Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Развитие материально технической базы и организационных форм художественной жизни Алтая в первые годы освоения целинных и залежных земель 8
1.1 Развитие материально-технической базы учреждений культуры Алтая в первые годы освоения целины 8
1.2. Агитационно-художественные бригады, библиотеки, кинопередвижки как организационная форма культурной работы 23
Глава 2. Формирование условий для развития профессионального и самодеятельного искусства на Алтая 37
2.1. Подготовка творческих кадров для учреждений культуры 37
2.2. Формы взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами 51
2.3. Основные факторы развития изобразительного искусства на Алтае 66
Глава 3. Творческая деятельность музыкальных и театральных учреждений культуры по эстетическому воспитанию населения Алтая в период освоения целинных земель 89
3.1. Опыт и проблемы формирования репертуара театральных и музыкальных творческих коллективов Алтая 89
3.2. Специфика гастрольных программ музыкально-театральных коллективов 102
3.3. Смотры и творческие отчеты художественных коллективов Алтая 114
Заключение 132
Список литературы и источников 137
Список иллюстраций 145
Иллюстрации 147
- Агитационно-художественные бригады, библиотеки, кинопередвижки как организационная форма культурной работы
- Формы взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами
- Опыт и проблемы формирования репертуара театральных и музыкальных творческих коллективов Алтая
- Смотры и творческие отчеты художественных коллективов Алтая
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена дальнейшим развитием исторической науки нашего государства,' нуждающейся во всестороннем изучении взаимосвязей между многими элементами художественно-культурной жизни общества. Необходимо новое комплексное исследование учреждений культуры определяющее художественно-культурную жизнь края. Данное исследование является попыткой реконструировать художественную жизнь Алтая в первые годы освоения целины как единого целостного процесса.
Перемены в развитии культурной жизни края начались с XX съезд партии и новая политика Н.С. Хрущева, которая внесла изменения в прежнюю жизнь страны, затронув важнейшую сферу духовной жизни общества - культуру.
В отношении проводимой правительством политики освоения целинных земель упор в первую очередь был сделан на расширение ареала влияния всех возможных форм искусства по средствам создания на местах очагов культуры. Конкретно это прозвучало и явилось причиной коренных перемен на январском Пленуме ЦК партии где Н.С. Хрущёв говорил: «В связи с дальнейшим подъемом общественного хозяйства направлять часть средств на строительство клубов. Ведь без работы в массах, не может быть крепкого хозяйства».
Приток большой массы населения из центральных районов страны в ходе освоения целинных земель, который вынуждал управление культуры и руководство театров пересмотреть репертуар и профессионализм местной режиссуры. Возможным это стало благодаря тому, что в конце 50-х гг. на Алтай прибывали опытные мастера искусства, долгое время проработавшие на сценах европейской части Союза, а также выпускники москов-
ских и ленинградских институтов. Реже на театральных афишах появлялись названия «кассовых», легковесных пьес, все строже предъявлялись требования к художественной ценности произведений, упор делался на постановку пьес местных авторов, актуализирующих проблемы современности. В этой связи следует отметить роль самодеятельных авторов и народных театров в культурной жизни края. Необходимо обратить внимание на то, что их появление было спровоцировано ростом общественного интереса к искусству. Возникновение такого интереса было закономерно, так как в период массированного освоения целинных земель Алтая качественно новый упор был сделан на расширение центров культуры и популяризацию разнообразных форм самодеятельного искусства среди населения, а так же создания народных театров на базе драматических коллективов.
Таким образом, политика правительства по освоению целинных земель Алтая в 50-е гг. во многом реанимировала художественную жизнь общества, способствовала развитии многих жанров искусства.
Исследования охватывают не большой по историческим меркам период, с 1954 по 1960 гг., но очень важный период в истории Алтайского края. Изучение этого времени позволяет глубже понять проблемы культурного воспитания и формирования репертуара учреждений культуры в период «оттепели». После XX съезда партии и преодоления негативных последствий культа личности Сталина были созданы благоприятные условия для развития советской культуры. Для исследуемого периода было характерно господство административно-командных методов управления, приведших к подчинению художественной жизни идеологическим лозунгам и нуждам экономической политики правительства. К управлению театрами применялся так называемый «индустриализированный» подход, сложившийся еще в 30-е гг. на том основании, что процесс создания спектакля является одновременно и творчеством, и производством. Театр был
причислен к предприятиям народного хозяйства с доведением ему соответствующих планово-финансовых показателей, что приводило к усилению производственного диктата в театре, а также ограниченной направленности репертуара. Однако в конце 50-х гг. отмечаются определенные сдвиги в работе учреждений культуры, прежде всего связанные с изменением репертуара, его актуализация с использованием нового отвечающего
духу времени народного творчества.
Цель. Выявление основных традиций развития и характерных черт
художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины.
Задачи:
проследить совершенствование и развитие материально-технической базы театрального и музыкального искусства на Алтае;
проанализировать деятельность агитационно-художественных бригад, библиотек, кинопередвижек как передовых форм культурной работы с жителями села в первые годы освоения целинных земель;
изучить специфику подготовки творческих кадров для театральных и музыкальных коллективов Алтая;
проследить методы и характер взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами края;
дать оценку значимости изобразительного искусство Алтая
исследовать репертуарную политику театральных и музыкальных творческих коллективов Алтая;
выявить специфика гастрольных программ музыкально-театральных коллективов;
показать формы смотров и отчетов музыкально-театральных коллективов Алтая.
Научная новизна Автором предпринята попытка исследования процессов развития учреждений искусства и культуры Алтая в период ос-
воения целинных земель с 1954-60 гг.
Введение в научный оборот значительного круга архивных источников, опубликованных материалов позволило исследовать, наряду с другими, такие важные направления деятельности- учреждений искусства и культуры как деятельность по повышению театральной культуры населения, сотрудничество дома народного творчества с самодеятельными авторами и народными театрами, участие в различных фестивалях.
Теоретическая и практическая значимость На основании полученных данных возможно написание спецкурса, использование его при подготовке учебных лекций. Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать положения и модели, которые могут быть использованы при проведении эмпирических и исторических исследований.
Апробация. По теме диссертации были сделаны доклады и сообщения на: международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования (Тамбов 2003); «Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации» (Москва 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование в российской провинции в XXI веке» (Томск 2002). Полученные материалы в результате исследования использованы в подготовке спецкурса «Культура и искусство Алтая середины XX в.»
Публикации
1. Белецкий А.Б. Опыт и результаты обновления искусства Алтая (1954-1960 гг.): Монография. / АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - 50 с.
Белецкий А.Б. Обновление художественного искусства Алтая на волне освоения целинных и залежных земель 1954-60 гг.// Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы 1-й международной научно-практической конференции. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - С.51-56. Белецкий А.Б. Современные подходы к развитию цивилизации и культуры // Сохранение и преумножение культурного наследия в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции. М: изд-во МГУКИ, 2002. - С.63-67. Белецкий А.Б. Художественное воспитание учащихся как парадигма в системе непрерывного образования // Художественное образование в российской провинции в XXI веке. Сборник докладов и материалов Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Томск: изд-во ТОИПКРИКТ, 2002 г. - С. 122-128
Белецкий А.Б. Подготовка творческих кадров для учреждений культуры в период освоения Целины (1954-60 гг.) //Культурной наследие Сибири. Сборник, выпуск 4. Барнаул: изд-во АлтГУ, 2002 г. - 0,5 п.л.
Агитационно-художественные бригады, библиотеки, кинопередвижки как организационная форма культурной работы
Особое место в культурно-просветительной работе занимали агитационные бригады, чья работа заключалась в укреплении связей с широкими массами зрителей, оказывая тем самым большое воспитательное значение. Репертуар агитбригад был направлен на внедрение новых идей культурного и социалистического строительства, а так же художественных постановок об успехах тружеников села подкрепленных творческими дискуссиями и выставками. В работу агитбригад постоянно привлекалась активная, творчески одаренная молодежь, роль которой заключалась в активизации процессов производства и приобщения тружеников села к культуре и искусству по средствам передвижных бригад, библиотек и кинотеатров.
Что касается библиотек, и в частности книго-передвижек то они зарекомендовали себя как наилучшие пропагандисты художественной и специализированной литературы. Активная работа передвижных библиотек увеличивала численность читателей, даже в самых отдаленных районах , края, а так же способствовала приобщению населения к получению знаний по средствам специализированной литературы.
Однако наиболее популярной формой досуга на селе становилось кино. Передвижные кинотеатры в период освоения целинных земель особенно расширили ареал своего влияния, на степные районы края. Став наиболее популярным и информационно емким жанром искусства, кино по средствам киножурналов проводило воспитательную работу, знакомила с достижениями в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Сатирические журналы имевшее большое распространение, на примере негативных явлений в производстве высмеивали и воспитывали кинозрителей.
Такая насыщенная информационно-воспитательная работа, должна была способствовать привлечению тружеников села к современным формам и методам производства, а также повышать культуру и привлекать интерес к передовым жанрам искусства.
С первых месяцев освоения целинных земель Алтая уделялось внимание культурному обслуживанию тружеников сельского хозяйства. В связи, с чем уже в период весеннего сева в крае было организованно более 800 сельских и 35 городских агитхудожественных бригад, скомплектовано и направлено в тракторные и полеводческие бригады около 4000 .библиотек - передвижек.
По неполным данным на 1.06.54 г. силами агитхудожественных бригад на полевых станах было дано более 3500 концертов, обслужено около 80 тыс. колхозников и механизаторов, прочитано более 300 лекций и докладов. Родинская агитбригада за время весенних полевых работ дала на полевых станах более 20 концертов. В первую очередь были обслужены механизаторы, занятые на подъеме целинных и залежных земель. В Михайловском районе сельские агитбригады уже к 10 мая посетили ьсе бригады, дали 28 концертов, прочитали 40 лекций на темы: «Текущий момент и наши задачи», «Освоение целинных и залежных земель - важнейшее средство увеличения производства зерна в стране», «Алтай богатейшая житница страны» и др.20
С увеличением числа агитбригад все чаще Центральный До\: народного творчества им. Н.К. Крупской проводил открытые конкурс на лучшие произведения для агитационно-художественных бригад на тему: наш район, колхоз, завод. Конкурс ставил цель связать агитадионно Ф 1041 л.259. .1.17 художественные бригады с местной жизнью с производством. Он должен был послужить увеличению репертуара для агитационно-художественных бригад, укреплению связей литературных кружков и самодеятельных авторов с художественно-агитационными бригадами.
Конкурс предполагал привлечение в самодеятельность новых авторов, а так же активизацию работы существующих литературных кружков и повышение мастерства самодеятельных авторов.
По итогам конкурса в крае были проведены итоговый вечер литературных и музыкальных исполнителей, самодеятельных авторов с участием победителей первого тура конкурса, лучшие из которых выступали по радио. Краевым домом Народного творчества был издан сборник произведений для агитационно-художественных бригад с привлечением в него лучших материалов поступивших на конкурс.21
Серьезная ответственность была возложена в дни уборки урожая на работников культуры сел и городов. Их задача состояла в том, чтобы как можно профессиональнее и интереснее выступить перед колхозниками и механизаторами.
Многие учреждения культуры Кулундинского, Завьяловского, Алей-ского, Сросткинского, Благовещенского и других районов широко развернули разнообразную массово-политическую и культурно-просветительскую работу среди тружеников села, занятых на уборке урожая и хлебозаготовках.
Большинство учреждений культуры Завьяловского района перенесли свою работу непосредственно в полевые станы и тракторные отряды — туда, где решалась судьба урожая, а в полевых агитпунктах были оформлены стенгазеты на сельские темы.22
21Ф1062оп.1,д. 5, л. 45 22 Ф 1062 д. 6, л. 3 В период уборки урожая и хлебозаготовок большую помощь селу в деле культурного обслуживания оказывали городские клубы нашего края. Так, для обслуживания колхозников и механизаторов клубы г. Барнаула организовали и послали на село 18 агитхудожественных бригад. В г. Бий-ске было создано и работало 6 агитбригад, в Рубцовске 2 бригады. Большую помощь селу оказывала агитбригада Бийского дома культуры. В программе бригады были лекции «О текущем моменте и наших задачах», одноактная пьеса «Трое с Алтая». Агитбригада обслуживала все МТС и колхозы Зонального, Тогульского, Кытмановского районов и дала более 30 концертов. Агитбригада котельного завода посетила Марушихинский, Грязнухинский, Сростинский районы, агитбригада клуба текстильной фабрики, выезжала в Старобардинский, Яшинский, Тогульский и Грязнухинский районы. Хоровая капелла Бийскогго дома учителя — в составе 27 человек выступила для тружеников сельского хозяйства Яшинского района. Ее программе была насыщена патриотическими и русскими народными . песнями.
Формы взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами
Если говорит о роли самодеятельных авторов и народных театров в культурной жизни края, то следует обратить внимание на то, что их появление было спровоцировано ростом общественного интереса к искусству. Возникновение такого интереса было закономерно, так как в период массированного освоения целинных земель Алтая качественно новый упор был сделан на расширение центров культуры и популяризации разнообразных форм искусства среди населения. Одними из наиболее распространенных форм самодеятельного искусства стали сочинение стихотворений, песен, вальсов и маршей, а так же создание народных театров на базе драматических коллективов. Активное участие в этом новом начинании приняли жители сельских районов края под непосредственным руководством и контролем Дома народного творчества им. Н.К. Крупской (ДНТ).
Особую ставку ДНТ в данном направлении делал на проведение расширенных конкурсов среди самодеятельных авторов направленных в первую очередь на стимулирование их творчества и выявления наиболее талантливых самобытных авторов. Так, к примеру, проводился Домом народного творчества конкурс на лучшее произведение для агитационно-художественных бригад на тему: Наш район, колхоз, завод».
Конкурс имел цель связать агитационно-художественные бригады с местной жизнью с производством, с задачами сегодняшнего дня. Он должен был способствовать расширению репертуара для агитационно-художественных бригад, укреплению связей литературных кружков и самодеятельных авторов с художественно-агитационными бригадами. Конкурс предполагал привлечение в самодеятельность новых авторов, активизацию работы существующих литературных кружков и повышение мастерства самодеятельных авторов.
По итогам конкурса в крае был проведен итоговый вечер литературных и музыкальных коллективов, самодеятельных авторов с участием победителей первого тура конкурса. Лучшие из них выступали по радио. Так же краевым домом Народного творчества был издан сборник произведений для агитационно-художественных бригад с привлечением лучших материалов поступивших на конкурс.59
Подобный конкурс только, уже всесоюзный на лучшие песни о труде и рабочем классе СССР ставил целью создать хорошие популярные массовые песни о рабочем классе - о героическом труде, о его красоте и радости, о духовном богатстве советского человека, о славных делах. Конкурс проводился в два тура: первый тур в крае, а второй тур в Москве.
На второй тур принимались произведения, занявшие 1, 2, 3 места на конкурсах. В конкурсе принимали участие как профессиональные композиторы и поэты, так и любители. Проведением конкурса руководило Всесоюзное жюри. В состав жюри входили преподаватели культуры, члены союзов, отделений композиторов и писателей, общественные организации.
Жюри знакомило участников конкурса с условиями, организовывало их работу, подводило итоги конкурса.
При оценке представленных на конкурс песен учитывалось их содержание и звучание в исполнении хоровых коллективов и солистов. На конкурс принимались песни ни где ранее не опубликованные и не исполнявшиеся. За лучшие песни устанавливались следующие 6 премий. 1 Ф. 1062оп.1.д. 5, л 34. 10000 руб., 2 - 7000 руб., 3 - 5000 руб. Лучшие песни были опубликованы в газете: «Труд».60
В результате в редакцию дома народного творчества в период конкурса и позднее стали активно поступать письма от авторов. Однако предложенные на суд ДНТ произведения не всегда соответствовали необходимым требованиям как литературным, так и тематическим. Так, например, выглядит рецензия методиста В. Криволапова на творчество самодеятельного автора Т. Каюрова: «Прежде всего, хотелось поговорить о недостатках Ваших стихов. В них есть рифмы, довольно-таки сносно соблюдается размер, но поэзия, художественные образы почти отсутствуют. Возьмем, к примеру, стихотворение «Ленинский комсомол», свои патриотические чувства в нем выразили сухим, казенным языком. На ту же тему в праве можно написать гораздо лучше и ярче. Сплошь и рядом вы допускаете прозаизмы, которые в поэтическом творчестве недопустимы. «Каждый почин поднимаешь ты смело», «Повсюду в стране заметен твой труд». Зарифмовать мысль и события мало, нужно их образно осмыслить, найти такие черточки и детали, которые взволновали бы читателя, пробудили в нем какое-то чувство.
В стихах у Вас много трафаретных, сотни раз используемых эпитетов. Вот стихотворение «осень» если заря, то обязательно вечерняя, закат -розовый, поля - широкие, роса - холодная, осень — золотая. Нет сочных, свежих, присущих Вам определений.
Часто Вы не дорожите словами делая ненужные повторы. Например, в стихотворении «Паренек с комсомольской путевкой». В первом четверостишии «Уезжал из родной стороны», во втором — «едет смело на стройку
Ф. 1062 оп.1, д. 5, л 36. в Сибирь»; в четвертом - «парень семнадцати лет». Зачем толочь воду в ступе, когда все это можно выразить лаконично и четко.
О море Вы пишите, как мне кажется, безо всякого знания дела. Может быть, Вас подвело недостаточное знание поэтического творчества.
Опыт и проблемы формирования репертуара театральных и музыкальных творческих коллективов Алтая
Говоря и проблемах формирования репертуара, хотелось бы обратить внимание на то, что тематика произведений ставившихся на сценах краевых театров и музыкальных сценах была подвержена переменам, следующим по пути строительства новых городов, поселков и создания людей нового типа - новоселов. Но для того чтобы проследить этот путь надо обратить внимание для начала к теме послевоенной исторической драматургии, где преобладают пьесы и музыкальные композиции с описанием гражданской войны. Борьба за установление власти Советов в Сибири. Однако в дальнейшем на смену героико-революционной тематике приходят произведения затрагивающие роль человека на сибирских стройках. Участие молодежи в создании новой жизни на новом месте.
Алтайский крайдрамтеатр закончил сезон 1955-56 гг. имея значительные результаты. В минувшем сезоне были показаны девять новых спектаклей, причем пять из них поставлены по произведениям, принадлежащим перу советских авторов, - это «Настоящий человек» Т. Лондона, «Любовь Ани Березко» В. Пистоленко, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Несчастный случай» М. Маклярского, Д. Холендро, «Иван Рыбаков» В. Гусева и детская сказка «Два клена» Е. Шварца.100
В пьесе «Любовь Ани Березко» были отражены лучшие черты советских людей, воспитанных в духе патриотизма. Хотя пьеса далеко не совершенна в литературном отношении, зато она очень актуальна по теме. В ней поднимались большие вопросы морали, любви и брака. Ошибки молодого педагога Ани Березко - героини пьесы во многом могли бы помочь некоторым юношам и девушкам переосмыслить свои взгляды на личную жизнь. Это тем более важно, что в наш край прибывали тысячи молодых патриотов на целинные земли и новостройки, здесь они прочно обосновываются, обзаводятся семьями.
Молодежи посвящена и другая работа театра - спектакль «Иван Рыбаков». Спектакль этот говорит о становлении характера юноши, об ответственности отцов за будущее детей. Так же коллектив работал над спектаклем «Кремлевские куранты» в котором хотел достойно отразить торжество ленинских идей. О спектакле «Дон Сезар де Базан» высказывалось мнение, что его постановка была ошибкой театра. Однако нельзя забывать, что в пьесе была заложена гуманистическая идея человеческого достоинства. Еще великий пролетарский писатель A.M. Горький говорил о де Базане: «А сколько, однако, истинно хорошего и истинно рыцарского в этой оборванной фигуре бродяги - гранда».101
Между тем театр продолжал усилия, чтобы создать наиболее серьезный, глубокий и разнообразный репертуар. Старался затронуть самые актуальные темы современности, идти в ногу с жизнью нашего народа, но, к сожалению долгое время не имел ни одного спектакля о тружениках сельского хозяйства, о тех великих преобразованиях, которые происходили в нашем хлеборобном крае. Отсутствовала в репертуаре и хорошая советская комедия. Причиной тому было безучастность драматургов. Несправедливо была забыта театром русская классика. Крупным недостатком в творческой деятельности театра являлось и то, что не все спектакли показывались на одинаково высоком художественном уровне: на ряду со зрелыми по мастерству произведениями еще выпускались средние и даже слабые постановки. Несмотря на некоторый творческий рост, коллективу театра необходимо было еще многое сделать по повышению творческой культуры и мастерства. Труппа серьезно нуждалась в пополнении опытными мастерами, и особенно способной творческой молодежью. Министерства культуры РСФСР и СССР обещали к новому сезону 1956 г. откомандировать в Барнаул группу выпускников Московского и Ленинградского институтов театрального искусства, а для художественного укрепления технических цехов направлялись выпускники Московского театрального художественно-технического училища.1
Что же касается репертуара находящегося на вооружении музыкальных коллективов, то следует вспомнить некоторые замечания высказанные на пленуме Сибирских композиторов в 1955 в отношении творчества барнаульского композитора А. Анохина. Было высказано, что в творчестве этого композитора привлекает, прежде всего близость и актуальность тем. Свежая и в то же время без излишеств гармония. Замечательная песня «Гусь Красный» является, безусловно, лучшим из всего творчества Анохина. Написанная с большим вкусом, в хорошем стиле эта песня может быть отнесена к лучшим образцам, созданным в этом жанре.
В то же время в других песнях Анохин ощущается некоторый схематизм, местами некоторая рыхлость формы и Гармонического плана. Можно упрекнуть автора и текстурных полостях. Есть места неудачные для вокала. Композитор делает попытки (и в некоторых пьесах ему это удается) Алтайская правда 13 июля 1956 г. N 162 «В долгу перед зрителем» расширить рамки обычной песни, выйти за пределы квадратности. Говоря о творчестве Анохина, хочется сказать еще и следующее: В г. Барнауле Анохин, по сути дела, единственный композитор. Живя в самом центре значительных событий в крае освоения целинных и залежных земель Анохин мало пишет музыки, совершенно не занимается сбором и записью Сибирских и Алтайских народных песен.
Смотры и творческие отчеты художественных коллективов Алтая
В 50-е г в Западной Сибири, как и в целом по стране, большое распространение получили фестивальные праздники и массовые смотры культурно-просветительных учреждений. В связи с рядом благоприятных изменений сельские клубы и дома культуры значительно улучшили свою работу.
В период общественных смотров и фестивалей усиливается внимание партийных и советских органов к деятельности учреждений культуры. Особенно в это время становятся разнообразными формы культурно-просветительной работы: фестивальные встречи, выступления самодеятельных театров кукол, автоклубы, проводятся дни бригады, когда отдых колхозников сочетается с подведением итогов работы за месяц и постановкой задач на ближайшее время. Все это оживляло деятельность клубов, привлекало к их работе свежие, инициативные силы из числа молодежи и сельской интеллигенции.137
Однако наряду с успешными результатами, смотры и фестивали рассматриваемого периода имели так же и недостатки. Дело в том, что часто все эти массовые мероприятия приобретали только лишь показательный характер, большое оживление в работе сменялось снижением инициативы. Это в свою очередь требовало постоянного контроля за спецификой и формами организации художественных смотров, так как подобные мероприятия гораздо больше пользы приносили тогда, когда подводили итоги большой повседневной работы, а не являлись самоцелью. Тем не менее, несмотря на отдельные трудности и недостатки в работе сельских клубов, художественная самодеятельность стала более массовой.ь
Помимо итоговых смотров художественной самодеятельности, распространение получила подготовка и проведения мероприятий посвященных юбилейным и памятным датам.
В Нормативных документах исполкома в рассматриваемый период, четко были обозначены действия учреждений культуры по улучшению работы творческих коллективов, а так же мероприятия необходимые в подготовке и организации смотров художественной самодеятельности. Для проведения смотра создавались специальные комиссии. Основной задачей комиссии было оживить деятельность всех культурно-просветительских учреждений, улучшить материальное состояние, полностью использовать бюджетные ассигнования, средства самообложения, куль фонды колхозов, сельпо, а также имеющиеся фонды директоров МТС и совхозов. Пополнять учреждения культуры — культ инвентарем, обеспечивать топливом районные клубы, сельские дома культуры. Краевому финансовому отделу вменялось в обязанности изыскивать регулярно средства на премирование победителей смотров.139
В связи с ежегодно отмечающимися датами в ознаменование Октябрьской революции, образования ВЛКСМ и рядом других знаменательных дат Министерство. культуры СССР проводило смотры молодежных спектаклей драматических и музыкальных театров страны. В ходе подготовки смотров была отработана следующая система управления. Во-первых, были определены жесткие рамки проведения. Во-вторых, заявки на участие в смотре должны были быть направлены по каждому театру в
Культура Сибири в период социализма и развернутого строительства коммунизма 1937-1963 гг.» Вып. 4., Новосибирск, 1965 стр. 88 154 ФР-1041 оп. 1. д. 348, л. 116
Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР.140 Что же касается условий смотра, то они выглядели следующим образом, в смотре могли принимать участие театры любого жанра, спектакли поставленные по произведениям советских драматургов (композиторов) о жизни советской молодежи, комсомола в театральном сезоне текущего года. Исполнители основных ролей в спектаклях, подготовленных к смотру, должны были быть актерами драматических театров в возрасте до 30 лет, солисты оперы до 32 лет, солисты балета до 28 лет, режиссеры, художники и балетмейстеры в возрасте до 35 лет.141
Однако наиболее распространенной формой отчетности творческих коллективов были районные, городские и краевые смотры художественной самодеятельности. На смотрах художественной самодеятельности, как правило, присутствовало комиссия из представителей Дома народного творчества или Управления культуры, которые по итогам смотра давали заключение о качестве подготовки коллективов к смотру, выявляли как позитивные, так и негативные моменты в подготовке репертуара, а так же оценивали профессиональные качества участников самодеятельности.
Так, к примеру, в командировке в Ново-Егорьевский и Рубцовский районы на проведение творческого отчета комиссией в отношении выступавших коллективов был сделан ряд замечаний. В частности обсудив итоги концерта жюри оценило творческий отчет, положительно, однако конкретно по номерам выступлений ситуация выглядела следующим образом: матросский танец - исполнялся неправильно, не было элементов трудового процесса; хоровой танец - не получился так как не было рисунка; грузинский танец - был недостаточно темпераментен, руки мало подвижны; цыганская пляска - не имела четкости движений; вокальная группа доярок неправильная расположена на сцене; дуэт кларнетистов - представлен скудным и однообразным аккомпанементом.
В итоге были представлены следующие общие замечания, отсутствовала культуры поведения на сцене, шум, беготня, отсутствие учебно-воспитательной работы с коллективами, программа составлена небрежно, непродуманно, репертуар не связан с жизнью района.14"1