Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ интеллектуальной собственности Бакулина, Юлия Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакулина, Юлия Владимировна. Социально-философский анализ интеллектуальной собственности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бакулина Юлия Владимировна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2012.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/416

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Усиливающийся системный кризис современной цивилизации
актуализирует обращение исследователей к её духовным, нравственным и
культурным основаниям, которые оппозиционны узко-прагматическому
духу и потребительской ориентации, связанной с обладанием «вещной
собственностью». Безоглядное стремление к обладанию вещами чревато
утратой духовного смысла бытия, который заключается в приращении
нравственной компоненты.

2. В настоящее время в с социума, приобретает актуальность проблема
собственности вязи с общей информатизацией, которая ранее
рассматривалась интеллектуальной спектром традиционных наук (право,
экономика, социология, история), а для социальной философии оставалась
долгое время нераскрытой в достаточной мере.

  1. В связи с углублением инновационных творческих процессов, значимость интеллектуальной составляющей производственных ресурсов возрастает, поэтому особую актуальность приобретает вопрос эффективного использования научно-технических достижений, что непосредственно связано с развитием самого рынка интеллектуальной собственности. Реформирование системы управления интеллектуальной собственностью является необходимым инновационным механизмом социального управления, включающим различные технологии воздействия на общественное духовное производство и воспроизводство.

  2. Одним из главных показателей духа цивилизованности общества является то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурно-духовного развития, зависит и успех решения стоящих перед социумом социально-философских проблем. Интеллектуальный компонент общества может развиваться только при наличии соответствующих условий: правовых (законодательных) и морально-этических, раскрывающих нравственность социума.

5. Нарушение интеллектуальной собственности в современности
(развитие системы правонарушений и появление контрафактной продукции)
показывает кризис как отдельной личности, так и социума в целом. Вне
интеллектуальной, духовной собственности, как моральной силы, не могут
полноценно формироваться экономические, общественные отношения.

6. Актуальность социально-философского исследования
интеллектуальной собственности связана не только с претензиями самого
человеческого интеллекта преобразовать мир на новых гуманистических
началах, но и с преодолением традиционного рассмотрения

«собственности» с точки зрения права. В этом плане «интеллектуальная собственность» ещё не получила адекватного социально-теоретического обоснования, поскольку здесь возникают вопросы, связанные с осмыслением самого процесса духовного возрождения цивилизации в целом, вопросы, которые упираются в сохранение духовного, интеллектуального, исторического и нравственного богатства нации и национальной жизни, защиты шедевров духовной культуры народа.

7. Главным показателем отношений «интеллектуальной собственности»
выступает социальная практика её защиты. Сложившаяся система
корпоративной защиты прав свидетельствует о том, что современное
российское общество пока не соответствует тем высоким требованиям,
которые предполагает международная модель информационно-технической
цивилизации, где весьма важная роль отводится общественным
организациям, которые стоят на страже прав интеллектуальной
собственности.

8. Необходимость введения самого понятия «интеллектуальной
собственности» возрастает с формированием информационного капитала и с
усилением роли в интеллектуально-творческой деятельности.

Степень разработанности проблемы. В отличие от осмысления универсалии «духовность», работ, непосредственно посвященных анализу «интеллектуальной собственности», сравнительно немного.

Понятие «духовная собственность» впервые введено Г.В.Ф. Гегелем в сочинении «Философия права». К понятию «собственность» обращались многие интеллектуалы. К. Маркс, анализируя наследие А. Смита, пишет: «Своё мудрое шотландское изречение: «если вы приобрели немногое, то зачастую легко будет приобрести многое, но трудность состоит в том, чтобы приобрести немногое», Адам Смит это положение применил и к понятию «духовного богатства». Духовно богатая личность умеет довольствоваться немногим и главное внимание сосредотачивает на сущностных, творческих силах человека.

Однако «духовное богатство» обосновывается до некоторой степени тем положением, что в развитом и богатом обществе, «где все классы народа с каждым днём производят всё большие расходы на свои дома, свою обстановку, на свой стол и одежду, трудно ожидать, чтобы один только государь устоял против этого обычая» . Поэтому правительство по необходимости «тоже начинает тратить большие суммы на все эти предметы».

1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа / А. Смит [пер.с англ.; предисл. B.C. Афанасьева]. - М.: ЭКСМО, 2009. - С. 752

Крайние позиции в рассмотрении проблем собственности занимают П.Ж. Прудон («Собственность - это кража!») и Макс Штирнер («Единственный и его собственность»).

Понимание собственности как идеального продолжения личности
развивалось отечественными философами B.C. Соловьёвым,

С.Н. Булгаковым. Значительный вклад в разработку теории собственности и в осознание её роли в духовном производстве внесён К. Марксом и его последователями. Отчуждающая роль собственности осознавалась философами XX века, в частности Э. Фроммом в его знаменитом сочинении «Быть или иметь?».

Значительное количество работ посвящено проблеме духовности в самых различных её аспектах. Для решения задач настоящего исследования необходимо выделить определённый круг работ по духовности. Помимо Гегеля, речь идёт о трудах русских философов: Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета. Важными являются идеи М. Бубера (духовность в отношении «Я-Ты»), К. Ясперса («Духовная ситуация времени»); работы современных российских философов, анализирующих взаимосвязь духовности и личности (Р.Л. Лившица, Л.А. Мясниковой, В.М. Петрова, Ф.С. Файзуллина, У.С. Вильданова, Р.С. Истамгалина, В.И. Плотникова, В.И. Стрелкова, О.К.Валитова).

Большое значение имеют работы философско-социологического характера, где выявляется связь «самости» с духовной собственностью (Дж. Мид, Ч.Кули). В этом же аспекте рассматриваются идеи персонализма (Э. Мунье). Феноменологическое рассмотрение проблемы личностных характеристик собственника с точки зрения сознания проводил Г.Г. Шпет. Проблемы самости человека в аспекте связи самости и собственности, «обладания» и «бытия» глубоко проработал Э. Фромм.

Социально-экономические аспекты проблемы смены типов общества и их связи с собственностью и духовностью отражаются в анализе проблемы духовного производства в марксизме. Однако следует отметить, что личностные характеристики духовности фактически исключались из марксистской постановки вопроса. Проблема связи духовной культуры и типов общества рассматривалась О. Шпенглером, П.Я. Данилевским (концепция «культурно-исторических типов»).

В современной литературе к понятию «духовной собственности» непосредственно обращаются Г.Л. Тульчинский, В.С.Барулин, В.М. Петров. Имеются сочинения, посвященные различным видам «духовной собственности.

Категория «интеллектуальной собственности» в социально-философском плане также не осмыслена, но она применяется как в философской литературе, так и в правовых, социологических, экономических исследованиях.

Немало и работ, выявляющих социальные, культурно-исторические характеристики личности. В современной отечественной философии это -работы П.П. Гайденко, А.Я. Гуревича, М.М. Бахтина, С..Ф. Анисимова, Б.С. Галимова, Д.М. Азаматова.

Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на обилие работ, посвященных теме «собственности» (и духовной в том числе), сама по себе проблема «интеллектуальной собственности» является неким «белым пятном». Не получило достаточного освещения в литературе выявление социального смысла, структуры и функций интеллектуальной собственности. Не исследованы перспективы формирования интеллектуальной собственности в информационном обществе, не проанализированы связи «Я» человека с интеллектуальной собственностью.

Объект исследования - духовная собственность, вне которой человеческое общество не может развиваться, поскольку любая собственность органичным образом сопряжена со свободой человека.

Предмет исследования - интеллектуальная собственность как важнейшее измерение духовной собственности, вне осмысления которой невозможно осмысление современного модернизирующегося и информационного общества.

Цель диссертации - социально-философский анализ интеллектуальной собственности, её трансформация в духовную целостность в условиях становления современного российского общества.

Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих задач:

исследовать социальный смысл, структуру и функции духовной и интеллектуальной собственности;

дать анализ духовной и интеллектуальной собственности и собственности как основы самоопределения человека в информационном обществе;

рассмотреть интеллектуальную собственность как вид социокультурного проектирования образовательной и духовной реальности;

исследовать интеллектуальную собственность и перспективы ее становления.

Методологическая основа диссертации. Диссертант исходит из той мысли, что интеллектуальная собственность есть важнейшая разновидность и в то же время способ существования собственности духовной. Несмотря на важность антропологических, экзистенциальных, культурных проблем, возникающих в связи с анализом «интеллектуальной собственности», диссертанта интересует именно её социально-философский аспект рассмотрения.

В основе диссертационного исследования лежит системный подход, в соответствии с которым сам по себе феномен «интеллектуальной

собственности» анализируется в качестве целостного и системного образования, имеющего как внешние, так и внутренние ресурсы рассмотрения. Для изучения внутренней структуры интеллектуальной собственности, как социального феномена, автор использовал структурно-функциональный подход.

Социокультурный подход, также использованный в настоящей работе, позволяет рассмотреть достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых интеллектуальная собственность выполняет вполне социально-значимые функции. Социокультурный подход позволяет раскрыть динамические состояния жизненной сферы всего социума, а тем самым выявить взаимосвязи социальных процессов, происходящих в разных областях современной общественной жизни.

Научная новизна диссертации обусловлена анализом

интеллектуальной собственности, её социального смысла и перспектив дальнейшего формирования. Особый интерес при этом вызывает исследование интеллектуальной собственности на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений:

доказано, что социальный смысл интеллектуальной собственности
раскрывается в процессе анализа сущностных сил человека (нравственной
воли, надежды на лучшие времена и т.д.); гармоничное функционирование
интеллектуальной собственности позволяет реализовать накопленный
интеллектуальный и творческий потенциал населения, что снизит отток
последнего за границу;

выявлена тенденция возрастания роли интеллектуальной собственности в условиях формирования новых общественных отношений, когда на первый план выдвигается проблема нравственности;

обнаружено, что в условиях усиления роли духовного производства в
жизни общества, интеллектуальная собственность характеризует отношения

людей по поводу воспроизводства, обмена, распределения и потребления духовных ценностей, причем со стороны их экзистенционального самовыражения. При этом чисто потребительское отношение к интеллектуальной собственности зачастую препятствует эффективному использованию духовных, нравственных ресурсов общества;

обоснован тезис о том, что интеллектуальное «я» колеблется между
информационными реалиями и «самостью» человека; в данном отношении
интеллектуальная собственность есть некий индивидуальный вариант

реализации в социуме собственности духовной.

раскрыт многомерный характер интеллектуальной собственности,
учитывая правовую, социологическую, историческую, политическую
составляющую данного понятия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интеллектуальная собственность, в отличие от духовной
собственности, которая выражает неотчуждаемое «Я» человека, его
внутренний мир, может быть подарена или украдена. Следовательно, в
условиях становления информационной цивилизации общество и
государство призваны подумать о её защите, о защите интеллектуальной
собственности, продукты которой выступают «носителями» информации и
выполняют при этом важные социальные функции (регулятивную,
коммуникативную, инновационную, воспитательную и коммерческую);

  1. Процесс формирования интеллектуальной собственности связан с переходом России к рыночному обществу, что предполагает подключение её богатых научных ресурсов в мировое интеллектуальное и культурное сообщество.

  2. Интеллектуальная собственность, как социальная форма творческого продолжения человека в процессе его духовного производства и воспроизводства, направлена на реализацию социальных, культурных и нравственно-этических аспектов социальной деятельности. Интеллектуальная собственность предстаёт как особая, ценностно-смысловая форма существования «самости», «Я» человека и в то же время как подлинная основа укоренённости этого «Я» в социокультурном бытие.

  3. Развитие права интеллектуальной собственности личности человека на деятельность общественно-полезную выступает одним из наиболее значимых направлений правотворческой деятельности, которая, в свою очередь, самым тесным образом связана с правовым регулированием интеллектуальной информации.

5. Интеллектуальная собственность воплощается прежде всего в
духовных, нравственных ценностях. Данные ценности воспроизводятся,
обмениваются и потребляются в процессе духовного воспроизводства
общественных сил. Именно поэтому духовная специфика российского
социума, обладающая «неподготовленностью» в отношении утверждения
интеллектуальной собственности на деятельность, связана с рационально-
инновационной деятельностью и её творческими формами.

6. С возрастанием роли и значения интеллектуальной собственности в
жизни общества значительным образом расширяется само социальное
пространство духовного производства как фундаментальной основы
современного общества. Данное понимание связано с формированием
перспектив производства и воспроизводства информации, с объединением
духовной культуры вокруг идеи ценностного, социально-смыслового
единения информационного общества.

Теоретическая значимость диссертации заключается в исследовании тенденций и факторов становления и реформирования интеллектуальной собственности как системы социальных и духовных отношений.

Разработана методологическая схема исследования и прогнозирования основных тенденций развития интеллектуальной собственности, которая может быть полезной для мониторинга инновационной, творческой и теоретической деятельности.

Практическое значение диссертации определяется тем, что данное
исследование будет способствовать дальнейшему развитию
соответствующих разделов социальной философии. Результаты

диссертации позволяют выработать конкретные рекомендации по развитию и совершенствованию образовательных технологий, направленных на формирование уважительного отношения к интеллектуальной собственности.

Материалы диссертации можно использовать при разработке специальных учебных курсов по социально-экономическим дисциплинам, а также для совершенствования курсов социологии, социальной философии, социальной онтологии , экономики и других учебных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Теоретические положения и выводы диссертации были апробированы автором в ходе участия на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на Всероссийской научно-методической конференции «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития» (Уфа, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции «Система образования в высшей школе» (Уфа, 2009), на Международной научно-практической конференции «Инновации и перспективы сервиса» (Уфа,2009), на Международной научно-практической конференции «Образование в высшей школе» (Уфа, 2010), на Всероссийской научно-теоретической конференции «Мировоззренческие основания культуры современной России» (Магнитогорск, 2010, 2011), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного общества» (Москва, 2010).

Основные идеи диссертации изложены автором в 24 публикациях общим объемом 3,9 п.л.

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 215 источников. Общий объём работы составляет 139 страниц.