Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Евтых Саида Шумафовна

Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников
<
Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Евтых Саида Шумафовна. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 1996. - 247 с. : ил. + Прил. (157с.: ил. ). РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19

1.1. Исторический аспект обучения детей овладению различными графическими материалами и техниками 19

1.2. Возрастные особенности графической деятельности младших школьников 44

1.3. Критерии оценки графической деятельности младших школьников 62

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРИЕМЫ ЕЕ АКТИВИЗАЦИИ 80

2.1. Исследование различных аспектов графической деятельности младших школьников 80

2.2. Обоснование методов активизации работы с графическими материалами на занятиях с младшими школьниками 144

2.3. Методические приемы активизации графической деятельности детей 6 лет в системе уроков и занятий кружка изобразительного искусства 177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 221

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Изобразительное искусство является важной частью общего образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала ребенка в области художественного образования связано с воздействием на него искусства, приобщением к графической деятельности, что в целом способствует формированию гармонически развитой личности. Интерес детей к искусству графики может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс обучения владению разнообразными графическими материалами и техниками рассматривается нами как особая сфера творчества младших школьников. Именно освоение графических средств составляет значительную часть методики развития изобразительного творчества детей. Устойчивые навыки в графическом творчестве учащиеся начальных классов приобретают непосредственно в процессе учебной деятельности. Это необходимо для дальнейшего совершенствования операциональных навыков ребенка и создания условий для свободного перенесения их из одного процесса в другой. Данная закономерность позволяет учащимся 1 - 4 классов освоить творческий подход в реализации замысла в целом.

Методические тенденции совершенствования преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах и кружках сосредоточены на достижении более высокого уровня преподавания и на повышении качественного уровня детских работ, что несомненно, влияет на общее развитие личности ребенка. На каш взгляд, одним из актуальных направлений в развитии творческого отношения детей к изобразительной деятельности может являться приобщение младших школьников к созданию рисунков с чертами уникальной и печатной графики. Мы придерживаемся той точки зрения, что в изобразительном творчестве детей заключены такие стадии графических изображений, как комбинации, изменения и преобразования. Эти три стадии, в свою очередь, определены формами воплощения замысла в рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании.

Обучение детей в процессе их знакомства с различными графическими материалами и техниками позволяет им в более широком смысле осознавать разнообразие видов деятельности в области графики. В процессе обучения младших школьников вьщеляется общая структура художественных действий при работе с различными материалами, поэтому варьирование приемов и техник исполнения воспитывает у учащихся понимание пластических свойств графических обобщений, лаконичности и сопоставимости типичных схем построения рисунков.

Графическая деятельность по своей специфичности и лаконичности художественных материалов получает развитие в различных видах изобразительного искусства.

В первобытном обществе при создании наскальных рисунков, использовались пластические и фактурные графические материалы -сангина, уголь. Далее прослеживается развитие техники рисунка в Древнем Египте, где линия служила основным средством изображения. Эта закономерность употребления построения изображения - "от линии" была связана с письменностью, начертанием иероглифов, что способствовало также и совершенствованию приемов передачи изображения.

В эпоху Возрождения процесс овладения графическими материалами и техниками шел параллельно с навыками обучения письму, путем упражнений, способствующих приобретению навыков красивого почерка. С появлением уроков рисования в основу обучения было положено приобретение детьми только тех навыков, которые вырабатывались в профессиональной сфере, основанной на научных разработках. Отрицательным моментом в подобном подходе к учебному процессу стало отсутствие учета особенностей детской психологии, в частности, влияния таких факторов как игра, увлеченность творчеством и пр.

Лишь на рубеже XIX - XX веков появившаяся книга К.Риччи "Дети - художники" /193/, а также другие исследования /144, 216/, дали толчок к рассмотрению детского творчества как своеобразного, неповторимого и особенного вида деятельности. Авторы обращали внимание на то обстоятельство, что ребенок рисует именно то, что его увлекает, волнует и окружает. При этом, исследователи детского творчества советовали использовать в обучении детей разнообразные художественные материалы.

В дальнейшем, обоснование к использованию разнообразных материалов в учебной практике появилось в пособии "Элементарный курс художественного образования. Руководство для учителей рисования" Л.Пранга /170/. После выхода в свет этой книги, рисование перестало быть единственным видом обучения изобразительному искусству. Заслугой Л.Пранга было то, что он указал на важность введения лепки и других видов деятельности в учебный процесс с целью развития моторики рук ребенка и повышения качества его рисунка.

Современный этап развития педагогической науки отмечен проведением значительных исследований по вопросам изучения изобразительного творчества детей. Видные деятели науки, искусства, педагогики и психологии - А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Н.Н.Ростовцев, Г.В.Беда, А.Е.Терентьев, Н.С.Боголюбов, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, А.Д.Алехин, -7 Т.Я.Шпикалова и др. в своих трудах доказывают несомненное развивающее значение изобразительной деятельности для учащихся, которая способствует выявлению художественных способностей и влияет на творческую активность ребенка. Проблеме поиска эффективности обучения детей были посвящены кандидатские диссертации - С.А.Аманжолова, Р.И.Афанасьевой, К.М.Багдасарян, А.А.Баранова, А.И.Васильева, С.Е.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Э.М.Кубышкиной, Л.Н.Любарской, Н.М.Сокольниковой, Я.Я.Чарнецкого, Г.В.Черемных и др.

Использование графических материалов и техник представляет неисчерпаемые возможности в их применении как на уроках, так и в кружковой работе с младшими школьниками.

Графическими средствами передачи объектов изображения являются - линия: "нащупывающая", "поисковая", "валерная" (по Е.И.Игнатьеву); штрих, передающий тон и контрасты; ритмы и пятна. Эти характерные признаки графических материалов и техник составляют широкий спектр возможностей, входящих в понятие изобразительной грамоты, которая позволяет школьникам повысить качество своих рисунков.

В исследуемом нами возрасте у детей - от 6 до 10 лет -отмечается сильная потребность в обучении, поэтому на занятиях изобразительным искусством необходимо разнообразие приемов, обеспечиваемое применением различных графических материалов и техник. Это, в свою очередь, способствует развитию возрастных и индивидуальных проявлений в художественной деятельности детей. Тем не менее, существует и другая особенность - ребенок, овладевая несколькими приемами, ограниченный действиями с конкретным графическим материалом, к сожалению, не способен еще перенести эти изученные приемы на другие виды изобразительной деятельности. Для осуществления данного процесса необходимы выверенные методические приемы обучения младших школьников графической грамоте.

Вопросами формирования графического образа в детских рисунках занимались И.П.Глинская /58, 59/, Т.С.Комарова /115/. Отражению особенностей работы с различными графическими материалами в профессиональном искусстве посвящены труды А.А.Дейнеки /68/, В.А.Фаворского /223, 224/, А.М.Лаптева /129/, Л.Антимонова/12/, Ю.И.Герштейна /57/, К.В.Кузнецова /126/и др.

Важность выбранной темы, ее актуальность подчеркивается тем, что исследование вопросов работы с различными графическими материалами дошкольников и младших школьников в контексте повышения качественного уровня детских работ встречается крайне редко, на что указывали - Н.П.Сакулина /187, 203/, Э.Э.Пурик /186/, С.А.Пацуков /165/, И.Л.Голованова /60/.

Так, в исследовании И.П.Глинской /58/ основное внимание уделяется общим вопросам обучения рисованию в начальной школе это обучение построению рисунка, развитие детского изобразительного творчества. Автор лишь вскользь коснулся проблемы обучения детей навыкам работы с графическими материалами, акцентируя внимание только на свойствах графитного карандаша и правилах работы с ним, что явно недостаточно.

Итак, выявлению методов активизации учебной и творческой деятельности учащихся в процессе работы над рисунком придается важное значение в связи с тем, что уровень овладения изобразительными материалами влияет на развитие твердости руки ребенка, способности глазомерной оценки изображаемого, а также и на усвоение элементов изобразительной грамоты. Развитие композиционных способностей в области графики связано с развитием умений ребенка в области передачи явлений линейной, тоновой и светотеневой, силуэтной и ритмической организации изображения на листе бумаги в соответствии с поставленной художественной задачей.

В нашем диссертационном исследовании при конкретном использовании материалов и техник выявлено отличие графических приемов работы от живописных, а также созданы благоприятные условия для овладения детьми техническими приемами работы с такими графическими материалами, как сангина, пастель, тушь, кисть, которые послужат переходной ступенькой к освоению живописных материалов.

Использование художественных материалов является основным моментом в изобразительном творчестве детей и их немаловажное значение подчеркивается в программах общеобразовательных школ /175 - 177, 184/. Но в то же время, практическое применение получило очень незначительное количество художественных материалов, и, в частности, графических. Большинство педагогов, следуя по проторенному пути, не стремятся использовать возможности уже знакомых детям материалов, а тем более не стремятся к экспериментированию с новыми и мало знакомыми в школьной практике художественными материалами.

Графические материалы способствуют быстрому развитию творческой активности детей, как на уроках изобразительного искусства, так и во внеклассной кружковой работе, выявляют положительные личностные черты - трудолюбие, веру в собственные силы и способности, эмоциональную отзывчивость, и что немаловажно, укрепляют руку (мышечный аппарат), улучшают сенсомоторику и глазомер. В свою очередь, разнообразные графические материалы необходимы младшим школьникам для создания разнообразных художественных образов.

Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических основ активизации изобразительной деятельности учащихся 1 - 4 классов, в выявлении недостаточно изученной сущности и содержания в графической деятельности школьников при овладении ими навыков работы с разнообразными графическими материалами и техниками. 

Практическая направленность изобразительной деятельности детей при формировании навыков работы с различными графическими материалами делает проблему активизации изобразительной деятельности младших школьников с использованием поурочной и внеклассной форм обучения актуальной для педагогической науки и практики, что имеет социально-педагогическое и методическое значение.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования - РАБОТА С ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Целью исследования является разработка путей и методов активизации и развития творческого отношения учащихся младших классов к использованию различных графических материалов, как на уроках в общеобразовательных школах, так и на занятиях в кружках. Приобщение детей к художественному творчеству в графике рассматривается нами в общем комплексе решения проблем обучения изобразительной грамоте, средством достижения этого является -формирование образного мышления ребенка.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение трудов ведущих отечественных и зарубежных искусствоведов, психологов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству, а также анализ программ по изучаемому общеобразовательному предмету и школьной документации; 2) разработка методов исследования; 3) раскрытие основных закономерностей обучения навыкам работы с различными графическими материалами и техниками в изобразительной деятельности учащихся в условиях поурочной и внеклассной кружковой работы; 4) разработка шкалы оценочных критериев графической деятельности младших школьников; 5) выявление ряда характерных индивидуальных и возрастных закономерностей проявления и развития творческих способностей детей по графике; 6) теоретическое обоснование и практическая разработка системы упражнений и заданий по графической деятельности на уроке и в кружке изобразительного искусства для детей 6 - 10 лет; 7) нахождение методов активизации творческих способностей по графике в неразрывном единстве с формированием у детей понимания основ изобразительной грамоты, развития умений и навыков в овладении техническими приемами работы с графическими материалами, закрепления устойчивости внимания и интереса к работе; 8) апробирование разработанной системы занятий и экспериментальное доказательство воздействия предложенных упражнений и заданий на активизацию изобразительной деятельности детей 6 -10 лет.

В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания рисования в условиях поурочных и внеклассных занятий и анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза:

если мы включим в процесс обучения изобразительному искусству младших школьников многообразие операциональных действий с графическими материалами и техниками, направленными на изменения, преобразования и комбинации и для их освоения предложим систему оригинальных упражнений и заданий, разработанную с учетом возрастных потребностей детей, то тем самым активизируем изобразительную деятельность учащихся: будем способствовать развитию фантазии, образного и пространственного мышления, создадим условия к побуждению у младших школьников желания овладеть разнообразием художественных решений и самостоятельным выбором сюжета, тем самым закрепив устойчивость внимания к создаваемому изображению.

Объект исследования - учебная и творческая деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства как основной формы учебного процесса и во внеклассной (кружковой) работе.

Предмет исследования - формирование операциональных навыков работы с графическими материалами как эффективного средства активизации изобразительной деятельности учащихся 1 - 4 классов общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественного образования.

Методами исследования являются:

- теоретическое изучение и критический анализ научных трудов по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства, теории методики рисунка, анализ программ по изобразительному искусству, как дореволюционного времени, так и современных; - анализ изобразительных средств, методов и приемов "рисования, применяемых в графических листах художниками профессионалами; - изучение состояния преподавания изобразительного искусства в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки выдвинутой гипотезы: а) наблюдение за учащимися в процессе их изобразительной деятельности; б) беседы с учителями, руководителями изобразительных кружков, с учащимися и их родителями; в) проведение педагогического эксперимента, где начальным этапом является анализ контрольных работ с целью констатации уровня овладения учащимися 1 - 4 классов основами графической грамоты; г) критериальный анализ детских рисунков, направленный на выявление знаний о художественных особенностях графических средств и материалов, возможностей их применения в решении изобразительных задач; - 14 д) разработка методических указаний в виде системы упражнений и заданий по графике для успешного освоения учащимися изобразительных возможностей графических средств и техник исполнения; е) обобщение результатов педагогического исследования. Научно-теоретическая новизна исследования: 1. Разработаны методы активизации изобразительной деятельности младших школьников путем использования целого комплекса графических материалов и техник как части всего курса обучения изобразительному искусству на уроках и в кружковой работе. 2. В связи с тем, что рисунок как основа изобразительного искусства недостаточно используется в практике преподавания изобразительного искусства в школе, нами предложены и найдены формы и методы проведения занятия с детьми 6 - 10 - летнего возраста с применением разнообразия графических средств. 3. Выявлены некоторые характерные возрастные закономерности проявления и развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству в поурочной и кружковой работе. 4. Дано педагогическое обоснование возможностей формирования графических навыков у младших школьников за счет включения в процесс изобразительной деятельности разработанной нами программы. 5. Разработанная методика активизации изобразительной деятельности младших школьников делает реальной возможность эффективного влияния знания основ графического искусства на развитие образного мышления учащихся. - 15 6. Выявлена возможность использования занятий по графическому циклу в комплексном изучении изобразительного искусства младшими школьниками. 7. Разработаны критерии оценки графической деятельности младших школьников. Практическая значимость исследования состоит в следующем: 1. Разработана система упражнений, активизирующая изобразительную деятельность младших школьников и формирующая у них пространственно-образные представления. 2. Составлена экспериментальная программа кружка по изобразительному искусству (раздел "Графика"), в основе которой лежит обучение детей данной возрастной категории изобразительному искусству в процессе работы с различными графическими материалами. 3. Разработанные нами практические рекомендации и методические указания к преподаванию раздела "Графика", требования к организации графической деятельности в кружке, а также составленная программа проведения кружковых занятий на 4 года обучения способствуют эстетическому развитию ребенка и активизируют изобразительную деятельность младших школьников. Это также позволяет сформировать у учащихся необходимый запас знаний, выработать устойчивые операциональные навыки работы с материалами, развить графические умения и навыки, что способствует практической реализации художественного замысла.

4. Материалы исследования могут быть внедрены в учебную практику средних общеобразовательных школ, педагогических институтов и училищ, найти применение при подготовке учителей на факультетах начальных классов и дошкольных отделениях, а также могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по изобразительному искусству, при написании учебников и учебных пособий для школ. На защиту выносятся: 1. Технологический аспект, применения в обучении разнообразных графических материалов и техник выполнения уникальной и печатной графики, являющийся средством активизации изобразительной деятельности младших школьников; 2. Методика работы младших школьников с графическими материалами и техниками, в которой результатом практических действий является создание в детских рисунках художественного образа при рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. Достоверность исследования обеспечена опорой на теоретические положения психолого-педагогической и методической литературы по художественному развитию детей, использованием системы методических приемов проведения исследования и результатами, подтвердившими эффективность предлагаемой методики работы младших школьников с графическими материалами.

Исследовательская работа проходила с 1989 по 1995 годы на базе общеобразовательных школ N 8 и N 9, Республиканской гимназии г. Майкопа (Республика Адыгея), кружка "Семицветик" (г. Москва). Эксперимент охватил 412 учащихся 1 - 4 классов. Исследование состояло из нескольких этапов: поисково-подготовительного и опытно-экспериментального.

Поисково-подготовительная часть исследования осуществлялась в течение 1989 - 1992 годов и была выполнена следующая работа:

- проведение опытных занятий с младшими школьниками по графике;

- определение теоретической основы проблемы исследования;

- выявление трудностей при работе детей с графическими материалами на уроках изобразительного искусства и в кружке.

С целью проверки гипотезы в опытно-экспериментальной части исследования (1992 - 1995 гг.) разрабатывалась и уточнялась программа экспериментального обучения учащихся 1 - 4 классов, в связи с чем нами был организован и проведен поисковый и формирующий этапы эксперимента. На конечном этапе "педагогического эксперимента было осуществлено внедрение результатов экспериментального исследования. 

Апробация исследования. Материалы по результатам исследования обсуждались на кафедре методики начального обучения Адыгейского государственного университета (1994 г.), на заседании региональной конференции "Юг России" в Адыгейском государственном университете и на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета (1993, 1994, 1995 гг.).

Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в пяти публикациях.

Основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе экспериментальной части исследования внедрены в практику работы учителей начальных классов средних школ и Республиканской гимназии г. Майкопа, а также используются на факультетах педагогики и методики начального и дошкольного обучения Адыгейского государственного университета.

Объем и структура диссертации. Диссеіртация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения в трех частях. Приложение составляют ксерокопии наглядных пособий по обучению младших школьников языку графики, рисунков, выполненных детьми в разных графических техниках, разнообразными материалами, иллюстрирующими экспериментальный раздел "Графика", разработанный к программе кружка по изобразительному искусству.  

Исторический аспект обучения детей овладению различными графическими материалами и техниками

Нами проводится научный обзор основных исследований в области детского изобразительного творчества по публикациям зарубежных и отечественных авторов, что позволяет провести сравнительный анализ методических пособий, учебников и программ по изобразительному искусству, вышедших в свет, начиная с 1890 года и по 1995 год. Именно в специальной литературе, вышедшей за эти годы по методике преподавания изобразительного искусства в детском саду и школе, содержатся ведущие направления в художественной подготовке детей. Данные методические подходы нами анализируются с позиций преподавания изобразительных искусств применительно к тенденциям в обучении графическим приемам.

Изучение и аналитическое сопоставление педагогических взглядов, художественных приемов, методик обучения детей графике как виду искусства возможно только при выделении изобразительной компоненты творчества, выраженной в овладении обучающимися возможностями различных графических материалов и техник. Последнее составляет предмет диссертационного исследования.

Первоначально живопись и графика выступали как жанры единого изобразительного искусства, между которыми не было видового различия, однако графика при этом выполняла ведущую роль/140/.

Слово "графика" происходит от греческого "графо", что значит по-русски - "пишу", "рисую". Само это название указывает на связь между письмом и рисунком, что, в первую очередь, подтверждается использованием одних и тех же материалов - пера, карандаша, а также линии как основного выразительного средства графики. Только с конца XIX века термин "графика" стал употребляться в значении вида изобразительного искусства.

Рисунок - один из древнейших видов художественного творчества, который с течением времени претерпевал значительные изменения, и поэтому каждая эпоха и страна накладывали на него свой неповторимый отпечаток. Рисунок приобрел определенный самостоятельный статус только в эпоху Возрождения, т.е. в конце ХУ начале ХУ1 веков.

Леонардо да Винчи, С.Рафаэль, Б.Микеланджело, А.Дюрер применили в рисунке все разновидности технических приемов и техник, дошедшие до наших дней - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Художники широко обращались и к сухим материалам - свинцовым, серебряным и другим металлическим штифтам, графиту, итальянскому карандашу, сангине, углю , мелу, пастели. Среди инструментов они особенно любили - кисть, гусиные и тростниковые перья. Художники для достижения выразительности употребляли бумагу самых разноцветных цветов и оттенков, рисовали на белых, тонированных и грунтованных картонах. Все это, в итоге, привело к исключительному богатству технических и художественных приемов в области рисунка /62/. Многими из этих приемов, почти в неизменном виде, пользуются художники и учащиеся по сегодняшний день.

С ХУ1 века слово "рисунок" стало по своему значению термином, обозначающим и непосредственно изображение. В понятие рисунка стало входит создание образа с помощью линий, штрихов, важных для узнавания предмета по форме, размерам, строению и движению, которые в той или иной степени передаются во всех видах искусства. Простота и изобразительная общность рисования с помощью линий, универсальность принципов построения формы сделали рисунок не только основой графики, но и других видов изобразительного искусства.

Рисунок также стал основой обучения будущих художников для многих школ, которые, используя одни и те же материалы, тем не менее все-таки выработали свои неповторимые технические и художественные приемы.

Русская школа ХУШ и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Так художниками, виртуозно владевшими техникой рисунка, использовались, кроме известных материалов, свои отечественные - обожженный олонецкий графит без глянца.

Применяли разную по тону и фактуре цветную и белую бумагу. Рисовали на тонированной бумаге так, что использовалось влияние ее тона в построении композиции, что избавляло рисунок от излишней перегруженности тоновых градаций на листе. Рисунки русских мастеров О.К.Кипренского, К.П.Брюллова, А.П.Лосенко, А.Е.Егорова, А.А.Иванова дают прекрасные примеры применения различных приемов использования графических материалов.

B XIX веке окончательно завершается процесс разделения живописи и графики как видов изобразительного искусства.

Значение рисунка как способа изучения и познания мира определило его ведущую и развивающую роль в системе художественного образования.

С самых истоков зарождения изобразительного искусства у людей возникла проблема передачи накопленного опыта по созданию изображений последующим поколениям. Эта проблема разрешалась Е двух направлениях: ориентации на поиски необходимого и в тоже время достаточного начального и среднего уровня в обучении подрастающего поколения в системе общеобразовательных школ, и, второе, ориентации на подготовку в профессиональной изобразительной деятельности через специальные учебные заведения.

Для нас представляет интерес, с позиций методики преподавания, раскрытие прогрессивных тенденций в системе обучения изобразительному искусству, в особенности, рисунку как общеобразовательному предмету. Достаточно широкое использование различных графических материалов при обучении детей на уроках изобразительного искусства и на занятиях кружка имеет не только развивающее значение, но и формирует эстетический вкус, специальные способности учащихся, что побуждает детей к творчеству.

Рассмотрение исследуемого вопроса мы начали именно с конца XIX века. Именно для данного периода в истории изобразительного искусства характерен интерес к проблемам обучения, методам преподавания, которые впоследствии получили научно-теоретическое обоснование. На первый план выдвигались вопросы художественного творчества и эстетического воспитания подрастающего поколения. Несколько позднее появляются искусствоведческие работы, посвященные детскому творчеству, его неповторимой красоте и яркой декоративной образности /34, 67, 104, 193/.

Анализ изобразительного творчества, его продуктов в виде рисунков связан с изучением возможностей педагогического воздействия на ребенка. Сравнительный анализ взрослого и детского искусства с целью выяснения общих закономерностей творчества часто проводится при рассмотрении особенностей народного и примитивного искусства. Вместе с тем, принципиальное значение для нас имеет рассмотрение основных положений по подготовке в области рисунка учащихся разных возрастных групп.

Отмеченный выше период имел свое определенное положительное влияние на развитие и установление современной методики преподавания рисования.

До 80- х годов XIX века рисование как общеобразовательный предмет был основан на традиционной академической системе обучения. Бурный интерес к детскому искусству возник в эти годы благодаря развитию биогенетической теории в педологии и психологии.

Критерии оценки графической деятельности младших школьников

В третьем параграфе первой главы диссертации на основе изучения и анализа многих исследований по теории искусства и обучения, методической литературы и современных программ по изобразительному искусству излагается краткий обзор, имеющихся на данный момент оценочных критериев изобразительной деятельности детей, а также предлагается шкала оценочных критериев графической деятельности учащихся 1 - 4 классов, которые разработаны в диссертации.

Итак, основным критерием в исследованиях, посвященных анализу продуктов изобразительной деятельности как взрослых людей, так и детей разных возрастов, часто выступает выразительность. У большинства авторов данный критерий имеет свою оригинальную оценку. Так по мнению коллектива авторов /148/, выразительную функцию приобретают следующие изобразительные средства: цвет и трактовка формы, характер линий и мазка, общий композиционный строй картины и колорит.

В своей книге А.Белих и А.Альфе /250/ при художественном анализе картин используют также критерий "выразительность", который определяется в рисунке с учетом следующих составляющих: а) ритмических членений; б) порядка и беспорядка, их взаимосвязью частей в целом; в) величиной и образом всей художественной формы и отдельных, неповторимых ее частей. Выделяются определенные выразительные средства художественного образа. К ним относятся: упрощение и обобщение формы объектов; взаимосвязь объектов и их частей; деформация объектов посредством изменения пропорций, формы, объемов; ограничение, фрагментарное изображение художественного объекта; изображение фигур и фона во взаимосвязи. В данном случае критерий "выразительность" трактуется в связи с этапами создания изображения.

Исследованием вопросов выразительности занимаются ученые, методисты, имеющие непосредственное отношение к художественно-образной стороне продуктов изобразительной деятельности. При обучении изобразительному искусству грамотность обеспечивает реализацию сюжета в композиции, точную передачу пропорций, конструктивность в рисовании объемов, передачу явлений перспективы, светотени, фактур материалов в объектах изображения и культуру использования графических средств. Таким образом, выразительность любого учебного, академического и детского рисунка выступает как определенный уровень грамотности, та мера обобщения, юторой владеет учащийся.

Наряду с рассмотренным выше критерием "выразительность", в исследованиях имеют место и другие критерии.

Например, Э.Э.Пурик /186/ выявляет "критерии успешности" протекания процесса создания рисунка детьми. Исследователь условно разделяет педагогическую оценку на два вида. Первая - "абсолютная" оценка, отражающая объективные качества рисунка, а вторая -"относительная", которая определяет сравнительный уровень достижений каждого учащегося, выявленный в результате сравнения его рисунков в разные периоды обучения. В свою очередь, первую оценку можно условно разделить, по мнению автора, на "грамотность" рисунка, то есть уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками, и выразительность рисунка, отражающую художественно-образные и творческие качества композиции.

Овладение так называемой "изобразительной грамотой" детьми младшего школьного возраста имеет небольшую значимость при освоении основ построения реалистических изображений. При оценке детских рисунков выявляются переданные ребенком образные качества и эмоции, при этом оценочные критерии часто преломляются через воспринимаемый взрослым человеком в детском рисунке художественный образ.

Т.Д.Петрова имеет свой взгляд на оценку детского рисунка, считая, что процесс рисования должен осуществляться с реализацией двух позиций. Первая позиция несет в себе констатацию усвоения детьми определенных основ в применении способов изображения, которыми владеет ребенок в конкретный момент. Это, в свою очередь, создает возможность судить об уровне его развития в плане изобразительного искусства. Вторая позиция заключает в себе оценку детского рисунка с точки зрения овладения учеником арсеналом изобразительных средств. Выбор детьми каких-либо деталей и злементов обеспечивает акцент в отношении предмета изображения, сочетание цветов, расположения предметов относительно друг друга /166/.

В первой позиции Т.Д.Петрова выделила и дала определение всем основным способам изображения в области формы, цвета и пространства без учета композиционного построения. Передача формы связывается автором с изучением детьми схемы, контурного изображения, близкого к действительному виду построения предмета, передачей объема светотеневой моделировкой. Передача цвета определяется: а) произвольным использованием цвета; б) открытым; в) декоративным; г) сложным цветом с бесчисленными оттенками; д) пространственными изменениями цветов; е) колоритом. И, наконец, передача пространства разными приемами: а) построение фриза; б) появлением пространственной глубины рисунка; в) изображением перспективы; г) композиционной организацией пространства. Таким образом, эти критерии содержат аспекты педагогического предупреждения многих ошибок у обучающихся изобразительному искусству, что позволяет сохранить традиции в технике исполнения.

М.Д.Ашуров разработал критерии оценки декоративной деятельности младших школьников и разделил их по блокам. Для нас интерес представляет 1У блок, озаглавленный как "Творческое владение техническими навыками работы с художественными материалами", в котором исследователь акцентирует внимание на роль линии и цвета в орнаменте. Линия в орнаментальном рисунке рассматривается с трех позиций - нечеткой, неровной в сочетании с более ровной и более ровной и гибкой с проволочной линий /15/. Данная классификация также соответствует характеру художественной деятельности при овладении основами декоративно-прикладного искусства.

В своей статье "Ребенок - художник и театр кукол. Как читать детский рисунок" А.Я.Михайлова замечает, что детский рисунок специалисты называют графической речью, языком, рассказом. В связи с чем педагогический критерий должен совпадать с возрастными особенностями графического языка, без ускорения момента владения требований по достижению "правильного" графического изображения /149/. Эта педагогическая мысль важна, так как многие учителя изобразительного искусства недооценивают значения в эстетическом развитии детей тех приемов построения отдельных предметов, рисунков и композиций, которыми владеют младшие школьники довольно долгое время.

Статья А.В.Привалова "К вопросу о выработке критериев оценки детского изобразительного творчества" представляется нам интересной в связи с постановкой вопроса, а также выделением собственных критериев. Основными критериями детских работ, по мнению А.В.Привалова, должны стать самостоятельность и искренность выполнения, а "грамотность" создания изображения должна сопровождать прежде всего возникновение творческого момента при создании ребенком рисунка /173/.

С.А.Аманжолов рекомендует для организации индивидуальной работы с учащимися младших классов использовать тесты "Роршаха" и "Хорна", в которых опора делается на два критерия - воображение и фантазию. Исследователь предлагает рассматривать данные критерии с позиций ясности мысли, богатства воображения, формального и оригинального решения. Изучению подвергается использование штриховой линии /6/.

Исследование различных аспектов графической деятельности младших школьников

В период подготовки к проведению констатирующего этапа эксперимента, мы решили ряд организационных задач. Прежде всего был найден оптимальный период времени для начала организации эксперимента - конец сентября - начало октября. Дети к этому времени учебного года уже адаптировались к школьному режиму после длительного перерыва в учебе. Первоклассники успели проявить определенные навыки работы в рисовании в поурочной системе обучения. Это дало нам возможность объективно оценить результаты данного этапа эксперимента, проводившегося в 1992 - 1993 учебном году. В данный временной этап эксперимента были включены для обследования две школы в г. Майкопе (Республика Адыгея) - средние общеобразовательные школы № 8 и № 9, а также Республиканская гимназия. Всего в констатирующем этапе эксперимента приняли участие 340 учеников начальных классов. Анализировалось 1040 детских рисунков по трем основным видам изобразительной деятельности в школе: рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию.

Мы подобрали интересные для детей темы заданий, и они стали общими для всех классов - "Букет цветов" (рисование с натуры), "Осень в городе" (тематическое рисование), "Бабочка" - изображение очертаний бабочки с декоративным решением крыльев (декоративное рисование). Данные задания дали детям возможность обнаружить самостоятельный подход в сюжетно-образном плане, а нам позволили получить объективные результаты экспериментальной проверки графической деятельности младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных различий.

Таким образом, мы отобрали наиболее приемлемый графический материал, соответствующий предложенным темам. Для натурного рисунка - графитный карандаш, для рисунка на тему -цветные карандаши, а для декоративной работы - фломастеры. Данный выбор графических материалов хорошо знаком учащимся. Учителя часто используют именно эти графические материалы при проведении уроков изобразительного искусства. Графитный и цветные карандаши дают возможность учащимся варьировать степень нажима. Это, в свою очередь, даже в. руках ребенка позволяет получать различную тональность и бархатистость на поверхности зернистой фактуры бумаги. А фломастер, в отличие от карандашей, обладает сочностью и декоративностью цвета, что требует других приемов в построении изображений. Формат бумаги для экспериментальных рисунков был единым - стандартный альбомный белый лист.

Для анализа продукта изобразительной деятельности детей, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы избрали систему критериальных оценок графической деятельности младших школьников, разработанную нами ранее, что подробно описано в теоретической части диссертации - 1.3. Используемая нами система критериальных оценок стала единой для всех этапов экспериментальной работы и позволила в конце первого этапа эксперимента установить начальный уровень знаний, умений и навыков по графической деятельности учащихся 1-4 классов.

Таким образом, констатирующий этап эксперимента преследовал цель - определить исходные данные по графической деятельности детей от 6 до 10 лет для дальнейшего исследования. Задачами констатирующего этапа эксперимента явились:

1) раскрытие основных закономерностей в обучении детей навыкам работы с определенными графическими материалами (графитным карандашом, цветными карандашами, фломастерами) и техникой их использования (в виде линий, штрихов, пятен и пр.). Это рассматривалось нами в изобразительной деятельности учащихся 1-4 классов в условиях поурочной и кружковой системы занятий;

2) выявление ряда характерных индивидуальных и возрастных закономерностей в проявлении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста по рисунку;

3) выявление причин, тормозящих развитие способностей у младших школьников в образно-выразительной передаче изображения в процессе работы графическими материалами;

4) описание методики обработки и интерпретации результатов педагогического эксперимента.

Похожие диссертации на Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников