Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свободное время и духовное развитие молодежи (на материалах Туркменистана) Саркисова, Ирина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саркисова, Ирина Владимировна. Свободное время и духовное развитие молодежи (на материалах Туркменистана) : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Санкт-Петербург, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛШОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Процесс становления нового типа общественного развития в стране протекает столь стремительно, что предмет социологических исследований нередко устаревает уже на момент их проведения. Тема данной работы, в условиях освобождения государства от тоталитаризма, когда дефицит духовности затрудняет развитие многих социальных процесдов, особенно актуальна. Суть возникающих проблем заключается в единстве двух следующих процессов: эффективность реформ, оптимизация демократического развития во многом зависят от состояния духовной культуры и интеллектуальной свободы, состояние последних, в свою очередь, определяется уровнем демократизма общества.

Духовная культура влияет не только на социально-политические процессы, она является важнейшей компонентой образа жизни, пронизывая его и детерминируя качественные характеристики,обусловленные формированием определенного ценностно-нормативного комплекса.

Свободное время, рассматриваемое в данном исследовании в качестве пространства развития духовной культуры, также играет значительную роль в структуре системы образа жизни. Использование свободного времени является своеобразным индикатором и уровня культуры, круга потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы, и комплекса условий, создаваемых для этих целей обществом*

Социальным объектом, на который экстраполированы в диссертационном исследовании проблемы культуры в сфере свободного времени, является молодежь. Это одна из крупнейших социально-демографических групп Туркменистана. Деформации в социальной, образовательной . и культурной сферах, исторически обусловленные сырьевой ориентацией развития хозяйства республики, влияние религиозно-культурных традиций, наряду с.другими факторами, определили этно-региональную специфику проблем в молодежной социокультурной ситуации. Острота и важность этих проблем определяет значимость для республики данного направлении исследований.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ НРОБШ.М. Духовное развитие личности в сфере свободного времени - проблема междисциплинарная, ее изучая? философа, социологи, психологи, педагоги, культурологи и искусствоведы. В социологии данная проблема рассматривается с точки зрения системы образа жи:ши, социологии культуры, досуга, социологии молодежи, свободного времени. Системному изучения проблем образа жизни, одним из аспектов которого являются исследования воздействия

культури на качественные с циально-психологические характеристики образа KJiDHii, посвящены исследования И.В.Бестужева-Лады, Г.С.Баты-гина, В.А.Мансурова, И.И.Травина, А.С.Ципко, В.А.Дцова и других ученых. Системные сошюлогические исследования проблемы духовной культуры личности осуществлялись В.И.Болговым, С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовским, Э.В.Соколовым и другими учеными. Проблемы самодеятельного творчества, культурного развития личности в сфере досуга изучали Г.М.Биржешж, М.С.Каган, В.Д.Лутанский, Е.И.Смирнова, И.Эрме и другие ученые. Сущность, генезис художественной культуры, роль её в жизнедеятельности личности исследовали Е.М.Бабосов, А.Ф.Лосев, М.В. Межуев и другие. L-.ipoi,j культуры, как творческой деятельности изучали Э.А.Баллер, Н.С.Злобин и другие ученые, "технологический" аспект культуры разрабатывали такие ученые, как Ю.А.Жданович, М.Т. Иовчук, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян и другие. В своих работах понятия "духовная культура", "духовная жизнь" рассматривали Б.Т.Лихачев, А.К.Уледов, А.Н.Сохор, психологические аспекты проблемы - Л.С.Выготский, И.В.Марков и другие ученые. Сфера свободного времени - од-HJ из наиболее разработанных областей социологического знания. Историко-философские аспекты проблемы, величина и структура свободного времени исследовались такими учеными, как А.А.Артемов, Л.А. Гордон, Б.А.Грушин, Г.П.Орлов, В.А.Патрушев, Г.А.Пруденский, С.Г. Струмилин и многими другими. Стилевые и структурные особенности использования свободного времени исследовали Г.А.Евтеева, Е.В.Кеме-нова, А.В.Неценко, В.Н.Пименова, А.С.Щавель и другие ученые.

В республике проводились исследования отдельных аспектов указанной проблемы: Г.Гельдиева, А.БаЙгельдыев, Г.Джумаева и ряд других ученых разрабатывали проблемы молодежи, вопросы активности личности исследовались М.А.Атаджановой,проблемам национальной культуры посвящены работы Г.Б.Акиниязова, ё.А.Абуковой, Ш.Г.Гуллыева, В.М.Беляева, Н.Х.Ходжакулиева, В.А.Успенского и других ученых. Но в целом проблемы духовной культуры всех основных социальных групп молодежи Туркменистана специально не исследовались. В методологическом плане относительно слабо разработана категория стиль досуга.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общей целью исследования является получение целостной картины социокультурной молодежной ситуации в республике. Более конкретно целями исследования в теоретическом плане является: определение роли культуры досуга в неразрывном комплексе духовной культуры, определение категории, описание и классификация феномена "стиль досуга" - одной из характеристик образа жизни, выявление специфических особенностей духовной культуры

различных социальных групп молодежи республики;

в эмпирическом плане - виявление наиболее характерных стилей досуга, определение типических характеристик "носителе?" выделенных стилей, системный анализ досуговой сферы основных социальных групп молодежи республики, выявление преимущественных ориент?-тий молодежи на "западные" или "восточные" стандарты культуры.

Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Определить комплекс "нормы" стиля досуга и сконструировать его математическую модель;

  2. Классифицировать выделенные стили досуга и сконструировать их математические модели; /

  3. Определить критерии и разработать процедуру идентификации респондента в качестве носителя определенного стиля досуга;

  4. Выявить факторы, влияющие на формирование определенного стиля досуга;

  5. Определение условий проведения свободного времени и структур досуговых занятий, характерных для выделенных типологических групп молодежи;

  6. Выявить жизненные ценностные ориентации, отношение к различным социальным институтам л явлениям выделенных групп;

  7. Выявить ценностные.ориентации в сфере культуры, мотивации досугового поведения, потребности и ориентации в сфере досуга;

  8. Описание выделенных типологических групп исследования.

ТЕОРЕЯЖО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются положения о важности роли культуры в функционировании образа жизни; о неразрывггооти комплекса духовной культуры; о сущности самодеятельности как внутренне детерминированной деятельности; о влиянии ка развитие личности системы общественных отношений; о возможности свободного времени выступать пространством для развития личности, реализации досуговых потребностей. Диссертант обращался к фундаментальным работам философов и социологов, культурологов, литнрл-турэ по искусствознанию и специальным вопросам теории и практики деятельности различных институтом по формированию духовной культури ыолодезш.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕД0ВА1Щ явились три ow "шке социальные rpynmj молодежи Туркменистана:

молодежь столицы республики - Аахабада - группа МА;

городская молодежь - гру па МГ;

сельская молодежь - группа МС.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одним из критериев духовной культуры личности служит культура досуга. Исходя из данного положения,предметом исследования была избрана сфера свободного времени молодежи : занятия, интересы, предпочтения, также жизненные ценностные ориентации, потребности в сфере духовной культуры, мотивация до-сугового поведения, отношение к различным социально-политическим институтам, неформальным движениям "и т.д. В целом, это наиболее значимые компоненты духовной культуры: нравственная, эстетическая, художественная, политическая, интеллектуальная культура молодежи.

ЭМПИРИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются результаты проведенных диссертантом социологических исследований:

анкетный опрос молодежи всех областей республики, проведенный в сентябре-октябре 1990 г., в выборке представлены три названные выше основные группы молодежи, объем выборки 1200 респондентов;

опрос студенческой молодежи Ашхабада, проведенный в 1990 г., опрошено 180 респондентов;

интервью с экспертами, январь и июнь 1990 г.«опрошены руководящие работники среднего звена сферы культуры республики (зав.отделами культуры районов, руководители отделов методических центров и т.д.). '.''

Инструментарий исследования разработан автором. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что

поставлена сама проблема, применительно к специфическим условиям республики;

впервые сделана попытка комплексного описания досугового поведения основных социальных групп молодежи республики;

впервые сделана попытка описания и классификации основных стилей досуга молодежи республики, выделенных диссертантом;

впервые выделен и описан феномен традиционного стиля досуга молодежи;

сконструированы математические модели исследуемых стилей досуга;

разработана математическая процедура идентификации респондента в качестве носителя определенного стиля досуга;

намечены социально-демографические характеристики носителей основных стилей досуга и факторы, влияющие на их формирование.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается прежде всего в получении достоверной картины социокультурной ситуации в различных регионах республики; 4

определяется возможностью, использования полученных резуль- -татов в, разработке новой модели5 организации досуга молодежи в условиях коммерциализации сферы досуга;

данные исследования используются диссертантом в лекционных курсах по социологии досуга в, Туркменским государственном педагогическом институте, искусств, также; в деятельности проблемной НИЛ музыкальной педагогики, психологии, социологии культуры института.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. По результатам исследования подготовлена аналитическая справка для Совещания экспертов в области социологии культуры 4.06.91 г.(Гуманитарный отдел ЦК КПСС). Результаты исследования докладывались на Научно-практической конференции и Методических чтениях ТГПИИ в 1991 г. Текст диссертации обсуждался на расширенном заседании Отдела социологических исследований и социальной психологии Института философии и права Академии наук Туркменистана и на расширенном заседании Сектора образа жизни Санкт-Петербургского филиала Института социологии Академии наук России. Диссертация рекомендована к защите.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы,- заключения, пяти текстовых и табличных приложений; список литературы включает 346 наименований.

Похожие диссертации на Свободное время и духовное развитие молодежи (на материалах Туркменистана)