Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Алгоритмы обработки и моделирования пространственно-временных музыкальных акустических сигналов в помещении Таранов, Дмитрий Дмитриевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Таранов, Дмитрий Дмитриевич. Алгоритмы обработки и моделирования пространственно-временных музыкальных акустических сигналов в помещении : диссертация ... кандидата технических наук : 05.12.04, 01.04.06 / Таранов Дмитрий Дмитриевич; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Таганрог, 2013.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-5/270

Введение к работе

з

Актуальность работы

Обработка акустических музыкальных сигналов в настоящее время представляет собой обширную область научных исследований, инженерных разработок, программного обеспечения и устройств на стыке таких направлений как акустика, радиотехника, звукорежиссура и других фундаментальных и прикладных наук и технических приложений.

Традиционно задачи звукозаписывающей и техники сводились к наиболее точному воссозданию акустических условий, в которых производилась звукозапись. Однако, на сегодняшний день обработка акустических музыкальных сигналов, включая монтаж, сведение, мастеринг и т.д. имеет, прежде всего, задачу художественного характера. Как правило, звукозапись, в том числе и многоканальная, производится последовательно, т.е. источники звукового сигнала - музыкальные инструменты, голоса исполнителей и художественные звуковые эффекты - записываются по очереди, а не одновременно. Обычно эта запись производится в заглушённом помещении с целью дальнейшей динамической, спектральной и пространственной обработки. Среди приложений пространственной обработки музыкальных акустических сигналов стоит отметить такие, как:

-моделирование свойств реальных помещений при создании фонограмм методом наложения;

- повышение естественности звучания фонограмм;

-задача локализации виртуальных источников звуковых сигналов при создании фонограмм;

-повышение оперативности позиционирования источника звукового сигнала в реальном времени при одновременном снижении вычислительных затрат;

- создание дополнительных художественных музыкальных эффектов.

В нашей стране проблемой исследования и обработки музыкальных акустических сигналов занимались такие ученые как Алдошина И.А., Меерзон Б.Я., Ковалгин Ю.А., Вологдин Э.И. Среди зарубежных исследователей следует отметить такие имена как Д. Уиллиамс, Б. Вебстер, У Зольцер, В. Гарднер, Дж. Блауэрт и др.

Решение задачи пространственного позиционирования музыкальных акустических сигналов сопряжено с существенными сложностями, многие из которых в полной мере не разрешены на сегодняшний день. Первой из таких сложностей является субъективность восприятия музыкальных сигналов слушателем. Под субъективностью подразумевается как вариативность исполнения различного музыкального материала на одних и тех же музыкальных инструментах, так и трудности, связанные с формальным описанием параметров музыкального интонирования, звукоизвлечения и их объективным измерением.

В связи с данными проблемами в данный момент ни в одном из направлений обработки музыкальных сигналов не существует общепринятых

4 моделей динамической и спектральной обработок, а также пространственного позиционирования. Алгоритмы обработки музыкальных сигналов не стандартизованы. Несмотря на достигнутые в ряде приложений значительные успехи (бинауральная звукозапись, достоверно передающие характер реальных помещений реверберационные алгоритмы и т.д.), в большинстве своем они не имеют фундаментальной значимости. Как следствие, исследователи и разработчики алгоритмов обработки музыкальных сигналов зачастую вынуждены исходить из эвристических соображений при подборе параметров алгоритмов в отсутствие накопленной информационной базы.

Также следует отметить такой недостаток многих существующих методов обработки музыкальных сигналов, как чрезмерно формальный подход к задаче, т.е. недостаточный учет специфики музыкальных сигналов и особенностей человеческого слуха и, в частности, особенностей восприятия конкретного музыкального материала.

В сложившейся ситуации возрастающего спроса на звукозаписывающие и звуковоспроизводящие системы в музыкальной сфере для использования в разнообразных приложениях существует необходимость поиска новых подходов к решению данной задачи, обладающих достаточной универсальностью и обеспечивающих достоверностью звучания. Особое значение эта задача имеет для мобильных средств звуковоспроизведения.

Объектом исследования являются музыкальные акустические сигналы, не содержащие информацию о конкретном помещении, в котором они были записаны.

Предметом исследования являются методы обработки музыкальных сигналов с целью их пространственного позиционирования и пространственной окраски в заданном помещении.

Целью диссертационной работы является повышение эффективности пространственного позиционирования и пространственной окраски музыкальных акустических сигналов в заданном акустическом пространстве.

Основными задачами, которые требуется решить для достижения поставленной цели, являются:

  1. моделирование свойств реальных помещений при создании фонограмм методом наложения;

  2. повышение естественности звучания фонограмм;

  3. увеличение степени локализации виртуальных источников звуковых сигналов при создании фонограмм;

  4. обеспечение оперативности позиционирования источника звукового сигнала в реальном времени при одновременном снижении вьгаислительных затрат.

Научная новизна

В диссертационной работе получены следующие новые научные результаты:

1. Предложен метод бинаурального позиционирования источника звукового сигнала с использованием модели ушных раковин.

  1. Разработан алгоритм бинаурального позиционирования источника звукового сигнала с использованием передаточной характеристики «искусственной головы», применимый в реальном времени.

  2. Предложен алгоритм снижения вычислительных затрат бинаурального позиционирования с возможностью использования в реальном времени.

  3. Разработан гибридный реверберационный алгоритм, основанный на использовании импульсных характеристик реальных или математически моделируемых помещений и модели поздних отражений.

  4. Разработана методика оценки качества бинаурального пространственного позиционирования с использованием экспертных оценок.

Практическая значимость работы

  1. Разработан алгоритм бинаурального позиционирования источника музыкального акустического сигнала относительно слушателя. Показано, что применение данного алгоритма имеет достаточно высокие локационные характеристики. В среднем, погрешность локации во фронтальной полуплоскости составляет 7, в тыловой полуплоскости - 15, что более чем на 20% превышает результаты распространенных коммерческих алгоритмов.

  2. Разработан алгоритм искусственной реверберации, позволяющий повысить естественность звучания музыкального материала посредством помещения источника звука в акустическую среду, свойства которой максимально приближены к свойствам заданного помещения.

  3. Предложен способ снижения вычислительных затрат, требуемых для бинаурального пространственного позиционирования сигнала, понижающий затраты ресурсов более, чем в 103 раз по сравнению с коммерческими сверточными алгоритмами. Алгоритм также позволяет реализовать динамическое пространственное позиционирование источника звукового сигнала в заданном акустическом пространстве.

Методы исследования основаны на использовании аппарата математической статистики, теории сигналов и их цифровой обработки. Использовались методы компьютерного моделирования, акустики, статистической радиотехники, цифровой обработки сигналов, прикладной статистики, а также некоторые положения психоакустики. Проверка теоретических выводов производилась путем проведения эксперимента с использованием экспертных оценок.

Использование результатов работы

Результаты исследований и разработанные программные продукты используются на студии звукозаписи (г. Батайск) для улучшения параметров художественной обработки музыкальных сигналов, а также в учебном процессе кафедры ТОР в курсах «Акустика» и «Компьютерный синтез сигналов и электромузыкальные инструменты» (специальность «Аудиовизуальная техника»).

Публикации

По результатам выполненных исследований опубликовано 7 работ, в том числе 2 статьи в рецензируемых журналах из списка ВАК РФ и 5 статей и тезисов в материалах Всероссийских научных конференций.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Повышение естественности звучания фонограмм с учетом специфики музыкальных сигналов возможно на основе одновременного учета как реверберационных свойств помещения, так и позиционирования источников звуковых сигналов.

  2. Метод бинаурального позиционирования источника звукового сигнала, основанный на использовании междуушных временных задержек и модели ушных раковин, а также передаточной характеристики «искусственной головы», позволяет повысить точность пространственного позиционирования акустических сигналов.

  3. Наибольшая естественность звучания музыкальных сигналов при минимальной затрате вычислительных ресурсов достигается при использовании гибридного реверберационного алгоритма, основанного на использовании импульсных характеристик реальных или математически моделируемых помещений и поздних отражений.

Структура и объем работы

Похожие диссертации на Алгоритмы обработки и моделирования пространственно-временных музыкальных акустических сигналов в помещении