Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восток в творчестве Михаила Михайловича Пришвина Кязимов, Кямран Шахверан оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кязимов, Кямран Шахверан оглы. Восток в творчестве Михаила Михайловича Пришвина : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Ленкорань, 2000.- 30 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Диссертационная работа посвящена исследованию одной из малоизученных тем в русской литературе XX века - теме «Восток в творчестве М. М. Пришвина».

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) - один из крупнейших и самобытнейших русских писателей XX века - внес огромный вклад в литературу социалистического реализма. Развивая великие традиции русской классической и мировой литературы, он стал, по существу, основателем лирико - философской прозы.

Творчество писателя - от первых очерков 1906-1909 годов до последних дневниковых записей - несет в себе отголоски идейных исканий, питавшихся напряженным током литературной и философской культуры его времени. Путь его в литературу был сложным и трудным, по словам самого М.М.Пришвина, «... медленный, какой-то тележный этнографический путь в литературе»1.

Около пятидесяти лет М.М.Пришвин плодотворно и честно трудился на ниве художественной литературы, служа своим творчеством народу и родной земле. За эти годы им создано огромное количество высокохудожественных оригинальных произведений малого и большого жанра, которые и сегодня не потеряли своей актуальности и поэтической свежести. Это и поэтические очерки «В краю непуганых птиц», «Адам и Ева», «Черный

М.М.Пришвин. Ссбр.соч. в 6" - томах, M., «Государственное издательство художественной литературы", т.4, стр.243. При дальнейших ссылках на это издание в тексте будут указаны номер тома и страница.

араб», поэма в прозе «Жень-шень», и автобиографический роман «Кащеева цепь» и своды поэтических миниатюр «Лесная капель», «Глаза земли» и многие другие. Многожанровое творчество М.М.Пришвина, питающиеся соками устного народного творчества, мотивами народных сказок, стало крупным литературным явлением, эстетической реальностью.

Восток и Кавказ в творчестве М.М.Пришвина
занимает особое место. Тема Востока в творчестве
писателя дана в широком спектре - как в тематическом, так
и в географическом. Сибирь, Прииртышье, Владивосток,
Приморский край, степи Казахстана, Нальчик, Кавказ,
Крым и другие регионы тогдашней России, жизнь и судьба
обитателей этих регионов, их быт и традиции, образ
мысли, род занятий и форма хозяйствования, мечты и
чаяния, труды и деяния, особенно же - богатая, красочная,
неповторимая, экзотическая «природы, лесные дебри, тайга
и сопки, степи, величественные «живые» кавказские горы,
крымский ландшафт, многообразный животный мир этих
краев, неповторимый свет неба и запах земли каждого из
этих человеческих и животных ареалов., проблема «человек
и природа» - вот те аспекты человеческой жизни и
природы. Эти и многие другие темы в творчестве
М.М.Пришвина исследуются в диссертации в плане их
идейно-тематического содержания, системы образов -
художественных особенностей, сюжетно-

композиционного мастерства, стилевых приемов под углом зрения романтико-реалистического метода писателя. Освещение этих аспектов в творчестве М.Пришвина

сегодня являются очень актуальным.

Степень изученности темы. Творчество М.М.Пришвина долгое время освещалось в литературной критике односторонне и необъективно. Много разногласий критиков, и литературоведов буржуазного и рапповского толков было в определении характера и основного направления пришвинского творчества.

Пришвин принадлежит к тому течению в русской литературе начала хх-века, представители которой одновременно тяготели к модернистскому и реалистическому лагерям, о чем он сам позднее писал: «Что меня в свое время не бросило в искусство декадентов? Что-то близкое к Максиму Горькому. А что не увело к Горькому? Что-то близкое во мне к декадентам»1.

После декадентства против М.М.Пришвина ополчились критики РАППА. Они заявили, что пользы от него для советской литературы, «как от козла молока». После этого печатание произведений Пришвина затормозились. Писателя упрекали в «неточности» его героев, «неточности» его художественного мира. Подобный упрек относили даже к такой яркой романтической высокохудожественной повести, как «Жень-шень».

В последние десятилетия творчество М.М.Пришвина исследовалось широко и всесторонне, определено его место в истории русской литературы XX века, в мировой литературе. Мы имеем в виду монографические

1 М.М.Прішшіш. В«сна света. М., «Молодая гвардия», 1953, стр.589.

исследования Г.Ершова , Т.Хмельницкой , А.Хайлова ,
И.Мотяшова4, М.Пахомовой5, В.Столярова6,

В.Пришвиной и многие другие.

Авторы упомянутых работ о Пришвине в той или иной степени касаются темы Востока в творчестве писателя. Чаще всего объектом изучения становится повесть «Жень-шень». Об очерках «Адам и Ева» и «Черный араб» лишь упоминаются, высказываются разрозненные суждения, а «Кавказские: рассказы» и «Большая звезда» почти не упоминаются и., следовательно, вовсе не исследованы. Сегодня есть необходимость исследования восточных произведений Пришвина глубоко и системно, выделив эти произведения как идейно-тематический и художественно-проблемный пласт в, творчестве писателя с глубоким интересом к Востоку.

Научная новизна работы, естественно, вытекает из вышесказанного. В нашей диссертационной работе восточные произведения М.М.Пришвина исследуются в плане идейно-тематических и жанровых особенностей, системы образов каждого из них е- отдельности и в совокупности, системно, в их идейно-художественной взаимосвязи, с выявлением неповторимых особенностей жизни и природы, нравов и обычаев, местного колорита

'Г.Ершов, Михаил Пришвин. Гослитиздат, М., 1953.

2Т,Хмельницкая. Творчество Михаила Пришвина. «Советский писатель», Л., 1959.

3 А.Хайлов, Михаил Пришвин. Изд.АНСССР, М-Л., 1960.

4 И.Мотяшов, Михаил Пришвин. «Советский писатель», Л., 1960.

5 М.Пахомов, М.М.Пришвин. Изд.-во «Просвещение», Л., 1970.

6 В.Столяров. Творческий метод М.М.Пришвина. Автореферат диссертации, 1969.
1 В.Д.Пришвина. Наш дом. М., 1977.

разных национальных регионов, получивших свое оригинальное художественное воплощение в творчестве Пришвина.

Новизна работы заключается также в том, что произведения восточного цикла М.М.Пришвина исследуются нами в тесной связи, почти параллельно, с его восточными очерками «Соленое озеро», «Дорогие звери», а также дневниковыми записями, относящимся ко времени его путешествий на Дальний Восток, в Киргизию -Казахстан и на Кавказ, ибо произведения «Адам и Ева», «Черный араб», «Жень-шень», «Кавказские рассказы» и «Большая звезда» по сути дела «рождались» из упомянутых очерков и дневников -это тоже своеобразная творческая манера М.М.Пришвина.

Основная цель диссертационной работы-исследование целого блока произведений М.М.Пришвина восточного цикла, анализ этих произведений в их идейно-тематическом единстве на базе восточной проблематики.

Следует отметить, что общая цель и определяет основные задачи работы, которые выдвигаются диссертантом к защите - рассмотреть восточные произведения М.М.Пришвина в их совокупности как важнейший ';"йдейнй-тематичеекйй аспект'- творчества писателя,* выявление'-'' их <:эстетической > значимостиТі в становлении творческого метода М.М.Пришвина романтика * - реалиста; ч - исследование ' жанровых особенностей произведений ;;;; восточного " "Г Цикла М.М.Пришвина; -: исследование "проблемы1 «Человек й природа» в творчестве' писателя под угломv зрения его

восточного мировоззрения и' восточной космогонии; -показать" своеобразия стиля и языка, а также оригинальность Пришвинского видения и образного отображения нравов и обычаев, быта и психологии восточных народов. Поставленные1 проблемы и" задачи решаются в диссертации в контексте западно-восточного или, наоборот, восточно-западного синтеза.

Методология исследования. Автор диссертации
исходит из объективного, диалектико-материалистического
понимания жизни и природы художественной литературы,
отражающей материальный мир, реальную

действительность «по вероятности и необходимости» -(Аристотель). Сравнительно-исторический метод изучения произведений художественной литературы внутри одной национальной литературы, принцип научного историзма лежат в основу нашего исследования.

В своей работе автор опирается также на лучшие достижения и завоевания восточной и западной эстетической мысли, современного литературоведения, на достижения советских пришвиноведов - русских и азербайджанских, особенно проф.С.Г.Асадуллаева.

Научно-теоретическое значение. В диссертации
впервые вводится в круг научного исследования цикл
восточных произведений М.М.Пришвина. На материале
этих произведений исследуются проблема синтеза

романтизма и реализма, особенности синтетического жанра очерка-повести, повести-поэмы, очерка-сказки и другие. Достигнутые нами в этом плане, надеемся, в дальнейшем будет способствовать теоретически

углубленному исследованию как '" творчества
М.М.Пришвина, так и вообще восточной проблематики в
русской литературе." "' <-''

Апробация ^а^о/иы. Диссертация выполнена на кафедре «Литература» факультета' Гуманитарных наук Ленкоранского' Государственного Университета! " Автор диссертации выступал на конференциях преподавателей проводимых в ЛГУ, научно-исследовательскими статьями связанными с проблематикой диссертации с 1995-го по 1999 год. Выступления и опубликованные (пять) статьи предварительно обсуждались и одобрялись на "заседаниях кафедры и ученого совета факультета.''""'"

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из «Введения», трех глав, «Заключения» и списка использованной литературы. Объем" диссертации составляет 142 печатных страниц. При работе использовано из 102 источников.

Похожие диссертации на Восток в творчестве Михаила Михайловича Пришвина