Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение Бентама о праве Остроух Ася Николаевна

Учение Бентама о праве
<
Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве Учение Бентама о праве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Остроух Ася Николаевна. Учение Бентама о праве : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2002 240 c. РГБ ОД, 61:03-12/336-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История формирования учения Бентама о праве

1.1. Социально-исторический контекст формирования учения Бентама о праве 16

1.2 Этапы творческого пути 39

Глава II. Основы учения о праве

2.1. Теоретические и методологические основы учения о праве 45

2.2. Принцип полезности и его место в учении о праве 60

2.4. Понятие и сущность права 78

2.5. Понятие и сущность закона 96

2.6. Критика концепции естественных и неотчуждаемых прав человека 103

Глава III. Воззрения на гражданское право

3.1. Общая характеристика воззрений на гражданское право 129

3.2. Предмет гражданского права, цели гражданских законов, соотношение гражданского и уголовного права 131

3.3 Истолкование права собственности

3. 3. 1. Понятие права собственности, происхождение собственности, её значение для общества

3.3.2. Отношение к имущественному равенству !48

3.4. Взгляды на обязательственное право 153

Глава IV. Воззрения на уголовное право

4.1. Общая характеристика воззрений на уголовное право 163

4.2. Понятие и признаки преступления, состав преступления

4.2.1. Понятие и признаки преступления 167

4.2.3. Состав преступления 170

4.3. Классификация преступлений 180

4.4. Обоснование необходимости учёта в уголовном законодательстве психофизиологических и социальных обстоятельств 185

4.5. Воззрения на наказание

4.5.1. Понятие и цели наказания 189

4.5.2 Виды наказаний 193

Заключение 208

Использованная литература 216

Приложения

Приложение 1. Классификация вреда, причиняемого преступлением 238

Приложение 2. Классификация намеренности последствий преступления 239

Приложение 3. Классификация преступлений 240

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Правовое учение Иеремии Бентама привлекает внимание исследователей с момента его появления и по сей день. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пенологии. Идеи мыслителя стали ценными для каждой отрасли права, ведь их лейтмотив -обновление и гуманизация законодательства, повышение его эффективности.

Многие из высказанных мыслителем положений не потеряли своей актуальности и в наше время. Юридическая наука наших дней обращается к исследованию вопросов, которые волновали и английского правоведа. Таковыми можно считать, в частности, проблемы методологии исследования юридических явлений; природы права, его социального назначения и эффективности: целей законодательства; преимуществ и недостатков различных источников права; природы собственности; имущественного равенства; понятия признаков преступления; целей наказания; дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Положения, высказанные учёным по этим вопросам, могли бы быть восприняты не только современной юридической наукой, но и законодателем и правоприменителем.

Творческий путь Бентама был тесно связан с Россией. В своей реформаторской деятельности он стремился к сотрудничеству со многими странами, но особые надежды возлагал, как нам кажется, именно на Россию. Мыслитель ве рил в грядущее процветание этой страны и стремился оказать российскому законодателю всяческое содействие в реформе права и государственных учреждений. Тогда его советы хотя и были услышаны, но не были восприняты. Хочется верить, что они могут быть услышаны и восприняты сейчас, через двести лет после того, как были высказаны.

Актуальность настоящего исследования видится также и в том, что правовая доктрина Бентама оказала огромное влияние на последующее развитие юридической мысли и политико-правовой практики не только в Англии, но и всем мире. Его имя постепенно стало символом эпохи (первой половины XIX вв.). А. В. Дайси назвал период 1825-1870 гг. в Англии временем бентамизма, имея в виду то обстоятельство, что английские судьи того времени (которые во многом направляли развитие национальной правовой системы) были воспитаны на идеях бентамовского либерализма. За советами к английскому утилитаристу обращались многие монархи и республиканские правительства, и он никогда не отказывал в помощи. Его теория стала известна не только специалистам в области политики и права, но и широким кругам европейского общества тех времён.

Неординарность творчества Бентама вызывала неоднозначность оценок его учения. Его называли «Ньютоном законодательства», «законодателем мира», с одной стороны, и «гением буржуазной тупости», «потенциальным фашистом», с другой. Возникли работы, подтверждающие и опровергающие принципы его теории. Научные споры о сущности бентамовского правового учения продолжаются и сегодня.

Следует отметить также и то обстоятельство, что правовое учение основоположника утилитаризма и юридического позитивизма по-прежнему остаётся недостаточно изученным юридической наукой. Причина этого, по нашему мнению, кроется как в многообразии его трудов, так и в их труднодоступности для исследователя. В XX веке было начато переиздание ранее опубликованных работ учёного (с исправлениями и дополнениями, приближающими их к авторскому варианту), а также были изданы ранее неизвестные произведения. Эти тексты нуждаются в исследовании и оценке.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость развёрнутого объективного исследования учения Бентама о праве.

Предметом настоящей диссертации явились наиболее существенные аспекты учения Бентама о праве: взгляды мыслителя на понятие и сущность права и закона, а также его воззрения на гражданское и уголовное право, поскольку именно эти две отрасли он считал наиболее важными и уделил большое внимание реформированию именно гражданского и уголовного законодательства.

Целью диссертационного исследования является анализ и оценка учения Бентама о праве на фоне развития политико-правовой практики и юридической мысли конца XVIII - начала XIX вв.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть актуальные проблемы современного Бентаму общества, которые оказали заметное влияние на содержание его учения о праве.

2. Изучить теоретические и методологические основы правового учения основоположника утилитаризма и обозначить те методологические новшества, которые он внёс в юридическую науку.

3. Проследить происхождение формулировок принципа полезности и его место в учении английского правоведа.

4. Выявить воззрения учёного на соотношение права и закона, их социальное назначение, с тем чтобы определить тип правопонимания, характерный для мыслителя.

5. Проанализировать отношение философа к теории естественных и неотчуждаемых прав человека.

Исследовать воззрения Бентама на гражданское и уголовное право, дать характеристику его вклада в истолкование отдельных институтов этих отраслей и их реформирование.

Степень разработанности проблемы. В конце XIX - начале XX вв. появились исследователи жизненного и творческого пути английского правоведа. Первая оценка его учения появилась в произведениях последователя его идей Дж. Ст. Милля. Следует также отметить двух учёных, осуществивших первые глубокие научные исследования бентамовскогоучения. Это Лесли Стивен, автор работы «Английские утилитаристы», и Э. Галеви, создавший монографию «Развитие философского радикализма». Каждая из этих работ, на наш взгляд, может быть с полным правом названа энциклопедией утилитаризма.

Тщательно изучены взгляды мыслителя в выдающемся труде А.В. Дайси «Лекции о соотношении права и общественного мнения в Англии XIX столетия». Достоинством этого произведения является то, что воззрения родоначальника утилитаризма вписаны в контекст социально-экономических условий современной ему Англии, прослеживается влияние этих воззрений на социально-политическую жизнь страны в XIX столетии и её правовую систему.

Политико-правовому учению Бентама уделили внимание такие историки общественно-политической мысли, как Ч.М. Аткинсон, Ж. М. Гюйо, В. Дэй-видсон, Ф. Иодль, В. Коген, X. Людин, Ч. К. Огден, Ф. Поллок и др. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что работы этих авторов были написаны в то время, когда оставались неопубликованными и, следовательно, недоступными для исследователя такие фундаментальные произведения английского утилитариста, как «Комментарий комментариев» и «О законах вообще». Позже появились характеристики его правовой доктрины, опиравшиеся на эти работы, а также на рукописи мыслителя, хранящиеся в Университетском колледже Лондона и Британском музее.

С учётом новейших источниковедческих открытий политико-правовые воззрения Бентама исследовали Д. Баумгардт, Дж. X. Берне, М. X. Джеймс, Дж. Р. Динвиди, М. Кершов, Дж. Кримминс, Д. Лайонс, Л. Дж. Лисахт, Л. Моэн. М.

Мэк, К. Оливекрона, Ф. Ост, Б. Парех, Дж. Постема, Ф. Розен, Н. Розенблюм, М. Сикер, А. Стровел, Ф. Тулкен, К. Филлипсон, Р. Харрисон, X. Л. Харт, Л.

Дж. Хьюм, С. Джэкобс и др.

В сборнике «История права: Англия и Россия», изданном Институтом государства и права Академии наук СССР, на русском языке была опубликована статья С. Конвея «Бентам проджект» и изучение Бентама», познакомившая русскоязычного читателя с деятельностью проекта «Бентам», осуществляемого Университетским колледжем Лондона .

Следует особо отметить большую работу, проделанную Б. Парехом. Он опубликовал четырёхтомное собрание публикаций о Бентаме, осуществлявшихся со второй половины XIX в. до 1991 г., которое значительно облегчает сбор научной информации об учении родоначальника утилитаризма.

Взгляды философа изучались дореволюционными российскими учёными, в частности С.Н. Булгаковым, Ю. Г. Жуковским, П. Я. Левенсоном, Н.М. Кор-куновым, А. Мальцевым, А. Пыпиным, АН. Фатеевым, К. Яневич-Яневским, А. Ященко. Ими проанализировано утилитаристское обоснование права, рассмотрено влияние воззрений английского правоведа на реформу права и оценен вклад мыслителя в становление западноевропейского либерализма.

Большое внимание правовому учению родоначальника утилитаризма уделено в курсе «История политических учений» Б.Н. Чичерина. Выдающийся русский учёный не только подробно излагает воззрения английского правоведа, но и критически их анализирует, выявляя недостатки его философской системы.

Русский бентамовед П. Покровский в 1916 г. опубликовал объёмную монографию «Бентам и его время», в которой были подробно изложены и проанализированы воззрения мыслителя по всем отраслям юриспруденции и государ-ствоведения. Особенно тщательно рассмотрено влияние социально-психологического климата эпохи на правовое учение философа и, в свою очередь, влияние его воззрений на последующую политико-правовую практику.

Прослеживается судьба учения, проанализированы правовые концепции, воспринявшие те или иные идеи английского утилитариста.

Следует отметить, что в работах дореволюционных учёных не изучены такие произведения как «Комментарий комментариев» и «О законах вообще», поскольку они были опубликованы значительно позже. Поэтому некоторые положения, высказанные русскими учёными-юристами в конце XIX - начале XX века, нуждаются в пересмотре.

В советское время правовое учение Бентама не привлекало особого внимания учёных. Сведения о доктрине этого мыслителя можно встретить преимущественно в учебной литературе. Время от времени свои оценки (исключительно критические) идей этого учёного высказывали представители отраслевых юридических наук (как правило, уголовного права и уголовного процесса): А. Я. Вышинский, М.Н. Гернет, Б. С. Утевский. В работах этих учёных весьма скудно освещены положения общей теории права Бентама, в основном рассматривается его истолкование отдельных правовых институтов (преступления, наказания, доказательств и т.п.)

Несколько позже появились специализированные научные исследования, посвященные творчеству Бентама. Особо следует отметить диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук Шрейбера В.К. «Личность и общество в английском утилитаризме (И. Бентам, Дж. Ст. Милль)». В этой работе были изложены философские основы учения английского утилитариста, исследовано его видение проблемы соотношения личности и общества, прослеживается эволюция бентамовских идей в учении Дж. Ст. Милля. Однако в данной диссертации практически не уделено внимания мыслям Бентама о праве, что объясняется профилем работы.

Взгляды английского правоведа подробно изложены в коллективном труде «Политические учения и современность. Марксизм и политическая мысль XIX столетия»1 (автор главы - Н. Н. Деев) и в пятитомном курсе истории поли 0 тических и правовых учений под ред. B.C. Нерсесянца1 (автор раздела - О.В.

Мартышин).

В 1998 г. была осуществлена публикация наиболее известной работы Бентама - «Введение в основания нравственности и законодательства» (редактор - Б. Г. Капустин). В этом издании уточнён перевод отдельных положений, приводятся пространные пояснения мыслителя, опущенные в прежних изданиях этого произведения, добавлены фрагменты из работы первого издателя трудов Бентама - Э. Дюмона. Данное издание существенно облегчает знакомство современного читателя с творческим наследием английского правоведа.

Источниковая база исследования представлена ранними работами Бентама, поскольку именно в них сформулированы воззрения философа на теорию права, гражданское и уголовное право. В диссертации использованы следующие произведения:

1. «Комментарий комментариев» («A Comment on the Commentaries», 1775)2.

2. «Фрагмент о государственном правлении» («A Fragment on government», 1776).

3. «О законах вообще» («Of Laws in General», 1782) .

4. «Паноптикон» («Panopticon Writings», (1787).

5. «Введение в основания нравственности и законодательства» («An Introduction into the Principles of Morals and Legislation», 1789).

6. «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во время Французской революции» («Anarchical Fallacies, being an examination of the Declaration of Rights, Issued during the French Revolution», 1795).

7. «Основные начала гражданского кодекса» («Principles of Civil Code», конец 1790-х гг.).

8. «Основные начала уголовного кодекса» («Principles of Criminal Code», конец 1790-х гг.).

9. «Истина против Эшхёрста, или, Право, как оно есть, в противопоставлении, с его общепринятым пониманием» («Truth versus Ashhurst; or, Law as it is, Contrasted with What it is Said to be», 1792).

В работе также исследуются рукописи Дж. Бентама, опубликованные исследователем его творчества - Б. Парехом в 1973 г.

Методология исследования представлена следующими методами научного познания: формально-юридический, логический, исторический, сравнительный, социально-психологический.

Новизна исследования состоит в том, что была предпринята первая в российской науке истории политических и правовых учений попытка разностороннего исследования учения Бентама о праве. Впервые в историко-правовой науке изучение правопонимания английского утилитариста увязано с его взглядами на проблематику гражданского и уголовного права.

В работе тщательно изучены теоретические и методологические основы правовой доктрины родоначальника утилитаризма, особое внимание уделено интерпретации отдельных идей мыслителя (в частности, его истолкования принципа полезности) в современной англоязычной юридической литературе. Рассмотрено происхождение утилитаризма, особенности его истолкования английским правоведом, выявлена взаимосвязь принципа полезности с правовой теорией Бентама, приводится обзор дискуссий учёных по этим вопросам.

Новизна работы состоит также в том, что в ней пересмотрены некоторые господствовавшие в науке оценки правовой доктрины английского учёного.

В диссертации проведён анализ новых, ранее неизвестных источников, в частности «Комментарий комментариев» (1775 г.) и «О законах вообще» (1782 г.). Подробному анализу подвергнуты положения таких работ Бентама, как » «Отрывок о государственном правлении», «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во время Французской революции», «Истина против Эшхёрста, или Право, как оно есть, в противопоставлении с его общепринятым пониманием». Дается новый, уточненный перевод некоторых бентамовских текстов на русский язык.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В основе исследования правовых процессов у Бентама присутствует принцип полезности, который формулируется в двух вариантах: в виде требования «наибольшего счастья наибольшего числа» (к этому должен стремиться законодатель в своей деятельности) и в виде аксиомы о страдании и удовольствии как основных двигателях поведения индивида (этой особенностью человеческой природы законодатель должен пользоваться как стимулом к желаемому поведению людей). Однако принцип полезности (как основание морали и права) в обеих его формулировках противоречит теоретическим и методологическим воззрениям мыслителя: его номинализму; его стремлению сделать знание о праве эмпирическим знанием, основанном на опытных данных; его критике метафизики. Принцип полезности - это априорный, дедуктивный, метафизический принцип.

2. Принцип полезности в его второй формулировке (стремление к удовольствию и уход от страдания как основное свойство человеческой природы) исключает возможность существования права как формы наличного бытия свободной воли.

3. Воззрения мыслителя на сущность права в целом пребывают в традиции юридического позитивизма. Однако правопонимание учёного не настолько однозначно, чтобы сводить его к нерассуждающему легизму, к признанию правом любого положения, получившего одобрение законодателя, к установлению приоритета формы права над её содержанием. Понимая, что право не является исключительно проявлением воли законодателя, Бентам, тем не менее, выводит исследование метафизической природы права за пределы юриспруденции и включает в предметную сферу последней только позитивное право (законодательство).

4. В своих воззрениях на систему права английский правовед, следуя традиции, заложенной Т. Гоббсом, придерживается мнения о единстве гражданского и уголовного права и истолковывает соотношение этих отраслей следующим образом: полагает возможным отнести любой закон государства одновременно и к гражданскому, и к уголовному праву. Гражданское право занимается детализацией случаев, к которым применяется наказание, а уголовное -детализацией самого наказания. Норма права, таким образом, оказывается расщеплённой на следующие части: гипотеза и диспозиция оказываются отнесёнными к гражданскому праву, а санкция принадлежит сфере уголовного права. При таком подходе каждая норма права является бланкетной. Такое истолкование соотношения гражданского и уголовного права можно объяснить влиянием англосаксонской правовой традиции: развитием английского гражданского права от процессуального к материальному, сложностью разграничения преступлений и деликтов.

5. Считая основным институтом гражданского права право частной собственности, мыслитель рассуждает о собственности исключительно как о юридическом явлении. Собственность рассматривается им исключительно как порождение закона, при этом возможность признания собственности в качестве естественного права отрицается, подвергается сомнению существование экономической категории собственности.

6. В области уголовного права английский реформатор высказал идеи, которые следует считать вполне современными и перспективными. В частности, он выделил следующие характерные признаки преступления: общественная опасность, противоправность, наказуемость, тщательно исследовал такие элементы состава преступления, как объективная и субъективная сторона, указал На цели наказания (возмещение ущерба, предупреждение преступлений, исправление преступника, возмездие в качестве побочной цели). Мыслитель Предлагал законодателю и судьям учитывать некоторые психофизиологические и социальные обстоятельства (пол, возраст, общественное положение, воспитание, вероисповедание, богатство, родство и т.п.) в целях дифференциации уголовной ответственности и соответствующей индивидуализации наказания.

Научно-практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о воззрениях Бентама на право и о месте его правового учения в истории права и политико-правовой мысли. Положения и выводы настоящей диссертации призваны восполнить заметный пробел в науке истории политических и правовых учений в исследовании правового учения английского утилитариста. Теоретические результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории политических и правовых учений, при чтении лекционного курса по этой дисциплине, ведении семинарских занятий и спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были отражены в публикациях диссертанта.. Результаты исследования частично воспроизводились в научных сообщениях на следующих конференциях:

1) Межрегиональная научно-практическая конференция «Право собственности в русской и западной традиции: история и современность» (г. Краснодар, 12-13 октября 2000г.).

2) Межвузовская научно-теоретическая конференция «Правовой режим законности: вопросы теории и истории» (г. Санкт-Петербург, 15 февраля 2001г.).

3) Международная конференция «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений» (г. Самара, 14-15 мая 2001г.).

4) Международная конференция «Право в действии» (г. Будапешт, 4-7 июля 2001г.).

5) Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия» (г. Ставрополь, 16-17 октября 2001 г.).

Результаты исследования использовались также в учебных занятиях со студентами Кубанского государственного университета.

Структура диссертации определяется поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы.

Социально-исторический контекст формирования учения Бентама о праве

Вплоть до середины XVIII столетия Англия оставалась преимущественно сельскохозяйственной страной с традиционной культурой и может быть охарактеризована как аграрное общество. «Деревенское хозяйство, стремящееся по мере сил личным собственным производством удовлетворить свои нужды, составляло главную экономическую и социальную основу старой Англии».1 Ос-новное население страны составляли сельские жители. Население деревень делилось на четыре основные категории: сельские джентльмены (крупные земельные собственники), йомены (особая категория лично свободных крестьян, владеющих той землёй, на которой они проживают и которую сами обрабатывают), мелкие арендаторы и сельскохозяйственные рабочие. Также существовало несколько категорий сельскохозяйственных земель: земли, используемые помещиками; земли, арендуемые фермерами; и земли общего пользования.

Хотя промышленность Англии стала развиваться уже с начала XVIII столетия, однако её главной особенностью было расположение промышленного производства в сельской местности (прежде всего это касается текстильной промышленности). Промышленный труд был тесно связан с трудом земледельческим. П. Манту называет такой тип производства домашней промышленно-стью. Правящий класс был децентрализован, предпочитал спокойную жизнь в деревне и не стремился в столицу либо другие крупные города. «В то время как, скажем, французское дворянство, стремилось и жалось ко двору, и дворяне щеголяли друг перед другом королевскими милостями, большая часть английского джентри предпочитала сидеть у себя в поместьях, создавать там уютные очаги, усовершенствовать по мере сил обработку земли, развлекаясь охотой, садоводством и посещением соседей». Роль городов в общественной жизни страны была невелика. В основном города являлись торговыми центрами, где совершались различные сделки. Исключение составлял Лондон, являвшийся одновременно и торговым, и промышленным городом.

Описанная общественно-экономическая ситуация начала меняться в середине XVIII века. В это время начался постепенный переход от аграрного общества к индустриальному. Набирал обороты процесс огораживания крестьянских земель, достигший своего апогея в конце XVIII-начале XIX вв. В результате высвободилась масса свободных рабочих рук, и именно появление этой рабочей силы обеспечило возможность развития крупной промышленности в городах. Приблизительно к 80-м гг. XVIII века, за редкими исключениями, прекратил своё существование такой класс сельского населения Англии, как йомены.

Исчезновение крестьянской земельной собственности существенным образом изменило характер английской промышленности - промышленный труд утратил прежнюю связь с земледельческим. Появились и развивались новые промышленные центры - Манчестер, Лидс, Бостон и др. Росло население городов. «Хотя сельское хозяйство и оставалось главной отраслью народного хозяйства, а землевладельцы практически монополизировали политическую власть, постоянно растущее количество людей перебиралось в города; ремесленники скапливались на больших предприятиях; и огромное облако угольного дыма, который никогда не рассеивался, уже начинало коптить наше небо» , -писал о развитии английской промышленности автор одной из лучших работ о Бентаме и утилитаризме, Лэсли Стивен.

Теоретические и методологические основы учения о праве

Невозможно составить представление о правовом учении Бентама, не обратившись к анализу методологии исследования социальных и юридических явлений, которой пользовался этот мыслитель. Такое обращение к методологии имеет большое значение по двум причинам. Во-первых, особенности применяемых методов предопределяют в какой-то степени и содержание учения. Во-вторых, методология, применяемая английским утилитаристом, сама по себе нова и оригинальна. Английский реформатор выступил новатором и в этой области: он стал применять в юридических исследованиях методы, которые до него не применялись, но впоследствии были восприняты многими учёными и общественными деятелями. Его выдающийся ученик и последователь Дж. Ст. Мил ль даже говорил о Бентаме, что «не его взгляды, а его метод отражает новизну и ценность созданного им» . Хотя ряд используемых английским правоведом методов традиционен и был воспринят им от философов и мыслителей эпохи Просвещения.

Хотелось бы оспорить мнение В. К. Шрейбера о том, что «для Бентама проблемы методологии первоначально не были предметом специального рассмотрения»2. На протяжении всего творческого пути этот учёный уделял большое внимание вопросам методологии, хотя у него и не было отдельной работы (или какой-то особенной структурной части в одном из его произведений), посвященной именно методам познания социальных и юридических явлений. Уже в самом первом своём произведении (и по времени написания, и по времени публикации) - «Фрагменте о государственном правлении» он уделил, на наш взгляд, особое внимание методам исследования, используемым в юриспруденции. Речь идёт о различении, комментаторской и критической юриспруденции ; изобретение метода парафразы («paraphrasis»), который, по мнению автора, должен применяться в любом подлинно научном исследовании о праве ; призыв к чёткому определению используемых понятий в приложении «В» (которое по сути являлось выдержкой из введения к работе, однако не было опубликовано при жизни автора) . Уже в самых ранних произведениях мыслителя, созданных в конце XVIII столетия, - во «Фрагменте о государственном правлении», «О законах вообще», «Анархических софизмах», присутствует лингвистический и семантический анализ языка законодательства и юридической науки (обращение к которому В.К. Шрейбер почему-то датирует 10-ми годами XIX века). Хотя, безусловно, наиболее полно проблема методов познания юридических явлений была рассмотрена в поздних работах учёного: «Хрестоматии» и «Деонтологии, или Науке о морали». Представляется, что указанного перечня методологических новшеств вполне достаточно для обоснования мысли о том, что основоположник утилитаризма даже в самом начале своей деятельности уделял большое внимание вопросам методологии познания права.

Если говорить о специфике бентамовской теории познания, то прежде всего необходимо отметить, что для правового учения английского правоведа характерен рационализм и гносеологический оптимизм. В этом он следует философским традициям Века Разума, и поэтому исследователи нередко причисляют его к представителям эпохи Просвещения.4 Для его рассуждений, как и для философии Просвещения, характерна вера в человеческий разум и его неограниченные возможности, необходимость пересмотра устоявшихся общественных ценностей (в том числе и правовых), «гиперкритицизм (а часто и нигилизм) по отношению к философским, религиозным и политическим традициям», осуждение религиозных суеверий и моральных предрассудков, гуманизм.

Высшим авторитетом в вопросах права для мыслителя становится не традиция, а разум. Однако тот разум, которым руководствуется Бентам, обладает характерными особенностями, идущими также от Просвещения. Во-первых, это ограниченный разум - он ограничен рамками опыта, обобщает опытные данные и контролируется опытом (вероятно, здесь прослеживается влияние эмпиризма Дж. Локка). Во-вторых, это внеисторический, абстрактный разум. Рассуждения английского утилитариста (впрочем, это было характерно для учений многих представителей эпохи Просвещения) лишены исторического измерения.

Общая характеристика воззрений на гражданское право

Прежде чем перейти к анализу воззрений Бентама на отдельные проблемы гражданского права, укажем на некоторые характерные черты его подхода к этой отрасли.

Необходимо отметить, что мыслитель попытался создать теорию гражданского права, то есть обобщить многообразие юридической практики в этой области. Если учесть, что английское гражданское законодательство той эпохи разрозненными нормами регулировало лишь отдельные институты и практически не содержало норм общего характера, то станет понятен прогрессивный характер соответствующих взглядов мыслителя.

Из стремления упорядочить гражданское законодательство, установить нормы общего характера вытекает и другая черта подхода Бентама к гражданскому праву. Он выступает за законодательство как основной источник данной отрасли и за его кодификацию. Это обстоятельство и послужило толчком к написанию «Основных начал гражданского кодекса», в которых мыслитель излагает свою теорию гражданского права.

Ещё одной особенностью подхода английского правоведа к гражданскому праву является сочетание воззрений, характерных как для англосаксонской, так и для континентальной правовой традиции. Влияние англосаксонской правовой системы прослеживается во взглядах Бентама на разграничение предмета гражданского и уголовного права (рассмотрение гражданского права как преимущественно деликтного права). Что касается конкретных институтов гражданского права, то здесь Бентам, как правило, придерживается континентальной правовой традиции. Особенно это заметно при рассмотрении институтов частной собственности (основания приобретения и прекращения, ограничения этого права) и договоре (условия действительности, виды, порядок заключения договоров).

На содержание воззрений Бентама на гражданское право оказала его приверженность к экономическому либерализму - влиятельной экономической теории начала XIX века. Учёный выступает за минимизацию вмешательства государства в экономический оборот, за саморегуляцию торговых отношений, за самостоятельное определение участниками гражданско-правовых отношений своих прав и обязанностей. Особенно ярко эти воззрения отражены в работе «В защиту ростовщических процентов». Мыслитель также отстаивает такие прогрессивные принципы гражданского права, как равная правоспособность всех участников имущественного оборота, формально-юридическое равенство субъектов гражданского права, свобода договора и брачного союза, добросовестность субъектов гражданско-правовых отношений.

Воззрения английского правоведа на гражданское право содержатся в его работах «Основные начала гражданского кодекса», «Введение в основания нравственности и законодательства», «О законах вообще», «Защита ростовщических процентов», «Всеобщее начертание полной книги законов». Он подверг тщательному анализу такие вопросы гражданского права, как определение предмета гражданского права и его отграничение от предмета уголовного права; право собственности (понятие, происхождение, функции этого права); договор (понятие договора; его обязательная сила; условия действительности и недействительности, заключение и прекращение договора, вмешательство государства в договоры между частными лицами, проблема рабства). Семейное право (условия вступления в брак и порядок его заключения, правовой статус супругов, возможность развода) и др.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Бентам создал целостную систему взглядов на гражданское право (теорию гражданского права), представляющую значительный интерес для исследования.