мы познаем мир, тем активнее и эффективнее его изменяем. Это общее положение о единстве и взаимосвязи изучения и воздействия является одним из основных и наиболее специфических методологических принципов, методики нашего исследования. Его частным выражением является принцип единства развития обучения и познания действительности школьниками.
Особенно значимой для нашей практики задачей исследования является раскрытие внутреннего психологического содержания художественного конструирования как вида человеческой деятельности, в которой проявляется и формируется НОВЫЙ человек, и развивается его творческое воображение.
По сей день проблема развития творческого воображения старших школьников остается особенно важной для психолого-педагогической работы.
В настоящее время отсутствуют целостные исследования уровней и динамики развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием, их уровня индивидуальных особенностей сформированное способность творческой образности.
Часть педагогических исследовании охватывает частные вопросы развития процесса воображения, в том числе процесс воображения у одаренных личностей в период расцвета их творчества, раскрывает многогранность творческого воображения художника - созидателя в работе над образом (189).
Большая работа по изучению динамики развития творческого воображения школьников была проведена исследователями Выготским Л.С., Игнатьевым Е.И., Ка-плановой СП (46,84, 85,99).
Следует отметить, что существуют попытки системного подхода в изучении развития воображения (и в частности творческого) в онтогенезе. Но все характеристики воображения соответствуют раннему детству - подростковому возрасту. Вследствие чего, в эти периоды воображение является хорошо изученным процессом. Но совершенно очевидно, что воображение ребенка существенно отличается от воображения старшего школьника.
На ранних стадиях онтогенеза виды и формы воображения развиваются разноречиво, хотя в них и проявляется некоторые взаимовлияния. Поэтому, в детском возрасте в воображении преобладает репродуктивный характер. Каждый вид воображения внутри себя проходит определенную фазу развития от зарождения первичной формы данного вида до его полного выражения. Затем каждый простой вид воображения включается в структуру сложной многофункциональной системы и получает дальнейшее развитее.
Таким образом, в процессе эволюции эти подвиды воображения объединяются в систему и образуют творческое воображение.
Только творческое воображение, при наличии указанного выше процесса формирования подвидов в систему, может создавать целостные новые оригинальные выразительные образы.
Л.С. Выготский отмечал, что психические системы возникают только в процессе развития, который заключается в том, что внутри каждой функции происходит изменение, но, главным образом, изменяется первоначальная связь между этими функциями, модифицируются отношения, возникают новообразования, которые неизвестны были на предыдущей ступени (54, т. 4, с. 5-220).
Содержание и структура методической системы развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественным конструированием
Целенаправленное развитие творческого воображения старшеклассников общеобразовательной школы мы видим в разработке специальной методики обучения учащихся художественному конструированию, направленному на процесс создания художественного образа. Мы делаем упор именно на важность не отдельных методов обучения, а на единую методическую систему, сориентированную на развитие творческого воображения старшеклассников.
Разработка методики была выполнена с опорой на ведущие положения психологической науки и педагогики (14,15,29, 51, 52, 77, 86,92,96,114,121, 194,215,227 и др.).
К объективной необходимости создания методической системы развития творческого воображения старшеклассников мы пришли в результате актуальности этой проблемы в настоящее время. Воображение и художественное конструирование в творческом процессе имеют прочную связь, которая прослеживается в процессе создания художественно-конструкторского образа. Работа над художественно-конструкторским образом активизирует фантазию человека как на этапе создания образа воображения, так и на этапе его материализации посредством композиционных законов, художественных приемов и так далее. Большое значение художественного конструирования для активизации творческого воображения старшеклассников обусловлено прежде всего тем, что этот вид творческой деятельности предполагает работу над художественно-конструкторским образом, представляющую высшее проявление творческих усилий личности школьника. Художественно-конструкторская деятельность активно развивает эстетический вкус учащегося и способствует его умственному развитию. Его интеллект становится пластичным, гибким, мобильным.
В основу методической системы, предлагаемой нами, положена идея эффективности обучения, направленного на развитие творческого воображения старших школьников. Эта идея проходит через программу, методическое построение учебного предмета (художественное конструирование), методы обучения, организационные формы учебной работы. Другими словами, развитие творческого воображения учащихся старших классов на занятиях художественного конструирования возможно только при целенаправленной системе обучения с помощью специальной методики, выстроенной с учетом индивидуальных психических особенностей и способностей к творчеству.
Основополагающая идея есть ядро любой методики, вокруг которого объединяются и приводятся в соответствие все ее компоненты (85). Этой идее подчинена и ею обусловлена цель обучения. Базируясь на основополагающей идее, цель обучения предопределяет форму обучения, выбор его методов и средств. И если для нас стержневой идеей является достижение положительного результата в развитии творческого воображения старшеклассников посредством занятий художественным конструированием, то соответственно свою цель мы видим в разработке и экспериментальной проверке методической системы, способствующей активизации способности творческого воображения старшеклассников через посредство научной эффективной организации обучения художественному конструированию.
Задачи обучения, предопределенные целью, ориентируют на определение условий, форм, методов и методических приемов в обучении.
Содержание обучения включает в себя полностью весь учебный материал (теоретическую и практическую части), изучаемый на занятиях художественным конструированием. Содержание основное инструментальное средство учебного процесса, оно же относится к категории программирующей функции методики.
Регулирующая роль составных частей (компонентов) методической системы отводится дидактическим принципам. Их назначение заключается в координирующей, объединительной, гармонизирующей функциях.