Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Зрячкин Александр Николаевич

Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления
<
Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зрячкин Александр Николаевич. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления : причины и пути их преодоления : диссертация... кандидата юридических наук : 12.00.01 Саратов, 2007 187 с. РГБ ОД, 61:07-12/1508

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Нигилизм как социальное явление: возникновение и развитие 12

1) Нигилизм в Европе 17

2) Нигилизм в России 22

Глава 2. Сущность и основные черты правового нигилизма 40

Глава 3 Многообразие форм проявления правового нигилизма 68

Глава 4 . Ведомственный правовой нигилизм как особая форма правового нигилизма 90

Глава 5. Структура и виды правового нигилизма 108

Глава 6. Источники и причины правового нигилизма 121

Глава 7 Пути преодоления причин правового нигилизма 140

Библиография 160

Введение к работе

Призрак бродит по планете,

призрак нигилизма

Л, Глюксмап.

Актуальность исследования. В Конституции нашей страны закреплено положение, согласно которому Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое государство. Это означает, что в таком государстве основную роль призваны играть право, закон, порядок, уважение прав и свобод человека и гражданина, которые признаются высшей социальной ценностью. Их защита, гарантирование - обязанность государства.

Однако практическому воплощению этих и других гуманистических идей, провозглашенных российской Конституцией, мешают различные негативные факторы и аномалии, одним из которых является правовой (или юридический) нигилизм. Именно его влияние в конечном счете способно затормозить проведение демократических реформ в России.

Между тем, изучению этого явления до недавнего времени уделялось недостаточное внимание. Появлялись отдельные статьи в научной литературе и средствах массовой информации о необходимости бороться с правовым нигилизмом. Однако комплексный подход к анализу данного феномена выработан не был. Даже Президент РФ в известном интервью американскому тележурналисту Ларри Кингу подчеркнул, что «чрезвычайно опасна ситуация, связанная с нигилизмом по отношению к исполнению действующих законов. Куда бы я ни поехал, везде первый вопрос, который мне задают люди, - наступит ли в России время, когда будут исполняться законы»1.

1 Известия. 2000Л2 сент.

4 Усиление интереса к проблеме правового нигилизма началось в конце 80-х - начале 90-х годов минувшего столетия, когда вместе с крахом советской системы его проявления приобрели тотальный, массовый характер. Появились первые работы, посвященные различным аспектам правового нигилизма и, в частности, его разрушительному действию. Началось и исследование иных форм нигилистического отрицания - философского, культурного, нравственного, духовного, политического, государственного и

ДР*

Следует отметить, что до сегодняшнего дня не выработано единого подхода к пониманию этого явления. Так, одни ученые видят в нем преимущественно негативные стороны, другие пытаются отыскать в нигилистических тенденциях некие рационально-положительные начала. Между тем, масштабы этого бедствия в современной России все более разрастаются и принимают опасный для интересов государства и общества характер.

Жизнь показывает, что произвол, анархия, вседозволенность, игнорирование должностными лицами своих обязанностей связаны прежде всего с расхлябанностью, безответственностью, правовым нигилизмом чиновников и рядовых граждан. У последних он проявляется в неумении (нежелании) эффективно пользоваться предоставленными законом правами и свободами.

Более двухсот лет назад французский правовед, просветитель и философ Ш. Монтескье написал: «Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности»1.

То же самое можно сказать о нигилистическом отрицании. Мало того, что в нашей стране не принимаются во внимание обязанности и запреты, установленные законом - дискредитируется даже такое понятие, как гражданский долг.

1 Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956. С.456.

А между тем, как писал И.А, Ильин, «люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину или оказываются обреченными на правовую невменяемость»1 - то есть на юридический нигилизм.

Все сказанное и обусловило выбор темы диссертации, желание автора внести свой скромный вклад в ее исследование,

Степень разработанности темы. Как уже отмечалось, в 90-ые годы минувшего столетия интерес к различным аспектам правового нигилизма значительно возрос. Появились статьи, диссертации, посвященные отдельным сторонам и вопросам темы. В целом же обстоятельных, фундаментальных обобщений, отвечающих современным требованиям и реалиям, пока нет. Иными словами, полнота исследования проблемы далеко не достигла нужной степени.

Данной проблематикой так или иначе занимались и занимаются А.С. Бондарев, М.В. Варламова, В.И, Гойман (Червонюк), А.И. Демидов, А.П. Ефремов, В.В. Кожевников, В.Д. Ломовский, П.Г. Марфицин, Н.И. Матузов, И.С. Нарский, Э.Ю. Соловьев, В.А. Туманов, О.И, Цыбулевская, СВ. Ярцун. Защищены кандидатские диссертации (А.В. Арбузов, П.А, Горохов, О.Р. Гулина, Р.А. Кузнецов, Л.А. Лушина, В.Г. Сафонов, К.Г. Федоренко и др.) и одна докторская диссертация философа В.Н. Гуляихина. Последний выпустил монографию, значительное внимание в которой уделено философско-социальным аспектам правового нигилизма2.

Отдельные аспекты правового нигилизма и необходимости борьбы с ним затрагиваются также в работах теоретиков права: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, В.И. Бегинина, Б.В. Васильева, В.М. Ведяхина, Н.В. Витрука Н.Н. Вопленко, Л.И. Глухаревой, В.Т. Кабышева, Е.В. Колесникова, С.А. Комарова, Г.Н. Комковой, В.Н, Коробки, ДА. Липинского, А.Б. Лисюткина, В.Я, Любашица, В.Д. Мазаева, А.В. Малько,

1 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С.24.

2 См.: Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград, 2005.

Г,В. Мальцева, Д.Э. Марченко, А.С. Мордовца, И.Ю. Новичковой, А.И. Овчинникова, О.Ю. Рыбакова, В,П. Сальникова, АЛ. Семитко, В.А. Сапуна, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасова, А,Ф. Черданцева, А.С. Шабурова.

Автор использовал работы отечественных ученых (Н.А. Бердяев, ИА. Ильин, П.И. Новгородцев, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др.) а также труды зарубежных мыслителей (Г.В.Ф. Гегель, К.Левит, Ш.-Л. Монтескье, Ф. Ницше, М.Б. Смит, А. де Токвиль, М.Хайдеггер, Цицерон, Ф.Г. Якоби).

Целью диссертационного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ юридического нигилизма как деструктивного фактора российской жизни, восполнение пробелов в исследовании данной проблемы, а также выработка необходимых предложений и рекомендаций по преодолению причин указанного феномена.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи, отражающие основные идеи и задачи исследования:

проанализировать социальный нигилизм как родовое понятие, раскрыть его сущность, содержание, степень распространенности, эволюцию, гносеологическую природу, основные черты, особенности;

выявить основные причины правового нигилизма, определить пути их преодоления;

сформулировать собственное видение и определение правового нигилизма;

соотнести понятия «источники» и «причины» правового нигилизма, показать различие и взаимосвязь между ними;

обратить внимание на зависимость юридического нигилизма от морально-психологических качеств личности;

охарактеризовать наиболее распространенные и опасные формы проявления правового нигилизма в современных российских условиях;

на примерах и фактах показать деструктивный, разрушительный характер правового нигилизма как социальной аномалии;

раскрыть сущность ведомственного правового нигилизма, его особую вредность и опасность как главного тормоза российских реформ;

дать классификацию правового нигилизма, критически проанализировав уже существующие в литературе;

подчеркнуть необходимость обоюдной ответственности государства, общества и личности за снижение правового нигилизма в стране.

Объектом исследования является юридический нигилизм как одна из форм деформации правосознания, прямо или косвенно сдерживающая процесс построения правового государства. Предмет же изучения составляют источники и причины данного явления, пути их преодоления.

Нормативной базой диссертации послужили международные правовые документы, в частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1998 г., резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., Конституция РФ 1993 г., соответствующие российские законы и подзаконные акты, юридические позиции Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, послания Президента РФ Федеральному Собранию.

Эмпирическую базу работы составили социально-юридическая практика, деятельность различных международных и национальных, государственных и общественных структур. В их числе судебные и контрольные органы, Федеральное Собрание РФ, Правительство, прокуратура, адвокатура, милиция, иные ведомства.

Методологическая основа диссертации. Автор использовал соответствующие законы диалектики, а также общенаучные и частные (специальные) методы, такие, как синтез, анализ, функциональный,

8 системный, историко-правовой, формально-логический, статистический, конкретно-социологический.

Научная новизна исследования заключается в комплексном теоретико-правовом исследовании юридического нигилизма, выявлении его источников и причин применительно к современным российским реалиям, в обосновании и анализе наиболее эффективных путей снижения и преодоления этого явления. Автор полагает, что предложенные в заключительной главе диссертации меры, при их комплексном и последовательном применении помогут значительно снизить уровень правового нигилизма в российском обществе-

На защиту выносятся следующие основные идеи, выводы и положения диссертации:

  1. Научная трактовка социального нигилизма как родового понятия, многочисленных форм его проявления, сущность, основные черты, соотношение с диалектическим отрицанием. Автор показывает, что разрушительное влияние данного явления заметно уже на этом уровне. Так, отрицание, игнорирование действующих моральных, этических, культурных и иных норм не позволяет человеку сформироваться как личности, препятствует его полноценному развитию. В то же время диалектическое отрицание - процесс положительный, ибо с его помощью отбрасывается все ненужное, отжившее. Вместе с тем сохраняются все то позитивное, что обеспечивает движение вперед. Однако диалектическое и нигилистическое отрицание тесно взаимосвязаны;

  2. В диссертации предпринята попытка выявить основные источники и причины правового нигилизма; обосновываются различия между понятиями «источники» и «причины» правового нигилизма и вместе с тем подчеркивается их взаимосвязь. Ибо определенные обстоятельства могут одновременно выступать и как источник, и как причина правового нигилизма. Градации, несовпадения здесь условны, неабсолютны. В подтверждение этого тезиса приводятся примеры;

  1. Намечаются основные пути преодоления правового нигилизма в зависимости от его причин и форм проявления. Так, нигилизм государственно-правовой природы может быть преодолен политическими мерами (эффективная юридическая политика государства, борьба с преступностью, коррупцией и т.д.). Социально-правовой нигилизм следует преодолевать экономическим путем (повышение уровня жизни народа, снижение бедности, безработицы, расслоения общества на сверхбогатых и малоимущих). Наконец, снижению нравственно-правового нигилизма могут способствовать мероприятия культурного, духовного, морального плана (последовательное правовое воспитание и просвещение, активная правовая пропаганда» введение правового всеобуча и т.д.);

  2. Обосновывается мысль о том, что с правовым нигилизмом должны бороться не только государственные структуры, но и общественные организации и объединения, пресса, иные средства массовой информации. При этом их роль должна быть не менее активной, чем участие властных ведомств;

  3. Автор не согласен с высказываемой в литературе точкой зрения, согласно которой правонарушения, в том числе преступления - это не форма проявления правового нигилизма, а лишь одна из разновидностей деформации правосознания, В диссертации доказывается, что преступления -это наиболее грубое и опасное выражение правового нигилизма;

  4. В диссертации обращается внимание на то, что в реальной жизни встречаются ситуации, когда само право как бы провоцирует юридический нигилизм. Издаются несовершенные и неэффективные законы, которые не в состоянии обеспечить защиту интересов граждан. Нередко принимаются противозаконные акты, количество которых, к сожалению, с каждым годом не уменьшается1. Однако только по этой причине нельзя квалифицировать

См.: Зуев О.М. Незаконные нормативно-правовые акты в российской правовой

системе, Автореф. дисс. „. клан. Казань, 2007.

правовой нигилизм как вполне позитивное явление. Слабость права - скорее исключение, чем правило;

  1. Автор разделяет формы проявления правового нигилизма и его виды. Ибо конкретные выражения этого явления призваны раскрыть, каким образом данный негатив находит свое внешнее восприятие. В основе же деления этого феномена на виды могут лежать разные критерии (психологический фактор, субъекты-носители и т,д.);

  2. Особое внимание в диссертации уделяется ведомственному правовому нигилизму как главному препятствию на пути российских реформ. Анализируются его истоки, природа, повышенная вредность и опасность, необходимость искоренения,

Процесс преодоления правового нигилизма требует, по мнению автора, переосмысления значеная многих государственно-правовых институтов. Необходимо, в частности, устранить споры о понятии, сущности, социальном назначении самого права, по-иному оценить такие категории как свобода, демократия, законность, дисциплина, ответственность, правовая защищенность, права и обязанности граждан, правопорядок,

В работе этим вопросам уделяется должное внимание. Предлагаются рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, приведение практической деятельности всех членов общества в соответствие с нормами права, ужесточение санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектами своих обязанностей.

Автор высказывает мнение о необходимости упростить процедуру привлечения к ответственности нерадивых государственных служащих, о целесообразности отмены огромного числа привилегий чиновникам с сохранением элементов поощрения наиболее честных и порядочных из них.

Диссертант подвергает критике некоторые законодательные акты последнего времени (например, положения Закона о монетизации льгот, Закона о противодействии экстремистской деятельности и др.), акцентируя

внимание на тех пробелах в них, которые влекут непосредственные проявления юридического нигилизма.

Научное и практическое значение работы. Проведенное исследование вносит, по мнению автора, определенный вклад в развитие комплексного подхода к теории юридического нигилизма, его источников, причин и путей преодоления последних. Должная разработка названных аспектов способна в известной мере обогатить современную правовую науку новыми знаниями, которые могут способствовать дальнейшему изучению данного раздела теории государства и права.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась по главам и в целом на заседаниях кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в опубликованных статьях и тезисах. Автор принимал участие в работе ряда методологических семинаров в Саратовском филиале Института государства и права РАН-Структура диссертации состоит из введения, семи глав и библиографии.

Нигилизм в Европе

Больше века назад немецкий философ Фридрих Ницше поставил этот вопрос. Сегодня же нигилизм не просто стоит за дверями, он стал неотъемлемой частью жизни современного общества. Приобретая комплексный характер, включающий моральную, политическую, государственную, культурную, правовую и иные ипостаси, нигилизм занял прочные позиции социального явления не только в нашей стране, но и во всем мире.

Его проявления, так или иначе, коснулись всех слоев общества, заставили задуматься о смысле современного существования. Хотя по сути своей нигилизм существовал еще с тех пор, как человек, став разумным существом, сформировал для себя ценности и принципы нормальной, полноценной жизни.

Каждый человек, приобретая неповторимые личностные качества, начинает осознавать безусловную необходимость того, что запрограммировано его моральным идеалом. Это служит для него долгом, выполнять который - значит, следовать по пути добродетели, делать по мере возможности добро, не допускать в себе порочности, противостоять злу.

Однако долг иногда воспринимается лишь как внешняя необходимость совершения определенных действий, а не как внутреннее, психологическое побуждение.

Если в долге видят только упорядочение индивидуальных проявлений в форме социальных правил или общих культурных императивов, тогда он осознается как «подавление» личности. Вольнолюбивые, стремящиеся к независимости, ориентирующиеся лишь на свои интересы и устремления люди, относятся к долгу, воспринимаемому подобным образом, негативно, отвергая предъявляемые извне повеления и любые требования морали вообще- Тем самым отрицается всякая социальная детерминация поступков личности.

Подобная позиция и получила название нигилизма. Латинский корень данного термина «nihil», означающий «ничто», подразумевает, что эта позиция несет в себе специфическое отрицание. Специфическое в том смысле, что его объектом является то, что необходимо для нормальной жизни, для развития отдельной личности и общества в целом. Таковым выступают общие для всех моральные нормы, принципы, идеалы, ценности, авторитеты .

А потому нигилизм - не только социальное, но и глубоко психологическое негативное явление, которое можно определить через описанную в специальной литературе структуру социальной установки. Эта структура включает в себя три компонента. Первый, когнитивный, подразумевает осознание объекта и ситуации. Второй, аффективный, предполагает их эмоциональную оценку. Наконец, конаттный элемент есть собственно поведенческая установка, готовность реагировать.

В таком ракурсе нигилизм можно представить как состояние общественного сознания, для которого характерны незнание, неприятие и негативная оценка культуры и ее ценностей, а также распространенность навыков и стереотипов поведения, идущего вразрез с принципами культуры, отрицающего ее .

В этой связи не совсем обоснованным представляется утверждение Р. Апресяна о том, что иногда такая позиция оправданна. Частично опровергает его аргумент, который автор приводит в доказательство сказанного, В частности, он утверждает: «То, что со стороны предстает как нигилизм, порой оказывается протестом против внешнего давления общепринятых норм: обычаев, нравов, социальной дисциплины. Нравственный пафос протеста против внешнего, лицемерного подчинения общественным нормам, несомненно, может быть привлекательным»2 Получается, что, с одной стороны, позиция, понимаемая нами как нигилизм, на самом деле таковой не является. В то же время, если воспринимать ее именно как нигилистическую, напрашивается интересный вывод: нигилизм в той или иной мере и степени присущ каждому человеку.

Другой вопрос, что возникающая в подростковом возрасте необходимость самовыражения в виде активного протеста может получить развитие во взрослой жизни, но может и не получить такового. Свидетельство тому - как непринятие определенных реформ частью населения (например, замена льгот денежными компенсациями), так и огромный процент социальной апатии (пассивный протест).

Данный феномен можно назвать и особой формой экзистенциального недуга, существующей наряду с вегетативной его ветвью и фанатизмом. Под таким углом зрения нигилизм раскрывается в качестве стремления агрессивно дискредитировать все, что может претендовать на смысл. Базой такого стремления выступает отчаяние и удовольствие, испытываемое от разрушения3.

Нигилизм в России

Ответить на этот вопрос непросто. Например, русский философ В.С, Соловьев считал несомненным историческим фактом призвание нашими предками варягов на княжение, называя это событие «благородным и мудрым актом самоотречения, благодаря которому под руководством скандинавских князей было создано Русское государство»3.

В нашей стране с правовым нигилизмом сложилась очень интересная ситуация. В.А. Туманов пишет: «Разве не отцы судебной реформы 1864 года совершили одно из самых крупных юридических преобразований XIX века?

Разве в России в этот период не сложилась сильная юридическая наука на уровне самых высоких мировых стандартов? Разве юридические профессии не играли значимую роль в жизни российского общества? Все это так. Но с другой стороны, пожалуй, ни в одной развитой стране мира не было столько идеологических течений, отмеченных печатью антиюридизма, а в лучшем случае - безразличия к праву»1.

В Л. Пристенский, говоря о генезисе российского правового нигилизма, выделяет два противоположных типа правопонимания, отражающих базисную ориентацию принципов социального устройства либо на некое сверхиндивидуальное целое, либо на индивида2.

В первом типе субстанция права усматривается в сверхиндивидуальном начале (божественной воле, государстве и т.п.), когда оно задает инднвиду норму поведения, реализуемую в законе. Право понимается здесь как инструмент принуждения к послушанию власти, выражающее лишь абсолютный государственный интерес.

Во втором же типе идея права формируется исходя из принципа автономии личности, когда право становится формой реализации свободы индивида. Но утверждая, что правовой нигилизм возникает только в рамках второго типа правопонимания, автор сильно сужает социальную базу данного феномена: божественная воля, а также любая норма, исходящая от государства, способна стать объектом нигилистического отторжения наравне с другими правилами.

Сам же термин «нигилизм» впервые в русской истории употребил Н.И. Надеяедин , С помощью публицистического жанра он попытался отразить новые литературные и философские тенденции своего времени1. Но само данное явление существовало и раньше, о чем может свидетельствовать время правления Петра I2.

То, каким образом первый российский император проводил преобразования - признак нигилистического, отрицательного отношения его к тому образу жизни, который русские люди вели на протяжении многах столетий.

Эту же тенденцию продолжили Петр III, желавший переодеть русскую армию на манер Пруссии, и Екатерина Великая, эпоха которой стала именоваться российским веком Просвещения. Именно во времена последней значительные позиции заняло русское вольнодумство, ставшее основой некоторых философских течений XIX века.

В отличие от западных стран, для России нигилизм явился не только одним из видов деформации правосознания. В середине 1860-х годов (особенно после выхода романа КС Тургенева «Отцы и дети») он стал образом мысли революционно настроенной разночинной интеллигенции и молодежи, которая отвергала дворянско-крепостнические нравственные и эстетические представления4.

Но такого рода нигилизм, хотя в крайней своей форме и приводил иногда к недооценке культурных традиций, утверждал прогрессивные на тот момент идеалы революционной демократии- Кроме того, нигилизму в России активно способствовали следующие факторы;

1 Размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения. Стабильность в государстве, имеющем внушительные размеры, определяется лояльным отношением народа к власти (чем больше государство, тем труднее поддерживать порядок репрессивными методами, кои, в частности, имели место после событий 14 декабря 1825 года и 1 марта 1881 года).

2. Плотность населения. Как говорил один афинянин, государство - это не стены и короли, государство - это люди. Большая плотность населения требует (даже на бытовом уровне) умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа.

3 Державные задачи государства. Чем грандиознее державные задачи государства, тем меньше понятны они для основной массы граждан этого государства, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм при их исполнении,

4. Хозяйственные проблемы страны. Чем они примитивнее, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот, чем сложнее задачи, тем более развито правосознание (к примеру, в Японии),

5 Национальный состав империи- Национальная однородность, общность культурных ценностей создают благоприятную почву для развития в стране правосознания,

6. Религиозный состав. Религиозная однородность облегчает коммутативные связи в обществе, выработку принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения- Обилие же исповеданий и сект - опасность для общественного порядка и государственной власти

Сущность и основные черты правового нигилизма

В русской истории, о которой шла речь выше, много говорилось и писалось не только о нравственном, культурном, политическом, эстетическом, словом, общесоциальном нигилизме, но и правовом. Последний процветал так же пышно, как и сейчас. Достаточно привести утверждение о том, что на Руси всегда правили люди, а не законы, и подтверждающие его слова АЛ Герцена: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство»1. С этим созвучна не менее известная мысль Салтыкова-Щедрина: «Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Подобные высказывания мы находим и у В.О, Ключевского, Б.А. Кистяковского, B.C. Соловьева и др.

Но что такое правовой нигилизм? В чём его сущность? В научной литературе можно выявить два подхода к его пониманию, условно назвав первый из них классическим или традиционным, второй - «новаторским».

В рамках обычного подхода, которого придерживается большинство ученых, правовой нигилизм рассматривается как деструктивный социальный феномен, суть которого - негативное отношение к праву, неверие в его потенциальные возможности решать назревшие проблемы так, как того требует социальная справедливость. Подобные антиправовые установки -«элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии. - - отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни»

Соглашаясь в целом с этим утверждением, триваегкя, что, конечно, «нельзя не считаться с национальным фактором, но еще более опасно преувеличивать его значение». При этом он обращает внимание на то, что «правовой нигилизм не следует интерпретировать в качестве прирожденной (курсив наш. - Авт.) черты русской нации (как, впрочем, и любой другой), а в прошлом советского народа. Он, безусловно, связан с существующим в обществе укладом жизни, отражает многие его негативные составляющие, но это не «родимое пятно» национальной психологии»1.

Но так никто из отечественных ученых и не считает. Ясно, что чувство отторжения права появляется не в момент рождения, а формируется со временем и лишь при отсутствии положительных результатов взаимодействия с юридическими нормами. Нигилистами, как и преступниками, не рождаются, ими становятся. Но что это характерная особенность российского менталитета со всеми его составляющими (в том числе психологического порядка) - бесспорно.

Современные ученые считают, что «к числу безусловно негативных черт российского менталитета относится такое крайне деструктивное явление, как правовой нигилизм. Наплевательское отношение к закону -застарелая болезнь отечественной бытовой и национальной жизни, известная всему миру специфика русской натуры, характера»2

Правовой нигилизм - сложное и многоаспектное явление, но суть его в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения1.

Одна из причин рассматриваемого явления - правовое отчуждение. «Происходит как бы отторжение права, общество стремится обойтись без него»2, Это отчуждение возникло не вчера, но продолжается до сих пор.

В.А. Туманов отмечает, что как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили возможность пользоваться правами и свободами» так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, царившие десятилетиями пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметен и опасен, чем при праве невостребованном3.

Приведенные выше и другие подобные им суждения - это и есть общепринятое и наиболее распространенное понимание правового нигилизма. Таким он закрепился в массовом общественном сознании.

Представители же «новаторского» подхода к пониманию правового нигилизма пытаются обосновать мысль о его позитивности или тезис о том, что в правовом нигилизме виновато само право- ибо оно несовершенно, неэффективно и т.д. А раз так, то и бороться с ним вроде бы нет никакого смысла.

. Ведомственный правовой нигилизм как особая форма правового нигилизма

Правовой нигилизм - сложное и многоаспектное явление. Это касается и его структурного состава, по поводу которого в литературе нет единства мнений»

Так, если рассматривать данный феномен как деформацию правосознания, в его состав должны входить психологический и идеологический аспекты. Соответственно нигилистически-правовую психологию можно будет определить как совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, привычек и стереотипов, направленных на отторжение юридических предписаний и возможностей, ими предусмотренных.

Нигилистически-правовую идеологию следует трактовать как комплекс идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде направлены на отрицание юридической реальности, формирование у субъектов неуважения к действующим правовым институтам.

Думается» именно воззрения играют ведущую роль при формировании юридического нигилизма» поскольку эмоциональное отношение людей к правовым нормам может формироваться и меняться с помощью указанных факторов. А вообще эти два начала тесно взаимосвязаны.

Ярким примером, доказывающим приведенное положение, служит постулат советских времен о том» что право рано или поздно должно отмереть, уступив место коммунистическому самоуправлению, «Эта концепция в тогдашних условиях в сочетании с другими антиправовыми факторами и иллюзорными представлениями, формировала взгляд на право как на нечто временное и потому малосущественное»

Однако психологический аспект при анализе юридического нигилизма весьма важен для понимания его структуры- По мнению СН. Касаткина, данный феномен есть «компенсаторная реакция психики, определенный способ адаптации индивида к социокоммуникативной ситуации, в шторой (официальное) право не является действенным регулятором, доминирующим стимулом в принятии (юридически значимого) решения»1. А если это способ адаптации, очень многое в его воплощениях зависит от психологии субъекта-носителя.

Отличительная черта нигилистически-правовой психологии «двойственность ее структуры, включающей элементы негативизма и позитивизма»2. И если негативизм представляет собой бессмысленное психологическое сопротивление субъектов правовым предписаниям либо их нарушение, то в рамках позитивизма право предстает как создаваемый государством принудительный порядок общественных отношений.

Именно об этом писал австрийский юрист Г- Кельзен, обосновывая т.н. «чистое учение о праве»: «Право отличается от других социальных порядков тем, что это принудительный порядок. Его отличительный признак -использование принуждения; это означает, что акт, предусмотренный порядком в качестве последствия социально вредного действия, должен осуществляться также и против воли его адресата /der Betroffene/, а в случае сопротивления с его стороны - и с применением физической силы»3.

Анализируя положения описанного юридического позитивизма и сопоставляя их с постулатами естественно-правовой школы, в рамках которой дается содержательное обоснование устанавливаемого правом порядка, М.В. Варламова отмечает существование «по меньшей мере трех легистского, социологического и собственно правового»1.

При этом, по ее мнению, в рамках психологической разновидности позитивизма, сводящего право к субъективным психическим переживаниям по поводу своих прав и обязанностей в отношении других людей, говорить о юридическом нигилизме не представляется возможным, ибо таковые имеются всегда.

Каждая из указанных разновидностей раскрывается исходя из трехкомпонентной структуры социальной установки, о которой шла речь в первой главе данного исследования. Напомним, она включает когнитивную (осознание объекта и ситуации), аффективную (их эмоциональная оценка) и конативную (собственно поведенческая установка, готовность реагировать) составляющие2,

В соответствии с данной конструкцией легистский нигилизм предполагает: неосведомленность о содержании действующей нормативной системы (законов и других актов); негативное отношение к официально установленным правилам поведения; наконец, неумение действовать в соответствии с ними и одновременно распространенность навыков незаконного (как противо- так и внезаконного) поведения.

Социологический нигилизм имеет усеченный состав, ибо, по мнению MB, Варламовой, «трудно представить себе общество, неосведомленное о реально действующем в нем порядке и неадаптированное к нему»1, Поэтому здесь можно зафиксировать только оценочный компонент - неодобрение существующего порядка.