Введение к работе
Актуальность темы. Идейно-худовествеяная природа драматургии Чехова обращала на себя внимание с самого выхода его пьес в свет. Её отличительные особенности состоят, главным образом, в отсутствие привычной интрига, в превалировании эмоционального начала над событийным, в необычной авторской позиции и т.д. Однако конкретные проявления этих особенностей, характер их взаимодействия в ранней и зрелой драматургии Чехова до сих пор остаются на в достаточной мере исследованными.
Видимая бессобытийность пьес драматурга традиционно объясняется вниыанкеы Чехова к реалиям повседневной гизни. Это замечание, по-своеыу справедливое, однако, лишь затрагивает, но не раскрывает проблемы, требуя более основательного изучения. Роль же эмоционального начала е драматургии Чехова так или иначе освещалась почти вс. всех ргботах, но тут и сегодня остается немало неревенных воггросов.
Обе тесно взаимосвязанные проблемы до сих пор не освещались "прицельно" - обраиениеы к поздней драматургии Чехова. А между так это имеет самый яивой смысл, поскольку в "Трёх сестрах" к "Випгнё-воа саде" соотношение сюгетообразугаих и змоционально-зстетическкг начал получает наиболее яркое свое вырагение и потоау, как нам г-редставляется, дает самый благодарный материал для решения указанных - далеко не до конца нсследозанкьт - проблем.
Пели и задачи работы заключаются в том, чтобы проследить процесс трансформации драматургических принципов в "Трёх сестрах" к "Визнёаом саде", сосредотачивая внимание,как на глазном предмете исследования, на тех сдвигах, которые происходят в рели сценического действия и эмоционально-эстетической атмосферы, з характере связей и взаимодействия мезду ними в театре позднего Чехова;
определить особое несто "Трёт сестёр" в обкем ряду дрзиатя-ієсктїх произведений Чехова как пьесы переломной,этапной для Чего-за-дракатурга, стремясь понять, с одной стороны, что і-менио роднит »ё с предиестауЕзкии пьесами - с "Чайкой" к "Дядей Ваней" особенно, : другой стороны - какие изменения произойди в основных зяененга? }ё идейно-образной структуры;
проанализировать "Випгиёаый сад" как веряннноо выраззииэ про-tecca развитая театра'Чехова, более полно гг созерззнно роаянзупгзэ' 'гиденцяк, наметившиеся в "Грез: сестрах", обраная прк гтои главное
Материалом исследования явились дзз пьсси Чехова - "Три са-Сї ры" и "Вшнёвнй сад", с сохранением, однако, г ноле орежя всагс* драматургического наследия Чехова.
Основным ыетодои исследования а реооїз язляетсл поо-гийо-сФруктурныЗ анализ с привлечением средск сравтгаадыю-чипогага-чеекого и цсїоріїко-яіггвратуряого анализа.
Структура диссертации. Диссертация состоиї кг введения, дауг глаз ("Три сасгсры" /об Бїапко-nepssoMKOM характере пызея/ к "Место "Вашнёзого сада" в-драматургия А.П.Чахова") її закгдаїеккя.
.Апробация результатов исследования." Основное содержание диссертации представлено *грємк публикациями, докладами, дояавкїйікся на университетских конференциях и на научных еєішкараг п>к ;тайгд-ра теории литературы к зарус'огныя лп-герагур СамГУ.
Ыатеркалы исследования могут Сыть учтет иеслєдоЕагєлякй драматургии Чэхоаа, а гакзэ вузсвскк,ш работниками в ходе чтєіпіп курса истории русской аятбратуры конца XIX - качала XX «еаог?, "~~и пураов и спецсеминаров по творчеству Чехова.
Объё-j, основного текста IS5 страниц нашшаггасг;, сїтіЛі-' дассеїз-гаїй-гл со списком использовашой литература - 144 сгаагацы.