Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение вопроса о литературной репутации того или иного культурного и общественного деятеля является первоочередной научной задачей любого историко-литературного исследования. В этом плане несомненной лакуной в отечественном литературоведении является не только отсутствие подобного рода исследований в отношении Н. А. Полевого (1796— 1846), но и как следствие принципиально точечный анализ его деятельности в истории русской литературы. С этой точки зрения методологический подход реферируемой работы, с одной стороны, позволяет целостно рассмотреть большую часть занятий этого литератора (не ограничиваясь, как это было в предшествующей литературе, какой-либо одной сферой его деятельности — журналистикой, историей и т.д.), а, с другой — привлечь наиболее яркий и насыщенный духом времени историко-культурный материал, т.е. одновременно поставить вопрос как о характере деятельности Полевого, так и о восприятии ее современниками, что не только внесет существенные уточнения в область уже исследованную литературоведением, но и дополнит и обогатит научные представления и о нем самом, и о широком круге деятелей периода 20-^0-х гг. XIX в.
Целью исследования является совокупный анализ формирования и функционирования литературной репутации Н. А. Полевого, создания и автокоррекции собственного литературного образа и его последующей трансформации.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые всесторонне освещается бытование литературного имени Н. А. Полевого как историко-литературная проблема. Подобный подход позволил объемнее и детальнее проследить начальные условия его литературной деятельности, раскрыть сам феномен чрезвычайной популярности Н. А. Полевого-журналиста
и историка, диссонирующий с тотальным полемическим сопротивлением профессиональной среды. В настоящей работе также впервые поставлен вопрос о литературной стратегии этого деятеля, изучена его работа по созданию собственной литературной репутации и ее влияние на восприятие деятельности этого литератора последующими литературными поколениями. В диссертации привлекаются к анализу самые разнообразные печатные и рукописные источники: критические статьи, литературные и исторические сочинения, письма, периодика разных лет и т.д. Использованы архивные материалы.
Методологической и методической основой диссертации являются выработанные современным литературоведением источниковедческий и историко-литературный методы исследования.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при построении курса истории русской литературы XIX века, а также курса истории русской литературной критики и журналистики.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения и содержит 183 страницы текста. Список использованной литературы включает 322 наименования.