Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Мамугина Валентина Петровна

Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)
<
Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мамугина Валентина Петровна. Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов) : ил РГБ ОД 61:85-13/789

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОД ГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ИЗОБРА ЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 16

1. Проявление диалектики общего, особенного и единичного в обучении студентов на худграфе и педфаке 16

2. Анализ программ по изобразительному искусству для студентов педфаков 25

3. Пути совершенствования профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов 33

ГЛАВА 2. НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 49

I. Художественно-выразительные средства набросков и зарисовок 49

2. Развитие восприятия студентов во время занятий набросками и зарисовками 74

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫ) КЛАССОВ

НА ЗАНЯТИЯХ НАБРОСКАМИ И ЗАРИСОВКАМИ (экспе

риментальная работа) 87

I. Организация и методика эксперимента 87

2. Исходный уровень профессионально-художественной подготовки студентов экспериментальных групп 94

3. Ход и анализ результатов опытного обучения

студентов педфаков 11б

4. Методические рекомендации к проведению крат

косрочных упражнений по рисунку 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 158

ПРИЛОЖЕНИЕ 183

Введение к работе

Формирование гармонически развитой личности является важной основополагающей задачей социалистического общества. В материалах ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК сформулированы требования, касающиеся улучшения постановки вопросов воспитания и обучения, постоянного совершенствования общеобразовательной школы.

На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К .У .Черненко еще раз подчеркнул: "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса".

Ведущую роль в образовании молодежи играет школа. На современном этапе потребности социально-экономического и духовного прогресса социалистического общества выдвинули перед общеобразовательной школой требование существенно улучшить обучение и воспитание подрастающего поколения, целенаправленно готовить его к активному включению в трудовую деятельность. Именно в связи с этим ЦК КПСС и Верховный Совет СССР приняли решение о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Руководящей при этом установкой является положение В.И.Ленина: "Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только

Речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко. -. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г., М., 1984, с. 16. в школу и оторвано от бурной жизни".

Решающая роль в проведении в жизнь идей реформы принадлежит прежде всего учителю. Перед ним поставлена ответственная задача: воспитать молодые поколения "способные воплотить в жизнь программные установки партии по совершенствованию развитого со- циалистического общества". Успешное решение этой задачи предполагает серьезное улучшение качества подготовки будущих учителей в педвузах.

С открытием при педагогических институтах факультетов педагогики и методики начального факультета (педагогических факультетов), готовящих учителей к преподаванию предметов начальной школы и, в частности, по изобразительному искусству, появилась необходимость в поисках и разработке вопросов их подготовки.

С психологической точки зрения в младших классах преподавание должен вести один учитель и, если он знает изобразительное искусство и умеет рисовать, то не только сможет качественно преподавать изобразительное искусство младшим школьникам, но и будет успешнее преподавать и другие предметы, поскольку они требуют на этом уровне широкое применение принципа наглядности.

В практике подготовки учителей по изобразительному искусству на этих факультетах имеется целый ряд нерешенных проблем. В частности, студенты педагогических факультетов не всегда имеют достаточные знания и умения в области овладения языком изобразительного искусства, определения эстетической, художественной и пластической сути в воспринимаемом объекте, создания выразитель-

Ленин В.й. Задачи союзов молодежи. Поли. собр. соч., 5-е изд., т. 4-І, с. 313.

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1984, с. 57. - б - ного и грамотного изображения, что связано с недостаточным количеством учебных занятий по изобразительному искусству, недостаточной освещенностью вопросов подготовки на этих факультетах.

Реально существует противоречие между потребностями общества, определяющими необходимость совершенствования подготовки студентов педагогических факультетов и современным состоянием их подготовленности. Существование такого противоречия является серьезной проблемой в практике подготовки учителя по изобразительному искусству в вузе, который должен уметь развивать у детей образное мышление, чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения изобразительного искусства, совершенствовать знания, умения и навыки в процессе их учебно-творческой деятельности.

Актуальность совершенствования подготовки будущего учителя на педагогическом факультете также определяется и тем, что в формировании гармонически развитой личности учащихся 1-3 классов важное место занимает решение вопроса осуществления взаимосвязи и взаимовлияния предметов начальной школы. Подготовка на педагогическом факультете имеет в этом отношении большие возможности. Студенты данных факультетов получают знания по биологии, музыке, литературе, математике и другим предметам, необходимые для ведения уроков в начальных классах в процессе будущей практической деятельности. Осуществление тесной взаимосвязи знаний, получаемых на занятиях изобразительным искусством с указанными выше занятиями, дает ключ к решению комплексного развития младших школьников.

В существующих трудах ученых: Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беды, А.Е.Терентьева, Е.П.Титова, А.А.Милюкова и др. рассматриваются во многих аспектах вопросы подготовки учителя по изобразитель- - 7 -ному искусству на специальных, художеотвенно-графических факультетах. Однако в их работах не затрагиваются вопросы специальной подготовки по изобразительному искусству студентов педагогических факультетов. Исключение могут составить работы авторов: В.П.Глушанской, И.Б.Шешко.

В учебно-методическом пособии для студентов-заочников В.П.Глушанской раскрываются общие вопросы обучения рисунку, декоративному рисованию, живописи, композиции, методики преподавания изобразительного искусства, даются методические указания по выполнению контрольных работ. И.Б.Шешко рассматривает вопросы обучения студентов построению и перспектике рисунка применительно к условиям педагогических факультетов, предлагает методику работы по знакомству с основами изобразительной грамоты. В их трудах уделяется внимание занятиям набросками и зарисовками. Однако они рассматриваются ими как вспомогательные задания для освоения изобразительной грамоты.

Проблеме совершенствования подготовки по изобразительному искусству на факультетах педагогики и методики начального обучения посвящены диссертации: А .В.Триселева2 (проблема подготовки

Глушанская В.П. Рисование.с методикой.преподавания. - М.: Просвещение, 1971. - 128 с; Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка (Учебное методическое пособие для студентов пед. ин-тов. - Минск: Высшая школа, 1981. - 136 с.

Триселев А.В. Проблема подготовки учителей..начальных классов в педагогических институтах по рисунку с натуры. Авгореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1%4. - 16 с. по рисунку о натуры), Б.С .Беловах (совершенствование методов преподавания на занятиях по декоративному рисованию), Т.Ф.Олей-ник2 (совершенствование системы обучения изобразительному искусству и методике преподавания на основе экспериментальной программы для школы "Изобразительное искусство и художественный труд"). Ими рассматриваются как общие вопросы совершенствования (Т.Ф.Олейник), так и частные (А.В.Триселев, Б.С.Белов). Проблема использования краткосрочного рисунка как одной из эффективных форм совершенствования подготовки учителя по изобразительному искусству на педагогических факультетах ими не рассматривается.

Между тем характер современных требований к уровню подготовки школьников и учителя по изобразительному искусству определяет необходимость поиска путей совершенствования профессионально-художественной подготовки на педагогических факультетах.

Вопросу использования набросков и зарисовок в обучении изобразительному искусству уделяют внимание многие художники-педагоги: А.О.Барщ, Т.Ф.Беляев, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, А .Е.Терентьев и многие другие.

В существующих монографиях, методических пособиях по данному вопросу отмечается необходимость широкого использования крат-

Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения). Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1981. -16 о,

Олейник Т.Ф. Художественно-творческое развитие студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 16 с. косрочных рисунков в процессе подготовки по изобразительному искусству школьников и студентов художественно-графических факультетов. В системе же педфакультетов имеются свои особенности, связанные с подготовкой студентов к преподаванию предметов начальной школы, и вопросы обучения наброскам и зарисовкам имеют свой характер проявления. Уровень подготовки по изобразительному искусству на этих факультетах пока еще нельзя признать удовлетворительным.

Исходя из вышеизложенного,нами сформулирована проблема исследования: выяснить возможности занятий набросками и зарисовками в совершенствовании профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически использовать занятия набросками в совершенствовании профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов по изобразительному искусству.

Объект исследования был определен как процесс профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов на занятиях по изобразительному искусству с использованием краткосрочных упражнений (набросков и зарисовок) по рисунку.

Предметом исследования является влияние занятий набросками и зарисовками на развитие у студентов педагогических факультетов художественного восприятия, формирование художественного образа, освоение художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства.

В результате предварительного исследования вопроса профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов по изобразительному искусству мы обратили внимание на тот факт, - ю - что студенты старших курсов на педпрактике не достаточно знают художественно-выразительные средства языка изобразительного искусства, не всегда понимают задачи художественного образа, не имеют достаточно развитого восприятия.

Причиной этого, по нашим наблюдениям, является то, что.в процессе изучения основ изобразительного искусства студентами педфака их внимание не акцентируется на важности использования при решении художественных задач разнообразных средств художественной выразительности, не полно осуществляется анализ модели изображения, изучаются основы изобразительной грамоты в отрыве от художественности и, в основном, на длительных натурных постановках. Все это не способствует эффективному формированию вышеназванных качеств.

На основе теоретического исследования проблемы, анализа педагогического опыта в этой области, а также констатирующих экспериментов была выдвинута следующая гипотеза. Повышение эффективности профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов на педагогических факультетах связано с активным использованием в обучении изобразительному искусству набросков и зарисовок, которые развивают художественное восприятие действительности, способствуют формированию художественного образа, освоению художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства.

Проблема, цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили следующие задачи исследования:

Выявить элементы структуры профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов по изобразительному искусству и дать их характеристику.

Определить основные пути совершенствования подготовки - II - студентов по изобразительному искусству.

Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности занятий набросками и зарисовками в развитии художественного восприятия действительности, формировании художественного образа, освоении художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства у студентов педфаков.

На основе проведенного исследования разработать методические рекомендации по совершенствованию профессионально-художественной подготовки студентов по изобразительному искусству через упражнения набросками и зарисовками.

Исследование проводилось поэтапно: изучение теоретических материалов по проблеме с целью определения специфики подготовки студентов по изобразительному искусству на педфаке и путей совершенствования этой формы подготовки; теоретическое обоснование возможностей занятий набросками и зарисовками со студентами > педфаков.; в развитии у них художественного восприятия действительности, формировании художественных образов, освоении художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства; разработка критериев оценки художественно-образного восприятия студентов; вариантов системы заданий по развитию вышеназванных компонентов; определение уровня развития художественно-образного восприятия, освоения языка изобразительного искусства (в вербальной и невербальной форме); исследование влияния занятий набросками на совершенствование профессионально-художественной подготовки будущих учителей по выделенным нами направлениям в ходе формирующего экспе- римента; определение педагогических результатов по использованию набросков и зарисовок в совершенствовании подготовки студентов по изобразительному искусству; разработка методических рекомендаций по использованию краткосрочных упражнений (.набросков и зарисовок) в совершенствовании профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов.

Педагогический эксперимент проводился с 1979 по 1983 гг. и имел как эпизодический, так и системный характер. Экспериментальное исследование осуществлялось в г. Москве, г. Ишиме, г. Омске. Основное экспериментальное обучение проводилось со студентами П курса МШИ им. Б.И .Ленина. Эксперимент проходил в два этапа; констатирующе-поисковый (1979-1982 гг.) и обучающий (1982-1983 гг.).

Методологической основой исследования являются работы классиков марксизма-ленинизма, директивы и постановления партии и правительства СССР в области народного образования. В частности, методологические положения о всеобщей взаимосвязи явлений и познании их сущности, о проявлении диалектики общего, особенного и единичного в общественной жизни, марксистско-ленинское учение о формировании личности в условиях развитого социализма и другие.

Исследуемая проблема рассматривалась нами в теоретическом и практическом плане. В соответствии с этим мы использовали комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ литературных источников, имеющих - ІЗ -отношение к нашей теме; наблюдение; педагогический эксперимент, анализ продуктов учебно-творческой деятельности студентов педфаков.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены элементы структуры профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов по изобразительному искусству и дана их характеристика; определены пути ее совершенствования: развитие художественного восприятия, формирование художественного образа, освоение художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства; показаны возможности краткосрочных упражнений по рисунку (занятий набросками и зарисовками) в реализации намеченных путей; показаны тенденции установления связи занятий изобразительным искусством с другими предметами, изучаемыми студентами педагогического факультета; даны методические рекомендации по совершенствованию профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов по изобразительному искусству через упражнения набросками и зарисовками.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты, относящиеся к разработке вопросов профессионально-художественной подготовки будущего учителя по изобразительному искусству на педагогических факультетах, могут быть учтены при дальнейшей разработке этой проблемы; материалы диссертации могут быть использованы в процессе работы по совершенствованию учебной программы по методике преподавания изобразительного искусства на педфаке в условиях осуществляемой в настоящее время реформы общеобразовательной и профессиональной школы; теоретический и практический материал исследования может содействовать обогащению содержания курса преподавания изобразительного искусства на педфакультетах и быть использован в практике работы пед- - и - вузов.

Апробация работы. Материалы проведенного исследования обсуждались на Ленинских чтениях МШИ им. В.И .Ленина (Москва, 1982); на Совете художественно-графического факультета (Москва, 1984); на заседаниях кафедры методики преподавания черчения, рисования и труда МШИ им. Б.И.Ленина (I982-I984-); на УІ Всероссийском симпозиуме "Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУІ съезда КПСС" (25-26 января 1983, Москва); на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Тамбовского педагогического института; научно-практической конференции преподавателей ТШИ (Тамбов, 1985).

Внедрение результатов исследования в практику.

Студенты факультета педагогики и методики начального обучения МШИ им. В.И.Ленина на занятиях по изобразительному искусству были ознакомлены с системой краткосрочных упражнений. Это позволило им применять полученные знания и умения на педагогической практике в начальных классах, включать их в выполнение других видов учебных заданий.

Разработанные методические рекомендации к проведению краткосрочных упражнений по рисунку послужили основой для внедрения предложенной методики в Чебоксарском государственном педагогическом институте, Шяуляйском пединституте при изучении курса изобразительного искусства с методикой преподавания.

Автор защищает:

I. Соблюдение единства учебно-познавательной (последовательное изучение закономерностей реальной действительности и основ изобразительной грамоты) и художественно-изобразительной (художественно-образное познание и воссоздание реального мира средствами искусства) сторон в обучении краткосрочному рисунку.

Обеспечение логической связи краткосрочного рисования с познанием образного строя произведений графики, ее изобразительно-выразительных средств.

Обеспечение системы набросков и зарисовок.

Увеличение упражнений по краткосрочному рисованию в общей системе упражнений по рисунку.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Проявление диалектики общего, особенного и единичного в обучении студентов на худграфе и педфаке

Профессионально-художественная подготовка как сложная динамическая система имеет свою структуру, содержание. Для того, чтобы определить пути ее совершенствования, нам наобходимо вначале ответить на ряд вопросов. Что включает в себя понятие "профессионально-художественная подготовка учителя по изобразительному искусству?" Какова структура содержания? Как взаимодействуют отдельные части структуры между собой?

Прежде всего необходимо выяснить, что включает в себя понятие "структура" и как понимается структура содержания профессионально-художественной подготовки. Под понятием "структура" подразумевается определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующее строение, устройство чего-либо. В исследованиях художников-педагогов мы встречаем различное их определение. Так, например, С .И .Дембинский2 в структуре подготовки выделяет такие элементы: специальную, логическую, общепедагогическую и методическую. Им дается и более краткое определение элементов структуры: знание специальности и методики преподавання.

Под знанием специальности в художественной педагогике, как известно, подразумевается знание по спецпредметам. И поскольку на данном этапе мы опираемся на литературные источники, имеющие прямое отношение не к педагогическому факультету, а художественно-графическому, то знание спецпредметов включает в себя знание рисунка, живописи, композиции и т.д. Знание же методики преподавания - знание того, как преподавать в школе предмет "Изобразительное искусство", которое предполагает работу и по рисунку, и по вивописи и т.д.

Художественно-выразительные средства набросков и зарисовок

Рисунок, как известно, по времени исполнения подразделяется на длительный и краткосрочный. Рассматриваемые нами наброски и зарисовки относятся к последнему из указанных видов рисунка.

Длительный и краткосрочный рисунок в изобразительном решении образа восприятия действительности имеют общую основу. Наряду с этим каждый из них обладает характерными для него особенностями художественно-выразительного решения изображения, определяемые продолжительностью исполнения.

Набросок - это "... монохромное неполное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчай ший промежуток времени...". Зарисовка - "... более полное чем набросок, но отнюдь не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок. Время работы над зарисовкой обычно определяет сам рисующий, что завиоит от требований, которые он предъявляет к ее содержанию, а также от дальнейшего назначения зарисовки". Зарисовка является как бы продолжением наброска в сторону обогащения его деталями. Она, благодаря большой полноте передачи натуры, есть промежуточный вид между длительным рисунком и наброском. Различие между наброском и зарисовкой заключается не столько во времени, затрачиваемом на исполнение, а, главным образом, в самих спосо - 50 -бах работы. Зарисовка с самого начала и до конца выполняется только с натуры. Набросок же может исполняться как с натуры, так и по памяти, по представлению, по воображению. Краткосрочные рисунки, как и длительные, могут выступать в качестве самостоятельного произведения. В другом случае они выполняют вспомогательную функцию - композиционные наброски, наброски частей объектов и т.д.

Минимальное время, отводимое для работы над набросками и зарисовками, влияет на характер изображения. Рисунок, выполненный в короткий срок, требует большой обобщенной трактовки форш, так как показывает самое существенное в изображаемом объекте. Обобщенным называют изображение "... когда сложная форма решается верной и выразительной передачей только ее основных, типических и характерных признаков без мелкой деталировки". Изображение предполагает переработку впечатлений от действительности, от реального облика предметов. Смысл художественного обобщения состоит в том, что каждая форма мира ассимилируется с мыслью и чувством художника. Зримый облик объектов изображения составляет то, что соответствует идее художника. Он как бы приобретает одностороннюю выразительность.

Обобщение, как известно, присуще любому изображению. Однако его мера в том или ином изобразительном решении образа различна. В наброске оно проявляется в наибольшей степени и является одним из основных его изобразительно-выразительных качеств. Идея рисовальщика здесь выражается очень кратко и концентрированно.

class3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫ) КЛАССОВ

НА ЗАНЯТИЯХ НАБРОСКАМИ И ЗАРИСОВКАМИ (экспе

риментальная работа) class3

Исходный уровень профессионально-художественной подготовки студентов экспериментальных групп

Для проведения эксперимента были привлечены две учебные группы студентов 2 курса общим количеством 53 человека. Каждая группа для проведения занятий по изобразительному искусству делилась на подгруппы. Количество студентов по подгруппам было следующим: первая подгруппа - 13 человек, вторая - 15, третья -14, четвертая - II.

Общий состав участников позволял выявить те общие закономерности в подготовке студентов, которые необходимо учитывать в процессе дальнейшего обучения.

На данном этапе экспериментального исследования предварительная подготовка обучающего характера по разработанной нами методике не проводилась. Это позволяет считать опытный контингент типичными учебными группами для педагогического факультета.

Для проведения эксперимента было важно подобрать задания и критерии, по которым оценивались результаты проверки. В их разработке мы опирались на исследование Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской.

Задание I. Художественно-образный подход к освоению реальной действительности.

Вниманию студентов были предложены три предмета - вазы, различные по форме, соотношению пропорций, конструкции, характеру линий общего контура (рис. 21, 22, 23;. Необходимо было определить образы на основе выделения характерных признаков предметов.

На основании полученных данных из ответов студентов мы определили качественные оценки восприятия студентами объектов действительности и распределили их по уровням.

1. Образ определяется по эмоциональному впечатлению, которое производит объект, руководствуясь в оценке эмоциональным обобщением - высокий уровень.

Так, например, "образ спокойствия, определенности" (рис. 21); "образ грациозности, стремительности" (рис. 22); "образ торжества, изящества" (рис. 23).

2. Образ определяется на основе выделения в объекте одного или нескольких эстетических признаков, которые частично его характеризуют - средний уровень.

Так, например: "предмет массивный, симметричный" (рис, 21); "ваза динамичная" (рис. 22); "предмет имеет плавные очертания формы, симметричный" (рис. 23).

3. Образ определяется студентами на основе установления определенных смысловых связей, анализ чрезмерно логизирован: поиск тривиального смысла заменяет эстетическую оценку и осуществляется таким образом на основе выделения информативных характерных признаков - низкий уровень.

Приведем пример: вазы стоящие, одинаковые по высоте, но разные по форме и т.д.

Похожие диссертации на Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)