Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Демина Алла Сергеевна

Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама
<
Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демина Алла Сергеевна. Поэтическая философия творчества О. Э. Мандельштама : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Н. Новгород, 2006 217 с. РГБ ОД, 61:07-10/184

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА О.МАНДЕЛЬШТАМА В ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ 15

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ О.МАНДЕЛЬШТАМА НА ЭТАПЕ ТВОРЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. ЭСТЕТИКА РАННЕГО О.МАНДЕЛЬШТАМА И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЕГО СОВРЕМЕННОСТИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ 15

1.1. Эстетика символизма. О.Мандельштам и символисты 16

1.1.1. ЭСТЕТИКА СИМВОЛИЗМА 16

1.1.2. О.МАНДЕЛЬШТАМ И В.И.ИВАНОВ 20

1.1.3. О.МАНДЕЛЬШТАМ И И.Ф.АННЕНСКИЙ 24

1.1.4. О.МАНДЕЛЬШТАМ И А.А.БЛОК 26

1.1.5. О.МАНДЕЛЬШТАМ И Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ 29

1.2. Эстетика акмеизма. О.Мандельштам и акмеисты 34

1.2.1. ЭСТЕТИКА АКМЕИЗМА 34

1.2.2. О.МАНДЕЛЬШТАМ И Н.С.ГУМИЛЕВ 38

1.2.3. О.МАНДЕЛЬШТАМ И А.А.АХМАТОВА 41

1.2.4. О.МАНДЕЛЬШТАМ И Г.В.АДАМОВИЧ 44

1.3. Наследование и преодоление традиции в первом поэтическом сборнике О.Мандельштама 47

§ 2. ФИЛОСОФИЯ А.БЕРГСОНА И КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА О.МАНДЕЛЫ11ТАМА 55

2.1. Философия творчества А.Бергсона 55

2.2. Отражение системы А.Бергсона в статьях О.Мандельштама 57

2.3. «Бергсонианство» в лирике О.Мандельштама 59

ГЛАВА II. МЕТАФИЗИКА ТВОРЧЕСТВА 67

§ 1. МОТИВ СМЕРТИ В КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА О.МАНДЕЛЫ11ТАМА 67

§ 2. ОНТОЛОГИЯ В КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА О.МАНДЕЛЬШТАМА 89

2.1. Философия потенциального бытия и мотив «возможного» 89

2.2. Онтология и философия творчества 99

§ 3. КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА О.МАНДЕЛЬШТАМА И ИМЯСЛАВИЕ 109

3.1. Имяславие как религиозно-философская система 109

3.2. О.Мандельштам и имяславие 116

3.2.1. О.МАНДЕЛЬШТАМ И ИСТОЧНИКИ ИМЯСЛАВИЯ 116

3.2.2. ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИМЕНИ В ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ О.МАНДЕЛЬШТАМА 119

3.2.3. СТИХОТВОРЕНИЯ О.МАНДЕЛЬШТАМА, СООТНОСИМЫЕ С ИМЯСЛАВИЕМ ТЕМАТИЧЕСКИ 130

3.2.4. СТИХОТВОРЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ ИМЯСЛАВЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ АВТОРА 144

§ 4. МИФОПОЭТИКА О.МАНДЕЛЬШТАМА В СВЯЗИ С ЕГО КОНЦЕПЦИЕЙ ТВОРЧЕСТВА 154

4.1. «Мифологический» метафоризм у О.Мандельштама 155

4.1.1. АССОЦИАТИВНОСТЬ В МИФЕ 155

4.1.2. АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТАФОРИЗМ У О.МАНДЕЛЬШТАМА 156

4.2. Концепция творчества О.Мандельштама и архетипические образы-символы 160

4.2.1. ТВОРЧЕСТВО И АРХЕТИПЫ 160

4.2.2. АРХЕТИПИЧЕСКОЕ В КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА О.МАНДЕЛЬШТАМА 162

4.3. Мотив «детства» в мифопоэтической системе О.Мандельштама 175

4.4. «Телесная логика» и мифы творения в мифопоэтике О.Мандельштама 178

4.4.1. КОНКРЕТНО-ЧУВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЛОСОФИИ ТВОРЧЕСТВА О.МАНДЕЛЬШТАМА 178

4.4.2. МИФЫ ТВОРЕНИЯ И ИДЕЯ ТВОРЦА У О.МАНДЕЛЬШТАМА 181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185

БИБЛИОГРАФИЯ 191 

Введение к работе

Творчество О.Э.Мандельштама представляет собой редкий пример единства поэзии и судьбы. Жизнь в поэзии - вот то, чему подчинялась биография, обретавшая подлинную значимость лишь в свете эстетической вечности. Более того, сама судьба Мандельштама становится символом времени и обретает обобщающий смысл. Находившийся под постоянным подозрением «отщепенец в народной семье», живший в страхе ареста и в конце концов раздавленный безжалостной машиной подавления свободы, О.Мандельштам действительно заслужил право «говорить за всех». Его творчество интересно как свидетельство очевидца событий, до конца разделившего боль своей страны и отстоявшего право на свободу творчества перед лицом неминуемой гибели.

О.Мандельштам - поэт, отразивший в своем наследии подлинные искания XX века. В его лирике модернистская тенденция сочетается с классичностью стиля, тем, мотивов. Сложнейший поэт, глубокий мыслитель, нетипичный прозаик, Мандельштам никогда не перестанет быть актуальным.

Несмотря на обилие работ о творчестве Мандельштама, появившихся в течение последних полутора десятков лет, он до сих пор остается достаточно загадочной фигурой. Понимание его творчества требует определенного ключа, и многие стихотворения все еще не «расшифрованы». Особенно актуальной для изучения является концепция творчества Мандельштама, многогранная и по-настоящему уникальная. Ее исследование может пролить свет на многие трудные для интерпретации смысловые отрывки в произведениях Мандельштама.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Концепция творчества Мандельштама в ее глубине и необычности - одна из самых ярких в русской литературе XX века. Она представляет особенный интерес для исследования благодаря тому, что занимает центральное место в миропонимании и художественной системе Мандельштама. Исследование концепции творчества Мандельштама обусловлено необходимостью разностороннего и многопланового изучения наследия поэта. Вне знания концепции творчества в ее целостности невозможно понимание основ художественного мышления Мандельштама, ключевых тем, систем образов и мотивов, элементов стиля.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые в работе предпринята попытка возможно полного анализа концепции творчества О.Мандельштама, взятой в ее ключевых, системообразующих моментах, характеризующих взгляд Мандельштама на природу и сущность творчества, специфику творческого процесса и его результаты. Подобные попытки в литературоведении не предпринимались. До сих пор данной темы исследователи касались лишь попутно, она не становилась объектом специального литературоведческого анализа. В данной работе концепция творчества О.Мандельштама соотносится не только с концепциями его современников, но дается анализ представлений Мандельштама о сущности художественного творчества в сопоставлении с другими крупными концепциями XX века, что позволяет достичь более полных и глубоких результатов анализа.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Творческое наследие О.Мандельштама, во всей его глубине и многоаспектности, отнюдь не представляется полностью и всесторонне изученным. На данный момент в ман-дельштамоведении скорее возникает больше вопросов, чем дается ответов на них. До сих пор много неясностей, связанных с недостатком источников: они касаются фактов биографии поэта (особенно пребывания в лагере), установления окончательного варианта множества стихотворений. В настоящее время архив О.Мандельштама находится на хранении в Принстонском университете США, что создает дополнительные трудности для изучения его творчества. В целом можно выделить следующие направления, представляющие на современном этапе наибольший интерес для исследователей.

1. Творчество Мандельштама в общем историко-литературном контексте: эта проблема поставлена в работах В.В.Мусатова «Вечные сны, как образчики крови...» Лирика Осипа Мандельштама и пушкинская традиция», И.И. Чекало-ва «Поэтика Мандельштама и русский шекспиризм XX века», О.А.Лекманова «Книга об акмеизме и другие работы», М.Рубинс «Пластическая радость красо ты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция», Л.Г.Кихней «Акмеизм: Миропонимание и поэтика», Г.Ратгауза «Проблема классицизма в творчестве Мандельштама» и т.д.

2. Исследование отдельных мотивов, образов, символов вне связи с общей концепцией творчества (наиболее многочисленный пласт работ о Мандельштаме). Такой подход отражают статьи В.В.Мусатова «Архитектура, демон которой сопровождал меня всю жизнь», Б.Бухштаба «Поэзия Мандельштама», И.Воротникова «Я слово позабыл, что я хотел сказать...», А.Жолковского «О неясной ясности» и т.д.

3. Анализ отдельных этапов творческой деятельности Мандельштама. Среди таких работ можно выделить статьи В.В.Мусатова «Ранняя лирика Осипа Мандельштама», С.Стратановского «Творчество и болезнь. О раннем Мандельштаме», В.Кривулина «Последний взлет», Б.Гаспарова «Севооборот поэтического дыхания: Мандельштам в Воронеже, 1934-1937», Ю.И.Левина «О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама» и др.

4. Проблема интертекстуальных связей в русской и зарубежной поэтической традиции. Этот ракурс исследований Мандельштама представлен в работах Н.А.Богомолова «Русская литература первой трети 20 века», С.Н.Бройтман «К генезису постсимволизма (ранний Мандельштам и Блок)», О.А.Лекманова «Осип Мандельштам и поэзия Вячеслава Иванова: заметки к теме», И.И.Низовой «К проблеме художественной рефлексии Мережковского и Мандельштама», С.С.Аверинцева «Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления», Л.А.Колобаевой «Ахматова и Мандельштам (самосознание личности в лирике)», И.Винокуровой «Гумилев и Мандельштам: Комментарий к диалогу», С.М.Марголиной «О.Мандельштам и А.Белый: полемика и преемственность», В.В.Мусатова «Ахматова и Мандельштам», А.А.Добрицына «Нашедший подкову»: античность в поэзии Мандельштама (дополнение к комментарию)», О.А.Лекманова «Мандельштам и Эдгар По» и др. Особенно отметим сборник статей «Мандельштам и античность» со статьями А.И.Немировского, Н.А.Нильссона, Р.Пшыбыльского, В.И.Терраса и т.д.

5. В последние годы в литературоведении все более заметно смещение научного интереса к собственно формальному анализу как отдельных стихотворений, так и творчества в целом (включая анализ типичных художественных приемов и элементов композиции). В связи с этим отметим работы Б.А.Успенского «Анатомия метафоры у Мандельштама», О.Ронена «Поэтика Осипа Мандельштама», К.Ф.Тарановского «Очерки о поэзии О.Мандельштама». Воспользовавшись определением В.Муханова, можно идентифицировать исследования такого рода как «энциклопедию подтекстов» лирики Мандельштама.

В литературоведении созданы обстоятельные труды по кардинальным проблемам творчества Мандельштама. Среди них исследования Н.Струве «Осип Мандельштам», Л.Г.Кихней «Осип Мандельштам: Бытие слова», монография Н.А.Петровой «Литература в неантропоцентрическую эпоху. Опыт О.Мандельштама», исследование С.М.Марголиной «Мировоззрение Осипа Мандельштама» (отмечают определенную субъективность работы), труд И.Гурвича «Мандельштам. Проблема чтения и понимания», монография Л.Пановой «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама», посвященная анализу языковых средств, формирующих поэтическую картину мира Мандельштама. Г.Г.Амелин и ВЛ.Мордерер в исследовании «Миры и столкновенья Осипа Мандельштама» рассматривают различные аспекты творчества Мандельштама от идиостиля до художественных параллелей с другими авторами. Книга И.Н.Бушман «Поэтическое искусство Мандельштама», помимо анализа различных аспектов творчества, дает достаточно широкий обзор ритмико-фонетических особенностей мандельштамовского стиха. Из иноязычных книг отметим работы Д.Г.Харриса «Осип Мандельштам», П.Зимана «Поздняя поэзия Осипа Мандельштама. Текст и контекст», а также Д.Бейнс «Мандельштам: поздняя поэзия». Наконец, назовем труд О.А.Лекманова «Осип Мандельштам», монографию А.С.Карпова «О.Мандельштам. Жизнь и судьба», а также книгу К.Брауна «Мандельштам», посвященные биографии Мандельштама в ее взаимосвязи с творчеством.

В современном литературоведении крайне мало интереса проявляется к философской стороне поэзии Мандельштама, на наш взгляд, заслуживающей всестороннего пристального внимания. Будучи одним из самых философски одаренных лириков Серебряного века, он сочетал в своей поэзии тончайшее техническое совершенство и удивительную глубину мысли, обнажающей сокровенные тайны бытия. Мандельштам по праву может быть назван поэтом-философом, а большая часть его стихотворений - умозрением в рифмах. На фоне общих вопросов о смысле бытия Мандельштам особое внимание уделяет проблеме творческого микрокосма. Все этапы его творческого пути отмечены размышлениями о сути, смысле, месте поэзии в жизни, а в последний период эта тема становится главной. Но творчество для него не просто одна из тем, пусть и важнейшая. Творчество для Мандельштама - это образ мыслей, способ существования. Глубина этой проблемы в его лирике не исчерпывается только отдельными темами, устойчивыми мотивами, это сложный по своей сути философский вопрос.

Как освещен этот материал в литературоведении в настоящий момент? Целостного исследования вопросов, связанных с мандельштамовской концепцией творчества, в науке о литературе нет. Отдельным аспектам этой темы посвящен ряд исследований. Единственный в своем роде анализ мандельштамов-ского понимания психологии творчества принадлежит В.П.Зинченко. В целом цикле статей «Проблемы психологии развития (читая О.Мандельштама)» и исследовании «Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии» он связывает лирику Мандельштама и современные теории психологии личности, поступка, взросления. Попыткой сопоставительного анализа наследия Мандельштама в интересующем нас аспекте явились статьи, посвященные общим особенностям мировоззрения Мандельштама и крупных философов XX века. Следует назвать статьи В.К.Суханцевой «Культура как диалог метафизик (Хайдеггер и Мандельштам)», И.Ужаревича «Павел Флоренский и Осип Мандельштам», С.Сендеровича «Мандельштам и Розанов», С.С.Осокиной «Концепция культуры О.Шпенглера как философский контекст творчества Мандельштама 1920-х годов», В.Шлотта «Возрождение культуры из трагедии русской истории (К вопросу о влиянии Ницше на поэтику Осипа Мандельштама)», С.Ф.Кузьминой «Творческий опыт Мандельштама и философия Вл.Соловьева». В этих работах Мандельштам предстает не только как гениальный лирик, но и как мыслитель, во многом стоящий в одном ряду с выдающимися деятелями русской и европейской философии. Анализ художественного стиля Мандельштама в свете концепции диалога М.М.Бахтина отражен в книге М.Эскина «Этика и диалог в работах Левинаса, Бахтина, Мандельштама и Целана».

Особое значение при изучении нашей темы приобретают работы, посвященные исследованию отдельных философских категорий, как они представлены в творческом мире Мандельштама. Так, статьи Е.А.Денисовой «Экзистенциальные проблемы в творчестве О.Мандельштама», М.Багге «Библейские мотивы в поэзии О.Мандельштама», П.Кейгела «Прообразы поэта в раннем стихотворении О.Э.Мандельштама», Ю.Иваска «Христианская поэзия Мандельштама» делают акцент на религиозно-философских реминисценциях. Глубоким пониманием философии времени у Мандельштама отличаются статьи О.М.Се-дых «Философия времени в творчестве О.Э.Мандельштама» и И.Берковича «Система временных отношений в лирике Мандельштама». Седых анализирует идею времени в историко-литературном контексте, отмечает переклички с философией П.А.Флоренского, М.Хайдеггера, Э.Гуссерля, исследует идеи эллинизма в творческом мире Мандельштама. Проблемам философии личности посвящены статьи Л.А.Колобаевой «Место человека во вселенной...» (философия личности и видение мира в поэзии О.Мандельштама)», «Архитектура души» в лирике О.Мандельштама».

Тема смерти анализируется в статьях В.И.Хазана «Апокалипсис у Мандельштама (О теме смерти в стихах 30-х годов)», П.Д.Заславского «Тема смерти в лирике О.Мандельштама 30-х годов». Тема смерти в связи с концепцией творчества затрагивается также в книге Г.Г.Амелина, В.Я.Мордерер «Миры и столкновенья Осипа Мандельштама».

Вопрос об имяславческих мотивах в лирике Мандельштама освещен достаточно скудно. Отметим лишь работу И.Паперно «О природе поэтического слова. Богословские источники спора Мандельштама с символизмом», а также исследование Г.Фрейдина «Многоцветное одеяние: Осип Мандельштам и его мифологии самопредставления», в котором мотив «блаженного, бессмысленного слова» соотносится с имяславием. В статье И.З.Сурат «Превращения имени» проводится параллель между философией слова О.Мандельштама и эстетикой П.Флоренского, а также анализируется поэтическое имяславие Мандельштама, главным образом представленное употреблением личных имен. О П. Флоренском и О.Мандельштаме пишет также Л.Г.Кихней в книге «Осип Мандельштам: Бытие слова», анализируя некоторые имяславческие реминисценции.

Онтологичность как свойство поэзии Мандельштама в основном анализируется лишь в связи с вопросами языка, этому посвящены работы Н.Л.Быстрова «Об онтологическом статусе слова в поэзии Мандельштама», М.Лотмана «Осип Мандельштам: Поэтика воплощенного слова», И.В.Мандрук «Слово как философская проблема у О.Э.Мандельштама», А.В.Оганесян «Искусство слова в поэзии Осипа Мандельштама», Л.Г.Кихней «Осип Мандельштам: Бытие слова».

Исследование мифологической основы лирики Мандельштама стало особенно актуально на рубеже веков, в эпоху тотального переосмысления сложившихся оценок и стереотипов. Этому посвящены диссертации Е.Н. Костери-ной «Художественный мифологизм творчества О.Мандельштама», Т.Ю. Никитиной «Мифопоэтика О.Мандельштама 1908-1925 годов», совместные статьи Л.Г.Кихней, Е.Н.Костериной «Мифологическая «картина мира» и поэтика О.Э.Мандельштама (заметки к теме)» и «Эсхатологический миф в «Tristia» (1915-1920) Осипа Мандельштама». Представляет интерес и основательное исследование В.Н.Топорова «О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама».

Из исследований советского времени (в том числе прижизненных) не потеряли своей актуальности статьи Ю.Тынянова, В.Жирмунского, Н.Берковского, Л.Гинзбург. Сборники «Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования»; «Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы»; «Смерть и бессмертие поэта: Материалы международной научной конференции, посвященной 60-летию со дня гибели О.Э.Мандельштама (Москва, 28-29 декабря, 1998 г.)»; «Отдай меня, Воронеж...» Третьи международные Мандельштамовские чтения: Сборник статей»; «Сохрани мою речь...» определяют современный уровень и аспекты изучения наследия этого крупнейшего поэта.

Таким образом, философская концепция творчества О.Мандельштама, выраженная в литературно-критических комментариях, ряде мотивов и специфике художественного языка мандельштамовскои лирики, в настоящий момент в литературоведении изучена крайне слабо.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЦЕЛЬ диссертации состоит в анализе концепции творчества О.Мандельштама. В соответствии с целью определены следующие ЗАДАЧИ:

1. Выявить творческие установки Мандельштама на этапе их формирования в контексте литературно-философских идей его времени.

2. Определить ключевые элементы его философии творчества, объяснить их сущность и проследить генезис.

3. Показать, в чем состоит философия языка и образа у Мандельштама и как она выражается в его лирике.

4. Выделить принципы поэтики Мандельштама, соотносимые с его концепцией творчества.

Для решения этих задач представляется необходимым:

1. Сопоставить концепцию творчества Мандельштама с другими типологически родственными системами идей.

2. В качестве вспомогательного материала проанализировать взгляды Мандельштама на философию искусства, выраженные в его литературно-критическом наследии.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: лирика Мандельштама, дополнительный источник - литературно-критические статьи Мандельштама. В основу анализа положено 4-томное собрание сочинений (Мандельштам, О.Э. Собрание сочинений в четырех томах / О.Э. Мандельштам- М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993— 1997). В качестве вспомогательного материала используются произведения поэтов Серебряного века, а также философские источники XX века.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: концепция поэтического творчества О.Мандельштама как она выражена в его лирике разных периодов.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Концепция творчества О.Мандельштама формируется под влиянием литературно-философских идей его современников: символистов, акмеистов и философской системы А.Бергсона.

2. Наиболее ярко сущностные элементы поэтической философии творчества О.Мандельштама проявляются в мотиве смерти; концепцию творчества Мандельштама можно характеризовать как онтологическую.

3. Концепция творчества в лирике Мандельштама соотносима с философией имени.

4. Важнейшие особенности поэтической философии творчества Мандельштама отражены в мифопоэтических элементах его художественной системы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации осуществлен системный подход, позволяющий рассматривать явления в их целостности и в историко-литературном контексте. В соответствии с задачами в диссертации применены историко-литературный, литературно-биографический, культурно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы. Тема исследования (философия творчества О.Мандельштама) определила также использование метода философской интерпретации, реализованного, на наш взгляд, в анализе лирики в книгах В.А.Грехнева «Мир пушкинской лирики», «Словесный образ и литературное произведение».

СТРУКТУРА РАБОТЫ обусловлена задачами, стоящими перед автором. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, намечены цели и задачи работы, определены научная новизна, практическая значимость и методологическая база исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту. Также во Введении рассматривается история вопроса: дается обзор проблем, представленных в предшествующих работах, посвященных творчеству Мандельштама.

Первая глава посвящена анализу концепции творчества Мандельштама в контексте современных автору литературно-философских идей. Предметом исследования становится определяющее влияние, оказанное на эстетическую концепцию Мандельштама на этапе ее формирования представителями крупных эстетико-философских систем. Цель исследования в первой главе: проанализировав в синхроническом аспекте наиболее существенные генетические влияния, показать, какие идеи поэтической философии творчества Мандельштама являются результатом преемственности, а также каким образом, находясь в сфере влияния этих направлений, Мандельштам сохраняет свои собственные оригинальные и самостоятельные представления о творчестве. Для этого поэтическая философия творчества Мандельштама соотносится с эстетикой символизма и акмеизма (сопоставляется понимание поэзии у Мандельштама и отдельных представителей этих течений), а также с пониманием творчества крупнейшим философом XX века А.Бергсоном.

Вторая глава посвящена анализу сущностных особенностей поэтической философии творчества Мандельштама, раскрывающих понимание Мандельштамом творчества как метафизического явления и отраженных в его лирике в ряде устойчивых мотивов. В ней исследуются те элементы концепции творчества Мандельштама, которые определяют ее своеобразие и оригинальность. Мы стремились дать возможно полную картину этой концепции через анализ ее ключевых идей и элементов. Четыре параграфа главы посвящены соответст венно анализу мотива смерти как важнейшей отличительной черты философии творчества Мандельштама, исследованию онтологичности концепции творчества поэта, сопоставлению понимания творчества у Мандельштама и представителей философии имени, выявлению мифопоэтического слоя мандельшта-мовской концепции творчества.

В Заключении подводятся итоги исследования.

Список использованной литературы включает 278 наименований.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в возможности использования основных положений и выводов диссертации в вузовском курсе лекций по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных лирике Серебряного века в целом и творчеству Мандельштама, в особенности касающихся проблем философии творчества.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ проведена на научных конференциях «Жизнь провинции как феномен духовности» (2005 г.), «Актуальные проблемы изучения литературы на перекрестке эпох» (2006 г.) (г.Белгород), «Грехневские чтения V» (2005 г.). Отдельные положения исследования сформулированы в 7 опубликованных статьях.