Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные факторы межэтнических отношений Афанасьев Сергей Анатольевич

Социокультурные факторы межэтнических отношений
<
Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений Социокультурные факторы межэтнических отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Афанасьев Сергей Анатольевич. Социокультурные факторы межэтнических отношений : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Екатеринбург, 2006 178 с. РГБ ОД, 61:07-22/117

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА1. Методологические основания межэтнических отношенийконфликтноготипа 10

1.1 Межэтнические взаимоотношения конфликтного типа ~ 10

12 Уровни противоречий в рамках межэтнического взаимодействия -27

ГЛАВА2. Эмпирические схемы идентичности и их применимость в социологических исследованиях этнических групп 65

2.1 Эмпирические схемы идентичности и их применимость в отечественных социологических исследованиях этнических групп -65

12 Эмпирические схемы идеологичности и их применимость в европейских социологических исследованиях этнических групп - —98

23 Эмпирическая интерпретация понятий и категории -.133

Заключение -154

Литература 166

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глобализация сопровождается ростом и обострением межэтнических отношений. Необходимость разработки методологии исследования, обновления эмпирических моделей межэтнических взаимодействий обусловлена неспособностью существующих понятий и принципов дать нечто большее, чем общую картину этнокультурных конфликтов и противоречий. Остаются нераскрытыми процессы, происходящие в глубинных структурах этносов и этнических отношений, ощущается дефицит детализирующих эвристических схем.

Глубинное изучение конфликтов и противоречий является необходимым потому, что противоречия разных уровней, являющиеся неотъемлемой частью любого межэтнического взаимодействия, могут трансформироваться в кризисные и трудноразрешимые ситуации. Шанс преодоления этих ситуаций связан с разработкой структурных схем этносов, варьирующихся в контексте рассматриваемой территории и обретающих конфигурацию эмпирических моделей.

Введение новых понятий и терминов расширит рамки изучения и расемотреїшя межэтнических отношений, позволит выявить актуально действующие компоненты и факторы этих отношений. .Данная работа затрагивает в первую очередь соотношение теоретического и эмпирического в социологических исследованиях межэтнических отношений, нацелена на преодоление эмпирического «разнобоя» в этой области.

Анализ ситуаций и возможностей трансформации противоречий, их изменения, позволяет создавать механизмы регулирования межэтнических отношений, необходимые для разрешения кризисных ситуаций и предотвращения возможі гостей их возникновения.

Фактические идентификационные схемы и их соотношения в различных ситуациях, характеризующиеся набором пространственно-времешіьіх и социокультурных факторов, проявляются через образцы ожидаемого поведения представителей той или иной общности. Так возникают плоскости оснований/противоречий (противоречий/оснований) и идентификационных схем, где основания и противоречия являются общеэтническими элементами, в то время как идентичности существуют только у индивидов, группируясь в зависимости от различных условий в иерархии идентификационных схем.

Тфминологические модели и социальные феномены этнических отношений тесно переплетены в социологическом познании и повседневной жизни людей.

Особенно остро ощущается необходимость разработки сферного анализа в выявлении конфликтного потенциала акторов зтіюпространства.

С другой стороны, при построении пгххлраііственно-змпирических моделей важно учитывать субъектные особенности этнической ситуации. Необходим двойной подход, учитывающий социально-системные элементы и ситуативные особенности воздействия идентификационных схем.

Степень научной разработанности проблемы. Наиболее отчетливым вариантом исследования межэтнических отношений в современной социологии стало объяснение межэтнических конфликтов. Применительно к социологическим парадигмам конфликта осноюполагающими являются работы ЭГидденса, Р.Дарендорфа, ЛКозера, ТЛарсонса, Ю.Хабермаса, задающие основные парадигмальные ориентиры. При этом можно отметить явную недостаточность работ теорешко-эмпирического характера, позволяющих исследованиям роли протаюречий в межэтнических конфликтах перерастать в эмпирически связные стратегии интерпретации типов и ситуаций этнических отношений. Однако, фактические наработки такой методологии содержатся в целом ряде прикладных аналитических исследований. В частности, в трудах по проблемам балканских государств (С АРоманенко, ЙАКумпес, СДФеле, ЭНХершек).

Эпшческая идентичность и процессы, определяющие ее соотношение с деятельностью в рамках моно и полинациональных сообществ, описываются в работах Э.ГАлександрекова, О.В.Борисова, ПИВолковой, Э.ИГеллнера, ДНДробижевой, 0-М.Зотовой, ВАКолосова, В.Н.Коротеевой, ММЛебедева, МОМнанаканян, В.И.Пантина, Г.У.Соддатовой, СБ.Соколовского, В JO .Хотинец.

Категории этничности посвящены труды САЛрутюнова, В.СГрехнева, ЖДДе-Воса, КАМоисеевой, ЗБ.Сикевич, которые в той или иной мере рхкрывают ее суть в соответствии с другими сопоставляемыми понятиями и категориями.

Городская идентичность описывается множеством отечественных и зарубежных авторов, но для нашей работы наиболее важными являются произведения МПКогана, и ПАСорокина. В качестве авторов рассматривающих идентификацию с регионами можно отметить АФБалееву, ЛНГудкова, МПКрылова, Б.СПавлова, ОНОрачеву.

Дня формирования авторской концепции, касающейся различных варишггов сочетания этносов в приграничных территориях двух или более государств, большую роль играют статьи по формированию идентичностей в приграничных регионах Т.НКувеневой и АММанакова.

Большое значение для понимания процессов самосознания как социальной идентификации имеют труды ЛАБеляевой, А.С.Ваторопина, ЮРБишневского, ПЕЗборовского, В.ИКашперского, Г.Б.Кораблевой, Т.СКузубоюй, ГБМжроносова, СННекрасова, ИММоделя, КМОльховикова, В.Т.Шапко, ЕЛШуклиной.

Этнические стереотипы и их деятельность в полинациональных сообществах раскрывается в работах БЮБерзина, МНДенисенко, НЛИвановой, ЕБШестопал, и ТНЦивьян.

Проблемы, связанные с различными аспектами адаптации мигрантов рассмотрены в трудах ВЛИноземцева, ВНПегрова, ТНЮдиной. Эти авторы описывают примеры российского государства и стран запада

Рассмотрению отечественных примеров этнических конфликтов посвящены труды М.С.Джунусова, АГ.Здравомыслова, НСКона, СПМатвеевой, ЛЙНиконовской, Г.Б.Старушенко, В АТишкова, НГ Сайруллиной, АСХохлова

Соотношение этноса и конфликта рхкрывается М.Г.Анохиным, АСАшейзером, ДТЖовтуном, МНЛебедевой и ЖТЛощенко. Исследования межнациональных отношений в сопоставлении с мультикультурализмом отражают работы ЮБ Арутюняна, ВНИванова, КРМшасоюй, НС.Скоробогатовых.

При этом большое значение для нх в рамках данной работы имеют статьи и книга европейских исследователей, таких как АААарелайд-Тарт, ГИБрэгманса, ЗКМлинар, М.НМетерса, КИОффе, ЯЛШтебе, в соответствии с которыми важность приобретают исследования соотношения национальных и глобализационных феноменов в трудах МНГубогло, А.Е.Крухмалев, Е АНарочитской и СГ.Тер-Минасовой.

Цель работы заключается в построении теоретико-эмпирической модели социокультуных процессов межэтнических отношений, по преимуществу конфликтного типа, применимой к государствам Европы, и к Бельгийской Федерации в частности.

Достижение указанной цели предполагает постановку и разрешение следующих задач:

• Изучить существующие социологические парадигмы конфликта и определить их применимость в исследованиях межэтнических отношений.

• Выработать поішийно-категориальньїй аппарат, позволяющий осуществлять глубинный анализ процессов межэтнического взаимодействия.

• О юрмировать посредством использования сферного анализа основные плоскости исследования структурных схем этносов.

• Рассмотреть различные идеіггичности с целью определения возможностей их соотношения в зависимости от пространственно-временньк и ситуативных факторов.

• Выявить существующие иерархии идентификационных схем у жителей России и ряда европейских стран, в том числе и Бельгии, у титульных наций; автохтонных и аллохтонных этнических меньшинств.

• Определить возможность практического применения теоретико-эмпирической модели исследования межэтнических отношений на примере Бельгийской Федерации.

В качестве объекта исследования в работе выступают процессы межэтнического взаимодействия, происходящие в рамках Российской Федерации и европейских государств. Предметом исследования являются социокультурные факторы межэтнических отношений.

Методологическая и теоретическая база исследования. Исследование процессов межэтнического взаимодействия основывается на постулатах социологических парадигм структурно ункционального анализа, теорий структурации, коммуникативного действия, конфликта, интегрализма.

В ссютветствии с парадигмой структурнсьфункционального анализа действия этносов и процессов межэтнического взаимодействия, основанных на механизмах социальной регуляции.

Согласно этой парадигме, процессы межэтнического взаимодействия можно рассматривать только в контексте взаимоотношений народов и их представителей в рамках государства на основании существующих правовых і юрм.

Теории структурации свидетельствуют о том, что этносы можно рассматривать как социальные системы, так как для них характерен процесс упорядочения, который выявляет их инструментальные свойства.

В связи с этим этнос, существуя во времени и прсклранстве, имеет четкий набор характеризующих его процессов, посредством которых он взаимодействует с другими системами.

Парадигма коммуникативного действия актуализирует проблему взаимодействия национальных меньшинств и управляющего большинства. Таким образом, проблема меньшинств возникает, если культура политически господствующего большинства навязывает этническим меньшинствам свои формы жизни, лишая равноправия граждан с иными культурными корнями.

Парадигма конфликта постулирует, что конфликт является естественным результатом любой системы управления, при этом основной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономических и политических интересов. Следовательно, в интересах участнжов конфликта необходимым является не разрешение и не подавление, а регулирование конфликтов.

Интегративная парадигма позволяет объединять основные элементы четырех вышеуказанных социологических парадигм, формируя подход к изучению межэтнических отношений на основании принципа дополнительности парадигм в зависимости от состояния объекта.

Эмпирическая база исследования опирается на уже проведенные исследования, материалы которых представлены в статьях, рассматривающих примеры действия различных идентичностей в России и в Европе. В работе предпринята попытка социологического моделирования, связанная с конструированием теоретико-эмпирической исследовательской схемы межэтнических отношений в рамках бельгийского государства При этом возникает аспект прагматической шпсрпретации нормативных документов, формирующих ситуативное поле этнических отношений.

В исследовании использованы такие социологические методы, как традиционный анализ статей и документов, метод моделирования. Эти методы реализованы в сочетании с общенаучными методами категориального и парадигмалыюго анализа, а также со страноведческим методом.

Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту, заключаются в социологическом обьяснеіши социокультурных факторов, позюляющих анализировать специфику современных процессов межэтнического взаимодействия.

В работе предлагается практически применимая теоретико-эмпирическая схема, направленная на исследование межэтнических отношений и разрешение кризисных ситуаций:

• выявлены парадигмальные предпосылки понимания межэтнических отношений конфликтного типа;

• разработана шпегральная модель парадигмального анализа социокультурных процессов межэтнических отношений, основанная на принципе дополнительности социологических парадигм конфликта;

• на основании исследования идешификационных схем выявлены просгранственно-времеїшьіе и системные факторы межэтнических отношений;

• определены иерархии идентичностей, применительно к различным этносам России и Европы;

• создана двухуровневая модель социокультурного позиционирования этнических установок, состоящая из общеэтнических компонентов и элементов идентичности, вносимой другими этносами.

Праюическая значимость работы. Данное исследование имеет как теоретико-эмпирическую, так и практическую направленность, поскольку нацелено на создание понятийно-категориальной научной базы, используемой в качестве платформы для проведения глубинного социологического исследования межэтнических взаимодействий.

Полученные данные могут быть использованы для регулирования процессов межэтнического взаимодействия и преодоления проблемных ситуаций, возникающих при адаптации и интеграции автохтонных и аллохтонных этнических меньшинств.

Используя инструментарий модели можно распознавать кризисы и точки напряженности во взаимоотношениях между народами, создавать механизмы для их преодоления с учетом интересов задействованных сторон.

Таким образом, при адекватном использоваїши методологической части работы можно корректировать языковую, культурную и миграционную политики, увеличивая их результативность применителы ю к титульной нации и меньшинствам одновремешо.

Межэтнические взаимоотношения конфликтного типа

Социокультурные факторы в рамках процессов межнационального и межкультурного взаимодействия являются формирующими и образующими эти отношения условиями. Деятельностью данных факторов характеризуются все сферы человеческих взаимоотношений, но в большей степени она свойственна межкультурным отношениям. Так, например, взаимодействие нескольких этносов реализуется, прежде всего, в культурном плане, исходя из которого, определяются возможности совместной деятельности в иных сферах или вариации успешного сосуществования.

В качестве основных социокультурных факторов можно отметить следующие -этническая культура, язьж нации, официальный язык страны, исторически сложившееся восприятие других этносов, религиозная составляющая, уровень развития образования, здравоохранения и социальных служб (можно различать как по этносам, так и по административно-территориальньїм единицам).

Это ряд социокультурных факторов, детерминирующих межэтнических отношения разных уровней, от индивида до сбщеэтнического. Исходя из доминирующей роли социокультурных факторов, необходимо дать их определение. Социокультурные факторы -это основные компоненты социальной и культурной проекций структурных схем этносов, детерминирующие спектр возможностей взаимодействия этноса с другими акторами эшопространства и условия сосуществования наций, формирующие общее отношение к другим народам. На основании этого определения социокультурные факторы предстают важнейшими элементами, в русле которых рассматриваются механизмы, способы и возможности осуществления межэтнического взаимодействия. Таким образом, социокультурные факторы в рамках межэтнических и межкультурных взаимоотношений представляют собой условия, на основании и в соответствии с которыми народы взаимодействуют друг с другом. Данные условия являются необходимыми в связи с тем, что они выступают как регуляторами взаимоотношений, определяя возможности их развития, так и платформами взаимодействий. В современном мире процессы межнационального и межкультурного взаимодействия служат тем связующим звеном, благодаря которому становится возможным сссуществоваше этносов, как в рамках полинациональных государств, так и за их пределами. Двадцатый век сделал существование национальных государств невозможным, и процессы глобализации вскрыли и обострили веками существовавшие противоречия культур. Одновременно, в рамках ряда территориальных пространств, к примеру, европейского, произошло усиление интегративной составляющей, которая, в свою очередь, отразилась на всех экономических и политических процессах стран-участниц, не оставив без внимания проблемы межнационального и межкультурного взаимодействия.

Этот параграф представляет собой попытку сущностного социологического определения межэтнических взаимоотношений. Мы рассмотрим проблемы межэтнических взаимоотношений на примере трех социологических парадигм -структурно-фуїікционального анализа, теории структурации и коммуникативного действия, а также проанализируем, в какой мере каждая из них раскрывает интересующие нас вопросы и может быть применена для разрешения межэтнических противоречий. Первая парадигма, которую мы рассмотрим -это парадигма структурно-функционального анализа, представителем которой является ТЛарсонс. Ключевым и первоначальным понятием для понимаїшя интересующей нас проблематики является понятие общества как пространства взаимодействия этносов и культур.

В трудах ТЛарсонса общество является не только закрытой, но и открытой системой, в которой порядок возможно и необходимо постоянно поддерживать за счет поиска путей, условий, факторов его взаимодействия с окруоіссаощеіі средой. Общество у ТЛарсонса является особым типом социальной системы - социальной системой, достигшей наивысшего уровня самодостаточности, саморавновесия по отношению к своему окружению. «Важнейшей особенностью любой системы является наличие в ней структуры, под которой понимается союкупность относительно устойчивых стандартизировшшых отношений между элементами».

Согласно ТЛарсонсу система общества подразделяется на четыре основных подсистемы - экономическую, политическую, социальную и культурную, на основании действия которых осуществляется самовоспроизводство общества Наиболее важными для нас в рамках данной работы являются социальная и культурная подсистемы, исходя из того, что как в их пространства, так и на их стыке образуются социокультурные факторы, детерминирующие взаимоотношеїшя между акторами этнопространства. ТЛарсонс не выводит понятие социокультурных факторов, но при этом нельзя упускать из рассмотрения тот факт, что социальная и культурная подсистемы играют решающую роль в юпросе стабилизации общества в моменты, когда система находиться в кризисных состояниях.

Понятие общества очень тесно коррелирует с понятием действия и является пространством осуществления взаимодействий. «Деіютвие - это некоторый npoifecc в системе «субъект действия - cumyaifim», uueioufiai лютивагрюнное значение для деиствуіои(его индивида ти - в случае коллектива - для составляющих, его индивидов». Социальная система является одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия. Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой сроится их действие.

Соответственно, прослеживается четкая взаимосвязь между деятельностью социальной и культурной подсистем, отражающаяся в деятельности индивидов и коллективов. Таким образом, действие, совершаемое индивидом или группой, основывается на условиях, необходимых для деятельности в обществе, в роли которых выступают социокультурные факторы, являющиеся детерминантами индивидуального и группового поведения. Следовательно, индивидуальные, групповые и общеэтнические действия базируются на тех социокультурных факторах, которые являются связующими общественными звеньями. При этом необходимо учитывать, что по ТЛарсонсу за мотивацию любого действия индивида или группы отвечает культурная подсистема, которая в результате становиться источником сущестювания и развития общества, осуществляющегося посредством социальных действий.

Общество выступает в качестве структуры взаимосвязанных четырех элементов: ценностей, норм, ролей и коллективной организации. Ценности - это главный связующий элемент социальной и культурной систем. Нормы, в отличие от ценностей, характеризуются Т.Парсонсом как преимуществешю элемегаы социальной системы. Роли выступают элементом, связывающим личность с обществом, а коллективная организация скрепляет внутрисоциальную структуру. Нормы осуществляют преимущественно функцию интеграции, ценности поддерживают образцы функционирования социальной системы, коллективные организации связаны с реальным достижением целей в интересах этой системы, а роли направлены на эффективность адаптации личности. Исходя из этого, можно отметить, что структурно вписанные в систему общественных действий и отношений социокультурные факторы функционально направлены на обеспечение возможностей взаимодействия акторов в обществе, посредством реализации условий необходимых для совершения действий.

«Деіютвиеявляется самоорганизуіои{Єііся системой, для которойхарактерны наличие символических механизмов регуляции (языка, гцеююстей и др.), норматжюсть (зависимость действия от принятых в оби естве норм и u/енностей), автономность (незавиатость от условий среды)». Любые действия этносов обусловлены их языком, культурой, доминирующей культурой общества, культурами других этнических меньшинств, их сочетаемостью, и существующими социальными нормами, а также иными социокультурными факторами, определяющими процессы взаимодействия в системе. Таким образом, мы получаем плоскости, формирующие социокультурные факторы, детермшщрующие межэтническое взаимодействие, культурную и социальную.

Парадигма структурно уіікционального анализа определяет пространство и систематику взаимодействия этносов, а также роль, место и значимость социокультурных факторов и функции, выполняемые ими в рамках процессов межэтнических отношений. На основании парсоновской системы действия мы получаем регулирующие механизмы процессов межэтнического взаимодействия, которые призваны координировать и систематизировать последние.

противоречий в рамках межэтнического взаимодействия

Одной из задач данной диссертации является расширение терминологического аппарата социологической науки в анализе межэтнического взаимодействия. Это связанно с тем, что используемые здесь понятия достаточно ригидны. Примером служит понятие «конфликт», широкое и объемное по своей сути и направленности. Разные исследователи интерпретируют его по-разному, но оно, тем не менее, остается «ограничительным» в сфере изучения межэтнических отношений конфликтного типа Сведение последних к понятию «конфликта » и производным от него, делает невозможным детальное изучение этих отношений. Необходимо выйти за рамки конфликта и рассмотреть множество важных компонентов межэтнических отношений. Нами будут рассмотрены понятия, расширяющие семантику исследуемой области. При этом необходимо учитывать, что неотъемлемым элементов в процессе расширения понятийно-категориального аппарата является не только введение новых понятий, позюляющих проникнуть в сущность изучаемых явлений, но и рассмотрение роли, места и деятельности социокультурных факторов в рамках конфликтов и противоречий. Соответственно, вюдимые понятия будет тесно связаны с социокультурными факторами, действующими на различных этапах межэтнических отношений.

Помимо всего вышесказанного, можно отметить еще одігу позицию, согласно которой использование новых понятий в связке с социокультурными факторами способствует определению и рассмотрению возможностей влияния данных факторов на межэтнические отношения. Базой для вьщеления и образования понятий и категорий, рассматриваемых в данном параграфе, являются социокультурные хпекты межэтнических отношений, в рамках которых действуют социокультурные факторы, детерминирующие эти отношения. Таким образом, практически каждое выделяемое понятие тесно взаимодействует с одним или несколькими социокультурными факторами, обуславливающими отношения между народами. Понятие «противоречие» позволяет раскрыть базовые элементы процессов межэтнического взаимодействия. Для структурировшшя противоречий и иллюстрации их развития будут использованы такие понятия как «уровни противоречий», «переходность противоречий» и «изменение противоречий» (всех уровней противоречий, кроме первого).

Социологический словарь. М., 1995. С 152. В противоположность тому, что различие является одним из противоречий, вводится понятие «основание».

В совокупности с противоречиями основания являются структурными злемеїггами этноса, которые составляют структурную схему этноса. В связи с тем, что этносы взаимодействуют в пространстве, используется термин «система межэтнического взаимодействия», который раскрывает структурно системные «способы и механизмы взаимодействия».

Каждый этнос в пространстве взаимодействия представлен «этнической позицией», которая, в свою очередь, определяется в зависимости от существующей в определенном государственном пространстве системы межэтнического взаимодействия. Для раскрытия взаимодействия этносов вводится понятие «схема взаимодействия этносов», которая коррелирует сферам жизни этноса При наличии минимум двух этносов можно говорить о «схеме оснований» и «структуре противоречий», которые складываются в результате их взаимодействия.

В процессе взаимодействия этносов происходит взаимодействие их структурированных системных элементов, в результате чего между этими элементами этносов возникает «прямая связь» и «обратная связь». Также, исходя из взаимодействия «противоречий» и «оснований», можно определить модель отношений этносов, соответственно, «сшований/протиюречий» или «протиюречий/сснований», что зависит от доминирования либо «противоречий», либо «оснований» в процессах взаимодействия этносов.

В связи с тем, что все уровни противоречий взаимосвязаны, можно говорить о таком свойстве противоречий как (длительность протаворечий», которое характеризует время их относительного существования. Из этого возникает понятие «типы процессов изменения противоречий», которое подразделяется на два типа. «Реакция протаюречии» на действия или изменение «этнических позиций» является основным способом изменения противоречий и их дальнейшего развития.

Помимо всего прочего противоречия делятся на «противоречия «чествующие» (1 и 2 уровни протаворечий) и «противоречия возникающие» (3 и 4 уровни противоречий). Понятие «типичные противоречия» позволит не только изучать взаимодействие более чем двух этносов в системе, но обобщать происходящие процессы, позволяя, таким образом, сравнивать разные модели взаимодействия акторов в системе, что существенно расширит плоскость исследования и увеличит его возможности. Для раскрытия возможностей противоречий используется термин «потенциал противоречий».

«Потенциал противоречия» может изменяться в зависимости от напряженности существующей в плоскости взаимодействия этносов. Понятие «напряженность» тесно связанно с такими понятиями как «конфликт» и «конфликшая ситуация», которые представляют собой разные моменты развития процессов межэтнического взаимодействия. Изучению конфликтных ситуаций призвано способствовать понятие «конфликтный потенциал этноса», которое характеризует потенциал этноса в случае обострения межэтнических отношений внутри системы межэтнического взаимодействия, этот потенциал определяется применительно ко всем этносам, присутствуїощим в системе (к каждому в отделыюсти). «Конфликтогенный потенциал этноса» - воздействие третьей стороны на «конфликтный потенциал», в результате чего конфликтогенный потенциал превосходит конфликтный, включая его.

В союкупности с рассмотрением конфликтного и конфликтогенного потенциалов этноса будут использованы такие понятий как «жесткое противостошше», которое используется для определения четких позиций этносов в совокупности с неконтролируемым ростом напряженности в их взаимоотношениях и переводом противоречий с низшего уровня на более высокий, и «системный предохранитель», характеризующего институты, сдерживающие и локализующие рост потенциала противоречий.

Протиюположностыо конфликтного потенциала является понятие «коэффициент интеграции этноса», которое позволит нам определять возможности этноса интегрироваться в ту или шгую систему. Но прежде чем переходить к изучению и определению вышеуказанных понятий, необходимо рассмотреть матрицу анализа понятий на примере понятия «противоречие». Данная матрица состоит из трех элементов: идеальльїйтт-феномаї-категория.

Эмпирические схемы идентичности и их применимость в отечественных социологических исследованиях этнических групп

Эмпирическое наполнение категорий и парадигм, формирующих поле изучения идеіггичности в социологических исследованиях, выдвигает на первый план два смыслообразующих вопроса. Это соотношение различных идентичностей и построеіше типологии, учитывающей сущностные особенности исследуемых идентичностей. Необходимо отметить, что в рамках данной работы соотношеїше идеіпнчностей будет рассматриваться в совокупности с социокультурными факторами, воздействующими на формирование и развитие той или иной идеіггификационной схемы. Таким образом, различные наборы и комбинации идентичностей присутствующие у индивидов в различных ситуациях, приобретают дееспособность благодаря тому, что составляющим их социокультурным факторам, детерминирующим общественное взаимодействие.

На примере сферного анализа можно выявить трансформацию противоречий разных уровней и определить соответствующие функции противоречий, выполняемые ими в рамках исследуемых ситуаций. Одновременно это позволяет исследовать идентификационные схемы, элементы которых присутствуют в различных сферах, в частности социокультурной, и делать выводы, касающиеся деятельности идентичностей в рассматриваемых примерах. Этнические стереотипы являются одним из важнейших социокультурных факторов, детерминирующих отношение представителей одной нации к другой, и поэтому представляют большой интерес в вопросе изучения межэтнического взаимодействия с позиции этнической идентичности. Мулътикультурализм, детерминирующий возможности взаимодействия этнических культур и определяющий сферы влияния культурного фактора на разные нации в рамках одного государства, предстает в качестве платформы для изучения взаимодействия разных идентификационных схем нескольких этносов. Прежде всего, мы обнаруживаем взаимосвязашюсть социокультурных факторов, и в особенности этнической идентичности с понятием «конфликт» и с изучением исследовательской ситуации. Нашей целью является не характеристика или определение исследовательской ситуации, но поиск значимых аспектов в рассматриваемых исследованиях. Понятия как этническая и национальная идеіггичіюсть являются равнозначными в силу утверждения равнозначности понятий этнос, народ и нация в Декларации «О принципах международного права» (принята Советом Безопасности ООН в 1970 году).

Этническая идентичность - это одна из основных атрибутивных характеристик человека, определяющих как его место в общественной системе, так и способы взаимодействия с другими индивидами и группами. Данный тип идентичности выделяется наряду с групповой, региональной, государственной и другими типами идентичностей, но значительно отличается от них в силу того, что нация обладает собственной культурой и языком. Помимо этого этническая идентичность является определяющим поведение индивидов социокультурным фактором, но и эта характеристика не является исчерпывающей, так как этническая идентичность представляется социокультурным фактором, объединяющим ряд других факторов данного направления, как-то культура этноса, его язык и представления о собственном народе, проявляющиеся в рамках этнических аутостереотипов.

Этническая и региональная идентичности могут существовать в сознании человека, не вызывая противоречий, так, например, турок, проживающий в Квебеке одновременно может быть носителем турецкой культуры и считать себя полноправным квебекцем. Немало в мире и примеров множественной сочетаемости идентичностей в одном человеке: валлонец, проживаїощий в Валлонии, обладает этнической, региональной, государственной и европейской идеіггичностями, в силу того, что считает себя европейцем и бельгийцем. Для того чтобы определить, как могут соотноситься различные типы идентичностей и что они собой представляют, рассмотрим исследования, посвященные различным видам идентичностей и их соотношению. М.ПКрылов в своей статье «Региональная идентичность в историческом ядре европейской России» отмечает, что «региональная идентичность - это системная союкупность культурных отношений, связанных с понятием малая родина».12 В данном определении автор подчеркивает взаимосвязь культурных отношений и пространства, выделяя эти элемешы в качестве основных при определении региональной ИДЄІГГИЧНОСТИ. Таким образом, по его мнению, достаточно системной совокупности культурных отношений, существующих в рамках определенного географического пространства, для возникновения региональной идентичности у жителей этой территории. С позиций деятельности социокультурных факторов необходимо отметить, что культурный фактор в рамках любого территориального пространства всегда носит этнокультурную окраску, так как территории заселены не безликими однородными массами, а представителями разных народов.

Исходя из того, что системная совокупность культурных отношений складывается на протяжении длительного времени, можно выявить в этом определении и временной фактор. Временной фактор не является социокультурным фактором, в связи с тем, что он относиться к факторам системным, имеющим отношение ко всей системе внутригосударственных взаимодействий. В данном случае автором статьи не рассматривается такой социокультурный фактор, как этническая неоднородность региона, притом, что на любой территории может проживать несколько этносов.

Если национальный состав территории однородный, то региональная идентичность всецело поглощается этнической, а не дополняет ее. Таким образом, все культурные отношения в рамках региона дегерминируются этнической культурой, языком и осуществляются на основании культурных взаимодействия.

Когда речь идет о полиэтничном регионе, региональная идеігоиность включает в себя, с одной стороны, культуры различных народов, с другой, общие для всех жителей этого региона основания. Соответственно, здесь присутствует культурный фактор этнической деятельности, представленный разными акторами этаопрсклранства, из чего формируются социокультурные факторы культур этнических меньшинств и титульной нации.

В силу принципа «основания/противоречия» культуры одних этносов, проживающих в регионе, никогда не смогут быть всецело восприняты другими народами в этом регионе, что порождает социокультурные противоречия между народами, проживающими в регионе.

Имеет смысл говорить об институализированных механизмах взаимодействия между представителями различных этносов и о способах выражения этнических культур посредством существующих и принятых в регионе практик, основывающихся на различной степени воздействия социокультурных факторов на акторов этнопространства.

В качестве примера такого институализированного механизма взаимодействия народов можно отметить ежегодное празднование дня «народов среднего Урала» в Свердловской области, утверждешого губернатором и проюдимого на протяжении 5 лет.

Из данного примера следует, что в рамках Свердловской области осуществляется распределение сфф воздействия социокультурных факторов культур этнических меньшинств и культуры титульного этноса, результате чего происходит ограниченное взаимопроникновение культур с сохранением основных элементов каждой из них.

Помимо системы институализированных механизмов взаимодействия между народами необходимо выделять и неинслитуализировашіьіе каждодневные практики, существующие на межличностном уровне.

Важность данных практик определяется их воздействием на такой социокультурный фактор, как этнические стереотипы, касающиеся других этносов. Институализированные возможности трансляции этнической культуры на полиэпшческое сообщество региона так же имеют большое значение при определении региональной идентичности на этой территории.

Эмпирические схемы идеологичности и их применимость в европейских социологических исследованиях этнических групп

Обратимся к опыту европейских государств в вопросах соотношения различных идентификационных схем и связанных с ними социокультурных факторов. Следует учитывать, что существование такого наднационального образования как ЕС воздействует на наднациональную европейскую идентичность не только в экономическом плане, так как государства, члены ЕС, продолжают сохранять свой суверенитет, делегируя небольшую часть экономических полномочий структурам ЕС, но и частично в социокультурном, что проявляется в использовании, элементов наднациональной культуры, основным из которых на данный момент является наднациональная форма английского языка, выступающая в роли языкового фактора ЕС.

Можно говорить если не о социокультурном и экономическом единстве, то об экономическом объединении Европы, при котором жители европейских государств получают возможность идентифицировать себя с Европой, опираясь на экономические основания. Вторым основанием для подобной идентификации являются помимо общности истории европейских стран, такие социокультурные факторы, как схожесть культурных схем, формируемых совокупной деятельностью всех социокультурных факторов, детфминирующих систему межэтнического взаимодействия и религиозных факторов. В связи с этим можно предположить, что деятельность фактора этнических стереотипов проявляемая в их незначительном количестве негативных стереотипов у европейских наций относительно друг друга, также может способствовать существованию европейской идентичности.

В дополнении к этому, основываясь на общности истории этих стран, правильным будет вывод о существовании многовекового непосредственного личного взаимодействия между представителями народов, населяющими данные государства. Подобное взаимодействие не только воздействует на существование и формирование этнических стереотипов, но и активизирует деятельность фактора этнической идентичности, в результате чего этническая идешичность и идентификация с Европой не противоречат друг другу, а наоборот способствуют взаимодополнению по примеру других идентификационных схем. Учитывая все сказанное, не стоит забывать, что каждый народ обладает собствеїшой уникальной культурой, а государства Европы при наличии общей экономической системы, ведут свою финансовую политику и сохраняют суверенность во всех отношениях.

( ответственно, существующая общность оснований в различных сферах определяет место фактора европейской идешичности в иерархии идентификационных схем. Идентификация с Европой носит обьедшіяіоший характер и базируется на общности социокультурных оснований, а этническая идентификационная схема наоборот, определяет особенности представителей того или иного народа в общеевропейском пространстве. Следовательно, две эти идеіпификациошіьіе схемы взаимодействуют согласно принципу «основания/противоречия», сопоставляя различные элементы. Таким образом, принцип «основания/противоречия» оказывается применим не только для элементов этнических схем, рассмотренных в гтредцдущей главе, но и для схем идентификационных, в частности для европейской и национальной.

Европейская идентификационная схема не является территориальной идентификационной схемой, в отличие от государственной или общерегиональной. Основу фактора европейской идентичности составляют социальные и культурные аспекты, формирующиеся в рамках европейского nrjanpaHCTBa, которые имеют общие основания для народов Европы. Необходимо отметить, что социокультурный фактор европейской идентичности действует только в рамках европейского пространства межэтнического взаимодействия, так как вне данного взаимодействия общие элементы социокультурных систем таковыми не будут. Следовательно, европейская идентичность, также как идентичность этническая является сложным социокультурным фактором, формирующимся из составляющих его социокультурных факторов, деятельность которых осуществляется не только в рамках фактора европейской идентичности. Более того, формирующие данный фактор элементы социокультурной плоскости только в рамках европейского пространства обладают способностью к формированию данного фактора. Помимо этого необходимо отметить, что европейская идентичность не имеет титульной нации, которая устанавливает обязательные для всех механизмы и образцы взаимодействия, в чем проявляется ее особеїшость. Существенным плюсом отсутствия деятельности фактора культуры доминирующего этноса, являются равные возможности деятельности факторов всех этнических культур Европы, также это называется этническим равенством, существующим между представителями всех народов, проживающих на территории государств, членов ЕС. Между тем, исключение из европейского масштаба фактора культуры этнических меньшинств, употребляемого применительно к культурам малочисленных коренных европейских народов, способствуетусилению европейской идентичности.

Существенным отличием фактора европейской идеіггичности от фактора этнической является наличие ушфицировашшх социокультурных компонентов, из числа которых можно выделить наднациональный язык. Следовательно, помимо общих исторических, социокультурных и экономических факторов в числе элементов европейской идентификациошюй схемы можно выделить унифицированные компоненты, необходимые для поддержания взаимодействия с представителями других народов, проживающими в европейском пространстве.

В результате подобной унификации, нация, элементы культуры которой были признаны общими для осуществления взаимодействия между различными народами, не получает ни каких привилегий по сравнению с другими этносами вследствие этой унификации, потому что для сохранения отношений равноправия, обобщаться должна только небольшая часть культурных элементов, как в случае с английским языком. При этом создание унифицированной версии английского языка позюляет формировать фактор, в рамках которого может осуществляться общеевропейское взаимодействие, но данный фактор в отличие от английского языка, используемого в Великобритании, не ощущает на себе социокультурных воздействий, которые сказываются на используемой в Великобритании версии английского языка. Кроме того, европейская версия английского языка ощущает на себе социокультурное воздействие всех стран членов ЕС, что связано с использованием ими данной версии английского языка.

Для более детального изучения соотношения европейской идентичности и других идеіггификационньїх схем рассмотрим статьи, посвященные этой тематике. Например, 3ІСМлинар в статье «Мобильность и идентификация в условиях открытости мира: теоретическая интеріїретация и опыт Словении» отмечает, что «степень идентификации с нацией и с Европой положительно коррелирует в одних странах и отрицательно в других». В качестве страны с положительной корреляцией, автор использует пример Испании, в которой сложилось весьма позитивное отношение к европейской идеіпичности, не представлявшей угрозы ни для национальной, ни для региональной идентичности.

Такое выражение, как «степень идентификации нации с Европой», по нашему мнению, является не корректным, в силу того, что все представители этноса могут и не обладать европейской идентичностью, или на них может не рхпространяться деятельность фактора европейской идентичности, поэтому нельзя говорить о степени идентификации нации с Европой, так как нация не обладает наднациональной идентичностью, и, кроме того, деятельность идентафикациоїшьгх схем распространяется на индивидов и именно они являются носителями идентачностей.

Помимо этого, необходимо отметить, что нация не обладает идентичностью вообще, но на нее может распространяться деятельность фактора этнической идентичностью, в соответствии с который индивиды идентифицируют себя как представители этой нации. Такая же ситуация складывается с деятельностью фактора европейской идентичности, объектом воздействия которого является индивид.