Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Систематизация ішформации о традициях и канонах в одежде духовенства русской православной церкви
1.1 Концепция процесса проектирования технологии облачений духовенства 9
1.2 Характеристика ассортимента церковной одежды 22
1.3 Влияние канонических правил на состав и структуру ассортимента одеяний духовных лиц 39
1.4 Исследование элементов символики в христианской одежде 45
1.5 Разработка требований к одеяниям духовенства с учётом традиций и канонов РГЩ 51
ГЛАВА 2 Совершенствование метода выбора материалов для одежды духовенства
2.1 Разработка требований к материалам для одежды духовенства 63
2.2 Исследование физико-механических свойств материалов для повседневных и богослужебных облачений 83
2.3 Разработка рациональных пакетов прокладочных материалов 107
2.4 Методика выбора материалов для изготовления облачений с учётом канонов Русской Православной Церкви 114
ГЛАВА 3 Разработка состава и структуры базы знаний предметной области создания церковной одежды
3.1 Анализ существующих методов обработки повседневной и богослужебной одежды 123
3.2 Признаки канонов Православной Церкви, определяющие конструктивно-технологическое решение облачений 129
3.3 Признаки изделий, определяющие методы обработки одеяний духовенства 140
3.4 Конструктивно-технологические признаки, определяющие методы обработки частей и узлов изделий 145
3.5 Разработка промышленных методов изготовления одежды духовенства 151
3.6 Состав и структура базы знаний предметной области создания церковной одежды 169
ГЛАВА 4 Разработка метода проектирования технологии облачений для духовенства русской православной церкви
4.1 Классификация ассортимента предметов повседневных и богослужебных облачений 182
4.2 Формализация информации о составе и структуре гардероба духовенства 189
4.3 Разработка базы данных методов обработки одеяний духовных лиц 196
4.4 Методика проектирования промышленной технологии облачений 207
Выводы по работе 217
Список использованных источников 222
Приложения 231
- Характеристика ассортимента церковной одежды
- Исследование физико-механических свойств материалов для повседневных и богослужебных облачений
- Признаки канонов Православной Церкви, определяющие конструктивно-технологическое решение облачений
- Формализация информации о составе и структуре гардероба духовенства
Введение к работе
Одним из важнейших проявлений социальных преобразований нашей эпохи является возрождение Русской Православной Церкви (РПЦ). Происходит восстановление старых и открытие новых приходов, увеличивается численность священнослужителей, монашествующих и прихожан. В связи с этим становится актуальным вопрос обеспечения духовенства обрядовой одеждой, которую можно изготавливать в промышленных условиях с учетом всевозрастающего спроса в изделиях повышенного качества.
Изготовление церковных облачений в основном носит характер индивидуального производства, осуществляемого в кустарных мастерских при храмах и монастырях. Методы изготовления характеризуются высокой трудоемкостью, низким качеством обработки и высокой стоимостью. Применение кустарных методов не позволяет обеспечить повышенный спрос на облачения для потребителей всех половозрастных групп, занимающих различные ступени в церковной иерархии. В настоящее время технологические процессы промышленного производства облачений находятся в стадии становления и для решения этой задачи необходимо разработать методы проектирования церковной одежды
Особенностью одеяний духовенства является то, что процессы их проектирования и изготовления должны осуществляться с обязательным соблюдением требований канонов, символики и традиций Русской Православной Церкви. Научные разработки в этом направлении практически отсутствуют. Отдельные сведения о видах облачений для духовенства содержатся в богословской литературе. Отсутствует какая-либо информация о методах подбора материалов для облачений и о методах изготовления этой одежды. Поэтому актуальной является разработка методологических основ процесса промышленного проектирования и изготовления церковной одежды.
Целью работы является разработка метода проектирования промышленной технологии предметов облачений для духовенства Русской Православной Церкви,
5 внедрение которого позволит создать методологическую основу промышленного производства высококачественной церковной одежды.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
исследовать состав и структуру гардероба духовных лиц и выявить влияние на него христианских традиций;
исследовать канонические правила носки церковной одежды и разработать требования к одежде этого вида с учётом символики, традиций и канонов РПЦ;
разработать требования и номенклатуру показателей свойств материалов, используемых для изготовления облачений;
исследовать физико-механические свойства материалов для установления возможности их применения и разработки рациональных пакетов церковной одежды;
усовершенствовать метод выбора материалов для изготовления повседневных облачений, богослужебных риз и головных уборов духовенства;
разработать признаки канонов Православной Церкви, определяющих конструктивно-технологическое решение частей и узлов предметов облачений;
разработать промышленные методы обработки предметов повседневных и богослужебных облачений;
разработать базу данных методов обработки одеяний духовных лиц;
разработать методику проектирования технологии церковных облачений.
Объектом исследования являлся процесс проектирования промышленной технологии одежды для духовенства Русской Православной Церкви с учётом православных традиций и канонов.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы и приёмы: системный подход к решению сложных задач проектирования технологических процессов, методы экспертных оценок, регрессионного анализа, алгоритмизации и программирования, теории классификации и кодирования, объектно-ориентированного моделирования.
В ходе диссертационного исследования изучены богословские и светские труды, содержащие информацию об одежде духовенства, работы ведущих специалистов по вопросам особенностей выбора материалов и изготовления специальной одежды, изучены существующие методы проектирования технологии и промышленной обработки одежды.
Экспериментальные исследования выполнены в условиях мастерских при храме Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (г. Москва) и при Московском подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря (церковь великомученика Георгия в Ендове), а также на ООО «Венсант» (г. Москва).
Научная новизна работы заключается в следующем:
впервые систематизирована и формализована информация о составе и структуре гардероба священнослужителей РПЦ;
разработаны требования к одеяниям духовенства в соответствии с каноническими правилами, традициями и элементами христианской символики;
разработаны научно обоснованные требования к материалам, используемым для изготовления облачений;
усовершенствован метод выбора материалов для производства церковной одежды;
разработана структура и состав базы знаний, относящейся к предметной области создания церковной одежды;
разработаны промышленные методы изготовления предметов повседневных облачений и богослужебных риз;
разработан метод проектирования технологии облачений, ориентированный на использовании информационной технологии.
Практическая значимость и реализация результатов работы:
усовершенствована методика выбора материалов для одежды духовен
ства;
разработаны рациональные пакеты прокладочных материалов, используемых для повышения формоустойчивости деталей церковной одежды;
разработана база данных методов обработки одеяний духовных лиц;
разработана методика проектирования технологии облачений;
разработана НТД, сопровождающая процесс производства одежды духовенства в промышленных условиях;
разработана методологическая основа обеспечения учебного процесса для студентов православных вузов по курсу «Технология облачений».
Разработаны и внедрены;
метод обработки отделочных элементов богослужебных облачений в технике объёмной аппликации;
типовые пакеты нормативно-технической документации на основные виды повседневных и богослужебных одеяний и головных уборов духовенства;
новые прокладочные материалы в предметы облачений, применение которых обеспечивает высокое качество изделий при снижении трудоёмкости их изготовления. Поданы две заявки о выдаче патентов на изобретения: «Жёсткая прокладка в головные уборы» №2000117838 от 07.07.2000 г. и «Жёсткая прокладка в предметы одежды» №2000117839 от 07.07.2000 г. и получены положительные решения.
Апробация и реализация результатов исследования.
Результаты исследований получили положительную оценку на X Международной научно-технической конференции «Применение новых технологий в образовании» в г.Троицке, 1999 г., докладывались на заседаниях кафедры ТШП МГУДТ и кафедры церковных художеств Православного Свято-Тихоновского богословского института, экспонировались на православной выставке «Рождественский дар», 1998 г.
Промышленная реализация осуществлена на ООО «Венсант», а также в условиях мастерской при Московском подворье Спасо-Преображенского Соловецкого
8 ставропигиального мужского монастыря, специализирующейся на выпуске облачений духовенства. Отдельные положения работы внедрены в учебный процесс при подготовке специалистов в области изготовления церковной одежды и утвари, обучающихся в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (ПСТБИ, г. Москва).
Практическая значимость работы:
Разработана методика выбора материалов для одежды духовенства Разработаны рациональные пакеты прокладочных материалов, используемых для повышения формоустойчивости частей церковной одежды
Разработана база данных методов обработки одеяний духовных лиц Разработана методика проектирования технологии облачений Разработана НТД, сопровождающая процесс производства одежды духовенства в промышленных условиях
Разработана методологическая основа обеспечения учебного процесса для студентов православных вузов по курсу «Технология облачений»
Реализация результатов работы. Реализация осуществлена в условиях мастерских подворья Свято-Преображенского Соловецкого монастыря в г. Москве, подворья Оптиной пустыни в г. Москве, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в Православном Свято-Тихоновском богословском институте.
Апробация работы. Результаты исследований получили положительную оценку на X Международной научно-технической конференции «Применение новых технологий в образовании» в г. Троицке, 1999г., докладывались при на заседаниях кафедры ТШП МГУДТ и кафедры церковных художеств Православного Свято-Тихоновского богословского института, экспонировались на православной выставке «Рождественский дар» 1998 г.
Публикации. Основные результаты исследований, выполненных в настоящей диссертации, опубликованы в семи печатных работах.
По результатам работы поданы две заявки на патенты РФ, получены положительные решения об изобретениях.
Характеристика ассортимента церковной одежды
Существует несколько видов церковной одежды. В зависимости от ее назначения она подразделяется на повседневную (рис.3) и богослужебную (рис.4). Как предметы одежды отдельно выделяется группа головных уборов. Одежда духовенства имеет несколько названий: одеяния, облачения, ризы [7,9,16,17,18]. Эти названия имеют различный смысл или употребляются как синонимы, что объясняется глубокой древностью появления одежды духовенства. В различные времена в русском языке существовал свой речевой этикет, присущий определенной эпохе. Церковь сохранила многие обороты речи, которые в настоящее время вышли из светского употребления. Поэтому в богословских трудах можно встретить разные варианты общего названия церковных одежд:Одеяния духовенства - это совокупность предметов повседневной и богослужебной одежды духовных лиц.Одно одеяние - это отдельный предмет одежды, элемент костюма. Облачение - это костюм духовного лица определённого звания, состоящий из присущих данному званию одеяний (предметов). Ризы - это верхние богослужебные литургические одеяния духовенства.
Проведённый анализ [1,2,13,15] выявил, что повседневные и богослужебные облачения составляются из различного перечня предметов. Это обусловлено требованиями канонических правил, которые определяют состав гардероба священнослужителя, занимающего определённую ступень в церковной иерархии. Для выявления влияния церковных традиций при изготовлении и эксплуатации одежды духовенства РПЦ в работе проведён анализ ассортимента повседневных и богослужебных одеяний, а также головных уборов. 1.2.1. Ассортимент повседневных одеяний. Повседневные одеяния, отличающие служителей церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от светских одеяний и уже в древние времена, приобрели особые признаки, по которым духовные лица стали внешне выделяться из мирской среды [2]. Основными повседневными одеяниями "белого" духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.
Подрясник представляет собой длинное одеяние с воротником - стойкой, углублённой прямоугольной проймой и узкими рукавами. Подрясник бывает мужской и женский (Прил.1, рис. 1.1). Мужская разновидность этого изделия имеет несколько вариантов: русский подрясник, греческий подрясник и платье-подрясник. Для одеяния этого вида характерен приталенный силуэт. Русский подрясник - разрезное до низа одеяние с асимметричной застёжкой в области линии талии и на воротнике. Греческий вариант изделия имеет центральную застежку, борт отделан прямоугольной или расширенной книзу планкой. Платье-подрясник отличается тем, что застежка у него более короткая (до линии бедер). Нижняя часть подрясников - колоколообразной расширенной книзу фор МЫ.
Женское платье- подрясник имеет несколько моделей в зависимости от того, какие требования к внешней форме изделия приняты в том или ином монастыре. Чаще всего это расклешенное книзу одеяние с воротником-стойкой, втачными рукавами рубашечного покроя, с застёжкой по центральной линии переда. В некоторых женских монастырях допускается мужских подрясников.
Мужские и женские подрясники являются нижней одеждой и в зависимости от сезона носки подразделяются на летние и зимние. Летние подрясники изготавливаются из более лёгких тканей и не имеют подкладки. Греческие подрясники имеют только летний вариант. Зимние подрясники могут выполняться на подкладке. Для их изготовления применяют материалы, хорошо сохраняющие тепло, без использования утепляющих прокладок.
Ряса - верхнее повседневное одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами (Прилі, рис. 1.2). Слово "ряса" происходит от греческого прилагательного "то расон", что значит - "лишенная ворса" или "поношенная". Именно такую почти нищенскую одежду полагалось носить в Древней Церкви монашествующим. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства [2]. Её носят как мужчины, так и женщины.
Мужские рясы имеют два основных покроя - русский и греческий. Греческая ряса прямая по силуэту, со сквозной центральной застёжкой. Элементы застёжки расположены на воротнике и в области линии груди. Рукава греческой рясы прямой формы, одинаково широкие от проймы до низа. Однако свободная прямая греческая ряса, удобная для стран с жарким климатом, оказалась не совсем удобной для эксплуатации в условиях российского климата. Внешние условия России создали привычку носить одежды, плотно облегающие тело. Это обусловило появление русских ряс, которые имеют полуприлегающий силуэт. Русская ряса в точности соответствует покрою русского подрясника и отличается от него только формой рукава - длинного, расширенного книзу.
Женские рясы часто не имеют воротников. Их форма отличается в зави симости от требований устава того или иного монастыря. Иногда для женщин -монахинь допускается ношение мужских ряс преимущественно русского покроя.
Существуют рясы, представляющие собою аналог демисезонного и зимнего пальто. Это русские рясы с отложным воротником, отороченным чёрным бархатом или мехом. Обычно все рясы выполняются на подкладке. Зимние русские рясы- пальто изготавливают на утепляющей прокладке.
Мантия (или паллий) входит в состав гардероба монашествующих в знак из особенной отрешенности от мира (Прил.1, рис. 1.3). Это длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на воротнике, покрывающая собой подрясник и рясу. На спинке мантии выполняют мелкие вертикальные складки, число которых достигает 40. Мантию не имеют право носить послушники и рясофоры, т.е. это одежда малосхимников и великосхимников. Мантия бывает мужская и женская. Женщины-монахини могут носить мужскую мантию, если это разрешено уставом монастыря.
Для эксплуатации в келлиях существует келейный вариант мантии. Это более короткая мантия, но её ношение разрешено не во всех монастырях. При постриге в Малую Схиму постриженнику даётся постригальная мантия, более длинная, чем обычная (обиходная). Это связано с тем, что постригальную мантию используют при погребении для укрывания тела умершего.
Архимандриты в торжественных случаях одевают черную шелковую мантию с бархатными вставками (скрижалями) в области груди и низа изделия. Скрижали выполняют красного цвета, с отделочной золотой и серебряной вышивкой в виде крестов, орнаментов или монограмм. Мантии архимандритов имеют небольшой шлейф, что обуславливает модельно-конструктивные особенности этого изделия.
Мантии архиереев отличаются от мантий простых монахов. Они имеют длинный шлейф и три ряда красно-белых полос-нашивок, которые носят название «струи». В области груди и в нижних углах полочек на архиерейской ман
Исследование физико-механических свойств материалов для повседневных и богослужебных облачений
Исследование физико-механических свойств проводилось с целью установления базовых параметров материалов, используемых при изготовлении одежды духовенства, а также для обоснования выбора материалов согласно установленным требованиям. Результаты испытаний использовались в дальнейшем для составления оптимального пакета материалов.2.2.1. Анализ показателей свойств материалов для облачений духовенства. Органолептическое исследование образцов облачений показало, что ткани, в настоящее время используемые в качестве основных материалов для изготовления богослужебных облачений зачастую не производят в массовом производстве, а выполняют по заказу Церкви или привозят из-за рубежа, поэтому технологические характеристики этих материалов чаще всего отсутствуют. Из анализа требований к материалам для богослужебных облачений следует, что конструкторско-технологические требования наибольшим образом влияют на качество обработки изделий и на трудоёмкость их изготовления. Поэтому для материалов верха богослужебных риз в первую очередь выделялись и исследовались свойства, от которых зависит технологичность изделия: толщина, поверхностная плотность, волокнистый состав, вид переплетения, раздвигаемость нитей в швах, усадка, осыпаемость.
Установлено, что какие-либо сведения о видах и свойствах прокладочных материалов для облачений духовенства отсутствуют. Поэтому появилась необходимость исследования характеристик этих материалов с целью разработки оптимальных пакетов в одежде. Для этого определяли толщину, жёсткость и поверхностную плотность традиционных пакетов прокладок в предметы облачений.
При изготовлении повседневных и богослужебных одеяний используются те же виды подкладочных материалов, что и при изготовлении светской одежды. Требования к этому виду материалов для облачений духовенства и бытовой одежды во многом совпадают, поэтому в работе исследований физико-механических свойств подкладочных тканей не проводилось. Для разработки рекомендаций по выбору подкладочных материалов изучали опыт производства светской одежды и исследовали старинные и современные образцы предметов облачений духовенства, которые выполняют на подкладке. На основе проведённых исследований составлен справочник-накопитель ассортимента этой группы материалов (Прил. 7, табл. 7.1). В справочнике характеристика свойств подкладочных тканей указана в соответствии с их артикулом и волокнистым составом [74-76, 79-84]. Разработанный справочник представляет собой часть базы данных, в которой содержится информация о материалах, применяемых при изготовлении одежды духовенства. В случае расширения ассортимента используемых подкладочных материалов данный справочник-накопитель может пополняться новыми сведениями.
Исследование влияния свойств материалов верха для повседневных облачений на качество изготовления изделий проводилось на основе применения теории экспертных оценок. Из ассортимента повседневной одежды были выбраны такие изделия, как подрясник, русская ряса, скуфия, мантия и апостольник, т.к. эти предметы наиболее распространены в составе гардероба духовных лиц. Эти изделия преимущественно изготавливаются из материалов шерстяного ассортимента, поэтому для проведения испытаний использованы образцы тканей костюмной и плательной групп из чистошерстяных, полушерстяных (с добавлением 50 % нитрона или лавсана) и вискозных волокон.
При анализе требований к материалам для повседневных одеяний установлено, что самыми весомыми оказались эргономические, эксплуатационные и конструкторско-технологические требования, которым соответствует ряд единичных показателей свойств материалов. Для определения значимости показателей свойств в каждой группе требований применён метод априорного ранжирования факторов (Прил. 8, табл.8.1-8.18, рис.8.1-8.9). Из разработанной номенклатуры были выбраны единичные показатели, которые встречаются при характеристике основных материалов для всех предметов повседневного гардероба. В группе эргономических требований выделены показатели свойств материалов: Э1 - жесткость, Э2 - драпируемость, ЭЗ - тангенсальное сопротивление, Э4 - гипоаллергенность, Э5 - паропроницаемость, Э6 - воздухопроницаемость, Э77 - гигроскопичность, Э8 - электризуемость, Э9 - защита от солнечной радиации, Э10 - прилипаемость. Как показали результаты ранжирования, для различных изделий значимость показателей в этой группе свойств оказалась разной (Прил.8, табл.8.19). Так для костюмной ткани, используемой при изготовлении рясы и скуфии, первое место присвоено показателю воздухопроницаемости (Э6), второе - показателю жесткости (Э1), остальные показатели оказались незначимыми. Для плательной ткани, используемой при изготовлении подрясника, на первом месте также оказался показатель воздухопроницаемости (Э6), на втором - паропроницаемости (Э5), на третьем - жесткость (Э1), остальные факторы - незначимые. Для материалов плательной группы, используемых при изготовлении мантии и апостольника, наивысшая оценка значимости получена для показателя паропроницаемости (Э5), следующим по значимости оценку получил показатель жесткости (Э1). Согласно результатам ранжирования прочие показатели эргономичности не являются значимыми.
Аналогично устанавливалась значимость показателей надежности (эксплуатационных показателей) материалов. Для проведения ранжирования эксплуатационным показателям присваивались следующие обозначения: HI -устойчивость материала при истирании по плоскости, Н2 - размеростабиль-ность, НЗ - устойчивость к стирке, Н44 - устойчивость к действию пламени. Неустойчивость к действию светопогоды, Н6 - усилие при разрыве, Н7 - усилие при раздирании, Н8 - несминаемость, Н9 - усадка после стирки, НЮ - пиллин-гуемость, НИ - стойкость к поту, HI2 - устойчивость окраски. В результате ранжирования показателей выявлено, что для костюмных материалов, применяемых при изготовлении рясы и скуфии, первое место по значимости получил показатель усилия при разрыве (Н6), второе - показатель устойчивости при истирании по плоскости (HI), остальные показатели не получили значимых оценок. Анализ результатов ранжирования показал, что свойства материалов плательной группы, применяемых для изготовления подрясника, распределились
Признаки канонов Православной Церкви, определяющие конструктивно-технологическое решение облачений
Особенностью технологии изготовления одежды духовенства является то, что выбор методов обработки осуществляется в зависимости от признаков, характеризующих конструктивно-технологические решения облачений.
При разработке системы признаков, определяющих методы обработки изделия, были выделены три логически связанных группы признаков, влияющих на выбор технологии:1- признаки канонов в ассортименте одеяний:2- признаки изделий;3- признаки частей изделий (ЧИЗов) и узлов.
Совокупность признаков может быть представлена как целостная сложная система (рис.15). Каждая группа признаков представляет собой отдельную систему, построенную по объектно-ориентированному принципу. В отличие от типовой иерархии, которая отражает взаимосвязи типа «общее - частное» в объектно-ориентированном подходе к разработке модели системы признаковиспользуется структурная иерархия, показывающая связи типа «это - часть того». При объектно-ориентированном подходе (ОПП) ей соответствует иерархия объектов. Объект обладает индивидуальностью и поведением, имеет атрибуты, значения которых определяют его состояние. Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов. Класс определяет общие свойства для всех объектов [49, 97, 102, 103].
При помощи ОПП можно выделить все возможные признаки, принадлежащие конкретному виду изделия и, в соответствии с ними, выбрать методы обработки. На первом этапе разработаны признаки канонов, характеризующие ассортимент изделий и определяющие методы их обработки (табл.4).
Назначение изделия Все предметы костюма духовного лица в соответствии в каноном подразделяются на повседневные или богослужебные. Влияние этого признака на обработку изделий выражается в том, что богослужебные облачения в отличие от повседневных обрабатываются с применением большого числа разнообразных видов отделки: вышивка, аппликация, отделка тесьмой, бахромой и т.д. Предметы повседневных одеяний согласно требованиям Устава не должны усиленно декорироваться, поэтому в их обработке в основном присутствуют элементы соединения деталей. Символическая вышивка, выполняемая на деталях повседневных облачений несёт на себе только смысловую, а не декоративную нагрузку. Признак назначения изделий присущ всем одеяниям духовенства и его необходимо учитывать при выборе методов обработки изделия.
Роль в костюме Костюм духовного лица состоит из предметов одежды, головных уборов и аксессуаров. Принадлежность изделия к какой-либо из этих ассортиментных групп определяет конструктивные и технологические особенности предмета. Например, методы обработки головных уборов должны обеспечивать качественную обработку изделий по криволинейному контуру, может использоваться завязка на тесьму, отсутствует крепление деталей на петли и пуговицы. При изготовлении головных уборов широко используется ручная обработка и соединение деталей, Длина швов в изделиях, относящихся к головным уборам меньше, чем в предметах одежды. Кроме того, приёмы обработки головных уборов отличаются от приёмов обработки одежды из-за неудобства к доступу до некоторых обрабатываемых участков (при выстёгивании скуфии, соединении основной детали наметки с донышком наметки, при ВТО апостольника).
Аксессуары могут изготавливаться из текстильных материалов швейным способом (сулок, дароносица), способом плетения (чётки) или из металлических и иных материалов различными способами (посох, чётки, кресты, панагия). Отличие методов обработки сулка и дароносицы обусловлено их целевым назначением, они должны закрепляться на посохе (сулок) или одеваться на шею священнослужителя (дароносица). Эти предметы имеют свою уникальную конструкцию, символическое и функциональное назначение, поэтому приёмы и методы обработки у них иные, чем у одежды или головных уборов. Отличие состоит в обработке краёв изделий, наличие кулисок на основных деталях, форме и размерах швов.
К одежде относится значительная часть предметов облачений. В отличие от головных уборов и аксессуаров одежда имеет большее количество узлов и вариантов обработки. Например, такие узлы, как воротник и рукава характерны только для предметов одежды. Следовательно, признак роли предмета в костюме влияет на выбор методов обработки всех облачений духовенства.
Половая принадлежность духовного лица оказывает влияние на выбор конструкции и технологии обработки облачения. Гардероб мужской части духовенства существенно отличается от гардероба женской части. Например, обработка апостольника встречается только при изготовлении женской одежды, а обработка патриаршего клобука - только мужской. Анализ образцов изделий показал, что женская скуфия, женская мантия, а также женский подрясник и ряса значительно отличаются по своим конструктивно-технологическим решениям от аналогичных мужских одеяний. Однако существуют одеяния, харак терные для гардероба обеих полов: схима, параман и т.д. Кроме того, богослужебные облачения нецелесообразно подразделять по признаку пола, т.к. среди женщин не бывает священнослужителей, т.е. женщины не могут использовать богослужеьные одежды. Поэтому половой признак следует учитывать при выборе методов обработки повседневных одеяний, относящихся к мужскому или женскому гардеробу.
Степень иерархии влияет на выбор методов обработки богослужебных облачений. Для каждого сана духовного лица характерно использование особого вида предметов, которые отличаются своими конструктивно-технологическими решениями. Например, подризник характерен только для сана пресвитеров, и несмотря на его внешнюю схожесть с архиерейским под-саккосником, он имеет свои отличительные особенности в отделке. Следует учитывать, что некоторые предметы облачений могут применяться в костюме духовенства разного сана. Например, поручи используются в облачениях диакона, пресвитера и архиерея, т.е. обладают свойством широкого использования, а не узкого (для определённого сана). Поэтому влияние признака сана на выбор технологии обработки следует рассматривать согласно этому свойству изделий.
Формализация информации о составе и структуре гардероба духовенства
Анализ состава духовенства и видов облачений позволил выявить канонические правила эксплуатации облачений. Выявленные правила определяют состав гардероба каждого духовного лица и порядок одевания предметов облачений на фигуру священнослужителя. Эти сведения положены в основу систематизации структуры гардероба облачений.
Целью данного этапа работы являлось построение системы видов комплектов облачений с учётом канонов РПЦ и формализация информации о составе гардероба рассматриваемой одежды. Как показал анализ, все предметы одежды объединены в разные группы. Этими группами являются повседневные облачения, богослужебные облачения и головные уборы. Некоторые предметы повседневных и богослужебных облачений могут объединяться в полный комплект одежды, используемый священнослужителями при богослужении. Для каждого духовного лица состав этих групп предметов различный. Он зависит от признаков духовного лица, характеризующих его положение в составе всего духовенства.
Согласно каноническим правилам составления гардероба проведена систематизация комплектов облачений. Каждая группа облачений формировалась согласно присущим ей признакам духовенства и ассортимента одежды (Прил.22, табл.22.1, 22.3, 22.5). Результаты систематизации представлены в табличной форме. Все таблицы построены по единым правилам. В левой части таблиц указаны наименования признаков, а значения признаков - в правой части.
В верхних строках таблиц находятся наименования признаков, характеризующие правила формирования гардероба. Для каждого вида облачений набор этих признаков различный. Самые нижние строки во всех таблицах занимают значения признака видов предметов одежды, которые представлены их наименованиями. Наименования предметов располагаются в строках таблицы сверху вниз согласно их порядку одевания и появления в составе гардероба. Если предмет отсутствует в комплекте облачения, то соответствующая строка остаётся незаполненной.
Комплекты повседневных облачений (Прил.22, табл.22.1) сформированы по признакам назначения облачений, принадлежности предмета к одежде «белого» духовенства или монашества (т.е. признак пострига), вида комплекта и видов изделий, входящих в комплект. Анализ таблицы показывает, что наи большее число изделий входит в облачение великосхимника. Пакет одежды послушника и церковнослужителя является минимальным.
Согласно разработанным правилам заполнения таблицы можно определить, что самым нижним одеянием для всех служителей является подрясник. Далее, по порядку одевания следуют: ряса у «белых» священнослужителей и рясофоров, параман - у малосхимников и аналав - у великосхимников. Как видно из таблицы, ряса для малосхимников и великосхимников является третьим по счёту одеянием, а параман и аналав отсутствуют в комплектах облачений других духовных лиц. Подобным образом распределены все виды повседневных одеяний.
Богослужебные облачения (таблица 7) систематизированы по признакам назначения облачений, сана духовного лица, вида комплекта облачений и вида предметов, входящих в состав облачения. Из анализа таблицы следует, что существует несколько комплектов богослужебных одеяний: для чтеца, иподиа-конское, диаконское, протодиаконское и архидиаконское, минимальное иерейское, малое пресвитерское (иерейское) и малое архиерейское, полное пресвитерское и полное архиерейское, полное архиерейское при освящении престола. Все эти облачения имеют разный состав. Максимальное число предметов входит в комплект полного архиерейского облачения при освящении престола. Минимальное количество предметов наблюдается в облачении для церковнослужителей: чтеца и иподиакона. Структура таблицы позволяет определить канонический порядок одевания предметов. Например, в первую очередь при малом облачении пресвитера одеваются поручи, а при полном - подризник, а затем поручи. Такое изделие, как набедренник, встречается только в гардеробе пресвитера при полном литургическом виде облачения. Поэтому соответствующая строка для других комплектов в таблице не заполнена.
Так как при совершении богослужения комплект одежды священнослужителя состоит из предметов повседневного и богослужебного гардероба, то необходимой явилась систематизация полного состава костюма. Систематизация предметов проводилась по признакам сана духовного лица, вида комплекта богослужебного облачения, вида повседневных одеяний, виды предметов облачений (Прил.22, табл.22.3). Сравнительный анализ информации о составе гардероба показал, что в структуре полного состава костюма значения признаков комплектов богослужебных и повседневных облачений отличаются от значений тех же признаков в структуре гардеробов повседневных и богослужебных одеяний. Это обусловлено спецификой канонических правил формирования пакета одежды, которая используется при богослужении. Например, пакет одежды церковнослужителей зависит от степени пострига духовного лица, но в то же время он остаётся одинаковым для лица без пострига, послушника и инока-рясофора. Такой особенности не наблюдается при построении системы гардероба повседневных и богослужебных одеяний.
Из анализа правил формирования полного состава костюма следует, что нижними слоями одежды являются повседневные одеяния, а верхними - богослужебные. Полный состав костюма зависит от характеристик духовного лица, и его структура формируется по тем же правилам, что и структура комплектов повседневных и богослужебных облачений. Т.е. появление наименований предметов на строках таблицы 22.3 (Прил.22) происходит в соответствии с наличием этих предметов в пакете одежды и согласно порядку одевания предметов.
Анализом облачений духовенства установлено, что обязательной принадлежностью костюма духовного лица являются головные уборы. Правила эксплуатации головных уборов установлены каноном. Они зависят от положения служителя на ступенях церковной иерархии. В соответствии с этим проведена систематизация головных уборов по признакам пострига духовного лица (т.е. по принадлежности к «белому» духовенству или монашеству), степени постри