Введение к работе
Безграничное пространство Интернета на рубеже XX–XXI веков стало главным хранилищем культурного наследия человеческой цивилизации. В Интернете в неисчислимом количестве вариантов бытуют тексты мировой литературы, в виде высококачественных репродукций представлены шедевры изобразительного искусства, в свободном доступе размещены музыкальные композиции, кино- и телефильмы, документальные хроники, видеозаписи театральных постановок и концертов… Однако готовая к любым экспериментам и метаморфозам пластичная материя Интернета не только репродуцирует в цифровом виде произведения искусства, но и сама, подобно художественной материи слова, звука, кадра, с легкостью подчиняется замыслу художника-творца и создает во Всемирной сети «другую реальность».
Отечественные специалисты-литературоведы, культурологи, философы, искусствоведы с 1990-х годов провозглашают конец эпохи литературоцентризма – эпохи, которая обнимает без малого три века новой русской словесности и культуры. Однако, очевидно и то, что литературоцентризм как явление аксиологическое, сопоставительно-ценностное, не исчез вовсе, не уступил своего места в иерархии художественно-образных представлений, но сложно, с неизбежными превращениями и очевидными потерями, переместился в новое для себя и неизведанное пространство эстетических и этических по преимуществу явлений и отношений.
В последние годы прошлого века в русском сегменте литературного Интернета наиболее активно творили профессиональные филологи и самые «продвинутые» авторы того времени. Постепенно число писателей, «обживающих» Глобальную сеть, стало увеличиваться, и сегодня в виртуальном пространстве работают практически все современные авторы. Наиболее же активными художниками слова в Рунете начала XXI века стали молодые интернет-пользователи (школьники, студенты, аспиранты, выпускники вузов), ночи напролет «пасущиеся в Сети» (У. Эко) и стремящиеся заявить о своей творческой индивидуальности, пробующие себя в различных формах и направлениях. Для многих из них Интернет становится местом творческой самореализации и первой литературной коммуникации.
Пик творческой активности молодежи, как правило, приходится именно на студенческие годы. Чаще всего этот период свободной и уже достаточно осмысленной жизни становится самым богатым на оригинальные идеи и смелые литературные эксперименты, требующие скорейшей оценки – признания и критики. Сегодня Интернет выступает в роли основной творческой лаборатории и главной опытной площадки: именно с публикаций в виртуальном пространстве многие молодые авторы XXI века начинают свое участие в формировании новейшей русской словесности.
В начале второго десятилетия XXI века молодые литераторы пишут о себе и о своей жизни активно и по-разному. Большое число своих литературных проб они посвящают собственной студенческой жизни – неохватной, безграничной метатеме, включающей в себя множество тематических областей, к которым в большей или меньшей степени обращается практически каждый начинающий автор.
Диссертационное сочинение открывает для изучения уникальный пласт новейшей русской словесности – студенческое литературное творчество в Интернете. Неохватный массив сетевых текстов о студенческой жизни постоянно дополняется множеством новых примеров, в целом схожих по эмоционально-экспрессивному заряду и настойчиво апеллирующих к читательскому интерактиву, но отличающихся авторскими подходами к художественному (зачастую – квазихудожественному) изображению современной студенческой действительности.
Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием научной общественности и особенно исследователей-гуманитариев к развитию Интернета как наиболее яркого культурного феномена начала третьего тысячелетия. Пластичность медийной материи, лежащая в основе функционирования интернет-пространства, располагает и активно стимулирует пользователей Глобальной сети к разного рода экспериментам, предоставляет широкие перспективы для реализации подсознательной потребности в творчестве (Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова), наиболее выражено проявляющейся у молодежи в студенческие годы.
Возможность анонимного существования в виртуальной среде позволяет начинающему автору-студенту без опасности идентификации реализовать литературные амбиции, получить от единомышленников первую оценку своих произведений. С другой стороны, открытость Интернета и связь веб-ресурсов посредством гиперссылок дает возможность способному литератору в кратчайшие сроки сформировать солидную аудиторию (читательскую и профессионально-критическую), завоевать известность, стать популярным автором.
Научная новизна диссертационного сочинения обусловлена малой изученностью новейшей российской интернет-литературы, авторами произведений которой выступают молодые люди, повествующие о своем студенческом бытии. Не существует специальных работ, использующих традиционную литературоведческую методологию для выявления и анализа интернет-текстов о студенческой жизни.
Предметом исследования является отражение студенческой жизни в новейшей российской интернет-литературе, а объектом – массив литературно-художественных текстов о студенческой жизни, опубликованных молодыми авторами на русскоязычных ресурсах сети Интернет в период с 2000 по 2010 годы.
Цель диссертационного сочинения – изучить и проанализировать отражение студенческой жизни в новейшей российской интернет-литературе.
Указанная цель работы позволяет сформулировать следующие задачи:
обозначить границы, смысловой объём современного понятия «студенческая жизнь» и дать ему определение;
определить степень и характер востребованности темы студенчества и образа студента в произведениях русских поэтов, прозаиков и драматургов XVIII-XX веков, в журналистских материалах молодежных газет начала XXI века, в российской интернет-литературе;
изучить возможности Интернета для словесного творчества и рассмотреть основополагающие свойства Всемирной сети (открытость, гипертекстуальность, интерактивность, нелинейность, иллюзорность, безграничность, внеиерархичность), стимулирующие молодых авторов к созданию и публикации литературных произведений в Интернете;
выявить наиболее популярные формы презентации литературно-художественных произведений о студенческой жизни в сетевом пространстве и составить типологию литературных интернет-ресурсов о студенческой жизни;
рассмотреть варианты отражения жизни студентов в художественных произведениях, опубликованных в Рунете: систематизировать тематику текстов о студенческой жизни; проанализировать жанровые предпочтения молодых авторов при работе с темой студенческой жизни; выделить типических героев студенческой интернет-литературы; представить образ автора-студента, создающего тексты на просторах русскоязычного сегмента Всемирной паутины.
Материалом исследования стали литературные и окололитературные произведения, опубликованные в Интернете, авторами которых выступили абитуриенты, студенты, аспиранты, недавние выпускники высших и средне-специальных учебных заведений. Выявление и отбор текстов совершались с помощью запросов слов и словосочетаний «студент», «студенческая жизнь», «студенческая литература», «студенческое творчество» в крупнейшей поисковой системе русскоязычного Интернета «Яндекс», а также в поисковых сервисах порталов с обязательной авторизацией (социальные сети) или веб-ресурсов, не индексирующихся поисковыми системами.
Методологической основой работы являются принципы комплексного анализа литературного текста и историко-литературный подход к изучению новейшего литературного процесса. Выбор методов исследования (сравнительно-исторический, описательный, типологический, жанрово-стилистический, сопоставительный, культурологический) определяются конкретными задачами изучения массива интернет-текстов о студенческой жизни.
Научный подход в исследовании сложился с опорой на теоретико-методологические принципы изучения интернет-словесности, отраженные в трудах специалистов-гуманитариев, рассуждающих об Интернете как среде коллективного творчества (Е.А. Горный), о феномене виртуального жителя Сети (Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова), о специфике сетевого авторства (С.Ю. Кузнецов), о литературной критике в Рунете (Е.Г. Елина, М.А. Фризен, Н.В. Пасынков), о свободе высказывания и цензурных ограничениях в Глобальной сети (В.В. Прозоров), об интернет-СМИ как новом сегменте медиасистемы (М.М. Лукина), о взаимопроникновении виртуального и реального мира (М. Кастельс) и др.
Теоретическая значимость работы связана с изучением современной студенческой интернет-литературы как новой формы бытования произведений словесности, авторами которых выступают молодые люди – непрофессиональные писатели, выбирающие местом первой литературной коммуникации ресурсы сети Интернет. В работе уточняются понятия «интернет-литература», «сетевая литература», «кибература», предлагается типология литературных интернет-ресурсов о студенческой жизни.
Результаты диссертационного исследования могут найти практическое применение при дальнейшем изучении феномена интернет-литературы, а также в учебном процессе: в курсах лекций по истории новейшей литературы, теории литературы, культурологии, в спецкурсах по проблемам современного литературного процесса и проблемам массового творчества.
Положения, выносимые на защиту:
В отечественной литературной практике тема собственно студенческой жизни оказалась на периферии, вне фокуса художественно-образного внимания профессиональных литераторов. О своей жизни в начале XXI века стали активно писать сами студенты, публикуя свои сочинения на виртуальных страницах Рунета.
Пространство Интернета становится для начинающих авторов местом первой литературной коммуникации: уникальные свойства Всемирной паутины позволяют молодому сочинителю в режиме реального времени получить чаще всего непредвзятую оценку своего творчества, а также предоставляют возможность встречи с неограниченной по объему читательской аудиторией.
Студенческая интернет-литература в большей степени имеет отношение к категории массового творчества. Молодые писатели, как правило, используют давно сложившиеся формы организации своих литературных текстов, нередко занимаясь подражанием авторам профессиональной словесности. Тем не менее, можно говорить и о специфике интернет-текстов, наиболее ярко проявляющейся в фрагментарности и повышенной интерактивности – апелляции к непосредственной читательской реакции и читательскому соучастию.
В жизни каждого студента можно выделить несколько основных, универсальных сюжетообразующих сфер деятельности: получение образования, участие в художественной самодеятельности или общественной работе, жизнь в общежитии, общение с однокурсниками и одногруппниками. Именно востребованность этих тем в произведениях новейшей студенческой интернет-литературы позволяет очертить тематические границы словесно-художественного изображения студенческой жизни.
Важной особенностью новейшей интернет-литературы является автобиографичность и исповедальность повествования: в абсолютном большинстве литературно-художественных текстов, опубликованных в Глобальной сети, нечеткая и зыбкая граница между автором, героем и читателем-адресатом (желанным собеседником автора) растворяется, становится едва заметной и слабо ощутимой. Более того, в виртуальной реальности в полной мере сбывается предсказание А.И. Белецкого: сам читатель нередко берется за перо, занимает позицию автора, создает новые произведения.
Апробация научных результатов. Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах, представленных на ежегодной Всероссийской конференции молодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века» (Саратов, 2005-2009), Международной конференции «Российская провинция: опыт комплексного исследования» (Саратов, 2009), Российско-канадском научно-практическом семинаре «Интернет и традиционные СМИ в медиакультурном пространстве Канады и России» (Саратов, 2010), III Международной научно-практической конференции «Литературный текст ХХ века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2010), обсуждались на заседаниях специального семинара профессора В.В. Прозорова «Актуальное и вечное в литературе и журналистике».
Структура диссертационного сочинения обусловлена спецификой изучаемой проблемы, целями и задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список, насчитывающий более 180 наименований.