Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неореалистическая драма Л. Андреева (1905-1910 годы) Башкиров, Дмитрий Леонидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башкиров, Дмитрий Леонидович. Неореалистическая драма Л. Андреева (1905-1910 годы) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Екатеринбург, 1993.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы "Неореалистическая драма Л.Андреева (1905—1910)" обусловлена необходимостью концептуального и целостного подхода к драматургии этого художника. Объективный процесс освобождения нашей культурно-исторической памяти позволяет, по-новому осознать смисловую глубину имеющегося худокественного нг гладил. Драмы Л.Андреева не "отраяают" или "осмысливает" действительность, конкретные реалии сложно опосредованы художественной интуицией, картина человеческой жизни и мира создается средствами искусства, избегающими идеологическое определенности. Лпалиа пьес Андреева актуален и в историко-литературном смысле, я в аспекте теории литературы, особенно в части системного'подхода к выявлению эстетических и философских основ неодращ Л.Андреева, ее архитектоники .

Степень разработанности проблемы. Творчество Л.Н.Андреева в целой и особенно его драматургическая часть — одна из самых дискуссионных проблем филологии. При лизни писателя его 21 пьеса и 7 сатирических миниатюр, "Письма о театре" вызывали оживленные споры представителей всех литературных течений и социально-политических доктрин. К творчеству Андреева обращались И.Михайловский, Г.Плеханов, В.Боровский, А.Луначарский;писатели -А.Блок,Андрей Белый, М.Горький,М.Еологаин и многие лрутие;режиссеры-Вл.Немирович-Лапчэнко, К.Станиславский, Вс.Меііорхрльд. В дореволюционной критике собственно художественные особенности драматургии Л.Андреева не акцентированы. В 20-е годы К.Дрягиным был впервые поставлен вопрос о связи художественного метода Л.Андреева с экспрессионизмом. В 50— 70-е годы социально-философский цикл пьес Андреева рассматривался, в основном, в вульгарно-социологическом ключе, что xapuiuepio для исследований А.Рубцове, Б.Бугрова, З.Чувакова. В 70—80-о годы наметился значительный сдв;;г в изучении драматургии этого писателя. В работах У.Еабичевой, Ь.Зеззубова, А-.Григорьева, Л.ИезуитовоЛ, Ю. Чи рвы творчество Л.Андреева приобретает новое измерение, яолэе становится масштаб и .истинное значение его наследия. Однако замечание ВЛелдыла о недооценке обобщеііпо-.їилосоїімого содордплия

пьес "в угоду содержанию исторически-конкретиому, значение кото-рого подчао преувеличено", справедливо до сих пор. Современный уровень изучения Л.Андреева определяемся ц зарубежной славистикой. Дй.Вудворд, Д.Каун, И.Цуыбловск.ак-Лобода; Л.Силард и Р.Дэвнс указываю? на влияние драмы Л.Андреева на творчество таких худоз-ников, как Б.Ерехї, О'Шіл, Ї.Ануй, Ж.-П.Сартр.

Целостному изучении драматургии Л.Андреева способствует под-готовленноз С.Чирвой издание в двух токах "Драматургических произведений" (Л.: "Искусство", 1989), научный аппарат которого со-дерзит обширный историко-культурный контекст и сведения о сценической судьбе пьес этого алїора. Подводя итоги изучения творчества Л.11.Андреева, приходится констатировать, что основы его худо-нєсїбєшіого шалений, структура пьес, специфика эстояических и философских новаций, сац метод образного претворонин мара з неореалистической драме остаются евд но вполне проясненный!, дискуссионные пройдеш пока доминируют над неоспоримыми результатами.

Цель исследования — на натериале текстуального анализа пьес "К звездам", "Савва", "їизкь человека", "Царь Голод", "Черпав маски'1, "Аиатэ^а" и некоторых других выявить художественные основи, архитектонику и поэтику неореалистической драмы Л.И.Андреева в органической овкзв с его воззрениями и движением эстетической И театрільноа мисли конца XIX и начала XX века.

В соответствии о цзлыа диссертации определены основные ис-следоьатедьскис задача:

— раскрыть принципы архитектоники драматургии Л.Андреева;
-- проследить соотношение "идей" и "реальности" в парадок-

сьльниіі модели мира, созданной воображением драматурга;

.— виявить контуры диалектической системы духовных ценностей, утверждаемых драматургом;

— проанализировать принципиально новаторские стороны неоре-
алис-ичеокой драма Л.К.Андреева, повлиявшие на развитие как оте
чественной, так и мировой драматургии.

«р.тододыическоЯ и теоретической основой исследования слулат принципы литературоведческого.анализа, сочетающие системно-типологический и исторнко-генехический подходы к материалу и позволяющие выявить внутрзивие законы художественного развития идиостиля иизатсла.,

Каучн&ч новизна исследовании Впервые предпринят анализ ху-доьвстмшіой .ткени драматически» произведений Л.Андреева с точки гре.'ыя их а;.'хктвктон/кй, а та;мо реконструкции процесса станоале-

ния андреевской эстетики и философии искусства и способов дости-кения автором целостности и гармоничности текста, но "выпрямляю-аего" действительность, а изображающего ее как становящуюся живую жизнь.

Нетод художественного отражения действительности Л.Н.Андреева может быть назвал неореалистическим, так как писателю в лучших своих произведениях удалось найти ту художественную форму выражения, в которой человек существует в иирэ, а не "переделывает" его. Данный момент определил и отношение в исследовании к культурно-историческому фону, который претворен природой худояествен-ного мышления Андреева в контекст, "отражающий" жизнь, а не "узнаваюций" ее. Рассмотрение драм Андреева в этой аспекте позволяет по-новому увидеть суть традиционности и новаторства автора, в художественной образе сохраняющего свободу и самоценность каждого жизнепроявления.

Полокения, выносите на защиту;

Исходные принципом:архитектоники драш Л.Андреева является изображение не развития'событий, а представлений о них. Драматическая коллизия возникает .в результате разрушающихся и приходящих к абсурдному самовыражению представлений (идей) о жизни, пре-тендуацих на самодостаточность. Это особенно характерно для пьес "К звездам", "Савва".

С драмах "Кизнь человека", "Царь Голод" одновременно реализуются разнонаправленные "ззгллд извне" (трансцендентный) и "взгляд изнутри" (обывательский) на "жизнь текущую" и эе абсолютный, вневременный с шел. 2 го позволяет автору в действин-схомз и образе-тезисе ныппить on'oC;/.мноз и частное, абстрактное и конкретное, вневременное к становящееся, рациональную логику событий и их абсурдность.

"Идеи" в художественной пространстве пьес Л.Андреева играют конструктивную роль, именно "идея" организовывает в сознании героя мировой хаос, и она де, в момент своего чистого развития,, разрушает равновесие, "взрывает" привычную картину мироздания. 2то ведет к экзистенциальному, а не умопостигаемому бытию. Драматург создает парадоксальный образ реальности, в котором собственно художественное и сиз.уально диіісавитсльноз исходят за свои пределы.

Л.Андреев размывает границы между изибраяаш'ыц и изображпю-И!ц. Художественное пространство его пьес севобої.лаетсі: ст лохной

достоверности.. Драматическое действио в "Черных гасках", "Акатэ-но'н, "Океане" основано на двойственности изображения, которое и воссоздает аизнь, и претендует на максимальное сближение с нею. При этом эпизод, ситуация, персонах является и частью обыденной НИ8НИ, и деталью мира-прозокации, шра мистифицированного, и наделяются автором сверхсшслои притчи и символа.

— Андреев создает принципиально новый тип организации драматического конфликта. Автор максимально заостряет неизбывное противоречие между "жизнью текущей" и киз.нью. человеческого духа, которое и есть, по мысли драматурга, трагедия, утверждающая истинную и подлинную жизнь. :

' .— Драматургию Л„Андреева цо»но назвать неореалистичоокой. Изображение существования в проотраиствеино-време-шшй .и причинно-следственной последовательности уступает место изображению кизни-страдания, кизии-любви. Противоречия исторического и общественного бытия трансформируются в экзистенциальное их переживание.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты, практичеокийііатериал, впервые вводимые в научный оборот факты могут быть использованы для выполнения научно-исследовательской программы: "JCX век: русская литература в контексте отечественной а шровой культуры", в исследованиях по истории русской литературы и культуры,, а такте истории и теории театра, в процессе преподавания русской, литературы в лекционных курсах и спецкурсах.

Апробация работы. Диссертация обсуадалась на кафедре русской литературы белорусского государственного университета, основные положения излагались на У научной конференции, посвященной Н5-ле-тиа Леонида Андреева (Ленинградский госинститут им. .Н.К.Крупской); ХЛ1 І&кдународньа: Достоевских .-чтениях (Санкт-Петербург, 1992 г., тема доклада ,— Достоевский, в драматургии Л.Андреева).

Похожие диссертации на Неореалистическая драма Л. Андреева (1905-1910 годы)