Введение к работе
Феномен Серебряного века с каждым годом привлекает все более пристальное внимание литературоведов, философов, искусствоведов, богословов. Термин «серебряный век», введенный в научный обиход Н.А. Оцупом (1933 г.), подхваченный и утвержденный Н. Бердяевым и С. Маковским, поначалу соотносили только со словесным искусством, поэзией. Н. Оцуп «предложил это название для характеристики модерни-стической русской литературы». В современной науке это название утвердилось для обозначения достижений в художественном процессе 1890 - 1917 гг. Более того, все чаще учеными понятие «серебряный век» употребляется по отношению к основным тенденциям развития культуры этого периода в целом, проявившимся во всех ее областях. Одной из первых писала об этом Л.А. Смирнова: «В громадном массиве неустойчивых, текучих, меняющихся явлений была открыта духовная сущность только наступившего столетия, предвосхищены его страдания и мечты. По этой линии развития искусство слова не было одиноким. В музыке, живописи, театре наметились сходные тенденции». Истоком напряженных духовных исканий и ярких свершений стало, с одной стороны, ощущение кризисного состояния мира, с другой, — острая потребность постижения тайн бытия, сущности гармонии. «Не только в поэзии, но и в самых новых веяньях эпохи, запечатленный и в поэзии, и в живописи, и в философии, сказался интерес к посвятительному знанию. Этим объясняется глубина духовных достижений Серебряного века, остающихся в нашей современной культуре неисчерпанными, неизученными обстоятельно и, конечно, непревзойденными» .
За последние годы очень много сделано для осмысления крупнейших творческих индивидуальностей и ведущих эстетических направлений порубежной эпохи. Тем не менее, все еще не изученными остаются связи даже самых талантливых художников Серебряного века с предшествующей русской литературой и современными им свершениями, с философской мыслью, религиозными концепциями начала XX столетия. За пределами познанного находится и сложный процесс дифференциации творческих исканий в пределах одного литературного течения, внутренние сближения и расхождения его представителей.
Наиболее полно в научных работах представлены эстетика и поэтика русского символизма, который рассматривается не только как непо-
' Оцуп Н.А. «Серебряный век» русской поэзии // Оцуп H А. Океан времени СПб , 1994 С 549 2 Смирнова Л.А Русская литература конца XIX - начала VX ттп М ІУН Г |9 1 Крейд В Встречи с серебряным веком // Воспоминания о -Ф&С)ЧЛАВІШ}НаМ&Іі9І\
С Петер
оэ vm
вторимая поэтическая школа, но, в первую очередь, как новый тип художественного мышления. Растущий интерес ученых прикован к «младшей» ветви этого течения — творчеству поэтов-соловьевцев. В последние годы одно за другим появились исследования по теории символизма (А. Ханзен-Лёве, А. Пайман, Н. Богомолова, Г. Гунна, др.), его поэтике (3. Минц, Б.Гаспарова, В. Сарычева, И. Приходько...), персоналиям (А. Лаврова, Л. Долгополова, Д. Магомедовой, 3. Юрьевой, О. Клинга, др.), связям символистов как с предшественниками, так и современниками. (В. Крейда, Л. Алексеевой, А. Газизовой, М. Лотмана, А. Крюковой, И. Корецкой, И. Иоффе, А. Мазаева, Л. Рапацкой, Н. Суворовой, Т. Новиковой). В плане таких изысканий усилилось внимание к достижениям религиозных мыслителей, в их ряду — к наследию «духовного отца» символизма — самобытного мыслителя-провидца Владимира Сергеевича Соловьева. Однако еще не прояснен неповторимый характер его открытий.
До сих пор, к сожалению, остается белым пятном в литературоведении творческое наследие, пожалуй, главного адепта идей B.C. Соловьева, попытавшегося воплотить их в жизнь, его племянника и крестника — Сергея Михайловича Соловьева. Путь этого замечательного выразителя сложной порубежной эпохи трагичен, судьба им созданного — безрадостна. Нельзя сказать, что его участие в литературном процессе замалчивалось. Первым уделил внимание теме города в поэзии СМ. Соловьева Б.М. Михайловский. (Статья «Из истории русского символизма (900-е годы).4 Имя Соловьева упоминалось, в связи с исканиями младосимволи-стов, в ряду с остальными: А. Блок, А. Белый, С. Соловьев... Чаще всего речь шла о сближениях внешнего порядка: младший из этого «триумвирата» был внуком великого историка СМ. Соловьева, племянником B.C. Соловьева; троюродным братом А.А. Блока, близким другом А. Белого. О ценности художественных достижений самого поэта, писателя, талантливого переводчика, ученого, богослова практически не говорилось.
Правда, в последнее десятилетие проснувшийся интерес к наследию СМ. Соловьева привел к практическим действиям. В 1992 году ему целиком посвящен номер «Шахматовского вестника». В 1993 — в журнале «Новый мир» была опубликована его автобиографическая повесть «Детство». В 1996 томский «Водолей» повторил книгу, вышедшую в 1916 году, «Богословские и критические очерки». В 1997 году (через 54 года после создания и 20 лет после первой заграничной публикации, Брюссель, 1977) вышла в России монография «Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция». Издание сопровождает подробное послесловие доктора
4 Михайловский Б.В. Избранные статьи. M , 1968
философии П. П. Гайденко. В своем недавнем исследовании «Владимир Соловьев и философия Серебряного века» она также уделила внимание СМ. Соловьеву. В 1999 году была опубликована книга лирики Соловьева 1917 - 1928 гг., первая после 1916 года, подготовленная дочерью поэта Н.С. Соловьевой (t2000r.) при активном участии директора Шахматов-ского музея-заповедника СМ. Мисочник. В 2003 году — книга С. Соловьева «Воспоминания», с подробными комментариями. Ныне создает книгу о забытом поэте религиозный и общественный деятель Марк Смирнов, отдельные главы были опубликованы в 2001 году.5
Несмотря на то, что часть архива С. Соловьева утеряна,6 а что-то находится у частных лиц, по проекту собрания сочинений, составленному поэтом в конце 20-х годов, можно представить, насколько оно велико.7 Из 15 запланированных томов — пять поэзии и художественной прозы; один из них — литургические стихи и поэмы. Два тома — переводы, один — жития святых; остальные — богословские и литературоведческие труды, (среди них «Основа вселенского православия», «Евангелие Иоанна», «Россия и Рим»; статьи об Эсхиле, Пушкине, Жуковском, Баратынском, Державине). Отдельными томами предполагалось опубликовать монографию о В. Соловьеве и воспоминания. Дошла до читателей примерно треть созданного СМ. Соловьевым, большая часть после 1917 года не переиздавалась.
Автором данной работы детально изучены архивные материалы (РГАЛИ, ИР ЛИ, ОР РГБ), собраны и осмыслены редкие публикации, воспоминания современников, эпистолярий. В своей работе диссертант стремится объединить различные направления философской мысли, художественного творчества, литературоведческих исследований С. Соловьева, что частично освещено в книге «Сергей Михайлович Соловьев. Духовные искания. Эволюция творчества» (М., 2004). В диссертации проясняются через призму достижений С. Соловьева некоторые спорные вопросы, связанные с творчеством его окружения. Проведены параллели с наследием близких С. Соловьеву художников слова: Ал. Блока, А. Белого, В. Брюсова, М. Волошина; поэтов и писателей других эстетических платформ (Ив. Бунина, А. Куприна, Н. Гумилева, К. Случевского); отмечено сходство исканий в области разных видов искусства (музыки, живописи, театра).
5 Марк Смирнов Последний Соловьев Жизнь и творчество поэта и священника Сергея Соловьева Главы
из книги // Russian Studies 2001 T III №4
6 Об этом факте сообщает Е Гениева//Вышгород. Таллинн №4/5 за 1999 С 6-21
7 ОР РГБ, ф №696 (Соловьев ), карт 3, е/х 7, л 2
Несмотря на тесные контакты со многими ярчайшими представителями литературы, филологии, богословия, СМ. Соловьев избрал свой неповторимый путь и в творчестве, и в жизни. Уже в первых публикациях чувствуется высокая культура поэта, эрудиция, одаренность. На протяжении всего творческого пути его главная путеводная звезда — вера в Высший Промысл Божий. Все испытания, несчастья, потери он переносил стоически благодаря непоколебимости своего христианского мировоззрения. Духовная и творческая эволюция СМ. Соловьева не была простой. С одной стороны, она проходила под знаком общего направления культурных и религиозно-философских исканий его времени, с другой, была истинно самобытной; с третьей, глубоко связанной с памятью рода, предков, генетическим кодом, обусловившим мотив постоянного возвращения к историческому прошлому в творчестве и порождавшим стремление построить свою жизнь в соответствии с тем идеалом, который сформировался в семье.
Выросший в среде «столбовой» (по определению А.В. Лаврова) московской интеллигенции, СМ. Соловьев с детства был погружен в атмосферу интеллектуального труда, высоких духовных запросов, творчества. Его мать, Ольга Михайловна, — художница и переводчица; отец, Михаил Сергеевич, — филолог, историк редкой эрудиции; бабушка, А.Г. Коваленская, — писательница; любимый дядя, Вл.С Соловьев, — философ и поэт; другой дядя, Вс. С. Соловьев, — известный писатель; дед — знаменитый историк, прославивший фамилию Соловьевых. Предыдущие поколения Соловьевых, Романовых, Коваленских, Карелиных тоже были людьми незаурядными, оставившими свой след в истории и культуре. Тяготение к «изящной и прекрасной жизни», «для которой был рожден»,8соединялось у Соловьева с высокой требовательностью к себе, чувством долга, трудолюбием, врожденным демократизмом. Многие прекрасные качества СМ. Соловьева — результат семейного воспитания, которое, в отличие от многих домов конца XIX века, было религиозным. Глубоко верующим человеком был Михаил Сергеевич Соловьев, таким же он хотел видеть сына. СМ. Соловьев еще в детстве был покорен красотой и величием церковных служб, песнопений, интерьера. Молитва на всю жизнь стала для него самым глубоким и сокровенным творческим актом. Библия, особенно Евангелие, вошли в его жизнь раньше других книг — сказок и мифов, сочинений Пушкина и Гомера. В дальнейшем становлении личности Соловьева, несмотря на все влияния и увлечения, вера в Бога осталась незыблемой основой мировоззрения, в свете которой «блекли все другие импульсы бытия».9
8 РГ АЛИ, ф. 2049, оп. 1, е/х 296, л 1.
' Лавров А В. «Продолжатель рода» — Сергей Соловьев / Соловьев С М Воспоминания М , 2003 С 18
Юность поэта озарена дружбой с двумя, пожалуй, самыми яркими людьми эпохи — Б.Н. Бугаевым (А. Белым) и А.А, Блоком. «Мистические зори» нового века, эсхатологические пророчества и жажда творческого преображения несовершенного мира отразились в ранних поэтических опытах СМ. Соловьева, одного из «аргонавтов» и члена «триумвирата» пылких «соловьевцев». Следует отметить, что даже в это время он сильнее и определеннее, чем А. Блок и А. Белый, осознавал свою нерушимую связь с церковью, с православием.
Важную роль в становлении Соловьева-литератора сыграло его сотрудничество в журналах начала века и, прежде всего, еженедельнике «Весы» (1904 - 1909). В. Брюсов сконцентрировал в журнале лучшие силы модернистской литературы. К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, В. Иванов, А. Белый, М. Волошин, Эллис составляли ядро сотрудников журнала с первого дня его существования. В «Весах» публиковались А. Блок, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, М. Кузмин, С. Городецкий и многие другие. С. Соловьев дебютировал в «Весах» со статьей, посвященной А. Дункан. Погружение в самую "гущу" культурной жизни, безусловно, было для молодого поэта плодотворно. В «Весах» (и других московских и петербургских журналах («Золотое Руно», «Аполлон») публиковались его стихи и проза, полемические и теоретические статьи, обзоры новинок. Все это было хорошей школой мастерства, формирования вкуса, стиля, эстетических взглядов. Духовный универсум Соловьева, с его незыблемой христианской основой, к концу 1900-х - началу 1910-х годов включал в себя, горячее увлечение античной литературой (Вергилий, Софокл, Гомер, Феокрит), интерес к национальному народному творчеству и преклонение перед русской классической поэзией во главе с Пушкиным. Не миновало его увлечение Данте, Гете и даже, на короткий срок, Ницше.
События первой русской революции не прошли бесследно для С. Соловьева, как и для других представителей русской интеллигенции. Сочувствие его было на стороне социальных низов, прежде всего крестьян. Однако «темные года», по словам поэта, первой русской революции открыли «незрелость» его «мятежа», бесплодность попытки опрощения 10и «хождения в народ».
Первые поэтические книги Соловьева: «Цветы и ладан»(1907), «Grurifragium»(1908) и «Апрель»(1910) — отразили многообразие его литературных пристрастий (античность, западноевропейская и русская классика), тяготение к национальной почве (народным песням, предани-
С Соловьев собирался жениться на крестьянской девушке, повторив судьбу своего прадеда и выполнив важную миссию «соединения с народом» Этот замысел не имел окончания.
ям, поверьям) и верность христианской тематике. А.В. Лавров сравнивает ранние книги Соловьева с грандиозным замыслом В. Брюсова — книгой «Сны человечества», которая должна была соединить основные темы и формы поэтического творчества всех времен и народов в исполнении автора на русском языке. Вряд ли Соловьев ставил себе подобную задачу, но культурный багаж молодого лирика (в области религии, литературы, истории, мифологии) был настолько обширен, что это не могло не отразиться в его творчестве.
Первое десятилетие XX века было для поэта временем напряженной внутренней работы, духовного поиска и первых свершений. Четыре книги, активное сотрудничество в журналах, участие в дискуссиях религиозно-философского общества, учеба в университете, филологическая научная работа, завершившаяся приглашением продолжать карьеру на ученом поприще, издание наследия деда — СМ. Соловьева и B.C. Соловьева — все это на протяжении пяти - шести лет... Произошел срыв, чуть не закончившийся трагически. Этот кризис 1911 года привел к кардинальным переменам в жизни, перелому в мировоззрении.
Третья книга стихов «Цветник царевны» (1913) отразила глубину пережитого в 1910 - 1912 годы. Соловьев назвал «Цветник» исповедью поэта, зеркалом целостной картины его мировоззрения. Вспоминаются слова А. Блока: «Чем сильнее лирический поэт, тем полнее судьба его отражается в стихах»." Думается, эта характеристика применима к автору и лирике сборника «Цветник царевны». Лирическим началом проникнуты стихотворения религиозно-философского содержания, трагическое соседствует с просветленно-оптимистическими надеждами, мотивы античные и библейские сливаются в гимн всепобеждающей, одухотворенной силе любви.
Знакомство в 1913 году с епископом (позднее митрополитом) Трифоном (Туркестановым) и братией Богоявленского монастыря привело С. Соловьева к утверждению «абсолютной истины христианства»,1 окончательному воцерковлению. После окончания университета поэт поступил в Московскую Духовную Академию, был рукоположен в диаконы (1915) и 2 февраля 1916 года принял сан священника. Такой поворот судьбы был подготовлен происхождением, личными убеждениями и веянием времени. «Возле церковных стен» ищут правды ставшие священниками П. Флоренский, В. Свентицкий, С. Дурылин, С. Булгаков. Еще в 1913 году С. Соловьев писал другу А.К. Виноградову: «Сейчас можно быть только в церкви, совсем до конца...», «служить Ей словом и де-
" Блок А Судьба Аполлона Григорьева//Собрание соч. в 8-ми т М,Л, 1962 Т 5 С 514 13 Соловьев С М. Богословские и критические очерки Томск, 1996 С 3
лом».|3Одним из «дел», помимо поприща священника, продолжал оставаться литературный труд. Самое яркое тому подтверждение — четвертая книга стихов и прозы «Возвращение в дом отчий» (1916) и сборник статей и публичных выступлений того же времени «Богословские и критические очерки». Житийной «Повестью о великомученице Варваре» (которую расценивал как «искупление грехов молодости»14) Соловьев как будто поставил точку в своих юношеских исканиях. Он утверждал, что только в христианстве — истина, и не только для отдельного человека, но для нации («русский народ — христианский»1 ), да и всего человечества. О значимости христианства для европейского мира он размышлял в статьях 1914 - 1915 годов. В связи с событиями первой мировой войны и назревающим социальным кризисом Соловьев проникся славянофильскими идеями, видя в русском народе носителя истинного религиозного чувства, способного спасти не только запутавшуюся в неохристианских теориях интеллигенцию, но и погрязшую в грехе, антихристову Европу. Он утверждал, что только «русскому православию принадлежит религиозное будущее».1
По оценке С. Соловьева, «русские императоры вытравили из церкви дух церковной свободы, отрицание этой свободы было введено в программу духовного образования». 17Идеалом в русской истории ему виделось духовенство Киевской Руси, представлявшее «независимую духовную силу»:1 оно «печаловалось» за народ, защищало несправедливо обиженных, помогало бедным, обличало безнравственное поведение светских властей. Оплотом церковной свободы (как свободы творческой) Соловьеву стал представляться Рим. «Нестареющий Рим», как написал он в послании «А.В. Карташеву»(1918), считая, что Ватикан хранит заветы первохристианских времен.
С приходом к власти большевиков вместо желанной свободы и возрождения церкви началось гонение на нее. С. Соловьев стал униатом, выбрав путь опасный для себя, но, как ему казалось, перспективный для духовного возрождения и процветания родины.
В экуменических устремлениях 20-х годов виден возврат к юношеским чаяниям, когда «триумвират» соловьевцев грезил о возрождении России на основе вселенской «теократии»' . Тогда С. Соловьев, по вос-
13 РГАЛИ, ф 1303, on 1, е/х 1067, л 13,2.
14 Там же, л. 2
15 Там же, л 3
16 Соловьев С М Эллинизм и церковь // Богословские и критические очерки Томск, 1996 С 25
17 Соловьев С Вопрос о соединении церквей в связи с падением самодержавия М , 1917.С 7.
18 Там же
" Ее концепция была разработана В С Соловьевым в трудах «Россия и Вселенская Церковь»(1883), «История теократии» (1887)
поминаниям А. Белого, был «теологом», теоретиком этой прекрасной утопии.
Во внутреннем мире С. Соловьева одновременно «жили» «филолог» и «теолог». Временами поэт ощущал равновесие их сосуществования (начиная с 1915 года), а порой такая двойственность становилась причиной его острых внутренних диссонансов. «Борение» филолога с теологом особенно ярко видно в отношении к эллинизму: греко-латинской культуре, философии, литературе. Преклонение перед античными классиками, скрупулезное их изучение вызвало представление С. Соловьева об античной религии и культуре как предтече христианства. («История Исминия», «Эллинизм и церковь», др.). К 1916 году такая позиция для него неприемлема. Он писал об «абсолютной лжи язычества» и невозможности «никаких компромиссов между христианством и язычеством»20. Эту тему он развил в книге «Гете и христианство» (1917) и других работах, по большей части неопубликованных, предупреждая об опасности «филологического метода в вопросах религии».22 В середине 20-х годов снова вернулся к позитивной оценке эллинизма: «Понятие языческого часто смешивается с понятием античного, чем вносится большая путаница. Действительно греко-латинская культура была могучим подъемом дохристианского человечества, выходом его из язычества. И греческая поэзия, и философия полны семенами будущих христианских идей: и Софокл, и Платон, и Вергилий стоят в преддверии христианского храма». 3 Интерес к античной культуре испытывали многие философы и поэты Серебряного века. Среди самого близкого окружения С. Соловьева стояли, во-первых, B.C. Соловьев, далее — В. Брюсов, А. Белый, Эллис, В. Иванов, Д. Мережковский, М. Кузмин, А. Кондратьев.
В последние годы (до ареста в феврале 1931-го) теолог в Соловьеве
восторжествовал над филологом. Поэт стал ориентироваться на образцы народных духовных стихов, проповедей, житийной литературы. Он создал «Размышление о круге богородичных праздников». «Сад Марии». В литературоведческих статьях оценивалось с позиций христианского миросозерцания наследие великих русских поэтов XIX века А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского. Безусловным идеалом окончательно стал B.C. Соловьев, его мечту о «Вселенской Церкви» пытался пре-
20 Соловьев СМ Богословские и критические очерки Томск, 1996 СЗ
21 Например, «Против Вячеслава Иванова»(1917), «ЛП Карсавин. Восток, Запад и русская идея» (1922 -
23), «Опыт апологии христианства» (конец 20-х), др
22 Соловьев С Против Вячеслава Иванова //ОР РГБ, ф. 696, карт. 2, е/х 13. С. 25
творить в жизнь племянник. Но его экуменическая деятельность не принесла плодов. Арест, болезнь и смерть не позволили ему воплотить дальнейшие творческие планы. Совершенно справедливо оценил его судьбу священник Марк Смирнов: «Жизненный путь Сергея Соловьева трагичен своей безысходностью, незавершенностью. Но свет веры Христовой освещает этот путь, дает ему смысл, законченность и величие христианского подвига».
Актуальность изучения творчества СМ. Соловьева в свете культурологических тенденций эпохи представляется несомненной. Она обусловлена, с одной стороны, углублением в христианские основы национального сознания, в вековые нравственные устои и традиции России. С другой стороны, — значительным расширением представлений о сложности литературного процесса Серебряного века, о сближениях и расхождениях разных направлений искусства слова и взаимодействии творческих индивидуальностей. В диссертации восполнена картина художественных исканий и достижений начала XX столетия, обогащено новыми наблюдениями и выводами изучение соотношений символизма с общим движением поэзии и прозы эпохи. Это русло исследования основательно укрупнено осмыслением наследия СМ. Соловьева.
Нами введены в научный обиход как разнообразные неизданные сочинения СМ. Соловьева, хранящиеся в архивах, так и его не переиздававшиеся и забытые художественные произведения, статьи, полемические выступления.
Научная новизна предпринятого исследования заключается в системном изучении ранее не подвергавшихся анализу художественных произведений СМ. Соловьева, его критических и литературоведческих сочинений, части богословские трудов, статей. Впервые детально рассмотрена и осмыслена эволюция религиозных и философско-эстетических воззрений Соловьева, их влияние на формирование его художественной индивидуальности. В диссертации отражено сложное и никем ранее не осмысленное развитие лирического дарования С. Соловьева, прослежено формирование его концепции мира, обусловившей неповторимость образной системы, поэтики каждого сборника стихов. Углубленное изучение наследия Соловьева, с установлением самобытности каждого этапа его творческого пути, привело к освоению его обширных творческих связей. По-новому представлен целый ряд явлений, важных не только для Соловьева, но и его окружения: творческий диалог с А. Блоком и А. Белым. Проведены показательные параллели между сочинениями С. Соловьева и современных ему крупнейших художников слова (Ив. Бу-
нина, Н. Гумилева, А. Куприна, И. Шмелева, Б. Зайцева др.). Впервые проанализирована проза поэта в ее разных жанрах (литературные сказки, повести, агиаграфия, мемуарная проза, статьи, очерки, др.), их обогащении, трансформации, а главное в соотношении с его поэзией. Осмыслены в диссертации неизвестные сочинения С. Соловьева в области филологии, в частности, статьи «Поэзия Жуковского» и «Трагедия Пушкина». В работе освещено, ранее не затронутое учеными, постижение С. Соловьевым духовной атмосферы эпохи рубежа веков, ее общественных, культурных, творческих достижений.
Объектом исследования стали: ранний цикл стихов «Преда-ния»(1905), поэмы «Дева Назарета» и «Саул и Давид»(1906); пять книг стихов «Цветы и ладан» (1907), «Апрель» (1910), «Цветник царев-ны»(1913), «Возвращение в дом отчий» (1916), «Стихотворения 1917 -1928гг.» (1999); книга поэм и сказок «Grurifragium» (1908); опубликованные в журналах повести и статьи; «Богословские и критические очерки» (1916); монография «Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция»; книга «Воспоминания» (2003); рукописи статей («Поэзия Жуковского», «Трагедия Пушкина»), очерка «Ольга Михайловна Соловьева», эпистоля-рия: изданного (переписка с А. Блоком) и рукописного; воспоминаний Соловьева и его современников.
Цель работы — рассмотреть творческую эволюцию СМ. Соловьева, развитие его многогранной художественной деятельности на протяжении четверти века (1906 - 1931гг.), установить самостоятельное значение наследия С. Соловьева и его связь с общими тенденциями развития культуры эпохи. Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:
-
проследить становление поэтического дарования СМ. Соловьева-поэта на материале ранних стихотворных опытов и первых публикаций;
-
выявить значимость каждого стихотворного сборника в творческой эволюции поэта в свете общих тенденций развития лирики и литературы других родов порубежной эпохи, традиций классической поэзии, формирования личных философско-эстетических взглядов Соловьева;
-
определить место прозы в творческом наследии СМ. Соловьева; ее характер и роль в становлении художественного таланта автора; установить место мемуаров Соловьева в контексте литературы этого жанра 1920 - 1930-х годов;
-
уяснить специфику литературоведческих исследований Соловьева-ученого, отметить полемическую сторону данной области его филологических занятий;
5) Раскрыть творческие связи С. Соловьева с рядом деятелей литературы XX века, религиозных мыслителей; углубленно рассмотреть освоение С. Соловьевым философии и поэзии B.C. Соловьева.
Методология и методы исследования. Исследование осуществ
лено на основе традиционных литературоведческих методов: истори-
ко-функционального, проблемно-хронологического, жанрово-
стилистического, сравнительно-типологического, аксиологического, позволивших осмыслить духовную основу личности и творческих исканий СМ. Соловьева.
В диссертации углубленно рассмотрены основополагающие для духовного мира С. Соловьева Книги Священного Писания, мудрость Святых Отцов, житийная литература, история православной Церкви.
Методологическую базу исследования составили теоретические труды С. Венгерова, К. Мочульского, Ю. Тынянова, В. Жирмунского, Б. Михайловского, М. Гаспарова и других ученых. Важную роль сыграли работы по литературе Серебряного века А. Авраменко, Н. Богомолова, Н. Грякаловой, Л. Долгополова, О. Клинга, А. Лаврова, Д. Максимова, З.Минц, М. Пьяных, В. Редькина, Л. Смирновой, А. Чагина... Изучено творческое наследие русских религиозных мыслителей В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Д. Мережковского, В. Розанова, П. Флоренского и других.
Апробация диссертационного исследования проходила на заседании кафедры русской литературы XX века факультета русской филологии МГОУ, а также во время выступлений автора диссертации на международных, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях Москвы (2001, 2003, 2005), С.-Петербурга (2003), Казани (2002), Армавира (2003), Владимира (2003). Многие положения диссертации вошли в монографию «Сергей Михайлович Соловьев. Духовные искания. Эволюция творчества» (М., 2004) — первую книгу, посвященную жизни и художественному наследию этого замечательного человека, поэта, священника, ученого.
Научно-практическое применение работы видится в том, что наблюдения и выводы исследования могут быть использованы в вузовском преподавании: в общих курсах истории русской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам изучения литературы начала XX века; при создании учебников и учебных пособий по истории русской литературы; при подготовке издания собрания сочинений СМ. Соловьева.
Материалы, вводимые в научный обиход, опыт их интерпретации могут быть полезны ученым, занимающимся проблемами литературы Серебряного века.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Четвертая глава, посвященная жизненному пути СМ. Соловьева, отнесе- і
на в приложение. Оно же включает часть архивных материалов, использованных в работе: статьи «Поэзия Жуковского», «Трагедия Пушкина» (ОР РГБ), мемуарный очерк «Ольга Михайловна Соловьева» (РГАЛИ), поэма «Старый пруд» с комментариями (ОР РГБ).
Библиографический список насчитывает 326 наименований и состоит из четырех разделов: в первом помещены произведения СМ. Соловьева и список архивных источников, во втором — мемуары, переписка и художественные произведения писателей и поэтов разных эпох, использованные в диссертационном сочинении; в третьем — труды по теории и истории литературы, по богословию, философии, истории церкви, справочники и словари; в четвертом —исследования, касающиеся избранной диссертантом темы.