Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Сущность идейно-политического воспитания и его место в системе коммунистического воспитания
Раздел II. Становление идейно-политического воспитания и особенности его развития в условиях социалистического строительства в СССР
Раздел III. Дальнейшее совершенствование идейно-политического воспитания в развитом социалистическом обществе и пути повышения его эффективности
Заключение
Список использованной литературы
- Сущность идейно-политического воспитания и его место в системе коммунистического воспитания
- Становление идейно-политического воспитания и особенности его развития в условиях социалистического строительства в СССР
- Дальнейшее совершенствование идейно-политического воспитания в развитом социалистическом обществе и пути повышения его эффективности
Сущность идейно-политического воспитания и его место в системе коммунистического воспитания
Выступая в действительности целостным процессом, коммунистическое воспитание представляет собой такое сложное явление, изучать которое, как верно было замечено в одной работ, "можно только расчленяя его на отдельные стороны . Среди возможных способов "расчленения" процесса коммунистического воспитания важную роль играет выделение в нем основных направлений, таких как трудовое воспитание, идейно-политическое, нравственное, эстетическое, правовое и др. Занимая среди них ведущее место, идейно-политическое воспитание в теоретическом плане разработано все же далеко не достаточно. В известной мере это объясняется тем, что хотя идейно-политическое воспитание как явление общественной жизни и возникло вместе с марксизмом, с начала распространения его в среде рабочего класса и передовой интеллигенции, соответствующий термин для обозначения своей сущности оно получило только в советские годы. Следует также учитывать то, что довольно длительное время термин "идейно-политическое воспитание" ассоциировался в сознании исследователей или с политическим воспитанием , или же в нем видели просто понятие, выражающее основную характеристику коммунистического воспитания и, по сути дела, ему адекватное3. ,
Лишь с выделением ХХУ съездом КПСС идейно-политического воспитания в качестве одного из главных направлений коммунистического воспитания появились работы, в которых ставилась зада-ча рассмотреть его специфику, сущность . Недостатком этих работ, на наш взгляд, является то, что идейно-политическое воспитание в них берется только как "ставший11 объект, в его статической ферме. Между тем соблюдение кардинального ленинского требования рассматривать предмет "лишь / / исторически; /л/ лишь в связи с другими; /J / лишь в связи с конкретным опытом истории" обязывает увязывать выяснение сущности идейно-политического воспитания с определением причин его возникновения, характера связей с другими направлениями коммунистического воспитания и места в этой воспитательной системе.
Вскрытие причин возникновения идейно-политического воспитания приводит к не обходимое ти-более пристально взглянуть на политическое воспитание. Начало его относится ко времени появления государства и классов. Власть, объективно выражающая уже не интересы общества в целом, а узкокл&ссовый эгоистический интерес, представляемый ею как интерес всеобщий, опирается при осуществлении этого на "надстройку из идеологических сословий, деятельность которых, - хороша ли она или дурна, - хороша потому, что необходима". В итоге господствующий класс, сосредоточивший в своих руках средства материального и духовного производства, под чинявт себе мысли тех, у кого этих средств нет, т.е. мысли угнетенного класса; его мысли становятся господствующими мыслями эпохи. Оцним из следствий идеологического воздействия на сознание общества является то, что государство предстает перед людьми"не как их собственная объединенная сила, а как некая чуздая, вне их стоящая власть", имеющая законное право направлять их во т лю и поведение.
Это и есть результат политического воспитания, которое, начиная с рабовладельческой эпохи, можно выделить в качестве одного из видов общественного воспитания. Характерной его особенностью является то, что с самого начала оно было ориентировано на обеспечение политического господства отдельных классов и социальных слоев. Будучи направлено на формирование в обществе социально-политических взглядов и убеждений, соответствующих интересам господствующих классов, политическое воспитание являлось необходимой часть внутренней политики государства. Поскольку задача последней есть "сохранение и упрочение существующей в данном го-сударетве системы общественных отношений, то это обусловливает консервативный характер осуществляемого им политического воспитания.
Достигались цели политического воспитания прежде всего спомощью тех средств, которые предоставляло обладание государствен ной властью. Важное место в системе этих средств занимало право. Первые законы, сохраняя генетическую связь с традициями и обычаями родового строя, еще опирались на моральные нормы и правила поведения, господетврвавшие в доклассовом обществе. Примероммогут служить, в частности, законы Солона, требовавшие от граждан повышенной общественно-политической активности1» Но в ходе развития эксплуататорского строя, роста имущественной дифферен-цияции и усиления государственного аппарата как относительно самостоятельной силы, все больше пробивала дорогу тенденция к ограничению круга политически активных лиц. Этот процесс сопровождается усилением влияния на сознание человека таких средств воспитания как искусство, литература, религия, с помощью которых господствующие классы формировали в обществе нужные им политические настроения и взгляды. Сочетая в себе систему политического господства /которое А.Грамши именовал диктатурой/и систему идейно-нарвствеиного господства /гегемония/, государство добивается определенного успеха, вызывая "политическое суеверие", изображающее, что "государство должно скреплять гражданскую жизнь, между тем как в действительности, наоборот, гражданская жизнь скреплжт государство"2.
Подобный успех воспитательной политики государства объясняется тем, что оно действительно является органом в известной мере стоящим над обществом. Поэтому в отдельные исторические периоды государство не только претендует на роль "надклассовой" силы, но и
Становление идейно-политического воспитания и особенности его развития в условиях социалистического строительства в СССР
Приступая к рассмотрению конкретного процесса идейно-политического воспитания, следует сделать, несколько предварительных замечаний.
Прежде всего, необходимо отметить, что в развитии идейно-политического воспитания может быть выделено несколько этапов, полностью совпадающих с периодизацией идейно-воспитательной деятельности партии и коммунистического воспитания в целом.
Относительно последней в литературе не существует серьезных разногласий. За основу, как правило, берется имеющееся в советской историографии деление на этапы развития классовой борьбы и социалистического общества в нашей стране. Различие же в основном состоит лишь в степени дробности и масштабах охвата что зависит от рамок исследования и его задач. Так в монографии Академии общественных наук при ЦК КПСС в деятельности партии по воспитанию нового человека выделяются четыре основные этапа:
Красин А.Н. в своем исследовании, посвященном становлению коммунистического типа личности, берет три этапа: первый - от победы социалистической революции до построения социализма в основном; второй этап - до утверждения зрелого социалистическогообщества, и третий охватывает период развитого социализма.
Мостовой С.Н., рассматривая принципы идейно-воспитательной работы, выделяет в ней два периода: переходный период от капитализма к социализму и современный этап, отмечая при этом, что у переходного периода "есть свои этапы, несхожие между собой, у каждого из них разный объем и характер воспитательныозадач, свои трудности".
В настоящей работе автор исходит из того, что процесс идейно-политического воспитания в нашей стране состоит из следующих, имеющих свою внутреннюю специфику, этапов:1. Период подготовки социалистической революции и её политической армии /1880-ые г.г. - 1917 г./;2. Период осуществления первых революционных преобразований в политическом сознании общества, совпадающий по временис началом переходного периода от капитализма к сциализму /ISI7 -1927 г.г./;3. Период выработки новых социально-политических качеств советских людей в условиях развернутого строительства социализма в СССР /1928-1936 г.г./;4. Период развития и упрочения классового, социалистического сознания советского народа /1937 г. - начало 1960-х г.г./, в рамках которого особое место занимают и должны специально выделяться предвоенные и военные годы /1938-1945 г.г./;5. Современный этап идейно-политического воспитания,характеризующийся формированием у каждого советского гражданина вы сокой политической сознательности и культуры, классового, партийного подхода ко всем явлениям общественной жизни /с середины 1960-х г.г./.
Далее. Поскольку объем работы не позволяет в достаточной степени подробно останавливаться на всех этапах, то автор сосредоточил свое внимание на первых трех, а также на последнем, этапах, так как именно они представляют наибольший интерес с точки зрения задач, поставленных в диссертации.
И последнее. Становление идейно-политического воспитания, имеющего целью подготовку субъективного фактора, способного произвести революционные преобразования в обществе, тесно связано в именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Их практическая деятельность по распространению идей научного социализма я теоретические высказывания по этому поводу дают возможность сделать некоторые общие выводы, касающиеся сущности, содержания и основных принципов идейно-политического воспитания. Это обязывает начать изложение содержания данного раздела хотя бы с краткого анализа соответствующих положений, выдвинутых основоположниками марксизма.
Изучая политические и социальные взгляды передовых рабочих Англии, Франции, Германии К. Иаркс и Ф. Энгельс уже в начале 1840-х гг. ясно видели слабость, утопичность их коммунистических учений. Поэтому, разработав на рубеже 1845 - 46 г.г. основы научного коммунизма, они с этого времени старались убедить в правильности созданной ими теории "европейский и прежде всего германский пролетариат".2 Обращение К. Маркса л Ф. Энгельса впервую очередь к немецким рабочим объяснялось тем, что именно они отличались тогда наиболее высоким уровнем идейного развития. Это, как потом отметил В.Л. Ленин, является одной из важнейших предпосылок для усвоения марксизма.
Цельное, систематическое, лучшее, по мнению В.И. Ленина, изложение своего учения К. Маркс и Ф. Энгельс дали в "Манифесте Коммунистической партии", который А. Бебель назвал "образцовой агитационной работой", имея в виду выбранную для программного документа коммунистов эмоциональную форму изложения, яркость и ясность стиля, что делало его доступным ж понятным рабочим.
Стремление сочетать свою теоретическую принципиальность с тщательным учетом фактического состояния рабочего движения, с особенностями его идейного развития было характерно для выступлений основоположников научного коммунизма перед рабочими. "Наш
Дальнейшее совершенствование идейно-политического воспитания в развитом социалистическом обществе и пути повышения его эффективности
Прежде всего следует отметить требование органического сочетания идейно-воспитательной работы с организаторской и хозяйственной деятельностью партии. "... Успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики", - было сказано на ХХУІ съезд КПСС. Тесная связь эффективности воспитательной деятельности с осуществлением планов коммунистического строительства на всех других фронтах вызывает необходимость, чтобы ответственность за идеологическую работу, которая сейчас все больше выдвигается на первое по своему значению место, ложилась теперь на всех коммунистов, чем бы они конкретно не занимались. "Мы должны... исходить из того, что формирование сознания коммунистов и всех граждан социалистического общества - это дело не только профессионалов-идеологов, пропагандистов, работников средствмассовой информации. Это - дело всей партии", - говорилось на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС. Это первая особенность проводимой КПСС перестройки идеологической, политико-воспитательной работы. Суть её - изменить подход к идейно-воспитательной деятельности с учетом более полного воздействия на объект воспитания окружающей его социальной среды. Вторая черта данной перестройки - опора на собственную активность воспитуемых. "Воспитание в современных условиях во всебольшей степени выступает как самовоспитание, в котором трудящиеся играют такую же активную роль, как и в других сферах общественной деятельности - на производстве, в социальной и политической жизни". Используя эту объективную тенденцию развития воспитательного процесса партия и производит намеченную перестройку идеологической работы. "Осуществляемая нашей партией перестройка многих сфер и участков идеологической, политико-воспитательной работы как раз и направлена на то, чтобы формирование социально зрелой личности осуществлялось в процессе сознательного, творческого участия в коммунистическом строительстве, в про рцессе решения социально-экономических, политических задач..." , -отмечает газета"Правда".
И, наконец, третья особенность этой перестройки состоит в том, чтобы на основе совершенствования и применения современных, высокоэффективных средств, форм и методов организации и управления идеологическим, воспитательным процессом добиться повышения идейного уровня, коммунистической сознательности и политической культуры каждого советского гражданина. "Главное в идеологической работе..., - подчеркивает К.У. Черненко, - в том, чтобы сделать каждого советского гражданина активным и сознательным участником коммунистического строительства, слить воедино его знания, убеждения и практические действия". Именно это положение является сердцевиной июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, -отмечалось на встрече в Центральном Комитете с ветеранами партии 15 августа 1983 года.может быть достигнуто без соблюдения некоторых общих требований к организации этого процесса, которые отражая и учитывая вышеперечисленные его особенности в современных условиях, фиксируются как принципы идейно-политического воспитания.
В существующей научной литературе вопрос о принципах идейно-политического воспитания специально не рассматривался. Зато в ней немало разнообразных точек зрения относительно принципов коммунистического воспитания и идейно-воспитательной работы партии, что позволяет сделать соответствующее сравнение, поскольку, видимо, эти принципы приемлемы и к идейно-политическому воспитанию. Так, коллективная монография под редакцией Ж.Т. Тощенко выделяет три принципа коммунистического воспитания: классовость, партийность, научность. Мостовой С.Н. для идейно-воспитательной работы также берет три принципа, но уже другие: принцип конкретно-исторического подхода, партийность, принцип единства идейно рвоспитательной работы и революционной практики. Другой советский ученый-Рябов Д.Д. дает восемь принципов научного руководства процессом коммунистического воспитания. Это принципы классовости, объективности, связи с массами, преемственности, учета индивидуально-психологических особенностей объекта воспитательного воздействия, основного звена, контроля и проверки исполнения воспитательных решений, научного подбора и воспитания идео-логических кадров.
Приведенные примеры, далеко не исчерпывая высказанные в литературе мнения, позволяют тем не менее сделать следующий вывод: фактически говоря об одном и том же, авторы лишь по-разномугруппируют и формулируют выделяемые ими принципы.В настоящей работе диссертант исходит из того, что идейно-политическое воспитание как составная часть коммунистического воспитания и идейно-воспитательной работы партии имеет общие с ними принципы, которые лишь специфически расрываются в ходе воспитательного процесса. Эти принципы вполне сводятся в трем основным: партийность, научность, комплексный подход. Но в их содержании заключены настолько существенные элементы, что при своем развитии последние могут быть представлены как самостоятельные принципы.
Рассмотрим вышеназванные принципы и специфику раскрытия их в процессе идейно-политического воспитания.
Принцип партийности. Выделение партийности в качестве главного и ведущего принципа как идейно-политического, так и коммунистического воспитания в целом обесловлено сохранением классового характера, партийности идеологии и воспитания в социалистическом обществе. Современная обстановка, - постоянно отмечается в документах КПСС, требует последовательного проведения классовой линии в вопросах воспитания, четкости л ясности идейных позиций, дальнейшего повышения революционной бдительности, последовательной борьбы против аполитичности, частнособственнических пережитков и мещанских настроений, проявлений нигилистического отношения к завоеваниям социализма, против проникновения.буржуазных и ревизионистских взглядов.
Осуществление идейно-политического воспитания на основе принципа партийности предполагает:- овладение классовым подходом к оценке явлений общественш жизни;