Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Чернобровкин Игорь Павлович

Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль
<
Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чернобровкин Игорь Павлович. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : Ростов н/Д, 2004 273 c. РГБ ОД, 71:05-9/36

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПРИРОДЫ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА 23

1.1. Понятие этнонационального конфликта 23

1.2. Примордиализм 41

1.3. Инструментализм 51

1.4. Конструктивизм... 60

ГЛАВА II. ТИПЫ И ПРИЧИНЫ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА 72

2.1. Принципы типологии этнонационального конфликта 72

2.2. Защитный конфликт 80

2.3. Статусный конфликт 89

2.4. Гегемонистский конфликт и вигилантизм 95

2.5. Элитарный конфликт и роль внешних сил в интернационализации этнонационального конфликта 110

ГЛАВА III. СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАСИЛИЯ В ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОМ КОНФЛИКТЕ 126

3.1. Стратегии силового контроля и подавление экстремизма 128

3.2. Стратегия кооптации 147

3.3. Манипуляция этническими идентичностями и мультикультурализм 157

3.4. Системы политического участия в принятии решений 177

3.5. Дилеммы и выборы стратегий 185

ГЛАВА IV МИРОТВОРЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ГЛОБАЛИЗИРОВАННОМ МИРЕ 189

4.1. Понятие миротворческого контроля, его принципы и исторические причины 189

4.2. Критерии легитимности и эффективности традиционного и нетрадиционного миротворческого контроля 198

4.3. Защитные стратегии миротворческого контроля 211

4.3.1. Комиссариат 211

4.3.2. Трансфер 216

4.4. Стратегии принуждения к миру 221

4.4.1. " Карантин 222

4.4.2. Баланс 225

4.4.3. Выбор победителя 231

4.5. Превентивный миротворческий контроль 239

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 251

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном мире этионациональные конфликты сопровождаются повышенным кровопролитием. Сегодня они превратились в доминирующую форму насилия более кровавую, чем межгосударственные войны. В 1990-х-начале 2000-х гг. эти конфликты в странах Африки, Азии, Ближнего Востока, бывшей Югославии, на постсоветском пространстве привели к гибели миллионов людей, десяткам миллионов беженцев и материальным потерям, исчисляемых в миллиардах долларов1. Этнические войны в тенденции стали более длительными, чем межгосударственные, и с трудом поддаются прекращению. Для этнонациональных конфликтов характерно регулярное повторение насилия, возобновляющееся с увеличивающейся интенсивностью. Во многих этнонациональных конфликтах проводились мирные переговоры по требованиям сецессии, ирредентизма, передела границ и подписывались соглашения. Паузы в войне использовались радикальными сторонами для мобилизации новых ресурсов и возобновления вооруженного конфликта повышенной интенсивности. Местные этионациональные конфликты распространяются в региональном пространстве и выходят за пределы государства. Они вовлекают международные силы. На альтруистическом уровне гуманитарная помощь превращается в пособничество, если беженцы становятся резервом боевиков.

Остается распространенным государственное пособничество местным конфликтам. Внешние правительства включаются в региональный конфликт через оказание материальной, военной и моральной поддержки одной из враждующих сторон. Если внешнее правительство не оказывает поддержку участникам этнонационального конфликта, частные организации становятся пособниками возобновляющейся этнической войны. Неспособность правительств контролировать местный политический экстремизм приводит к образованию международного терроризма, создающего глобальную угрозу безопасности. Неудачи в понимании способов контроля возобновляющегося насилия в этнонациональном конфликте увеличивают бедствия людей. Демократические институты, вместо того, " чтобы объединять граждан, разъединяют их по этнической-линии. Свобода слова и собраний используется демагогами для нагнетания атмосферы страха и нетерпимости, сопровождающих затяжной конфликт.

Интернационализация местных конфликтов означает, что они перестают быть внутренним делом отдельных государств. Миротворческий контроль стал характерной чертой глобализированного % мира. На начало XXI века под эгидой ООН было проведено 50 миротворческих операций, в которых принимали участие миротворческие силы всех структур общества - ООН, региональных межгосударственных союзов и отдельных государств, в том числе России. Рост активности мирового сообщества объясняется угрозой правам человека и международной безопасности, исходящей от этнонациональных конфликтов. Не все миротворческие операции завершились успехом. Несанкционированное Советом Безопасности ООН военное вмешательство НАТО в косовский конфликт бывшей Югославии вызвал во всем мире дискуссию о морально-правовых основаниях миротворчества.

Деструктивные последствия этнонационального конфликта для модернизируемых общественных систем диктуют необходимость всестороннего исследования явления социального контроля этнического насилия в этнонациональном конфликте.

Здесь возможны и актуальны взаимосвязанные ракурсы рассмотрения. Обшестка. стешите на путь модернизации, пережисают період трансформации своих экономических и политических подсистем. Изменяются культурные ценности, положенные в основу нормативного порядка. Вместе с модернизацией распространяется дискриминационный образец этнического государства, являющийся европейским по происхождению явлением, противоречащим нынешним процессам интеграции стран и народов. Этнонациональные конфликты, ведущие к распаду полиэтнических государств и утрате правительственной монополии на легитимное принуждение, - важный аспект изучения социального контроля этнического насилия. От эффективности контроля зависит успех модернизации. На первый план выходят проблемы причин насильственного этнонационального конфликта. От комплексного анализа микро-, мезо-, и макроуровневых условий этнонационального конфликта и его типов зависит оценка адекватности правительственных стратегий сдерживания этнического насилия. Немаловажный пласт составляют вопросы контроля этнического насилия как переменной величины, зависящей от экономических, политических, правововых, культурных, военных и географических факторов. Значительный интерес предствляет изучение типологических различий контроля этнического насилия в тоталитарных обществах и обществах с гуманитарным нормативным порядкаом, гарантирующим права человека. В связи с процессами глобализации все большее внимание привлекает к себе контроль этшгческого насилия в аспекте миротворческого вмешательства международного сообщества во внутренние дела государства.

Перечисленные аспекты проблематики контроля насильственного этнонационального конфликта далеко ее не исчерпывают. Этот перечень лишь дает представление о ее глубине и значимости. В конечном счете всю совокупность этих проблем можно свести к одной фундаментальной проблеме теории общества: как возможен контроль насильственного конфликта в общестзе, гтгзитм на путь сіруктурньїх изменений. Не случайно это проблема оказалась в центре внимания III Российского Философского конгресса и XXI Всемирного философского конгресса.

Актуальность обращения к социально-философскому исследованию проблемы контроля этнического насилия в этнонациональном конфликте определяется: многопараметровой сложностью контролирующего действия, включающего морально-правовые, политико-военные, экономические и психологические аспекты; потребностью в теоретическом осмыслении возможностей социальной регуляции этнонационального конфликта в модернизируемом обществе глобализированного мира.

Степень научной разработанности темы. При изучении этнонационального конфликта социальные философии принимают два допущения. Во-первых, этногруппа рассматривается частью общества, члены которой включаются в общественную систему через соблюдение социального порядка, реализацию своих жизненных планов и способны к самоорганизации для взаимодействия с обществом на дополняющей или альтернативной основе. Во-вторых, порядок в обществе поддерживается не только гражданским конформизмом, но и социальным контролем, который противодействует насильственным формам конфликта, угрожающим общественной интеграции. Поскольку в период общественных трансформаций конформизм ослабевает, значение внешнего контроля порядка возрастает.

Этнонационализм внутренне интегративен и.внешне конфликтен. В научной литературе получили распространение две исследовательские стратегии консенсологии и конфликтологии. До 1980-х годов в философии и социальных науках преобладала первая стратегия. Исходным пунктом анализа консенсологи избирают согласие этнообщности, именуемой нгцтіеіі, на создание національного государства и проживание под официальной юрисдикцией своего правительства. Право национального самоопределения и признание государства мировым сообществом образует начальную и конечную фазы этнонационализма (правовой аспект - А.Я. Сухарев, В.Д. Зорькин, В.Е. Крутских). В аспекте консенсологии нацию отличает лояльность к этнически гомогенному государству, которое приходит на смену родовой, местной и династической лояльности" (исторический, этнопсихологический аспекты - В.Вундт, М. Вебер, 3. Фрейд). Заимствуется марксистская идея о нации - исторической форме общности людей, возникающей с развитием капитализма, и отрицается марксистский прогноз об исчезновении наций (М.О. Мнацаканян). Для консенсологии характерен линейный эволюционизм, постулирование национального государства для всех этносов, приходящего на смену v# полиэтническому государству. Консенсология наследует романтический идеализм И.Г. Гердера и этнический волюнтаризм Ж.-Ж. Руссо (историко-философский аспект - Э.Хобсбаум, К. Поппер).

По мнению консенсологов, национальное государство западного образца XIX века снижает остроту классовых конфликтов и сохраняет преимущества в отношении модернизации общественных систем (М. Березин, Д. Коэн, Г. Мюнклер). Недостаток этой методологической схемы состоит в том, что она не способна объяснить характерные для нынешнего мира затяжные конфликты с их деструктивными последствиями (А.В. Дмитриев, Дж. Хеймс).

В 80-90-х годах под влиянием исторических исследований европейского этнонационализма, отличающегося от движения за гражданское равноправие (У. Альтерматт, Б. Андерсон, Н. Геэллнер, Э. Хобсбаум, Э. Смит), произошел поворот к конфликтологическому анализу этнонационализма. За исходный пункт был принят тезис (К. Маркс, Г. ЗИММЙЛЬ), что свутрсіпїпя Г -;:т гра= ш.-і этногруппы может достигаться средствами конфликта с обществом. Факт исторического слияния нации и государства еще не является доказательством неизбежности такого слияния. Оно не предопределено и зависит от конфликтного исхода под воздействием внутриобщественных и международных обстоятельств.

Выявление типичных признаков этнонационального конфликта как затяжного западными (Э.Азар, Д. Бойман, Т. Гурр, Н. Фарах) и отечественными (В.А. Авксентьев, А:В! Дмитриев, А.Г. Здравомыслов) исследователями сделало возможным анализ притчин возобновления насильственной борьбы. В зависимости от природы стимулов этнического насилия утвердились три методологических подхода: экзистенциональный, инструментальный и конструктивисткий.

В экзистенциональном подходе, именуемом примордиализмом (П. Ван ден Берг, Л.Н. Гумилев, Н.О. Мнацаканян, Э. Азар, Дж. Бартон) i$r подчеркивается ценностная мотивация участников этнонационального конфликта, имеющая генетические, психические или культурные основания. Будучи сторонниками объективно-универсалистского понятия этноса и этнической правосубъектности, примордиалисты изучают микроуровневые причины этнического насилия, его мотивацию, связанную с угрозой выживания этногруппы в обществе.

Инструментализм и конструктивизм отличаются релятивизмом в понимании природы этносов. Инструменталисты (Э. Геллнер, В.А. Тишков, Ф. Барт) исследуют роль конкуренции политических элит и структурных условий общества, ведущих к насилию в этнонациональном конфликте. Подчеркивается рациональность этнического насилия, ориентированного на создание национального государства к выгоде этнической элиты (Д. Кармент, Ф. Харвей). Конструктивисты (Б. Андерсон, Л.М. Дробижева, М. Игнатьев, А.П. Садохин) анализируют возооновление насилия в • этнонациональном конфликте в с ои,:. окультур ном и этнссимволическом аспектах. Они подчеркивают значение конкуренции культурных -лит за духовное влияние з модернизируемом обществе. Общим недостатком инструментализма и конструктивизма является недооценка пределов воздействия элит на этническую группу.

В научной литературе применяется целевая, уровневая, стадиальная классификации этнонационального конфликта (В.А. Авксентьев, Г.С. Денисова, Ю.Г/Запрудский, В.Н. Коновалов М.Г. Радовель, С.Ф. Фролов, В.В. Черноус). Типологии этнонационального конфликта способствуют исследованию обусловленности и тенденций конфронтации этногруппы и общества. В аспекте изучения проблемы контроля этнического насилия эти типологии оказываются недостаточными, поскольку не учитывают мотивационных причин, побуждающих участников конфликта к насильственной борьбе.

В научной литературе нет общепринятой точки зрения относительно стратегий правительственного контроля насилия в этнонациональном конфликте. Сторонники кратологического подхода подчеркивают роль силы государства в сдерживании насильственных форм конфликта и обеспечении безопасности (Д. Бойман, Э. Мансфельд,). Элитарный подход акцентирует внимание на роль кооптации этнических элит в существующие правительственные институты (Л. Бэри, Н. Ван Дам, Д. Хард). С позиций культурологического подхода правительство сдерживает этническое насилие стратегиями манипулирования этническими идентичностями и мультикультурализмом (Б. Андерсон, О. Бауэр, Э. Гэллнер, Д. Ролз). Сторонники партиципаторного подхода отмечают роль политического участия этногрупп в принятии властных решений (Д. Горовиц). Поскольку существуют различные типы этнонационального конфликта, применяемая в отдельности правительственная стратегия оказывается недостаточной в сдерживании насилия. Только сочетание стратегий контроля с учетом зтнонациекалького конфликта способно гарантировать успех.

Анализ степени разработки темы показал, что ряд узловых проблем этнонационального конфликта остаются малоизученными. Отсутствует определение этнонационального конфликта в аспекте возобновляющегося насилия. В примордиалистских, инструментальных и конструктивистских схемах анализа односторонне указываются причины возобновления насильственной борьбы и стратегий контроля. В исследованиях типов этнонационального конфликта не учитываются мотивационные причины. Остается малоизученными условия возобновления насилия в различных типах этнонационального конфликта. В научной литературе нет общепринятой точки зрения на стратегии правительственного контроля этнического насилия. Предметом дискуссии становятся вопросы эффективности и легитимности вмешательства мирового сообщества во внутригосударственный этнонациональный конфликт.

Этими соображениями и определяется наше обращение к данной теме.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное социально-философское исследование этнонационального конфликта как затяжного межэтнического противоборства, контроль которого осуществляет государство и мировое сообщество с учетом мотивационных причин конфликта и условий их реализации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

концептуализировать понятие этнонационального конфликта посредством выявления его затяжного характера и обусловленности процессом модернизацией общественных систем;

зьтявить методологические причины ограниченности конфликтологических подходов прим орд иализма, инструментализма и конструктивизма в объяснении насилия в этнонациональном конфликте;

разработать типологию этнонационального конфликта с учетом возобновляющегося этнического насилия и классифицировать конфликты по критерию мотивационной причины;

- - " рассмотреть ; условия, способствующие" реализации мотивационных причин этнонациональных конфликтов в обществе и определить главные факторы, которые стимулируют возобновление этнического насилия;

исследовать структуру правительственного контроля этнонационального конфликта и определить стратегии силового контроля в трансформируемом обществе с учетом критерия соблюдения прав человека;

осуществить анализ стратегии кооптации с позиции аккомодации этнической элиты к модернизируемой общественной системе и выявить условия эффективности этой стратегии;

в зависимости от экономических условий, гражданского строительства и социальной мобильности трансформируемого общества изучить возможности стратегий аккультурации и мультикультурализма как средства сдерживания насилия в гегемонистском конфликте;

охарактеризовать системы участия этногрупп общества в принятии политических решений как средства предотвращения насилия в статусном конфликте и определить сочетание данной стратегии с другими стратегиями правительственного контроля;

рассмотреть миротворческий контроль как деятельность международного сообщества глобализированного мира по сдерживанию внутригосударственного этнического насилия;

ВЫЯЕИТЬ критерии легитимности и эффективности миротворческого контроля, способствующего восстановлению мирных отношений этногруппы и общества.

Объектом исследования является этнонациональный конфликт, а предметом - возобновляющиеся насилие в этнонациональном конфликте и стратегии его контроля в условиях модернизации общества и глобализированного мира.

Гипотеза исследования. Этническое насилие в этнонациональном конфликте создает неустойчивость нормативного порядка и угрожает безопасности членов общества и социального окружения. Более 350 лет назад Т. Гоббс высказал идею, что устойчивость порядка и безопасность зависят от сильной государственной власти. Применительно к модернизируемым обществам в глобализированном мире эта идея означает следующее: затяжной этнонациональный конфликт не может быть урегулирован мирными средствами, пока отсутствует адекватный правительственный и миротворческий контроль этнического насилия.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы системного анализа, используемые для разрешения проблемы правительственного контроля насильственного этнонационального конфликта в модернизируемом обществе. К принципам системного анализа этнического насилия и его контроля относятся социальный трансформизм, комплексность, эндогенно-экзогенный подход.

Системный подход учитывает общественную трансформацию как среду этнонационального конфликта, что позволяет выявить структурную ситуацию социального напряжения, беспокойство этнических меньшинств за свой статус, обострение конкуренция элит за власть и культурное влияние. Принцип общественной трансформации предусматривает исторический анализ условий появления этнонационализма, движений и идеологий, инициирующих конфликты, а также изменений в характере социального контроля общества. Анализ социального контроля этнического насилия предполагает сочетание эндогенного и экзогенного подходов. При эндогенном подходе исследуются стратегии контроля, применяемые правительствами внутри своих стран. Их изучение предполагает экзогенный подход, позволяющий понять принципы, исторические условия и критерии миротворчества в глобализированном мире. - • " - - " Полученные в ходе исследования результаты содержат научную новизну, которая состоит в следующем:

установлено, что этнонациональный конфликт является затяжным противоборством этногруппы и общества с вовлечением государства, которое возникает в ходе модернизации общественных систем;

осуществлен критический анализ примордиалистской теории универсальности и естественности этнической солидарности, и релятивистской методологии инструментализма и конструктивизма в объяснении насилия в этнонациональном конфликте;

разработана типология этнонационального конфликта на основе критического изучения целевых, уровневых и стадиальных классификаций конфликта, которые не учитывают мотивационной причины, побуждающей участников конфликта к насильственной борьбе в трансформируемом обществе;

рассмотрены мотивационные причины и условия возобновления насильственной борьбы в защитном, статусном, гегемонистском и элитарном типах этнонационального конфликта, к которым относятся проблемы этнической безопасности, культурной ассимиляции, политической субординации и преобладания, а также обострения конкуренции элит;

исследована структура правительственного контроля этнонационального конфликта в зависимости от определения этнического насилия как общественно деструктивного поведения и прерывности отношений кооперации этногруппы и общества, и рассмотрены стратегии силового контроля, применение которого является крайним средством и ограничено гуманистическим критерием соблюдения прав человека;

- - проанализирована стратегия кооптации, способствующая сдерживанию насилия в этнонациональном конфликте посредством включения националистической элиты в экономические и политические институты общества в обмен на правительственную лояльность;

изучены условия эффективности стратегий свободной аккультурации и мультикультурализма, направленные на ослабление гегемонистских амбиций националистов титульного этноса в модернбизируемом обществе;

дана характеристика системы участия этногрупп общества в принятии политических решений в сочетании со стратегиями кооптации, свободной аккультурации и мультикультурализма, способствующих повышению эффективности правительственного контроля этнонационального конфликта;

рассмотрены принципы миротворческого контроля как исторически нового типа деятельности международного сообщества, к которым относятся гуманитарная интервенция, использования военной силы как крайнего средства и временное ограничение государственного суверенитета;

исследованы критерий эффективности миротворческого контроля, который определяется соотношением целенаправленного использования средств и результатов, и критерии правовой и моральной легитимности миротворческого контроля, обусловленные нормами международного права и публичной поддержкой действий миротворцев мировым сообществом и местным населением.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнонациональный конфликт является затяжным межэтническим противоборством, в которое вовлечено государство. Конфликт инициирован этногруппой общества, руководствующейся идеологией национализма и требующей совпадения этнических и территориальных границ своего государственного образования. Признаками затяжного этнонационального конфликта являются: отсроченность окончания, чередование соглашений и насилия в неизменяющейся структурной ситуации, повышенная кровопролитность, пособничество враждующим сторонам внешних сил, распространение местного конфликта за пределы границ государства. Распространение западно-европейского образца национального государства XIX века в полиэтничных регионах мира происходило в ходе модернизации общественных систем и привело к затяжным конфликтам во второй половине XX века - начале XXI века.

2. Если примордиалистские подходы объясняют возобновление насилия в этнонациональном конфликте угрозой выживанию этногруппы и недостаточностью аккомодационного контроля конфликта, то в соответствии с подходами инструментализма и конструктивизма, насильственная борьба возобновляется в • результате активности этнических элит общества и недостаточности институционального контроля конфликта. Теоретическая ограниченность примордиализма состоит в игнорировании вариативности этнических отношений во времени и пространстве, что ставит под сомнение теорию универсальности и естественности этнической солидарности. Концептуальные недостатки инструментализма и конструктивизма заключается в том, что конфликт интересов этнических элит может быть урегулирован, подобно классовым конфликтам, переговорами и сделкой, что не объясняет в затяжном конфликте мирных соглашений и насилия.

3. В аспекте изучения возобновляющегося этнического насилия и его сдерживания типология этнонационального конфликта основана на определении мотивационной причины. Можно определить четыре типа конфликта. Защитный конфликт мотивирован дилеммой физической безопасности этногруппы. Статусный конфликт побуждается воспринимаемой угрозой культурному выживанию этногруппы. Гегемонистский конфликт мотивирован моралью этнической исключительности. В основе элитарного конфликта находятся амбиции этнических элит. Четыре мотивационные причины могут усиливать друг друга и побуждать людей к затяжной борьбе.

4. Если отсутствуют проблемы физической безопасности, сохранения культуры и благополучия этногруппы, дружба является наиболее удовлетворительной стратегией межэтнических отношений. Когда не гарантированы безопасность и процветание, вражда воспринимается более удовлетворительной альтернативой. Она эффективна в преследовании групповых целей и мобилизации ресурсов для противодействия другим группам или государству. Выбор стратегии рационален. Он связан с перспективой победы или поражения. От правительственного контроля этнического насилия зависит, будет ли сделан выбор или этноорганизация предпочтет институционализированный путь борьбы.

5. Условиями возобновления защитного конфликта являются страх этногруппы за физическую безопасность и слабое или пристрастное правительство. Они побуждают этногруппу обращаться к насильственной самопомощи, чтобы уменьшить угрозу своей безопасности. Содействующими условиями статусного конфликта является деколонизация, распад международных систем, мигоацт!?.

распространение идеологии национализма. Главными причинами возобновления статусного конфликта являются сохраняющийся страх этноменьшинства за культурное выживание в условиях ограничения политического участия во властных структурах модернизируемого общества. Насилие в гегемонистском конфликте возобновляется вследствие стремления национального большинства к распространению своего культурного и политического преобладания; против которого борется этническое меньшинство. Элитарный конфликт становится затяжным в трансформируемом обществе при обострении конкуренции элит и слабой демократической традиции.

6. Правительственный контроль этнонационального конфликта есть процесс сдерживания этнического насилия посредством монопольного права государства на применение силы и использования аккомодационных стратегий интеграции этногруппы в общественную систему. Правительственный контроль является условием институционального урегулирования этнонационального конфликта и гарантией соблюдения мирных соглашений этногруппы и общества. Правительственный силовой контроль зтноїіационального конфликта означает сдерживание насильственной борьбы применением или угрозой применения силы государства. Главная цель силового контроля -обеспечение безопасности жизни людей и ее инфраструктурных условий. В демократических обществах легитимность силового контроля оценивается по критерию соблюдения прав человека. Поэтому кроме полицейского контроля, выборочный контроль, грубая сила и тактика «разделяй и властвуй» являются исключительными средствами сдерживания насилия. Силовой контроль делает использование насилия чрезвычайно невыгодным делом и прерывает процесс военной и открыто пропагандистской мобилизации экстремистской группы.

v 7. Стратегия кооптации означает включение в официальные институты общества части националистической элиты в обмен на правительственную лояльность, что способствует сдерживанию и уменьшению насилия в этнонациональном конфликте. Кооптация эффективна в условиях распространения бедности и экономической зависимости от государства. Кооптация мало эффективна в условиях независимых институтов гражданского общества и социальной мобильности на основе личных достижений.

8. Стратегия свободной аккультурации связывает добровольную идентификацию представителей этноменыпинств с расширением возможностей социальных карьер. Стратегия сдерживает этническое насилие посредством усиления чувства безопасности, повышения социального статуса и удовлетворения культурных амбиций национального большинства. Стратегия длительна, охватывает несколько поколений, унифицирует культурные различия. Стратегия мультикульутрализма сочетает принципы терпимости к этническим различиям и культурной автономии этногрупп. Стратегия сдерживает насилие между местными жителями и этническими иммигрантами, применяется в интегрированном полиэтничном обществе и неэффективна в этнически разделенном обществе.

9. Система пропорционального представительства в органах государственной власти уравновешивает влияние национального большинства и снижает конфликтогенность отношений с меньшинствами, предоставив группам и их лидерам больше власти наряду с уважением права на культурную самобытность. Поскольку гегемонная группа сопротивляется перераспределению власти, система пропорционального представительства становится эффективной в сочетании со стратегиями А» кооптации, свободной аккультурации и мультикультурализма. Кооптация элит означает, что с гегемонной группой считаются. Включенная аккультурации предлагает получение бзлег зысокого статуса т» обметі на индивидуальную добровольную ассимиляцию, а мультикультурализм гарантирует сохранение культурной самобытности этногруппы в обществе.

10. Миротворческий контроль - это принудительная деятельность международного сообщества по сдерживанию внутригосударственного этнического насилия в глобализированном мире. К его принципам относятся гуманитарная интервенция, использование военной силы как крайнего средства и временное ограничение государственного суверенитета. Миротворческий контроль является частью международной системы конфликтного управления и условием мирного урегулирования затяжного конфликта. Это новый исторический тип контроля, приходящий на смену экспансионистскому контролю эпох империализма и холодной войны, главная причина которого заключается в интернационализации этнонациональных конфликтов.

11. Миротворческий контроль уменьшает гуманитарные бедствия населения и содействует устойчивым и длительным мирным отношениям в обществе. Этот контроль эффективен, если сдержизает этническое насилие ценой минимальных потерь миротворческих сил. Критерием правовой легитимности миротворческого контроля служит признание мировым сообществом соответствия действий миротворческих сил нормам международного права и Устава ООН. В отличие от правовой легитимности, моральная легитимность означает публичную поддержку действий миротворцев. Главное противоречие миротворческого контроля между гуманитарными целями и военными средствами их достижения разрешается в превентивном контроле, основанном на предвидении этнического насилия, межгосударственном доверии и раннем реагировании на этническое напряжение в обществе.

Научно-практическая значимость исследования предопределена тем, что в работе обобщен и систематизирован опыт применения стратегий правительственного и миротворческого контроля насилия в этнонациональном конфликте, который может быть творчески применен в конфликтном менеджменте. Полученные результаты позволяют углубить имеющиеся теоретические представления о природе, типах - этнонационального конфликта, а также возможностях сдерживания этнического насилия в модернизируемом обществе глобализированного мира. Этот анализ позволяет выработать рекомендации для управленческой и нормотворческои деятельности органов государственной власти.

Выводы и положения диссертационной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по социальной -\ философии, социологии, а также в системе повышения квалификации профессиональных конфликтологов и в преподавательской практике при чтении общих и специальных курсов по социально-философским, социологическим дисциплинам, конфликтологии, политологии, для подготовки специалистов регионоведов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на III Российском +i Философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге 3

тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002), II Всероссийском Социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 2003), Международной конференции «Проблемы международной безопасности и терроризм» (Кисловодск, 2002), Всероссийских конференциях «Насилие в современной России» (Ростов-на-Дону, 1999), «Пути формирования гражданского общества в полиэтничном Южно-российском регионе» (Ростов-на-Дону, 2001), «Цивилизация и человек: проблемы развития» (Ростов-на-Дону, 2001 , «Становление нового соииального порядка в России» (Краснодар, 2001). «Социальный порядок и толерантность» (Краснодар, 2002), «Федеративные отношения на Юге России» (Ростов-на-Дону, 2003), «Политическая толерантность в мультиэтническом регионе» (Ростов-на-Дону, 2003), на региональных научных конференциях в 2000-2003 гг. Полученные результаты исследования были апробированы автором при чтении спецкурсов для аспирантов, слушателей ИППК при РГУ, студентов кафедры социальной философии и философии права факультета философии и культурологии РГУ. Автором опубликовано 40-печатных работ, из них по теме диссертации 16, общим объемом 20,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает введение, четыре главы, состоящие из девятнадцати параграфов, заключение и список использованной литературы из 464 источников.

Понятие этнонационального конфликта

Этнонационализм - это конфликт между этническими группами, в который вовлечено государство. В этом конфликте одна из этногрупп руководствуется идеологией национализма и требует своего политического признания в одном из двух видов: 1) политическая автономия или, что чаще, политическая независимость этногруппы в виде национального государства; 2) политическое преобладание этногруппы относительно иноэтнического населения. В обоих случаях конфликт происходит по этнической линии, и выполнение требований одной из сторон означает изменение государственного устройства общества. Нынешняя повсеместность и повторяемость этнонационализма в насильственной форме свидетельствует о затяжном конфликте. Предварительным условием изучения его признаков является определение понятий этногруппы и национализма. способны к самоорганизации для взаимодействия с обществом на дополняющей или альтернативной основе. Этногруппа - это динамическая часть общества, члены которой воспринимают аскриптивные и генотипические признаки как объединяющую платформу и верят в общее происхождение или общую историю. Поскольку этногруппа функционирует в обществе, она - реальна. Участвуя в конфликте, этногруппа демонстрирует способность к организованным действиям ради защиты значимой собственности и владений. В социологии данный факт находит терминологическое подтверждение. Термин «этническая группа» применяется в трех значениях: 1) этническая категория; 2) этническая общность; 3) этническая организация . Этническая категория - это имеющая этноним группа людей с отличительными этническими признаками . Этническая общность - это группа, воспринимающая свои этнические признаки как объединяющую основу. Этническая организация - есть этнообщность, имеющая группу с инструментальными целями (организация использует этнообшпость в качестве средства достижения внешних целей). Данная терминология учитывает групповую динамику: превращение этнической категории в этнообщность и в организованную группу, участвующую в конфликте. Членство в этногруппе определяется по неполитическим критериям - традиционная территория проживания, отличающиеся язык, культура (обычаи и религия), цвет кожи. Эти признаки являются аскриптивными в том смысле, что они находятся за пределами индивидуального контроля и с ними соглашаются члены референтной группы. К этногруппам относятся взаимодействующие племена, народности или народы, группы коренных жителей и этнических иммигрантов, а также этногруппы, имеющие различный статус в обществе, именуемые нациями и национальными меньшинствами.

Принципы типологии этнонационального конфликта

Этнический конфликт - это межгрупповая борьба за ограниченные ценности, участники которой определяют себя и противника по аскриптивным и генотипическим признакам групповой принадлежности. От этнического конфликта этнонациональный конфликт можно отличить по содержанию политических требований инициаторов борьбы -организованной этногруппы. Этот вариант классификации мы будем именовать целевой типологией конфликта. Сторонники целевой типологии усматривают отличительную черту этнонационального конфликта в политических требованиях одного из его участников. Например, Э.Г. Ожиганов , В.А. Авксентьев , Г. и Э. Элмеры определяют этнонациональный конфликт как этнополитический конфликт, в котором борьба ведется по поводу контроля над властными учреждениями. В соответствии с целевой типологией этнонациональные конфликты делятся на статусные и гегемонистские. Статусные конфликты происходят в связи с требованиями изменения политического положения этногруппы в обществе. Требования могут быть двух видов: создание политической автономии и создание независимого национального государства. А.Я. Сухарев, В.Д. Зорькин, В.Е. Крутских именуют статусный конфликт сепаратизмом1. Он свидетельствует о групповом стремлении- к отделению. Гегемонистский конфликт порождается требованием политического преобладания этногруппы в отношении других этногрупп общества. Гегемонистские требования относятся к желаемым привилегиям внутренней этногруппы и ограничениям внешней группы в экономической, политической, правовой, культурной сферах. У. Альтерматт именует эти требования этнизацией государства и общества. Они осуществимы принудительной этнической политикой различной степени жесткости - от ассимиляции до геноцида . Сохранение доминирования одной этногруппы над другой провоцирует затяжные конфликты. Статусные и гегемонистские конфликты происходят преимущественно между национальными меньшинствами и доминирующей этнонацией. Целевая классификация учитывает политическую стадию этнонационального конфликта, когда требования и контртребования антагонистов были заявлены и прошла этническая мобилизация. В аспекте контроля насилия в этнонациональном конфликте целевая классификация оказывается недостаточной. Она не учитывает мотивационные причины, непосредственно предшествующие открытому статусному и гегемонистскому конфликтам. Исследователи применяют дополнительные целевые классификации этнонационального конфликта. Г.С. Денисова и М.Р. Радовель предлагают различать в статусном конфликте три формы: сецессию - отделение с целью создания собственного государства; ирредентизм - отделение части территории с целью присоединения ее к соседнему государству; энозис - отделение с целью присоединения к государству где проживает основной массив одноименного этноса. Данная типология - полезна в изучении интернационализации конфликта, поскольку ирредентизм и энозис приводят к межгосударственному конфликту1. Ф. Риггс различает в гегемонистском конфликте следующие формы этнического принуждения - ассимиляцию, институциональный расизм, резервацию, апартеид, геноцид2. Данная типология особенно уместна при изучении миротворческого вмешательства мирового сообщества во внутригосударственный конфликт из-за нарушения прав человека. Однако она не позволяет ответить на вопрос, почему доминирующая субнация, обладающая государственной юрисдикцией, обращается к принуждению периферийной группы. С.Ф. Фролов использует критерий государственного уровня этнонационального конфликта и различает внутригосударственные и межгосударственные конфликты3. К первому типу относятся конфликты между этногруппами внутри суверенного государства. Вторую группу составляют конфликты между суверенными государствами, например индо- пакистанский конфликт по поводу Кашмира. Данная типология не является базовой. Она полезна в изучении интернационализации местного конфликта, вовлечения в него внешних сил. Например, пристрастное вмешательство Пакистана в конфликт в индийском штате Кашмир привело к войне Индии и Пакистана. В типологии, предлагаемой Ю.Г. Запрудским, применяется критерий внутригосударственного уровня этнонационального конфликта1. Различаются местные, региональные и социетальные конфликты. Первую группу образуют конфликты внутри государственно-правовых образований. Ко второй группе относятся конфликты между этими образованиями, например конфликт Дагестана и Чечни в 1990-х гг. Третью группу образуют конфликты между государственным образованием и правительственным центром, например в 1990-х гг. борьба между самопровозглашенной Ичкерией и центральной властью РФ. Данная типология полезна в изучении тенденций распространения местных конфликтов, их локализации, регионализации или достижения социетального уровня, затрагивающего все многонациональное общество. Но эта типология не учитывает мотивационных причин конфликта. Без их определения трудно объяснить изменения уровней конфликта.

Стратегии силового контроля и подавление экстремизма

Нет более противоречивого средства поддержания мира, чем использование силы. Гуманитарии и правозащитники с подозрением относятся к режимам, которые призывают к применению силы для поддержания социального порядка, поскольку зачастую этот призыв выступает предлогом для установления тирании. Действительно, наделенные чрезвычайными полномочиями полиция и армия, которые усматривают в полицейской дубинке и тюремной камере лучшее средство реагирования на любое проявление инакомыслия, неизменно оказываются той искрой, от которой разгораются всяческие революции и социальные волнения. Тем не менее сила - это, наверное, самое широко используемое средство для предупреждения конфликта. Даже в традиционно демократических государствах определенные типы поведения -физическое насилие, сговор с целью убийства, а также дискриминация -являются незаконными, и их проявление может вызвать ответное применение силы со стороны государства с целью сохранения установленного правопорядка. - Начиная с Т. Гоббса, философы признали, что угроза наказания со стороньї государства лежит в основе цивилизованного общества. Все правительства время от времени используют силу. Когда правительство не может использовать силу для поддержания порядка, оно в действительности не является правительством вообще. Учитывая значение и повсеместность применения силы, не удивительно, что силовая политика часто предопределяет начало, продолжение или возобновление этнонационального конфликта.

Каковы же эффективные способы силового контроля конфликта? Как контроль влияет на причины этнического конфликта? Какие специфические преимущества он дает тем, кто определяет политику государства? Какие недостатки возникают при использовании силы? В каких условиях контроль будет успешным?

Контроль необходим,, чтобы уменьшить остроту дилеммы безопасности, ограничить поведение доминирующей этнической группы и удержать потенциально шовинистические элиты. Знание о том, что имеется сильное правительство, которое сможет наказать любого за проявление насилия, успокаивает этнические группы, позволяя им отказаться от намерения браться за оружие исключительно в целях самообороны. Индивидам и группам, которые занимают доминирующее положение в обществе или стремятся использовать насилие для достижения своих собственных локальных целей, контроль мешает организовывать этнические беспорядки под угрозой тюремного наказания. Ненависть, опасение, зависть или презрение между представителями разных этнических групп могут быть сильными, но опасение быть наказанными государством предотвращает индивидуумов от действования в соответствии с их чувствами. Контроль также может заверять доминирующие группы в незыблемости их социального положения: ведь что является наиболее очевидным признаком социального господства, если не контроль над полицией и силами безопасности.

Если вышеперечисленные угрозы и заверения перестают действовать, контроль может непосредственно ослабить группу тем, что начнет заключать ее членов в тюрьму, следить за их действиями или каким-либо другим способом ограничивать способность группы организовывать и осуществлять насилие. Эффективные полицейские органы и силы безопасности также защищают другие социальные группы и граждан в целом от опасных действий убийц и бандитов. Когда потенциальные насильники не могут (или боятся) взяться за ружье или организоваться в банды, потому что они сдерживаются сильным правительством, мирные граждане могут спать спокойно.

Силовой контроль также дает выигрыш во времени политическим деятелям, стремящимся изменить общество, ибо он позволяет им установить новые институты в тех случаях, когда группы не принимают эти изменения добровольно. Контроль действует в качестве дополнения к другим способам управления обществом, помогая правительствам устанавливать избирательные системы, создавать новую идентичность или другим образом изменять этнические и политические процессы.

Похожие диссертации на Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль