Введение к работе
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего зоэросзим в отечественном литературоведении последних 20 лет иктересо:.! к проблемам европейской псззии эпохи барокко и, в частности, к английской поэзии "метафизиков" и "кавалеров" (Я.Виппер, А.Горбунов, В. Нуравьез и др.) Вместе с теп следует признать, что большинство работ по поэзии данного периода либо является частьэ научного аппарата, "сопрсзоядаэцего издания соответствующих текстов ("Европейская поэзия XVII века" - и., 1977; "Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века" - М., 1989; "Английская лирика первой полозина XVII века" - Ч., 1989), либо, применительно к Англии,'ограничивается крупнейаи'і поэтом эпохи Длоном Донном (В.Хрипун, В.Верезкина, Г.Са-довая, В.Захаров, З.Карулидзе, С.Макуренкова). Исклэчекие - работы А.Горбунова, который, оставляя в центре внимания творчество Донна, дает таяае в своей монографии краткие, но содерзательные характеристики его старшим и младшим современникам {"Дзон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков" - М., 1993). Нокограіия открывает перспективы далькейзего, более глубокого изучения тзорчества "метафизиков" и "кавалеров", многие из которых сами ыогли бы стать во главе поэтических зкол, если бы шили не в столь насызеккое литературными талантами зремя. Уне появилась диссертация о творчестве одного из крупнейпих "кавалеров" - Т.Кэру (3.Хромых), но ни один из "метгіизикоз", кроне Донна, пока еще не стал з отечественном литературоведении предметом специального исследования.
Своевременность обращения-именно к творчеству Терїерта определяется еце одним особым обстоятельством. Последние годы стали в нашем обществе зременек интенсивного роста религиозного сознания и духовно": культуры. Это, в частности, выразилось в многочисленных публикациях произведений религиозной литературы, з том ч:;сле незнакомец ранее поэзии. Однако до сих пер не появилось работ, сезе-цаздих' своеобразие феномена религиозной лирики. Твсрчеотзо Герберта, писавшего только такие стихи, вобрало в себя традиция предзес-твуяцей ему религиозней пеззия и обусловило раззптке этого вида литература в' Англии XVII зека. Представляется крайне ваакыц, при-
- 4'-
сгупая к его изучению, уточнить содерганке понятия "религиозная лирика, что повет иметь общетеоретическое значение.
Начиная о 1520-х годов, растет интерес к Герберту з зарубекком литературоведении. Помимо религиозных"аспектов содерзакия, зниианке читателей к критиков привлекал формальные особенности его поэзии: Герберт бал одним из самых смелых экспериментаторов в истории английского стиха. Усваивая наиболее интересные приемы, выработанные прецЕестБекнккаьїк, и изобретая свои собственные, он создал особый язык поэзия, оказавший сильное влияние ка. весь английский XVII век. После появления в 1950-х гг.' первых специальных ыокогракй о поэте (Р.Тьзз, Дг.Сакнерс) их число растет з гесцетрической прогрессии; в 1930-х они зыходят практически ежегодно, ііздавтся специализированные сборники статей, библиографические работы; вот узе два десятилетия сусестзует аурнал "George Herbert Journal". Однако почти во всех многочисленных работах о поэте отсутствует четкая теоретическая база при подхСде к отдельным моментам поэтики Герберта. Их авторы часе всего не считают кувкым комментировать используемый ими теоретически/, и терминологический инструментарий, тогда как в атом нередко одусается острая необходимость. Анализ поэзии Герберта требует особенно тсательнрго обоснования таких принципиальных для нее понятий, как "поэтический цикл", "метафизический концепт", "аллегория", "эмблема". Научная новизна данной работы заключается в той, что в ней дается систематический анализ лирики Герберта и при этом кзедый из основных ее елемеитов рассматривается в свете теории того понятия, которое ЛЄ5ИТ в его основе.; предлагаются и уточняются некоторые дефиниции.
Цель диссертации - дать первую б отечественной литературоведении попытку целостного и в то аё врекя подробного анализа английской поэзии Герберта. Цельо определяются основные загачи: 1) исследовать религиозные аспекты "содержания "Храма" на сснов-з теории религиозной лкрики и в контексте эволюции этого-вида повзик в Англии; 2) выделить v. изучить наиболее значимые элее^екты поэтики Герберта, обусловившие его, репутации экоперимектагора и новатора. Теоретической базой диссертации язляатся труды русских и зарубегккх ученых по психологии религии, типология религиозной поэзии на основе этапов рЄЛИП'.ОЗНОГО СПКТа Л.Л.Карца (CU. его "The Peerry of Eediteti-
сп" - sew Haven, 1S54), а такие работы советских литературоведов по обдей.-чгстксй и исторической поэтике. Работа «сгет иметь практическую ценность при чтении лекционных курсов и ведении семинар-
ских занятий по истории английской литература ХУП зека. Отдельные теоретические зывода могут быть использованы при анализе поэзии эпохи барокко, а танке произведений религиозной лирики Нового времени.
Структура работы. Диссертация состоит, из введения, двух глаз, заключения, примечания и списка использованной литературы. Первая глаза валгчае? три раздела, вторая - семь: