Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Санжитов Радна

Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья
<
Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Санжитов Радна. Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Санжитов Радна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики]. - Москва, 2008. - 120 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-5/626

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. История и современность художественной обработки металла и орнаментальное наследие народов Забайкалья .5

История и современность художественной обработки металла 5

Орнаментальное наследие народов Забайкалья :. 24

Выводы первой главы 61

Глава вторая. Орнаментальные символические модели народов Забайкалья

Орнаментальные символические модели народов Забайкалья 62

Выводы второй главы 101

Глава третья. Процесс разработки математической модели бурятского традиционного орнамента «Шоо» 102

Процесс разработки математической модели бурятского традиционного орнамента «Шоо» 102

Глава четвертая. Выбор материалов для художественных изделий с орнаментом «Шоо» 103

Выбор материалов для художественных изделий с орнаментом «Шоо» 104

Глава пятая. Художественно-конструкторская и технологическая разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо» ... 106

Художественно-конструкторская разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо» 110

Технологическая разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо» — ПО

Заключение... 113

Библиография

Введение к работе

Человечество переступило рубеж третьего тысячелетия в условиях расцвета гуманистической культуры, всеохватывающего научно-технического прогресса и вместе с тем обострения глобальных проблем.

По мысли философа В. В. Мантатова, важнейшим условием осуществления программы развития человеческого общества XXI века с устойчивым социумом, экологией, экономикой является реализация стратегии посредством воплощения евразийской цивилизованной уникальности и духовности в глобальные конкурентные преимущества.

Именно уникальность положения Забайкалья на стыке цивилизаций дает основания рассматривать край как микромодель нового экологического общества. Забайкалье - это Евразия в миниатюре, здесь мирно уживаются различные этносы и конфессии, идея устойчивого развития согласуется с духовными традициями народов. Это реальность. Значит, следует научиться жить в этом многообразии, уважать выбор каждого народа, должны пользоваться этим и из этой разности получать новые, обогащать друг друга, словом, этническая культура не должна замыкаться в узконациональных рамках, она должна функционировать и развиваться в контексте российской и мировой культур.

Под влиянием буддизма народы Забайкалья выработали целостную систему экологического мировоззрения, принципиальную установку на духовную жизнь в гармонии с природой. Высокой оценки заслуживает и экологическая культура местного русского населения, в частности, традиция «народного календаря». Возрождение эколого-культурных традиций местного населения, возрождение нравственности основ экологического поведения гарантируют успешное развитие человеческого общества в перспективе, причем экономически выгодным.

Потому заметно усиливается потребность и, естественно, интерес к национальным многовековым корням, традициям и обычаям, опыту предков как к ответу на вопрос, на каких принципах строить взаимоотношения с природой и себе подобными.

Сейчас доживает, к великому сожалению, последнее поколение людей,

заставших проявление традиционной культуры в их естественном бытовании. Некоторые секреты технологии обработки металла народными умельцами уже трудно восстановить, но и то, что удается наблюдать в практике, тоже очень быстро исчезает из жизни, сменяясь новейшими способами изготовления художественно-кованых изделий. Сохранение наследия традиционной культуры народов Забайкалья представляется, бесспорно, актуальным. Задача сбора и систематизации сведений, наследии в эскизах, уникальных произведений с применением орнаментов, технологий народных мастеров по художественной обработке металла становится приоритетной.

Важным на сегодняшний день является основное положение дизайна -"некоторая человеческая потребность, некоторая неприспособленность или неадекватность между людьми и их окружающей средой, которая нуждается в исправлении" (Норман Ньютон). Поэтому возникает задача в удовлетворении человеческой потребности в металлоизделиях с современным дизайном и исключении "неприспособленности или неадекватности между людьми и их окружающей средой".

Исходя из этого, становится актуальной задача использования в современных дизайнерских разработках инновационных решений по изготовлению металлоизделий на основе знаний о культурном наследии.

История и современность художественной обработки металла

Художественный металл - наиболее развитый вид декоративного искусства народов Забайкалья. Особый интерес представляет обработка металлов как вид творчества, имеющего глубокие корни в прошлом. Свидетельствуют об этом и техника производства, и высокий уровень изготовления металлических изделий, а также исторические и археологические данные.

Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а, в самом деле, надо изучить древнюю жизнь, как только возможно, проникнуться ею, пропитаться насквозь».

В подтверждение тому археологические раскопки в Сибири: выяснить формы хозяйства, быта, культуры и мировоззрения древнейших обитателей Прибайкалья и Забайкалья, глубже понять историческое прошлое предшественников и предков современного населения Восточной Сибири.

К этому периоду относятся укреплённые поселения-городища (глазковское, минусинское, иволгинское), где люди жили постоянно, занимались земледелием и ремёслами. Несомненный интерес представляет бронзовые пластины (рис. № 1, 2) с изображением животных и мифологических персонажей, также богатой орнаментацией. Круг образов этого времени связан с первобытной охотничьей магией и тотемистическими воззрениями. Сюжеты, изображенные на пластинах, представляют собой первые этапы анималистического искусства.

Общая направленность хозяйствования от охоты к скотоводству (из табл. 2), и новые тенденции проявляются в утрировании деталей, в большей декоративности изделий. Палеолитическое искусство является историческим феноменом и воспринимается «как яркая вспышка пламени в глубине веков [Абрамова 1972, с. 28]. Забайкалье, как и Алтай, относится к областям, где существовали «легкодоступные медные месторождения с богатой зоной окисленных минералов и где обитал народ, обладавший высокой культурой и подошедший к идее производящего хозяйства». От аборигенов края остались только плиточные могилы, и теперь трудно составить представление об их культуре в целом, но одно несомненно - это наличие у них высокоразвитой индустрии бронзы и употребление железа ещё в дохуннский период [Давыдова, 1985, с. 81].

Оседлый,Полуоседлый,Письменность + + + +, соха, мотыга Выплавка железа, ювелирное ремесло Из таблицы 2 видно, что приёмы изготовления и типы каменных орудий, общие и это свидетельствуют об исконном культурном единстве обеих групп племён Забайкалья и Прибайкалья, а, следовательно, об общности их происхождения, о том, что они принадлежат к одной этнической группе отдаленнейшего прошлого [Окладников, 1959, с. 15].

В Прибайкалье население в основном занималось рыболовством и охотой, а в Забайкалье постепенно знакомилось со скотоводством, помимо охоты и рыболовства, чему способствовали освоение значительных степных пространств.

Замечательным нововведением -неолитических племен явилось изготовление глиняной посуды, которые украшались разнообразным орнаментом (рис.3), резными зооморфными изображениями.

Глиняные сосуды Неолитические мастера достигли большого искусства в изготовлении и обработке каменных и костяных орудий труда и предметов быта. Они хорошо овладели мастерством пиления, шлифования и сверления камня. Для изготовления топоров, тесел, ножей, колец, предметов быта и украшений широко применялся Саянский нефрит - «первый в мире образец этого минерала, использованный человеком как украшение». Замечательные полированные нефритовые изделия, бывшие, по-видимому, предметом обменного торга того времени, не только распространялись по Восточной и Западной Сибири, но проникли и за ее пределы. Разнообразием форм и совершенством отделки поражают и мелкие каменные орудия - наконечники стрел, резцы, ножи, навертыши, пилки и другие орудия (рис. 4).

В эпоху энеолита (медно - каменный век) появились орудия из меди, изготовляемые путем холодной ковки. Век был непродолжительным. В эпоху меди и бронзы племенами Забайкалья освоено постепенно металлургическое производство. Начали изготовлять бронзовые топоры, наконечники стрел, кинжалы, шилья, роговые накладки к составному луку, костяные кинжаловидные орудия и наконечники стрел, глиняные сосуды «триподы», также украшения из золота и серебра, бусы из бирюзы, сердолика, яшмы, пасты и раковин (рис. 5). Возникли также отдельные ремесла - обработка шерсти, волоса, кожи и другие. Характерно для бронзового века Забайкалья наскальные рисунки, выполненные красной охрой. Отдельные медные и бронзовые орудия труда, предметы быта, а также украшения изготовлялись непосредственно байкальскими мастерами бронзолитейного производства, о чем свидетельствуют найденные на побережье Байкала куски меди и олова, тигли и формочки для отливки бронзовых изделий. Некоторые предметы из меди и бронзы могли попадать на побережье Байкала путем межплеменного обмена от древних металлургов, живших на островах в истоке Ангары, где находилась мастерская бронзолитейного производства. Медная руда могла поступать на

Байкал с верховьев Лены, Баргузина или из Забайкалья [Хороших, 1970, с. 296-303]. Одна из древнейших мастерских бронзо-литейного производства существовала на Сосновом острове около истока Ангары. В этой мастерской, наряду с характерной керамикой бронзового века, обнаружены разнообразные бронзовые изделия таёжного типа (ножи, кельты и др. предметы), а также литейные формы и куски сплава из меди и бронзы. Были обнаружены также древние плавильные печи. Орудия труда и предметы быта стали отливаться в специально приготовляемых каменных формах, что, несомненно, ускорило процесс их изготовления. О прогрессе культуры Забайкальских и Прибайкальских племен свидетельствует распространение металла, технология обработки его.

Замечательны наскальные творения художников бронзового века. Это изображения лодок с сидящими людьми, отдельные антропоморфные фигуры в различных позах, «танцующие человечки», шаманы, небесные светила, животные и другие рисунки. Следует заметить, что патриархально-родовые отношения укрепляются и усложняются религиозные представления. Культурное и общественное развитие племен Прибайкалья и Забайкалья не оставались на одном месте. Ими устанавливалось связь между населением более отсталых отдаленных северных, таежных областей и южных степных районов Азии, что также оказывало положительное влияние на их развитие.

Орнаментальные символические модели народов Забайкалья

Расшифровка древних орнаментов, выяснение их мотивов, знакового и магического смысла помогает проникнуть в художественный мир этих узоров, в секреты своеобразной выразительности не читаемых современным глазом символов. Символ может выражаться в звуке, движении, линии, рисунке и т.д. Стали символичными и язык жестов — мудры и изображение метафизических структур Вселенной в виде мандалы, и магическая формула взаимосвязи человека с божеством, выраженная через мантру, и даже сама идея может служить символом. Но какой бы формой ни был представлен символ, он всегда является специфическим языком перевода реальности в тот мир, каким его человек воспринимает. Рассмотрим тот специфический язык перевода реальности «картины мира» в традиционную реальность, «конструированную» бурятским национальным самосознанием, традиционным мировоззрением и ролью символов в ней. Одним из специфических языков является художественный образный язык. Например, композитор использует язык нот (графический символ), становящихся музыкой (звуком); художник должен уметь выразить на плоскости пространственно- временные структуры; писатель использует язык образов для передачи чувств и эмоций. Однако такое изучение не заменяет чисто художественного их познания. Ведь в самой своей упорядоченности, в гармонической красоте форм и ритмов орнамент несет и утверждает изменяющиеся с развитием человечества образы мирового порядка. Образное отражение жизни - не только специфическая примета искусства, но и его достоинство, ничем не заменимое, невосполнимое. Образная форма позволяет воспринимать жизнь, отраженную в искусстве, с наименьшими потерями. Жизнь, воспроизведенная искусством, переданная в художественном образе, не отчуждается, а воспринимается всем нашим существом живо, эмоционально.

Сын французского живописца Опоста Ренуара кинорежиссер Жан Ренуар писал в своей книге об отце, что тот «открывал и переоткрывал мир в каждую минуту своего существования». Так бывает с любым большим художником.

Открытие мира - одна из главных задач искусства. А познание как открытие - это максимально живое и впечатляющее познание. Пример такого познания как открытия приводится английским писателем Оскаром Уайльдом. Он рассказывает о своем соотечественнике, замечательном художнике-пейзажисте Тернере, изобразившем лондонские туманы на своих картинах, ставших «переоткрытием мира». До него «в Лондоне не было туманов». Это парадокс, как и многое сказанное Уайльдом. Но в парадоксе заключено зерно истины. Подлинное искусство помогает нам замечать в окружающем мире то, что без искусства могло остаться незамеченным. Открытия, которые совершаются с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. Посредством искусства, говорит по поводу нравственного значения советский художник М. Сарьян, «создается духовное общение тысяч и тысяч людей». Искусство сближает людей, приобщает их к подлинным ценностям, раскрывает красоту, и богатство человеческой души. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку - к самому живому. Доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ. Между тем искусство есть именно мышление образами. Это отличает его от других форм общественного сознания, и это же делает его необычайно действенным, заставляет человека откликаться на него как разумом, так и сердцем — и даже, прежде всего сердцем. Эмоциональное, демократичное, понятное не только его творцу, но и широким массам народа, гуманистическое искусство ничем не заменимо и всегда будет дорого людям.

Из этого следует, что образ - это основа искусства, с ним все так или иначе связано. При этом образный характер имеет не только результат творчества художника, но и сам способ мышления художника, как и способ мышления тех, кто воспринимает произведение искусства. Иногда мы оказываемся неспособными вполне оценить красоту и свежесть поэтического образа, потому что слишком прямолинейно воспринимаем поэтическое слово, не учитываем его иносказательных, ассоциативных смысловых возможностей. Искусство по своей природе и по своему общественному назначению должно быть средством массового общения. Отсюда искусство - универсальный язык.

«Сущность языка — пишет известный английский философ Б. Рассел, — состоит не в употреблении какого-либо способа коммуникации, но и в использовании фиксированных ассоциаций..., то есть в том, что ощутимое произнесенное слово, картинка, или что угодно — могли бы вызвать «представление» о чем-то другом. Когда это происходит, то ощутимое может быть названо «знаком» или «символом», а то, о чем появляется представление — «значением».

Обратимся к языковому знаку. Советский лингвист В.А. Звегинцев, называющий язык, во-первых, средством мысленного расчленения окружающего нас мира на дискретные понятия и, во-вторых, орудием классификации этих понятий. Когда лингвист говорит, что «язык» и «речь» - это не одно и то же, он имеет в виду в основном различия в их функциях. Однако в своем историческом развитии, как и в повседневном существовании, язык и речь связаны как нельзя более тесно. Сокровищница каждого звукового языка складывается из огромного количества знаков, одни из которых с течением времени выходят из употребления и становятся анахронизмами, а другие рождаются к жизни на наших глазах. По мнению Ф. де Соссюра, слово в качестве языкового знака есть «двусторонняя психическая сущность», которая держится на неразрывной связи между понятием и его акустическим образом. Откуда бы ни явилось к человеку новое для него слово в устном ли разговоре, со страниц ли книги или газеты - во всех случаях оно впредь будет храниться в памяти в виде звукового образа. Именно звуковой образ и речь оказались наиболее удобным и эффективным орудием познания и общения. В самом деле, в речи акустический поток расчленен на сравнительно небольшое число единиц - фонем, которые легко различимы ухом человека, говорящего на данном языке. За счет простого комбинирования фонем можно построить огромное количество слов. Прибавление каждой новой фонемы резко увеличивает возможности комбинирования и позволяет создать новые слова, комбинирование которых, в свою очередь, формирует огромное количество высказываний. И мир, в котором мы живем, членится нами на поистине грандиозное число понятий. И если бы каждое из них обозначалось абсолютно произвольно выбранным символом, человеческая память не справилась бы с задачей запоминания столь гигантского количества знаков, неупорядоченных относительно друг друга.

Так, в своем развитии фонетическое письмо - как самое адекватное изображение речи - прошло длинный путь. Сначала люди пытались изобразить свои мысли, рисуя последовательный ряд картинок, каждая из которых соответствовала определенному предмету или явлению внешнего мира. Это так называемое пиктографическое письмо, образцы, которых встречаются еще и сейчас у народов, не имеющих собственной письменности. Картинки-пиктограммы постепенно упрощались, стилизовались и превращались в знаки понятий, в идеограммы. В наиболее полном виде пиктографическое письмо сохранилось сейчас в единственном языке - китайском. В нем существует свыше 50000 иероглифов-идеограмм, каждый из которых соответствует одному единственному слову. Всякое письмо, и фонетическое, в частности, служит удобным суррогатом речи в тех случаях, когда есть необходимость надолго зафиксировать, как бы «законсервировать» сказанное. Великие произведения литературы и выдающиеся завоевания науки не могли бы сохраниться для современников и потомков, не будь они переведены в форму рукописного или печатного текста. Фигурально выражаясь, письменность способна передавать речевые сообщения, преодолевая самую сложную преграду - преграду времени. Также преграду пространства, с тем, чтобы передать то или иное срочное сообщение на расстояние. Что же касается тех средств, которые используются для трансляции языковых сообщений в пространстве и времени, то их выбор определяется в каждом частном случае особенностями данной национальной культуры и теми техническими возможностями, которыми такая культура располагает.

Процесс разработки математической модели бурятского традиционного орнамента «Шоо»

Использование любого орнамента в различных металлоизделиях предполагает применение орнамента различных вариантов в соответствии с размером изделия.

Размер орнамента «Шоо», согласно разработанной модели определяется радиусом окружности орнамента. Размер и положение внутренних элементов орнамента, согласно модели определяется путем задания значений углов.

В работе было проведено геометрическое моделирование с использованием разработанной модели, путем задания различных значений основных параметров.

Полученная модель, описывающая орнамент «Шоо» позволяет получать орнамент для изделий из разного материала и разного размера. В данной работе модель использовалась для художественного проектирования металлоизделий как бурятский нож и декоративная решетка.

Для ножа был задан радиус размером 5 мм. Для решётки радиус 40 см. при угле а -30;р-60; у-75\

Выводом является полученная математическая модель позволяющая автоматизировать процесс проектирования символа «Шоо», задав различные значения радиуса, углов а, р, у, и получить разные- многочисленные конфигурации символа «Шоо».

В качестве материала для изготовления декоративной решетки была выбрана сталь СтЗсп (рис.33, 34). Эта сталь относится к классу низкоуглеродистых сталей обыкновенного качества. Содержание углерода в стали составляет (0,18-0,22)%. В виду высокой пластичности (преобладающее количество феррита в феррито-перлитной структуре) эта сталь широко применяется в художественной ковке.

Для изготовления лезвий традиционных бурятских ножей в настоящее время используется хромистая нержавеющая сталь 40X13.

В качестве исходного материала используется прокат, как правило, круглого или квадратного сечения. Микроструктура стали 40X13 в исходном состоянии (прокат) показана на (рис.35). Используя различные операции свободной ковки (протяжка, разгонка, отрубка и др.) из прутков получают заготовки лезвий.

Анализ микроструктуры стали 40X13 (рис.36) показывает, что микроструктура имеет четкие следы пластической деформации - линии скольжения и субструктуру, ориентированную в направлении пластической деформации. При этом нарушается сплошность металла, появляются дефекты в виде пор. Эти дефекты сохраняются в структуре при последующей закалки в масло с температуры Т=1050 С. Твердость лезвия при этом составляет 58-60 HRC. Твердость после низкого отпуска составляет 50 HRC.

Исходя из многовековых традиций t использования бурятских ножей, к которым, в основном, предъявляются высокие режущие свойства, такой твердости, в сочетании со специальной заточкой лезвия, оказывалось, как правило, достаточно.

Однако, известны случаи, когда лезвия ножей ломались в процессе эксплуатации. На наш взгляд, это связано с дефектами структуры, описанными выше.

Повысить прочность можно с помощью специальной восстановительной термической обработки. Наиболее широкое применение восстановительная термообработка получила для деталей теплоэнергетического оборудования, штампового инструмента и т.д. в работах Куманина В. И., Ковалевой Л. А. и др.

На основе анализа литературных данных и результатов собственных экспериментов, предложена восстановительная циклическая термообработка, заключающаяся в 2-3 кратном нагреве до температуры Т=(750-800)С с последующем охлаждением в масле. На (рис. 37) показана микроструктура стали 40X13 соответственно после 2-х и 3-х циклов такой обработки.

Анализ микроструктуры стали 40X13 после восстановительной циклической термообработки, показывает, что после 2-х циклов в структуре дефекты в виде пор не наблюдаются. При этом произошло увеличение количества вторичных дисперсных карбидов. Увеличение числа циклов до 3-х привело к увеличению количества и размеров карбидов. Используя один из методов количественной металлографии (линейный метод Розиваля, заключающийся в нанесении на микрофотографию нескольких отрезков прямых линий и подсчете количества частиц, попавших на эти отрезки), установлено, что суммарное количество карбидов после 3-х циклов возросло до 45 % (после 2-х циклов их количество составляло 35 %). Твердость лезвия после восстановительно-термической обработки составляет 53-55 HRC.

Микроструктура стали 40X13 после восстановительной циклической термообработки: а - 2-х кратное термоциклирование; б - 3-х кратное термоциклирование Таким образом, проведение восстановительно-термическая обработка позволяет повысить прочность лезвия (за счет уменьшения количества дефектов) и увеличить его износостойкость (за счет увеличения в структуре количества вторичных дисперсных карбидов). Глава пятая. Художественно-конструкторская и технологическая разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо». Художественно-конструкторская разработка декоративно-кованой решетки с традиционным орнаментом «Шоо» проводится в следующей последовательности: замысел —+ фиксация замысла — воплощение замысла в материал. I этап - замысел. Замысел является этапом возникновения идеи. Созданию замысла предшествует период "первоначального художественного накопления". Под "первоначальным художественным накоплением" понимается: - обращение к творческому, духовному и культурному наследий своего народа, народов нашего региона, нашей страны и всего мира (изучение истории, архивных документов, современного состояния искусств, наследия в эскизах, посещение музеев, выставок); - владение законами дизайна (художественное проектирование, стайлинг, 106 основные художественно-исторические стили декоративно-кованых изделий и архитектуры); - знание материаловедения, кузнечного ремесла; - установка наблюдения (постоянный поиск нового в предметах окружающей действительности, их восприятия и анализа); -установка "абсолютной влюбленности" в раскрываемую тему.

Выбор материалов для художественных изделий с орнаментом «Шоо»

Поэтому, выбор стиля декоративно-кованой решетки с традиционным орнаментом «Шоо» в ансамбле культурно-досугового центра Восточно-Сибирского государственного технологического университета не случаен.

Работа над проектируемым изделием заключается в стремлении показать богатое наследие декоративно-прикладного искусства народов Забайкалья не в рамках привычного, сложившегося на протяжении десятилетий, а по-новому, со всеми достижениями, контрастами и противоречиями, подтверждающими диалектическую связь традиций и новизны.

При этом строго соблюдаются принципы создания художественного образа: - целесообразность; - красота в художественности; - эстетичность.

II этап - фиксация замысла в эскизе. Эскиз - творческий процесс графического оформления замысла, являющего собой результат творческой разработки "накоплений", их структурное выявление и материализация. В процессе отрисовки замысла идет поиск формы и средств, который наилучшим образом выявит дизайн задуманного изделия (рис.39).

Эскиз декоративно-кованой решетки с орнаментом «Шоо» Проверяются все параллели, и отбирается нужный вариант, в результате которого происходит эстетическое обогащение кованых изделий. Важен и такой момент, когда при неточном переводе замысел может быть неверно "прочитан" или совсем "погибнет" при плохом исполнении, равно как и незрелую идею или ее отсутствие не спасет самое совершенное исполнение.

III этап - воплощение замысла в материале. Создание будущего изделия из картона согласно эскиза в масштабе один к одному. Картон — это большой эскиз в натуральную величину. Техника ковки, подбор материала определяется одновременно с появлением замысла и фиксации замысла в эскизе, как отмечено выше.

Изготовление из Изготовление ножен из дерева рукоятки ножа дерева Вырезание по выкройкам пластин для чеканкидекора и перевод рисунка ; верхней части рукоятки; верхней части ножен нижней части рукоятки; нижней части ножен 1— Изготовление выкроек декора ножа ; верхней части рукоятки; верхней части ножен нижней части рукоятки; нижней части ножен

В проделанной работе определены цель и задачи. - Разработка современных дизайнерских изделий из кованого металла на базе традиционных мотивов культуры народов Забайкалья. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: 1. Сбор и анализ материалов по традиционно-прикладному искусству Бурятии и их систематизация по обработке металла, орнаментальных фигур и элементов. 2. Разработка и художественное проектирование символической модели «Шоо». 3. Разработка математической модели символа «Шоо». 4. Изготовление на основе полученных результатов художественных металлоизделий. Выявлена научная новизна. -Осуществлен систематический анализ традиционных национальных изделий из кованого металла и малой пластики, реализованных в регионах Забайкалья; -Выявлена система художественного декорирования национальных изделий; -Осуществлена материальная интерпретация национальных узоров для металлических изделий, включая символ «Шоо»; -Создана концепция формирования новых символов с национальным колоритом; -Разработаны технологические режимы ВТО стали для кованых изделий. Практическая значимость и реализация полученных результатов. 1. Установлено значимость орнаментального символа «Шоо», позволяющее расширить область символа в изделии прикладного характера. 2. Получена аналитическая модель, описывающая символ «Шоо». 3. Изготовлены декоративно-кованая решетка и бурятский нож с символом «Шоо». 4. Сформулированы практические рекомендации по подбору материалов и технологии их применения, нанесению орнаментальных мотивов в дизайне металлоизделий народов Забайкалья, представляющих собой наилучшее визуальное решение, отвечающие запросам целевого рынка, доставляющие эстетическое удовольствие, укладывающиеся в бюджет и выполняемые в предельно сжатые сроки.

Сделаны основные выводы: 1. Осуществлен исторический анализ национальных бурятских орнаментов, на основе которого был разработан новый дизайн символа «Шоо» . 2. Проведён анализ геометрических особенностей бурятского орнамента «Шоо», в результате разработана его модель, из которой получают новые варианты орнаментов. 3. Выявлены структурные изменения в сталях при обработке давлением, на основе которых разработан технологический процесс восстановительно-термической обработки, позволяющий повысить прочность художественных изделий из стали. 4. Разработан технологический процесс нанесения и применения орнаментальных мотивов в дизайне изделий народов Забайкалья.

Похожие диссертации на Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья