Введение к работе
Реферируемая диссертация посвящена исследованию мифопоэтики пространства в пьесах А.П Чехова 1890-х - 1900-х годов
Мифопоэтическое направление полагает миф решающим фактором
для понимания искусства, его структуры и содержания В современной
науке мифопоэтический анализ художественного текста сформировал два
направления исследования литературного произведения, от мифа к
литературе (Р. Барт, Е.М. Мелетинский, О М. Фрейденберг,
Дж Дж Фрэзер, М. Элиаде, К.Г. Юнг и др ) и от фольклора к литературе (В П. Адрианова-Перетц, М К. Азадовский, Д.Н. Медриш, В.Я. Пропп и др) Однако, как справедливо заметил Е М Мелетинский, литература генетически связана с мифологией через фольклор «повествовательная литература. . - через сказку и героический эпос Соответственно драма и отчасти лирика первоначально воспринимали элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии» (Мелетинский Е М «Поэтика мифа». - М, 1995 - С 277) Именно такую перспективу исследования предлагал еще А Н Веселовский в «Исторической поэтике». Поэтому в исследовании мифопоэтики литературного произведения учитывается опыт мифа и трансформация его в фольклоре
Вопрос о взаимоотношениях мифа, фольклора и литературы
поднимался неоднократно, но актуальности своей он не утратил Ряд
современных исследователей утверждает, что структура фольклорных и
литературных произведений определяется общими идейно-
художественными принципами (Е Б Артеменко, СМ Толстая)
Д Н Медриш высказывает мысль, что фольклор и литература являются
двумя подсистемами, составными частями одной метасистемы - русской
художественной словесности Традиционная культура является фольклорно-мифологическим «кодом» литературы.
В аспекте представленного научного подхода важно установить факт наличия фольклорно-мифологических моделей, компонентов, рбразов в литературном тексте, показать их преобразование и структурно-семантическую роль в произведении
А П. Чехов находится в ряду тех писателей, в произведениях которых мы не найдем признаков явного фольклоризма- ни фольклорной атрибутики, ни фольклорных приемов. Между тем, художественный мир писателя определяется не только фактами его биографии и социальной жизни, но и накопленной в словесном искусстве культурной традицией, восходящей к глубокой архаике Эта смысловая среда есть мифопоэтический контекст творчества
Уже современники писателя отмечали символический подтекст в чеховских пьесах, его особую природу и ненавязчивую, своеобразную
фпрМу ВОПЧОЩЄНИЯ В СВ5МИ. t, )|_ИМ И Н I epeLH hi М И КЛЖНЫМ С 1<ІШЖИ ILH
рассмотрение мифопоэтической стороны его произведений, в частности его пьес Особая эстетическая роль в драматургии А.П Чехова отводится художественному пространству. Этот вопрос фундаментально рассматривался в работах Б Зингермана, М О Горячевой, Н Е Разумовой и др. Однако мифопоэтика пространственных образов чеховских пьес остается до сегодняшнего дня малоизученной
Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, недостаточной исследованностью мифопоэтики пространства в драматургии А.П. Чехова 1890-х - 1900-х it и, с другой стороны, возрастающим интересом современного литературоведения к фольклорно-мифологическим и символическим компонентам чеховских пьес
На протяжении нескольких десятилетий в решении вопроса об отношении Чехова к народной культуре разрабатывалась точка зрения,
«»
связанная с прямым использованием фольклорных сюжетов, образов, выразительных средств (С Ф Баранов, Г М Воробьева, И.В Грачева, Л.Б. Мартыненко, Б.А Навроцкий М Е Роговская, М Л Семанова, Е.А. Терехова, О.Ф. Тумилевич и др)
Глубинные фольклорно-мифологические пласты в творчестве Чехова стали объектом пристального внимания лишь в последние десятилетия Начало этому было положено в работе Д Н Медриша В последние годы в чеховедении интерес исследователей пространства сместился в область мифопоэтики (Ю.В. Доманский Н И Ищук-Фадеева М Ч Ларионова, М.М Одесская, И Н. Сухих).
Результаты упомянутых работ подчеркивают правомерность мифопоэтического подхода в исследовании художественного пространства в драматургии А П. Чехова В настоящем диссертационном исследовании образы пространства рассматриваются сквозь призму культурной традиции, фольклорно-мифологических образов и представлений,
СЛОЖИВШИХСЯ Б НаЦИОНоЛЬНСИ КуЛЬТурс і аігОТа ПОСБЯЩспа ИЗУЧсКИЮ
мифопоэтики пространства в чеховских пьесах1 пространственных структур и пространственных образов, значимых для фольклорно-мифологического сознания
Материалом диссертации являются четыре пьесы А П Чехова, написанные в период с 1895 г по 1904 г
Объектом исследования в работе стали образы пространства в драматургии А П Чехова
Предметом исследования, в свете сказанного выше, является мифопоэтика пространственных образов в пьесах А.П Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»
Цель диссертации - выявление и анализ мифопоэтических основ «конструирования» пространства, его структуры и семантики,
особенностей функционирования пространственных образов в пьесах А.П. Чехова
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить особенности мифопоэтического подхода к пространству в литературном произведении,
охарактеризовать основные принципы мифопоэтического моделирования пространственных отношений в драматургии А.П Чехова,
рассмотреть художественную значимость мифопоэтических пространственных образов;
выявить эстетические функции мифопоэтики пространства и ее роль в раскрытии идейно-художественного содержания в драматургии АП Чехова
Положения, выносимые на зашиту.
і Пространственные ооиазы в пьесах А П Чехова Наделены
мифопоэтическим смыслом Помимо прямого значения они имеют традиционную семантику и символический смысл, закрепленные в мифологии и фольклоре
2. Пространство в пьесах А.П. Чехова организуется по принципу расширяющихся кругов, дом, усадебное пространство (пространство, находящееся за пределами дома, но внутри усадьбы) и внеусадебное пространство Это полностью соответствует фольклорно-мифологическому принципу концентрических кругов в организации пространства, а также традиционным представлениям о «своем» и «чужом» мире
3 Пространственные образы в пьесах А.П Чехова амбивалентны, воплощают одновременно идеи смерти и рождения и поэтому
вписываются в авторскую циклическую модель пространства и времени, восходящую к мифологической модели 4. Подтекст чеховских пьес во многом формируется мифопоэтическими образами и приемами Этот подтекстный смысл не «проговаривается», а складывается в сознании читателя и зрителя на основе «готовых» символических значений предметов и явлений, уже существующих в культуре Таким образом, восприятие чеховских пьес подразумевает прямое, событийное впечатление и переносное, символическое Создается диалог между тем, что предлагает писатель, и той культурной матрицей, которая есть в сознании зрителя или читателя
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка с помощью системного, комплексного анализа мифопоэтики пространственных образов исследовать специфику художественного мира АП Чехова
Теоретической и мстйлолої ический неновой настоящей работы является фундаментальные исследования в области художественного пространства (М М Бахтин, Д С Лихачев, Ю М Лотман, Б А Успенский, ДА Щукина и др.), исследования в области мифологии и фольклора (А Н Веселовский, Е М Мелетинский, А А Потебня, В Н Топоров, О М Фрейденберг, М Элиаде и др), исследования в области драматургии А.П Чехова (М О Горячева, Б. Зингерман, Н.И Ищук-Фадеева, М Ч. Ларионова, М М. Одесская, Э.А Полоцкая, Н Е. Разумова, И.Н Сухих, Г И. Тамарли и др )
Выбор основных методов исследования обусловлен характером материала и конкретными задачами литературоведческого анализа В работе используется структурно-типологический метод, позволяющий рассматривать литературное произведение как структуру, составляющую сложное единство, но состоящую из более простых элементов,
сформированных культурной традицией Это позволяет проанализировать глубинные уровни литературы Продуктивным в работе является метод целостного анализа литературного произведения, осуществляющий функциональный подход к проблеме понимания текстов и позволяющий вязать в единую смысловую картину элементы различных структурных, семантических и культурно-исторических слоев В работе также используются элементы историко-генетического и интертекстуального подходов
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном, междисциплинарном подходе к анализу литературного произведения, в развитии принципов интерпретации художественного текста в культурно-историческом и фольклорно-мифологическом аспектах
Практическое значение. Материалы и результаты диссертации могут быть использованы в разработке лекционных курсов по истории русской литературы конца XIX - начала XX вв, в спецкурсах и спецсеминапах по TBQn4ecTBv а О Чехова а также в школьных к^пгях литературы.
Апробация работы. Концепция, основные идеи и результаты исследования были представлены на ежегодных научно-теоретических конференциях преподавателей и аспирантов ТГТШ, Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции «Фольклор традиции и современность» (Таганрог, 2001), Международной научной конференции «Творчество А П Чехова в контексте русской и мировой литературы» (Таганрог, 2004), Международной научной конференции (зоачной) - XXIII Чеховские чтения в Таганроге «Творчество А.П Чехова» (Таганрог, 2007) и отражены в восьми публикациях. Материалы и основные идеи исследования использованы в вузовском курсе истории русской литературы XIX века, читаемом автором диссертации в Таганрогском государственном педагогическом институте
*
Результаты исследования изложены в статьях общим объемом 3,5 п л
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 230 наименований Общий объем работы составляет 192 с.