Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПРАВОВЫХ НОРМ
В ПРАВООБРАЗОВАНИИ 14
1.1. Сущность правообразования: признаки, условия,
этапы, понятие 14
1.2. Религиозные и правовые нормы: аспекты соотношения 35
1.3. Основы и формы взаимодействия религиозных и правовых
норм в процессе правообразования 59
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ
И ПРАВОВЫХ НОРМ В ПРАВООБРАЗОВАНИИ 84
2.1. Правовое регулирование религиозных отношений 84
2.2. Пространственная форма взаимодействия религиозных
и правовых норм в правообразовании 100
2.3. Косвенное взаимодействие религиозных и правовых норм
в правообразовании под воздействием общих факторов ИЗ
2.4. Причинно-функциональная и смысловая формы
взаимодействия религиозных и правовых норм в правообразовании 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .- 152
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Российская Федерация - светское государство, в котором, согласно Конституции, «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (часть 1 статьи-14 Конституции РФ). В 1997 году был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который определил роль религии в формировании духовной, нравственной, исторической культуры государства, что закреплено в Преамбуле: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо- от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия- в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие не-отьемлемую часть исторического наследия народов России, считая- важным' содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоя? щий Федеральный закон» . Обращение к избранной теме определяется тем, что религии всегда являются хранительницами духовных ценностей, которые в том числе предопределяют образ жизни, мировоззрение отдельного человека, группы верующих, а иногда и государственно-правовую идеологию, что не является исключением и для России. И хотя Российская Федерация позиционирует себя как государство светское и правовое, но невозможно отрицать влияние традиционных для нашего государства религий, а их социальная активность в настоящее время - это объективный фактор общественный жизни, с которым нельзя не считаться.
Социальное расхождение между религиозными нормами и правовыми, неуважение религиозных чувств неизбежно вели к формированию негатив- 1 О свободе совести н о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сект. 1997 г. №125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. Xq 39, ст. 4465.
4 ного общественного отношения, стойкое недоверие как к законам, так и к государственной власти, в частности. А так как правотворческие органы основывают свою деятельность на складывающихся общественных отношениях, то было бы неразумно оставить без внимания те социальные изменения, которые происходят в государстве, динамику правовых реалий и условий, в которых действуют правовые нормы. Поэтому адекватное осмысление взаимосвязи правовых и религиозных явлений в современном мире; а в частности в России, требует существенного расширения исследовательского контекста с привлечением современных методов юридической науки, что позволило получить новые результаты в трактовке нормативных представлений, их ценностного содержания. В этой связи встает вопрос о более подробном изучении взаимодействия религиозных и правовых норм в правообразовании как автономного социального, культурного, государственного и правового феномена. Таким образом, на данном этапе развития нашего общества обоснованно можно ставит вопрос о религиозных нормах как об источниках формирования правовых норм, а взаимодействие отдельных религиозных и правовых норм взаимосвязано и взаимообусловлено.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в следующем: Во-первых, наряду с правом религия является важным социальным регулятором поведения не только отдельных людей, но и народных масс, способным определять линию развития событий в том или ином регионе, в межнациональных конфликтах, так и на всей территории государства.
Во-вторых^ значимость места и роли вероисповедного компонента в государственной и общественной жизни государства определяет необходимость с точки зрения юриспруденции концептуально определить сферу влияния религиозных норм на процессы правообразования в современном мире, совершенствовать законодательство РФ, касающееся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций на территории страны с учетом современных требований законодательного регулирования этих вопросов.
5 В-третьих, актуальность темы обусловлена происходящими в настоящее время процессами, которые привели к необходимости обратиться к теоретико-правовому исследованию влияния религиозных норм как фактора правообразования, к научному осмыслению вопросов, связанных с данной правовой категорией. Прежде всего, это касается проблемы повышения эффективности правотворческой деятельности, а также ее результатов, которыми являются-, правовые нормы. Формируя норму права, законодатель должен отражать в-ней наиболее значимые социальные связи, существующие в обществе. Источником же правовой нормы не может быть только воля законодателя, а в контексте усиления роли религий в современном мире невозможно оставить без должного внимания их влияния и на идеи права, действующее законодательство, иначе в противном случае можно поднимать вопрос о фиктивности прогностической функции права и адекватности законодательства социальным процессам в государстве;
В-четвертых, изучение правовых основ совместной деятельности религиозных организаций и государства в области правотворческой и воспитательной политики приобретает особую значимость в условиях отсутствия общенациональной и государственно-правовой идеи на современном этапе развития России,
В-пятых, взаимодействие религиозных и правовых норм имеет не только положительные стороны, такие как объективный и полный учет государством интересов верующих, декларация их основных прав и свобод, гарантия защиты от неправомерных действий со стороны государственных органов, иных общественных организаций (в том числе и религиозных организаций иного толка), отдельных граждан, но и отрицательные - превалирование религиозных норм над правовыми, деформацию правосознания, неуважение к гражданским обязанностям, определенным светским законодательством, и их неисполнение.
В-шестых, для того, чтобы обеспечить устойчивое существование общества и жизнедеятельность государств и государствоподобных образова- ний, необходимо учитывать новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом положительные тенденции государственно-религиозных отношений должны быть учтены при формировании общей правовой модели регулирования на территории такого многоконфессионального государства, как Россия, не ущемляя- права и интересы как верующих граждан, так и не исповедующих какой-либо религии.
Данная.тема имеет не только познавательное и научное значение, но, с точки зрения юриспруденции, определенную востребованность и практическую ценность на современном этапе общественного развития.
Степень разработанности проблемы. Общетеоретические аспекты, относящиеся к вопросам взаимодействия религиозных и правовых норм освещены в работах Н. Неновски, В. Нерсесянца, Д. Полыевой, В. Клочкова, Р. Па-паяна, Бергмана, Анвара Гульака, Г. Гольста .
Проблематикой взаимоотношений религиозных организаций с государственными органами, в том числе о взаимодействии канонического и светского права на территории России в разные исторические периоды, занимались И.Бердников, Н. Заозерский, Е. Гаранова, Л. Великович, М. Мчедлов, Е. Слыгина.2 В ряде работ современных исследователей-юристов освещаются проблемы свободы совести в ее эволюции и развитии. Это работы И. Вишняковой, А. Дорской, А. Левиной3. 1 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987 ; Проблемы общей теории права и госу дарства : учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999 ; Клочков В. В. Рели гия, государство, прано. М., 1978 ; Попаян Р. А. Христианские корни современного права. М., 2002 ; Берман Г. Дою. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999 и др. 2 Напр.; Бердников И. С. Церковное право как особая самостоятельная правовая об ласть и его отношение к общей системе права. Казань, 1885 ; Заозерский II. А. Юридиче ское и каноническое значение религиозного элемент в раскольническом браке; Результа ты полемики по попросу о раскольничьем браке // Православная энциклопедия. М., 2000 ; Гаранова Е, Я. Церковное право в правової! системе российского общества (Общетеоре тический и исторический аспекты): дне.... канд. юрид. наук. Кострома, 2004 и др. 3 Напр.: Вишнякова //. Н. Конституционно-правовое регулирование свободы веро исповедания : дис.... канд. юрид. наук. М., 2000 \Дорская А. А. Проблема законодательно го закрепления свободы совести в России в начале XX в. : дис. ... канд. юрпд. наук. М., 2002 и др.
Вопросы правового регулирования религии, определения ее правового статуса в государстве и деятельности религиозных организаций рассматривались в исследованиях М. Ильичева, Е. Муравской, Р.Ахмедова1.
Проблема религиозных преступлений в России вляется предметом рассмотрения В. Ефимовских, Н. Федосовой и С. Позиышева".
Отдельные специальные аспекты взаимодействия правовых и религиозных норм в процессе правообразования освещается в работах Ю.Тихонравова. Р. Папаяна, Л. Сюкияйнена, Н. Хлебникова, Р. Галиакбарова, А. Гайдерова3.
Исследованию генезиса права, вопросам правотворчества, законотворчества посвящены работы Э. Богмацера, Т. Зябловой, А. Мазуренко, В. Плахова, А. Соколовой, Ф. Сосенкова и др4.
Анализ степени научной разработанности проблемы свидетельствует о том, что тема данного диссертационного исследования до настоящего-времени не получила достаточного освещения в правовой литературе. Взаимодействие правовых и религиозных норм (норм христианства, ислама, буддизма, иудаизма) в процессе правообразования в современной России, интеграция норм традиционной для отдельных субъектов РФ религии в региональное законодательство; влияние конфликта норм различных религий на процесс правообразования не являлись до сих пор предметом исследований по юрис- 1 Напр.: Ильичев М. К Русская православная церковь и право : комментарий. М., 1999 j Ахмедов Р. М. Государство и церковь в российском обществе XX столетия; Истори- ко-правовое исследование : дис.... канд. юрид. наук. Казань, 2001. 2 Напр.: Ефимовских В. Л. Религиозные преступления в русском праве X - начала XX в.: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002 ; Федосова Н. С. Уголовное право и религия: Проблемы взаимовлияния и взаимодействия : дис. ... канд. юрид. наук. Владиво сток, 2003. 3 Напр.: Тахонравов Ю. В. Судебное религиоведение. М., 1998 ; Хлебников Я Право и государство в их обоюдных отношениях. Варшава, 1874 ; Гшшакбаров Р. Р. Уголовная ответственность за посягательства на личность и права граждан под видом религиозных обрядов. Омск 1981 ; Гайдаров А. А. Традиционные и религиозные факторы в формирова нии правовой системы России : дис.... канд. юрид. наук. М.» 2002. 4 Напр.: Богмацера Э. В. Правообразовательный процесс и роль в нем судебной практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007 ; Зябпова 7*. Е. Социальные основы законотворчества в современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2004 ; Сосепков Ф. С. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: теоретический и практический аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
8 пруденции. Недостаточно исследована проблематика конфликтов законодательства государствоподобных образований в составе государства с религиозными нормами традиционной религии для данного государствоподобного образования, взаимодействие и соотношение с законодательством самого; государства, формы и содержание воздействия религиозных норм традиционной для государства религии, которую исповедует большая часть населения на идеи о праве, разработку законопроектов, в части их содержания. Данная юридическая проблема нуждается в разработке с точки зрения правовой теории.
Объектом исследования является процесс правообразования под влиянием различных социальных институтов и норм.
Предметом исследования является содержание взаимодействия и специфика взаимовлияния религиозных и правовых норм в процессе правообразования.
Целью диссертационного исследования является изучение научных концепций лравооборазования, форм и принципов взаимодействия религиоз- ньгх и правовых норм в правообразовании. В соответствии с указанной целью в диссертации предполагается решение следующих задач:
Изучить существующие научные подходы к рассмотрению вопроса понятия, источников правообразования.
Показать место и роль взаимодействия социальных норм, в, частности религиозных и правовых, в правообразовании.
Обосновать на теоретическом уровне выявленные формы и способы взаимодействия религиозных и правовых норм в условиях функционирования светского государства с учетом геополитического фактора для государствоподобных образований в составе государства (на примере РФ).
Проанализировать интеграцию норм традиционных религий в федеральное и региональное законодательство.
На теоретическом уровне обосновать устойчивость взаимовлияния религиозных и правовых норм вне зависимости от легальной концепции взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Разработать рекомендации по применению отдельных правовых норм с учетом норм традиционных религий.
Разработать адекватную современным социальным процессам концепцию возможностей и форм взаимодействия норм религии и права в многоконфессиональном и светском государстве.
Методология- и методика исследования. Работа над диссертацией осуществлялась на основе диалектического подхода к познанию действительности в сочетании с различными видами анализа.
Для выявления системно-структурных характеристик правообразова-ния применялся системный подход, с позиции которого результатом право-образования может служить преобразование системы представлений о социальном порядке в нормативные установки с последующим их потенциальным закреплением в законодательстве.
При исследовании феномена влияния норм мировых религий на право-образование в странах мира в различные исторические эпохи использованы сравнительный анализ и исторический метод.
В своей основе работа ориентирована на труды ученых в области теории государства и права, философии, социологии и других отраслей знания.. .
Научная новизна заключается в выявлении форм, содержания взаимодействия и особенностей влияния религиозных и правовых норм в. процессе правообразования в светском государстве. Проведен комплексный анализ законодательства России на различных исторических этапах, в свете современных требований к юридической- науке определен уровень разработанности проблемы, введены в научный оборот новые материалы, что позволило сделать новые выводы: непрерывность влияния религиозных норм на иравооб-разование, зависимость генезиса права от господствующего типа социальных отношений, необходимость дифференцированного подхода к пониманию права па различных этапах правообразования, линейность правообразова-тельного процесса. В том числе новым для юридической науки стало исследование интеграции* норм традиционных религий гоеударствоподобных образований в составе государства в правообразовании. Взаимодействие рели-
10 гиозных и правовых норм исследовано с учетом и на основе геополитических факторов, а процесс правообразования с позиций смысложизненных координат граждан современного светского государства. Результатом диссертационного исследования стали предложенные автором формы взаимодействия норм права и религии и их содержание, сформулировано авторское определение понятия «правообразование». Диссертант обосноват вывод о том, что взаимодействие правовых и религиозных норм в процессе правообразования отражает взаимодействие составных частей ценностной культуры государства, связанных' причинно-функциональными и логически-слпэюловыми связями.
Новизна такого подхода нашла непосредственное-отражение в выносимых на защиту следующих основных идеях, выводах и положениях:
Признаки правообразовательного процесса: уникальность, законосообразность, субъективные и объективные фоновые условия, диалектичность, регулируемость, социальная обусловленность. Условия, характеризующие протекание процесса образования права; субъективные (сознание, мотивация (включающая мотив и потребность) и объективные (спор или конфликт, социальный одобряемый большинством интерес, установление порядка);
Типология этапов правообразовательного процесса основана^ на гост; подстве типа социальных отношений: семейственный, принудительный, договорной. Учитывая противоречивость природы и понимания права при.анализе каждого из этапов правообразования необходимо использовать следующие типы правопонимания: семейственный этап — генетический тип; принудительный этап - описательный тип; договорной этап - системно-содержательный тип.
Правообразование - социально обусловленный, закономерный, уникальный, регулируемый процесс формирования (возникновения, создания) и развития права как системы представлений о социальном порядке до нормативных установок с последующим их потенциальным* закреплением в законодательстве.
Правовые и религиозные нормы соотносятся между собой как «норма» и «образец». «Образец» представляет собой реализованную модель кулыуры поведения конкретным субъектом, «норма» же отражает то, что уже воспринято людьми, имеет признак всеобщего требования.
Формы взаимодействия религиозных и правовых норм в процессе правообразования: пространственная форма взаимодействия, которая1 отражает территориальный и социальный аспекты; косвенная под воздействием общего фактора; причинно-функциональная и смысловая.
Из всех рассмотренных монотеистических религий нормы буддизма менее всего по содержанию приближены к правовым и менее всего способны влиять на них, так как необходимы прежде всего для приспособления лица в реальности, которая находится за пределами видимости, является сверхчувственной. Нормы христианской религии, ислама и иудаизма неразрывно связаны с преобразованием социокультурного мира, потому их взаимодействие с правовыми нормами является тесным.
В государстве на территории компактного проживания адептов мусульманской религии доминирующим является не закон, а право локальной этнорелигиозной культуры, что обуславливается самой сущностью религиозных норм ислама.
Взаимодействие правовых и религиозных норм в процессе правообразования отражает взаимодействие составных частей ценностной культуры ' государства, связанных причинно-функциональными и логически-смысловыми связями.
Преобладающей и наиболее устойчивой формой взаимодействия правовых и религиозных норм в правообразовании является косвенное взаимодействие под воздействием общего фактора.
Теоретическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных выводов в процессе дальнейшей научной разработки теории и истории отечественного и зарубежного государства и права, в том числе смежных отраслевых наук — конституционного права, муниципального права, а также продолжения юридических исследований по вопросам взаимодействия религиозных и правовых норм.
Материалы диссертации могут быть также использованы при правотворческой деятельности органов государственной власти, при анализе эф-
12 фективности применения правовых норм, при разработке и исследовании вероисповедной политики как России, так и других государств мира.
Результаты диссертационного исследования могут также использоваться в учебном процессе при изучении курсов «Теория государства и права», «Актуальные проблемы теории государства и права», «Конституционное право», «История государства и права», спецкурсов «Каноническое право», «Мусульманское право», «Антропология права» и др.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования выводов, полученных на основе анализа историко-правового материала, для дальнейшей разработки путей совершенствования законодательства, в частности, в таких аспектах, как свобода совести и свобода вероисповедания, религиозное воспитание и образование, взаимодействие духовной и светской образовательных систем; деятельность религиозных объединений на территории Российской Федерации, в частности - сектантов; налогообложение религиозных организаций и правовой статус имущества религиозных организаций; межнациональная внутренняя политика, для составления рекомендаций к разработке законопроектов многоконфессионального государства как на уровне законодательства самого государства, так и субъектов в его составе. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционко-практических учебных курсов, в том числе - по теории государства и права, при подготовке соответствующих учебно-методических материалов и пособий.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его комплексным характером, применением апробированных методов научного познания^ опорой на признанные положения современной юридической науки, широким использованием монографических и иных научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых, нормативных правовых актов, материалов судебной практики.
Апробация результатов исследования. Научно-теоретические выводы и положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического инсти-
13 тута Федеральной службы исполнения наказаний России, где выполнялась работа. Основные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс при подготовке курсантов и слушателей по дисциплинам «Теория государства и права», «Актуальные проблемы теории государства и права» во Владимирском юридическом институте ФСИН России и практическую деятельностью УВД по городу Владимиру.
Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в выступлениях на «Жеребенскнх чтениях», проходивших в 2008 г. на базе ВІОИ ФСИН в г. Владимире; Всероссийской научно-практической конференции «Неклассическое общество: векторы развития», проводившейся на базе ВЮИ ФСИН России в городе Владимире в 2008 г., на Международной научно-практической конференции «Христианство и решение социальных проблем общества», проходившей 26-29 мая 2008 года на базе Санкт-Петербургского христианского университета в Санкт-Петербурге на секции «Взаимодействие Церкви и Государства в решении социальных проблем», на Международной философско-религиоведческой конференции «Истина и диалог: христианские ценности в интеллектуальной и духовной культуре», проходившей 29-31 мая 2008 года на базе Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге на секции «Диалог религии и государства: опыт Восточной Европы»; на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», проводившейся 13-18 апреля 2009 года на базе Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в Москве на секции «Юриспруденция»» на Международной научно-практической конференции «Обеспечение права человека в условиях современного государства», Владимир, 10-11 декабря 2009г.), на III Евразийском научном форуме «Евразия на пути к многополярному миру: от противостояния геополитических систем к диалогу культурно-исторических обществ», который проходил в рамках международной научно-практической конференции в июле 2010г. на базе Казанского государственного университета и др.