Введение к работе
Творчество поэтов начала XX века отличается стремлением к максимальному использованию выразительных возможностей слова, к экспериментам в области стихосложения, что находит своё воплощение в создании различного рода индивидуально-авторских новообразований, являющихся результатом креативной деятельности языковой личности.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения индивидуально-авторских новообразований в символистской поэзии, а также отсутствием специальных работ, посвящённых полиаспектному описанию и систематизации инноваций А. Белого и В. Иванова. В языкознании не были детально изучены структурно-семантические особенности индивидуально-авторских новообразований, представленных в творчестве указанных авторов, а также специфика восприятия и понимания авторских слов поэтов-символистов и особенности их функционирования. Под индивидуально-авторскими новообразованиями (ИАН) в работе понимаются новые слова, отсутствующие в языковой традиции, созданные автором с определённой художественной целью и являющиеся результатом его словотворческой деятельности. Термины индивидуально-авторское новообразование, лексическая инновация, лексическое новообразование употребляются в работе как синонимичные (предпочтение отдаётся первому термину, так как именно он наиболее точно и последовательно обозначает исследуемое в работе явление).
Языковые эксперименты поэтов-символистов в области графической, фонетической, лексико-семантической, синтаксической организации поэтического текста представляют особый интерес в связи с программной установкой русского символизма на пересоздание жизни, на сотворение новой культуры. Символизм, выдвинувший формулу искусства как жизнетворчества, – это значимое явление в истории русской культуры, охватывающее различные стороны языковой действительности. «Язык, как таковой, играет величайшую роль в поэзии, независимо от того, какие понятия извлечёт из материала поэтических слов наше рассуждающее сознание; в словах, как в звуках, бьёт поток творческой энергии…» (А. Белый). Поэтический язык художников-символистов характеризуется стремлением к разрушению привычных канонов языковой системы, в связи с чем представляется актуальным обращение к индивидуально-авторскому словотворчеству поэтов-символистов как одной из важных составляющих их поэтического языка.
«Индивидуальность автора как творца есть творческая индивидуальность особого <…> порядка; это активная индивидуальность видения и оформления» (М.М. Бахтин). Проявлением индивидуальности писателя, отражением его видения мира являются лексические новообразования, которые, будучи фактами речи, являются в то же время порождениями языковой системы. Изучение процесса создания новых слов в поэтическом языке художников начала ХХ века выявляет активность тех или иных словообразовательных моделей, демонстрирует действующие законы и тенденции развития деривационной системы языка на определённом её этапе. Это обусловило необходимость исследования индивидуально-авторских новообразований А. Белого и В. Иванова, ярких представителей русского символизма.
Объектом диссертационного исследования являются индивидуально-авторские новообразования поэтов-символистов, отражающие особенности индивидуальной языковой картины мира.
Предмет исследования – структурно-семантические, функциональные, прагматические и стилистические особенности индивидуально-авторских новообразований как стилевой доминанты поэтического языка А. Белого и В. Иванова.
Цель работы состоит в выявлении специфики индивидуально-авторского словотворчества А. Белого и В. Иванова.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда задач:
1) определить специфику поэтического текста с позиций лингвокреативной деятельности языковой личности; рассмотреть особенности языковой реализации художественно-методологических установок символизма;
2) обосновать статус индивидуально-авторских новообразований в поэтическом языке А. Белого и В. Иванова, выявить словообразовательный потенциал слов-символов;
3) охарактеризовать структурно-семантические особенности ИАН А. Белого и В. Иванова, выявить специфику их функционирования;
4) исследовать особенности восприятия и понимания лексических новообразований на основе экспериментальных данных, полученных от информантов.
Теоретическую базу исследования составили работы:
по изучению символизма как идейно-художественного направления русской литературы начала ХХ века (С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспарова, Л.К. Долгополова, П. Дэвидсон, Е.В. Ермиловой, С.Ф. Кузьминой, А.В. Лаврова, З.Г. Минц, А. Пайман и др.);
по исследованию языка поэтических произведений (М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, В.П. Григорьева, Ю.М. Лотмана, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, И.И. Чумак-Жунь, Р.О. Якобсона и др.);
по проблемам словотворчества (М.А. Бакиной, В.Н. Виноградовой, О.А. Габинской, Т.А. Гридиной, Л.И. Плотниковой и др.);
по неологии и словообразованию русского языка (А.А. Брагиной, М.С. Зайчёнковой, Е.А. Земской, В.П. Изотова, С.В. Ильясовой, М.Ю. Казак, Л.Ю. Касьяновой, Е.С. Кубряковой, А.Г. Лыкова, Т.В. Поповой, Л.В. Рацибурской, И.С. Торопцева, И.С. Улуханова, Н.А. Янко-Триницкой и др.);
в области психолингвистических теорий порождения, восприятия и понимания речи (Т.В. Ахутиной, В.П. Белянина, Л.С. Выготского, А.А. Залевской, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.А. Пищальниковой, Т.М. Рогожниковой, Л.В. Сахарного, Ю.А. Сорокина, И.А. Стернина и др.).
Материалом исследования послужили индивидуально-авторские новообразования, извлечённые путём сплошной выборки из поэтических текстов А. Белого и В. Иванова. Собранный языковой материал (около 1300 авторских слов и свыше 1600 словоупотреблений) отражён в словарной картотеке и проверен по различным словарям и справочникам русского языка, в том числе неографическим.
Методологической базой исследования индивидуально-авторских новообразований поэтов-символистов послужили: 1) системно-структурный принцип (принцип целостности языковых и речевых единиц и явлений); 2) принцип диалектического единства формы и содержания; 3) принцип взаимосвязи и взаимообусловленности языка и общества, языка и культуры.
В основу работы положены следующие методы и приёмы, способствующие реализации комплексного подхода к изучению ИАН:
1) метод системного описания, который включает следующие приёмы:
а) для сбора языкового материала – приём сплошной выборки из поэтических текстов А. Белого и В. Иванова;
б) для анализа языкового материала:
приёмы разноаспектной систематизации лексического материала согласно цели и задачам исследования;
приёмы сопоставления, наблюдения, обобщения, теоретической интерпретации результатов исследования лексического материала;
приёмы словообразовательного, структурно-семантического, семантико-стилистического и функционального анализов речевых инноваций;
приём компьютерного графического моделирования;
квантитативный приём, выявляющий особенности процесса словотворчества;
2) экспериментальный метод, способствующий выявлению особенностей функционирования, создания и восприятия новообразований в определённых поэтических текстах, включающий в себя:
методику вербального свободного ассоциативного эксперимента;
методику проективного эксперимента;
методику поэтапного интерпретационного эксперимента.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нём:
представлено разноаспектное исследование индивидуально-авторских слов поэтов, принадлежащих к одному из важных и значимых направлений русской литературы XX века, с учётом деривационных, семантических, функциональных, прагматических и стилистических факторов;
выявлен словообразовательный потенциал слов-символов, являющихся наиболее значимыми в языковой картине мира исследуемых авторов;
разработана типология ИАН А. Белого и В. Иванова, учитывающая частеречную принадлежность, способы деривации, словообразовательные форманты, характер мотивирующей базы и деривационные значения авторских слов;
дано экспериментальное обоснование особенностей восприятия, понимания и функционирования индивидуально-авторских слов в поэтических текстах символистов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-мировоззренческие установки символизма репрезентируются в первую очередь в поэтических текстах. Интуитивное постижение мира, ярким воплощением которого можно считать слова-символы, особая эмоциональность, внесение в поэзию мистического чувства обусловили необходимость необычного вербального воплощения, что в значительной степени нашло проявление в словотворчестве исследуемых авторов. Лексические инновации А. Белого и В. Иванова отличаются особой звукописью, формируют своеобразную ритмико-графическую организацию текстов и зачастую выполняют функции слов-символов, становятся идейным центром стихотворения, играя роль универсальной мифологемы или философемы.
2. В индивидуальном словотворчестве символистов отмечены системные и асистемные явления словообразования. К наиболее активным деривационным процессам, определяющим поэтический язык исследуемых авторов, относится образование сложных имён прилагательных по модели «основа прилагательного + основа прилагательного», которые выражают значение суммы признаков, названных производящими основами. Активное создание подобного рода слов связано с теоретической установкой символизма на максимальное использование возможностей выразительных средств языка. Системным явлением глагольного словообразования в поэтическом языке А. Белого и В. Иванова является создание префиксальных ИАН-глаголов с общим значением характеристики действия по протеканию во времени. Можно считать, что продуктивность этого словообразовательного типа обусловлена особой установкой символизма на пересоздание мира.
3. В словотворчестве А. Белого и В. Иванова предпочтение отдаётся именному словообразованию: более 50% от общего количества инноваций составляют имена прилагательные, около 30% – имена существительные, которые являются источником символизации художественного произведения. Преобладающее количество индивидуально-авторских слов образовано узуальными способами (преимущественно сложным, суффиксальным, префиксальным). ИАН отличаются разнообразием потенциальных (18) и окказиональных (17) способов (как чистых, так и смешанных), причём последние являются прямым отражением стремлений художников начала ХХ столетия к экспериментам в области стихосложения.
4. Деривационный анализ ИАН позволяет расширить реестр реально существующих потенциальных и окказиональных способов русского словообразования (суффиксация + синкопа, префиксация + синкопа, слияние + депрефиксация, парадигматизация + десуффиксация, суффиксальный тмезис, сегментно-суффиксальная субституция).
5. Исследование семантико-деривационных особенностей индивидуально-авторских новообразований А. Белого и В. Иванова выявило высокий словообразовательный потенциал слов-символов. Деривационная активность слов пламя, огонь, заря, белый, светлый и некоторых других позволяет считать их ключевыми словами в языковой картине мира исследуемых авторов.
6. Отличительной особенностью поэтического идиолекта А. Белого является стремление к фольклорной стилизации текстов, немаловажную роль при этом играют индивидуально-авторские глаголы. Характерной чертой идиолекта В. Иванова является именование мифологических и божественных персонажей (неотъемлемых образов символистского искусства) с помощью индивидуально-авторских новообразований (преимущественно разнословных сложений).
7. Проведённое экспериментальное исследование свидетельствует об особой функционально-эстетической нагрузке индивидуально-авторских новообразований в художественном тексте, демонстрирует особенности выбора автором из множества вариантов единственно необходимого, который в большей степени соответствует его внутренней системе представлений о мире. ИАН обладают различным ассоциативно-смысловым потенциалом, а также широким диапазоном значений – от чёткой выраженности значения до «подтекстного» смысла, обусловленного особым авторским замыслом.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нём находит продолжение разработка вопросов, связанных с проблемами идиолекта, словотворчества, индивидуально-авторских новообразований в поэтической системе символизма. В работе выявляются и описываются гипотетические способы потенциального и окказионального словообразования, определяется деривационный потенциал отдельных слов-символов, являющихся ключевыми словами символистской поэзии, обосновывается статус индивидуально-авторских слов как доминанты поэтического языка А. Белого и В. Иванова.
Практическая ценность диссертации состоит в возможном применении материалов и результатов исследования при составлении словаря языка поэтов-символистов, при разработке спецкурсов по проблемам словообразования и неологии, психолингвистики, стилистики, филологического анализа текста, при написании курсовых и дипломных работ, касающихся проблем неологии и словообразования, а также при разработке факультативных и элективных курсов для школьников старших классов.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах на Международных научных конференциях: «Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, 2006), «Научные достижения студентов и магистрантов – школе XXI века» (Полтава, 2007), «Актуальные проблемы современного научного знания» (Пятигорск, 2009), «Ломоносов» (Москва, 2010), «Фразеология, познание и культура» (Белгород, 2010), «Живодействующая связь языка и культуры» (Тула, 2010), Севастопольские Кирилло-мефодиевские чтения (Севастополь, 2010), «Новые направления в изучении русского языка конца XX – начала XXI века» (Харьков, 2011). Результаты исследования были представлены на III региональном конкурсе-фестивале «Славянские чтения – 2008» и заочной научно-исследовательской конференции «Духовные основы и православные традиции в отечественной языковой культуре» (Старый Оскол, 2008).
Основные результаты диссертационного исследования отражены в 13 научных публикациях общим объёмом 4,1 п. л., в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, списка словарей и словарных материалов, списка источников фактического материала.