Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Актуальные проблемы изучения научной биографии в отечественном литературоведении 16
1.1. Биография и биографика: история и теория 16
1.2. Соотношение художественного и документального в научной биографии 27
1.3. Система «автор-герой» в биографическом тексте 32
1.4. Междисциплинарная природа жанра биографии 36
1.5. Источники и жанровые разновидности биографического исследования 47
Глава 2. Формирование принципов биографического освещения личности и деятельности ученого в работах рубежа Х1Х-ХХ вв., посвященных Н.С.Тихонравову 54
2.1. Источники, принцип отбора и организации биографического материала 57
2.2. Модели взаимоотношений биографа и героя 73
2.3. Подходы к освещению личности Н.С.Тихонравова 83
2.4. Принципы изображения контекста жизни и деятельности 93
2.5. Оценка профессиональной деятельности ученого 103
Глава 3. Трансформация биографического образа Н.С.Тихонравова в советском и постсоветском литературоведении 132
3.1. Исследование Н.К.Гудзия в контексте предшествующей и современной историко-научных парадигм 134
3.2. Биографическая интерпретация образа Н.С.Тихонравова в словарных изданиях XX - нач. XXI в 151
Заключение 164
Список использованных источников и литературы 1
Введение к работе
Биографический жанр уже давно по праву занял свое место в наследии различных культур и народов, и, являясь достоянием широких общественных масс, на протяжении всей истории своего развития неизменно пользовался огромным успехом среди массового читателя. Этот факт обусловлен уже самими сущностными характеристиками биографии: любое биографическое исследование имеет большой дидактический потенциал («обладает огромной ... агитационной, назидательной мощью» ) и приобретает общечеловеческое значение как факт общественно-исторической памяти. Так, И.Л.Беленький характеризует биографию как «один из важнейших концептов личностного сознания человека и культурно-исторического сознания общества» . А. Б.С.Мейлах отмечал, что «локальный жанр биографии-жизнеописания на деле оказывается связанным с рядом широких областей истории и культуры, научного прогресса, закономерностей творческого мышления, процессов творчества и т.д.» .
Помимо этого биографические исследования привлекали и продолжают привлекать нас широкими возможностями самопознания. Л.П.Репина сформулировала данную особенность жизнеописательного жанра следующим образом: «Биографии известных людей ... — идеализирующие или «раздевающие», в форме морального наставления или каталога подвигов, адвокатской речи или обвинительного приговора, наградного листа или заключения психиатра, - помимо прочего, всегда служат своеобразным зеркалом ... , глядя в которое читатель может многое узнать и о себе» .
В центре внимания биографа может стоять личность, внесшая вклад в любую из отраслей знания - писатель, артист, политик, ученый и др. При этом сфера деятельности объекта исследования напрямую обусловливает и выбор методов, используемых автором, и общую концепцию, и необходимый содержательный состав, а также общественно-научную значимость работы.
Биография писателя-классика не теряет своей культурной ценности на протяжении всей истории существования жизнеописательных трудов. Если же мы говорим о биографическом исследовании, посвященном человеку науки, то его значимость и актуальность стали особенно очевидными лишь в XX в. Именно в это время наука выходит на первый план и становится главной движущей силой общественного прогресса. Отметим, что данное утверждение справедливо не только для прикладных наук: мощный технологический прогресс совпал с резким качественным скачком гуманитарных отраслей знания, и достижения последних оказывают не меньшее влияние , на динамику развития человечества и способствуют выявлению общих принципов этого процесса. В 70-е гг. прошлого века Б.С.Мейлах отмечал: «Биографии ученых приобретают особое значение для усвоения опыта прошлого в наш век ускоренного научного прогресса и необычайно быстрого увеличения контингента ученых. ... Деятельность ученого, пути его исканий, его облик — все это вызывает всеобщий интерес» . Помимо этого, важно подчеркнуть, что научная биография ученого «может служить источником ценной науковедческой информации, относящейся как к внутренней логике развития науки, так и к влиянию на нее социальных и психологических факторов» .
При этом еще в 70-80-е гг. прошлого века исследователями жанра жизнеописания было указано, что, несмотря на явную специфичность биографии человека науки, ее методология во многом схожа с инструментарием биографии, посвященной деятелям искусства (литературы и др.), ввиду того, что научный поиск и процесс создания художественного произведения уже сами по себе имеют много общего, будучи обусловленными универсальными законами творческого мышления .