Введение к работе
Актуальность темы. В условиях независимости демократизации нашего общества повысился интерес людей к своей национальной самобытности как в историческом, так и в культурно-духовном и социально-политическом аспектах Процессы, направленные на укрепление национально-государственного устройства и национальной консолидации, обрели естественную форму национального возрождения в плане сохранения и творческого развития национальной самобытности и роста национального самосознания Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил, что «мы осознаем всю сложность и тяжесть проблем, вставших перед нашей молодой суверенной страной, и, опираясь на волю и поддержку народа, решительно и твердо пойдем избранным им курсом к построению демократического, светского, правового государства» ' Одной из важнейших проблем внутриполитического курса Республики Таджикистан в построении демократического государства явилось осмысление проблем национального самосознания с новой позиции
Хотя национальное самосознание формируется под
непосредственным влиянием факторов и условии возникновения и развития нации, по оно во многом связано с национатьно-государственным >стройством Взаимосвязапносгь этих условий выражается в том, что само стремление нации к национально-государственному самоопределению является результатом самосознания С другой стороны, в условиях государственной независимости национальное самосознание укрепляется и направляется в созидательное русло, приобретая общий характер С \ креплением и расцвеюм национального государства, с его социально-экономическим и культурным развитей формируется национальная іоріость и паїриошім нации именно на почве национального самосознания Иными словами, национальное самосознание, возникнув в определенных исюрических условиях приобретает относигельтю самое іоятел ыюс и, и становился очним из важных факторов функционирования и цальнейшего развития, расцвета нации Нация консолидируется іеперь >же не только объективными связями, ной связями, основанными на самосознании в широком смысле этого слова включающим в себя дчховно-психологические моменты, такие как трдость sd свою нацию, се историческое прошлое сознание общности
' PdwioiiOB ) Ш Опираясь па во но нарота Д)ш<шбі1993 С 35
исторической судьбы, стремление на деле поднять престиж своей нации и государства Национальное самосознание является важным гарантом, фактором самосохранения нации от разных форм (военной, духовно-культурной или экономической) экспансии в условиях мобилизации, направленной на подрыв национальной независимости
Все названные проблемы, связанные с самосознанием нации, требуют своего теоретико-методологического исследования, построения общетеоретической базы, на которой будут сделаны выводы и практические рекомендации для дальнейшего укрепления и углубления национального самосознания и выход к общечеловеческим, глобальным проблемам Этим же объясняется актуальность исследования нашей диссертационной темы
Применительно к условиям Республики Таджикистан
актуальность данной темы заключается в следующем в силу
ряда исторических причин, те тысячелетней лишенности
таджикского народа своей национальной государственности и
нахождения под тюрко-мангитским игом, определенной
деформации национальных отношений, ошибок при
государственно-территориальном разделении, лишивших
таджиков своих исторических культурно-цивилизационных
очагов, итд, национальное самосознание было существенно
негативно измененно В этой связи перед независимым
таджикским государством стоит задача формирования
национального самосознания, ликвидации различного рода
неіаінвньїх издержек прошлой системы, іаких как
местничество, духовно-культурная разобщенность религиозный фанатизм, экстремизм и т д
В настоящее время проблема национального самосознания стала одной из актуальнейших проблем не только для Таджикистана, но и тля стран СНГ в целом Особенно после образования суверенных независимых государств формирование национального самосознания в постсоветских государствах совпало с другим всеобщим явлением -ьтобализацией международных отношений и интенсификацией процессов, связанных с входом в информационное поле ведущих сіран Запада и Вое і ока В іаких условиях невозможно исследовать самосознание нации без учета особенностей происходящих социокультурных изменений
Решение этих и труї их « гач требует глубокого философскою осмысления и исстетования В этом и заключается актуальность данной тлесертационноп темы
Степень научной разработанности проблемы. Хотя нтерес к проблемам национального самосознания в науке появился еще в 40-х годах XX века, в отечественной и зарубежной социально-философской литературе до недавнего времени проблема национального самосознания не была предметом широкого социально-философского анализа и исследования
Этой проблеме почти одновременно впервые уделили внимание историки, литературоведы и этнографы Видный историк В В Мавродин в своей монографии "Образование Древнерусского государства"', указывая на огромную роль национального самосознания в истории древних и современных народов, выделяет два основных фактора этногенеза русской народности язык и национальное самосознание, которые определяют "народность" как понят ие этническое и социально-психологическое
В дальнейшем, по проблемам национального самосознания выходят в свет труды литературоведа ДС Лихачева - "Национальное самосознание Древней Руси"2 и этнографа П И Кушнера -"Этнические территории и этнические границы'" В 60-е и начале 70-\ годов прошлого столетия появляется ряд публикаций, освещающих проблемы национального самосознания, этнического самосознания и пути их формирования 4 Эти работы внесли значительный вклад в развитие представлений о национальном самосознании
В Таджикистане идея национального самосознания имеет давнюю ірадицию Она особенно замета в персидско-таджикской литераторе и кулыурс периода Восточного Ренессанса (IX XIII вв ) Тема патриотизма и национальной тордости была центральной улче в творчестве мыслителей VIII в В ІХ-Х вв когда одновременно шел процесс сіановления таджикской народности, государства, единого национального литературного языка, в литературе пропагандировались патриотические идеи, и таким образом, подспудно началось формирование национальною самосознания В результате например появляется великое творение Фиртоуси - Шахнаме', - оригинальный
1 Чавро тин В В Обра іоиаііііс Древттер\ еского іос\ тарства Л I'M4!
2 Лихачев /( С Пашіопа іьное саиосошаїїпс Древнем І'\си -\1 Л 1445
Ї k\ lllllep II И ЬіШЧеСКІІС кррії ІОрІШ II ЛНПЧССКМС ipdllllllM \I ІУ45
4 Токаре» С \ ПроГіїсма типов тііічсских ooimiociui" Вопросы фи іософпи M 1964 К« і І Поршнсн І) Ф Сонна іьііая псичо іошя М 1966 Кон НС Пспчоюіня претраесх тка// Новий мир М 106S Nl-О Кои He ІІаішоїіа и,мі,ні характер- миф и in pea іьносіь' // Иное ipaini ія ппераі\раМ I96X \rL' Ч Чіп.ion KB Ттініческая обшносп. нжічсскос соїіілміїс її нскоторие мрооилш iwohiioii к\ п,і\рьі// Советская )іноірафня М 1972 Мі; 2
синтез арийского (иранского) сознания и привнесенной семитской религии, сформировавшей новое национальное самосознание
Кроме того идеи иранского национального самосознания нашли свое отражение и в классической литературно-зсіеіической мысли В частности, в іаких памятниках іаджикско-персидской литературы и философско-эстетической мысли, как 'Тарджумон-ул-балога" ('Толкователь красноречия") Мухаммада Родуени (XI в)', "Ал-муъджам фи миъер-ил-ашъор- ил-Аджам" ("Оценщик проб стихов Аджама") Шамса Кайса Рози (ХН в)", "Тазкират-уш-шуаро" ("Антология поэтов") Давлатшаха Самарканди (XVb)' и др Эти идеи пропагандировались во введении книг или путем приведения назидательного рассказа на историческом материале
Национальное самосознание исследутся также и в работах
современных ученых Таджикистана В этих исследованиях
затрагиваются вопросы исторического и философского характера, касающиеся феномена национального самосознания В историческом плане очень важный анализ прослеживается в работах Б Гафурова М Шукурова, Н Негматова, Р Масова и др4 В философском аспекте выделяются работы Д Балхова, М К Гафаровой, М Диноршоева М Музаффари, И 1U Шарипова, Д Хуморова К Бекзода, П Д Шозимова К 1 I иеева, X У Идиева, Н Р Арифджановои, А X Самиева, С С Сафарова, Ф А Гурсунова, А Мамадазнмова 3 А Дадабаевои, С Джононова и др
'MjHiaidOH " lap і/ммон-д і-балоіа" Bd "Хадоик-)С-се,чр" -Дипанбе 1987
Ат-М)і,цжа\і фн чіпер-ит-аіньор ит-Аджач Іасхехи Миріо М\чаммати Каівини -Ісчрон 1909
Дав іатшочи С амаркан аи Іазкираі-ми-шуаро -1с\рон 1958
J Гафуров БГТадАики ДрсвнсГшіая древняя и средневековая нсюрия В 2-х томах -Дмианбе 1989 1ІІ\к\ровМ Хчросон асі ин чо -Дмианбе 1997 НсгмагопН Іаїжіікский феномен история п теория -Душанбе 1997 Масов Р Татжпки нсюрия с грифом «совершенно секретно» -Дмпанбс 1994 и jp
* bd-іхов Д І'аівіпие iiaimoiia-ibiioio самосоіїїания народных масс в se юнинч нерехо тої юкапигадисіическич огношеї ни к социатіпч) (на примере іа мшкскоіо паро-іа) Авюреф дисе кант фи юс на\к -М Из i-во Московскою міивсрсшсіа 1972 І афа-рова МК Фомина ИЛ Общественное еоіпание (оеобеїіііоеіи ею обнов іения) -/(мінної 2001 Дипоріжх в М О некоюрыч принпнпач фн юсофпп напнопа іьного \ш-ра//Фон\с 2001 №3 М\ заффарн М \ню кмияи орнси -Дчшанбе 2006 Шарипов И Ш Ипкишофи мчносибаїчон ми і ні дар Іочикнсіонн м\оепр -Дмпанбе 2002 \\моров Д Існіенция раівиїия напни и наннонаімімч оіношений // С оциа мим н іеорпя нации/' Маїериаіьі вессокннои на\чно-ісорсінчсской конференции -Дмпанбс 1991 Ьекзо іа К Лэ таъричи ччдіііиносііи ючикон -Душанбе 2006 Шотимов ПД Таджикская идентичность її іос\дарственное строитстьсіво в Таджикистане -Дмпанбс 2003 Гпе'ев К \ Национадьные ишересы -Дчшанбе 1993 Идиев X У I ранеформнрмошееся іаджикская общество -Дчшанбе 2003 Лрифтланова II Р Национадьиая шея та мсикского народа как предмеї сонна іьмо-фи юеофскою анализа Авюреф nice каїифиюеначк -
Несмотря на значительные достижения в плане анализа
чанной проблемы, многие социально-философские аспекты
национального самосознания практически остаются
неразработанными В этой связи, мы ограничивали себя исследованием национальною самосознания в аспекте его целостного видения, т е национального самосознания как социально-философского явления
Цель и задачи исследования Цель данного исследования состоит в выявлении и характеристике особенностей формирования национального самосознания как социально-исгорического и социально-философскою явления
Данная цель предполагает решение следующих
взаимосвязанных задач
- раскрытие генезиса национального самосознания,
-определение национальною самосознания как культурно-
исторического явления с выявлением его социокультурных
парадигм,
выявление характера взаимоотношений этнического сознания и национального самосознания,
анализ и определение механизмов формирования и развития национального самосознания,
конкретизация функции национального самосознания,
- описание и характеристика особенностей национального
самосознания в период государсівсннои независимое!и
На> чнаи понизил дпесер і анионной рлбоїьі заключаемся в следующем.
-освещение этапов формирования национальною
самосознания как метрически развивающегося явления,
-характеристика структуры и выявление системообразующих частей (этническое, индивидуальное социальное и тд) национального самосознания
Д\таіібс2006 С /\Х К\ іьілрно- нсюрнческая іраіиния как і\\овію-нравсівсііная ос.нова национал пои Силон іиіосиі '/ Мпрошорчсскне процессы в Іадлпк'їсіаис -Динамік. 2006 СафаровС С Нация и национальная і ос\ дари венное гь //Сошыпим it маїиіо-наїьіи.іи вопрос исссоюіпои наиіно-ісорсінчсскои конференции -Д\інапбс 1401 1\рс\ноь Ф Л Coiuiohv л>і\рньіе особсннисіп сіанов кипя it ражпіия націіоііа.імни о само-лннання Оіа примере icii/KHKLKoiо паро w) \вюрсф иісс кап іфн юс наис -Дмнанбс 2002 Маиадашмов Л Повыи Іаі/Мікнсіан Вопросы сіанов існия елкернмшиа -Дмнанбс 1996 Далаб ква 3 \ Таджикистан межи ішюна її ні к опмпісіїнч в перпо і ірансфориацни обшес г-ва -Д\шан6е2000 Длиііоиов С Нскоіорі іс прооїемьі нацпои.иыюю самоонре іе іення в м.іовня\ іос\ ирсшиї іою (. /' Иаісііия Ml І'сстб піки Іа u іікнсіан Сер фи юсофня и прано - Дчп шбс 2(ХН V'1-l п ір
определение соотношения национального "Я" и национального самосознания в плане их характеролоіических проявлений,
-показ системообразующих особенностей национального самосознания как социально-философскою и социо-кульїурної о явления,
- определение соотношения национального самосознания и этнического сознания с указанием их отличительных особенностей
На защиту выносятся следующие положения:
-
Национальное самосознание в его широком историческом, философском и социо-культурном смысле есть состояние сознания нации, когда его субъект осознает себя субъектом истории среди других наций и народностей, представление и суждение членов нации
-
Национальное самосознание образует стержень национального сознания и как сложное многокомпонентное явление выступает обязательным условием существования человеческого сознания и базируется на духовно-национальной культуре
-
Национальное самосознание - это в значительной мере исторический результат реакции национального 'Я ' на воздействия окружающей социальной среды
-
Проявление национального самосознания как высшего уровня национальною сознания и имманентного свойства нации обусловлено целым рядом социально-экономических и духовных факторов В современных условиях - это, прежде всею стремление устранить состояние самоотчужденности, исторические социально-политические проблемы неравенства, несправедливости, накопившиеся в силу исторической судьбы той или иной нации
*> Национальное самосознание выступает как необходимое звено в цепи духовности и включает в себя как самосознание индивида, так и самосознание нации в целом Национальное самосознание, и отличие оі этического, берет за основу иной принцип членения своих и чужих, причем оппозиция "свой - чужой" іеряеі }десь сисе оитноиолаї лющее значение не только для ю-сударства но и для культуры
б Национальное самосознание таджиков в условиях гос\дар-СІвенной независимости как и всякое национальное самосознание, включает в себя сложные, нередко взаимоисключающие, элемешы представчяющпе собою, с одной стороны различные способы национальной идентификации а с друюй разнообраз-
ные варианты восприятия и оценки иных национальностей То есть в национальном самосознании «Мы» постоянно соотносится с «Они», и лишь через это соотношение национальная самоидентификация приобретает определенный смысл Само по себе выражение «мы - таджики» приобретает определенное могивацион-ное значение лишь благодаря тому, что за этим утверждением подразумевается существование тех - «Они», с которыми сознательно или бессознательно осуществляется сопоставление Во многом характер соотношения «Мы» и «Они» остается неизменным, он определяется реальными межнациональными связами
-
Национальное самосознание в эпоху саманидов и постсама-нидскою периода не было уїко национальной культурой (арийской, исламской) Каждый раз это было творческое, совершенно новое по содержанию самосознание, впитавшее в себя более универсальные компоненты духовности нации,
-
История этносоциального развития народов показывает, что этническое и национальное самосознание не было замкнутой системой, а на базе социо-кулыурного развития, овладевания и заимствования ими созданных материальных и духовных ценностей всегда накладывало на них свой национальный отпечаток
Теоретическую основу исследования составили труды известных философов, культурологов, социологов, политологов, историков-этнологов, религиоведов СНГ и зарубежных стран
Методо іоітічсчкііми принципами исследования ісмьі явились обьекімвный, псюриолоїическии и сравни іельиып методы в определении национального самосознания
Теоретическая и практическая значимость
диссертационной рабо і ы Выводы и положения диссертации могут быть полезными при дальнейшем исследовании других аспектов данной проблемы Кроме тою, диссертация служит научным материалом для составления учебников и учебных пособии по социальной философии, этнологии, конфликтологии а іакжс при изучении проблем национальных отношении
Апробация работы Диссертация была обсуждена )\d расширенном иіседанин о пела социальной философии Инсппуіа философии имени Л М Воіоуідипова ЛН Республики 1 аджикистан
Основные положения п реп платы исследования излагались в ви іе токладов п сообщении па методолої ических семинарах паучно-пракінчоекпх конференциях а іакже в нахчных статьях
Структура работы. Структура и содержание работы соответствуют ее общим целям и задачам Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и библиографического списка использованной ли іераіурьі