Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова Виснап Екатерина Эдуардовна

Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова
<
Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виснап Екатерина Эдуардовна. Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Виснап Екатерина Эдуардовна; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого].- Великий Новгород, 2008.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/230

Введение к работе

В последние десятилетия в связи с повысившимся интересом к форме высказывания исследователи вновь обратились к фигурам речи, которые понимают или широко, как любое отклонение от нормы или нулевой ступени, или узко, как разновидность выразительных средств, которая осуществляется на уровне синтагматики, в противоположность тропам и фигурам мысли.

Осознана продуктивность понимания формы не как «упаковки» или украшения речи, но в качестве источника разнообразных семантических приращений. К семантике формы относят различные явления, связанные с фонетикой, с грамматикой, с метрикой стиха, с реализованными стилистическими фигурами (работы Р. Якобсона, Ю. М. Лотмана, М. Л. Гаспарова, Е. Г. Эткинда, К. А. Долинина, А. К. Жолковского, Ю. К. Щеглова, Э. М. Береговской, О. И. Федотова, В. И. Заики, С. А. Матяша, С. В. Вековой, А. Г. Степанова и др.).

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется современными потребностями лингвистики в выработке способов экспликации семантических приращений, обеспеченных изобразительными средствами, а также необходимостью исследования творчества современных поэтов. Данное исследование продолжает традиции изучения семантических приращений, или изобразительных эффектов, обеспечиваемых формой.

Объектом диссертационного исследования являются контексты с фигурами в поэтических текстах Тимура Кибирова. Предмет исследования -специфика функционирования фигуры как средства поэтического изображения.

Поэзия Тимура Кибирова оценивается по-разному, но, кроме оценочных определений его как лучшего поэта советской и постсоветской эпохи1, для нас существенным является признание новаторского характера его поэзии (неоднократно сравниваемого с новаторством Пушкина) и определение его как поэта классической парадигмы. При значительной популярности и цитируемости его поэтических текстов в целом творчество Тимура Кибирова остается малоизученным. Метрическая простота, гармонирующая с неспешной

1 Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова : ст. о рус. лит., преимущественно о поэзии / Н. А. Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 623 с. - (Новое литературное обозрение. Научное приложение; Вып. 41). С. 486.

4 повествовательностью, интенсивная, но при этом ненавязчивая интертекстуальность, бережное отношение к традиционным формам, ощущаемое во многих цитатах и выразительных средствах, и при этом значительная теснота стихового ряда (Ю.Тынянов), интенсивная изобразительность речи, создаваемая многочисленньши фигурами, - все это делает поэзию Тимура Кибирова необычайно интересной с точки зрения рассмотрения семантики формы.

Материалом исследования стали контексты реализованных фигур разных типов из 329 стихотворений и 9 поэм Тимура Кибирова, включенных им в книгу Стихи. М, 2005 г. Картотека, полученная методом сплошной выборки, составила около 1700 фрагментов.

Цель настоящего исследования - определение особенностей употребления поэтических фигур и выявление их изобразительных функций в создании референтов художественного мира.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:

для обоснования теоретической базы исследования рассмотреть понятие изобразительности в работах по поэтике и риторике и определить необходимую типологию изображения;

рассмотреть существующие в филологической литературе типологии фигур и выбрать наиболее функциональную применительно к исследованию изобразительных эффектов;

выделить в поэтических текстах Тимура Кибирова контексты употребления фигур;

классифицировать материал по выбранной типологии фигур, отбирая для предполагаемого анализа реализации фигур отдельных типов;

описать особенности функционирования фигур и выявить закономерности в изображении референтов разного типа;

описать конкретные изобразительные эффекты фигур в поэтических текстах Тимура Кибирова;

определить механизмы изобразительности рассмотренных фигур;

выявить случаи конвергенции и описать семантические эффекты фигуративной интенсивности.

Цели и задачи настоящего исследования определили необходимость комплексной методики анализа. В диссертации были использованы: приемы контекстуального, компонентного и сопоставительного анализа, анализ словарных дефиниций, статистический метод, в случае необходимости они дополнялись этимологическим анализом.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые сделаны предметом теоретической рефлексии и систематизации механизмы функционирования фигур и производимые изобразительные эффекты в творчестве современного поэта.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации применительно к стихотворной речи функций фигур аккумуляции и переноса при изображении реалий, повествователя и этнического языка.

Практическое значение работы определяется возможностью использования материалов диссертации в преподавании спецкурсов и спецсеминаров по лингвистическому анализу текста, по риторике и стилистике, по языку современной поэзии, в спецкурсах по творчеству Тимура Кибирова.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Изобразительность художественной речи понимается как возможность особенностями формы обеспечивать построение референтов художественного мира. Разграничиваются 2 вида изобразительности: экземплификация, основанная на сходстве плана выражения и изображаемых референтов, и эвокация, основанная на смежности знака с используемой для построения художественного мира информации.

2.Эвокация и экземплификация взаимодействуют с изображением референтов художественного мира значениями слов (денотацией), а также между собой, обеспечивая значительные семантические приращения. Семантика плана выражения не буквально совпадает со смыслом, обеспечиваемым значением слов, а каким-то образом его дополняет или конкретизирует.

З.В качестве референтов поэтической речи, представляемых денотативно, а также изображаемых эвокативно и экземшшфикативно, выделяем реалии, лирического субъекта и язык.

4.Фигуры речи, обладающие потенциальным изобразительным эффектом, обусловленным их структурой, реализуются в зависимости от денотации (совпадения с ней или противоречия ей) и многих иных факторов.

5.Изобразительность аккумуляции в тексте зависит от объектов аккумулирования и единиц, обозначающих эти объекты. В случаях разнородности объектов (разнородной аккумуляции) создается изображение лирического субъекта, в случаях аккумуляции наименований одной реалии изображаются (эвоцируются) и лирический субъект и этнический язык.

6.Изобразительность переноса определяется в зависимости от актуализуемого аспекта формы: факта разрыва синтаксических связей, факта нарушения ритма, пространственного расположения слов в стихах относительно межстиховой границы, факта перенесения части синтагмы из одного стиха в другой и, таким образом, актуализацией внутренней формы термина «перенос». Изображение переносом - это в основном экземплификация реалий.

7.В поэзии Тимура Кибирова существуют такие синтагматические типы взаимодействия экземплификации и денотации: 1) препозиционная экземплификация, при которой организацией плана выражения что-либо «показано» ранее, нежели об этом сказано, 2) постпозиционная - «показано» -позже, нежели сказано, 3) позиционная экземплификация, одновременная с денотацией.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях: Ежегодной Всероссийской научной конференции «Слово. Словарь. Словесность: из прошлого в будущее (к 225-летию Л. X. Востокова)» (СПб, 2006), XXXVI Международной филологической конференции (СПб, 2007), VII Международной конференции (Нарва, 2007), V Научной конференции «Значимость, функция и структура в гуманитарном познании. К 150-летию Ф. де Соссюра» (Севастополь, 2007), XXXVII Международной филологической конференции (СПб, 2008), VI Научной конференции «Общественный фактор в гуманитарном познании: онтология и гносеология. К 165-летию Жана Габриэля де Тарда» (Севастополь, 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Фигуры как средство изображения в художественном тексте : на материале поэтических текстов Тимура Кибирова