Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Краевой Юрий Григорьевич

Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России
<
Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Краевой Юрий Григорьевич. Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Екатеринбург, 2006.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-22/371

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Гражданская пассивность как социальный феномен 15

1.1. Теоретико-методологические основы изучения гражданской пассивности 15

1.2. Понятие и источники гражданской пассивности 35

1.3. Статический и динамический анализ феномена гражданской пассивности 66

Глава 2. Специфика проявления феномена гражданской пассивности в современной России 89

2.1. Типы гражданской пассивности и факторы, обусловливающие специфику проявления гражданской пассивности в современной России

2.2. Социологический анализ проявления гражданской пассивности в современной России (на примере Челябинской области)

2.3. Пути и условия снижения уровня гражданской пассивности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы. В период кардинальных для России социально-экономических, политических и культурных преобразований, направленных на создание подлинно демократического, правового, социально ориентированного государства, важно вовлечь в этот процесс максимально большее количество граждан страны. Наибольшая эффективность наметившегося метасистемного перехода социума может быть достигнута только при условии поддержания высокого уровня сплоченности общества, при сохранении контроля со стороны формируемого гражданского общества за органами государственной власти.

Серьезным препятствием на пути комплексных социокультурных изменений является высокий уровень гражданской пассивности россиян. Он проявляется в том, что значительная часть членов социума не пользуется своими гражданскими правами и свободами, не принимает участие в выборах различного уровня, мало интересуется политической жизнью страны и, как следствие этого, плохо понимает суть происходящих в обществе перемен.

При относительной изученности явления гражданской активности феномен гражданской пассивности изучен недостаточно, в то время как именно он выступает в качестве важного фактора, обуславливающего характер и интенсивность социально-политических процессов в России, являясь одним из главных препятствий в осуществлении демократических реформ и становлении гражданского общества. Изучение феномена гражданской пассивности, выявление его природы и особенностей в современном российском обществе позволяет выработать адекватную оценку его роли и разработать механизм нейтрализации издержек действия данного фактора.

Наше время характеризуется как период утраты целого ряда идеалов и авторитетов, время культурной фрагментарности, разрушения социальных границ, коренного изменения общественной структуры и социальной стратификации. Проблемы идентификации и самоидентификации особенно злободневны для нынешнего общества переходного периода. Ведь адекватное осознание че-

ловеком собственного места в системе новых общественных отношений должно определить деятельностную и ценностную направленность личности, помочь не утратить собственное «Я» в процессе социальных перемен.

Становление новых экономических и политических отношений, новых духовных ценностей, вхождение России в мировую цивилизацию обращают каждого россиянина к общечеловеческим идеалам, важнейшим из которых является свобода. Российское общество становится свободным, но научиться строить свою жизнь самостоятельно, без подсказки и принуждения чрезвычайно сложно, ведь подлинная свобода предполагает личную ответственность, несовместимую с гражданской пассивностью как своеобразной формой «бегства от свободы».

Поэтому, на наш взгляд, выявление природы гражданской пассивности и возможностей минимизации негативного воздействия этого фактора на развитие российского общества является необычайно важным. Исследование этого процесса должно занять достойное место в современном социологическом знании.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы гражданской пассивности потребовало выделения многочисленных граней этого феномена, что, в свою очередь, повлекло изучение большого массива литературы разного уровня о человеке и формах его отношения с миром.

Логика исследования привела с неизбежностью к изучению проблемы личности в целом. Условно мы выделили два основных подхода к личностной проблематике: 1) Личность - совокупность характеристик человека, формирующихся и изменяющихся в процессе его адаптации к социальной среде. Этот подход сформировался в западной традиции к середине XIX века (наиболее ярко он отражен в философии Гегеля, а логическое завершение его - марксизм) и считался долгое время общеметодологическим для всех наук о человеке. Скорее исключением, чем правилом можно считать работы Э.В. Ильенкова, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили и др., обращающие внимание читателя на богатый феномен внутреннего личностного мира. 2) Большой эвристический потенциал,

на наш взгляд, содержится во втором подходе, складывающемся сегодня в гуманитарных науках. С этой позиции, личность с необходимостью связывается с понятием "индивидуальность" и характеризуется не только общественной обусловленностью, но, прежде всего, общественной направленностью. Теоретической базой этого подхода являются труды представителей экзистенциализма, персоналистической философии, принципы, разработанные интуитивизмом, герменевтикой. На этот подход опираются Л.М. Баткин, B.C. Библер, А.Я. Гу-ревич, П.С. Гуревич, Ю.Н. Давыдов, Л.Н. Коган, Г.С. Кнабе, Е.С. Ляхович, Э.Ю. Соловьев и др. - представители отечественной науки; А. Инкельс, X. Ор-тега-и-Гассет, Т. Хеллер, Д. Уэлбери и др. - западные мыслители.

Исследуя феномен гражданской пассивности, мы установили, что этой проблеме посвящено сравнительно небольшое количество работ. Нам удалось найти и изучить публикации В.В. Петухова, В. Полохало, И. Невинной, Л.Н. Чертова, В.Г. Федотовой, О. Сануйжавын и др. Эти работы представляют единую традицию в понимании гражданской пассивности как частного проявления социальной пассивности в политической сфере жизни общества.

В психологии пассивность в социальной жизни определяется как качество личности, наряду с другими биологически обусловленными. Этот подход представлен в работах Р.Д. Санжаевой, В.Б. Стрих и др.

Попытка доказать, что гражданская пассивность - свойство не рядополо-женное с заданными преимущественно биологически качествами личности, а в большей степени процесс, обусловленный социокультурными факторами, привела автора к трудам представителей Баденской школы В. Виндельбанда и Г. Риккерта и исследованиям М. Вебера, Э. Дюркгейма, Б. Малиновского, к теории «редукции иерархических дистанций» М. Мильцера, концепции реляционных (ролевых) социальных отношений Д. Картрайта, Ж. Фрейда, Б. Бейвена (теории «сопротивления»), П. Блау, Д. Хиксона, К. Хайнинуса (теории «обмена ресурсами»), Д. Ронга (теория раздела сфер влияния).

Мы также обратились к богатому потенциалу экзистенциальной традиции: трудам С. Кьеркегора, А. Камю, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. Большое значение имели и работы М.М. Бахтина, в которых преодоление пассивности в поведении личности выступает как утверждение свободно избранного смысла.

Исследуя генезис гражданской пассивности, мы обращались к работам Л.М. Баткина, Г.С. Кнабе, Э.Ю. Соловьева и др. посвященных историко-культурным перипетиям, трудам Н. Бердяева, В. Соловьева, современных исследователей А.Г. Аляева, Д. Белла (США), А.В. Гулыги, Ю.Н. Давыдова, Б.С. Ерасова, К. Касьяновой, С. Хоружего, В.Г. Щукина и др., оказавшим существенную помощь в осмыслении проблемы гражданской пассивности применительно к русской культуре.

Несомненный интерес для нашего исследования представляли работы некоторых представителей постмодернизма Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотара, Р. Рор-ти и др., где говорится о необходимости восстановления целостности личности как пути формирования новой культуры и нового социально активного индивида.

Для того, чтобы рассмотреть гражданскую пассивность в контексте функционирования общества, как единой системы, мы использовали работы Т. Парсонса, Д. Истона, М. Крозье, Т. Кларка, М. Роджерса, М.С. Кагана, Ю.Р. Вишневского и др. социологов.

Так как в настоящее время отсутствует системное исследование феномена гражданской пассивности, мы предприняли попытку восполнить этот пробел.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании феномена гражданской пассивности, ее сущности, в выявлении источников, особенностей протекания этого процесса в условиях российской действительности, а также путей возможной минимизации проявления.

Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:

анализ традиционных в гуманитарных и социальных науках подходов к выявлению сущности гражданской пассивности;

выявление сущности гражданской пассивности через этимологический, семантический и категориальный анализ, определение понятия и рассмотрение структуры гражданской пассивности личности;

выявить основные источники гражданской пассивности, в том числе на основе эмпирических данных;

исследовать факторы, обусловившие специфику проявления процесса гражданской пассивности в условиях российской действительности;

на основе эмпирических данных выявить взаимосвязь уровня гражданской пассивности с культурными особенностями различных социальных групп (возрастных, национальных, профессиональных, территориальных, конфессиональных и др.);

определить возможности и пути снижения уровня гражданской пассивности в российском социуме.

Объектом исследования является современный российский социум в процессе становления гражданского общества.

Предметом исследования является феномен гражданской пассивности, его основные детерминанты и специфика проявления в современном российском обществе.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической и философской мысли, труды современных отечественных философов, социологов, посвященные проблеме гражданской пассивности, статический и динамический анализ, методы эмпирической социологии.

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий изучать сложноорганизованные объекты - открытые, многоуровневые, иерархические, неравновесные, самоорганизующиеся системы разных типов и классов.

Автором учтены достижения структурно-функционального анализа, отраженные в работах Т. Парсонса, Р. Мертона, российских философов К.Х. Момджяна, B.C. Барулина, С.А. Хмелевской и др. Нами также применялись методологические принципы синергетического подхода, раскрытые, прежде всего, в трудах И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хакена, В.В. Бирюкова, Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, Л.В. Лескова, Л.Г. Эджубова и др.

При разработке теоретической основы исследования были использованы концепции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии; креативно-деятельностные концепции личности и социума Э.В. Ильенкова, Г. Батищева, В.М. Межуева, А.И. Арнольдова, Н.С. Злобина и др., исследование структуры, динамики и основных функций социокультурных процессов П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Э.А. Орловой, В.Г. Попова, Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, B.C. Цукермана и

др.

При изучении гражданской пассивности на уровне отдельной личности мы использовали методологию философии экзистенции М. Хайдеггера, К. Яс-перса, А. Камю, Ж.-П. Сартра и др.

При проведении социологического исследования мы использовали рекомендации, данные В.А. Ядовым, Н.Н. Богомоловой, Г.Е. Зборовским, Г.П. Орловым, Н.Г. Стефаненко и др.

При описании гражданской пассивности, как следствия смены иерархии ценностей в обществе была положена теория культурно-исторических типов, работы П.А. Сорокина, А. Тойнби, К. Манхейма, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма и др.

При определении выборки социологического исследования нами были использованы отдельные положения теории социальной стратификации П.А. Сорокина.

В основе авторского подхода лежит принцип взаимодополняемости нескольких методологических подходов, разработанных в рамках разнообразных направлений в изучении различных социальных феноменов. Такой путь позво-

ляет лучше понять и учесть особенности влияния факторов (внешних и внутренних) на уровень гражданской пассивности в обществе, выявить ее специфику в условиях современной российской действительности. К ним, прежде всего, относятся процессный, системный и ситуационный подходы (В.Г. Афанасьев, А.А. Богданов, Ф. Тейлор, А. Файоль).

Достижению цели исследования и выполнению задач способствовало совмещение плоскостей социологического, социально-психологического и социально-культурологического подходов.

В работе использованы конкретно-социологические методы: анкетный опрос, вторичная обработка данных социологических исследований российских социологических центров, сравнительный анализ эмпирических данных.

Эмпирическую базу исследования составили:

данные проведенного в феврале-марте 2005 года социологического опроса , в котором было опрошено 1203 респондента в Челябинской области (областном центре, средних и малых городах и проживающих в сельской местности) представляющих различные социальные страты нашего общества;

данные опроса, проведённого в ноябре 2004 года в Челябинской области;

результаты вторичной обработки данных социологических исследований известных общероссийских центров социологических исследований;

данные официальной статистики;

научная литература и разработки по исследуемой теме.

Помимо результатов, полученных автором в ходе исследования, в работе использованы данные зарубежных и отечественных социологических исследований.

Научная новизна исследования.

  1. Уточнены эвристические возможности различных методологических подходов к изучению феномена гражданской пассивности.

  2. Выявлены и проанализированы основные источники сохранения и воспроизводства гражданской пассивности в современной России: а) «культур-

' Опрос проводился 26 февраля - 3 марта 2005 года па территории всей Челябинской области. Количество опрошенных респондентов -1203. Статистическая погрешность в выборке составляет (плюс-минус) 2%.

ный шок», все еще переживаемый частью россиян как следствие резкой смены ценностных установок в обществе, крушения прежних идеалов, понимания необратимости произошедших перемен и в то же время личного их неприятия; б) демократизация общества, рост политических свобод, укрепление института частной собственности привели к тому, что многие россияне почувствовали себя относительно независимыми от государства: их активность направлена на реализацию своих сущностных сил в экономической, духовной и социальной сферах, они все более ориентируются на свои возможности вне зависимости от деятельности органов власти, что также порождает феномен гражданской пассивности; в) неразвитое гражданское общество; г) незавершенный переход к правовому государству; д) наличие в российском социуме множества национальных культур и региональных субкультур; е) присутствие в ментальном слое культуры социума тоталитарных традиций и др.

  1. Уточнено содержание понятия «гражданская пассивность» - это атрибутивное свойство открытой многоуровневой сложноорганизованной социальной системы, основной функцией которого является поддержание неравновесности и иерархичности общества. Внешне этот социальный феномен проявляется в добровольном (осознанном или неосознанном) отказе от реализации своих гражданских прав и свобод, в неучастии индивидов и социальных групп в политической жизни социума.

  2. В процессе диссертационного исследования разработан оригинальный инструментарий и методика исследования феномена гражданской пассивности, а также система социологических индикаторов, отражающих данный феномен.

  3. На основе эмпирических данных разработана типология гражданской пассивности по двум основаниям. Первое основание - это заданный иерархией духовных ценностей культуры (субкультуры) тип поведения личности в обществе. Второе основание образовано такими типообразующими признаками, как степень самореализации личности и уровень ее потребности в реализации своих гражданских прав и свобод. Выработаны предложения, реализация

11 которых может существенно снизить уровень гражданской пассивности в

процессе развития российского общества.

Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования, проведенного автором, могут быть использованы:

для дальнейшей теоретической разработки концепции гражданской пассивности и разрешения методологических проблем ее конкретно-социологического исследования;

для систематизации понятийного аппарата социологического анализа социальных отношений, социального поведения личности, разработки их типологии;

при разработке и чтении курсов и спецкурсов «социология», «культурная и социальная антропология», «социология культуры» для студентов высших учебных заведений.

Основные положения диссертационного исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту:

  1. Гражданская пассивность - это одна из форм гражданского поведения, которая наряду с гражданской активностью, обеспечивает стабильное функционирование и поступательное развитие политической системы общества. Феномен гражданской пассивности выполняет роль стабилизатора в процессе политического развития и поддерживает состояние неравновесности и иерархичности этой сложноорганизованнои, многоуровневой, открытой социальной системы. Так как неравновесность и иерархичность являются базовыми условиями сохранения социума, то определённая мера гражданской активности и пассивности присуща обществу на различных этапах его развития. Однако, по мере нарастания сложности и иерархичности социальной системы, содержание, а также уровень, масштабы и формы проявления гражданской пассивности претерпевают изменения.

  2. Феномен гражданской пассивности обусловлен иерархией смыслов, норм и ценностей типов политической культуры, а также соотношением, а возможно доминированием какого - то её типа. При переходе от одного типа об-

щества к другому, от одного типа политической культуры к другому происходят качественные изменения уровня гражданской пассивности и форм её проявления. При переходе к развитой демократии гражданская пассивность в прежних её формах и, что особенно важно, в прежнем масштабе больше не является необходимым условием стабильного функционирования политической системы. Более того, сохранение её в прежнем качестве препятствует процессу дальнейшего развития общества, так как не соответствует новому уровню сложности социальной системы, при котором необходима эффективная взаимосвязь между политической элитой и гражданами.

  1. Предложена гипотеза, объясняющая специфику сохранения и воспроизводства гражданской пассивности в современной России. Сохранение и воспроизводство гражданской пассивности обусловлено следующими факторами: исторические корни и тоталитарные и авторитарные традиции прошлого; идеологический и политический плюрализм, сменившие моноидеологичность авторитарного общества; отсутствие существенных положительных результатов экономических и политических реформ 90- годов, ставших причиной снижения качества жизни большинства россиян в этот период; несформированность правового государства и низкий уровень правовой культуры; неразвитое гражданское общество и соответственно низкий уровень сформированности гражданской политической культуры; наличие множества национальных культур и региональных субкультур.

  1. Автором разработана и обоснована системная характеристика гражданского поведения, в рамках которой раскрывается в том числе и типология гражданской активности - пассивности: 1 - активный тип (убеждёнбность в том, что гражданская активность востребована в обществе, наличие собственной позиции, побуждающей к действию); 2 - переходный тип (нет убеждённости в том, что в обществе востребованы граждански активные личности, наличие собственной позиции, не всегда побуждающей к действию); 3 - пассивный тип (нет озабоченности потребностями общества, нет собственной гражданской позиции, поведенческая политическая пассивность); 4 - квазипассивность (убеж-

дённость в том, что личность обществу безразлична, наличие собственной позиции индивидуалиста - отшельника, мотивирующей гражданскую пассивность).

5. Установлено, что социологический анализ состояния и форм проявления гражданской пассивности зависит от социально - демографических и социально - экономических характеристик личности: пола, возраста, уровня образования, рода занятий, проживания в сельской или городской местности, принадлежности к той или иной общественной организации или религиозной конфессии и так далее. Рассмотрены и предложены пути снижения гражданской пассивности в современной России: углубление разделения власти на горизонтальном и вертикальном уровнях; укрепление законности, правовое просвещение и повышение уровня правовой культуры в целом; расширение гласности, прозрачность и открытость действий власти, формирование независимых средств массовой информации; борьба против бедности, повышение уровня социальной защиты населения, справедливое распределение и эффективное использование национального богатства; укрепление гражданского общества. »

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены автором в докладах на второй и третьей Всероссийских научно-практических конференциях «Государственная и муниципальная служба в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (2004 и 2005 г.г.), на заседании кафедры социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы (2005 г.).

Результаты диссертационного исследования отражены в межвузовском «Научном вестнике» (2005 г.) и в серии статей опубликованных в журнале «Социум и власть». Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, нашли применение в учебно-методических материалах по курсу «Социология и политология» и в лекциях прочитанных автором.

Структура работы. Диссертационное исследование объёмом 167 страниц состоит из введения, двух глав, по три параграфа каждая, заключения, списка литературы, содержащего 191 источник и 6 приложений.

Теоретико-методологические основы изучения гражданской пассивности

Феномен гражданской пассивности в той или иной степени представлен в любом обществе. Но только в условиях развитой демократии он воспринимается как проблема, которую необходимо преодолеть. Впрочем, в философской и социологической традиции куда чаще исследуется проблема повышения гражданской активности народных масс, что, на наш взгляд, мешало выявлению природы гражданской пассивности как относительно самостоятельного явления. Поэтому нет и единого подхода к изучению гражданской пассивности. Усилия исследователей рассредоточены по разным направлениям. Это вполне закономерно, но подобный плюрализм мнений, по-видимому, не позволяет надеяться на появление в ближайшее время общепризнанной концепции гражданской пассивности. С другой стороны, социологи и политологи имеют сегодня широкую возможность выбора философских оснований для своих поисков. И этот выбор часто зависит от задач, стоящих перед исследователем. В научной литературе есть методологические положения, которые помогут нам исследовать явление гражданской пассивности. Эти концептуальные подходы в истории человеческой мысли применялись в основном для исследования феноменов власти, господства и подчинения, социального насилия и согласия. Гражданская пассивность ускользала из поля зрения исследователей, но она сопряжена с теми явлениями, которые анализировались лучшими мыслителями человечества с древнейших времен. Это позволяет нам «накинув методологическую сетку», давно применяемых в социальной философии, политологии и социологии теорий, подходов, взглядов, попытаться вычленить сущность интересующего нас явления.

Поликонцептуальность современных политологии, социальной философии и социологии находит свое непосредственное отражение и в определении гражданской пассивности как неотъемлемой части социальных процессов. При этом гражданская пассивность не может быть рассмотрена вне функционирования власти, ее конкретных типов и форм.

История социальной мысли показывает, что тема политики и связанных с ней вопросов начинает притягивать внимание исследователей в большей степени именно в ситуациях социально-политических, культурных «изломов», когда общество обнаруживает настоятельную потребность переосмысления представлений, ранее казавшихся очевидными. Уже в Древнем Китае определение происхождения власти мыслилось практической задачей обоснования существующих и должных форм социального и политического господства и подчинения. Концепция божественного происхождения власти Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.) рассматривает добродетельную власть как нечто постоянное, неизменное, устойчивое. Перед нами взгляд на власть как на некую особую и относительно самостоятельную сущность, задающую траекторию движения всем иным элементам мироздания. Следуя логике Конфуция, мы должны признать гражданскую пассивность широких народных масс как безусловное благо, т.к. по иному людям нельзя относиться к осуществлению божественного властного господства1.

С другой стороны, по мнению еще одного знаменитого древнекитайского мыслителя Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н. э.), мудрость власти зависит от выбора людей и в этом смысле является относительной, релятивной. Но, если именно широкие массы определяют то, насколько власть эффективна, то их гражданская пассивность должна быть преодолена. Как видим, уже в глубокой древности выявляются диаметральные оппозиции в оценке самого феномена гражданской пассивности (хотя такой категории тогда, безусловно, еще не было).

Понятие и источники гражданской пассивности

Мы рассматриваем гражданскую пассивность в качестве одного из видов социальной пассивности в широком значении понятия «социальный». Этот термин применяется еще и в узком значении для обозначения сферы жизни общества, в которой осуществляется воспроизводство человека и социума (образование, здравоохранение и т.д.). Для выделения структуры социальной пассивности целесообразно, на наш взгляд, применить методологию деятельностного подхода, на основе которого К.Х. Момджян, B.C. Барулин и др. выделяют четыре основные сферы жизни общества (по важнейшим видам деятельности, без которых не может существовать социум: производство материальных благ; воспроизводство человека; обеспечение согласованности действий членов социума; производство духовных ценностей). Это можно представить на схеме:

В каждой из этих сфер член социума может проявлять свою активность или, напротив, пассивность. В широком смысле слова социальная активность (и, соответственно, пассивность) включает в себя четыре основных вида: активность в сфере материального производства, активность в сфере воспроизводства человека (в образовании, медицине и т.д.), активность в политической сфере, где человек проявляет себя как гражданин и активность в сфере создания духовных ценностей (наука, искусство и т.д.). Естественно, что индивид может проявлять активность в одной или нескольких сферах. Либо уровень его активности и пассивности может существенно различаться в разных сферах. Можно наблюдать пассивность человека во всех сферах жизни общества одновременно (например, у монаха-отшельника или бомжа).

Рассмотрим содержание понятия "гражданская пассивность". Термин "пассивность" имеет латинское происхождение (Passivus - безразличный, безвольный, страдательный, бездеятельный). Гражданская пассивность - это разновидность социальной пассивности, ее проявление в конкретной -политической сфере.

Гражданская пассивность - это атрибутивное свойство открытой многоуровневой сложноорганизованной социальной системы, основной функцией которого является поддержание неравновесности и иерархичности общества. Внешне этот социальный феномен проявляется в добровольном (осознанном или неосознанном) отказе от реализации своих гражданских прав и свобод, в неучастии индивидов и социальных групп в политической жизни социума.

При этом термин "гражданская пассивность" в научной литературе используется в двух значениях:

В широком смысле, когда гражданин не использует гарантированные Конституцией права не только в области избирательного права и политической жизни общества в целом, но и в сферах предпринимательства, творчества, в деятельности общественных организаций и т.д. Мы считаем, это содержание присуще понятию "социальная пассивность" в его широком значении.

В узком смысле понятие "гражданская пассивность" сводится только к отношению человека к политической жизни общества и отражает бездеятельность в области реализации избирательного права и других гражданских прав и свобод.

Социальная система включает не только политическую сферу, но и правовую, экономическую, воспитательно-образовательную, духовную и др. В различных сферах общественной жизни свои проявления пассивности индивидов и социальных групп, основанные на взаимосвязанных, но не тождественных специфических условиях. Эти условия и обеспечивают возможность существования многочисленных проявлений социальной пассивности.

Если, например, в экономической области в качестве такого условия выступают, прежде всего, материальные отношения, в т. ч. имущественное неравенство, то в политической жизни на первое место выходит комплекс построенных на принципе административно-управленческой иерархии государственных, партийных, общественных, профессиональных и др. отношений и соответствующих им институтов, где каждое звено по сравнению с более высоким обладает меньшим числом возможностей влияния на другие элементы системы, поэтому при определенных условиях вынуждено пассивно принимать сложившиеся политические реалии.

Впрочем, нельзя игнорировать влияние каждой из сфер жизни общества на другие. Так, политическая подсистема не может обеспечить своей стабильности, не опираясь на более или менее прочный экономический фундамент. Экономическая система зависит от политической и правовой и т. д. Поэтому, рассматривая феномен гражданской пассивности, следует помнить, что он хотя и проявляется, прежде всего, в политической жизни общества, но имеет свои истоки не только в политике, но и в экономике, в духовных традициях общества, в правосознании и пр.

Грань между гражданской пассивностью и другими формами социальной пассивности порой выглядит достаточно условно. Так, например, индивид, уклоняющийся от борьбы за право на труд, проявляет гражданскую пассивность. Но если он не пользуется уже завоеванным правом на труд, то это уже пассивность, проявляемая им не в политической, а в экономической сфере. Следовательно, она не может быть отнесена к гражданской пассивности. То же самое нельзя наблюдать в отношении борьбы за всеобщее избирательное право, право на участие в митингах, забастовках и демонстрациях и пр. Не только уклонение от борьбы за эти права, но и их нереализация должны быть отнесены к политической сфере. Поэтому перечисленные примеры являются проявлением гражданской пассивности.

Типы гражданской пассивности и факторы, обусловливающие специфику проявления гражданской пассивности в современной России

Переходя к анализу факторов, влияющих на феномен гражданской пассивности в условиях современной России, необходимо выделить общие подходы к типологии гражданской пассивности. Опираясь на результаты собственного теоретического и прикладного социологического исследования, а также опубликованные материалы западных и отечественных философов и социологов1, мы разработали гипотезу о типах гражданской пассивности. Используя методологию деятельностного подхода, давно проверенную в социальной философии и социологической теории, нами была выдвинута гипотеза о четырех типах гражданской пассивности (в зависимости от типа деятельности). Эта типология нами использовалась для теоретической структуризации и создания программы социологического исследования феномена гражданской пассивности.

В российском обществе в конце прошлого - начале XXI столетия произошли серьезные социальные, политические, экономические и культурно-духовные изменения. Это привело к тому, что многие россияне пережили своеобразный «культурный шок». Некоторые из них так и не приняли новую систему ценностей. Не видя возможностей возвратить социум в прежнее состояние, они переживают острый экзистенциальный кризис, вызвавший рост уровня гражданской пассивности у большей части населения.

По результатам проведенного нами социологического исследования1 до 42% респондентов, вообще не принимали ни какого участия в общественной и политической жизни. В аспекте экзистенциального кризиса значительной части социума, феномен фажданской пассивности в России можно рассматривать как форму проявления социальной апатии в политической сфере. Это утверждение находит свое подтверждение и в работах американских авторов, где политическая апатия трактуется как уход от политики, происходящий по разным причинам, включающим и производство апатии в повседневной жизни, поскольку повседневная жизнь становиться предметом преобладающего интереса2. С точки зрения В. Г. Федотовой: «В России апатия - частое явление, особенно после войны, революций, торжества анархии...» . Сегодняшняя ситуация в России настолько очевидно формирует гражданскую пассивность в обществе, что возникла нужда в научном описании и объяснении этого социального феномена.

Гражданскую пассивность мы традиционно рассматриваем как разновидность социальной апатии, нежелание участвовать в реализации своих гражданских прав и свобод, неспособность к гражданской активности, к преодолению обстоятельств и своего собственного безразличия. Но гражданская пассивность, как социальный феномен, бывает разной. Американский исследователь Т. Де-люка пришел к выводу, что «политическая апатия существует в двух лицах -одном, имеющем отношение к непринужденному выбору делать или... не делать что-то, и другом, связанным с условиями, которые подчиняют, и, что хуже с политико-психологическим условием, о котором даже нельзя сказать, что оно есть» .

Исследования такого рода проводились и в нашей стране, по оценке той же В.Г. Федотовой: «...люди могут считать неинтересным для себя участие в политических процессах и дискуссиях и потому быть в состоянии политической апатии (первого типа). Второй же тип апатии может состоять в том, что человек не участвует в политических процессах и дискуссиях потому, что он апатичен. Человек может не идти на выборы, поскольку не хочет (первый тип апатии) и не идет на выборы потому, что он апатичен и сам не знает, почему это так (второй тип апатии)»1.

Исследуя феномен гражданской пассивности в условиях России, мы пришли к выводу о существовании четырех типов социально-пассивного поведения россиян. Все четыре типа социального поведения мы экстраполируем на феномен гражданской пассивности, так как они являются детерминистскими по отношению к данному феномену.

Первый тип гражданской пассивности зависит от сознательного выбора граэюданина. Некоторые исследователи этот тип гражданской пассивности отождествляют с политическим абсентизмом. Как подчеркивает СВ. Мошкин: «.. .в данном случае речь идет о сознательном уклонении граждан от участия в политических процессах, в том числе электоральных. Ключевым показателем тут является «сознательное уклонение», т.е. рациональное, логически обосно-ванное каждым гражданином для самого себя» . (Следует понимать, что политическое поведение может строиться и на иррациональных основаниях). Иными словами, люди могут считать неинтересным для себя участие в политических процессах и дискуссиях и потому быть в состоянии гражданской пассивности. Это их убеждения и их рациональный выбор, причины которого могут быть различны, но четко осознаваемы (политическая апатия первого типа). Анализируя причины социальной апатии, В.Г. Федотова отмечает, что «политическая апатия (первого рода) возникает из-за глубокой погруженности в дела семейные, отношения в сообществе, увлечения потребительской культурой и практикой.

Похожие диссертации на Гражданская пассивность как социальный феномен : Природа и особенности проявления в современной России