Содержание к диссертации
Введение
1. Анализ современного состояния процессов проектирования и изготовления одежды заданной объемной формы 12
1.1. Анализ процесса конструкторско-технологической подготовки производства к выпуску изделий при адресном проектировании 12
1.2. Анализ процессов моделирования субъекта проектирования 18
1.2.1. Существующие модели поверхности фигуры и процессы их синтеза 18
1.2.2. Учет эмоционально-психологических аспектов субъектапроектирования 23
1.2.3. Анализ способов представления модели заказчику 26
1.3. Способы формообразования изделия 27
1.3.1. Анализ способов осуществления перехода от поверхности фигуры к одежде 27
1.3.2. Характеристика формообразующих факторов одежды 31
1.3.3. Учет свойств материалов при проектировании изделий 36
1.4. Способы закрепления объемной формы изделий 40
Выводы по главе 43
2. Постановка цели, задач и выбор методики исследования 45
2.1. Идеальная система автоматизированного процесса конструкторско-технологической подготовки производства 45
2.2. Анализ существующих систем автоматизированного проектирования одежды 46
2.3. Постановка целей и задач исследования 52
2.4. Выбор методов исследования для решения поставленных задач 53
3. Разработка и исследование виртуальных поверхностей манекена и исходной 3D конструкции 56
3.1. Характеристика структуры и функций модуля «Манекен» идеальной системы проектирования одежды 56
3.1.1. Выбор способа получения 3D информации 57
3.1.2. Разработка способа формирования трехмерной поверхности виртуальной фигуры 59
3.1.3. Разработка способа задания поверхности манекена 70
3.2. Характеристика функций и структуры модуля «Исходная 3D конструкция» идеальной системы проектирования одежды 73
3.2.1. Понятие исходной 3D конструкции 73
3.2.2. Расчет координат точек верхней зоны 3D конструкции 74
3.2.3. Расчет координат точек зоны силуэтного оформления 3D конструкции 79
3.2.4. Определение необходимости корректировки исходной 3D конструкции 81
3.2.5. Разработка и апробация способа проектирования накладки на выпуклость лопатки и грудных желез 92
3.2.6. Определение влияния направления и формы рельефных швов на восприятие асимметрии лопаток 94
4. Теоретическое обоснование методики перехода от трехмерной поверхности одежды к развертке 101
4.1. Характеристика функций и структуры модуля «Развертка исходной конструкции» идеальной системы проектирования одежды 101
4.2. Выбор способа геометрической интерпретации поверхности исходной 3D конструкции 101
4.2.1. Интерпретация поверхности геометрическими примитивами... 102
4.2.2. Разработка геометрической интерпретации с использованием изометрически преобразованных примитивов 108
4.2.3. Разработка геометрической интерпретации с учетом взаимодействия в системе «объемная поверхность изделия - материал» 115
4.3. Исследование одевающей способности материала 119
4.3.1. Разработка методики определения одевающей способности материалов 120
4.3.2. Методика использования одевающей способности при построении разверток 126
4.4. Разработка геометрической интерпретации поверхности
3D конструкции 126
4.4.1. Общие положения методики построения разверток 127
4.4.2. Геометрическая интерпретация и развертка центральной части спинки и переда верхней зоны 130
4.3.1. Геометрическая интерпретация и развертка боковой части спинки и переда верхней зоны 135
4.3.2. Геометрическая интерпретация и развертка зоны силуэтного оформления 140
4.3.3. Геометрическая интерпретация и развертка нижней условно опорной зоны 141
4.3.6. Геометрическая интерпретация и развертка зоны расширения низа 142
4.3.7. Аппроксимация контуров развертки 144
4.5. Разработка и апробация способа построения развертки плечевых швейных изделий 147
4.5.1. Классификация материалов по одевающей способности 147
4.5.2. Определение характерного положения границ конических поверхностей для фигур различного телосложения и осанки 152
4.5.3. Разработка способа построения развертки плечевых швейных изделий 154
Выводы по главе 156
5. Проектирование внешней формы изделия 158
5.1. Характеристика способов создания внешней формы изделия в проектируемой системе 158
5.2. Исследование способов проектирования мягкой складчатой формы изделия 159
5.3. Проектирование складчатой формы средней жесткости 168
5.4. Проектирование пакета высокой жесткости 170
5.5. Анализ полученной системы 171
6. Совершенствование способов формозакрепления внутреннего пакета изделий верхнего ассортимента 174
6.1. Выбор объектов исследования и методики испытания 174
6.2. Выбор режимов заготовки образцов 175
6.3. Выбор химической композиции для формозакрепления 176
6.4. Определение критериев формоустойчивости внутреннего пакета.. 180
6.4.1. Определение давления одежды на накладку 180
6.4.2. Определение модуля упругости оболочки 185
6.5. Исследование объемных образцов, обработанных химической композицией 189
6.5.1. Определение модуля упругости плоских образцов, обработанных химической композицией 189
6.5.2. Методика определения модуля упругости объемных образцов.. 190
6.5.3. Оценка химически обработанных объемных образцов по формоустойчивости 192
6.6. Разработка технологии изготовления внутреннего
пакета верхней одежды 196
Выводы по главе 198
Заключение 200
Список использованных источников
- Анализ процессов моделирования субъекта проектирования
- Анализ существующих систем автоматизированного проектирования одежды
- Характеристика функций и структуры модуля «Исходная 3D конструкция» идеальной системы проектирования одежды
- Выбор способа геометрической интерпретации поверхности исходной 3D конструкции
Введение к работе
Основным направлением развития отечественной швейной промышленности является повышение качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в оптимальном ассортименте, а также расширение ее рынков сбыта/1/.
С позиций технологии швейных изделий особо следует отметить сложность конструкторской подготовки производства одежды для людей с индивидуальными особенностями в телосложении. Наиболее эффективным выходом из сложившейся ситуации является использование новых информационных технологий, принципиально меняющих методологию проектирования на этапах его антропометрического обеспечения и построения исходных модельных конструкций.
Совершенствование трехмерного проектирования одежды является актуальной задачей. Однако современное развитие САПР одежды не позволяет адекватно воспроизводить виртуальную модель системы «человек - пакет материалов - одежда».
Недостаточность учета исходных данных проектирования, неполный учет факторов управления формой при формообразовании и формозакрепле-нии изделий остро ставят проблему создания нового подхода с учетом взаимосвязи системы «человек - пакет материалов - одежда» к формообразованию и формозакреплению деталей швейных изделий.
Общая характеристика работы
Актуальность работы. Сегодня ведущие мировые фирмы в области разработки программных продуктов для индустрии моды в качестве одного из главных приоритетов определили создание систем трехмерного проектирования одежды. Современное развитие компьютерных технологий позволяет вплотную подойти к решению проблемы создания виртуальной модели системы «человек - пакет материалов - одежда». Однако используемые в настоящее время в САПР одежды методы проектирования новых моделей требуют всестороннего совершенствования как в области визуализации особенностей телосложения индивидуальных фигур, так и в направлении учета факторов формообразования и формозакрепления при построении развертки и симуляции посадки одежды. Совершенствование способов формообразования и формозакрепления деталей одежды является актуальной проблемой и при использовании традиционных методов создания новых моделей и проектирования технологических процессов.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования процессов проектирования одежды на основе нового подхода к ее формообразованию и формозакреплению.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с тематическим планом научных исследований ИГТА по научно-технической программе НИОКР на 2005-2006 гг.
Цель работы - совершенствование процессов проектирования швейных изделий на основе теоретического и экспериментального обоснования принципов прогнозирования, развертывания, образования и закрепления объемной формы одежды.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: - обоснована рациональная структура информационной базы данных, обеспечивающая адекватную визуализацию фигуры;
- разработано теоретическое описание поверхности стана плечевого швейного изделия преобразованными геометрическими примитивами;
- предложен новый показатель материала, характеризующий его способность к повторению объемной формы;
- разработан способ проектирования разверток деталей плечевых швейных изделий с учетом антропометрических особенностей потребителя и свойств материалов;
- выявлены механизмы управления образованием и закреплением объемной формы изделия;
- разработаны способ проектирования и технология изготовления внутреннего пакета одежды.
Общая характеристика объектов и методов исследований. Объектами исследований явились:
- сечения поверхности манекенов фигур типового и нетипового телосложения,
- поверхности макетов верхней плечевой одежды разных силуэтов, одетых на манекены фигур разного телосложения,
- образцы тканей костюмного и пальтового ассортимента,
- образцы прокладочных материалов, обработанные химическими композициями.
Поставленные в работе задачи решены с использованием комплексного подхода, объединяющего методы теоретических и экспериментальных исследований: методологии системного подхода к вопросам проектирования, инструментальных методов измерений, в том числе цифровой стереофото-грамметрии, инженерных методов получения разверток, психофизических и экспертных методов оценки готовых образцов. Исследования выполнены как на стандартных приборах и промышленном оборудовании, так и на специально разработанных приборах.
Достоверность результатов, полученных в диссертационной работе, подтверждена статистической обработкой результатов измерений, нахождением систематической и случайной погрешностей.
Научная новизна заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании процессов формообразования стана плечевых швейных изделий в 3D САПР, включающем:
- рациональную структуру информационной базы данных для адекватной визуализации фигуры;
- методику синтеза сеточной модели 3D конструкции стана проектируемого изделия;
- новый способ описания поверхности стана плечевых изделий преобразованными геометрическими телами, учитывающий форму изделия и свойства материала;
- новый показатель материала «одевающая способность», характеризующий способность материала повторять объемную форму.
Практическая значимость заключается в разработке:
- способа проектирования разверток деталей стана плечевых швейных изделий с учетом антропометрических особенностей потребителя и свойств материала изделия;
- способа определения одевающей способности материала;
- способа проектирования разверток внутреннего пакета изделия с учетом его внешней формы и опорной поверхности фигуры;
- технологии изготовления внутреннего пакета изделия, обеспечивающей взаимосвязь процессов формообразования и формозакрепления.
Техническая новизна разработок подтверждена патентом РФ на изобретение №2256390 «Способ построения конструкции плечевого изделия», свидетельством об отраслевой регистрации разработки №3756 в ОФАП «Программа автоматизированного проектирования моделирующих корсетных изделий».
Методика работы с индивидуальным потребителем в современном компьютеризованном ателье, включающая визуализацию фигуры потребителя, построение разверток с учетом одевающей способности материала и симуляцию посадки одежды, реализована в системе «Манекен» САПР «Julivi» МЧП «Сапрлегпром» (г. Луганск, Украина).
Проведена апробация разработанного способа построения развертки плечевых изделий в условиях ателье «Дива» (г. Иваново), в результате которой конструкции изделий получили высокую оценку специалистов.
Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и получили положительную оценку на:
- международных научно-технических конференциях: «Перспективы использования компьютерных технологий в текстильной и легкой промышленности», Иваново, 2003 г.; «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности», Иваново, 2004 г., 2005 г., 2006 г.; «Наука-сервису», Москва (МГУС), 2006 г.;
- всероссийской научно-технической конференции «Информационные технологии в образовательной, научной и управленческой деятельности», Москва (МГТУ им. А.Н. Косыгина), 2004 г.;
- межвузовских научно-технических конференциях: «Молодые ученые -развитию текстильной и легкой промышленности», Иваново, 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г.; «Студенты и молодые ученые КГТУ -производству», Кострома, 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г.; «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», Москва (РосЗИТЛП) 2006 г.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 28 работ, из которых 1 патент на изобретение, 1 свидетельство об отраслевой регистрации разработки, 3 статьи, 2 аннотации, 10 материалов докладов, 10 тезисов докладов, 1 учебное пособие.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, литературного обзора, обоснова ния задач и методик исследований, четырех глав, включающих теоретические разработки и экспериментальные исследования, выводов, списка используемой литературы, приложений. Работа изложена на 216 страницах машинописного текста, содержит 56 рисунков, 7 таблиц, список использованных источников из 110 наименований, 12 приложений.
Анализ процессов моделирования субъекта проектирования
Существует два направления развития систем 3D компьютерного проектирования (СТАПРИМ, Julivi, PadSistem, Optitex и др.):
1) совершенствование существующих двумерных систем конструирования и 3-D интерпретация модели изделия на фигуре,
2) автоматизированное проектирование одежды на основе трехмерной антропометрической базы данных.
Первое направление позволяет формализовать расчет и построение конструкций одежды с учетом большого многообразия антропометрических данных индивидуальных фигур на автоматическом уровне. 3D манекен -прототип фигуры потребителя и модель изделия, надетого на него, несут в себе исчерпывающую информацию для выполнения конструкторской и технологической подготовки производства. Электронный вид представления исходных данных об объекте и субъекте проектирования позволяет организовать способ ее получения в местах, приближенных к потребителям, с последующей передачей по электронной сети Internet в проектирующий центр.
Такой подход имеет сходство с существующим процессом конструк-торско-технологической подготовки производства при индивидуальном изго нем облике и разработка более совершенных, объективных методов его представления. Разработка трехмерного виртуального прототипа фигуры является способом представления внешнего облика потребителя, соответствующего современному развитию техники и технологии/12, 13, 15/.
Виртуальная поверхность фигуры может быть представлена:
- в виде дискретного линейного каркаса сечений фигуры (Symcad, Випар софт, СТАПРИМ), состоящего из сплайнов, указателей их пересечений поверхностей и связи между ними. Адекватность воспроизведения поверхности в этом случае зависит от частоты расположения этих линий. Преимущество описания дискретным каркасом заключается в больших возможностях геометрического моделирования форм, к недостаткам можно отнести сложность построения вариаций форм, возможность создания противоречивых конструкций и невозможность получения координат точек индивидуальной фигуры вне линий каркаса;
- в виде точечного каркаса, в котором, как и в дискретном однозначно устанавливается положение фигуры в системе координат. Теоретически при бесконечном увеличении числа точек такая модель обеспечивает непрерывную форму описания. При сокращении количества точек координаты промежуточных могут быть получены методами математической интерполяции;
- в виде сетчатой модели {[ТС]2, Lectra, САПР «Julivi»). Такая модель позволяет просмотреть пластику поверхности фигуры в привычном для пользователя режиме, выявить любую координату точки на виртуальном манекене. Метод имеет преимущества, определенные простотой получения модели и недостатки, связанные с большим объемом памяти, требуемой для записи объекта с высоким разрешением;
- совокупностью объемных геометрических примитивов. Таким способом могут быть представлены сложные объекты, составленные из простых объемных примитивов. Булевы операции над примитивами позволяют достигать объединения, вычитания и выделения общей части примитивов. Можно
Существенным недостатком существующих программных продуктов является условность математических моделей фигуры и одежды, не отражающих реальности обоих объектов /16/, которая вызывает потребность подтверждения адекватности восприятия фигуры и изделия на экране монитора реальным прототипам.
Наиболее перспективным является синтез трехмерной оболочки изделия на основании 3D антропометрической базы индивидуальной фигуры при условии прототипирования свойств материалов реальным.
При таком подходе геометрическая модель 3D поверхности изделия /17/ включает следующие компоненты:
1) модель поверхности фигуры (синтез поверхности фигуры, визуализация виртуального прототипа, оценка особенностей телосложения, сглаживание модели поверхности манекена с учетом толщины пакета нижележащих слоев одежды для условий проектирования изделий данной группы),
2) модель исходной 3D конструкции изделия (задание и визуализация 3-D моделей одежды),
3) модель наружной поверхности изделия (сетка (каркас) пространственных кривых, определяющих линии членения поверхности изделия на детали, свойства материалов и т.д.). Рассмотрим современное состояние процесса проектирования каждого из компонентов.
Анализ существующих систем автоматизированного проектирования одежды
Современное развитие компьютерных технологий позволяет вплотную подойти к решению проблемы создания виртуальной модели системы «человек-одежда», которая может быть использована для визуализации получаемого изделия на виртуальном манекене в соответствии с реальными условиями, в том числе с учетом свойств материалов, а также получения разверток конструкций швейных изделий /69/.
Однако существующие системы автоматизированного проектирования одежды реализуют данную возможность не в полной мере. Для выбора системы, подлежащей совершенствованию, проведен анализ математических аппаратов существующих 3D САПР по возможностям образования, прогнозирования и развертывания проектируемого изделия, а также гибкости алгоритмов проектирования. Анализу подлежали САПР одежды СТАПРИМ (г. С.-Петербург, Россия) и «Julivi» (г. Луганск, Украина).
Образование формы одежды включает учет антропометрических особенностей заказчика и модельных особенностей изделия.
В СТАПРИМ трехмерная модель фигуры представлена в виде правой половины манекена без конечностей, состоящего из каркаса продольных и поперечных линий. Трехмерная модель стана изделия задана каркасом из четырех вертикальных линий, соответствующих линиям силуэтной чувствительности плечевых изделий, без заливки полученной поверхности /45, 70/. Для восприятия такой модели должен быть выработан навык.
В САПР «Julivi» трехмерная модель манекена представлена сеточной моделью с заливкой поверхности. Манекен имеет сегментное строение, поверхность сегмента задается положением характерных точек с использованием цилиндрических координат, ось которых расположена внутри каждого сегмента. Визуализация манекена может осуществляться в виде сечений, точечной или сетчатой модели с возможностью изменения размера ячеек (шага интерполяции), как без заливки ячеек, так и с заливкой, под любым задаваемым пользователем ракурсом /71/. Восприятие манекена не вызывает затруднений. Задание координат точек в цилиндрической системе облегчает процесс формообразования поверхности изделия.
Подстройка манекена в СТАПРИМ производится по проекционным размерным признакам (всего 22), путем изменения положения основных антропометрических точек и автоматического пересчета кривизны каркасных линий (рис. 2.1). В данной системе отсутствует опция измерения манекена.
Достоинством данной системы является четкое определение положения основных антропометрических точек. В тоже время их количество не обеспечивает адекватное воспроизведение фигуры с индивидуальной осанкой, просмотр степени асимметричности фигуры и необходимость ее коррекции оде дины, не описывается, поэтому определяется неоднозначно при разных ракурсах манекена, что снижает точность снятия размерных признаков.
Автоматическая подстройка манекена по индивидуальным параметрам состоит из определения координат формообразующих точек расчетным путем по зависимостям между индивидуальными размерными признаками и признаками типовой фигуры. Такой подход не является совершенным, т.к. существует большое разнообразие индивидуальных фигур, для которых описание особенностей телосложения через параметры типовой фигуры является трудно формализуемой и сложной задачей. Манекены, созданные по имеющимся алгоритмам и индивидуальным параметрам, идентичны по пропорциям и телосложению, но наблюдается несоответствие с реальными прототипами пластики их поверхности.
Характеристика функций и структуры модуля «Исходная 3D конструкция» идеальной системы проектирования одежды
Исходная 3D конструкция необходима для перехода от манекена к изделию. Переход осуществляется путем выделения характерных точек манекена, определяющих взаимосвязь с одеждой, и задания величин их смещения в цилиндрических осях координат.
Как установлено Раздомахиным Н.Н., для точного задания 3D формы одежды необходимо и достаточно определить положение следующих линий:
1) ограничивающих поверхность стана изделия и делящих его на детали: линия горловины, - линия проймы, - линия низа изделия, - линии середины спинки и переда (линия полузаноса);
2) образующих абрис изделия: профильный - линия силуэтного оформления на спинке проходя щая через выступающую точку лопаток и выступающую точку ягодиц, на полочке через выступающую точку груди и вертикально вниз, - фронтальный - плечевой шов, линия бокового шва /82/. Величины смещения характерных точек должны задаваться с учетом минимально-необходимых прибавок, внутреннего пакета и предполагаемого силуэтного решения изделия.
В нашем случае формирование поверхности осуществляется с использованием того же математического аппарата, что и при создании поверхности манекена. Т.е. используется сеточная модель, формирующаяся по определенному набору характерных точек методом математической интерполяции. Строение поверхности целесообразно сохранить сегментное с расположением цилиндрических осей координат в центре каждого сегмента. Таким образом, формирование исходной 3D модели изделия осуществляется путем: 1) определения нового положения характерных точек, принадлежащих условным линиям изделия, 2) создания с использованием математического аппарата 3D поверхности, 3) нанесения на созданной поверхности основных конструктивных линий: проймы, плечевого шва, горловины, продольных линий членения (бо ковых швов, среднего шва спинки, линии полузаноса, рельефы и т.д.). Для возможности применения единого принципа преобразования по верхности манекена использовано деление его поверхности на зоны в соот ветствии с идентичностью формообразующих факторов: верхняя опорная, условно опорная, зона силуэтного оформления, нижняя условно опорная, зо на расширения низа. При учете степени прилегания изделия верхняя опорная и условно опорная зона (далее верхняя зона) рассматриваются вместе, так как размеры опорной зоны для различных изделий могут изменяться. Верхняя зона 3D конструкции соответствует сегменту манекена «верхняя часть тор са». Для облегчения процесса синтеза внутреннего пакета изделия 3D конструкция является новой поверхностью, создаваемой новыми величинами координат точек, используя базу СМр (рмр, 0Мр, hMp). Базой информативных 1П п 3DK/ 3DK л 3DK і 3DK\ точек 3D конструкции является LMP (РМР , "МР , МР )
Расчет координат точек верхней зоны 3D конструкции
Для создания верхней зоны (опорной поверхности) 3D конструкции используются координаты некоторых точек сегмента манекена «верхняя часть торса» и прибавки на толщину накладок или силуэтный зазор.
Предполагаемое силуэтное решение изделия на опорной поверхности определяется следующими факторами: - величиной расширения (заужения) плечевого пояса фигуры, выражающейся в смещении плечевой точки и верхней части проймы в сторону, - изменением наклона плеча (формой плечевого ската), выражающейся в смещении плечевой точки и верхней части проймы вверх, - сглаживанием верхнего участка передней поверхности за счет бортовой прокладки.
Нивелирование поверхности изделия на верхней зоне осуществляется использованием внутреннего пакета, предназначенного для коррекции опорных зон для достижения требуемого зрительного эффекта. В верхних плечевых изделиях используются бортовые прокладки для условно опорной зоны полочек, посредством которых обеспечивается выравнивание данного участка поверхности, и плечевые накладки для создания формы плеча и проймы.
Используется поэтапное задание поверхности исходной 3D конструкции: 1. Выбор и задание силуэтных зазоров (без учета накладок) на участках контакта. Данный этап включает задание положения следующих точек: вы ступающих точек грудных желез, лопаток, переднего и заднего углов под мышечных впадин, плечевой точки. Новое положение точек определяется путем изменения координат точек (рмрм,6мрм кмрм) на величины ЛрМРсш и АвМрсш, т.е. в исходной 3D конструкции данные точки имеют координаты (рмрм+Дрмрсш 6мрм+Д6мрсш, кмрм) ,
2. Сглаживание на участках дублирования. Исходная 3D конструкция является прототипом проектируемой формы изделия, поэтому зазор по линии контакта на уровне верхнего основания груди определяется путем задания положения линии контакта как кратчайшего расстояния между линией, соединяющей передние перекаты плечевых костей, и выступающей точкой грудной железы. Т.е. точки со смысловыми индексами 2_5W, 2_6m, 16_5/я, 16_6W смещаются на Арш гл до выравнивания поверхности.
Выбор способа геометрической интерпретации поверхности исходной 3D конструкции
Геометрическая интерпретация основана на представлении сложных неразвертывающихся тел совокупностью примитивов. Примитив - это геометрический объект, который легко описывается математически по исходным значениям его параметров: координаты центра, радиус, количество граней и т.п. /18/.
Фактически, геометрическая интерпретация означает аппроксимацию поверхности отрезками прямых и участками окружностей, сформированных в объемные примитивы. Для развертывания сложной поверхности в качестве объемных примитивов рационально использовать развертываемые тела, к которым относятся плоскости, боковые поверхности цилиндров и конусов. При использовании таких примитивов развертка 3D поверхности образуется путем стыковки разверток отдельных геометрических тел. Линейными примитивами развертываемых тел являются отрезки прямых и участки окружностей.
Исследование по определению геометрической интерпретации поверхности изделий геометрическими примитивами
Целью проводимых исследований явилось определение единой геометрической интерпретации поверхности одежды минимальным количеством примитивов (конусов, цилиндров, плоскостей) для получения ее разверток.
Объектом исследования выбраны поверхности плотнооблегающих верхних плечевых изделий, одетых на женские манекены условно-типового (164-92-96) и индивидуального телосложения: с асимметричной осанкой (164-84-90) и выступающим животом (164-116-120). Выбор объектов исследования обусловлен трудностью получения точных разверток вследствие их максимального приближения к поверхности фигуры. Фигуры с асимметричной осанкой являются наиболее сложными для построения разверток верхней опорной зоны. Выбор фигур с выступающим животом обусловлен сложно 103 стью построения разверток зоны силуэтного оформления плотнооблегающих изделий. Изделия были изготовлены из полушерстяного камвольного материала с минимально-необходимыми конструктивными прибавками, рекомендованными для изделий верхнего ассортимента /З/. В отличие от реальных изделий, в объектах исследования исключено воздействие руки, оказывающей изменение формы изделия в области нижней части проймы и вершины бокового шва.
Методика исследования включала: Подготовку объектов исследования: Нанесение основных точек на верхнюю часть изделия: основных антропометрических, принадлежащих следующим линиям: силуэтной чувствительности, середины изделия, проймы, боковым швам, основным конструктивным линиям;
Нанесение промежуточных точек. Положение промежуточных точек определялось из условий: - необходимости группировки точек в вертикальные столбцы с одинаковым количеством точек в столбцах (для удобства считывания трехмерных координат с помощью СБА, и преобразования трехмерных координат в двумерные в MatLabl.O), - достаточности частоты точек для адекватного воспроизведения поверхности. Выбор максимальной частоты 2 см осуществлен на основании результатов исследований по определению частоты положения точек точечного каркаса при линейной интерполяции /89/ (в программном продукте MatLabl.O для построения поверхностей используется как минимум бикубическая интерполяция);
Получение геометрической информации об объекте исследования: 2.1.Определение трехмерных координат точек поверхностей с использованием СБА; 2.2.Построение горизонтальных и вертикальных сечений поверхности в программном продукте MatLab7.0 посредством следующих действий: 104 - задания виртуальной поверхности массивом трехмерных координат точек, - получения необходимого набора сечений при использовании функции «contour».
3. Математическую обработку результатов, направленную на выявление линейных примитивов в сечении.
Математическая обработка осуществлялась в следующей последовательности:
1. Сравнение координат соседних точек сечения на принадлежность множества точек окружности или прямой и выявление параметров линейных часть окружности
Аппроксимация примитивами горизонтального сечения изделия по линии талии, одетого на манекен с асимметричной осанкой
1) определение радиуса окружности, проходящей через точки Ai{xh у t) и Ai+2(xi+2, yi+2) /81/: примитивов по вертикальным и горизонтальным сечениям: 1.1. Аппроксимация участка сечения окружностью. Аппроксимация основана на предположении принадлежности участка сечения между точками At и Ai+2 участку окружности и проверке принадлежности данному примитиву точки Ai+i (рис. 4.1):