Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Дамбаева Вера Дашиевна

Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса
<
Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дамбаева Вера Дашиевна. Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса : ил РГБ ОД 61:85-9/222

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Единство и преемственность поколений - необходимое условие развития общества 14-76

1. Поколение как философско-социологическая категория . 14-43

2. Сущность процесса преемственности поколений в условиях социалистического общества , 43-76

ГЛАВА II. Преемственность поколений как необходимый фактор утверждения социалистического образажизни 77-151

1. Социальные механизмы преемственностипоколений 77-112

2, Духовная жизнь и преемственность поколений 112-151

Заключение 152-159

Биография 160-174

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ» Преемственность поколений - одна из из самых волнующих социальных проблем современности, ибо это -проблема будущего мира. А будущее человечества, его судьба,характер и темпы его дальнейшего развития в определяющей степени зависят от ориентации молодого поколения. Каждое поколение, сходя со сцены общественной жизни, оставляет богатейшее наследство в виде материальных и духовных ценностей. Общественный прогресс зависит от того, насколько каждое поколение умеет воспринять, сохранить, развить и передать последующему это наследство. Общественная жизнь - это весьма динамичный процесс, характеризующийся изменением и развитием материальных и духовных условий жизнедеятельности людей. Постоянно происходит смена поколений. Поэтому вступление подрастающих поколений в жизнь каждый раз ставит перед обществом все новые и новые проблемы и задачи. Зафиксировать эти проблемы, осмыслить их, найти средства их решения, выработать формы и методы воспитания - одна из задач философии и социологии; она относится к числу тех, которые не решаются однажды, раз и навсегда. Поэтому по праву можно сказать, что эта тема является одной из "вечных" и актуальных проблем.

Построение развитого социалистического общества, ускорение темпов общественного развития, постепенное утверждение социалистического образа жизни, научно-техническая революция и т.д. обусловили особенности нынешнего этапа развития советского общества. А эти факторы, в свою очередь, порождают новые черты, стороны преемственности поколений. Тщательный анализ и учет их является чрезвычайно важной задачей коммунистического воспитания подрастающих

поколений. Изучение этих изменений позволяет поставить управление процессом преемственности поколений на научную основу. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что в период коммунистического строительства все более возрастает роль научного руководства всеми сторонами общественной жизни.

Другая существенная причина актуализации проблемы преемственности поколений вызвана тем, что динамизм общественной жизни заметно усложнил процесс становления молодого поколения.

Во-первых, в эпоху бурного научно-технического прогресса изменения в общественных и экономических условиях существования человека происходят гораздо быстрее, чем перестройка его физической и психической организации. Это требует подвижной, научно обоснованной системы управления развитием человека, становлением личности.

Во-вторых, с одной стороны, наблвдается быстрое физическое и умственное развитие современного подростка (акселерация), с другой стороны, молодежь вступает в трудовую деятельность гораздо позже, за счет удлинения сроков обучения. Это порождает среди определенной части молодежи социальную и нравственную инфантильность.

В-третьих, вследствие ускоренных темпов общественного развития увеличиваются различия между старшим и младшим поколениями. Это не означает отсутствия преемственности поколений, но сама преемственность становится другой и может осуществляться только с учетом меняющихся условий. Поэтому необходима дальнейшая конкретизация воспитательной работы, более глубокий учет особенностей сознания, психики, интересов, материальных и духовных интересов потребностей отдельных групп молодежи.

Актуальность данной темы определяется и теми задачами, постав-

ленными перед общественными науками ХХУ и ХХУІ съездами КПСС, Разработку теории развития социалистического образа жизни ХХУ съезд КПСС определил как одно из актуальных направлений научных исследований, а совершенствование социалистического образа жизни - как одну из основных социально-политических задач десятой пятилетки. На дальнейшее углубление изучения закономерностей утверждения социалистического образа жизни указал ШІ съезд КПСС. Теория социалистического образа жизни и научное определение задач его совершенствования - один из важнейших аспектов коммунистического воспитания, ибо исследование образа жизни дает целостное представление о материальных и социальных условиях жизни человека, о социально-нравственных ценностях, выражающих его существо. Выявление характерных черт и особенностей, перспектив социалистического образа жизни имеет первостепенное значение для управления всем процессом развития молодежи. Анализ воздействия социалистического образа жизни на формирование молодого поколения позволяет наиболее полно показать гуманистический потенциал социализма, весь объем и содержание экономических, социально-политических и культурных возможностей, которые предоставляет общество вступающим в жизнь юношам и девушкам. Теория социалистического образа жизни имеет важное значение и для выработки четкой социальной ориентации у новых поколений граадан нашей страны, вовлекаемых в активную историческую практику.

Наконец, исследование данной проблемы имеет особое идеологическое значение в борьбе с антикоммунизмом. Известны лживые утверждения буржуазных идеологов о том, что молодежь социалистических стран не приемлет "навязываемого" ей коммунистами образа жизни. В обстановке современной разрядки международной напряженности, расширения контактов на всех уровнях наши идеологические противники

рассчитывают в том числе и на "размягчение" сознания молодежи стран социализма, В борьбе с этими и другими антинаучными теориями одним из веских наших аргументов служит сам социалистический образ жизни как наиболее яркое и ощутимое преимущество нового общественного строя,

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Считаем необходимым отметить, что отдельные моменты этой сложной и многогранной темы не раз становились предметом исследования. Анализ литературы, опубликованной в последние два десятилетия, выявил неравноценность разработки тех или иных сторон проблемы, В наибольшей степени изучены социальные черты поколения советской молодежи, особенности ее общественной активности, психологических, нравственных качеств,материальных и духовных потребностей. Вопросы социальной преемствен-

I. См.: Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., "Наука", 1973; Волков Ю. Социальные проблемы молодежи. М., "Знание", 1971; Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974; Жизненные планы молодежи. Свердловск, 1966; Общество и молодежь. М., "Молодая гвардия", 1973; Молодежь, образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л., 1973; Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969; Молодежь и труд. М., "Молодая гвардия", 1970; Молодежь и образование, м., 1972; Чурбанов В.Б. "Непризнанные гении". Социологические заметки о юношестве.М., "Молодая гвардия", 1977; Коган Л.Н. Рабочая молодежь. Труд, учеба, досуг. Свердловск, 1969; Комаров Е.Г. Активность молодого поколения рабочего класса. Красноярск, 1976; Лисов -ский В.Т. Эскиз к портрету. М., "Молодая гвардия*, 1969;Кап-то А. Социальная активность молодежи. М., 1971;Мордкович В. Общественная активность молодежи. - В сб.: Наука убеждать.М., 1969; Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента.Л.,1974; Трудовая активность молодежи и пути ее развития. М., 197о;Тит-ма М.Х. Выбор профессии как > социальная проблема. М., "Мысль", 1975, Мансуров В.А., Барбакова К.Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М.: Наука, 1981;Толстых В.И. Сократ и мы. М.: Политиздат, 1981; Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. М.: Экономика, 1982; Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.

ности поколений явились предметом исследования ряда советских авторов. Особого внимания среди работ, посвященных анализу преемственности поколений в социалистическом обществе, заслуживает книга "Преемственность поколений как социологическая проблема". Она выгодно отличается от других работ по данной проблеме, авторы которых нередко ограничиваются отдельными замечаниями или положениями общего характера. В этой книге, если не решены все проблемы преемственности поколений, то, по крайней мере, они поставлены.

Большой интерес представляют работы И.С.Кона, в которых поставлены основные вопросы проблемы взаимоотношений поколений, их преемственности, сосуществования и различий между ними*

1. См.: Воловик В.И. Преемственность поколений. М., "Знание",
1973; Каменир Ц.Г. К проблеме преемственности поколений. -
В кн.: Молодежь и социализм. Тезисы докладов. Секция I. М.,
1967; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколе
ний. М., 1976; Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи.и речи.
М.: Наука, 1981; Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории.
М., "Мысль", 1975; Родионов Б.А. Ленин В.И. и проблема преем
ственности поколений. - В кн.: Проблемы духовной культуры и
формирование личности. Свердловск, 1970; Коваленко Г. Единст
во и преемственность поколений. - "Молодой коммунист", 1977,

№ I: Преемственность как социологическая проблема. М.,"Мысль", 1973; Структура монолита. Единство и преемственность поколений — закономерность развития социалистического общества. -"Молодой коммунист", 1971, № АІ Еамазанов В.М. Некоторые социально-психологические аспекты в формировании советского молодого поколения. - В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып. 2, М., 1973; Пастухов Б. Преемственность поколений и социальное творчество молодежи. - "Политическое самообразование", 1978,МО; Худушин ф.С. Марксизм-ленинизм и проблема преемственности поколений. - "Социологические исследования" ,1977,№3; Ткачук И.Ф. Марксизм-ленинизм о значении преемственности поколении в прогрессе обществе.-В сб.:Вопросы общественных наук.Вып. 28,Киев, 1Э76;Шевырногова Л.А.Преемственность поколений как фактор ускорения общественного прогресса.-В кн.: Проблемы научного управления социальными процессами.Вып.1., Красноярск,1975;Научно-техническая революция:социализм,культура, человек. М.; Наука, 1962.

2. См.: Кон И.С. Социология личности, М.,Политиздат,1967:его же:
Юность как социальная проблема. - В кн.: Работа партийных
организаций по повышению роли комсомола в воспитании молодежи.
М., "Наука", 1967.

- 8 -Отдельные аспекты проблемы затрагиваются в кандидатских диссертациях 70-х годов - диссертации А.А.Антонова "Взаимоотношение поколений при социализме как социально-философская проблема", Уральск, 1978; В.И.Воловик "Преемственность поколений и прогресс социалистического общества", М., 1972; А.И.Савенкова "Преемственность поколений и трудовые династии", Свердловск, 1978; Л.И.Бу-довской "Роль преемственности поколений и трудовых традиций советского народа в коммунистическом воспитании рабочей молодежи", Киев, 1976. Диссертация А.И. Савенкова посвящена анализу трудовых династий как канала преемственности поколений. Л.М.Будов-ская в своей работе рассматривает трудовые традиции в качестве механизма преемственности поколений и их роль в коммунистическом воспитании рабочей молодежи. Отдавая должное этим работам, мы не можем не отметить, что разработка проблемы преемственности поколений не является основным предметом исследования этих авторов, поэтому она не получила должного освещения.

Более существенный вклад внесли работы В.И.Воловик и А.А.Антонова. В.И.Воловик попытался раскрыть характер и особенности преемственных связей между поколениями в условиях поступательного развития социалистического общества, выяснить взаимосвязь с закономерностью социального прогресса. А.А.Антонов рассматривает в своей работе особенности проявления взаимоотношений между поколениями в различных сферах общественной жизни, характер и особенности противоречий между поколениями при социализме, разработал классификацию поколений социалистического общества.

Ряд советских авторов рассматривают в своих работах преемственность в различных сферах жизни и деятельности общества:

в науке, искусстве, философии.

Методологическое значение категории "поколение" явилось предметом исследований А.И.Афанасьевой, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, И.С.Кона, Н.М.Мельниковой, Г.А.Смирнова. В их работах вскрыто и отчасти проанализировано содержание категории "поколение".

Крупными вехами в развитии исследований проблем молодежи явились всесоюзные научные конференции: "Социализм и молодежь" (1967), "В.И.Ленин и коммунистическое воспитание молодежи" (1970), секция "Молодежь как общественная группа" на II Всесоюзной конференции по проблеме "Изменение социальной структуры советского общества" (1972), "Ленин и молодежь" (1974), "ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи" (1976). Материалы этих конференций внесли ценный вклад в разработку интересующей нас проблемы.

Анализ социалистического образа жизни молодого поколения нашего общества потребовал выяснения сущности понятия "образ жизни". В связи с этим мы обратились к существующей литературе по данной проблеме. Значение исследования теоретических и практических вопросов социалистического образа жизни обусловило появление работ, в которых рассматриваются методологические проблемы его исследования, выделяются научные критерии подхода к нему, образ жизни анализируется как историко-материалистичеекая и социологи-

I. См.: З.А.Мукашев. Преемственность в философии. Алма-Ата, 1973; его же: Преемственность в философии (Роль мыслителей арабского Востока в развитии философии). - В-сб. Философские науки. Вып. 3, Алма-Ата, 1973; В.К.Чалоян. Восток-Запад (преемственность -в философии античного и средневекового общества). М., "Наука", 1968; А.Ф.Зотов. Преемственность научного знания и принцип соответствия. - В кн. Проблемы истории и методологии научного познания. М., "Наука", 1974; А.С.Бушмин. Преемственность в развитии литературы. Л., "Наука", 1975; Э.А.Баллер. Преемственность в развитии культуры. М., "Наука", 1969;П.Л.Ка-пица. Эксперимент. Теория. Практика. М.; Наука, 1981.

ческая категория, значительное внимание уделяется вопросам совершенствования социалистического образа жизни, влияния его на формирование нового человека и духовное развитие личности.

Краткий анализ статей, монографий, сборников показал, что хотя в нашей философской литературе вопросы, связанные с преемственностью поколений, поднимаются нередко, но проблема в целом не получила еще должного освещения и исследования в большинстве своем носят постановочный характер. Ничуть не умаляя значение вышеперечисленных исследований, нельзя в то же время не отметить, что пока нет работ, в частности, монографий, которые были бы всецело посвящены анализу сущности преемственности поколений, ее роли в системе социалистического образа жизни. Именно это обстоятельство опреде-

  1. См.: Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы, суждения. М.; "Наука", 1978; его же: К вопросу о социалистическом образе жизни. - коммунист", 1976, $ 1; Струмилин С.Г., Писаренко Э.Е. Социалистический образ жизни: методология исследования.-"Вопросы философии", 1974, & 2; Федосеев П. Теоретические проблемы развитого социализма. - "Коммунист", 1976, В 15; Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М.: Политиздат, 1975; Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1976; Глезерман Г.Е. Образ жизни как социологическая категория. - "Социологические исследования", 1976, № І: Мчедлов М.П. Образ жизни и идеологическая борьба. М., "Знание0, 1976; Социологический образ жизни. М.: Политиздат, 1980; Социалистический образ жизни. (Развитие трудовой и общественно-политической активности). Алма-Ата, "Наука , 1980.

  2. См.: Глезерман Г.Е. Ленин и формирование социалистического образа жизни. - "Коммунист", 1974, ш I; Роговин В.З., Безруков А.В. Развитие социалистического образа жизни. М., 1977; Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни и его развитие в СССР. М., "Мысль", 1977; Зацепин В.И. Социалистический образ жизни и духовное развитие личности. М., "Молодая гвардия", 1977; Щербицкий В.В.

ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формирование нового человека. М., Политиздат, 1977; Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы (по материалам Всесоюзной научно-теоретической конференции в Киеве 18-20 мая 1977 г.). М., Политиздат, 1977; П.П.Лопата. Социалистический образ жизни: теоретические основы и практика КПСС. - "Вопросы истории КПСС: 1975, № 12 и др.

- II -

лило выбор темы исследования. Анализ степени изученности вопросов избранной нами проблемы показал недостаточную разработанность следующих аспектов: имеются разночтения по вопросу о содержании понятия "поколение", нет точности и единства в определении сущности категории "образ жизни"; мало публикаций, посвященных анализу процесса преемственности поколений в условиях развитого социализма, его трудностей и противоречий; совершенно недостаточно изучены социальные механизмы этого процесса.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В предлагаемой работе предпринята попытка целостного освещения сущности преемственности поколений в условиях развитого социализма. Автор поставил перед собой задачу выяснить характер и особенности преемственности поколений в двух сферах социалистического общества - материальной и духовной, проанализировать некоторые трудности и противоречия этого процесса, наметить пути разрешения их. Делается попытка рассмотреть роль наставничества и революционных, боевых и трудовых традиций как социальных механизмов преемственности поколений, выяснить взаимосвязь этого процесса с социалистическим образом жизни. С этой целью предпринят анализ некоторых сторон образа жизни молодого поколения социалистического общества. Исследование данной проблемы привело к необходимости выяснения исходных категорий. В связи с этим мы попытались рассмотреть содержание понятий "поколение", "образ жизни".

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ РАБОТЫ

Методологической и теоретической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов партии, постановления ЦК КПСС и Советского правительства, доклады и выступления руководителей партии и правитель-

ства, другие партийные документы.

Источниковедческой базой исследования послужили теоретические работы по философским и другим общественным наукам. Использованы как монографические работы, так и научные и публицистические статьи, материалы периодической печати, относящиеся к рассматриваемой проблеме. Автор стремился в меру своих возможностей развить содержащиеся в них положения, а также разработать вопросы, не нашедшие в них достаточного отражения. Для конкретизации исследования диссертант использовал материалы прикладных социологических исследований, осуществленных в различных районах нашей страны (Москве, Ленинграде, Челябинске, Свердловске), а также материалы конкретного социологического исследования, проведенного социологической группой при кафедре философии КазПИ им. Абая, в котором автор принимал непосредственное участие.

Конкретное социологическое исследование было проведено с целью изучения различных сторон духовной жизни молодого поколения.Следует отметить, что в 60-х годах в нашей стране осуществлены социологические исследования молодежи, в результате которых получены представительные и научно обоснованные выводы. Поскольку любой объект должен исследоваться не в статике, а в динамике, в процессе "самодвижения", постоянном изменении и развитии, очевидно, не совсем правомерно механически переносить на характеристику интересов,ценностных ориентации, стремлений молодых людей 70-х годов эти выводы. Происходящие прогрессивные изменения в социальной жизни оказывают существенное влияние на уровень образования, профессиональные интересы, образ жизни молодежи. Поэтому важно представить эволюцию поколения, характер и направленность происходящих в нем изменений в уровне образования, социальном положении, объеме трудовой и общественной активности, потребностях и интересах, вкусах и

- ІЗ -

предпочтениях, происходящих не только на протяжении десятилетий, но и в течение, по крайней мере, пяти-десяти лет. Это обстоятельство и определило необходимость проведения конкретного социологического исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ.

Автор полагает, что научная новизна основных положений и выводов диссертации состоит в решении следующих методологических и теоретических проблем:

- анализ содержания понятия "поколение" и обоснование его
как философско-социологической категории;

раскрытие сущности социального механизма преемственности поколений, в качестве которого исследованы наставничество и революционные, боевые и трудовые традиции;

- анализ диалектики общего и особенного социалистического
образа жизни, специфики их проявления в формировании подрастаю
щего поколения советского общества (на материалах прикладных со
циологических исследований);

ШШОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ.

Основные теоретические понятия, положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут иметь методологическое значение для дальнейшей разработки проблемы преемственности поколений и социалистического образа жизни, могут быть использованы в лекционных курсах по историческому материализму, научному коммунизму, педагогике, для чтения лекций по линии молодежного лектория.

Материалы исследования могут быть рекомендованы для разработки и осуществления практических мероприятий по коммунистическому воспитанию молодежи, в частности, по организации и совершенствованию наставничества и наиболее эффективного использования рево-

люционных, боевых и трудовых традиций в воспитательной работе с подрастающим поколением, а также для составления перспективных планов коммунистического воспитания молодежи.

Учитывая сложность и многогранность данной проблемы, диссертант отдает отчет в том, что глубокая разработка ее требует усилий педагогов, психологов, экономистов, юристов и т.д. поэтому трудно детально осветить проблему преемственности поколений и социалистического образа жизни в одной работе. Автор не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов темы и не считает выдвинутые им положения бесспорными и окончательными.

Поколение как философско-социологическая категория

Изучение проблемы преемственности поколений в историческом процессе требует уточнения понятия "поколение". Необходимость разработки данной социологической категории определяется, на наш взгляд, двумя факторами: во-первых, как пишет А.И.Афанасьева, понятие "поколение" очень важно для социального познания, в частности для более углубленного изучения структуры общества, динамики социальных изменений, для практики коммунистического воспитания советских людей" , во-вторых, тем, что этот вопрос не получил достаточного освещения и в его решении нет единого мнения.

Исходные положения для определения категории "поколение" мы находим в богатейшем наследии классиков марксизма-ленинизма и методологические принципы подхода к молодежным проблемам и поставлены актуальные вопросы о специфических особенностях молодого поколения, его роли в развитии общества, воспитании подрастающего поколения. Понятие "поколение" употреблялось К.Марксом и Ф.Энгельсом при характеристике диалектики исторического процесса; при этом оно связывалось всегда с определенными этапами, периодами в человеческой истории. Они писали об исторической деятельности "целого ряда поколений, каждое из которых стояло на плечах предшествующего, продолжало развивать его промышленность и его способ общения и видоизменяло в соответствии с изменившимися потребностями его социальный строй".

Маркс и Энгельс отчетливо проводят мысль о том, что каждое поколение находит уже имеющиеся производительные силы, приобретенные предыдущим поколением, и "эти производительные силы служат ему материалом для нового производства, - благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории..."3. Диалектика исторического процесса проявляется, следовательно, и в том, что любое поколение, с одной стороны, не свободно в выборе производительных сил, ибо оно наследует производительные силы и соответственные общественные отношения от предыдущих поколений, а с другой стороны, каждое поколение свободно в том отношении, что оно может изменять и изменяет унаследованные общественные формы, если они не соответствуют приобретенным производительным силам. Далее, К.Маркс и Ф.Энгельсподчеркивали, что каждое поколение имеет собственные условия жизни, определенное развитие и особый характер.1

Проблемы молодежи всегда были в центре внимания В.И.Ленина. Развивая идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, он дал принципиальное решение вопроса о характере и сути взаимоотношений между поколениями, определил основные направления в работе по коммунистическому воспитанию молодежи. В.И.Ленин придавал особое значение определению самого понятия "поколение". Впервые данное понятие употребляется им в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" в связи с критикой социологических взглядов народников. Ленинский анализ понятия "поколение" является примером социально-классового подхода к изучению социальных проблем. Он подчеркивал социально-политическую неоднородность молодого поколения, наличие в его среде классовых различий. В связи с этим Ленин указывал, что "студенчество не отрезано от остального общества и поэтому всегда и неизбежно отражает в себе всю политическую группировку общества". Следовательно, общественная активность молодежи определяется интересами и действиями тех классов, к которым она принадлежит.

Данное указание В.И.Ленина является важнейшим методологическим принципом подхода к анализу содержания понятия "поколение".Он придавал огромное значение активности и роли молодежи в историческом процессе. В этой связи Ленин указывал, что "молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая и еще больше рабочая молодежь". Поколения различаются по этапам революционной борьбы, по своей классовой принадлежности, по тем крупным историческим событиям, в которых принимали участие люди данного поколения. В статье "Памяти Герцена", указывая на три поколения, действовавшие в русской революции (декабристы, разночинцы и революционный пролетариат), В.И.Ленин подчеркивал связь этих поколений с конкретными историческими этапами развития общества. При характеристике поколения он исходил не из близости дат рождения, а из общности социальных черт. Поэтому он относит декабристов и Герцена к одному поколению русских революционеров, хотя, отметим, время вступления их в жизнь весьма различно.

В речи на Ш съезде комсомола "Задачи союзов молодежи" Ленин также разделяет поколения по тем главным задачам, которые они должны решать. Он подчеркивал, что при общей цели - создания коммунистического общества - разные поколения решают свои специфические задачи: "У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья оплотить свои силы. Перед новым поколением стоит задача более сложная. Мало того, что все должны объединить все свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представляет себе коммунист. Но этого недостаточно. Вы должны построить коммунистическое общество".1 Следовательно, при анализе понятия "поколение" необходимо, как указывал В.И.Ленин, исходить из социальных задач, решение которых формирует то или иное поколение.

В документах КПСС мы также находим принципиальные вопросы, касающиеся задач коммунистического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. В отчетном докладе ЦК КПСС ХХП съезду партии отмечалось: "У нас - опыт, проверенная десятилетиями убежденность в правоте марксизма-ленинизма. И все это богатство надо передать молодежи. В этом - надежный залог того, что советская молодежь всегда будет высоко нести знамя коммунизма! " Здесь мы видим дальнейшее развитие основных идей Маркса, Энгельса и Ленина: сущность поколений определяется теми историческими задачами, которые это поколение призвано решить.

Исходя из принципов, выдвинутых классиками марксизма-ленинизма и нашедших отражение в партийных документах, попытаемся определить социальную сущность социологической категории "поколение". Сразу отметим, что это понятие относится к числу тех, употребление которых не является однозначным. Несмотря на то, что вышло в свет немало работ, где так или иначе дается теоретический анализ понятия "поколение", однако до сих пор нет единообразия в употреблении этого понятия. Большинство советских исследователей дают определения молодежи, тогда как "поколение" как социологическая категория остается еще далеко не разработанной. Об этом свидетельствует отсутствие этой категории в учебниках, методических пособиях по марксистско-ленинской философии, философских словарях,

Сущность процесса преемственности поколений в условиях социалистического общества

В основе анализа преемственности поколений лежит общая диа-лектико-материалистическая концепция развития. В соответствии с этим преемственность поколений есть частный случай всеобщей связи и проявления законов диалектики в общественном развитии.Общефилософскую установку в вопросе преемственности поколений сформулировали К.Маркс и Ф.Энгельс в "Немецкой идеологии": "История есть не что иное как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями: всилу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности."1 Из этого положения основоположников марксизма следует, что смена поколений, их преемственность -фундаментальный, всеобщий исторический процесс, имеющий определенные особенности. Оно содержит в себе ключ к подлинно научному объяснению проблемы преемственной связи поколений. Данное положение указывает на тот факт, что преемственность поколений является объективной закономерностью, которая проявляется во всех областях общественной жизни и находит свое выражение в передаче из поколения в поколение материальных и духовных ценностей.Каждое поколение, вступая в жизнь, не начинает все сначала, оно застает определенный уровень материального и духовного производства данного общества как результат деятельности предшествующих поколений. Новое поколение, как отмечают К.Маркс и Ф.Энгельс, "застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим поколением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определенное развитие."2 Следовательно, включаясь в общественно-производственную деятельность, каждое новое поколение людей вынуждено силой необходимости использовать и осваивать то матери альное и духовное наследство, которое оно находит в обществе, В силу этого деятельность каждого поколения детерминирована результатами работы предшествующих поколений. Объективный характер общественного развития как раз и обусловливается этой детерминированностью. Она проявляется и в том, что, если бы молодым поколениям не передавались материальные ценности, исторически сложившиеся, нормы и т.д., они не могли бы включиться в жизнь общества, а само общество без включения в него молодой смены погибло бы, сведя на нет усилия предыдущих поколений. В этом смысле без объективной, необходимой, устойчивой, повторяющейся связи поколений невозможно дальнейшее прогрессивное развитие человечества, ибо каждый новый этап в непрерывном и поступательном движении вперед невозможен без предыдущего.

Итак, наличие преемника (заметим, что физическое существование каждого нового поколения обусловлено его предшественниками) и определенного социального наследия выступает в качестве объективного условия преемственности поколений. Мы согласны с В.И.Воловик, который подчеркивает, что преемственность поколений, будучи объективной стороной исторического процесса, "вместе с тем включает в себя и субъективный момент."1 Это означает, что объективность преемственности поколений нельзя понимать как абсолютную независимость ее от субъективного фактора. Необходимо учитывать связь ее с сознательной деятельностью как предыдущих, так и последующих поколений. Наличие определенного социального наследства содержит в себе лишь возможность его передачи предшествую вительность путем восприятия его последними. Субъективная сторона процесса преемственности поколений проявляется в различном отношении поколений к наследству. А это, в свою очередь, объясняется различием условий, в которых формируется сознание каждого нового поколения, в силу чего его сознание несколько отлично по своему содержанию от сознания его предшественника. Восприятие социального наследства новым поколением отличается избирательностью, селективностью. В.И.Ленин указывал: "Хранить наследство вовсе не значит ещё ограничиваться наследством". Наследование всегда сопровождается осмыслением того, что наследуется. Новое поколение воспринимает, развивает, продолжает какую-то часть наследия, отбрасывает или видоизменяет другую. Вопрос состоит в том, каково соотношение принимаемой и отвергаемой части, по какому признаку осуществляется отбор.

В соответствии с прогрессивным развитием исторического процесса каждое поколение должно усваивать и развивать в полученном наследии дальше то, без чего невозможно его дальнейшее существование и развитие, и отрицать то, что уже устарело и утратило всякий смысл. Следовательно, субъективный момент преемственности поколений обусловливается тем, что молодое поколение, не являясь пассивным воспреемником, выступает активной силой в процессе восприятия социального наследства. Каждое молодое поколение проявляет известную самостоятельность как в восприятии прошлого опыта, так и в своей настоящей деятельности. Оно усваивает, развивает, видоизменяет, обогащает, приумножает это наслед

Социальные механизмы преемственностипоколений

Процесс преемственности поколений осуществляется при условии наличия как самих поколений, так и механизма, обеспечивающего его. Механизм, с помощью которого осуществляется преемственность в обществе, имеет социальную природу. Н.П.Дубинин справедливо считает, что формирование социального механизма преемственности поколений, который он предлагает назвать "программой социального наследования", есть одно из важнейших отличий человеческого общества от животных видов. "Уникальность вида Worn о StvpL&nS, обусловлена тем, - пишет он, - что в отличие от животных этот вид наряду с генетической программой имеет благодаря наличию сознания вторую программу, определяющую его развитие в каждом последующем поколении. Эту вторую программу можно назвать программой социального наследования".

Социальный опыт, накопленный человечеством, не передается по наследству обычным биологическим механизмом наследования с помощью генетического аппарата, а объективируется в орудиях производства , в общественных отношениях, в науке, и каждое новое поколение людей овладевает им при помощи специфических социальных механизмов и передачи информации. Преемственность осуществляется с помощью различных информационных систем - либо в виде передачи практических действий, навыков, умений, либо в форме пере дачи знаний. "Кузнец, - справедливо замечает Д.Льюис, - не передает детям по наследству свои бицепсы или приобретенные навыки,тон учит детей своему ремеслу .

Социальный механизм преемственности поколений как исторически сложившаяся система определенных способов в соответствующих средствах обеспечивает передачу от поколения к поколению всех социальных форм и продуктов деятельности общества. Конкретные способы и средства, с помощью которых осуществляется преемственность, непрерывно изменяются и дополняются в соответствии с потребностями той или иной эпохи.

Социалистический образ жизни породил новую форму трансляции социального опыта - наставничество, к рассмотрению которого мы и переходим. Мы считаем, что анализ любого канала преемственности вскрывает в некоторой степени действия других каналов, а также механизма преемственности в целом.

В наставничестве с особой силой и яркостью проявляется неразрывная духовная связь поколений. Социальной основой наставничества является социалистический образ жизни, для которого характерны глубоко человечный, коллективистский характер отношений между людьми. Именно поэтому социалистическая среда стала благоприятной почвой для возникновения наставничества как массового движения. Опыт строительства социализма свидетельствует, что именно коллективизм и товарищество, патриотизм, новое отношение к труду, чувство взаимопомощи, бескорыстность - эти лучшие черты советского образа жизни неоднократно составляли важное условие возникновения многих социальных движений современности (стахановское, гагановское, принятие встречных планов, "ни одного от стающего рядом", за себя и за своих сверстников, погибших в бою и т.п.).

Наставничество является ярким отражением социалистического образа жизни, новых высших форм общественных связей между поколениями, их жизненных идеалов и установок - коллективизма, товарищеского отношения друг к другу, взаимной помощи и выручки, бескорыстия. Деятельность наставников - это одно из прекрасных выявлений советской трудовой морали. Конечно, наставничество как способ передачи от поколения к поколению производственного и духовного опыта не сразу обрело нынешнюю структуру. Оно стало логическим продолжением таким форм работы с молодежью, как шефство передовых кадровых рабочих, возникшее в годы индустриализации, в середине тридцатых годов - стахановское движение, а затем бригады коммунистического труда.

Инициаторами шефства кадровых рабочих над молодежью стали рабочие Керченского завода имени Коминтерна. Они организовали соревнование за лучшее производственное обучение новых поколений рабочего класса. В процессе шефства рабочие этого завода выступили одновременно и в роли политических воспитателей молодых рабочих. Важную роль в закреплении инициативы рабочего класса сыграло постановление 1931 года "О шефстве кадровых рабочих над молодыми".

В послевоенные годы шефство постепенно стало приобретать более индивидуальный характер. Однако основное внимание шефы по-прежнему уделяли производственному обучению. Между тем широкий размах коммунистического строительства, научно-технический прогресс все больше требовали от каждого человека не просто обще

Духовная жизнь и преемственность поколений

Изучение социологических проблем образа жизни необходимо требует выяснения его исходных теоретических аспектов. Глубокое научное освещение они получили в богатейшем идейном наследии классиков марксизма-ленинизма. В их работах рассматриваются наиболее важные характерные особенности образа жизни. Эти положения К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина составляют методологическую основу теоретического исследования сложной и актуальной проблемы, как проблема образа жизни.

В работах К.Маркса и Ф.Энгельса мы находим понятие образа жизни. Коренное, исходное положение образа жизни как научного понятия они выводят при анализе связи между способом производства и характером жизнедеятельности людей. В "Немецкой идеологии" они отмечают, что "способ, каким люди производят необходимые им средства жизни, зависит прежде всего от свойств самих этих средств , что "способ производства надо рассматривать не только с той сторони, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определешши вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов,таковы и они сами, То, что они собой представляют, совпадает следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства.

Образ жизни - весьма сложное и многогранное явление. Эта сложность и многогранность в определенной мере объясняет ныне существующий в философско-социологической литературе разнобой в определении понятия "образ жизни". Наличие большого разнообразия взглядов и точек зрения по данному вопросу говорит не только о сложности, но и о недостаточной на современном этапе разработанности этой проблемы.

В оживленной дискуссии, развернувшейся вокруг теоретических проблем образа жизни, можно выделить несколько направлений. Одниавторы определяют образ жизни как склад мыслей, поступков и пове рдения людей. Эта точка зрения,на наш взгляд,не совсем правомернапо той причине, что здесь преувеличивается субъективная сторона образа жизни,а реальные,объективные условия остаются вне поля зрения исследователей. Как утверждает Д.Б.Свирская, подходить к определению образа жизни через повседневное поведение возможно, но He sдостаточно.0 Конечно, мотивационная сторона деятельности людей имеет важное значение: через взаимоотношения,поведение,поступки лю дей в обществе проявляется внутренняя сущность того или иного образа жизни. Но в характеристике образа жизни наиболее главным является не столько поведение, поступки людей, а сколько их деятельность,которая определяется конкретными,объективными условиями. Иногда "объективные условия могут не позволить человеку осуществить тот искомый образ жизни, к которому он предрасположен в силу своей идеологической ориентации. Более того, эти же условия в отдельных случаях могут даже принудить вести образ жизни, противоречащий психологическим и идейным установкам конкретной личности".

Большинство исследователей подходит к определению понятия образа жизни через формы жизнедеятельности людей, связывая их с условиями жизни. Однако и среди них имеются разногласия. Анализ имеющейся литературы позволил вычленить основной пункт разногласий.Им оказался вопрос о соотношении между образом жизни и условиями жизни. Или иначе - входят ли в определение понятия образа жизни ее условия? "Отметим, - пишет Г.В.Глезерман, - что имеющиеся определения понятия образа жизни можно свести к двум группам:одни авторы определяют образ жизни через формы жизнедеятельности, другие очерез условия их жизни". Часть исследователей отождествляют образ жизни со своей совокупностью условий жизни людей (экономическими, политическими, социальными).0 При таком сведении понятия образа жизни лишь к объективным условиям, как отмечает П.Н.Федосеев,"снимается, по существу, сама проблема активного формирования социалис тического образа жизни..."1, то есть из образа жизни исключается активная сторона жизни людей, содержание самой их деятельности, а значит приуменьшается роль и значение субъективных факторов в формировании образа жизни людей.

Другая группа авторов вообще исключает условия из образа жиз-ни. Сторонники этой точки зрения рассматривают условия лишь в качестве фактора формирования того или иного образа жизни. Эта крайность так же вызывает возражение, ибо нельзя забывать, что природные, экономические, политические, социальные условия в конечном итоге определяют характер жизнедеятельности личности, социальных групп общества.

Неправомерным, на наш взгляд, является и включение в понятие образа жизни наряду с формами жизнедеятельности и всех условий труда и быта людей, ибо это приводит к расширительному толкованию данного понятия.3 При таком подходе категория "образ жизни" теряет свою специфику и отождествляется с категориями "общественная жизнь" или "общественное бытие".

Таким образом, неправильным является как полное включение всехусловий и понятие образа жизни, так и полное их исключение из данного понятия. Прав М.М.Сужиков, утверждая, что образ жизни, являясь результатом всей совокупности условий, обеспечивающих социальный смысл человеческой жизнедеятельности, не может быть сведен к содержанию какого-либо фактора (пусть даже главного) или к сумме факторов, его обусловливающих.

Наиболее- верной и плодотворной нам представляется точка зрения, согласно которой формы и условия жизнедеятельности образуют диалектическое единство объективного и субъективного в образе жизни, при этом в понятие образ жизни входит не вся совокупность условий жизнедеятельности людей, а лишь те условия, которые непосредственно - воздействуют на индивидов прочно и стабильно характеризуют их жизнь.Следует отметить,что эту точку зрения поддерживает большинство исследователей, и она стала или становится наиболее устоявшейся. Чтобы не быть голословным, мы приведем несколько удачных, на наш взгляд, дефиниций образа жизниІМ.П.Мчедлов