Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Ляховец Анна Семеновна

Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья
<
Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ляховец Анна Семеновна. Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Б. м., 2004 177 c. РГБ ОД, 61:04-22/268

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17

1.1. Исходные дефиниции работы 17

1.2. Ценностные ориентации и менталитет в условиях модернизации общества 27

1.3. Процесс социальной адаптации и ее социокультурные составляющие 53

ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ 72

2.1. Анализ жизни россиян в эпоху радикальных реформ 72

2.2. Социокультурные процессы в современной России 86

ГЛАВА III. МАЛЫЙ ГОРОД ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН 109

3.1. Малый город как объект социологического знания 109

3.2. Социокультурные процессы последнего десятилетия в г. Ивантеевка Московской области 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

ПРИЛОЖЕНИЕ 158

БИБЛИОГРАФИЯ 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического осмысления современных социокультурных процессов в стране и практической потребностью оптимизации процессов социальной адаптации населения к новым социальным отношениям, радикально меняющимся сферам деятельности российского общества, его модернизирующимся экономическим и социально-политическим институтам.

В настоящее время стало очевидным, что все экономические и политические инновации находятся в явном противоречии с существующими в массовом сознании россиян традиционными культурными образцами, социальными представлениями и стереотипами сознания и поведения большинства, а необходимая трансформация ценностных ориентации населения существенно запаздывает по отношению к быстро изменяющейся социальной практике, что существенно осложняет протекание социокультурных процессов в стране.

Успехи и неудачи перехода к новым либерально-рыночным ценностям и адекватным им социальным отношениям во многом определяются отношением к трансформации страны наиболее динамичных и активных социальных групп, в частности, молодежи, и в особенности, становящегося в стране среднего класса, который всегда является стабилизатором социальных отношений и наиболее лояльной частью населения. Население малых городов России по своим социальным характеристикам (образу жизни, укладам хозяйствования, традиционным системам ценностей, наличию частной собственности и пр.) включает разные группы, составляющие основы среднего класса России, который существенно отличается от среднего класса Западной Европы и США. Анализ социального настроения и поведения этих групп населения - т.е. жителей малого города, позволяет

4 понять тенденции в процессах современной ресоциализации, выявить реальные удачи и обнаружить промахи в социальном управлении.

Осуществление подобного анализа предполагает прежде всего выделение и обстоятельное изучение современных социологических концепций, раскрывающих генезис и сущность самих социокультурных процессов, моделей модернизации, реализуемых в практике разных стран, обращение к проблематике социальной адаптации и выявление влияния на трансформацию систем ценностей национального характера и ментальности людей.

Изучение социокультурных процессов ресоциализации личности в условиях модернизации общества дает возможность создания таких социальных технологий, которые обеспечивают сохранение культурных традиций России и одновременно с тем органично включают инновации в практику повседневной жизни россиян. Главной проблемой трансформации систем ценностей является формирование новых жизненных планов и стратегий населения, ориентированных, в первую очередь, на самого человека, его способности и потребности в реализации индивидуального творческого потенциала каждого, а не на пассивное ожидание реализации курса обновления страны на основе использования мифов традиционного патернализма со стороны властей разного уровня.

Успешность социально-политических изменений, которые произошли во всех постсоциалистических странах в течение последнего десятилетия, как показывают материалы социологических исследований, зависят самым непосредственным образом от степени знания властными структурами той или иной страны национального характера, ментальности, культурных традиций их народов и учета их базовых инструментальных ценностей, стереотипов сознания и доминирующих в массовом сознании жизненных стратегий и ориентации при создании социальных технологий управления массовыми процессами.

Проблема сохранения и укрепления своего национального культурного достояния и традиционных ценностных систем становится все более злободневной в современном мире, несмотря на объективно растущие тенденции к интеграции народов и усиления процессов глобализации в современной политике, экономике и культуре.

Деструктивные процессы в сфере ценностного сознания, в частности, отказ от традиционных культурных норм и идеалов, нарушают не только преемственность культуры, но и ведут к дестабилизации мирового сообщества, подталкивая человечество к агрессии, войнам и насилию.

Объективная логика развития социокультурных процессов современности предполагает возрастание консолидации и сотрудничества между народами на основе взвешенной меры сочетания культурных традиций и новаций в социальной практике всех народов Земли.

Вместе с тем последнее десятилетие показало, что механическое перенесение моделей модернизации, характерных для западных стран, в нашу страну, равно как в страны центральной и юго-восточной Европы, оказалось малоэффективным и неопровержимым становится вывод о том, что успехи в деле модернизации прежде всего определяются желанием и готовностью населения реализовать на практике те системы ценностей и социокультурных предпочтений, которые свидетельствуют о позитивном отношении народов к интеграции в мировое сообщество.

Социокультурные процессы в современной России отличаются большим своеобразием и многозначностью. Отчасти этим объясняется их недостаточная изученность и потому слабый учет их воздействия на массовое сознание и поведение россиян, что нередко приводит властные структуры разного уровня к существенным просчетам в управлении общим курсом реформ и в конкретных делах региона и территории.

Указанные обстоятельства обуславливают интерес к избранной теме диссертации и выявляют ее непосредственное практическое значение.

Степень разработанности проблемы. Научные разработки по данной проблематике в России и за рубежом ведутся социологами достаточно интенсивно, а кроме того представители других областей гуманитарного знания - экономисты, историки, политологи, культурологи и др. - часто обращаются к анализу социокультурных процессов и социальной адаптации в рамках своей науки. Автор использовал труды М. Вебера, Р. Арона. П. Сорокина, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, С. Московичи, У. Липмана и других социологов, в которых видное место занимают проблемы генезиса и базисных характеристик массового сознания, процессы его трансформации, анализируются важные для темы работы понятия «ценностные ориентации», «социальные представления», «стереотипы сознания» и др. При исследовании трансформаций ценностных ориентации россиян автор опирался на методологические подходы в трудах Н.И. Лапина. В.Я. Ядова, А.Т. Здравомыслова, В.А. Мансурова, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, которые еще в 60-х годах прошлого века заложили основы современной российской социологии и плодотворно работают в настоящее время, сочетая в своих исследованиях достоинства теоретического и эмпирического анализа действительности.

Теоретической базой исследования мотиваций личности и ее поведения в разных видах социальной практики в социальных условиях, как стабильных, так и динамически изменяющихся, послужили идеи и положения, содержащиеся в трудах К. Маркса, Т. Зиммеля, В. Парето, а также российских исследователей — Т.Н. Заславской, Г.М. Андреевой, В.М. Гальперина, Н.М. Римашевской. З.Т. Голенковой.

Существенный интерес для темы диссертации представляли работы социологов, комплексно исследующих проблемы образа жизни и ценностных ориентации россиян - В.И. Добрыниной, М.Н. Руткевича, И.В. Бестужева-Лады, а образ жизни людей эпохи радикальных реформ анализируется в трудах А.А. Иудина, С. Быкова, В.В. Радаева, Е.С. Балабановой.

Особое значение для темы диссертации имели работы социологов, психологов и культурологов, изучавших процессы социализации, адаптации и инкультурации личности в изменяющихся социокультурных условиях. Это направление представлено в работах B.C. Грехнева, И.С. Кона, А.А. Леонтьева, Э.А. Орловой, А.В. Петровского, З.М. Саралиевой.

Анализ процессов социальной адаптации в динамически изменяющемся мире и методологические подходы к этой сложной проблеме в полной мере представлены в трудах Г.М. Маклюэна, Э. Тоффлера, К. Лоренца, 3. Баумана, А.Шюца; проблематика ментальности и национального характера анализируется в работах А.С. Ахиезера, О.А. Платонова, А.С. Панарина, В.Т. Пуляева, Л.В. Перепелкина, а в историко-философской традиции - в трудах Н.А. Бердяева, И.О. Лосского, Г.П. Федотова, Н.Ф. Федорова, Г.Г. Шпета.

Большое значение для понимания тенденций исторического развития современного человечества имели работы А. Печчеи, С. Хандингтона, А. Тойнби, К. Ясперса, Г. Маркузе, П.А. Сорокина, в которых анализируются особенности социального бытия человечества и даются социальные прогнозы на ближайшую и более длительную перспективу.

В работе широко использовались как специфический социологический источник литературные труды русских писателей конца XIX века — А.И. Левитова, СВ. Максимова, В.А. Слепцова, Г. Успенского.

Автор разделяет точку зрения К. Поппера о том, что теоретическое и эмпирическое знание проникают друг в друга и что приращение научного знания в большей степени определяется построением теоретических гипотез, чем накоплением эмпирических данных, что вероятность истолкования и интерпретации данных определяется как расположенностью исследователя, так и способами восприятия и истолкования им изучаемых проблем.1

Цель диссертации и задачи исследования определяются как актуальностью темы, так и недостаточной аналитической проработанностью

Поппер, К. Логика и рост научного знания/ К. Попер. - М.: Прогресс, 1983.

8 ряда современных социокультурных процессов средствами социологического знания, в то время как они имеют большое теоретико-методологическое и праксеологическое значение.

Цель диссертационной работы заключается в раскрытии сущности, содержания и реального состояния социокультурных процессов малого города и выявлении специфики процесса социальной адаптации населения в современных условиях России.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач, объединенных в три группы.

Первая группа исследовательских задач рассматривает теоретико-методологические основы исследования, для чего

анализируются, сопоставляются и обобщаются отечественные и зарубежные подходы к проблеме;

выявляются и исследуются существующие в литературе модели модернизации, трансформации, транзитивности современных обществ;

раскрываются сущность, функции, структура и уровни социальной адаптации.

Вторая группа исследовательских задач включает:

теоретическое осмысление исторических традиций, образа жизни

и укладов хозяйствования россиян в условиях радикальных реформ 60-х годов девятнадцатого века;

рассмотрение социокультурных процессов современной России и анализ некоторых статистических итогов жизнедеятельности россиян в последнее десятилетие;

исследование общих детерминаций и специфики социокультурных процессов в Московской области.

Третья группа исследовательских задач включает:

выявление конкретной специфики жизнедеятельности
подмосковного малого города;

уточнение структурных и динамических переменных в характеристике малого города Подмосковья;

определение степени влияния на процессы социальной адаптации населения деятельности различных социальных институтов.

Объектом научного исследования являются социокультурные процессы в малом городе Подмосковья в совокупности всех их направлений.

Предметом научного исследования является процесс социальной адаптации населения малого города к происходящим трансформациям, связанным со становлением рыночных отношений и либеральной системы ценностей.

Теоретико-методологической основой диссертации являются концепции, созданные трудами зарубежных и отечественных авторов, таких как К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Мид, Р. Мертон, П. Сорокин, Т. Парсонс, В. Ядов, А. Здравомыслов, Б. Краснов, А. Флиер, А. Шюц.

Методологическими принципами в работе были традиции плюрализма и толерантности в современной философии постмодерна. В качестве конкретных методов были использованы комплексный и междисциплинарный подходы, сравнительный, структурно-функциональный и системный анализ, а также ряд социологических методов — включенное наблюдение, интервью с экспертами, контент-анализ местной прессы, анализ текущих архивов города, анкетирование студентов Московского государственного социального университета, получающих второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Эмпирическая база исследования:

нормативно-правовые акты органов федеральной, региональной (Центральный федеральный округ) и местной власти по проблемам социокультурных процессов в стране и конкретном регионе;

материалы официальной статистики Госкомстата РФ;

вторичный анализ социологических исследований, проводимых в разных регионах РФ по данной проблематике;

результаты собственных исследований диссертанта, связанные с контент-анализом местной прессы, направленными интервью экспертов, анализом документов текущих архивов.

Основная гипотеза диссертации заключается в том, что современные социокультурные процессы в Подмосковье во всех сферах социальной практики неразрывно связаны с социальной адаптацией населения к новым социально-политическим, экономическим и социокультурным реалиям российского общества; знание механизмов и особенностей процессов социальной адаптации обеспечивает как управляющим органам, так и конкретным субъектам большую степень консолидации с обществом, сокращает сроки становления новых социальных отношений, изменения социальной структуры и утверждения новых функций деятельности различных социальных институтов.

Новизна или существенные элементы новизны:

социокультурные процессы малого города, осуществляющиеся в условиях транзитивного российского общества, происходят разнонаправленно, хаотично и практически неуправляемо;

функции, структура и уровни социальной адаптации населения к изменяющимся условиям социального бытия зависят от индивидуально-личностной направленности, взаимодействия личности с социальной средой малого города, и этот процесс имеет целостный, динамический, непрерывный характер, обладая относительной устойчивостью и самостоятельностью по отношению к другим массовым процессам, происходящим в городе;

на основе статистических данных и социологического анализа деятельности социальных институтов и массовых процессов, происходящих в малом городе Подмосковья, делаются выводы о высокой адаптивности населения к любым социокультурным

переменам, которые генетически восходят к особенностям русской

ментальности и национального характера; главными составляющими социальной адаптации населения малого

города являются: степень удовлетворенности субъектов материальным

положением; степень их интегрированное в новые общественные

отношения; общий уровень эмоционального комфорта субъекта.

Положения, выносимые на защиту:

Социокультурные процессы в современном российском обществе свидетельствуют: о происходящих радикальных изменениях в различных сферах его деятельности; о трансформирующейся социальной структуре населения; возникновении новых социальных институтов и изменяющихся формах и функциях старых традиционных институтов — семьи, системы образования, СМИ, вертикалях и горизонталях ветвей власти. Плодотворной основой этих изменений является синтез культурных российских традиций и новаций, вызванных самой жизнью.

Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что темпы и формы социальных изменений на огромных пространствах России существенно отличаются в разных регионах. Наиболее радикальные изменения характерны для Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых других областных центров и крупных городов, однако жизнь малых городов и поселков, особенно в нечерноземном центре страны и на российских окраинных землях изменилась, с точки зрения жизненных миров россиян, весьма незначительно, а с точки зрения основ потребления материальных благ, в частности, продуктов питания - только в отрицательном плане, о чем убедительно свидетельствует официальная статистика.

Для населения малого города Подмосковья является достаточно характерной гармония личности с окружающей ее социальной средой, в первую очередь, с семьей и ближайшим социальным окружением, особенно четко наблюдается этот процесс в кварталах со старой индивидуальной застройкой и в заводских поселках, где в микрорайонах живут по

12 преимуществу люди, работавшие на одном предприятии. Их отличают определенные однотипные уклады хозяйствования, стиль жизни, стандарты потребления и очевидное стремление к сохранению установившегося образа жизни, для чего в течение последнего десятилетия им приходилось неоднократно менять профиль трудовой деятельности, искать дополнительные заработки и учиться быстро адаптироваться к динамически изменяющимся условиям социального бытия.

Доминирующую поддержку адаптанты, как правило, получали от семьи, которая выступает в малом городе как главный социальный институт, обеспечивающий сохранение и передачу культурных ценностей, традиций и сложных поведенческих программ из поколения в поколение. В этой связи представляется, что центральное место в социальной политике РФ должна занимать государственная семейная политика, целью которой является сохранение и укрепление института семьи как основной социальной ячейки общества и важной государственной ценности, обеспечивающей не только воспроизводство населения и преемственность поколений, но и необходимую социализацию детей и подростков. Цели семьи - обеспечение благосостояния и стабильных условий существования, тендерного и поколенческого равновесия, приоритета интересов детей, забота о старших поколениях -одновременно являются и целями социального государства. Именно поэтому крепкая семья обеспечивает национальную безопасность страны, укрепление государственной власти, заботящейся о своих гражданах. Вместе с тем анализ социокультурных процессов, происходящих в стране под влиянием либерального курса развития, показывает, что как сущность, так и сами методы проведения реформ подрывают доверие к власти любого уровня, равно как и к различным институтам, проводящим курс реформы.

Жители малого города Подмосковья представляют собой специфическую часть населения, которая, с одной стороны, имеет образ жизни и уклады хозяйствования, связанные с традициями малого города, устойчивым бытом, уважением к местным традициям, а с другой -

13 подчинены специфике жизни мегаполиса Москвы как в экономическом, так и в социально-политическом плане. Эта амбивалентность делает жителей малого города существенно более динамичными и гибкими, что обеспечивает их высокую адаптивность и сравнительно быстрое включение в любые новые складывающиеся общественные отношения. Такой опыт межкультурного взаимодействия «столица - малый город» как любой другой социальный феномен многозначен и несет как позитивный, так и негативный смысл. Более того, эти контакты могут идти как по линии наращивания позитивных, так и усиления негативных воздействий как с той, так и с другой стороны. Специфика расселения в Подмосковье показывает, что в большинстве его малых городов население стабильно и с точки зрения социально-демографической и миграционной в основном изменилось очень мало. Большая часть демографических процессов: смертность - рождаемость, брачность — разводимость, количество детей и т.п. — в течение последних десяти лет не претерпели существенных изменений или имеют среднее значение, не отличающееся от общестатистических по всей России. На этой основе можно считать, что взаимодействие личности с социальной средой в условиях малого города осуществляется так же, как и в предшествующие десятилетия и в его основе лежит внутреннее стремление населения к успешной адаптации в те социальные структуры и отношения, к которым оно стремится. Влияние внешних факторов играет важную, но не определяющую роль, более того, конечный результат адаптации определяется установками личности на успех.

От внутреннего настроя личности, его принятия/непринятия существующего зависят степень и форма адаптации, это можно выразить в известных культурологических понятиях: «культурная дистанция», «культурный шок», «социокультурные границы», «историческая память», «синдром навязанной этничности». Кризисные явления в российском обществе осложняют процессы социальной адаптации, первичной и вторичной социализации, что приводит к десоциализации, девиантному и

14 делинквентному поведению, девальвации прежних систем ценностей, утрате нравственных ориентиров и черт национального характера, а значит, ведет к маргинальности населения, в том числе и в малых городах.

Исследование процесса социальной адаптации показывает, что главными параметрами и в то же время социальными индикаторами успешности/неуспешности этого процесса являются:

во-первых, степень удовлетворенности субъекта своим материальным положением и уровнем достатка своей семьи, который чаще всего большинством респондентов в малых городах описывается как «нормальный», «хороший», во всяком случае позитивно и чаще всего независимо от реального положения семьи или самого опрашиваемого. Другими словами, низкий уровень достатка и материальное положение «за чертой бедности», которые характерны для трети россиян, субъективно многими не переживаются, а рассматриваются как привычное состояние;

вторая составляющая адаптации показывает степень интегрированное субъекта в новые для него общественные отношения, в которых реализуется его жизнедеятельность и идет подключение субъекта ко всем сферам социальной практики. В условиях малого города этот процесс чаще всего реализуется стихийно и в таком случае он целиком зависит от личностных особенностей человека. В идеале в условиях радикальной смены общественно-экономических и социально-политических приоритетов, этим процессам могли бы оказывать помощь различного рода социальные институты и учреждения, призванные обеспечивать бесконфликтное и эффективное включение населения в новые социокультурные процессы, будь то новые виды деятельности, новые системы ценностей, новые политические ориентиры и геополитические интересы. Практика показывает, что деятельность государственных и общественных структур в этом направлении осуществляется, но она разнонаправлена, часто запаздывает и чаще всего малоэффективна;

третья составляющая успешной адаптации предполагает наличие
эмоционального комфорта субъекта, т.е. его оптимистическое или спокойное
отношение к существующему порядку вещей, отсутствие негативного,
тревожного или подавленного эмоционального настроя. Вторичный анализ
исследований, проводимых в разных регионах страны, показывает, что у
подавляющего большинства респондентов достаточно спокойное,
нетревожное восприятие существующего, что существенно усиливает их
установки на ценности частной жизни, семью и материальный достаток и
подчеркивает политическую апатию и лояльность большинства
опрашиваемых, в особенности людей молодых и в экономически активных
возрастах.

Научно-практическая значимость работы:

Анализ социокультурных процессов, характерных для малого города Подмосковья, обеспечивает приращение знания в области социологии социальных отношений, структур и социальных процессов, что позволяет более глубоко и адекватно понимать существо происходящих в стране процессов, которые отличаются нетрадиционностыо и специфичностью по отношению к существовавшим в течение многих десятилетий другим общественным отношениям.

Основные результаты диссертационной работы были доложены автором на ряде международных, республиканских, региональных и ведомственных конференций:

Второй Всероссийский социологический конгресс «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» — сентябрь 2003 г., г. Москва;

Всероссийская научно-техническая конференция «Новые материалы и технологии» - НМТ-2002 МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского -октябрь 2002 г., г. Москва;

«Социология социальных трансформаций» 17-19 октября 2002 г. Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского;

«Социальная политика .социального государства» 4-6 октября 2001 г. Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского;

«Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности» 26-27 сентября 2003 г. Воронеж, Воронежский педагогический университет;

Анализ социокультурных процессов в Подмосковье был использован автором в его преподавательской деятельности при подготовке специалистов по социальной работе и государственному и муниципальному управлению в Ивантеевском филиале МГСУ на протяжении 2001 - 2004 учебных годов;

Материалы диссертационного исследования были обсуждены и рекомендованы к защите на заседании кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в 2003 г.

Основные результаты работы отражены в 6 публикациях, общим объемом 5,6 п.л.

Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений со статистическими материалами, таблицами, диаграммами.

Исходные дефиниции работы

Культура представляет собой имманентную характеристику или параметр общества. Специфика культуры и ее содержание определяются сущностью человека, его характерными чертами, его потенциями в динамике их осуществления. Это содержание постоянно проявляется во всем, что вовлечено в сферу деятельности человека. Все, что входит в культуру, при этом предстает, прежде всего, как результат очеловечивания, социализации, и представляет интерес именно с этой стороны. Культура — показатель очеловеченности, это мера человечности общества и всего, что в него входит и что оно созидает. Это человечески содержательный аспект и параметр общественного бытия, гуманистическая сторона общественных отношений.

С гуманистическим содержанием целей и результатов деятельности человека на сущностном уровне связано понятие «смысл». Философские справочные издания утверждают, что смысл - это значение, причем понимаемое в чисто гносеологическом, информационном ключе. В психологии смысл связывается с мотивом и целью действий личности, отражает отношение мотива к цели. Культура каждому конкретному человеку и даже обществу в целом задает смысл его жизни и поступков, и в этом - одна из важнейших сторон ее регулирующей, направляющей функции. Именно это соотношение между культурой и смыслом бытия наиболее важно для реального человека, его жизни. Не «смысл создает культуру», а культура задает, предлагает смысл в исторически конкретном обществе.

Определение культуры как поля и процесса реализации потенций человека характеризует именно сущность культуры. На сущностном уровне определяют культуру и функциональные дефиниции типа тех, что подчеркивают ценностно-смысловой, знаково-коммуникативный и нормативно-регулятивный характер культуры.

Бесконечная сложность культуры в ее действительности предопределяет принципиальную невозможность дать единственно истинное и однозначное определение сущности культуры. Как и на уровне явлений, можно говорить только о таких определениях, которые соответствуют познавательной ситуации, насущным потребностям исследования.

Феномен культуры как с точки зрения формальных критериев, так содержания и сущности этого социального феномена и процесса многозначен, а потому является предметом острых дискуссий. Систематизация и классификация существующих подходов к культуре может быть самостоятельной и притом актуальной исследовательской проблемой, однако она не входит в круг исследовательских задач, решаемых в диссертации. Поэтому из множества существующих концепций, которые определяют содержание культуры и ее характерные черты, в работе используются только те понятия, которые представляются автору наиболее устоявшимися, вошедшими, в том числе, в новые и новейшие вузовские учебники.

Наиболее широкое определение культуры подчеркивает, что культурой является все то, что создано людьми, что фиксировано в вещной, символической или знаковой форме и имеет не индивидуальный, а интерсубъектный характер.

Культура предполагает определенный вещный мир, так же как и мир определений, идей и образов.

Культура - это определенная сфера деятельности, а значит и система учреждений и организаций.

Культура - это техника и технология, производство и потребление.

Культура - это средства массовой коммуникации и потоки информации. Культура - это традиции и нормы, обычаи и предпочтения, оценки и вкусы, интересы и потребности.

Культура - это определенные действия и поступки людей, их типичный для данного общества образ жизни.

Культура - это процесс, результат и поле реализации человеческих талантов и способностей.

Культура являет собой совокупность всех тех материальных и духовных достижений человечества, которые, возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением времени получили статус общественно-объективных и как бы надвременных явлений, образуя всеобщие для конкретного этноса культурные принципы и универсалии.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается людьми, и культуре обучаются. Поскольку она не приобретается по генетическому коду биологическим путем, каждое поколение сначала осваивает культурные образцы, затем воспроизводит их и передает следующему поколению. Этот процесс составляет основу социализации. В результате усвоения и последующего присвоения или интериоризации ценностей, верований, норм и идеалов происходит формирование личности и ее поведения, одобряемого в данной культуре. Если бы непрерывный процесс первичной и вторичной социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Анализ жизни россиян в эпоху радикальных реформ

Курс радикальных реформ в России можно считать традиционным. Если для массового читателя он начинается с Петра I, то исторические труды не оставляют сомнений в том, что каждый крупный исторический деятель в стране всегда вносил свой вклад в обустройство, переделку, перестройку России. Существенно менее известно отношение населения к новациям и нововведениям, вносимым «сверху» в жизнь россиян, хотя во все времена имелось немало тенденциозно настроенных «теоретиков», которые с восторгом описывали любые нововведения, идущие от власть имущих. Вместе с тем в эпоху нового времени, начиная с середины XYIII века, в стране формировались определенные взгляды на российскую культуру вообще и ее главные принципы, и в рамках отечественного гуманитарного знания складывались и укреплялись определенные традиции анализа русской культуры. В качестве особенностей, повлиявших на общий характер русской культуры, чаще всего называли огромные пространства России, представлявшие целый евразийский континент, имеющий самые разные природно-климатические условия, но всегда и везде связанные с большими трудовыми затратами и «волей», т.е. свободой россиянина, человека, который чаще всего оставался один на один с природой.

Исследователи русской культуры всегда подчеркивали полиэтничность как особенность становления великорусской нации и российского национального характера, который вмещал лучшие культурные традиции всех этносов и племен, заложивших основы великороссов. Эта полиэтничность составляла особенность русской культуры, и она дополнялась, по меньшей мере, тремя разными культурными влияниями — варягами (культура норманнов), греками (культура Византии) и кочевниками (туранская культура). Отметим, что с XIX века продолжаются споры российских исследователей проблем культуры -философов и культурологов, географов, писателей и общественных деятелей, какое из этих влияний было доминирующим.

Особенностью русской культуры всегда был ее высокий гуманизм, глубокое понимание подлинной культуры как средства радикального воздействия на людей, формирования их высоких, в первую очередь, нравственных качеств, чаще всего связанных с христианской моралью и ее принципами любви, всепрощения. Однако немалое число русских общественных деятелей, наоборот, резко выступали против христианской морали, считая, что идеи гуманизма выше религиозных догматов и освобождение народа от религиозных суеверий сделает его более гуманным и современным.

Еще одной особенностью русской культуры является ее ярко выраженная амбивалентность и дихотомизм, сформировавшие полемический характер, что особенно проявлялось как в XIX в., так и в XX в., когда господствующий в идеологии принцип партийности требовал открытого признания автором тех взглядов, которые он защищает. Спорили между собой не только славянофилы и западники, сторонники и противники отмены крепостного права, эсдеки и либералы, монархисты и сторонники конституции. В острой полемической борьбе развивалась вся духовная культура России.

В русской культурной традиции безусловно господствовали идеи философии Просвещения, ей был присущ и глубокий демократизм. Они сложились сравнительно давно и были особенно характерны для французской философской мысли XVII в., ее продолжили великие немецкие писатели И.В. Гете и Ф. Шиллер, а затем в XIX веке классики русской литературы, чьи произведения были посвящены не «чистому искусству» и пустым развлечениям, но всегда обращались к возвышенным мыслям и чувствам читателей, к общечеловеческим нравственным ценностям. Художественное произведение как средство передачи нового философского знания, новых норм и ценностей общества, новых идеалов общественного устройства, а, значит, и новой духовной культуры, всегда отличало классическую русскую литературу.

Огромное влияние на понимание русской общественностью исходных причин развития общества и его культуры оказало творчество Ф.М. Достоевского, бывшего властителем дум не только России, но и всех европейских народов. Критический реализм натуральной школы русских писателей второй половины XIX века можно рассматривать как своеобразный эмпирический социологический материал.

Для более полного раскрытия существа современных социокультурных процессов, выявления эволюции духовной жизни горожан, живущих в малом городе России, нами был изучен целый ряд произведений русских писателей XIX века, которые описали жизнь простого населения пореформенной России, когда происходили радикальные трансформации его бытия.

Это неофициальный литературный источник социологической информации, полученной методом включенного наблюдения. Эти свидетельства тем важнее, что они получены из разных мест российской империи, собраны демократически настроенными людьми, желающими народу добра и процветания, написаны людьми достаточно чуткими и честными. Объектом их внимания были простые россияне, жившие в период радикальных реформ, разрушивших традиционное крепостническое общество и его систему хозяйствования и реализующих первые шаги по пути к капитализму западного образца. Рассмотрим эти свидетельства, т.к. они достаточно правдиво показывают картину становления нового и отношения к этому новому со стороны «простых людей» пореформенной России.

Малый город как объект социологического знания

Начавшиеся в РФ процессы радикальной модернизации страны особенно остро поставили вопросы о моделях приемлемого для России развития. Многие обществоведы считают, что для России всегда был малоэффективным путь западной традиции, т.к. он всегда оказывался путем догоняющей модернизации, и в этом плане на Россию всегда смотрели как на «задворки Европы. Самое парадоксальное заключалось в том, что на протяжении столетий (историки считают, что со времен Андрея Боголюбского) правители Руси неуклонно стремились преобразовывать страну на западный манер, приглашая для этого иностранных специалистов и разных ремесленников, немало приезжало и западных авантюристов, которые пытались преобразовывать Русь. Никому не приходило в голову, что преобразования могут быть плодотворными только тогда, когда этого хотят сами народы, и не только хотят, испытывают осознанную потребность, но и могут сознательно действовать, потому что знают, как действовать и в каком направлении идти.

Малая эффективность западнической модели применительно к Руси объяснялась чаще всего сиволапостью «русского медведя», косностью и невежеством россиян. Только в конце XIX века русские социологи имели мужество сказать, что «модернизация — это западный соблазн», ведущий к гибели самобытную культуру, созданную на огромном континенте, в зоне рискованного, т.е. неустойчивого земледелия, где на огромных, покрытых лесами и болотами малонаселенных пространствах живут самые разные народы, постоянно ассимилирующиеся между собой и с великороссами. Возникающее на Руси государство централизовывалось идеей единого Бога и его помазанника-царя.

Эти неопровержимые исторические факты позволили уже давно обосновать «другой путь России», некоторые связывали его с идеей объединения всех славян; другие с идеей третьего Рима; третьи — с идеей российской христианской традиции всепрощения, всемирной любви, охраны христианства от всех «фарисеев и жидовствующих». Этот путь связан не только с именами Аксаковых и Киреевских, в той или иной степени его защищали Ф. Достоевский и П. Победоносцев, К. Леонтьев и даже западник А. Герцен, предлагавший для России свой путь к социализму — через крестьянскую общину.

Византийские, греко-римские восточные истоки российской государственности для всех достаточно очевидны, однако Россия никогда «не росла из одного корня», на ее исторические корни влияли равно - Запад в лице норманнов, Восток в лице христианства и византийской нравственной философской и правовой идеологии, кочевники - как носители норм общинного права и морали, вытекающей из их образа жизни и укладов хозяйствования. Эти три влияния на Русь позволили некоторым молодым ученым-эмигрантам первой волны - Г. Савицкому, Г. Вернадскому и др. в начале XX в. создать концепцию евразийства, смысл которой заключается в подчеркивании специфичности России, особенностей ее культуры, одновременно и не восточной, и не западной, а самобытной в своей основе.

Прошло более полувека, развивающийся философский постмодернизм видит сейчас в этой концепции своеобразную конвергенцию ценностей традиционного (арийско-византийского) и современного западноевропейского обществ, которые развивались на своей самобытной основе и имеют собственные неоспоримые достоинства, обеспечившие народам достаточно устойчивое многовековое существование. Сторонники евразийской концепции в современной России, в первую очередь Л.Н. Гумилев и А.С. Панарин1 считают, что в основе успешной модернизации страны должно лежать единство локального и универсального и что в этой связи центральный вопрос современного социально-гуманитарного знания -это вопрос о российской идентичности, т.е. об источниках российского самосознания. Вопрос о современном пути России предполагает анализ не только социокультурных источников российского этноса и его культуры, это в полной мере и вопрос о геополитических проблемах современной страны, переставшей быть великой державой, «советской империей», но представляющей очень значимый сегмент мирового сообщества, который интересует не только США, потенциального мирового гегемониста, но и многих других, в том числе мусульманско-арабские государства.

Даже в условиях современного Подмосковья, исконно бывшего угро-финно-славянской землей, сейчас ощутимы мусульманские культурные тенденции. Это - строительство лагерей и мечетей для беженцев и вынужденных переселенцев, которые сейчас есть практически во всех городах Подмосковья, и праздники мигрантов, носящие не только религиозный, но и светский характер, и школы при мечетях, учащие всех желающих — мусульман арабскому языку и т.п.

Вместе с тем, как показывает опыт, именно малый город, традиционно относимый к российской провинции, в настоящее время сохраняет жизненные миры россиян, их культурную и индивидуально-личностную идентичность, осознание своих национально-государственных интересов и собственной самодостаточности и идентичности.

Похожие диссертации на Современные социокультурные процессы в малом городе Подмосковья