Введение к работе
Реферируемая работа посвящена изучению концептов ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ в идиостиле Булата Окуджавы.
Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) - один из классиков русской поэзии XX века. Его творческое наследие невозможно отделить не только от такого явления русской культуры, как авторская песня, но и от отечественной литературы второй половины XX столетия в целом. Творчество Б. Окуджавы стало объектом серьезного научного исследования в середине 80-х - начале 90-х годов после публикации работ З.С Паперного, В А. Зайцева, А.К Жолковского, P.P. Чайковского, В.И Новикова и других ученых.
Изучая художественный мир произведений поэта, многие исследователи выделяют так называемые «ключевые образы» (слова, концепты), которые последовательно переходят из песни в песню, из стихотворения в стихотворение. В.И. Новиков считает ключевыми в поэтике Б. Окуджавы образы «души», «любви», «надежды», «дороги», «женщины», «музыки» и «судьбы»; А. Киреева относит к ключевым в лирике поэта такие слова, как «Надежда» и «Жизнь»; Р.Ш. Абельская, в свою очередь, отмечает, что «в поэзии Булата Окуджавы встречаются акцентировано значимые для поэта и устойчиво повторяющиеся образы и мотивы <.. .> такие, как душа, любовь, надежда, дорога, музыка, судьба»; В.А. Зайцев полагает, что для Б. Окуджавы характерны темы «Родины», «Музыки», «Живописи», «Дороги», «Надежды».
Из ключевых категорий языковой картины мира (ЯКМ) Булата Окуджавы можно выделить концептуально значимую для русской культуры группу понятий ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, исследованию которых посвящена данная работа. В исследовании высказывается гипотеза, что эта группа понятий воплощает в себе главные категории мировоззрения Б. Окуджавы Выделяемые окуджавоведами ключевые понятия концептосферы поэта «представляют собой квинтэссенцию
нравственного мира Булата Окуджавы» (СБ. Христофорова), которую можно определить как идею восстановления утраченной гармонии.
Объектом данного исследования является поэтический идиолект Б. Окуджавы, предметом - комплекс языковых единиц, вербализующих концепты ВЕРА,НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ в дискурсе поэта.
Материалом послужили сборники Б. Окуджавы «Чаепитие на Арбате. Стихи разных лет» (М.: Корона-Принт, 1998) и «Стихотворения» (СПб.: Академический проект, 2001), представляющие основной корпус текстов поэта, а также его интервью, письма, ответы на вопросы слушателей во время концертных выступлений, воспоминания современников, близких и друзей.
Цель работы - реконструкция фрагмента языковой картины мира Б. Окуджавы в рамках обозначенных концептов.
Задачи:
описание семантического содержания и вербализации концептов ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и триединого концепта ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ в общеязыковой картине мира;
выявление общеязыковых компонентов содержания в семантической модели окуджавских концептов ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и триединого концепта ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ;
анализ специфики содержания и особенностей вербализации концептов ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и триединого концепта ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ в поэтическом дискурсе Б. Окуджавы.
Используются методы: контекстуального, компонентного, концептуального (семантико-когнитивного) анализа, метод аппликации, метод семантического поля.
Актуальность работы заключается в том, что исследование выполнено в рамках современной антропологической лингвистической парадигмы. Б. Окуджава является одним из основателей такого литературно-песенного феномена, как авторская песня. Описание фрагмента языковой картины мира поэта позволит подойти к описанию общей
концептосферы авторской песни и выявить понятия, определяющие данное культурное явление
Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к творчеству поэта. До последнего времени основной массив исследовательских работ был представлен трудами литературоведов, однако в последние годы в окуджавоведении сформировалось такое направление, как лингвопоэтика Б. Окуджавы (исследования К.А. Агабековой, С Б. Христофоровой, С.В Киприной, В.Н. Клещико-вой, З.Ю. Петровой и др.) В русле этого направления выполнена и данная работа Стихотворное и песенное наследие поэта исследуется с точки зрения когнитивной лингвистики. Подобный метод изучения позволяет выявить черты мировоззрения Б. Окуджавы, отраженные в его поэтическом дискурсе, реконструировать фрагмент его языковой картины мира. Диссертационная работа представляет собой одну из первых попыток описать концептосферу поэтического мира Б. Окуджавы.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении методики анализа художественных концептов, разрабатываемой в трудах современных лингвистов (Л.Г. Бабенко, Л.В. Ульяновой, СЮ. Лавровой, М.А. Дмитровской и др.)
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования: 1) в спецкурсах и семинарах по когнитивной лингвистике, лингвистической поэтике и концептоло-гии; 2) в лекционных курсах, спецкурсах и семинарах, посвященных авторской песне и творчеству Б. Окуджавы в частности, 3) для изучения триединого концепта ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ в общеязыковой и общепоэтической картинах мира.
Положения, выносимые на защиту. 1. Группа понятий ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ воплощает в себе главные категории мировоззрения Б. Окуджавы.
В отличие от общерусской языковой картины мира в концептосфе-ре Б. Окуджавы концепт ВЕРА не является базовым по отношению к понятиям НАДЕЖДА и ЛЮБОВЬ.
Концепт НАДЕЖДА- одно из важнейших понятий в картине мира Б. Окуджавы, эксплицированное в большом количестве текстов поэта; основная категория его мировоззрения.
В содержании понятия НАДЕЖДА происходит эволюция компонента «сомнение» и актуализация семы «отношение к высшей силе», что связано с изменениями, происходившими в мировоззрении поэта в разные годы жизни.
Объекты любви (понятия ЖИЗНЬ, ЮДИНА, БЛИЗКИЕ ЛЮДИ/ДРУЗЬЯ, ЖЕНЩИНА) воплощают в себе высшие экзистенциальные ценности в ЯКМ Б. Окуджавы.
Концепты ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ формируют триединый концепт ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ, который в дискурсе поэта сохраняет содержание христианского триединого концепта - духовное спасение человека. Специфика окуджавского триединого концепта ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ заключается в устранении из него поэтом религиозного (культового) компонента и в обращении к духовному содержанию понятия.
Апробация. Основные результаты исследования были представлены в докладах на конференциях: «Россия - Восток - Запад. Проблема межкультурной коммуникации» (Владивосток, апрель 2003 г.), «Лингвистика в XXI веке» (Владивосток, октябрь 2004 г.), «Приморские образовательные чтения памяти святых Кирилла и Мефодия» (Владивосток, май 2004, май 2006, май 2007 гг.), «Лихачевские чтения», посвященные 100-летию со дня рождения академика Д.С. Лихачева (Владивосток, ноябрь 2006 г ); а также в 6 опубликованных работах.
Теоретическая база исследования: теория языковой картины мира (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Брутян, ТВ. Булыгина, Ю.Н. Караулов, Г.В Колшанский, Б.А. Серебренников, В.Н. Телия, В.Н. Топоров, Е.В. Урысон, А.Д. Шмелев, Е.С. Яковлева и др ); теория
концепта (С.А. Аскольдов-Алексеев, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов и др.); теория и методика семантико-когнитивного анализа (З.Д. Попова, И.А. Стернин).
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.