Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функционально-семантический аспект глаголов бытия Деева Наталья Валерьевна

Функционально-семантический аспект глаголов бытия
<
Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия Функционально-семантический аспект глаголов бытия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Деева Наталья Валерьевна. Функционально-семантический аспект глаголов бытия : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Кемерово, 2003 279 c. РГБ ОД, 61:04-10/1045

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История изучения категории бытия 11

Раздел 1. Философские аспекты категории бытия 11

Раздел 2. Лингвистические аспекты изучения категории бытия и средств ее выражения 15

Раздел 3. Основы методов исследования 26

Глава II. Лексико-семантические особенности глаголов бытия в современном русском языке 35

Раздел 1. Семантическая классификация глаголов бытия 35

1.1.1. Глаголы со значением предбытия 38

1.1.2. Глаголы появления 41

1.1.3. Глаголы со значением «становления и осуществления» 44

1.1.4. Глаголы собственно бытия 46

1.1.5. Глаголы со значением «достижения предела бытия» 54

1.1.6. Глаголы пограничного состояния бытия 55

1.1.7. Глаголы со значением «перерыва в течении бытия» 58

1.1.8. Глаголы «собственно исчезновения» 58

1.1.9. Глаголы «небытия» 63

1.2 Лексические особенности глаголов бытия: первичные / вторичные значения 71

1.3 Субъекты бытийных глаголов 85

Глава III. Формальные характеристики глаголов бытия 104

Раздел 1. Словообразовательные характеристики глаголов бытия 104

Раздел 2. Аспектуальные характеристики бытийных глаголов 116

2.1 Вид 116

2.1.1. БГ совершенного и несовершенного вида 119

2.1.2. Двувидовые БГ 119

2.1.3. Парновидовые БГ 121

2.1.4. БГ imperfectiva tantum 125

2.1.5. БГ perfectiva tantum 126

2.1.6. Механизмы видообразования БГ 127

2.2 Характеристика БГ с позиций предельности / непредельности 127

Раздел 3. Характеристики БГ с позиций переходности и возвратности 138

Глава IV. Структурно-семантический потенциал предложений с БГ 148

Раздел 1. Семантические модели предложений с глаголами бытия 148

1.1. Предложения, передающие ситуацию предбытия 151

1.2. Предложения, передающие ситуацию появления 152

1.3. Предложения, отражающие ситуацию собственно бытия 156

1.4. Предложения с локализатором 165

1.5. Предложения, передающие ситуацию достижения предела бытия 173

1.6. Предложения, передающие ситуацию исчезновения, утраты, удаления 174

1.7. Предложения, передающие ситуацию собственно исчезновения 177

1.8. Предложения, описывающие ситуацию небытия 181

Заключение 184

Библиография 188

Список словарей, энциклопедий и грамматик 209

Список художественной литературы 210

Приложение 1 212

Приложение 2 232

Приложение 3 238

Приложение 4 259

Приложение 5 279

Введение к работе

Одной из важнейших проблем в современной лингвистике является проблема выявления семантических категорий и описание различных способов их языкового выражения [Батицкая 2001, Васильев 1990, Виноградова 2001, Камалова 1998]. Семантические категории (далее СК) базируются на одноименных понятийных и актуализируются в конкретных языковых средствах, специфических для каждого языка. Типы семантических категорий очень разнообразны, «они различаются по степени абстрактности и самостоятельности, по объему содержания и его внутренней расчлененности, по внешним средствам выражения содержания, по характеру связи с другими семантическими категориями» [Васильев 1990:139-140]. Наиболее абстрактными и логически самостоятельными признаются семантические категории, соотносящиеся с самыми общими понятиями: СК предмета, признака, бытия, количества, качества, пространства, времени. Развитые СК имеют глубокую субкатегоризацию, богатое содержание, сложную внутреннюю систему оппозиций составляющих элементов. СК образуют «однородные по своему логическому содержанию группы, лежащие в основе соответствующих группировок функционально-семантических полей» [Васильев 1990:140].

Объект исследования. Объектом исследования являются глаголы бытия (бытийные глаголы) русского языка (например: жить, наличествовать, существовать) и предложения, организуемые ими, как конституенты анализируемой в работе функционально-семантической категории (ФСК) бытия. Под бытийными глаголами (далее БГ) понимаются глаголы, «называющие процесс бытия, существования» [ТСРЯ 1995:62].

В научной литературе, посвященной философским проблемам, принято различать понятия бытия и существования (existentia). Бытие есть «наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще» [ФС 1991:55], существование - это «все многообразие изменчивых вещей в связи и взаимодействии» [ФС 1991:443]. Бытие отличается от

существования тем, что последнее представляет собой более конкретную и глубокую характеристику объективных процессов и явлений.

В лингвистике для обозначения законченных по смыслу синтаксических структур, в которых утверждается существование или несуществование в мире (его фрагменте) объекта (класса объектов), наделенного определенными признаками, употребляется два термина - «бытийные предложения» и «экзистенциальные». Эти термины не проецируют философских различий в лингвистике и используются как синонимы. В данной работе используются термины «бытийные глаголы» и «бытийные предложения», в соответствии с существующей традицией в русистике.

Актуальность исследования. Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей [Бабенко 1989, Батицкая 2001, Васильев 1990, Панкрац 1990, Пименова 1995]. Глагол является «самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка» [Виноградов 1947:422].

Актуальность выбора БГ в качестве предмета лингвистического анализа обусловлена следующими факторами:

общетеоретическими задачами современной лингвистики, направленными на комплексное изучение и построение семантических теорий крупных семантических, синтаксических и функционально-семантических категорий языка, имеющих разноуровневую языковую онтологию;

необходимостью создания системной лингвистической теории этих категорий, среди которых особое место занимает ФСК бытия.

Актуальность исследования определяется содержанием работы, которая выполняется в русле современных исследований функционально-семантического направления. Комплексный подход к языковому материалу соответствует основному принципу системного описания глагольной лексики: глаголы рассматриваются с точки зрения их категориально-лексических, лексико-грамматических и других особенностей.

Идея «бытия» занимает важное место в духовном мире человека: «мысль о бытии чего-либо есть самая общая и самая элементарная в мыслительном аппарате человека, нельзя мыслить что-либо в плоскости небытия» [Пешковский 2001:174]. В связи с этим целью работы является описание БГ в рамках функционально-семантической категории бытия, как отдельного фрагмента (микрополя) функционально-семантического поля (ФСП) бытия.

В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:

  1. Выделить лексико-семантические группы (ЛСГ) глаголов бытия, входящие в состав одноименного ФСП, определить их объем и границы.

  2. Определить ядерные и периферийные компоненты микрополя, организуемого БГ.

  3. Описать основные формальные характеристики БГ отдельных ЛСГ (характеристики вида, предельности, способов глагольного действия; переходности и возвратности).

  4. Исследовать предложения, в которых БГ выступают в роли сказуемых, передающие различные бытийные ситуации; охарактеризовать основные модели, по которым данные предложения образуются.

Научная новизна. Научная новизна работы состоит в том, что она представляет, по-видимому, первый опыт системного описания БГ русского языка и соответствующих конструкций как важных составляющих ФСП бытия. В работе сделана попытка представить относительно полную семантико-грамматическую характеристику БГ, т.е. дать классификацию бытийных глаголов по семантическим признакам, описать основные грамматические свойства БГ разных семантических групп.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Категория бытия является семантически многомерной категорией, представленной в виде фаз, протекающих от предбытия, зарождения к собственно существованию, склонению к концу и исчезновению.

  2. Микроиоле глаголов бытия имеет сложную структуру: ядерными являются глаголы быть, жить; глаголы остальных ЛСГ образуют область

ближней или дальней периферии, выражая различные формы и фазы существования.

  1. Глаголы одной ЛСГ характеризуются, как правило, одинаковым семантическим и формальным (грамматическим) потенциалом.

  2. Предложениями с БГ описываются различные бытийные ситуации: появления, существования (характеризуемого качественно, количественно, темпорально, локативно), исчезновения, полной утраты, отсутствия; комбинированные — темпорально-локативные.

  3. Глаголы одной ЛСГ обладают одинаковым моделеобразующим потенциалом в построении предложений.

Теоретическая значимость работы. Данное исследование вносит определенный вклад в развитие теории функционально-семантических категорий. Результаты исследования как представляется, могут способствовать дальнейшей разработке проблем, связанных с построением функциональной модели современного русского языка,, описанию других составляющих категории бытия на материале, как русского, так и других языков.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материалы данного исследования в курсах теоретической и практической грамматики и лексикологии современного русского языка, а также в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов.

Материал исследования получен методом сплошной выборки из словарей (см. список словарей и их сокращений) современного русского языка и составляет порядка 1495 лексем, а также 3000 предложений, собранных из произведений художественной литературы XIX и XX веков (см. список художественной литературы). Под лексемой понимается глагол с одним словарным значением, которая выступает в качестве лексико-семан-тического варианта (ЛСВ) в случаях многозначности глагола. Такие ЛСВ часто входят в разные семантические группы (подгруппы) БГ. Например: глагол жить в первичном значении - «-существовать, находиться в процессе жизни» и одном из вторичных (переносном) - «иметься, быть» входит в

подгруппу глаголов со значением «собственно бытия». Л в другом вторичном значении - «проводить жизнь в каком-либо месте, обитать» [ТСРЯ 1995:190-191] - в подгруппу глаголов бытия с локативными характеристиками.

Состав ЛСГ бытия был дополнен за счет расширения словообразовательных рядов. Кроме того, БГ рассматриваются в работе совместно с глаголами, передающими значение небытийности, сохраняя тем самым общий философский принцип связи этих двух категорий. При этом, глаголы небытия включаются в исследование как отдельная ЛСГ, по семантике противоположная БГ, но пересекающаяся с ними во многих точках.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

I. Общие методы научного познания: анализ, сравнение, синтез, индукция, дедукция, количественный анализ.

И. Специальные лингвистические методы:

  1. Метод анализа словарных дефиниций;

  2. Компонентный анализ, подразумевающий выделение семантических компонентов в структуре значения глагола;

  3. Метод ступенчатой идентификации, позволяющий определить наиболее точно границы и объем ЛСГ.

  4. Морфологический категориальный анализ, связанный с особенностями грамматических категорий и их выраженностью в конкретном языковом материале;

  5. Дистрибутивный анализ.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: студентов и молодых ученых факультета филологии и журналистики КемГУ (Кемерово, КемГУ апрель 2002; 2003 г.); II Международной конференции «Типология в этногерменевтике и этнориторике: менталитет и ментальность» (Кемерово, КемГУ, сентябрь 2000г.); Международной конференции «Социокультурная герменевтика: теоретико-методологическое основание в контексте развития толерантности» (Кемерово,

КемГУ, январь 2002); HI Международной конференции «Язык. Культура. Человек. Этнос» (Кемерово, КемГУ, октябрь 2002); Всероссийской конференции «Образ человека в картине мира» (Новосибирск, НИЭПП, декабрь 2002); IV Всероссийской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и журналистики» (Томск, ТГУ, апрель 2003); Всероссийской конференции «Человек и культура» (Новосибирск, НИЭПП, январь 2003); I Международной конференции «Язык. Миф. Этно-культура» (Кемерово, КемГУ, февраль 2003); Международной конференции «Концепт и культура» (Кемерово, КемГУ, сентябрь 2003).

Объем и структура работы определяется её целями и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, которые состоят из разделов, заключения, библиографии, списка использованных словарей, энциклопедий и грамматик, списка художественной литературы и пяти приложений.

Во введении определяется объект исследования, обосновывается выбор темы и предмета анализа, актуальность и научная новизна, формулируются цели и задачи исследования, перечисляются методы, использованные в работе.

Философские аспекты категории бытия

В понятиях «жизнь» и «смерть» аккумулируется общественно-историческая практика людей, подытоживается и резюмируется знание, накопленное за известный период. Эти два понятия, включенные в родовое — бытие, являются, по сути своей, философскими категориями, а потому в них отражается вся объективная реальность (её преломление в человеческом сознании). В философии под категориями понимаются (греч. kategoria -высказывание) фундаментальные понятия, устойчивые и организующие формы мышления [ФС 1991:184]. Философские категории имеют свой базис и выражают определенные формы освоения действительности и выступают как понятия. «Философские категории отличает от других понятий существенность и фундаментальность (курсив наш. - Н.Д.) как результат отражения ими существенных сторон действительности, всеобщность (универсальность) по объему, максимальная обобщенность по содержанию, первичность в рамках системы философских понятий...» [Аскин 1983:11].

Истоки учения о категориях восходят к античности. Для Аристотеля проблема категорий выступала как проблема соотнесенности содержания высказывания о иском сущем с самим этим сущим. Под категорией Аристотель понимал высшие родовые понятия, несводимые друг к другу. Всего Аристотель выделял 10 категорий. Категория сущности может быть, как отмечает Аристотель, названа категорией условно, т.к. она не есть признак, она сама носитель всех признаков. Это дает основание рассматривать категорию бытия как категорию первого порядка в рамках категориальной сетки базисных категорий мысли. Основным в своей «Метафизике» Аристотель сделал вопрос: «Что такое бытие как бытие?» Для Аристотеля «быть» — обладать законченной смысловой определенностью. Из всех родов сущего Аристотель выделял сущность, ибо только она способна существовать самостоятельно и отдельно. Сущность — главная и основная причина сущего, основой упорядочивания сущего является сущность [Аристотель 1975]. Аристотель доказал, что бытие есть такого рода реальность, к которой абстрактные определения относятся как к цели и своему носителю, сама же она принципиально конкретна. Аристотель явно различал сущность и существование, но у него есть прямая связь отождествления бытия и сущности. Как отмечал мыслитель, сущность и существование совпадают лишь в первосущности. Аристотель утверждал самоценность бытия. В «Этике» он писал, что блаженство для существа — просто БЫТЬ [Аристотель 1975].

В философии еще со времен античности различали бытие и сущее. Сущее - совокупность окружающих вещей. Общий признак для всего сущего в том, что оно вообще все существует. Это выражается в понятии бытия. Бытие — чистое существование, не имеющее причины. Это действительность в полном смысле слова. В философском словаре бытие трактуется как: 1. «философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю»; 2. «наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще» [ФС 1991:55]. Философское понимание категории бытия включает две тесно взаимосвязанные смысловые стороны. Первая - полагание вещей (мира в целом) с внутренними их свойствами - исходный пункт философского категориального анализа. И вторая — в практике человека этому соответствует начальная, но уже глубоко содержательная стадия любого дела, когда устанавливается факт существования тех предметов, на которые направлена деятельность человека, и это последнее соединяется с отношением к ним (вещам) как самостоятельным целостностям.

Одним из первых в философской европейской мысли Парменид ввел и стал употреблять понятие «бытия» в его общем значении. Парменид изображал бытие в виде большого шарообразного футляра, как бы вмещающего в себя все, что существует в мире. Это были абстрактные, сопряженные с предметно-образным мышлением, размышления о бытии. «До Парменида предметом размышления философов были сущие вещи, а не сущее как таковое» (курсив наш. - Н.Д.) [Доброхотов 1986:6]. Следствием открытия Парменида являлось интересное утверждение о том, что бытие имеет предел. Это утверждение, казалось бы, противоречит логике (идее о всеобщности бытия). Но Парменид настаивал на определенности бытия, его исходной предпосылкой было утверждение, что «бытие это именно «нечто», отсутствие же предела будет значить, что оно «ничто», следовательно, бытие исчезнет» [Доброхотов 1986:10]. В целом, в истории философской интерпретации категории бытия выделяют 4 концепции: метафизическую, трансцендентальную, экзистенциальную, постметафизическую [Красиков 1999].

Семантическая классификация глаголов бытия

Семантическая категория бытия представлена единицами двух уровней: собственно лексемами, обозначающими факт наличия, существования, и предложениями с этим же категориальным значением. Русское сознание представляет бытие как некое состояние, имеющее фазовую структуру. Действительно, моменту собственно существования предшествуют зарождение (в ряде случаев может вычленяться момент до зарождения, который мы обозначим как предбытие), появление. Существование любого субъекта конечно, оно сопряжено, по крайней мере, с определенным временным отрезком, о пространственной отнесенности поговорим немного позже. Поэтому наступает момент, когда субъект бытия приближается к своему концу, а затем исчезает. Т.е. бытие в сознании человека представляется в виде отдельных фаз, каждая из которых имеет свои границы, причем фазы эти организованы иерархически в виде определенной последовательности.

Глагол - та часть речи, которая наиболее полно представляет категорию бытия во всем многообразии ее фаз, поэтому в рамках настоящего исследования распределение глаголов внутри бытийного класса идет сообразно семантике передаваемого ими фазового значения. Традиционно в лингвистике под фазовостью понимается «значение начала, продолжения и конца какого-нибудь процесса или действия» [Богданов 1985:143]. Фазовость может выражаться разнообразными формальными средствами (например, в составных глагольных сказуемых типа - он начал / закончіп / продолжт работать, где в роли вспомогательного выступает фазовый глагол). Как отмечают исследователи, в русском языке «большинство фазовых глаголов сочетается с инфинитивом и в этом случае формально неотличимы от модальных глаголов» [Яхонтов 1985:147]. В отличие от приведенных глаголов, БГ обладают фазовым значением как самостоятельным: Мировое началось во мгле кочевье: / Это бродят по ночной земле — деревья (М.Цветаева). Однако ж довольно! — сказал он [Вулич], вставая, — пари наше кончилось, и теперь ваши замечания, мне кажется, неуместны (М.Лермонтов). В целом же значение фазовости мыслится как выражаемое БГ состояние, действие или процесс, которые могут быть соотнесены с внеязыковым понятийным уровнем. Глаголы могут обозначать какую-то из фаз бытия, но не являться тем, что принято называть фазовыми глаголами: 1. И на этой на земле угрюмой / Счастлив тем, что я дышал и жил (С.Есенин) - глагол передает значение фазы «собственно существования». 2. Увы! Моя шкатулка с серебряной оправой, дагестанский кинжал — подарок приятеля — все исчезло (М.Лермонтов) - глагол передает значение «утраты». Необходимо отметить, что некоторые глаголы несовершенного вида могут передавать не только значение какой-либо из фаз бытия, но и представлять процесс как длительный / фазовый (в котором можно выделить отдельные этапы / фазы), а конечную фазу (наличие парновидового коррелята у глаголов этого тина обязательно) будет обозначать глагол совершенного вида. Ср.: Над Волгой, ударяя в разрыв облаков, поднималось солнце (И.Полянская). — В голове у него поднялся кровяной шум (В.Астафьев). Глаголы подобного рода способны сочетаться с традиционными фазовыми: солнце начало подниматься / опускаться, стало проглядывать / выходить из-за туч и иод. Основные фазы бытия представлены в схеме 2 (приложение 2).

Словообразовательные характеристики глаголов бытия

В данной главе представлены основные формальные характеристики БГ, а именно, основные типы и способы словообразования, видовые характеристики и некоторые морфологические особенности (возвратность- и переходность). Целью настоящей главы является выявление соответствий между отдельными формальными свойствами глаголов и их содержательными характеристиками.

Раздел 1. Словообразовательные характеристики глаголов бытия

Проблема изучения отношений между семантической и словообразовательной структурами языковой единицы всегда являлась одной из центральных в лексикологии и дериватологии. В данном разделе делается попытка представить словообразовательный анализ БГ. Целью данного анализа является выявление наиболее продуктивного способа словообразования для БГ, а также выявление тех семантических компонентов в значениях глаголов, которые привносятся словообразовательными средствами. Под способом словообразования, вслед за Е.А. Земской [Земская 1963], понимается способ, с помощью которого определяется средство выражения деривационного значения производного слова. Для русских глаголов наиболее характерным является аффиксальный способ словообразования, когда основным средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (суффикс, префикс).

Следует отметить, что среди БГ отмечены непроизводные глаголы: зреть (I, 3; I, 1в), быть (I, 4а,4е). Среди глаголов семантических подгрупп «предстояния», «зарождения» не отмечены непроизводные глаголы. Более подробно непроизводные БГ представлены в приложении 3 таблица 5 ( 4). Среди БГ отмечены единицы, производные от основ: а) существительных {планироваться, дневать); б) прилагательных {белеть, алеть); в) глаголов {пробыть, выгорать). См. также приложение 3 таблицу 5 ( 4). Производство от основ глаголов тесно связано с образованием форм вида, залога. Например: прижить (св.) - приживать (п.в.); выселять — страдательный выселяться и под.

Рассмотрим основные способы словообразования, характерные для БГ. К аффиксальному способу словообразования относятся глаголы, образующиеся при помощи различных суффиксов: квартировать, бытовать. Суффикс -ова (ть) является единственно продуктивным при данном способе словообразования. Суффикс -и(ть) зафиксирован в следующих примерах: гостить, родить. Обмечены и глаголы с суффиксом —ну в лингвистике принято называть аспектуалыюе значение данного суффикса «одноактностью» [Зализняк, Шмелев 2000:116], в БГ данный суффикс передает значение «мгновенности бытия»: возникновения и возможности последующего исчезновения, ср.: Блеснула молния («появилась + исчезла»). Офицер вплотную подошел к противнику, в руке его блеснула сабля («появилась»).

Следующий выделенный способ - постфиксальный. Различается: а) чистая постфиксация {житься, селиться, деться, свернуться, готовиться, подняться и др.); б) суффиксально-постфиксальный способ, имеющий две ступени: образование глагола суффиксальным способом {базировать) и постфиксация {базироваться); в) префиксально-постфик-сальный: надвигаться, зародиться Отмечены следующие глаголы с префиксом и постфиксом: БГ со значением «внедрения куда-либо»: водвориться, заселиться; БГ со значением «удовлетворенности действием (состоянием)»: нажиться; БГ со значением «протяженности сверх меры»: загоститься, зажиться; БГ в значении «привыкания к новой обстановке»: обжиться, обосноваться; БГ со значением «склонения к исчезновению», «удаления, ухода» — расходиться, рассасываться, улетучиваться; БГ со значением «исчезновения, гибели»: скончаться, задушиться, завершиться. Префиксация глаголов отличается большим богатством и выразительностью. Исследование префиксальных глаголов в русском языке дало следующий вывод: «...префиксальные глаголы составляют приблизительно 90 % всей русской глагольной лексики» [Волохина, Попова 1993:3]. В глаголыюм видообразовании глагольные приставки обычно выполняют две функции: «с одной стороны они выполняют деривационную функцию, изменяя лексическое значение производного глагола, а с другой - выполняют функцию формообразующую (то есть изменяют видовое значение глагола)» [Тимофеев 1978:19]. Вопрос о том, обладают ли приставки самостоятельным лексическим значением, которое вносится в значение производного глагола или оно с трудом вычленяется из значения производного глагола, растворяясь в глагольном значении, остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают, что словообразовательное значение не вносится приставкой в глагол, а возникает как результат своеобразного семантического умножения значений производящих глаголов на значение приставок. Другие утверждают, что приставки семантически отличаются друг от друга [Улуханов 19-Gj, что они не теряют своего лексического значения при словопроизводстве, а зависят от лексического значения глагола. При префиксации «значение слова обычно не меняется коренным образом, а к нему лишь добавляется некоторый оттенок» [Земская 1963:23], следовательно, приставки имеют собственное значение. «Значение аффикса может быть установлено и независимо от значения мотивирующей основы. Аффиксы имеют значение вне контекста - в системе, хотя формулировка многих аффиксов (их значений. - Н.Д.) вызывает трудности» [Улуханов 1977:102].

Похожие диссертации на Функционально-семантический аспект глаголов бытия