Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий Преображенская Мария Михайловна

Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий
<
Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Преображенская Мария Михайловна. Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Преображенская Мария Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина].- Москва, 2008.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/259

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Комплексный анализ проблем в области теории и практики художественного проектирования обуви с позиций инновационных решений 11

1.1. Анализ способов и методов проектирования современного промышленного ассортимента обуви 14

1.2. Модные инновации и значение социального заказа общества 18

1.3. Инновационные технологии и их влияние на развитие производства и повышение работоспособности дизайнера 36

Выводы 40

Глава 2. Разработка и исследование факторов, определяющих инновационные решения 41

2.1. Современная характеристика инновационных изделий 46

2.2. Разработка классификации патентов по дизайн - факторам 47

2.3.1. Конструктивные преобразования, способы и приемы закрепления обуви на стопе (КПСПЗО) 51

2.3.2. Комбинированные конструктивные преобразования верха и низа обуви (КПВНО) 57

2.3.3. Конструктивные преобразования внутренней структуры обуви(КПВСО) 67

2.3.4. Конструктивные преобразования системы деталей низа обуви (КПСДНО) 76

Выводы 83

Глава 3. Разработка методики художественного проектирования на основе инновационных решений 85

3.1. Разработка современной инновационной направленности в формообразовании и проектировании обуви по дизайн признакам 85

3.1.1. Художественная направленность и средства ее выражения 87

3.1.2.Формообразовательная направленность и средства ее выражения 90

3.1.3. Конструктивная направленность и средства ее выражения 93

3.1 АТехническая направленность и средства ее выражения 100

3.1.5. Технологическая направленность и средства ее выражения 103

3.2. Теоретическая апробация логического мышления проектировщика в технической инновационной направленности по новой разработанной методике т: 107

3.2.1. Составление логической схемы мышления проектировщика при разработке инноваций 112

3.3. Организация процесса творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности 114

3.3.1. Первый уровень творческого мышления в современных условиях промышленного производства обуви 114

3.3.2. Второй уровень творческого мышления в инновационных условиях промышленного производства обуви 114

3.3.3. Третий уровень креативного творческого мышления в новых перспективных условиях промышленного производства обуви 115

3.3.4. Разработка и создание алгоритма творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности 117

Выводы 119

4. Рекомендации по использованию инновационных конкурентно - способных решений в проектировании обуви 120

4.1. Характеристики прогрессивных инноваций 120

4.2. Теоретические предположения развития инновационных решений 133

Выводы 139

Общие выводы 140

Литература 143

Приложение 151

Введение к работе

Актуальности темы исследования

Работа направлена на развитие товаров народного потребления обуви, повышении ее эстетического уровня и качества изготовления с учетом новых экономических условий работы предприятий.

В настоящее время современный рынок представляет собой динамическую систему, требующую от производителей товаров и услуг постоянного изменения и совершенствования продукции. Основным условием развития предприятий, обеспечивающего не просто удерживание занятых позиций, а планомерное движение вперед, является инновационная деятельность. Предприятия, основанные на одной разработке и не подкрепляющие наличием новых сопутствующих решений, обречены на отставание и в перспективе на.самоуничтожение.

В этом случае для планомерного развития современной индустрии производства в обуви и поддержания ее ассортимента на современном уровне дизайна следует научиться получать качественные и востребованные идеи для инноваций, не полагаясь на интуицию проектировщика или его мимолетное творческое вдохновение.

В настоящее время отечественная и зарубежная обувная промышленность располагает многочисленными новаторскими изобретениями, которые способствуют развитию внешнего вида, обновлению конструкции, а также повышению технических, технологических и эксплуатационных характеристик обуви. Однако эти инновационные идеи недостаточно отражены в научной литературе.

Проведенный анализ современного состояния процессов художественного проектирования обуви выявил необходимость внедрения в их процесс детальной информации инновационных решений для создания более эффективной и мобильной системы проектирования обуви для промышленного производства.

Таким образом, актуальным является проведение всестороннего анализа инновационных решений с позиции дизайна с целью использования опыта проектировщиков для совершенствования отечественной методики проектирования обуви и повышения конкурентно способности современного производства.

Необходимо отметить, что вопросами совершенствования методов художественного проектирования обуви занимались многие ученые, в том числе Зыбин Ю.П, Фукин В.А., Нестеров В.П., Раяцкас В.А., Козлова Т.В., Бастов ГЛ., Третьякова СВ., Зыбина А.А., Баландюк Н.М. и др.

Целью работы настоящего исследования является разработка методов художественного проектирования обуви на основе инновационных технологий, обеспечивающих высокий уровень качества и дизайна ассортимента моделей обуви.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- провести комплексный анализ проблем в области теории и практики
художественного проектирования обуви с позиции инновационных решений;

- исследовать закономерности формирования модных инноваций в
проектировании обуви и их значение при социальном заказе общества;

дать научное обоснование инновационным технологиям и определить их значимость на производстве и эффективность проектирования ассортимента обуви;

разработать и исследовать факторы, определяющие инновационное решение;

классифицировать инновационные решения по дизайн - признакам и дизайн - факторам и сформировать базу данных для компьютерного проектирования;

- провести проектирование и апробацию моделей обуви на новой
методической основе инновационных решений и доказать целесообразность
использования патентной информации в проектировании обуви.

Объект исследования. В качестве объекта исследования используются материалы патентной информации отечественной науки а также ведущих зарубежных стран за последние 20 лет и возможность их применения в современной методике проектирования обуви.

Предмет исследования. Дизайн - факторы и признаки, позволяющие создавать новообразования в системе художественного проектирования современного промышленного ассортимента изделий из кожи; процессы взаимодействия и развития методов решения научно-технических задач.

Методы исследования. Методологическую основу составили положения теорий художественного проектирования аксессуаров костюма. Решение поставленных задач осуществлялось с применением современных методов маркетингового и статистического анализа. Исследования проводились с позиции общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи. В исследовании инноваций особое внимание обращено на технологические стандарты, позволяющие достичь ускорения внедрения новых моделей обуви, опираясь на модульность, унификацию и агрегатирование конструктивных элементов системы верха и низа обуви, позволяющие логически корректировать декомпозицию системы и поэтапно внедрять на предприятии без приостановки операций в производстве и управлении.

В работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, эргономики, материаловедение, моделирование новых ассортиментных групп, конструирование заготовок верха и деталей низа и технологии изготовления обуви и изделий из кожи, пропорционирование, математической статистики, теорий комбинаторики, классификации.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые рассмотрены вопросы применения и использования современных инновационных достижений в теории и практике художественного проектирования нового ассортимента обуви с новаторскими решениями.

В ходе исследования:

- впервые выполнена адресная классификация инновационных
решений по пяти дизайн - признакам;

- логически упорядочена структура дизайн признаков и дизайн -
факторов определены средства их выражения;

- впервые составлена логическая схема мышления проектировщика при
разработке инноваций в современных производственных условиях.

разработан и охарактериван алгоритм процесса творческого мышления проектировщика по трем уровням его деятельности: в настоящих, инновационных и креативных условиях промышленного производства обуви.

разработан универсальный метод выбора инноваций обуви с использованием адресной направленности на сформированной базе данных в условиях автоматизированного проектирования.

Практическая значимость научной работы состоит в:

- разработке способов формирования систем информационно-
инновационного обеспечения и его внедрения в процесс художественного
проектирования обуви;

адресной классификации инновационных решений по пяти дизайн -признакам;

построении логически-упорядоченной структуры дизайн - признаков с характеристикой средств их выражения;

разработка метода формирования матриц инновационных решений по назначению обуви;

- применении универсального метода выбора инноваций обуви с
использованием адресной направленности на сформированной базе данных в
условиях автоматизированного проектирования.

Апробация результатов исследования проведена в производственных условиях, где выполнена коллекция обуви по двум дизайн - признакам: конструктивному и техническому.

Основные результаты диссертационной работы опубликованы в четырех печатных работах, доложены, обсуждены и получили положительную оценку специалистов на:

- заседаниях кафедр художественного проектирования, костюма, МГТ
имени А.Н. Косыгина;

Структура и объем работы.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и по работе в целом, списка используемой литературы, включающего 93 наименований и 51 лист приложений. Работа изложена на 196 страницах, содержит 28 рисунков, 1 матрицу, 3 таблицы, 2 схемы, 2 диаграммы и 46 графиков.

Анализ способов и методов проектирования современного промышленного ассортимента обуви

Художник, применяя научно обоснованные приемы художественного проектирования, опираясь на достижения различных наук и в первую очередь на теорию промышленного искусства, должен стремиться создать каждую вещь как элемент пространственной целостности, отражающие современные тенденции культуры /3/.

Основной задачей диссертации является:

Повышение эффективности процесса проектирования изделий из кожи на основе сокращения интуитивных операций, не приводящих к качественно новым результатам. Ставится задача задать эффективный уровень технической новизны моделей (на базе инновационного потенциала) и обеспечить модный ассортимент обуви с учетом современных требований дизайна.

В настоящее время все шире в сфере дизайнерской деятельности применяется организация исследовательских и проектных работ в виде дизайн — программ, охватывающих, как правило, продукцию целых отраслей промышленности.

Дизайн - или промышленное искусство, как тогда это называлось, возник на рубеже 1910-1920 годов.

Дизайн — понятие широкое и многоплановое, охватывающее различные сферы применения.

В дизайне существует четыре основных направления: истинный дизайн, функционализм, стилизация, стайлинг 151.

Под этими названиями следует понимать:

Истинный дизайн - это создание изделия на основе функционального и композиционного анализов, передовых технических требований. Функционализм - формообразования изделия, в основе создания которого лежат функциональные совершенствования.

Стилизация - создание нового изделия по существующему образцу. Стилизация способствует распространению новых форм на основе старой.

Стайлинг - конструирование изделий, при котором изменяется лишь внешний вид, а функция изделия остается прежней. Перед художником стоит задача изменение внешнего вида в лучшую сторону.

Одной из важнейших задач дизайна на всех этапах его развития было и остается достижение главной цели - удовлетворение потребностей людей в высококачественных товарах и услугах при условии, что общество при этом должно получать выгоду в виде экономии средств и ресурсов, в повышении культуры, производительности и, следовательно, эффективности общественного труда. С точки зрения дизайна, понятие качества, которое еще недавно ассоциировалось в основном с надежностью, сейчас понимается немного шире - это удобство и комфорт не только в пользовании, но и хранении, простота ремонта, экономичность и, конечно же, внешний вид, соответствующий современным тенденциям.

Таким образом, дизайн — творческая деятельность художника, направленная на функциональные и эстетические совершенствования промышленных изделий в условиях массового индустриального производства. Его целью является создание удобных в потреблении, целостных по форме, эстетически совершенных изделий, отвечающих одновременно высоким техническим, экономическим и эстетическим требованиям. Комплексная художественно- проектная деятельность получила в дизайне название художественного конструирования или художественного проектирования.

Художественное конструирование - есть процесс проектирования промышленных изделий, предназначенный для непосредственного использования человеком, определяет принцип и характер формы вещи и ее технические разработки /61.

Понятие художественное проектирование не указывает на какую-либо конкретную отдельную область предметного мира, а осуществляет комплексный подход на весь процесс художественно образной деятельности / 7,8,9/.

В понятие «комплекс», определяющий свойство и качество предметов промышленного производства, входят: архитектура, интерьер, предметы быта, костюм и т.д., меняющийся совместно с изменением художественного стиля данной эпохи.

Следовательно, все предметы промышленного производства должны соответствовать единому стилю эпохи, отражать современные направления моды и создаваться на основе новейших методов художественного проектирования.

Художественное проектирование изделий из кожи (обувь и галантерея) — особая область творчества, которая теснее, чем другие, связана с методом промышленного искусства - дизайном.

Обувь является важнейшей составной частью костюма. Она несет определенную утилитарно — эстетическую идею и выразительно завершает образ костюма. Здесь перед художником-дизайнером стоят большие задачи. Он должен обладать знаниями в технике, эргономике, эстетике, владеть средствами композиции, разбираться в закономерностях строения объемно пространственных структур, тектонике, пропорционировании, умело использовать ритм, масштаб, контраст и нюанс, правильно применять цвет и тональные соотношения. Дизайнеру здесь помимо знаний в области теории художественного проектирования, требуются знания по психологии, социологии и технологии производства, а также талант и интуиция.

Основным принципом художественного проектирования является использование композиции и ее элементов - тектоники, формы, динамики, пропорционирования, цвета и др., а также стиля современной эпохи.

Одним из моментов в художественном проектировании промышленных изделий является вопрос формообразования, то есть зависимость формы от его назначения (функции), конструкции, материала и технологии изготовления. От того, насколько полно сумеет художник учесть это в работе над формой, во многом зависит эстетическая ценность будущего изделия /1О/.

Одной из важнейших целей дизайн - программ является разработка перспективных образцов изделий и их комплексов с учетом новейших технических достижений и тенденций формообразования, формируемых на основе тщательного изучения комплекса потребительских свойств будущих изделий.

Результаты исследования позволят дизайнеру в процессе художественного проектирования определить пути решения максимально рациональной конструкции обуви, а так же повысить качество и комфортность изделия. Это позволит продлить срок носки и повысит эксплуатационные характеристики моделей.

Применение инновационных технологий в обуви характеризуется потребностью обогатить художественно-образный смысл изделий и решить их общую эмоциональную выразительность. Характерной особенностью инновационных технологий является выразительность, благодаря которой при небольшом использовании создается впечатление богатого разнообразия [91].

Правильное внедрение создает целостное восприятие, на основе которого возникает художественное качество и целостность композиционного решения.

Вопросы, посвященные формообразованию обуви, не достаточно изучены. Ощутим недостаток научно-исследовательских работ, посвященных улучшению потребительских свойств обуви с позиций дизайна.

Комбинированные конструктивные преобразования верха и низа обуви (КПВНО)

В это время для обувной промышленности характерно увеличение стоимости материалов и труда при повышении требований покупателей к обуви. Высокоразвитые страны, испытывающие растущее экономическое давление со стороны стран с низкой стоимостью труда (Китай, Тайвань, Бразилия и др.), вынуждены искать пути значительного повышения производительности труда и уменьшения стоимости изготовления обуви. Это стимулирует поиск, научные исследования в области совершенствования технологии обуви, стремление использовать современные достижение информатики, автоматики, химии полимеров в обувной промышленности и остальных всевозможных инноваций.

ОБУВЬ СО СЪЕМНЫМ ВЕРХОМ И/ИЛИ КАБЛУКОМ Обувь содержит несколько защелок, что делает процесс замены низа и каблука достаточно простым. Эта система удобна при быстром износе, какой либо из заменяющихся деталей. Данная инновация имеет новшество по принципиальному изменению внешнего вида обуви. Так же это удобно при изменении внешних качеств обуви без лишних затрат.

ОБУВЬ ДЛЯ ЧИСТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ

Изобретение отличается тем, что подошва, состоящая из полимерного материала, имеет электрическое сопротивление от 100-500 кОм, что позволяет сохранять полы в чистоте.

ОБУВЬ С ОБОГРЕВАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ

Данное устройство подойдет для использования в холодное время года. Это изобретение работает на батарейках, что является достаточно удобным, так как носящий эту обувь человек не прикреплен к какой либо местности. Обувь может использоваться и для взрослых, и для детей. Это изобретение со временем может заменить натуральный мех. Внешний вид обуви при применении этого изобретения не ухудшается.

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ БОТИНОК ДЛЯ УДЕРЖИВАНИЯ ЧАСТИ НОГИ (ГОЛЕНОСТОП) В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ

Инновация позволяет фиксировать ногу в голеностопном суставе. Устройство очень хорошо подходит для занятий современными зимними видами спорта, такими, как лыжи или коньки. В этих видах спорта, как правило, в первую очередь случаются вывихи и переломы голени. Данное изобретение удобно в использовании и не предоставляет никаких неудобств, как по гигиеническим свойствам, так и по эстетическим.

ОБУВЬ СО СВЕТОФОКУСИРУЮЩИМ ПЛАСТИКОМ

Это изобретение может располагаться на боковой части подошвы обуви. Изобретение может улучшить эстетические качества обуви для детей и развлечений. Так как оно состоит из светофокусирующего шнура, лицевая поверхность которого открыта, причем конец шнура на задней части обуви прикрепляется с открытой поверхностью сечения.

ТАБИ НА РЕЗИНОВОЙ ПОДОШВЕ.

Таби имеют подошву с изогнутыми элементами вблизи участка подъема стопы, причем по периметру подошвы кроме носочной части, расположены шипы из каучука или синтетической смолы, более твердые, чем сама подошва. Что обеспечивает лучшее сцепление подошвы с верхом обуви. Данная обувь обладает сильной пластичностью, что обеспечивает полную свободу при движении стопы.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ БОТИНОК

Данное изобретение может использоваться в специализированной обуви, так как имеет водонепромокающую способность. Жесткая конструкция обуви делает ее не очень удобной для ношения, но при этом полностью защищает ноги от воды. Благодаря сочетанию различных материалов, внутрь поступает водяной пар и воздух, что хорошо влияет на стопу и не нарушает гигиенические свойства обуви.

ПОДПРУЖИНЕННАЯ ОБХВАТЫВАЮЩАЯ СТОПУ ОБУВЬ

Инновация передает движущую силу на стопу при ходьбе или беге. Это изобретение удобно еще и тем, что при плотном охватывании стопы намного уменьшается риск вывихов, также пружинный механизм внутри подошвы значительно облегчает передвижение. При применении данной инновации эстетичный внешний вид и гигиеничные свойства не нарушаются.

ЛЕЧЕБНАЯ ОБУВЬ СО СРЕДСТВАМИ ТЕПЛОВОГО МАССАЖА ПУТЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ СТОПЫ

Данная обувь предназначена для лечения акупунктуры путем теплового воздействия на чувствительные к теплу точки стопы. Эта обувь удобна тем, что массаж можно делать, не уделяя этому отдельно времени. На стельке сделаны выступы, осуществляющие функцию массажа при движении ноги. Комбинирование различных материалов в подошве и стельке не позволяет теплу уходить в землю.

ОБУВЬ С ОТРАЖАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ

Это изобретение применимо и в детской, так и во взрослой обуви. Данная инновация позволяет видеть человека в темноте - на дороге и в лесу. Слой отражающего материала убран между двумя слоями - наружным и внутренним, так что видна только часть отражающего материала, что позволяет разнообразить внешний вид обуви. КПВНО 19 ? США

ПРОГУЛОЧНАЯ ОБУВЬ С ПРОТИВОСКОЛЬЗЯЩИМ ПРОТЕКТОРОМ

Изобретение позволяет подошве сохранять устойчивое положение на скользкой почве. Устройство представляет собой составленное из цилиндрических частей элемент, который легко и быстро крепится на ботинок без особых вспомогательных приспособлений. Соответственно, инновация может быть применена в любой обуви для сохранения сцепления со скользкой поверхностью.

ОБУВЬ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИЕЙ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ СТОПЫ

Удобство данной конструкции заключается в том, что пропадает всякая необходимость в шнурках или в других креплениях. Данное устройство не требует никаких усилий со стороны человека. Оно хорошо подходит для больных людей или людей пожилого возраста. Внутри этой обуви находятся ленты, которые фиксируют ногу внутри обуви. При этом эстетические свойства обуви не ухудшаются.

ОБУВЬ СО СТАЛЬНЫМ НОСКОМ

Данная инновация применима в основном в специализированной обуви. Она полезна как для спортсменов, так и для людей, работа которых проходит в нестандартных условиях. Это изобретение предохраняет ногу от внешних повреждений, таких как удары, царапины, переломы пальцев ног. Между наружным слоем верха и носочными участками подкладки и межподкладки вставлен стальной носок, что позволяет не нарушать эстетических качеств обуви.

Конструктивная направленность и средства ее выражения

Конструктивная направленность содержит новые решения по совершенствованию цельной (литьевой), цельнокроеной, сборно - разборной и комбинированной конструкции. Форма обуви определяется ее конструкцией. Одна и та же заготовка может быть собрана по-разному с применением различной технологии формообразования, крепления низа. Рис. №4 Нетрадиционное решение конструкции обуви.

Вопросы преобразования конструкции обуви в настоящее время заслуживают особого внимания. Здесь решаются задачи единства формы и конструкции, стиля моды, то есть насколько обувь, удобна в эксплуатации и соответствует современным требованиям дизайна.

Помимо того, что известны современные конструкции обуви (сандалии, туфли «лодочка», «конверт», ботинки, полусапоги, сапоги и т.д.), следует обозначить конструкции обуви нетрадиционных решений (рис.№4). Такие конструкции, как правило, находят свое место на подиумах, выставках, конкурсах и мало находят практического применения.

В настоящей работе рассматриваются пути совершенствования конструкции обуви в условиях современного промышленного производства, то есть обуви, которая окружает нас.

Для того, чтобы объективно решить поставленную задачу, обратимся к научным материалам и проведенным исследованиям по вопросам преобразования конструкции обуви таких известных авторов: как Зыбин Ю.П., Зыбина А.А, Лиокумович В.Х. [45-47], Островитянов Э.М.[55] и др.

Авторы Зыбин Ю.П. [51-53] и Зыбина А.А. разработали и представили классификационную таблицу конструктивных преобразований обуви с начала её появления до настоящего времени. По данным их исследований можно сделать заключение, что первая обувь (X-XV в.в.) имела одну деталь кроя. Далее, по мере совершенствования инструментов и специального оборудования обувь наполнялась все большим количеством конструктивных деталей, то есть становилась сложнее в изготовлении. Так, например, классическая конструкция ботинок «конверт» в период XIX-XX в.в. имела около пятидесяти конструктивных элементов. Конечно, здесь присутствовало большое количество отрезных деталей верха заготовки, промежуточные и подкладочные детали, очень много деталей низа обуви. Такая кожаная обувь требовала больших трудозатрат на её изготовление. В начале XX века с развитием химической промышленности появились новые искусственные и синтетические материалы для верха обуви. С появлением полиуретана, поливинилхлорида и термоэластопластов появилась возможность заменять сложные кожаные детали и узлы обуви на литые и формованные конструктивные элементы. Это намного сократило по времени и трудоемкости сам процесс производства обуви. Новые технологии с искусственными материалами позволили имитировать традиционные конструктивные и декоративные членения, фактуру материалов, их лицевую поверхность. Таким образом, можно сделать заключение, что производство обуви пошло по пути сокращения деталей верха и низа, как бы в обратную сторону своего развития. Это позволяет поднять эффективность производства обуви, повысить эксплуатационные характеристики моделей и уровень современного дизайна.

Анализ известных научных материалов показал, что характеристики преобразования конструкции гораздо шире характеристик формы. Если в преобразовании формы мы отметили четыре направления, то в совершенствовании и преобразовании конструкции мы определили следующие шесть - это обувь: сборная, цельнокроеная, многослойная, модульная, комбинированная и обувь, имеющая определенный способ крепления на стопе.

Рассмотрим, какие возможны пути совершенствования и изменения конструкции по каждой из этих характеристик.

Первая характеристика преобразования конструкции - это сборная обувь. Под сборной обувью следует понимать конструкцию, которая состоит из нескольких деталей верха заготовки. Не вызывает никаких сомнений, что наиболее рациональной конструкцией обуви является та, которая имеет минимальное количество деталей. Прежде всего, это потому, что в первую очередь разрушению подлежат те места обуви, где располагаются швы. Поэтому, чем меньше количество деталей, тем меньше швов и тем выше эксплуатационная характеристика модели.

Обувь, состоящая из одной, двух или трех деталей в настоящее время занимает особое место в её производстве. В этом случае как инновацию можно рассматривать место и рисунок расположения шва в обуви, а также принимать во внимание известные характеристики швов.

Современные характеристики швов:

- продольные;

- поперечные;

- наклонные;

Все известные ниточные способы соединения, выполненные на швейных машинках. Мы перечислим швы, которые во многом определяют общую характеристику всей конструкции верха обуви. Эти швы, представляют собой некоторое сооружение или, правильнее сказать, некую композицию конструкции. Поэтому назовем их условно «композиционные швы».

Способы соединений деталей верха заготовки (композиционные швы):

- шнуровой;

- пуговичный;

- крючковой;

- кнопочный;

- пряжечный;

- продержечный;

- оплеточный;

- окантовочный;

- замковый;

- молнечный;

- лента «велькро».

Далее, нам известно, что обувь - часть одежды человека, изделие для предохранения ног от внешних воздействий и выполняющая утилитарные и эстетические функции. По внешнему виду и конструкции обувь классифицирована на пять основных групп: сандалии, туфли, полуботинки, ботинки, сапоги.

Каждая из этих групп имеет ту или иную степень укрываемости стопы. Известно, что сандалии — это конструкция, состоящая из ремешков, выполненных из кожи, текстиля или каких-либо других материалов. Туфли — конструкция верха заготовки, которая закрывает стопу до щиколотки. Ботинки - конструкция заготовки верха обуви, имеющая высоту 14-15 см. от следа стопы. И, последняя группа, сапоги - конструкция верха обуви, закрывающая полностью стопу и частично или полностью голень ноги. [92] Результаты исследования патентных материалов показали, что все эти пять видов обуви активно задействованы в инновациях многих стран мира.

Основные направления в совершенствовании этих видов обуви являются:

- наличие количества деталей;

- способ соединения деталей;

- способ закрепления конструкции на стопе.

Теоретические предположения развития инновационных решений

Новизна:

Построение на базовую конструктивную основу конструктивно унифицированных элементов.

А так же оформление лицевой поверхности материала с использованием голографического эффекта, по теме « Зоо » (Рис.23,24).

Новизна:

Оформление лицевой поверхности материала с использованием голографических изображений. В данном случае используется голографический орнамент по теме «Зоо». А также встроенные в подошву светодиоды.

Художественная инновация (Рис.25,26)

Новизна:

1. Использование трансформирующейся лицевой поверхности материала за счет изменения технических характеристик поверхности.

2. Оформление лицевой поверхности материала с использованием голографических изображений (Рис.27,28).

В результате анализа патентных материалов определены прогрессивные инновации с учетом требований дизайна.

Определено, что основные показатели обуви закладываются на начальной стадии проектирования с использованием классификационной матрицы по позициям:

Конструктивные преобразования, способы и приемы закрепления обуви на стопе (КПСПЗО)

Комбинированные конструктивные преобразования верха и низа обуви (КПВНО)

Конструктивные преобразования внутренней структуры обуви (КПВСО)

Конструктивные преобразования системы деталей низа обуви (КПСДНО)

Разработана промышленная коллекция моделей обуви на основе оптимизированных методов художественного проектирования с применением инновационных решений.

Проведена апробация экспериментальных моделей обуви, где выявлено, что при использовании инновационных технологий и рекомендаций по усовершенствованию методики художественного проектирования совершенствуется деятельность художника стилиста.

Похожие диссертации на Оптимизация методов художественного проектирования изделий из кожи на основе инновационных технологий