Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Тонконогов Александр Викторович

Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы)
<
Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тонконогов Александр Викторович. Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 207 c. РГБ ОД, 61:04-9/440

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-философская сущность сектантства 16

1.1. Сектантство - понятие, признаки, классификация 16

1.2. Сектантство как одна из форм девиантно-деструктивной и делинквентной деятельности личности в обществе 48

Глава II. Социально опасные формы сектантства в современном социуме .84

2.1. Специфика сектантства в среде осуждённых к лишению свободы 84

2.2. Правовые аспекты профилактики социально опасных форм сектантства в России 106

Глава III. Эволюция сектантства в мировом социуме 133

3.1. Социальная роль сектантства в мировом социуме 133

3.2. Эволюция сектантства в России 155

Заключение 180

Список использованной литературы 184

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной направленности. В таких группах, в основном декларирующих приверженность идейно привлекательным традициям и поиску новаций во всех сферах социальной жизни, личность стремится найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации и самосовершенствованию. Развитие сектантства - это объективный процесс, связанный с духовными и материальными интересами и потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии и отсутствие общегосударственной национальной идеи ведёт не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся заполнить представители различных сект, которые получили широкое распространение в России в последние годы.

Вместе с тем, сектантство - это сложный и противоречивый, уникальный социальный феномен. С одной стороны - не вызывает сомнений, что социальная напряженность в современном мире вызвана, в том числе и деятельностью организаций и групп, являющихся сектами. Подтверждает это факт создания «талибами» (представителями одной из сект, отколовшейся от традиционного ислама) в конце XX века в Афганистане варварского государства, а также попытка создания подобного государства в Чеченской республике «ваххабитами». Ваххабизм является одним из основных источников распространения терроризма на Северном Кавказе. Советом муфтиев Европейской части России в 2001 г.1 было сделано официальное заявление, в котором осуждались все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме ваххабизма.

Примером социально опасной деятельности сект является также организация газовой атаки в токийском метро в марте 1995 г. и других терактов представителями секты АУМ Синрикё, именующих себя «буддийской общиной». По этому поводу Джампа Тинлея (духовный представитель Далай-Ламы в России, Калмыкии, Бурятии и Монголии) выразил мнение представителей буддизма: «...эта секта на сто процентов не принадлежит к буддийской традиции»2.

С другой стороны - некоторые исследователи (в частности, С. Франк и Г. Арнольд) высказывают мысль о том, что в определённые исторические периоды социальной эволюции, секты выполняют в обществе позитивную роль. Например, секты, возникшие в Европе в период Реформации, выполняли, по их мнению, функцию генераторов прогрессивных идей, способствовавших формированию нового общественно-экономического строя - капитализма, и как следствие оказали положительное влияние на стремительное развитие науки и искусства.

К сожалению, на данный момент научно не достаточно изучены вопросы исторического развития сектантства как уникального социального феномена, а также проблемы выявления, предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых адептами сект и иных преступлений, связанных с деятельностью сект. Можно констатировать недооценку, как в России, так и во всём мире той угрозы, которую представляют собой для национальной безопасности социально опасные формы сектантства.

В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования объясняется следующим:

- необходимостью изучения состояния и динамики развития феномена сектантства в мировом социуме и в России; необходимостью выработки критериев дифференцированного подхода к сектантству как сложному, уникальному социальному фено.мену и разным формам его проявления;

- необходимостью выработки единой системы, комплекса мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Развитие и функционирование сектантства и его наиболее опасных форм в .мировом социуме и в России, а также в среде осуждённых к лишению свободы является той актуальной социально-философской проблемой, которая нуждается во всестороннем и глубоком научном исследовании.

Степень разработанности темы исследования. Исследования сектантства как уникального социального явления до настоящего времени велись, за редким исключением, только в конфессиональном направлении, а именно в области христианского сектантства.

Такие западные учёные, как М. Вебер, Р. Нибур, Э. Трёльч, рассматривали сектантство только в области религиозного христианского сектантства.

В дореволюционной России активно исследовали феномен сектантства П. Милюков (религиозное сектантство) и С.А. Нилус (религиозное и псевдорелигиозное сектантство). Заслуживают внимания и художественные произведения П.И. Мельникова (А. Печерского), в которых был исследован феномен русского религиозного сектантства.

Феномен религиозного сектантства исследовался в советский период такими учёными как - В. Бонч-Бруевич, А. Катунский, Д. Фурман, К. Привалов, Ф. Путинцев. Особого внимания заслуживают фундаментальные труды - А.И. Клибанова и Н.М. Никольского.

Следует отметить, что первыми кто рассмотрел сектантство как явление не только религиозное, но и светское (в частности, политическое сектантство) были Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

Некоторые современные западные учёные, изучая сектантство, пришли к выводу о целесообразности использования термина новые религиозные движения (НРД), что указывает на их узкопредметный подход к изучению данного феномена (такое мнение высказывает, например, А. Байкер, и отдельные российские исследователи).

Но есть среди западных исследователей учёные, пытающиеся разобраться в причинах возникновения сектантства, активно использующие понятие «секта». Особо следует отметить работы - Т. Гандоу, Р. Лифтона, У. Мартина, Дж. Макдауэлла, Д. Стюарта.

Среди российских учёных и религиозных деятелей, изучающих феномен религиозного сектантства, следует отметить работы таких исследователей, как: А. Васильев, Е.Н. Волков, Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, И. Куликов, А.В. Кураев, Л.Н. Митрохин, А.В. Саввин, О. Стеняев, М.П. Стурова, Д.А. Таевский, Н.А. Трофимчук, А.И. Хвыля-Олинтер, Н.В. Кривельская, А.А. Скородумов.

Наиболее интересными современными российскими работами в области исследования сектантства можно по праву считать труды А.Л. Дворкина, рассматривающего феномен сектантства с позиций Православного христианства, что, безусловно, отразилось на позиции и выводах, которые он сделал в своих работах.

Исследуя сектантство невозможно обойти рассмотрение вопросов о девиантной и делинквентной деятельности личности в обществе. Интересными в этой области можно считать труды Р.К. Мертона, а также российских учёных, изучающих различные формы аномии, таких как: О.В. Афанасьева, И.С. Ной, Н.А. Стручков.

Следует отметить, что в рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения, исследование теоретических и практических проблем сектантства не сможет избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена. Научная дисциплина, изучающая различные аспекты развития сектантства, влияющие на жизнь отдельной личности и всего общества в целом, находится в стадии становления. Поэтому на данный момент изучение этого уникального социального феномена, и его, наиболее опасных для безопасности личности и государства форм, возможно в рамках социальной философии.

Объектом исследования — является сектантство как уникальное социальное явление, существующее в различных социально-политических, экономических условиях и ориентированное на изменение окружающего социума, а также различные формы его проявления в современном мире.

Предмет исследования - сектантство как социально-философский, криминологический феномен, социально опасные формы его проявления в социуме и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы; средства и методы профилактики социально опасных форм сектантства.

Гипотеза исследования. Сектантство существует в различных формах, в том числе и наиболее часто - в социально опасных (криминальных) формах. Деятельность многих сект представляет опасность для жизни, здоровья и соблюдения прав личности. Практика показывает, что преступления, совершаемые адептами сект, а также преступления, связанные с их деятельностью, не принимаются за особый вид преступлений. Отсутствие чётких критериев выявления данного типа преступлений не позволяет создать эффективную систему профилактики криминальной деятельности сект в обществе, и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы, которые могут использовать традиции сектантства, методы и средства, применяемые сектами, в целях дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в современном Российском обществе возможно только при объединении усилий правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является комплексное социально-философское исследование сектантства в его наиболее опасных формах, являющихся криминологическим, дестабилизирующим фактором развития общества и разработка концепции профилактики данного феномена в Российском социуме, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих теоретических и научно-практических задач:

изучить историю возникновения, причины развития и функционирования сектантства, характер деятельности сект в разных социально-политических и экономических условиях мирового историчпроцесса;

- уточнить понятия секта, сектантство, ритуальное преступление, антисоциальная религия, деформация сознания; дать классификацию основных видов сектантства и сект;

- изучить причины, механизмы и условия социально опасной деятельности сект, мотивированной стремлением их руководителей контролировать сознание и поведение личности в социуме;

- рассмотреть влияние сектантства в его наиболее опасных формах на стабильность и целостность общества, безопасность личности и государства;

- провести правовой анализ зарубежных правовых актов по обеспечению противодействия распространению сектантства с целью использования положительного опыта в совершенствовании отечественного законодательства в области обеспечения и соблюдения прав и свобод личности и укрепления государственной безопасности;

- определить комплекс теоретических и практических проблем совершенствования законодательства Российской Федерации, формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности сект;

- разработать рекомендации по предотвращению проникновения сект в государственные учреждения и органы, взаимодействию правоохранительных органов с другими ведомствами в целях выявления, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с деятельностью религиозных, псевдорелигиозных и светских сект.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения философии, социологии, социальной психологии, теории государства и права, криминологии, религиоведения; общефилософские принципы диалектического и системно-структурного подходов к исследованию социальных явлений.

При исследовании социально опасных форм сектантства в современном обществе также применялись общенаучные и частные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, наблюдение, логический и исторический методы, а также социологические методы исследования -опрос и анкетирование).

Исследование проводилось с учётом отечественного и зарубежного опыта изучения различных форм проявления сектантства в современном мире. В процессе работы над диссертацией были изучены и проанализированы международные правовые акты, действующее законодательство зарубежных стран и Российской Федерации, ведомственные акты, комментарии по уголовному праву, уголовно-процессуальному праву и уголовно-исполнительному праву.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в диссертации осуществлено комплексное социально-философское исследование сектантства в его наиболее опасных формах как сложного социально-духовного феномена, раскрыты его возможные проявления в среде осуждённых к лишению свободы и разработана социально философская концепция профилактики данного феномена в современном Российском социуме.

В процессе проведённого исследования получены следующие конкретные научные результаты:

- на основе выявления общих, основных и специфических черт и признаков различных сект и видов сектантства раскрыта сущность данного феномена в его наиболее социально-опасных формах как девиантно-деструктивной и делинквентной деятельности личности (групп людей) в обществе;

- сформулированы основные существенные признаки религиозных, псевдорелигиозных, светских сект; даны социально-правовые формулировки таких понятий, как: «секта», «сектантство», «деформация сознания», «ритуальное преступление»; дана классификация основных видов сектантства и сект;

- на основе анализа истории эволюции сектантства в мировом социуме раскрыт социально опасный характер деятельности большинства сект, в результате которой личности причиняется моральный и материальный вред, что приводит к её деградации и способствует отчуждению личности от социума;

- выявлены методы вовлечения, удержания и причины вступления в секты лиц различного социального положения, умственного развития, физического здоровья и психического состояния;

- раскрыт социально опасный характер современного сектантства, взаимовлияние преступности и сектантства в социуме и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы;

- предложены социально-правовые методы профилактики социально опасных форм сектантства, разработаны рекомендации по профилактике деятельности сект в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- на основе анализа международного и отечественного опыта решения проблем, связанных с деятельностью религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, определены возможные направления его использования в современной отечественной практике, а также формы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами;

- на основе выявления особенностей деструктивно-инновационной деятельности сект в современном социуме определены направления и формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект;

- обоснованы теоретическая и практическая значимость комплексного изучения сектантства светской научной дисциплиной - «Секталогией».

Положения, выносимые на защиту:

1. Сектантство является уникальным социальным феноменом, существующим на протяжении длительного исторического периода и, проявляющимся в разных социальных, политических, экономических условиях в религиозной, псевдорелигиозной и светской формах.

2. Сектантство не есть прерогатива какой-то определённой категории людей, оно охватывает людей разного возраста, пола, социального положения, физического здоровья и психического состояния. В то же время существует категория «риска» - люди, пережившие стрессовые ситуации, имеющие психические отклонения, дети и лица преклонного возраста. Руководство сект предлагает адептам то, чего они лишены в обычной жизни, в обмен на использование сектой (тайно или явно) материального и духовного потенциала личности.

3. Секты - это особые социальные группы, имеющие свои ценности, принципы, цели (явные и тайные). Для достижения истинных целей (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) руководители сект применяют к адептам и неофитам методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания), что приводит личность в состояние частичной или полной психологической зависимости, при которой адепт готов выполнить любой приказ. Таким образом, адептов сект можно рассматривать как потенциальных преступников, травмированных личностей, требующих после пребывания в секте длительного лечения (реабилитации).

4. По характеру и механизму деятельность религиозных, псевдорелигиозных, светских сект в их наиболее опасных формах проявления можно отнести к деструктивно-инновационной деятельности, проявляющейся в возникновении качественно нового (и неповторимого), что приводит к деградации отдельной личности и способствует развитию регрессивных процессов в обществе.

5. Криминальная среда (в том числе среда осуждённых к лишению свободы) является благоприятной для развития сектантства. В сектах, как и в преступных организациях, девиантно-деструктивная, делинквентная деятельность осуществляется в интересах отдельной личности за счёт интересов общества. Поэтому важным является профилактика развития сектантства в среде осуждённых к лишению свободы.

6. Сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании системы национальной безопасности России. Профилактика антисоциальных (криминальных) форм сектантства должна стать частью государственной системы предупреждения преступности и оздоровления социально-экономической и духовной сфер жизни общества.

7. В целях пресечения экспансии религиозных, псевдорелигиозных, светских сект в современном обществе, а также профилактики социально опасных форм сектантства как в обществе в целом, так и в среде осуждённых к лишению свободы, необходимо комплексное изучение феномена сектантства (создание научной дисциплины - «Секталогии»); совершенствование законодательства Российской Федерации (в частности, введение в российское законодательство понятий «сектантство», «секта», «ритуальное преступление»); создание организации, объединяющей усилия правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур, и координирующей на международном уровне деятельность правоохранительных органов по вопросам профилактики социально опасных форм сектантства

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется использованием методологии комплексного подхода к исследованию сложных социальных явлений, обобщением и введением в научный оборот новых теоретических и эмпирических материалов, широким применением конкретных методов исследования, включая экспертные оценки, опросы и т.д.

В процессе работы над диссертацией были изучены, проанализированы отечественные и зарубежные литературно-научные источники. Полученную на основе результатов опубликованных исследований информацию автор дополнил результатами собственных исследований, которые осуществлялись с помощью таких методик, как интервью и анкетирование.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Многие проблемы, исследованные в работе, ранее либо не подвергались всестороннему изучению, либо требуют переосмысления применительно к новым тенденциям развития мирового сообщества и условиям развития нашей страны в XXI веке.

Сформулированные теоретические положения и практические выводы, полученные автором, способствуют расширению и углублению имеющихся в современной науке представлений - о сектантстве как уникальном социальном явлении, существующем в различных социально-политических, экономических условиях и ориентированном на изменение окружающего социума; о различных формах его проявления в современном мире, в том числе наиболее опасных экстремистских и тоталитарных формах; о средствах и методах профилактики социально опасных форм сектантства.

Проведённое исследование позволяет ввести в научный оборот авторские определения понятий «секта», «сектантство», «секулярная (светская) секта»; классификацию основных видов сектантства и сект.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сделанные в ходе исследования выводы, предложения, рекомендации могут быть использованы для создания эффективной системы профилактики криминальной деятельности сект в обществе, и, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы.

Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке учебных курсов по социальной философии, религиоведению, положены в основу спецкурса по сектантству или «Секталогии», необходимому для повышения квалификации государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством их распространения в виде рекомендаций и методических пособий для практического применения в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск, сотрудников аппарата Государственной Думы Российской Федерации, систему профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск, подготовки законодательных актов и изменений в законодательные акты Российской Федерации.

Апробация результатов работы осуществлялась в научных докладах и сообщениях на Всероссийских и Международных конференциях и семинарах, в частности: IX и X Международных Рождественских образовательных чтениях (Москва, 2001-2002 г.г.); конференциях -«Государство и религиозные объединения» (Москва, 2002 г.), «Роль и место общественных объединений в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности России» (Москва, 2003 г.), «Социальное служение религиозных организаций в пенитенциарной системе России: проблемы и перспективы развития» (Москва-Владимир, 2003 г.); парламентских слушаниях - «Проблема законодательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), «Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект)» (Москва, 2003 г.).

Основные положения, выводы и рекомендации исследования изложены в научных статьях и методических разработках (всего по теме исследования опубликовано пять статей, практические рекомендации и методическое пособие).

Сектантство - понятие, признаки, классификация

Исследуя социальный феномен сектантства, необходимо провести анализ различных понятий этого явления, выяснить соотношение понятия сектантство (секта) с другими понятиями, составляющими категориальный аппарат концепции сектантства как социального феномена: социальная и антисоциальная вера, социальная и асоциальная религия (светская идеология), конструктивный и деструктивный культ, социальная религиозная (светская) организация, религиозная организация переходного типа, религиозная, псевдорелигиозная, светская секта.

Сектантство - не новое и не однородное явление. История возникновения и развития сектантства неразрывно связана с историей возникновения и развития человеческого общества во всех его проявлениях: в религии3, в науке4, в искусстве, в политике5 и других. Феномен сектантства, по нашему мнению, существует и развивается в трёх видах: в виде религиозного, псевдорелигиозного и светского сектантства. Наиболее же распространённая форма - это религиозное сектантство.

Исследуя феномен сектантства, мы исследуем веру, которую английский философ XVII века Юм разделял на религиозную и нерелигиозную, являющуюся актом скорее чувствующей, чем мыслящей части нашей природы6, а немецкий философ XVIII века Кант применительно к христианской вере, на веру разума и веру Откровения7. Как отмечал Спиноза, находясь в колебании между надеждою и страхом (а, по нашему мнению, ещё и между жаждой познания и отвращением к нему) люди в большинстве случаев чрезвычайно склонны верить чему угодно8.

Если рассматривать начальный этап социального развития -первобытное общество, то можно согласиться с утверждением французского просветителя XVIII-XIX в.в. Вольнея о том, что безнадёжное отчаяние, вызванное грозными явлениями природы и страшными общественными бедствиями было причиной (по нашему мнению, одной из причин) поклонения высшим силам9. Но, если рассматривать веру в высшие скрытые силы на протяжении всей истории развития человечества, то не совсем верно говорить о вере только как о продукте невежества, как это утверждает французский философ XVIII века Гольбах10.

Человек чувствует, значит, верит. Вера - это состояние чувств и разума, при котором бездоказательно что-либо принимается за истину. Вера бывает разной. Рассматривая веру в социологическом аспекте можно выделить две формы: религиозную и нерелигиозную (светскую). Религиозная и светская вера существуют, как мы предполагаем, в двух видах: в виде негативной - антисоциальной (разрушающей) и позитивной -социальной (созидающей) веры.

Позитивная (социальная) религиозная вера - это созидающая основа социальной религии, конструктивного культа, религиозных групп, объединений и религиозных групп, объединений переходного типа.

Негативная (антисоциальная) религиозная вера - это идейная основа асоциальной религии, деструктивного культа, сект.

Позитивная (социальная) не религиозная - светская вера - это духовная основа науки, искусства, политики, всех проявлений созидающего познания объективного мира.

Негативная (антисоциальная) не религиозная - светская вера - это идейная основа псевдонауки, псевдоискусства, иных проявлений извращённого восприятия и познания объективного мира.

Рассматривая веру в психологическом аспекте, можно, по нашему мнению, выделить: веру, пробуждённую страхом, присущую последователям антисоциальных религий и светских идеологий (Г. Петроний, Т. Грббс, Б. Спиноза не вполне обоснованно считали страх - главной и единственной причиной возникновения любой веры и суеверия11);

- веру, пробуждённую жаждой знания, развития и саморазвития , присущую последователям социальных религий и светских идеологий. В любом случае человек, по нашему мнению, создаёт идеал, которому стремится подражать, либо уровнять со своими взглядами на совершенство.

Справедливыми на наш взгляд являются предположения Д. Юма - в зависимости от развитости ума (а ещё видимо стоило бы добавить - от развитости духовных начал) одни личности, социальные группы, общества воспринимают высшее в виде сатанинского злобного божества (асоциальная вера); другие в виде совершенного и благого божества (социальная вера), благодаря склонности к лести (по нашему мнению, правильнее говорить -склонности к мирному созиданию и познанию, ведь человек существо социальное).

Специфика сектантства в среде осуждённых к лишению свободы

Феномен сектантства, существуя в различных видах (религиозное, псевдорелигиозное, светское сектантство), часто принимает, как мы предполагаем, социально опасные формы. Определяющим (главным) критерием социальной опасности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, по нашему мнению, являются в большинстве случаев не учения, которые они официально пропагандируют (за исключением учений, которые содержат призывы к войне, разжигают межнациональную, религиозную рознь и т.д.; в сектах, как мы уже выяснили, существуют также тайные учения - доктрины), а та деятельность, которую они осуществляют в социуме. В случае если сам факт существования и деятельность религиозной, псевдорелигиозной, светской секты нарушает права граждан, угрожает национальной безопасности того или иного государства, противоречит национальным традициям и моральным нормам, принятым в международном сообществе, то данную форму сектантства (религиозного, псевдорелигиозного, светского) можно классифицировать как социально опасную. Основным критерием оценки вышеуказанных признаков социальной опасности (нарушение прав граждан, угроза национальной безопасности и т.д.), по нашему мнению, являются действующие нормы международного и национального права, согласно которым за социально опасные деяния предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Религиозное, псевдорелигиозное, светское сектантство, принимая социально опасные формы, существует, на наш взгляд, в различных видах (экстремизм, терроризм, общеуголовная преступность). Одним из проявлений социально опасной формы сектантства (религиозного, псевдорелигиозного, светского) является, по нашему мнению, сектантство в среде осуждённых к лишению свободы, которое имеет свою специфику, обусловленную объективными и субъективными причинами, связанными с деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Проведённые нами исследования не позволяют сделать окончательный вывод о том, какое количество адептов религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, отбывают наказание в виде лишения свободы (подобные исследования, к сожалению, ранее не проводились). Однако у нас не вызывает сомнения (после всестороннего изучения данного вопроса) факт наличия в среде осуждённых определённого (незначительного) количества адептов религиозных, псевдорелигиозных, светских сект. Попадая в места лишения свободы, сектанты иногда пытаются пропагандировать свои идеи, получая материальную и моральную поддержку от адептов, находящихся на свободе.

Среда осуждённых (как уже отмечалось) благоприятна для развития сектантства, так как в одном месте сконцентрированы личности с явной девиантно-деструктивной и делинквентной формой сознания и направленностью деятельности. Такая среда не может положительно влиять даже на законопослушных индивидуумов, на сознание и поведение личности оказывается «активное (прямое или косвенное, стихийное или сознательное) воздействие» , осужденному преступнику представляется возможность развить свои и приобрести новые антисоциальные навыки. В категорию риска (потенциальных адептов и лидеров - создателей и руководителей сект) попадают, как мы считаем, большинство осуждённых, так как:

во-первых, лица, отбывающие наказания в учреждениях уголовно исполнительной системы, имеют ярко выраженную девиантно деструктивную и делинквентную направленность деятельности (поведения); они создают благоприятную среду для развития асоциальных идей, а также условия, от которых зависят любые поступки индивидуума, продукты его деятельности, в том числе преступления и их характер;

во-вторых, лица, вставшие на путь исправления, отличающиеся от других осуждённых посткриминальным поведением (то есть не преступным поведением после совершения преступления ), пытающиеся найти духовную отдушину в религии или в светском учении, в основном не имеют чётких нравственных ориентиров, и поэтому воспринимают любую идеологию без должной критической оценки, для них любая идеология является, прежде всего, системой психологической защиты;

Социальная роль сектантства в мировом социуме

История эволюции сектантства - это, по сути, история социально опасной деятельности сект. Именно противостояние с окружающим миром, выражающееся в тайном или явном неприятии общества и государства, не разделяющих воззрения сектантов, антигуманное отношение руководителей сект к рядовым адептам, применение к ним методик агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания) при вербовке в секту и для удержания в ней, отличают секты от иных экстремистских, криминальных организаций.

Все секты, как уже отмечалось, имеют два учения: одно для пропаганды в обществе, среди рядовых адептов, обращения неофитов, и другое только для посвященных, раскрывающее истинные цели сектантов, часто прямо противоположные официально декларируемым.

Тайная доктрина, резко отличающаяся от декларируемого учения -отличительный признак практически всех сект, за исключением, вероятно, сатанистов, которые открыто культивируют насилие, поклонение злу, антисоциальное поведение, призывают к развитию низменных инстинктов, эгоизма в ущерб интересам других личностей, социальным группам, всего общества в целом. Сектантский плюрализм «терпим только по отношению к своим последователям»308. Большинство сект разрабатывают внешне пристойную и привлекательную идеологию, поэтому до совершения адептами сект противоправных и аморальных действий, редко удаётся выявить их сущность. Обманутыми сектами, как показывают исследования, оказываются не только рядовые граждане, но и искушённые политики, представители средств массовой информации, которых сектанты умело используют для рекламы своего официального учения (примером, на наш взгляд, может служить деятельность секты «Народный храм»).

Недостаток исторических документов не позволяет провести исследование феномена сектантства раньше X века до нашей эры. Следует ещё раз особо отметить, что, мы считаем ошибочным мнение о возникновении сектантства в противовес христианству. Сектантство, как нам представляется, - явление всеобъемлющее, не ограниченное временными рамками, особенностями какой-либо религиозной или светской идеи, территорией какого-либо государства и формой общественного строя.

К первым известным проявлениям сектантства, вероятно, можно отнести - языческие секты. Не все языческие религиозные организации, как мы считаем, были сектами, большая часть из них были религиозными группами, выполняющими в обществе интегрирующую функцию на уровне семьи, рода, общины, княжества. В дохристианский период языческие секты характеризовались стремлением создать крайние формы язычества - с кровавыми жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения. После I в.н.э. языческие секты, вероятно, разделись на два вида: первый вид - это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жёсткое учение, эти секты предположительно можно называть тоталитарными; второй вид - это секты, которые являлись языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе позитивных функций, однако открыто не вступавшими в конфронтацию с другими социальными группами.

Рассматривая развитие сектантства в мировом социуме, можно, на наш взгляд, условно выделить, пять периодов:

1. до I века нашей эры существовали языческие, сатанинские секты, секты древних религий;

2. начиная с I века нашей эры по VI в. появились христианские еретические секты;

3. с VII в. по XV в. появились исламские секты;

4. в течении XVI в. по XVIII в. появились секты, возникшие после Реформации;

5. с XIX в. по начало XXI в. появилось большое количество секулярных сект; активно стало развиваться синкретическое и тоталитарное сектантство.

Недостаток источников непосредственно упоминающих о существовании сект не позволяет детально и поэтапно, опираясь на неоспоримые факты, проследить процесс появления и развития сект. Тем не менее, известные исторические факты позволяют, по нашему мнению, представить общую картину эволюции мирового сектантства на примере самых известных сект, оказывавших и оказывающих определённое влияние на социальные процессы в отдельных государствах и во всём мире.

Похожие диссертации на Сектантство как социальный феномен (Исследование в среде осужденных к лишению свободы)