Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Колесникова Ксения Игоревна

Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ
<
Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесникова Ксения Игоревна. Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ : социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Екатеринбург, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:07-22/67

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования государственно-конфессиональных отношений в России 16

1.1. Государственно-конфессиональные отношения: понятийный анализ 16

1.2. Институциональные механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений 43

Глава 2. Современное состояние и проблемы государственно-конфессиональных отношений в России 71

2.1. Динамика государственно-конфессиональных отношений в основных сферах социальной жизни 71

2.2. Государственно-конфессиональные отношения современной России в зеркале эмпирической социологии 108

Заключение 143

Библиография 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из проявлений новой общественно-политической ситуации, сложившейся в России в последние десятилетия, является кардинальное изменение роли религии и религиозных объединений в жизни общества. Значительно выросли их общественный престиж и влияние на различные стороны общественной жизни, изменился юридический статус. Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями ограничения на деятельность религиозных объединений. За короткий срок в несколько раз увеличились количество верующих и численность религиозных объединений, активизировалась их деятельность в обществе, они стали важным элементом социальной структуры российского общества, изменился характер государственно-конфессиональных отношений.

Происходящие процессы сопровождаются возникновением ряда проблем, которые требуют адекватного теоретического осмысления и эмпирических социологических исследований, что является важным условием для выстраивания государственно-конфессиональных отношений и разработки обоснованных управленческих решений в сфере взаимодействия государства и религиозных объединений.

Постоянный рост числа религиозных организаций, распространение новых религиозных течений, возникающие между ними конфликты за влияние, а также проявления религиозного экстремизма ставят перед органами государственной власти сложнейшие социально-политические задачи, связанные с функциями регламентации деятельности религиозных объединений, контроля за выполнением законодательства всеми субъектами этих отношений. Характерной чертой современной религиозной ситуации является процесс политизации деятельности ряда конфессий и религиозных организаций. Соединение политических амбиций части представителей духовенства и некоторых околоцерковных кругов с попытками вовлечения религиозных организаций в политическую борьбу со стороны противоборствующих политиче-

4 ских сил в последние годы привело к появлению клерикальных тенденций. Они находят выражение в стремлении некоторых религиозных деятелей распространить свое влияние на сферы политических отношений, культуры и образования, в требованиях пересмотра и прямом игнорировании положений законодательства Российской Федерации об отделении религиозных объединений от государства.

Одной из важнейших проблем отношений органов государственной власти и местного самоуправления, политических и общественных организаций с религиозными объединениями выступает осознание специфики их проявлений и динамики, обусловливающей поиск и использование на практике направлений и способов осуществления диалога и конструктивного сотрудничества всех субъектов названных отношений. Решение обозначенных практических проблем должно опираться на выявление и решение теоретических, наиболее важные среди которых - выявление сущности как самих государственно-конфессиональных отношений, так и их институциональных регуляторов.

Важнейшая теоретическая проблема - неопределенность содержания самого понятия «государственно-конфессиональные отношения», которым обозначаются не отношения государства и религиозных объединений, а их взаимодействие. Вследствие этого весьма «размытой» оказывается характеристика этих отношений с точки зрения их субъектов, предмета, специфики.

Государственно-конфессиональные отношения складываются на основе норм и правил, которые выступают важнейшими механизмами, регулирующими деятельность и взаимодействия их субъектов. Практические проблемы в данном случае заключаются в том, что имеет место несоответствие между содержанием нормативных систем, на основе которых выстраиваются отношения «государство - религиозные объединения», и их реальным воплощением на практике. Еще один вид практических проблем связан с рассогласованием между двумя видами институтов, регулирующих рассматриваемые отношения - светскими и религиозными. Сложность и противоречи-

5 вость институциональной регуляции исследуемых отношений обусловлена также тем, что у одного их субъекта - религиозных общностей - действия обусловлены особенностями мировоззрения, регулировать которое практически невозможно.

Не решена также проблема адекватной оценки состояния и перспектив государственно-конфессиональных отношений их субъектами, что не позволяет ни реализовать в полной мере уже принятые управленческие решения, ни разрабатывать новые, соответствующие изменяющейся реальности.

Все это обусловливает актуальность социологического исследования государственно-конфессиональных отношений в современной России. Теоретический и эмпирический социологический анализ государственно-конфессиональных отношений являются основой для изучения и осуществления их институционального регулирования, выявления направлений их динамики, установления толерантности во взаимодействии государства и различных религиозных объединений.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ современного состояния государственно-конфессиональных отношений в России, рассмотрение тенденций их развития, специфических особенностей и регулирующих их институтов не привлекали пристального внимания отечественных исследователей. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения, исследовательский доступ к которому был весьма ограничен в силу его определенной закрытости, во-вторых, рассмотрением религии и религиозных объединений советскими обществоведами как не заслуживающего внимания «пережитка прошлого», отсутствием в силу этого научных традиций их изучения, в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических оснований, необходимых для изучения данной проблематики. Однако государственно-конфессиональные отношения рассматривались, хотя и не как самостоятельная проблема, религиозными деятелями, теологами, философами, историками, социологами. При обраще-

ний к рассматриваемой теме особенно ценно научное наследие социологов и историков, как отечественных, так и зарубежных, представляют интерес труды зарубежных специалистов по религиозной ситуации в России.

Социологическое изучение религии с функциональных позиций, содержащее в «снятом виде» и характеристику государственно-конфессиональных отношений, представлено в трудах классиков социологии и философии Р.Белла, М.Вебера, Т.Гоббса, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Дж.М.Йингера, И.Канта, О.Конта, К.Маннгейма, Р.Мертона, Ж.Ж.Руссо, Г.Спенсера, С.Франка, Э.Фромма и др.

Институциональные аспекты деятельности в сфере религии с позиций структурно-функционального анализа рассматривали известные социологи Ж.Дюмезиль, Г.Ладберг, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, Б.Малиновский, А.Рэдклифф-Браун, П.Сорокин, Д.Хоманс, Э.Эванс-Причард и др.

Среди исторических исследований религии, описывающих конкретные факты возникновения и трансформации религиозных групп, разделяющих соответствующие взгляды, представляющих ценный исходный и иллюстративный материал для социологического изучения государственно-конфессиональных отношений, необходимо отметить работы М.Броке, Ж.Бросса, П.Герлитца, Г.Гече, Г.Э.фон Грюнебаума, Р.Дози, А.Донини, В.Ирвинга, А.В.Карташева, Г.М.Керимова, Л.И.Климовича, З.Косидовского, И.С.Крывелева, М.Малерба, Э.Массе, Р.Нибура, Н.М.Никольского, М.Э.Поснова, Т.Саидбаева, И.С.Свенцицкой, Э.Тайлора, С.А.Токарева, Дж.Фрэзэра, И.Шерра, М.Элиаде и др.

Сравнительный метод в изучении религиозных институтов использовали А.Гоулднер, Дж.Ленски, В.Н.Нечипуренко, И.Н.Полонская, С.И.Самыгин, Э.Трёльч, Б.Уилсон и др.

Для определения сущности институциональных регуляторов государственно-конфессиональных отношений важен анализ различных точек зрения на понимание социальных институтов в целом, что отражено в работах: Н.Аберкромби, М.И.Бобневой, П.Бергера, Л.Болтянски, Т.Веблена,

7 У.Гамильтона, Дж.Гэлбрейта, С.Г.Кирдиной, А.И.Кравченко, И.И.Леймана, Т.Лукмана, О.Порта, М.Олсона, Э.Тайклота, С.Б.Тернера, О.Уильямсона, С.С.Фролова, Дж.Ходжсона и др.

Ключевым методологическим понятием для анализа государственно-конфессиональных отношений является «отношение», которое разрабатывали такие ученые как И.Н.Андреева, А.В.Андреенкова, М.Вебер, Ю.Д.Воробей, Гегель, А.В.Дроздов, В.Е.Кемеров, В.А.Костин, А.Н.Леонтьев, К.Маркс, А.П.Машков, К.Р.Мергелидзе, Г.В.Мокроносов, И.Д.Налетова, Л.В.Орлова, Г.В.Осипов, Т.Парсонс, М.Н.Перфильев, Д.В.Пивоваров, Г.В.Плеханов, П.А.Рачков, Н.В.Седов, И.В.Суханов, Ф.Теннис и др.

Вопросам современного правового понимания свободы совести и государственно-конфессиональных отношений посвящены работы многих зарубежных авторов. Среди них особо следует отметить работы Ж.Боберо, П.Вальера, Д.Э.Вуда-младшего, Д.Т.Ганна, П.Джувайлера, У.К.Дьюрэма-младшего, Р.Зома, К.Каариайнен, Ф.Каземзаде, Д.Литтла, Д.Т.Нунана-младшего, М.Л.Стакхауса, Э.Сьюэлл, К.Хилла, Д.Хоскинга, Л.Б.Хоумера и др. В их трудах присутствуют описание и критические суждения по истории и современному состоянию государственно-конфессиональных отношений в России, предложения по их совершенствованию, исходя из опыта стран Западной Европы.

Различным аспектам конституционно-правового регулирования свободы совести в Российской Федерации, а также изучению государственно-конфессиональных отношений в России в настоящее время обращаются отечественные религиоведы и правоведы. Среди них С.А.Авакьян, А.Б.Агапов, А.И.Барменков, М.Н.Белогубова, С.А.Бурьянов, О.Ю.Васильева, Г.В.Воронцов, А.Ю.Григоренко, Л.И.Григорьева, П.Н.Дозорцев, М.А.Жеребятьев, Л.П.Жилич, А.Г.Залужный, З.В.Калиничева, В.В.Клочков, А.В.Колодин, С.В.Костарев, М.Н.Костиков, Г.А.Крылова, В.А.Куроедов, Т.А.Кудрина, А.И.Кудрявцев, М.Н.Кузнецов, А.Н.Лещинский, А.С.Ловинюков, А.В.Логинов, Г.П.Лупарев, Е.М.Мирошникова,

8 С.А.Мозговой, Л.А.Морозова, Ф.Г.Овсиенко, М.И.Одинцов, Н.Л.Пушкарев, А.В.Пчелинцев, Ю.А.Розенбаум, Ф.М.Рудинский, В.Н.Савельев, Ю.С.Савенко, Ю.В.Тихонравов, Н.А.Трофимчук, Г.Г.Черемных, М.А.Шапиро, М.О.Шахов, А.Б.Юнусова и др.

Отечественная социологическая наука в последнее время также начинает обращаться к проблеме государственно-конфессиональных отношений, но пока не как к самостоятельной проблеме, а в контексте изучения отношения разных групп населения к религии, оценок её значимости для современного общества.

В отечественной литературе философско-социологический анализ религии имеет место в трудах Н.С.Гордиенко, М.Калашникова, А.И.Клибанова, В.Д.Кобецкого, М.С.Комарова, Ю.А.Левады, С.В.Медведко, М.П.Мчедлова, В.Г.Пивоварова, М.Г.Писманика, Е.С.Сафроновой, Э.Г.Филимонова, Д.Е.Фурмана, Д.М.Угриновича, И.НЛблокова и др.

Взаимодействие религии и общества рассматривается в трудах
А.С.Безлепкина, А.С.Ваторопина, В.И.Гараджи, А.Г.Здравомыслова,
Н.Б.Костиной, И.А.Куницина, Н.Д.Никандрова, Е.Д.Руткевич,

В.А.Сухомлинского, В.И.Шадрикова, Л.С.Элбакян и др.

Изучению религиозной ситуации в России посвящены работы Т.И.Варзановой, В.И.Веремчук, Ю.А.Гаврилова, Б.В.Дубинин, Ю.П.Зуева, А.В.Коюдина, А.А.Красикова, Е.Ю.Кривошеиной, Е.А.Кублицкой, Р.А.Лопаткина, Р.Н.Лункина, Л.Н.Митрохина, Г.А.Михайлова, А.О.Морозова, И.Н.Налетовой, А.А.Нуруллаева, Ю.А.Рыжова, Ю.Ю.Синелиной, Е.С.Сусловой, С.Б.Филатова, А.Г.Шевченко, О.С.Шутовой, В.Н.Ямпольского и др. В работах вышеперечисленных авторов содержатся анализ, оценки и прогнозы различных аспектов современной религиозной ситуации, в том числе и государственно-конфессиональных отношений, на уровне как России в целом, так и отдельных регионов.

Необходимо отметить, что в последнее время, в отличие от советского периода, изучение религиозной жизни различных общин, специфики и дина-

9 мики государственно-конфессиональных отношений осуществляется российскими исследователями с совершенно иных оценочных позиций. Функционирование религиозных общностей рассматривается ими как неотъемлемая составляющая религиозной жизни. Однако социологических работ, посвященных непосредственно исследованию государственно-конфессиональных отношений, по-прежнему немного, в то время как практических проблем в этой сфере немало.

Объектом исследования выступают государственно-

конфессиональные отношения в России.

Предметом исследования являются сущность и состояние государственно-конфессиональных отношений в современной России, институциональные механизмы их регулирования.

Цель исследования - анализ сущности и специфики институциональных регуляторов государственно-конфессиональных отношений в России, состояния и динамики этих отношений в основных сферах социальной жизни. Достижение цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

- осуществления понятийного анализа государственно-
конфессиональных отношений, определения понятия «государственно-
конфессиональные отношения»;

-выделения институциональных механизмов регулирования государственно-конфессиональных отношений, их трансформации в XX веке.;

- анализа состояния религиозной ситуации в России и детерминирую
щих ее факторов;

-характеристики динамики государственно-конфессиональных отношений, определения ее видов и их соотношения;

- выявления мнений и оценок представителей религиозных общностей
различной конфессиональной принадлежности и экспертов о религиозной
ситуации в России, состоянии и проблемах государственно-
конфессиональных отношений.

Теоретико-методологической основой для социологического исследования государственно-конфессиональных отношений выступают институциональный, деятельностный и системный подходы. Институциональный подход к изучению государственно-конфессиональных отношений позволяет выделить виды социальных институтов, выступающих в качестве механизмов, упорядочивающих отношения государства и религиозных объединений. Деятельностный и системный подходы являются основанием рассмотрения государственно-конфессиональных отношений как процесса и результата деятельности и взаимодействия включенных в них социальных общностей.

Эмпирическая база исследования. Теоретико-методологический анализ государственно-конфессиональных отношений опирается на результаты самостоятельного эмпирического исследования, проведенного диссертантом в 2004 году, посвященного выявлению мнений представителей религиозных общин различной конфессиональной принадлежности и экспертов о состоянии религиозной ситуации в России и отношений между государством и религиозными объединениями. В исследовании использовались 3 основных метода: анализ документов, анкетный и экспертный опросы. В нем приняли участие 450 представителей религиозных конфессий, в том числе их руководители, а также 8 экспертов.

В работе мы также опираемся на вторичные социологические исследования:

  1. «Исследование религиозной ситуации в Свердловской области» (1998 г.). Опрос проведен Отделом социально-политических технологий Законодательного Собрания Свердловской области. Опрошено 1500 респондентов.

  2. «Власть и религия» (апрель 2001 г.). Данные общероссийского опроса городского и сельского населения ФОМ. Опрошено 1500 респондентов.

  3. «Религиозность и воцерковленность» (август 2002). Опрос ФОМ населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Опрошено 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы -

600 респондентов.

  1. «Общественное мнение 2005: Религия». Опрос Аналитического центра Юрия Левады. Опрошено 1600 респондентов.

  2. «Российское общество и правовое государство» (сентябрь 2005г.). Опрос ИСПИ РАН. Опрошено 1500 респондентов.

Научная новизна исследования. Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость, заключаются в следующем:

  1. Проведено одно из первых целостных теоретико-методологических и эмпирических социологических исследований государственно-конфессиональных отношений в России.

  2. Осуществлен понятийный анализ государственно-конфессиональных отношений на основе общенаучного понимания отношения как равенства или неравенства, предложено авторское определение понятия «государственно-конфессиональные отношения» как равенства-неравенства субъектов -государственных органов и учреждений, с одной стороны, и религиозных объединений, с другой, - закрепленного в соответствующих светских и религиозных институтах и проявляющегося во взаимодействии.

  3. Выделено два основных направления функционирования государства и религиозных объединений в России: проведение совместных акций и обеспечение автономии в тех видах деятельности, в которых они обладают особой компетенцией. Доказано, что оба направления основаны на сочетании отношений равенства и неравенства, при преобладании в каждом конкретном случае тех либо других.

  4. Раскрыта специфика институционального регулирования отношений между государством и религиозными объединениями, заключающаяся в том, что они регулируются двумя видами институтов - светскими и религиозными, дана их характеристика.

  5. Выделено два вида динамики государственно-конфессиональных отношений, обоснована специфика их динамики в современной России. Первый вид динамики связан с утратой оптимальности этих отношений. При

12 этом цикл динамики выглядит так: «норма - патология - норма», которые, в свою очередь, выражаются в религиозной ситуации. Второй вид динамики государственно-конфессиональных отношений выражается в появлении новых отношений, которых прежде не было. Положения, выносимые на защиту

  1. Специфика социологического исследования государственно-конфессиональных отношений в России состоит в анализе двух аспектов. Во-первых, в анализе общепризнанной оценки, зафиксированной в нормативных актах, в соглашениях между государством и религиозными объединениями. Во-вторых, в анализе оценки состояния и динамики государственно-конфессиональных отношений на субъективном уровне, то есть анализе мнений, позиций сторон данных отношений.

  2. Уход от отождествления понятий «отношение» и «связь» позволил по-новому взглянуть на государственно-конфессиональные отношения, избежать сведения изучаемого феномена к взаимодействию субъектов, выявить, что это взаимодействие обусловлено сложившимися отношениями, а динамика взаимодействия - их трансформацией.

  3. Функционирование религиозных объединений и государства осуществляется по двум основным направлениям, которые основаны на сочетании отношений равенства и неравенства, при преобладании в каждом конкретном случае тех либо других. Первое направление - это партнерское взаимодействие, преобладание совместных согласованных действий над конфликтами. Такое взаимодействие основано на преобладании равенства субъектов. Второе направление проявляется в невмешательстве государства и религиозных объединений в дела друг друга, в его основе - равенство государства и религиозных объединений как юридических субъектов. Равенство в данном случае представлено равенством прав на контроль за деятельностью другой стороны и своей собственной. Неравенство выражается в различии возможностей, которыми обладают конфессии и государство при обеспечении и осуществлении контроля.

  1. На состояние и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений оказывают значительное влияние как светские, так и религиозные институты. Нормативная трактовка социальных институтов дает возможность рассмотрения их как механизма упорядочения государственно-конфессиональных отношений. Светские нормы определяют права и обязанности всех субъектов отношений. Законы могут устанавливать как равенство, так и неравенство сторон. Религиозные нормы также оказывают значительное влияние на сознание и жизнь верующих, они устанавливают, как верующие должны относиться к государству. Сложность и противоречивость институциональной регуляции исследуемых отношений обусловлена тем, что у одного их субъекта - религиозных общностей - действия обусловлены особенностями мировоззрения, регулировать которое практически невозможно.

  1. Специфика динамики государственно-конфессиональных отношений в современной России заключается в том, что имеет место своего рода «наложение» первого вида динамики на второй в его относительном варианте. Это выражается в том, что при формировании, или, как мы говорим, «выстраивании» новых (по сравнению с недавним советским прошлым) государственно-конфессиональных отношений возможна их определенная волнооб-разность, выражающаяся в колебаниях оптимальности, большем или меньшем проявлении нормы или патологии.

  2. Выдвигаются и подтверждаются результатами эмпирического исследования следующие гипотезы. Во-первых, в процессе исследования мы доказываем, что, несмотря на поддержку основных принципов, лежащих в основе отношений государства и религиозных объединений в России, в конкретных ситуациях и государство, и религиозные объединения зачастую их нарушают и в реальной социальной практике возникают ситуации, когда там, где должно быть равенство, возникает неравенство субъектов. В-вторых, зачастую государство как субъект отношений уделяет значительное внимание контролю за действиями другого субъекта - религиозных объединений, при этом под-

14 час нарушая принципы, лежащие в основе законодательства о свободе совести и вероисповедания. В-третьих, в России сегодня проявляется проблема «допустимых границ влияния» в свете взаимодействия государства и религиозных объединений. Наиболее остро данная проблема проявляется в сферах образования, здравоохранения, обороны.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка основ социологической концепции государственно-конфессиональных отношений дает возможность в перспективе создать их развернутую целостную концепцию, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации этих отношений.

Для своевременного анализа проблем, происходящих в сфере государственно-конфессиональных отношений, необходимо осуществлять их мониторинг, методические основы которого заложены в эмпирическом исследовании. Социологическая информация, полученная в результате проведенного исследования, может быть использована субъектами государственно-конфессиональных отношений при их совершенствовании.

Материалы данной работы могут быть использованы в учебных курсах «Социология управления», «Управление социальной сферой» «Социальная политика», «Социология религии», «Религиоведение», а также при разработке оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования отношений религиозных объединений и государства, их взаимодействий в различных сферах жизнедеятельности.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования отражены в 10 публикациях общим объемом 2,1 п.л., в выступлениях на 7 международных и всероссийских конференциях: «Роль политических партий и общественных организаций в формировании органов власти в соответствии с интересами различных групп населения» (Екатеринбург, 2003) «Управление социальными процессами в регионах» (Екатеринбург, 2003), «Политическая культура и политические процессы в современном ми-

15 ре: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004), «Религия в изменяющейся России» (Пермь, 2004), «Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах» (Екатеринбург, 2004), «Практическое решение государственных проблем глазами студентов: политологический, экономический, правовой, управленческий аспекты» (Екатеринбург, 2005), «Политическая, административная и образовательная реформы в Российской Федерации: пути взаимовлияния» (Екатеринбург, 2005) и 3 научно-практических семинарах по религиозной тематике.

Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы.

Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение при проведении занятий по учебным курсам «Социология религии», «История религий», «Религиоведение».

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии. Объем текста 174 страницы, список литературы содержит 271 наименование.

Государственно-конфессиональные отношения: понятийный анализ

В последнее десятилетие XX века в России произошло кардинальное изменение социальной ситуации, яркими проявлениями которого стали рост уровня религиозности населения и значительное увеличение количества и численности общин разных конфессий, возросла социальная значимость религии в современном российском обществе. Наряду с интенсивным формированием новых общин и приходов традиционных для России конфессий (православие, ислам, лютеранство, католицизм) имеет место рост числа объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений. Поскольку ту или иную религию исповедуют граждане государства, то возрастает и значимость изучения государственно-конфессиональных отношений.

Религиозные объединения включены в различные сферы жизни современного российского общества, в литературе активно используется понятия «государственно-церковные» и «государственно-конфессиональные» отношения, характеризуются нормативно-правовые основания этих отношений. Однако не определено, прежде всего, содержание самого этого понятия, вследствие чего весьма «размытой» выглядит характеристика этих отношений с точки зрения их субъектов, предмета отношений, специфики.

Понятийная неопределенность не позволяет выявить, охарактеризовать и найти оптимальные варианты решения проблем, связанных с государственно-конфессиональными отношениями: какие формы взаимодействия субъектов отношений могут иметь место, какие из них наиболее предпочтительны, почему возникают конфликты между органами исполнительной власти и религиозными объединениями, либо между объединениями разной конфессиональной принадлежности и т.д.

Для решения поставленных гносеологических проблем необходимо, в рамках исследуемой темы, проделать следующую работу:

1. Рассмотреть различные аспекты изучения государственно-конфессиональных отношений. Проанализировать имеющиеся определения понятия «государственно-конфессиональные отношения».

2. Осуществить понятийный анализ термина «социальные отношения», поскольку государственно-конфессиональные отношения представляют собой разновидность социальных отношений. Предложить социологическое определение понятия «государственно-конфессиональные отношения».

Необходимо отметить, что государственно-конфессиональные отношения изучались различными областями знания. Традиционно государственно-конфессиональные отношения исследовались в историческом аспекте. Он предполагал описание конкретных реальных фактов взаимоотношений между государством с отдельными церквами. Историки рассматривают, как развивались отношения между различными церквами и государством в разные периоды времени и в разных государствах. История - это фактологическая, описательная наука, она дает детальный портрет этих отношений на определенном историческом этапе. Для социологического исследования государственно-конфессиональных отношений исторический аспект исследования имеет важное значение, так как исторический материал представляет большую ценность как исходный и иллюстративный: изучая событийное существование государственно-конфессиональных отношений, можно выработать и проверить определенные гипотезы относительно тенденций их изменений, значимости в обществе. Кроме того, обращение к историческому описанию государственно-конфессиональных отношений в разные исторические эпохи позволяет выявить состояние и динамику государственно-конфессиональных отношений, что важно для осуществления социологического исследования.

Наряду с историческим аспектом исследования государственно-конфессиональных отношений необходимо выделять религиоведческий. Данный аспект достаточно близок к историческому, но в то же время имеет определенную специфику. Если в историческом аспекте государственно-конфессиональные отношения вписываются в канву общей истории государства, то в религиоведческом аспекте они вписываются в канву истории религии, то есть меняются местами приоритеты. Если в историческом аспекте исследования государственно-конфессиональных отношений на первое место выдвигается страна, государство, то религиоведческий аспект исследования государственно-конфессиональных отношений предполагает их рассмотрение в различных странах сквозь призму изучения истории религии.

Философия традиционно исследует саму сущность религии и только косвенно затрагивает влияние вероучений на культуру народов, на традиции, так или иначе, затрагивая государство. С позиций философского подхода, прежде всего, рассматриваются содержание религиозных доктрин, соотношение религиозных понятий с природной действительностью и человеком, со светским знанием. Он нашел отражение в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии.

Институциональные механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений

Предпринятое выше рассмотрение предмета отношений между государством и религиозными объединениями позволяет сделать вывод о том, что именно в этой сфере значимость социальных институтов как регуляторов деятельности субъектов названных отношений особенно велика, и в то же время, весьма специфична. Важнейшими формами регулирования деятельности религиозных объединений со стороны государства выступают контроль за соблюдением ими действующих правовых норм, нормативное обеспечение реализации соглашений и договоров о совместной деятельности. Такое регулирование институционально по своей сути, что обусловливает необходимость изучения и описания институтов, опосредующих государственно-конфессиональные отношения.

Институты, закрепляющие существующие отношения между государством и религиозными объединениями, регулирующие оба вида взаимодействия между этими субъектами, еще недостаточно изучены в рамках социологической науки. Их исследование приобретает особую актуальность в связи с тем, что институты представляют собой средства, обеспечивающие устойчивость отношений и упорядоченность деятельности, а отношения государства и религиозных объединений, пожалуй, как никакие другие, в настоящее время нуждаются в упорядочении.

Как уже отмечалось, государственно-конфессиональные отношения фисируются системой норм и правил, прежде всего - правовых норм. Они же выступают важнейшими механизмами, регулирующими действия и взаимоотношения субъектов. Социологический анализ государственно-конфессиональных отношений предполагает выяснение того, насколько фактическое (реальное) их состояние соответствует должному, насколько принятые нормы о свободе совести воплощены в реальность. Этим обусловлена значимость исследования институциональных аспектов названных отношений. Важнейшими механизмами, регулирующими эти действия и взаимоотношения субъектов, являются социальные институты.

Для выявления институциональных оснований государственно-конфессиональных отношений необходимо рассмотреть понятие «институт». Социальные институты характеризуются в социологической и управленческой литературе как важнейшее средство социального контроля, упорядочивания действий людей в различных сферах, в том числе и отношений между религиозными объединениями как с государственными и муниципальными органами, так и друг с другом.

М.Иингер, в частности, отмечает, что для выявления влияния религии на общество одним из ключевых вопросов представляются отношения между религиозными институтами и государством, поэтому усилия исследователей должны быть направлены на изучение различных видов религиозных групп и типов соответствующих им государств [271, С. 166].

Для выявления специфики институционального регулирования государственно-конфессиональных отношений необходимо определиться с тем, что мы будем понимать под социальным институтом. Это весьма непростая задача, так как понятие «социальный институт» употребляется в социологии в различных значениях, либо заимствованных из других отраслей знания, прежде всего юридической и экономической науки, либо выработанных в рамках самой социологии. Прежде всего, будем исходить из того, что понятие «институт» не собственно социологическое, оно является общим для об-ществознания. С прилагательным «социальный» оно употребляется в социологии, для других областей социального знания это нехарактерно.

Институциональный подход к исследованию социальных явлений имеет в социологии давние традиции. Одним из первых, кто уделил значительное внимание институционализации общественной жизни, был Г.Спенсер. Рассматривая общество как специфический вид равновесия, он считал, что его существование зависит от нормального функционирования органов этого организма, которое обеспечивается институтами. Вследствие выполнения каждой группой институтов своих специфических функций в обществе сохраняется социальный порядок. Понятия «учреждение» и «институт» употребляются Г.Спенсером как синонимы, и речь чаще всего идет о правилах поведения, обычаях, обеспечивающих воспроизводство и устойчивость отношений между людьми [33, С.59].

Продолжая традицию, заложенную Г.Спенсером, Э.Дюркгейм исследовал социальные институты с точки зрения их функций, определяя социологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании. Институты являются механизмом, обеспечивающим целостность дифференцированного общества [60, С.234].

Динамика государственно-конфессиональных отношений в основных сферах социальной жизни

Отношения государства и религиозных объединений затрагивают интересы практически всех жителей любой страны, поскольку касаются важнейших прав и обязанностей, связанных с духовной жизнью как верующих, так и неверующих. Серьезное влияние на них оказывают конфессиональная структура населения, особенности существующих в стране религиозных объединений, исторически сложившиеся традиции отношений государства и религиозных объединений, глубина секуляризационных процессов. Социологический анализ государственно-конфессиональных отношений позволяет выявить значимость этих отношений, их состояние, характер, проблемы.

Государственно-конфессиональные отношения в современной России во многом обусловлены религиозной ситуацией, на рассмотрении которой мы остановимся несколько подробнее. Понятие «религиозная ситуация» синтезирует качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного времени, фиксируемую на момент исследования. Для социологического анализа религиозной ситуации исследуемого объекта нужны данные более широкие и глубокие, чем, например, результат одного социологического исследования (особенно если речь идет о таких общностях, как профессиональная группа, крупный регион, государство). Здесь должны учитываться процессы, происходящие в массовом сознании и религиозной идеологии, их динамика, конфессиональная структура населения, направленность, характер и интенсивность деятельности религиозных организаций, объединений верующих, их влияние на окружающую социальную среду [31, С. 153].

Религиозную ситуацию современные исследователи определяют как разновидность ситуации социальной, понимая под этим такое положение дел в обществе, регионе, на конкретном исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (специфическими особенностями) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество, регион и исследуемый объект [31, С. 156].

Структура религиозной ситуации имеет две основные составляющие:

состояние религиозности (религиозных проявлений) в обществе и на исследуемом объекте;

факторы изменения и стабильности религиозной ситуации [119, С.26].

Понятию «религиозная ситуация» очень близко понятие «состояние религиозности», в социологической литературе они часто используются как синонимы. Однако между ними имеются и некоторые различия. Понятие «религиозная ситуация» фиксирует явление более конкретное, более локализованное во времени и пространстве. Для социологического раскрытия понятия «религиозной ситуации» на исследуемом объекте (в нашем случае - современное российское общество) нужны данные более широкого и глубокого типа, чем данные, которые могут быть получены в результате опроса. Прежде всего, здесь должны быть учтены следующие показатели, характеризующие религиозную ситуацию.

Похожие диссертации на Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ